МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
методическая разработка по теме
Патриотизм являлся и является характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy.docx | 12.09 КБ |
soderzhanie.docx | 12.2 КБ |
voenno-patrioticheskoe_vospitanie_v_rf.docx | 78.48 КБ |
retsenziya_vnutrennyaya.doc | 23.5 КБ |
retsenziya_vneshnyaya.doc | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГБПОУ «МНОГООТРАСЛЕВОЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Рассмотрен на заседании цикловой комиссии
Общегуманитарных и социально –
экономических дисциплин
_____________________________________
Председатель _______/Загородникова Т.И./
Преподаватель ___________/Кузьмин С.В./
Моршанск, 2018
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....………………………………………………………………….…...3
1. История военно – патриотического образования....……………… ………..4
2. Исторические и современные системы патриотического воспитания в России…………………..…………...………………………….…………………..9
2.1 Понятие патриотизма.…………....………………………………………….9
2.2 Система патриотического воспитания.……..…………………………….12
3. Актуальные проблемы патриотического воспитания в РФ.……………...21
4. Комплексный подход к патриотическому воспитанию в современной России ……………………………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......………………………………………………………………30
ЛИТЕРАТУРА....………………………………………………………………….31
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим источником жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе российского воина, является патриотизм. Трудно переоценить его роль в истории России, в утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества, обеспечении национальной безопасности. Поэтому одно из центральных мест в системе воспитания студентов занимает государственно-патриотическое воспитание, суть которого заключается в формировании у молодого поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Практика новейшей отечественной истории подтвердила, что система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде, она постоянно совершенствуется. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах Российского общества, а также новыми условиями современного мира.
Патриотизм являлся и является характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности.
Прошлое нашей Родины убедительно свидетельствует, что во все времена государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизненность общества.
1. ИСТОРИЯ ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание, осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и образовательных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.
Мировая история военно-патриотического образования уходит своими корнями в глубь веков. Еще в Древнем мире делались примитивные попытки накопления и передачи опыта и традиций вооруженной защиты своих интересов подрастающему поколению.
Особенности развития цивилизаций Древнего мира, различия религий, обычаев и традиций, разнообразие этнических, экономических и социокультурных факторов закономерно порождали своеобразие подходов к подготовке подрастающего поколения к воинской службе.
Вместе с тем в эпоху древних цивилизаций, несмотря на различия, воинское воспитание обладало рядом общих признаков, которые выражались в жестких социальных регуляторах, обязанностях и даже в зависимости подрастающего поколения от установленных норм и требований, продиктованных существующей идеологией и религией. На протяжении тысячелетий выстраивалась и последовательно совершенствовалась система военно-патриотического образования подрастающего поколения.
Древняя Русь
Вопросам военного дела и военно-патриотического воспитания на Руси всегда придавалось важное значение. О высоком уровне военной подготовки и боевого духа русских воинов еще в VI веке писал византийский император Маврикий Стратег: «Племена славян ... любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы... Юноши их очень искусно владеют оружием».
О силе и высоком уровне воинского мастерства русских дружин свидетельствуют походы князя Олега в Византию, победы над ясами (осетинами) и касогами (черкесами) и завоевание Тмутаракани (Таманского полуострова), создание военно-торгового форпоста Переяславе на западе, близ устья Дуная, овладение расположенной на Дону крепостью Саркел (Белая Вежа), разгром хазарского государства в Нижнем Поволжье. Высокое воинское мастерство русских дружин отмечал Карл Маркс «... мы уже указывали на Олега, — писал Маркс, — бросившего против Византии 88 000 человек и продиктовавшего, укрепив свой щит в качестве трофея на воротах этой столицы, позорные для достоинства Восточной Римской империи условия мира. Мы указывали также на Игоря, сделавшего Византию своей данницей, и на Святослава, похвалявшегося: «Греки доставляют мне золото, драгоценные ткани ... фрукты и вина, Венгрия снабжает скотом и конями», и, наконец, Владимира, завоевавшего Крым и Либерию».
Новым этапом в развитии Руси, а также формирования основ военного строительства и военно-патриотического образования стало принятие христианства в 998 году. Это событие послужило объединению восточнославянских племен и становлению единого национального сознания, закреплению в психологии масс славянского этноса чувства принадлежности к «союзу союзов племен», воспитанию у людей стремления и готовности защищать Отечество от внешнего врага. С введением христианства на Руси военная организация получила новые моральные основы: воины обязывались защищать не только родину, но и религию. Религиозная моральная основа боеспособности «воев» восполняла родовые и племенные связи.
Идеи военно-патриотического образования нашли свое отражение в таких произведениях как «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Притчи» и «Слова» Кирилла Туровского, «Моления» Даниила Заточника, «Чтения» монаха Киево -Печорского монастыря Нестора, «Поучение» киевского князя Владимира Мономаха, «Русская Правда» киевского князя Ярослава Мудрого и др.
Московское княжество
С образованием Московского княжества ядром войска стал «двор» великого московского князя, состоящий из «детей боярских» и дворян, которые несли военную службу. До 15-летнего возраста дворянин числился «недорослем». Когда ему исполнялось 15 лет, его записывали в «десятню» (служилый список) и он становился «новиком». Для учета и проверки служилых дворян периодически проводились смотры, уточнявшие «десятню», которая по существу являлась организационно-административной единицей, объединявшей дворян, приписанных к одному городу.
Второй составной частью войска стали «городские полки», которые набирались из горожан. Третьей частью войска была «рубленая рать», т.е. рать собранная («срубленная») с определенного количества сох (податная единица, равная 12 человекам населения). Во второй половине XIV в. упоминаются казачьи сторожи, которые несли службу наблюдения по Хопру, Дону, Быстрой и Тихой Сосне и другим рекам. В это же время военную службу на договорных началах несли «служилые татарские царевичи», «ордынские князья», отряды мордовских лыжников и литовские князья со своими дружинами. Однако наемничество носило случайный характер и не изменяло национального характера русского войска.
Дальнейшее развитие военной структуры государства связано с реформами Петра Великого (1672-1725 гг.), Петром I был издан указ, вводящий обязательную, личную и пожизненную службу дворян.
В 1732 г. был объявлен указ, в котором устанавливалось, кого брать в школы и каковы цели обучения. В указе говорилось, что обучение солдатских детей в школах при гарнизонных пехотных полках принесет пользу государству и даст «в рекрутах облегчение». В школы принимались дети от 7 до 15 лет.
В 1774 г. в школы разрешено было принимать детей бедных дворян. С течением времени происходят различные изменения, касающиеся приема в военные образовательные заведения. В 1798 г. Павел I основал в Гатчине императорский сиротский дом с двумя отделениями: отделение для благородных детей (детей дворян и всех штаб - и обер - офицеров, «коих родители скончали дни служа отечеству», а также тех родителей, «коих отцы, хотя продолжают военную или гражданскую службу», но состояния скудного) и отделение для солдатских детей. Обучение в школах устанавливалось до 18 лет.
Воспитанники отделения благородных детей назывались кадетами. Кадетские корпуса – закрытые учебно-воспитательные заведения. В России кадетский корпус впервые был основан в 1732 г. для шляхетских детей от 13 до 18 лет. В 1863 г. кадетские корпуса были реорганизованы в военные гимназии, затем в 1882 г. они снова стали называться кадетскими корпусами.
Общее направление военно-патриотического образования в кадетских корпусах основывалось на «любви к Богу, на благоговении к постановлениям Святое Его Церкви, на сыновней преданности Престолу, на бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании долга семейного и общественного, военного и гражданского», — писал генерал Я.И. Ростовцев.
Система военно-патриотического образования в кадетских корпусах постоянно совершенствовалась. Они выпускали в течение почти двухсот лет многие тысячи физически и нравственно здоровых, прекрасно воспитанных и хорошо образованных военных и гражданских специалистов-патриотов на благо нашего Отечества. В 1918 году в связи с ликвидацией старой армии кадетские корпуса были закрыты и были возрождены уже в наше время, в 1991 г.
Важное место в процессе развития практики военно-патриотического образования в России занимали педагогические взгляды и практическая деятельность выдающихся представителей русской армии и флота А.В. Суворова, П.И. Румянцева, М.И. Кутузова, Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова, М.И. Драгомирова и др.
СССР
Теория и практика военно-патриотического образования были представлены во взглядах В.И. Ленина, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского и др.
Проблемы воспитания человека в коллективе решал известный советский педагог А.С. Макаренко. Он разработал методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей.
Основную задачу советского воспитания А.С. Макаренко видел в подготовке нового человека, в воспитании человека–творца, человека-гражданина, человека-патриота.
Большую работу в плане военно-патриотического образования в советское время проводили пионерские и комсомольские организации, организации ДОСААФ, образовательные учреждения.
Воспитание патриотизма в школе определялось ее Уставом: воспитывать у учащихся высокое чувство советского патриотизма – любовь к Родине, своему народу, КПСС и готовность к защите социалистического Отечества. Оно осуществлялось в учебно-образовательном процессе (умственная, трудовая деятельность, нравственное, физическое воспитание) и через деятельность школьных пионерской и комсомольской организаций. В старших классах общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования, начиная с 1967 года, был введен учебный предмет «Начальная военная подготовка» (НВП), регулярно проводились летние военные сборы в лагерях.
Основные цели и направления работы пионерских организаций – воспитание гражданина и патриота.
Позитивную роль в организации военно-патриотического воспитания, физической подготовки школьников играли пионерские лагеря
Священный долг комсомола был, согласно Уставу ВЛКСМ, – готовить молодежь к защите социалистической Родины, воспитывать самоотверженных патриотов, способных дать решительный отпор нападению любого врага. Одной из составляющих деятельности комсомольской организации школы в деле военно-патриотического образования являлось физическое воспитание школьников, спортивные лагеря, проведение уроков мужества, месячников оборонно-массовой работы, организация Всесоюзных военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», главными задачами которых было: приобретение школьниками некоторых знаний, умений и навыков, необходимых будущему воину, совершенствование физического развития и закалки.
Наиболее ярким примером военно-патриотического образования в СССР была деятельность организаций ДОСААФ и военно-учебных заведений – Суворовских и Нахимовских военных училищ, где сочеталось умственное и нравственное воспитание в учебно-образовательном процессе с военной подготовкой к службе в вооруженных силах.
Законы, поддерживающие военно – патриотическое образование
В марте 1998 года была принята новая редакция Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», которая ввела в стране обязательную и добровольную систему подготовки молодёжи к военной службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную работу, без чего невозможно воспитание здорового поколения России.
Принимается Постановление Правительства РФ № 1441 от 31 декабря 1999 года, подписанное В.В.Путиным. Оно носит название «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе».
Была принята Правительством государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», в разработке которой участвовали практически все министерства и ведомства, ведущие общественные организации, администрации субъектов Федерации, Государственная Дума.
В образовательных учреждениях было организовано обучение учащихся по курсу «Основы военной службы» интегрированного с курсом ОБЖ. Содержание учебных программ курса включает: получение начальных знаний в области обороны государства, правовые основы военной службы, военно-патриотическое воспитание; основы медицинских знаний и др. Кроме теоретических занятий Программа предусматривает проведение пятидневных учебных сборов в период летних каникул на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами или учебными подразделениями РОСТО.
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ
2.1 Понятие патриотизма
Понятие патриотизма в Царской России
В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество», что тесно перекликается с Евангелием от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Уже во времена Петра I патриотизм считается выше всех добродетелей и практически становится российской государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, — обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. — И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...». Данный подход к военной службе был закреплен в Уставе воинском 1716 года, российских законах, а также в написанных лично Петром I «Учреждении к бою» и «Артикуле воинском».
Но не только с военной службой связывали понятие патриотизма граждане Российской Империи. Гражданский патриотизм был распространен очень широко, и при этом имел черты «сознательного патриотизма», не имевшего ничего общего ни с ксенофобией, ни с антисемитизмом, ни с этническим национализмом. «Сознательный патриотизм» хорошо охарактеризовал великий русский патриот, философ Василий Розанов: «Счастливую и великую родину — любить не велика вещь. Мы должны ее любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша мать «пьяна», лежит и вся запуталась в грехе, — мы и не должны отходить от нее».
Понятие патриотизма в Советской России
В силу формирования и развития новых классовых, политических, идеологических и других признаков, в советское время Отечество стало определяться, прежде всего, как социалистическое, отражая при этом появление советской государственной общественной системы. Представители коммунистического движения, говоря о патриотизме, опираются на трактовку В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». В статье «О национальной гордости великороссов» Ленин дает определение пролетарского патриотизма: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык, свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов…».
В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».
Понятие патриотизма в православии
Вот что говорил о патриотизме Патриарх Алексий II:«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.
Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.
И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны».
Поместный Собор РПЦ 1990 года констатировал, что на протяжении тысячелетней истории Русская Православная Церковь воспитывала верующих в духе патриотизма и миролюбия. По определению Поместного Собора 1990 года, патриотизм «проявляет себя в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в деятельной гражданственности, включающей сопричастность радостям и испытаниям своего народа, в ревностном и добросовестном труде, в попечении о нравственном состоянии общества, в заботе о сохранении природы».
Понятие патриотизма в современной России
В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном, до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма, принятия Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», а также «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в которой патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».
Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. «Патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества».
Но, несмотря на то, что вышеперечисленные официальные документы четко очерчивают понятие патриотизма и его роль на современном этапе развития российской государственности, в общественном сознании отношение к данному понятию далеко от однозначного. Что, в частности, демонстрируют высказывания различных политических и общественных деятелей.
В целом на сегодняшний день можно констатировать наличие значительного числа разнонаправленных мнений по вопросам патриотизма, отсутствие в обществе единого понимания патриотического воспитания, а также недостаточную системность и четкость государственной политики в этой сфере. И это проблемы, которые ожидают своего решения.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Современная российская система патриотического воспитания, в лице государственных и негосударственных организаций, представляет собой результат эволюции исторических форм патриотического воспитания, существовавших в нашей стране.
2.2 Система патриотического воспитания
Система патриотического воспитания в Царской России
В дореволюционной России существовала система образовательных учреждений, позволяющих эффективно решать задачи патриотического воспитания. Данные учреждения успешно готовили для российского государства специалистов как военного дела, так и гражданско-государственной службы. Речь идет о системе кадетского образования и императорских лицеев.
Кадетские корпуса в России начали создаваться в XVIII веке для подготовки молодых людей, прежде всего, к военной и гражданской службе. За годы своего существования в дореволюционный (до 1917 года) период кадетское образование претерпело ряд реформ, связанных с попытками создания стройной системы образования, построенной на единых принципах обучения и воспитания. В процессе реформ компонент военного образования то усиливался, то ослаблялся, но неизменно оставался важной отличительной чертой данного вида образовательных учреждений.
Уже в первом российском кадетском корпусе к преподаванию привлекались профессора Академии наук и учителя с университетским образованием, так как ставилась задача подготовки в данном учебном заведении высокообразованных граждан, способных к ответственной государственной службе.
По инициативе Петра I в 1701 году была учреждена «Навигационная школа», которая позже стала Морским кадетским корпусом. Первый собственно кадетский корпус в России был учрежден Императрицей Анной Иоанновной в 1731 году (Корпус кадетов шляхетских детей, позже переименованный в Сухопутный шляхетский кадетский корпус).
Помимо военных дисциплин, по примеру Дании и Пруссии, в программу данного учебного заведения были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук. Это имело особое значение в связи с тем, что в России тех лет отсутствовало жесткое разделение на военную и гражданскую службу, часто военные переходили на гражданскую службу с сохранением и даже повышением ранга. Существовали случаи, когда кадетский корпус преобразовывался в гражданское учебное заведение, например, в Санкт-Петербурге Горное училище стало Горным кадетским корпусом, а позже было преобразовано в Горный институт.
Самым элитным военно-учебным заведением Императорской России считался Пажеский Его Императорского Величества корпус. Он был создан еще в царствование Елизаветы Петровны в 1759 году, согласно именного указа, «Дабы те, пажи через то к постоянному и пристойному разуму и благородным поступкам наивяще преуспевали и от того учтивыми, приятными и во всем совершенными себя показать могли, как христианский закон и честная их природа повелевает». За свою более чем вековую историю Пажеский корпус воспитал сотни доблестных офицеров, государственных и общественных деятелей.
Помимо кадетских корпусов, развивались так называемые Императорские лицеи. Наиболее прославившийся из них — Императорский Царскосельский лицей, действовавший в Царском Селе с 1811 года, а с 1843 года находившийся в Санкт-Петербурге. В русской истории лицей известен, в первую очередь, как школа, воспитавшая А.С.Пушкина. Лицей был основан по распоряжению императора Александра I и предназначался для обучения дворянских детей. Программа была ориентирована в первую очередь на подготовку государственных чиновников высших рангов.
Система патриотического воспитания в Советском Союзе
В советское время централизованная система патриотического воспитания тесно перекликалась с идеологической составляющей политического режима, а также имела ряд отличий от царской системы. В целом можно выделить следующие системообразующие элементы:
- воспитание в рамках октябрятского – пионерского – комсомольского движений;
- ДОСААФ СССР;
- Суворовские и Нахимовские военные училища;
- молодежные военно-патриотические объединения и клубы.
Октябрята, пионеры, комсомольцы
В 1923-24 гг. в Москве стали возникать первые группы октябрят, в которые принимались дети — ровесники Великой Октябрьской социалистической революции. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок — пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Ежегодно 16-22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. Для октябрят издавались всесоюзные («Весёлые картинки» и «Мурзилка») и республиканские журналы.
Пионерская организация в СССР была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. Формально приём осуществлялся на добровольной основе. В пионеры, как правило, принимались дети начиная с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. Среди пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница». Однако многие такие мероприятия были, по сути, излишне формальными.
В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям. В двадцатые-тридцатые годы пионеры обучали неграмотных, помогали взрослым организовывать детские дома, собирали средства в помощь рабочим зарубежных стран. В июле 1930 года пионеры рапортовали XVI съезду Коммунистической партии о своей работе: «Мы обучили грамоте свыше 1 000 000 неграмотных. Мы отправили в подшефные села 20 000 радиоприемников. Мы послали пионерам деревни свыше 500 000 книг...».
8 ноября 1942 года на Всесоюзный воскресник «Пионер – фронту» вышли отряды по всей стране. Ребята пилили дрова, убирали палаты в военных госпиталях, собирали металлолом, помогали семьям фронтовиков убирать квартиры, готовиться к зиме. Пионеры собирали деньги в фонд обороны. Первый пионерский танк, громивший врага, назывался «Горьковский пионер».
Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ), также известный как Комсомол (Коммунистический союз молодежи) — политическая молодёжная организация, созданная 29 октября 1918 года и работавшая под руководством Коммунистической партии. Через шестьдесят лет после основания организации, к 1977 году, в комсомоле состояло свыше 36 миллионов граждан СССР в возрасте 14-28 лет. Первоначально в ВЛКСМ принимались в основном дети рабочих и беднейших крестьян. В дальнейшем социальная база ВЛКСМ постепенно расширялась, и в 60-х-80-х года XX века в ВЛКСМ принимались практически все учащиеся общеобразовательных школ. Членство в ВЛКСМ фактически являлось необходимым атрибутом для успешной карьеры молодого гражданина СССР, и являлась своего рода системой подготовки молодых кадров.
ДОСААФ
23 января 1927 года было создано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). В кружках военных знаний население овладевало стрелковым оружием, изучало ручную гранату, основы тактики. В кружках военно-технической направленности велось изучение артиллерийского, пулеметного вооружения, устройства танка, телеграфного аппарата, бронемашины, средств защиты от химического оружия. Успешно работали военно-морские клубы.
С первых дней своего существования ОСОАВИАХИМ развернул широкую авиационную пропаганду. Стране, находившейся во враждебном окружении, нужен был свой воздушный флот, нужны были лётные кадры. Брошенный в массы лозунг «Комсомолец, на самолет!», стал девизом молодежи 1930-х годов.
После войны, в 1948-1951 годы, существовали ДОСАРМ, ДОСАВ, ДОСФЛОТ, выросшие из ОСОАВИАХИМа. 20 августа 1951 года они объединились во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, больше знакомое нам под сокращенным названием ДОСААФ.
Этой организации было поручено сосредоточить основное внимание на развертывании оборонно-массовой работы, пропаганде и распространении военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди населения, на подготовке допризывной молодежи к службе в армии, развитии технических видов спорта. Работа ДОСААФ СССР строилась на основе инициативы и самодеятельности членов общества под руководством партийных организаций и была связана с советскими, профсоюзными, комсомольскими, спортивными и другими общественными организациями.
Основой ДОСААФ являлись первичные организации, которые создавались на заводах, фабриках, в совхозах, колхозах, учреждениях, учебных заведениях, при домоуправлениях и т.д. Членом ДОСААФ мог быть любой гражданин СССР, достигший 14-летнего возраста. Разумеется, в деятельности этой организации не обошлось без формализма и «обязаловки», столь свойственных советской системе: в ряде случаев массовый прием в члены ДОСААФ школьников, студентов, рабочих и служащих проходил в принудительном порядке, например, под угрозой лишения премии, стипендии (или каких-то других наказаний). В связи с этим ДОСААФ в народе шутливо называли «добровольно-обязательным обществом».
Тем не менее, ДОСААФ СССР сыграло важную роль и в укреплении обороны нашей страны, и в патриотическом воспитании советской молодежи.
Суворовские и Нахимовские военные училища
В годы Великой Отечественной войны, 21 августа 1943 года, руководством страны было принято Постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», в котором, в частности, говорилось:
«Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать... девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников...».
В суворовские военные училища принимали мальчиков с 10-летнего возраста со сроком обучения 7 лет. При училищах организовывались младшие и старшие подготовительные классы с годичным сроком обучения в каждом классе. В подготовительные классы принимали детей в возрасте от 8 до 10 лет.
В 1960-е годы была проведена реорганизация суворовских военных училищ. Часть их стала школами-интернатами и перешла в ведение Министерства просвещения РСФСР. В оставшихся суворовских военных училищах были изменены сроки обучения и порядок комплектования. В училища стали принимать юношей в возрасте 15–16 лет, успешно закончивших восемь классов школы. В связи с переходом средней школы на 10-летний срок обучения, возник вопрос и о сроках обучения суворовцев. В 1969 году принимается решение о переходе училищ на двухлетний срок обучения. В программы были внесены соответствующие изменения.
Суворовские, нахимовские и специальные военные училища, и школы воспитали: 65 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов; Секретаря Совета Безопасности России; трех министров Правительства СССР и России; четырех Заместителей министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня. Среди бывших суворовцев — два академика РАН, около 500 докторов наук, около десяти народных артистов СССР и России, более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.
Молодежные военно-патриотические организации
В СССР расцвет деятельности молодежных военно-патриотических клубов пришелся на вторую половину 1980-х годов. Тогда из Афганистана стали возвращаться офицеры и солдаты, для которых война обнажила не только собственную совесть, но и многочисленные недостатки в системе допризывной подготовки молодежи в СССР. Ветераны-афганцы без каких-либо указаний сверху, повинуясь своему чувству долга, не имея никаких особых взаимных договоренностей, создали уникальную систему военно-патриотического воспитания, в основу которой легли любовь к Родине, Армии и своим детям, лучшие армейские методики и боевой опыт войны в Афганистане.
Создавая новую военно-воспитательную систему, советские офицеры и сержанты практически сделали гениальное открытие, предложив обществу, армии и государству внутренне цельную и ясную методику допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания. Прежде всего, спортивные дисциплины (общего характера и рукопашный бой) заняли подобающее им место, в отличие от просто спортивных секций, где они имеют узкое практическое значения. Спортивная подготовка стала одной из важнейших военных дисциплин. Большое значение придавалось патриотическому воспитанию, что в условиях слабеющего советского государства и его идеологии имело огромное значение. Таким образом, военно-патриотический клуб смог соединить в себе спортивную секцию, лучшие формы армейской подготовки и идейно-патриотическое воспитание. Все это объединялось высокой идеей воинского служения своему народу и стране, что, в конечном итоге, рождало в молодом человеке чувство жертвенной любви к Родине.
Система патриотического воспитания в Современной России
В настоящий момент в Российской Федерации действует около 2000 организаций, которые имеют непосредственное отношение к делу военно-патриотического воспитания молодежи. Эти организации, по самым скромным подсчетам, охватывают более 100 тысяч юношей и девушек. В различной форме сохранились все способы военно-патриотического воспитания, существовавшие с советских времен, — такие как Суворовские и Нахимовские военные училища, ДОСААФ, военно-патриотические клубы, — а также появилось множество новых. Большинство из них вписываются в рамки Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». В результате принятия этой программы, организации, работающие с детьми и молодежью, обрели единый ориентир для своих многочисленных направлений деятельности.
Структурой, призванной решать организационные, методические и информационные задачи в системе патриотического воспитания граждан, является государственное учреждение Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации («Росвоенцентр»). Эта организация была образована в 1997 году постановлением Правительства РФ с целью разработки и реализации «программ и планов по решению задач военно-исторического, мемориального и культурно-воспитательного характера, по поддержке и консолидации движений ветеранов войн, ветеранов военной службы и правоохранительных органов». С 2001 года основным направлением деятельности данной государственной структуры, становится обеспечение реализации принятой в РФ Государственной программы патриотического воспитания граждан, а впоследствии – и разработка концептуальных основ следующей, рассчитанной на 2011-2015 годы.
Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие.
Основные структуры, целью которых является патриотическое воспитание, на сегодняшний день, можно разделить на три группы: государственные, общественно-государственные, и общественные. Примерами первых являются Суворовские и Нахимовские военные училища и кадетские корпуса, вторых - ДОСААФ как общественно-государственная организация, третьих - различные военно-патриотические, поисковые, военно-спортивные ассоциации и клубы, военно-патриотические клубы при РПЦ и различные скаутские организации.
Суворовские и Нахимовские военные училища, и кадетские корпуса вместе составляют систему кадетского воспитания и образования. Кадетское образование в России новейшего периода ее истории — явление достаточно неоднородное. Кадетские корпуса различаются по истории создания, по ведомственной принадлежности, по возрасту воспитанников. «Кадетскими корпусами» именуются образовательные учреждения, действующие на основании различных документов, использующие различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия. Сегодня в России существуют более 200 военно-учебных и образовательных учреждений, именующихся (или именующих себя) кадетскими. Они образованы и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Суворовское (Нахимовское) военное училище — это специализированное учебное заведение для молодежи школьного возраста. Поступление до 2008 года было возможно исключительно для лиц мужского пола. До недавнего времени такие училища давали своим воспитанникам среднее школьное образование и одновременно готовили их к поступлению и учебе в военных вузах.
ДОСААФ
Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — Общероссийская общественная организация содействия армии, авиации и флоту, массовая оборонно-патриотическая организация трудящихся, цель которой — содействие укреплению обороноспособности страны и подготовке трудящихся к защите социалистического Отечества. 17 декабря 2009 года состоялся внеочередной съезд РОСТО – организации-правопреемника советского ДОСААФ. Съезд утвердил преобразование Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России).
Обновленная организация ДОСААФ призвана стать основой допризывной подготовки в нашей стране — об этом сказано в недавно утвержденной Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе до 2020 года. Согласно документу, число армейских специалистов, подготовленных ДОСААФ, в недалеком будущем должно ежегодно составлять 200 тыс. человек. Для сравнения: за последние 10 лет в ДОСААФ было подготовлено около 1,3 млн. специалистов. То есть, в среднем — 130 тысяч в год.
Скаутское движение
Скаутское движение — всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима. Приблизительная численность Российского скаутинга на 2007 год — 30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской организации. Крупнейшими из российских скаутских организаций являются: Организация Российских Юных Разведчиков (ОРЮР), Национальная Организация Российских Скаутов-разведчиков (НОРС), Русский Союз Скаутов, Российская Ассоциация девочек-скаутов, Братство Православных Следопытов.
Военно-патриотическое и военно-спортивное движение
Военно-патриотические клубы — это система общественных объединений, деятельность которых направлена на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Учебная методика военно-патриотических клубов включает в себя спортивный элемент, военную подготовку, основанную на опыте боевых действий, и патриотическое воспитание. На сегодняшний день не существует единой методической базы для военно-патриотических клубов. Каждый клуб или группа клубов пользуются своими собственными учебно-методическими наработками, в основе которых лежат разные армейские, спортивные учебные программы.
Военно-спортивные клубы зародились в 80-е годы прошлого века. Без преувеличения можно сказать, что это движение было всесоюзным. Занятия в клубах давали молодым людям очень хорошую общефизическую подготовку, основы военных знаний, а также понимание таких слов, как «любовь к Родине» и «мужская дружба».
Поисковое движение
Деятельность поисковых организаций направлена на поиск пропавших без вести солдат и их последующую идентификацию на основе смертных медальонов и архивных документов, также деятельность направлена на воспитание патриотизма и готовности к защите Родины у подростков и молодежи. В настоящее время действуют 6 межрегиональных общественных организаций поисковых объединений: «Северо – Запад» (г. Новгород), «Центр России» (г. Калуга), «Союз поисковых отрядов России» (г. Москва), «Север России» (Ленинградская область), «Ратник» (г. Курск), «Южный рубеж» (г. Ростов — на — Дону), а также значительное число отдельных поисковых отрядов или клубов.
Военно-патриотические клубы при РПЦ
Начиная со второй половины 1990-х годов, в православной системе образования начинают складываться структуры военно-патриотического воспитания. Возрастает число военно-патриотических клубов при приходах, монастырях. Цель данных организаций — привить подросткам нравственные и духовные ориентиры на основе Православной Веры, любовь и верность своему Отечеству, воспитать готовность и умение защитить свою Родину и ее святыни.
Один из активистов православного военно-патриотического движения, создатель и руководитель клуба «Дружина "Доброволец"» А.Кравченко, отмечает: «Православная Церковь всегда являлась, наряду с служилым сословием и народом, одной из главных опор Российской государственности. И в качестве таковой всегда занималась вопросами защиты Отечества. Вспомним, как Дмитрия Донского на Куликовскую битву благословлял Преподобный Сергий Радонежский. Или как ополчение Минина и Пожарского родилось потому, что прозвучал пламенный призыв Патриарха Гермогена к освобождению страны. И таких примеров не счесть. Все наиболее выдающиеся русские полководцы были, как известно, людьми глубоко верующими. Более того, до 1917 года существовала стройная система подходов к воспитанию воинов, основанная всецело на православных традициях. Так что повышенное внимание Церкви к воинскому воспитанию молодёжи сегодня вполне закономерно. В отличие от тех, кто пытается превратить защиту Родины в один из способов зарабатывания денег, Церковь видит в воинской службе прежде всего служение Богу и Родине. Мы в военно-патриотических клубах придерживаемся такой же точки зрения».
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проблемы кадетского образования и воспитания
Современное российское кадетское образование имеет ряд структурных проблем. Во-первых, на федеральном уровне отсутствуют единые программы кадетского образования. Во-вторых, проблема состоит в организации подготовки и переподготовки воспитателей кадетских школ. Третья проблема заключается в недостаточности законодательной базы, регулирующей кадетское образование, что требует внесения поправок в Закон об образовании. Четвертая проблема – проблема лицензирования кадетских школ.
В ноябре 2009 года Общественная палата РФ провела слушания на тему: «О ситуации с суворовскими военными, нахимовскими военно-морскими и кадетскими корпусами Министерства обороны Российской Федерации, а также с участием суворовцев, нахимовцев и кадет в военных парадах на Красной площади». Представителей общественности обеспокоила тенденция наметившегося низведения суворовских и нахимовских военных училищ, до уровня неких «школ с кадетским уклоном».
Участников заседания обеспокоила тенденция, направленная на практически полное изъятие военных компонентов из образовательно-воспитательного процесса в Суворовских военных училищах (СВУ), Нахимовских военно-морских училищах (НВМУ) и кадетских корпусах Минобороны. Особенно возмутил представителей общественности тот факт, что суворовцев теперь решено больше не задействовать в военных парадах.
На основании всего выше сказанного, можно выделить ряд проблем в системе кадетского образования в России, к ним относятся:
- отсутствие единого органа, координирующего и контролирующего кадетские учебные заведения (лицензионная, контролирующая функция и д.р.);
- отсутствие системы подготовки воспитателей для учебных заведений кадетского типа;
- отсутствие единых программ кадетского образования на федеральном уровне;
- недоработанная законодательная база, регулирующая кадетское образование;
- изъятие из кадетского образовательно-воспитательного процесса военных компонентов (сокращение количества часов военной подготовки, смена военной формы на гражданскую, изъятие боевых знамен).
Проблемы ДОСААФ России
Современная ДОСААФ унаследовала с советских времен целый ряд проблем. Острой проблемой для приведения уровня допризывной подготовки в соответствие с требованиями Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время является состояние военной техники, переданной образовательным учреждениям ДОСААФ России для организации подготовки специалистов. Из общего количества техники около 90% образцов вооружения и военной техники, используемых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям в ДОСААФ России, устарело. Требует коренной модернизации спортивная база ДОССАФ России, где до 47% спортивных объектов нуждаются в реконструкции.
В настоящее время существует ряд проблем, влияющих на качество подготовки призывников в ДОСААФ России. К основным из них относятся:
- несоответствие состояния учебно-материальной базы ДОСААФ России уровню технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
- ориентация образовательных учреждений ДОСААФ России только на курсовую систему подготовки, не дающую гражданам достаточного профессионального образования с возможностью социальной адаптации после военной службы;
- значительное сокращение возможностей ДОСААФ России в удовлетворении интересов граждан к занятиям военно-прикладными видами спорта.
Проблемы военно-патриотического и военно-спортивного движения
Военно-патриотические и военно-спортивные клубы играют важнейшую роль в патриотическом воспитании молодежи. Они формируют здоровый образ жизни у детей и подростков, осуществляют их морально-нравственное воспитание; в практическом плане такие клубы помогают государственным институтам решать задачу подготовки резерва Вооруженных Сил. Однако на сегодняшний день военно-патриотические, военно-спортивные организации сталкиваются с целым комплексом проблем, в частности, таких, как:
- отсутствие сбалансированной государственной политики в данном направлении (нормативно-правовое регулирование, финансовая политика);
- отсутствие единой учебно-методической базы;
- отсутствие единого государственного органа, контролирующего деятельность военно-патриотических и военно-спортивных клубов.
Проблемы российского поискового движения
В настоящее время можно выделить ряд проблем в системе поисковых организаций России. К ним относятся:
- отсутствие комплексной государственной поддержки поискового движения;
- отсутствие современной нормативно-правовой базы (федеральный закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» устарел);
- отсутствие единого всероссийского координационного информационно-методического центра поискового движения;
- отсутствие единого архива по развитию и истории поисковых движений в России.
Проблемы, имеющие системный характер
Кроме рассмотренных выше проблем, затрагивающих отдельные формы патриотического воспитания, существуют и проблемы, которые носят общий характер и охватывают все компоненты системы патриотического воспитания в России. Среди них могут быть выделены следующие:
- нормативно-правовые: отсутствует необходимая нормативно-правовая база, призванная обеспечить правовую основу деятельности негосударственных патриотических и военно-патриотических объединений, требует серьезной доработки законодательная база поискового движения; госпрограмма "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг." и разработанные на ее основе программы в соответствующих министерствах и ведомствах, а также субъектах РФ, характеризуются слабой системностью, неопределенностью в отношении главных приоритетов и целей, низкой эффективностью механизмов реализации;
- организационные: в сфере патриотического воспитания до сих пор нет системного, постоянного, эффективного механизма координации и управления деятельностью, особенно на горизонтальном уровне - между министерствами, ведомствами, органами и организациями в вопросах патриотического воспитания молодежи; отсутствует единый орган координации и управления;
- финансовые: отсутствуют прозрачные механизмы финансирования патриотического воспитания со стороны государства, и, как следствие, распределение и расходование выделяемых средств происходит недостаточно эффективно; в большинстве субъектов РФ, которые являются дотационными, финансирование патриотического воспитания является недопустимо низким, а в ряде регионов вообще не ведется; при этом внебюджетные источники финансирования патриотического воспитания привлекаются недостаточно;
- материально-технические: учебно-материальное и техническое обеспечение (УМТО) многих государственных и общественно-государственных организаций патриотического воспитания является неудовлетворительным, особенно в дотационных субъектах РФ; использование негосударственными организациями патриотического воспитания (военно-патриотическими, военно-спортивными, поисковыми) УМТО Минобороны, МВД, МЧС, ДОСААФ, как правило, затруднено, коммерциализировано и обусловлено многочисленными ограничениями;
- структурные: отсутствует должное внимание со стороны государства к негосударственным институтам патриотического и военно-патриотического воспитания (военно-патриотические и военно-спортивные клубы, поисковое движение и т.д.);
- научно-методические: не решены многие важнейшие задачи по научному и методическому обеспечению патриотического воспитания, их целенаправленная разработка не осуществляются, научный потенциал в соответствующих исследовательских (прежде всего военных и образовательных), учреждениях не реализуется; педагогическая наука практически игнорирует патриотический и военно-патриотический компонент в воспитании.
Обобщая, следует констатировать, что корень всех перечисленных (и многих иных) проблем в том, что несмотря на определенные усилия, предпринимаемые государством, в нашей стране по-прежнему отсутствует комплексный и сбалансированный подход к решению задач патриотического воспитания граждан. Необходимо признать, что целостная система патриотического воспитания, позволяющая осуществлять его координацию на государственном уровне, в Российской Федерации до сих пор не создана. Для решения этой проблемы требуются скоординированные усилия органов законодательной и исполнительной власти, отечественной педагогической науки, а также всех заинтересованных общественных организаций.
4. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
При наличии различных трактовок термина «патриотизм», на государственном уровне, у всех политических движении, партий существует четкое понимание необходимости формирования системы патриотического воспитания, которая бы пронизывала все слои и социальные группы общества.
Несмотря на произошедший развал системы массового патриотического воспитания граждан в постсоветское время, на сегодняшний день в обществе сформирован совершенно явный запрос на возрождение данной системы.
Однако разрозненные попытки государственных органов создать новые или модернизировать существующие воспитательные структуры, оставшиеся от СССР, оказываются неудачными и больше напоминают оперативное заделывание пробоин. Зачастую это связано, с одной стороны, с попыткой опираться только лишь на государственные и общественно-государственные воспитательные структуры, не учитывая их объективные трудности, утрату прежнего влияния на молодежь и потерю значительной части своей материально-технической базы. В то время как многочисленные и уже зарекомендовавшие себя независимые организации и объединения, обладающие существенным потенциалом для привлечения молодёжи и, самое главное, движимые искренним энтузиазмом, по-прежнему не имеют должной поддержки на государственном уровне. С другой стороны, решение задач экономического восстановления страны и преодоления кризисных явлений экономики не позволяло, вероятно, государственным органам применить системный подход к вопросу патриотического воспитания будущих поколений граждан, привлечь к этому процессу все заинтересованные общественные институты, объединять и направлять их усилия.
Сегодня совершенно очевидно, что необходимо отказаться от тактики латания дыр и подойти к решению данной проблемы комплексно, начав создавать новую систему целостного патриотического воспитания граждан России. При этом важно увязывать государственные и общественные формы патриотической, военной и допризывной подготовки в единую систему с прозрачными механизмами администрирования и финансирования.
Военно-патриотическое воспитание в молодежных организациях России
Подчеркивая необходимость военно-патриотического воспитания от других направлений воспитательной работы, важно видеть его своеобразие как специфического аспекта целостного воспитательного процесса. Этой специфике, к сожалению, не уделяется должного внимания в педагогической теории и практике.
Под военно-патриотическим воспитанием иногда понимается все, что прямо или косвенно способствует воспитанию у ребят любви к Родине, привязанности к родным местам, формированию патриотических чувств. Нетрудно заметить, что при такой трактовке военно-патриотического воспитания утрачивается его специфика, оно становится неуправляемым аморфным процессом. Прежде чем объединить военно-патриотическое воспитание с другими направлениями воспитательного процесса, важно выявить его собственную природу, его самостоятельные функции в формировании личности, определить, каково содержание военно-патриотической деятельности и соответствующего общения, какие ситуации, какая мотивация, какие условия жизнедеятельности наиболее благоприятствуют развитию личности патриота, интернационалиста, стойкого, мужественного и умелого защитника Родины.
Совершенствование военно-патриотического воспитания в современных условиях необходимо начать с более глубокого осмысления его сущности, целей и задач. У военно-патриотического воспитания совершенно особая функция, отличающая его от других сфер воспитательной работы: подготовить молодежь к наиболее экстремальным ситуациям защиты Отчизны – к вооруженной борьбе с агрессором, выработать готовность к службе в Вооруженных Силах России и вести повседневную борьбу за сохранение мира.
Требования к личности, подготовленной к защите Отечества, определяются сегодня не только характером ратного труда, но и системой человеческих ценностей, к защите которых готовится будущий воин. Изучение, анализ деятельности и образ жизни воина выступают в этом случае в качестве одного из методологических оснований для совершенствования подготовки учащейся молодежи к защите Родины. Исследования В.С. Ильина, В.А. Кулько, Г.И. Школьника и других ученых показывают, что изначально планируется такая динамика (последовательность частей) процесса воспитания, которая соответствует этапам внутреннего (имманентного) развития формируемого качества, в нашем случае – готовности к защите Родины.
В настоящее время имеется ряд работ, в которых определяются критерии военно-патриотического воспитания (А.А. Аронов, Н.П. Аксенова, Н.М. Конжиев, В.С. Чудный и др.). А.А. Аронов, в частности, выделяет в качестве критериев военно-патриотического воспитания: наличие у учащихся знаний, навыков, необходимых для успешного выполнения воинского долга перед Родиной; высокую дисциплинированность будущих защитников Отчизны, непосредственную военно-патриотическую деятельность как фактор формирования готовности к защите отечества; сознательный выбор юношами – выпускниками школ военных профессий, самовоспитание как показатель активного, сознательного отношения молодых людей к своему воинскому долгу.
«Военно-патриотическое воспитание молодежи» – сейчас это выражение полузабыто, хотя еще десять-двадцать лет тому назад оно было, что называется, на слуху: ежегодно проходили десятки конференций, где обсуждались проблемы подрастающего поколения, это выражение мелькало на страницах газет и журналов, его можно было услышать по радио и телевизору. И хотя те времена еще свежи в памяти среднего поколения, ныне о нем практически не вспоминают, и оно порой кажется анахронизмом, извлеченным из старых запасов памяти.
Но, удивительное дело, чем дальше в прошлое уходит время, тем все чаще возникает к нему интерес. На экраны страны выходит фильм «Ворошиловский стрелок», а подростки засыпают родителей вопросами, что такое пионерская организация, ГТО, Осоавиахим, ДОСААФ, скаут.
Ныне порой модно говорить, что эти понятия были зловещим порождением тоталитарного режима, проявлением духа милитаризма, стремления поставить всех и вся под ружье.
С одной стороны, формально это вроде бы и верно. Если взять, скажем, пионерскую организацию, то внешние формы этой структуры, созданной 19 мая 1922 года и рассчитанной на школьников от 9 до 14 лет, полностью повторяют строение военной организации. Сами названия составных частей пионерии (дружина, отряд, звено) имеют военный оттенок. Даже салют – пионерское приветствие - является не менее строгим, чем отдание воинской чести. Салют отдавали при исполнении гимна, у памятника Ленину, при обращении к старшим, при встрече с вожатым. Каждая дружина, районная и городская организация юных пионеров имела знамя так же, как и всякая воинская часть имеет свой почетный символ. На парад, торжественные сборы, слеты пионеры должны были являться в парадной пионерской форме: белая рубашка или блузка, темные брюки или юбка, пионерский галстук и значок с призывом «Всегда готов». Каждая пионерская дружина и отряд имели свой горн и барабан. Каждому пионеру должны были быть известны подаваемые горнистом сигналы: «Внимание», «Сбор», «Встреча», «Подъем флага», «Походный марш» и другие, а барабан являлся спутником отряда на демонстрациях и шествиях.
Контент – анализ нравственных законов юных разведчиков выявил те же патриотические качества: любовь к Родине, порядочность, честность, интернационализм и дружелюбие, дисциплинированность, смелость, решительность, целеустремлённость, аккуратность, чистоплотность, скромность.
В этих заповедях органично сочетается глубокое нравственное содержание с доступной детям притчевой формой. По замыслу «отцов» русского скаутизма, этика скаута должна была побудить помогать ближнему делом и словом, утешать страждущего, приходить на помощь обездоленному. И все это только ради выполнения своего нравственного долга перед людьми. Рыцарски благородное служение человечеству должно было составлять краеугольный камень скаутизма. Руководители первых скаутских отрядов воплощали в движении свою веру в создание нового типа личности российского гражданина. Скаут был носителем всего лучшего, что может быть в человеке, и служит символом нравственной и физической чистоты.
Тонкое знание детской психологии отличает и текст обычаев разведчика.
Большое значение в скаутском движении придается и физическому совершенствованию подростка. Возьмем Союз «Московский Скаут», охватывающий столицу, Московскую область и Поволжье. Среди ориентировочных программ этой организации, кроме тех, что связаны с природой (туризм, экология), интересны и программы по укреплению физического и психологического здоровья.
Скаутское движение выработало основы методики патриотического воспитания подростков, выразившееся в документе «Советы скаутмастерам». Уже в них были сформулированы такие требования, как индивидуализация подготовки, воспитание в коллективе и коллективом, создание актива, педагогический такт.
Реформы 1990–х годов свели практически на нет это важное дело воспитания, идущего на смену нам нового поколения. Оглядываясь на уходящий век, мы должны забрать в новое столетие самое ценное из нашего прежнего опыта. И мы уже видим, что снова начинают возникать военно-патриотические кружки, снова пробиваются новые ростки важного дела воспитания настоящих патриотов своей страны, уже лишенные прежней идеологической оболочки и содержания.
Специфика военно-патриотической деятельности определяется ее предметным содержанием. Эта деятельность не принадлежит к разряду материально - производственных, но и не может рассматриваться как чисто духовная. Она многоаспектна: материальный аспект – различные формы начальной военной подготовки, шефской работы, военно-профессиональные операции, усвоение общественно выработанных способов действий с объектами материальной культуры (создание уголков и музеев боевой, трудовой славы, оформление военно-спортивных клубов, шефство над памятниками, обелисками, мемориальными комплексами и т.д.); духовный аспект – освоение и созидание духовных ценностей – любви к Родине, жизни, гуманистических общечеловеческих и социальных принципов, выработка норм гражданского и воинского поведения, отношения к военной истории, ее конкретным носителям – ветеранам войны, к современным Вооруженным силам России и т.д. Важнейший компонент духовной сферы военно-патриотической деятельности – социально коммуникативный: общение с ветеранами, героями войны, воинами – интернационалистами.
Исходя их наших данных, можно сделать вывод, что военно-патриотическая деятельность содержит в себе некоторый инвариант особых проявлений личности, которые в разных видах деятельности выглядят по-разному.
Военно-патриотическая активность своеобразно проявляется в общественно полезном труде, в военно-спортивной игре, в физической самоподготовке и т.д. Обобщение опыта подготовки Российской молодежи к защите Родины позволяет говорить о различных формах и уровнях проявления военно-патриотической деятельности, свидетельствует о том, что она вариативна по содержанию. Рассмотрим далее наиболее значимые уровни.
Психологический уровень. Это уровень проявления военно-патриотического сознания, на котором обеспечивается осознание субъективного смысла того объективного значения, которое имеют та или иная деятельность и ее продукт (знания, опыт, материальная ценность), ее содержание и конечный результат для защиты Отечества.
Уровень (разработки) педагогического процесса. Для такого проекта характерно единство цели и средств, содержательной и процессуальной сторон военно-патриотического воспитания. При подготовке и проведении конкретных мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения готовности к защите Родины, мы не должны потерять основное, инвариантное содержание военно-патриотического воспитания. Если же задано определенное содержание (знания, опыт, черты личности), то мы должны найти адекватные способы – формы и средства его реализации. В противном случае процесс патриотического воспитания размывается, разрушается или сводится к другим направлениям воспитания.
Уровень реальной деятельности воспитателя и воспитанников предлагает включение личности в объективные военно-патриотические связи с общественными организациями, с Российской Армией и т.д. в том числе в отношения, имеющие реальный патриотический смысл, расширяющие связи личности с высшими общественными ценностями (оборона Родины, воинский долг, защита мира, сохранение жизни на Земле, утверждение социальной справедливости и т.д.). При переходе от проекта к реальному процессу военно-патриотического воспитания необходимо найти пути, отобрать виды деятельности и ситуации, формы общения, отношения ответственной зависимости в которых проявлялись бы реально структуры военно-патриотического осознания и поведения.
Одним из таких путей является введение в учебно-воспитательный процесс ситуаций, имеющих элементы риска. В процессе подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах России, защите Отечества значение имеет применение в учебно-воспитательном процессе специальных эмоционально-волевых упражнений, развивающих смелость, выдержку, решимость, мужество и т.д.
Предметная сфера военно-патриотической деятельности должна включать систему естественных и искусственных усложнений, препятствий, для развития волевых механизмов этой деятельности.
Таким образом, в процессе военно-патриотического воспитания необходима такая система работы, которая бы дозировано и в педагогически целесообразных формах создавала в различных сферах деятельности (учебной, общественно-политической, трудовой и др.) психологические и практические трудности при достижении общественно значимой цели, вызывающие усталость, утомление, физические неудобства, отрицательные внутренние эмоции и состояния, побуждала молодое поколение к их преодолению и воспитывала волю, формировала способность к мобилизации духовных и физических сил. Необходимо только научно обосновать, в чем именно для каждого возраста учащихся должна состоять эта система барьеров, трудностей.
Исходя, из данных методологических посылок можно прийти к выводу, что особую ценность для развития личности будущего воина имеет, в первую очередь, та деятельность, которая связана с защитой Родины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории России патриотическое воспитание молодежи всегда являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы.
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Составной частью патриотического воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы.
Среди методов военно-патриотического воспитания наиболее популярными являются следующие методы: убеждения, примера, опоры на жизненный опыт воспитываемых, индивидуального подхода, сочетания интеллектуального и эмоционального воздействия.
Таким образом, в последние годы система военно-патриотического воспитания получила дальнейшее развитие. Она имеет четко определенные задачи, направления, формы и методы воспитания, которые позволяют успешно и эффективно формировать у студентов качества, которые необходимы в будущем как защитнику нашего Отечества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы».
2. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989 г.
3. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2004.
4. Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников: (сборник сочинений). - М.: Просвещение, 1975 г.
5. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство Мысль, 1984 г.
6. Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 1982 г.
7. Каунас А.Я. Сборник статей. Начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание. - М.: «Швиеса», 1976 г.
8. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1978 г.
9. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: Сборник научных трудов //АН СССР, 1975 г.
10. Становов Н.М. Военно-патриотическое воспитание призывной молодежи: Сборник статей. - М.: Издательство ДОСААФ, 1975 г.
11. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ №8, 2005 г.
12. Чиняков М.Н. Уроки патриотизма. ОБЖ, №8, 2005 г.
13. Стрельников В. Исторический опыт патритического воспитания. ОБЖ №1,2006 г.
14. Становов Н.М. Военно-патриотическое воспитание призывной молодежи: Сборник статей. - М.: Издательство ДОСААФ, 1975 г.
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку преподавателя
ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж» С.В. Кузьмина
«Военно-патриотическое воспитание в Российской Федерации»
В настоящей работе исследуется тема «Военно-патриотическое воспитание в Российской Федерации», а также история военно – патриотического образования, исторические и современные системы патриотического воспитания в России, актуальные проблемы патриотического воспитания и комплексный подход к патриотическому воспитанию в современной России.
Выбранная тема методической разработки актуальна и значима, представляет собой интерес с исторической и современной точки зрения военно-патриотического воспитания в Российской Федерации. Помогает понять сущность патриотизма и систему патриотического воспитания. Способствует подготовить студентов к наиболее экстремальным ситуациям защиты Отчизны – к вооруженной борьбе с агрессором, выработать готовность к службе в Вооруженных Силах России и вести повседневную борьбу за сохранение мира.
В работе рассматриваются актуальные проблемы патриотического воспитания, позволяющие оценить важность патриотизма в РФ.
Помимо того, методическая разработка логически, последовательно изложена и аргументирована.
Оформление работы соответствует достаточно высокому уровню профессиональной подготовки преподавателя дисциплины БЖД.
Рецензент
___________________ ____________/_____________________/
___________________
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку преподавателя
ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж» С.В. Кузьмина
«Военно-патриотическое воспитание в Российской Федерации»
В методической разработке С.В. Кузьмин подробно раскрывает историю военно – патриотического образования, исторические и современные системы патриотического воспитания в России, актуальные проблемы патриотического воспитания и комплексный подход к патриотическому воспитанию в современной России.
Методическая разработка состоит из введения, основных вопросов, заключения и списка использованных источников.
В работе указаны актуальность и значимость патриотического воспитания в России.
Помимо того, раскрыты такие вопросы, как:
- История военно – патриотического образования;
- Исторические и современные системы патриотического воспитания в России;
- Понятие патриотизма;
- Система патриотического воспитания;
- Актуальные проблемы патриотического воспитания в РФ;
- Комплексный подход к патриотическому воспитанию в современной России.
В целом, методическая разработка предназначена для наиболее полной реализации преподавателями БЖД своих знаний и практических умений в такой области, как военно-патриотическое воспитание в Российской Федерации.
Содержание и оформление работы соответствует высокому уровню профессиональной подготовки автора.
Рецензент
___________________ ____________/_____________________/
___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практической направленности «Гражданское и военно-патриотическое воспитание воспитанниц через организацию выезда в кадетский оздоровительно-образовательный лагерь «Патриот»
Данная разработка носит характер практической направленности. Методической разработкой могут воспользоваться все кадетские корпуса г. Москвы, т.к. база, используемая для выезда, принадлежит Департамен...
Из опыта работы по теме: "Военно-патриотическое воспитание как одно из направлений работы студенческого совета колледжа"
Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а, если это необходимо, приходить к компромиссам, были творческими, инициативными, самосто...
Методическая разработка внеклассного мероприятия военно-патриотического воспитания "Джентльмен шоу"
Методическая разработка составлена в виде сценария викторины, которая включает в себя отдельные конкурсы....
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Цель Стратегии:Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающи...
Состояние Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе развития и их значение в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.
В статье описывается состояние Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе развития и их значение в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения....
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р <Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года>
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р ...
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года....