Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе программы дисциплины ПОО.05 Краеведение для профессии: СПО 43.01.09 Повар, кондитер
методическая разработка на тему

Садыкова Тамара Исламовна

Контрольно-оценочные материалы предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины  Краеведение.

Контрольно-оценочные материалы включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

Контрольно-оценочные материалы разработаны  на основании:

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,
  • примерной программы среднего (полного) общего образования по краеведению  (базовый уровень),
  • программы  дисциплины  Краеведение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fos.docx125.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

                Воронежской  области «Лискинский аграрно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_____________  И.М. Гайдай

«____» _____________ 20__ г.

Комплект контрольно-оценочных средств

по дисциплине

ПОО.05 Краеведение

для профессии СПО

43.01.09 «Повар, кондитер»

Разработал:

преподаватель краеведения

                     Садыкова Т.И.                                                                                                            

Лиски 2017

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе программы дисциплины ПОО.05 Краеведение

                      для профессии:  СПО  43.01.09 Повар, кондитер

Организация –разработчик:  ГБПОУ ВО «ЛАТТ»

Разработчик: Садыкова Тамара Исламовна

Одобрено на заседании  ЦМК гуманитарных и социально-экономических дисциплин 

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель ЦМК ____________________ /______________/


Содержание

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных материалов. …………стр.4
  2. Результаты освоения дисциплины…………………………………...стр.5
  3. Оценка освоения дисциплины

          3.1. Формы контроля и оценивания элементов дисциплины……….стр.6-7

          3.2.Типы  заданий для текущего контроля и критерии оценки……..стр.8

          3.3. Типовые задания для оценки освоения дисциплины………..….стр 9

          3.3.1 Текущий контроль……………………………………………..…

          3.3.2. Тематический контроль………………………………………….стр.9-27

          3.3.2 Промежуточный контроль…………………………………...…..стр.28-32

            4. Критерии оценивания. …………………………………………………….стр 33-36                                                                            


  1. Паспорт комплекта  контрольно  - оценочных материалов дисциплины  

                                                         Краеведение

Контрольно-оценочные материалы предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины  Краеведение.

Контрольно-оценочные материалы включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

Контрольно-оценочные материалы разработаны  на основании:

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,
  • примерной программы среднего (полного) общего образования по краеведению  (базовый уровень),
  • программы  дисциплины  Краеведение.


2. Результаты освоения дисциплины

В результате  освоения  дисциплины Краеведение  обучающийся  должен

 Знать

  • основные этапы и ключевые события истории края в новейшей истории;
  • выдающихся деятелей Воронежского края;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Уметь

  • соотносить даты событий отечественной истории и истории Воронежского края с веком, использовать текст исторического документа при ответе на вопрос, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельствования разных источников;
  • показывать умение работать с исторической картой Воронежской области;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
  •  выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  •  группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  •  объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, происходящих в крае;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Воронежского края;
  •  использовать приобретенные знании и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни в Воронежской области;
  • высказывать собственные суждения об историческом наследии родного края;
  • использовать знания об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

3.ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

            3.1.Формы контроля и оценивания элементов дисциплины

Элемент учебной дисциплины

Формы контроля и оценивания

Текущий контроль

Тематический контроль

Промежуточная аттестация

Введение

Тема1

 Воронежский край в период первобытнообщинного строя.

Тестирование

Устный опрос

Фронтальный опрос

Оценивание  выполнения самостоятельной работы

Оценивание выполнения домашней работы

Оценивание выполнения индивидуальных заданий

Тестовое задание по теме 1

Вопросы для коллективного обсуждения

Тема 2.

Воронежский край в период возникновения и развития феодальных отношений

Тестирование

Устный опрос

Фронтальный опрос

Оценивание  выполнения самостоятельной работы

Оценивание выполнения домашней работы

Оценивание выполнения индивидуальных заданий

Тестовое задание по теме 2

Вопросы для коллективного обсуждения

Тема 3.

Воронежский край в период укрепления Российского государства. ХIV-ХVI вв.

Тестирование

Устный опрос

Фронтальный опрос

Оценивание  выполнения самостоятельной работы

Оценивание выполнения домашней работы

Тестовое задание по теме 3

Вопросы для коллективного обсуждения

Тема 4.

Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в ХVII в.

Тестирование

Устный опрос

Фронтальный опрос

Оценивание  выполнения самостоятельной работы

Оценивание выполнения домашней работы

Тестовое задание по теме 4

Вопросы для коллективного обсуждения

Тема 5.

 Воронеж и Воронежский край в период правления Пера I. Деятельность Петра I в крае.

Тестирование

Устный опрос

Фронтальный опрос

Оценивание  выполнения самостоятельной работы

Оценивание выполнения домашней работы

Оценивание выполнения индивидуальных заданий

Тестовое задание по теме 5

Вопросы для коллективного обсуждения

Тема 6.

 Воронежский край в период начавшегося разложения феодализма и развития капиталистических отношений во второй половине ХVIII в.

Устный опрос

Фронтальный опрос Оценивание  выполнения самостоятельной работы

Тестовое задание по теме 6

Вопросы для коллективного обсуждения

Тема 7.

Воронежская губерния в период кризиса капиталистической системы и распространения товарно-денежных отношений (первая половина ХIХ в.).

Устный опрос

Фронтальный опрос Оценивание  выполнения самостоятельной работы

 Оценивание выполнения домашней работы

Тестовое задание по теме 7

Вопросы для коллективного обсуждения

Тема 8.

 Воронежская губерния в период капитализма (вторая половина ХIХ в.).

Устный опрос

Фронтальный опрос

 Оценивание выполнения домашней работы

Тестовое задание по теме 8

Тема 9.

Воронежская губерния в начале ХХ в.

Тестирование

Устный опрос

Фронтальный опрос

Оценивание  выполнения самостоятельной работы

Оценивание выполнения домашней работы

Оценивание выполнения индивидуальных заданий

Тестовое задание по теме 9

Вопросы для коллективного обсуждения

Тема 10.

Военно-политическая борьба накануне и после Октября 1917 года. 

Тестирование

Устный опрос

Фронтальный опрос

Оценивание  выполнения самостоятельной работы

Оценивание выполнения домашней работы

Оценивание выполнения индивидуальных заданий

Тестовое задание по теме 10

Вопросы для коллективного обсуждения

Тема 11.

Социально-экономическое развитие Воронежского края в 1920-1930 гг.

Устный опрос

Фронтальный опрос

Оценивание  выполнения самостоятельной работы

Оценивание выполнения индивидуальных заданий

Тестовое задание по теме 11

Вопросы для коллективного обсуждения

Тема 12.

 Воронежская область в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.

Тестирование

Устный опрос

Фронтальный опрос

Оценивание  выполнения самостоятельной работы

Оценивание выполнения домашней работы

Тестовое задание по теме 12

Вопросы для коллективного обсуждения

Тема 13.

Воронежская область во второй половине ХХ века и в наши дни.

Тестирование

Устный опрос

Фронтальный опрос

Оценивание  выполнения самостоятельной работы

Оценивание выполнения домашней работы

Оценивание выполнения индивидуальных заданий

Тестовое задание по теме 13

Вопросы для коллективного обсуждения

Дифференцированный зачёт.


3.2.Типы  заданий для текущего контроля и критерии оценки

Предметом оценки освоения дисциплины являются умения, знания, способность применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Тип (вид) задания

Проверяемые знания и умения

Критерии оценки

1

Тесты

Знание основ

краеведения

«5» - 100 – 90% правильных ответов

«4» - 89 - 80% правильных ответов

«3» - 79 – 70% правильных ответов

«2» - 69% и менее правильных  

                  ответов

2

Устные ответы

Знание основ

краеведения

Устные ответы   на  вопросы  должны соответствовать критериям оценивания устных ответов.

3

Контрольная работа, самостоятельная, проверочная работа

Знание основ краеведения  в соответствии с пройденной темой и умения применения знаний на практике

«5» - 100 – 90% правильных ответов

«4» - 89 - 80% правильных ответов

«3» - 79 – 70% правильных ответов

«2» - 69% и менее правильных

                 ответов

4

Составление конспектов, подготовка докладов, сообщений, творческих работ.

Умение ориентироваться в информационном пространстве, составлять конспект.

Знание правил оформления докладов, сообщений, творческих работ.

Соответствие содержания работы, заявленной теме, правилам оформления работы.


 3.3. Типовые задания для оценки усвоения дисциплины

                3.3.1 ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

                3.3.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ  КОНТРОЛЬ

Тема1  Воронежский край в период первобытнообщинного строя.

ВОПРОСЫ  И  ЗАДАНИЕ  К  ТЕМЕ 1

1. Когда, по современным научным данным, появился древнейший человек в Воронежском крае?

 2. Как жили древнейшие люди в нашем крае в период позднего палеолита?

 3. Расскажите о жизни человека в Воронежском крае в эпоху металлов.

 4. Какие памятники первобытной эпохи на территории нашего края вам известны? К какому времени они относятся?

 5. Можно ли сказать, что жизнь людей в нашем крае при первобытнообщинном строе протекала так же, как и в других местах нашей страны? В чем вы видите своеобразие?

Вариант 1 Материал по краеведению "Воронежского края в период первобытнообщинного строя" позволяет проследить на примере Воронежского края все основные этапы в развитии человеческого общества, начиная от раннего палеолита до раннего железного века включительно. Поэтому краеведческий урок по данной теме можно сделать закрепляющим. Те сведения, которые студенты получили на уроках . Перед началом урока  преподавателю  следует начертить на доске таблицу № 1 и рядом написать логическое задание для обучающихся.

Таблица 1 Воронежский край в период первобытнообщинного строя

Основные этапы первобытной эпохи

Памятники археологии на территории Воронежского края, относящиеся к

 первобытной эпохе (по этапам)

1. Каменный век

 2. Бронзовый век

 3. Железный век

Логическое задание             1. Какие памятники первобытной эпохи на территории нашего

                                                края вам  известны? К какому времени они относятся?

                                                2. Можно ли сказать, что жизнь людей в нашем крае при    

                                                 первобытнообщинном строе протекала так же, как и повсюду?  

                                                 Почему?

Прежде чем преподаватель приступит к изложению материала, он предлагает студентам начертить таблицу в тетради  и обращает их внимание на логическое задание. По ходу рассказа студенты должны заполнить таблицу и в конце урока ответить на логическое задание, подтверждая свой ответ сведениями из собственной таблицы.

Вариант 2

 Важным средством усвоения исторического материала, как известно, являются исторические игры. Поэтому урок на тему "Воронежский край в период первобытнообщинного строя" можно провести в форме исторической викторины "Знаете ли вы..." Викторина проводится в форме вопросов, которые задает преподаватель, и ответов, которые дают обучающиеся.

Знаете ли вы? (Викторина)

 1. Когда, по мнению современных ученых, появился древний человек на территории Воронежского края?

 2. Как образно называют археологические памятники в районе Костенок в специальной научной литературе?

 3. Как жители Воронежского края называли легендарного ископаемого зверя, от которого будто бы произошло название современного села Костенки в Хохольском районе Воронежской области? 4. Почему древние жители Воронежского края охотились на мамонтов?

 5. Где' в Воронеже ученые обнаружили памятники бронзовой эпохи?

 6. Какие вы знаете названия курганных могильников, относящихся к раннему железному веку на территории Воронежского края?

7. Что было найдено археологами в Частых курганах?

8. Как ученые решают вопрос об этнической принадлежности людей, живших в Воронежском крае в ранний железный век?

 9. Когда впервые в нашем крае были обнаружены следы сарматского поселения?

 10. Кто построил укрепленное Маяцкое городище на территории современного Лискинского района Воронежской области?

 11. Кто и когда оставил на территории Воронежского края "каменных баб"?

12. Дайте точное название историко-краеведческого музея в Воронеже?

 Головоломка «Найди первую букву».

 Если ты сумеешь найти первую букву, то, следуя за линией, соединяющей кружки, прочтешь фамилию советского ученого, археолога и антрополога, который по костным останкам некоторых черепов древних людей, найденных в районе Костенок, создал ряд скульптурных портретов.

              Тема 2.  Воронежский край в период возникновения и развития

                          феодальных   отношений.

            ВОПРОСЫ  И  ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ 2

 1. Расскажите, где и как жили восточные славяне в нашем крае в IX - X вв.

 2. В каком году и в связи, с какими событиями в русских летописях впервые упоминается слово "Воронеж"?

 3. Что сообщают древнерусские документы о Воронеже во время монголо-татарского нашествия?

 4. Назовите известных отечественных историков, которые в своих трудах по истории России писали о летописном Воронеже.

При изучении темы "Возникновение самостоятельных русских княжеств" обучающимся будет интересно узнать о том, что в 1177 г. слово "Воронож" впервые упоминается в русских летописях. Яркий рассказ учителя о битве на речке Колокше и о событиях, последовавших за ней, можно завершить решением головоломки на тему "1177 г.". Если на уроке не осталось времени на отгадывание, учитель предлагает учащимся решить головоломку дома. Проверка головоломки обязательно включается преподавателем  на следующем уроке в процесс проверки домашнего задания. За правильное решение задачи ученик получает отличную оценку.

               Головоломка «1177 г.»

В прямоугольниках разнообразной конфигурации нужно разместить 8 слов так, чтобы в кружках слева направо можно, было прочитать слово, обозначающее историко-литературные произведения Древней Руси, в которых впервые в 1177 г. упоминается слово «Воронеж».

1. Река, на которой 20 февраля 1177 г. произошла битва между воинами

    владимирского князя Всеволода и рязанского князя Глеба.

2. Прозвище владимирского князя Всеволода.

3. Имя отца жены рязанского князя Глеба.

4. Куда бежал один из братьев жены рязанского князя Глеба?

 5. Имя князя, бежавшего после битвы в рязанские земли.

 6. Столица Руси во времена битвы 1177 г.

 7. Князь — союзник рязанского князя Глеба в походе на Владимир в 1177 г.

8. Чем закончился для рязанского князя Глеба поход 1177 г

                                                 

Тема 3. Воронежский край в период укрепления Российского государства. ХIV-ХVI вв.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ 3

1. Что сообщают документы о Воронежском крае XIV - XV вв.?

 2. Какими методами Русское государство боролось с тата- рами в XVI в.?

 3. С какой целью в конце XVI в. был построен город-крепость Воронеж и другие города-крепости в южнорусской степи?

Готовясь к краеведческому уроку, преподаватель может накануне дать задание обучающимся на повторение пройденного материала. Вопросы для повторения лучше написать в таблице , дать обучающимся время начертить ее в тетради и предупредить, что на следующем уроке опрос будет идти по данным вопросам.

 (См. таблицу 2.)

                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Таблица 2

                               Образование и укрепление Российского государства

                          Вопросы

                     Ответы

1. К какому времени образовалось Российское централизованное государство с центром в Москве?

2. Какие задачи стояли перед Россией после образования единого государства?

3. Какие внутренние и внешние задачи России удалось решить в XVI в., а какие нет?

     

      Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в ХVII в.

ВОПРОСЫ  И  ЗАДАНИЕ  К  ТЕМЕ 4

 1. Когда и зачем была построена Белгородская черта?

 2. В чем сходство и различие социально-экономического развития центральных районов России и Воронежского края в ХУЛ в.?

 3. Расскажите о восстаниях жителей Воронежского края в XVII - начале XVIII в.

Исторический чайнворд «Воронежский край в XVII в.»

 

1

2

5

6

7

3

8

12

13

11

10

9

4

Начиная с цифры 1, впишите в клетки чайнворда ответы на следующие задания, дайте исторический комментарий к разгаданному слову:

 1. Название укрепленной оборонительной линии, построенной в 1635—1658 гг 2. Шаровидный сплошной снаряд 3 Современное название улицы Воронежа, на которой стоит самая древняя каменная постройка города. 4. Монастырь, основанный в 1620 г. в Воронеже 5, Земляная насыпь. 6. Время года, в которое татары чаще всего вторгались в пограничные районы России. 7. Город, 245 построенный на Белгородской черте в 1646 г. 8. Служилый человек, несший службу при воротах. 9. Служилый человек, несший станичную службу 10. Город, у которого состоялся бой отрядов Ф. Разина с войском Г. Ромодановского. 11. Руководитель народного восстания в Воронеже в 1648 г. 12. Простонародное мужское имя, встречавшееся среди жителей Воронежского края в XVII в. 13. Завершение колоколен, храмов, башен и других построек или их частей в виде высокой 4-гранной или многогранной пирамиды, распространенное в каменном русском зодчестве XVI—XVII вв..

Тема 5. Воронеж и Воронежский край в период правления Пера I. Деятельность Петра I в крае.

ВОПРОСЫ   И  ЗАДАНИЕ К  ТЕМЕ 5

 1. Какими причинами были вызваны Азовские походы Петра I?

 2. Расскажите об Азовском походе 1695 г.

 3. Почему русские войска не смогли взять Азовскую крепость в 1695 г.?

 4. Расскажите о строительстве кораблей в Воронеже зимой - весной 1696 г. 5. Кто руководил сухопутными русскими войсками во время 2-го Азовского похода?

 6. Назовите основные события Азовского похода 1696 г.

 7. О чем говорилось в "Указе по галерам"? Когда, где и кем он был составлен?

 8. О чем писал Петр I патриарху Адриану в письме от 20 июля 1696 г.?

9. Как встречала Москва победителей Азовского похода 1696 г.?

 10. Какую роль сыграл Петр I в подготовке и проведении Азовских походов?

 11. С какой датой следует связывать основание регулярного военно-морского флота России?

 12. Что такое кумпанства, когда и для чего они были созданы?

 13. Какие кумпанства вы можете назвать?

 14. Какую роль сыграла Русская православная церковь в создании Азовского флота?

15. Приведите примеры помощи воронежских служителей церкви реформаторской деятельности Петра I.

16. Расскажите о кумпанском строительстве кораблей в 1696 - 1700 гг.

17. Какую роль сыграли воронежские кумпанские корабли в Керченском походе 1699 г. и подписании перемирия с Турцией в 1700 г.?

 18. Что вы можете рассказать о Е. И. Украинцеве?

19. Кто управлял государственным строительством кораблей в 1696-1700 гг.?

20. Какие суда строились на Воронежской верфи?

 21. Какие судостроительные верфи в Воронежском крае, кроме Воронежской, вы знаете?

 22. Какую роль в создании военно-морского флота России сыграли природные богатства Воронежского края?

23. Кто такие "работные люди"?

 24. Почему Петр I приглашал иностранных мастеров для строительства военно-морского флота России?

25. Кого из иностранных мастеров воронежского кораблестроения вы можете назвать?

 26. Приведите примеры названий кораблей, построенных на воронежской земле в 1696 - 1700 гг.

 27. Соберите материал о строительстве кораблей в вашем городе, селе в конце XVII - начале XVIII в. 28. Разработайте маршрут экскурсии по местам кораблестроения в вашем крае и местам, связанным с пребыванием здесь

 Петра I.

Головоломка «Жизнь Воронежа при Петре I»

Украинцев Е. И. (1641—1708) — русский государственный деятель, дипломат. В 1699—1700 гг. был послом в Турции, где добился выгодного для России Константинопольского мирного договора 1700 г. Перед отъездом Е. И. Украинцева в Турцию Петр I написал в Воронеж для него специальные инструкции. Впишите слова таким образом, чтобы в них была использована одна из букв фамилии Украинцева.

 1. Высшее учебное заведение Воронежа, в библиотеке которого хранятся учебники петровского времени.

2. Воронежская слобода, в которой в конце XVII — первой четверти XVIII в. жили иностранцы.

 3. Основной центр военного кораблестроения в Воронеже.

 4. Русский генерал-адмирал, сподвижник Петра I, брат царицы Марфы — жены царя Федора Алексеевича. Вместе с Петром I посещал Воронеж

5. Мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. Выходец из Дании. В начале XVIII в был в Воронеже.

 6. Двор, на котором производилось парусное полотно для судов. 7. Автор «Арифметики» 1703 г.

8. Русский государственный и военный деятель, граф, светлейший князь, денщик Петра I, генералиссимус. Вместе с Петром I бывал в Воронеже и Воронежском крае.

 9. Русский дипломат и государственный деятель, генерал-адмирал, граф Под его руководством определена русско-турецкая граница на Кубани и в Приднепровье (1703—1705). Вместе с Петром I посещал Воронеж.

Попробуй, отгадай №1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Корабли, построенные в Воронеже, названия которых представляют животный и растительный мир России.

Попробуй, отгадай №2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

По горизонтали впишите названия кораблей таким образом, чтобы по вертикали в клетках с цифрами получилось название корабля, построенного в Воронеже и спущенного на воду в апреле 1696 г.

    Головоломка «Петровские корабли»

1

2

3

4

5

6

По горизонтали впишите названия кораблей, построенных в Воронеже, так, чтобы по вертикали в клетках с цифрами получилось еще одно название корабля.

Попробуй, отгадай №3

Если вы правильно соедините линии, то получите название корабля, на котором в 1711 г. плавал Витус Беринг.

Тема 6. Воронежский край в период начавшегося разложения феодализма и развития капиталистических отношений во второй половине ХVIII в..

ВОПРОСЫ  И  ЗАДАНИЕ  К  ТЕМЕ 6

1. Какие новые явления в развитии хозяйственной жизни Воронежского края второй половины XVIII в. вы заметили?

 2. Почему жители Воронежской губернии второй половины XVIII в. поднимались на борьбу с помещиками?

 3. Каким вы представляете себе город Воронеж середины - второй половины XVIII в.?

4. Расскажите о хозяйственной жизни Воронежского края второй половины XVIII в. Какие новые явления в ней вы заметили?

 5. Почему крестьяне Воронежской губернии второй поло- вины XVIII в. поднимались на борьбу с помещиками?

 6. Каким вы представляете себе город Воронеж середины - второй половины XVIII в.?

СЛАЙД-ВИКТОРИНА "ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ГОРОД ВОРОНЕЖ?".

Преподаватель  показывает слайды с видами памятников Воронежа XVIII в., просит обучающихся угадать памятник и прокомментировать его историю.

Примерный перечень слайдов:

1.Дом П. Гарденина. 2. Тихвино-Онуфриевская церковь. 3. Арсенал. 4. Вид Большой Дворянской улицы. 5. Воронежский дворец. 6. Дом губернаторов. 7. Казенная палата. 8. Вид улиц Левой Суконовки и Правой Суконовки в современном Воронеже.

 (на слайдах желательно дать названия улиц, чтобы студенты могли догадаться, что памятниками истории являются сами названия улиц).

Тема 7. Воронежская губерния в период кризиса капиталистической системы и распространения товарно-денежных отношений (первая половина ХIХ в.).

Тема 8. Воронежская губерния в период капитализма (вторая половина ХIХ в.).

ВОПРОСЫ  И  ЗАДАНИЯ  К ТЕМАМ  7 И 8

1. Почему в первой половине XIX в. наблюдался подъем в развитии общественной жизни края?

 2. В чем выразились кризисные явления социально- экономического развития Воронежской губернии первой половины XIX в.?

 3. Расскажите о наших земляках - деятелях русской культуры.

4. Подготовьте и проведите для своих младших товарищей экскурсию по Воронежу на тему "По кольцовским и никитинским местам".

1. Приведите примеры крестьянских выступлений в Воронежском крае после реформы 1861 г. Чем они были вызваны?

 2. Расскажите об экономическом развитии края во второй половине XIX в.

 3. Что вы знаете о деятельности революционных народников в Воронежской губернии?

 4. Соберите материалы о ваших земляках - известных деятелях русской культуры второй половины XIX в.

ИГРА "ЭКСКУРСОВОДЫ"

 На плане Воронежа цветным карандашом проложено три "экскурсионных маршрута". В каждый маршрут входит три памятника. Карточки с кратким справочным текстом, составляющим содержание данного маршрута, вкла- дываются в пакеты, имеющие порядковый номер и линию цвета маршрута. Пакеты разыгрываются между командами по жребию.

 Экскурсионные маршруты: 1. Архитектурные памятники Воронежа первой половины XIX в. 2. Памятники А. В. Кольцову в Воронеже. 3. Памятники И. С. Никитину в Воронеже.

Не вскрывая пакета, "экскурсовод" знакомит всех с выпавшим на его долю маршрутом и проводит "экскурсию" - рассказывает о местах, обозначенных на линии маршрута кружком (или номером). Правильность рассказа "экскурсовода" параллельно проверяется соответствующей карточкой из пакета.

ВИКТОРИНА "ПЕРВЫЕ".

 Назовите даты. Прокомментируйте ответ.

 1. Первая железная дорога в Воронежской губернии.

2. Первый воронежский завод.

 3. Первый водопровод в Воронеже.

4. Первая телефонная линия в Воронеже.

 5. Первая электроустановка в Воронежской губернии.

 6. Первый общественный вид транспорта в Воронеже.

 7. Первая крупная стачка в Воронеже.

8. Первая воронежская социал-демократическая организация.

9. Первый ансамбль народной песни в России.

  1. КРОССВОРД "ВОРОНЕЖ И ВОРОНЕЖСКИЙ КРАЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.".

   

7

1

5

2

3

   

4

По горизонтали:

 1. Уроженец Воронежского края — участник Бородинской битвы.

 2. Великий русский поэт, не раз проезжавший через Воронежский край.

 3. Воронежский губернатор, друг декабристов, литератор, многое сделавший для благоустройства Воронежа.

 4. Ученый, наш земляк, именем которого названы горные вершины и ледники на Памире и в горах Алатау.

 По вертикали:

 5. Декабрист, поэт, одно из своих стихотворений посвятил Петру I в Острогожске.

 6. Русский критик, друживший с воронежским поэтом А. В. Кольцовым.

7. Воронежский поэт.

8. Создатель «второвских коробов»

ГОЛОВОЛОМКА "И. Н. КРАМСКОЙ".

1

И.

2

Н.

3

К

4 Р

6М

7

С

8

К

10

Й

Впишите слова: 1. Московский скульптор, по проекту которого в 1974 г. в Острогожске установлен гранитный бюст И. Н. Крамского. 2. Русский художник XIX в., написавший портрет И. Н. Крамского. 3. Русский поэт XIX в., портрет которого написал Крамской. 4. Русский художник, сказавший о Крамском: «Достоин ты национального монумента, русский гражданин-художник'» 5. и 10. Имена сыновей Крамского. 6. Улица, на которой стоит дом, где Крамской родился и прожил 16 лет. 7. Картина, изображающая женский образ. 8. Звание, которое получил Крамской после написания портрета Л. Н. Толстого. 9. Родина художника.

  ВИКТОРИНА ХАРАКТЕРИСТИК "ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ИХ ИМЕНА?".

 Играющим раздаются по три карточки с характеристиками общественных деятелей, имена которых связаны с историей Воронежского края второй половины XIX в. После минутной подготовки команды дают ответ.

 № 1. Солдат, прочитав царские законы об отмене крепостного права, заявил односельчанам, что от них скрывают "настоящую волю", что на самом деле вся земля должна перейти к народу. За это он был подвергнут порке и предан суду. № 2. Выдающийся русский математик и педагог, автор учебников по алгебре и геометрии. Один из первых преподвателей Воронежского реального училища. № 3. Русский теоретик и пропагандист марксизма, деятель российского и международного рабочего и социалистического движения. Учился в военной гимназии в Воронеже. Приезжал в Воронеж в 1879 г.

Тема 9. Воронежская губерния в начале ХХ в.

ВОПРОСЫ  И  ЗАДАНИЯ  К ТЕМЕ 9

 1. Что нового появилось в социально-экономическом развитии Воронежской губернии начала XX в.? 2. Расскажите о деятельности воронежских социал демократов накануне революции 1905 —1907 гг. 3. Как развивалась первая русская революция в Воронеже и Воронежской губернии?

 4. Что нового появилось в общественно-культурной жизни Воронежа в  начале XX в.?

5. Расскажите о февральских событиях 1917 г. в Воронеже и Воронежской губернии.

УЧЕБНЫ Е  ИГРЫ

ТЕКСТОВОЕ  ЛОТО  "ВЕТЕР  И  РУКОПИСИ".

Ветер, ворвавшись в открытое окно редакции, разметал по полу и по столу листы рукописи. О чем они повествуют? Всматриваемся, перебираем листы, читаем... На листах встречаются фамилии Богданова, Киселева, Ге, Бунина,

Мосина, упоминаются даты, относящиеся ко второй половине XIX в. Конечно же, речь идет о деятелях культуры России второй половины XIX в. - уроженцах Воронежского края. В каком порядке подобрать листы рассказа об этом? С чего начать? К счастью, вот лист оглавление. Воспользуемся им. Возьмите равное количество карточек с текстом и начнем. Какая команда раньше восстановит текст?

 Каждая команда получает по 20 карточек с одинаковым текстом и раскладывает их в необходимой последовательности. Затем ведущий зачитывает лист-оглавление, который служит для обучающихся контрольным листом. После каждого пункта оглавления обучающиеся команд по очереди дают текстовый ответ. Игра переходит в форму коллективного творческого рассказа. За правильные ответы команды получают зачетные очки, которые можно фиксировать на доске.

Оглавление:

 1. Россия пореформенного времени и культура Воронежского края.

2. Просвещение в Воронеже и Воронежском крае во второй половине XIX в.

3. Деятели науки и техники - уроженцы воронежской земли.

 4. Воронежские писатели и художники.

 5. Музыкальная культура Воронежского края.

 КАРТОЧКИ С ТЕКСТОМ: 

№ 1. Неутомимым собирателем и страстным пропагандистом русской народной песни был М. Е. Пятницкий (1864 -1927). Он родился и вырос в селе Александровна Бобровского уезда Воронежской губернии. Попав в Москву и ус- троившись делопроизводителем в одну из московских клиник, М. Е. Пятницкий в 1903 г. вступил в Музыкально-этнографическую комиссию при московском обществе любите- лей естествознания, антропологии и этнографии. С этого времени М. Е. Пятницкий стал активно собирать и изучать рус- ские народные песни, выступать в концертах.

 № 2. Воронежский край пореформенной поры дал Рос- сии немало талантливых деятелей науки, литературы и искусства.

№ 3. "Достоин ты национального монумента, русский гражданин-художник!" - говорил о И. Н. Крамском И. Е. Репин.

№ 4. Особенно широко известны его картины "Тайная вечеря" и "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе". В конце XIX в. начался творческий путь уроженца Бутурлиновки, ученика И. Е. Репина художника А. А. Бучкури.

 № 5. В Воронеже в 1870 г. родился писатель с мировым именем, лауреат Нобелевской премии И. А. Бунин. В его ро- мане "Жизнь Арсеньева", повестях "Суходол", "Антоновские яблоки" талантливо описывается неповторимая природа сред- ней полосы России. 258 № 6. После реформы 1861 г., с развитием капитализма, резко возросла потребность в грамотных специалистах, конструкторах, ученых.

№ 7. В 1831 г. в Воронеже родился другой выдающийся художник - Н. Н. Ге. Его творчество также приходится на вторую половину XIX в. Н. Н. Ге работал над историческими темами.

 № 8. Среди своих земляков М. Е. Пятницкий нашел талантливых крестьян-песенников и создал из них первый в России ансамбль народной песни (1911). Позже ансамбль был преобразован в Государственный русский народный хор имени Пятницкого. В настоящее время этот коллектив хорошо известен не только в России, но и во многих странах мира.

 № 9. Нашим земляком был знаменитый изобретатель в области военной техники, конструктор трехлинейки генерал- майор С. И. Мосин. Он родился в 1849 г. в с. Рамони под Воронежем. Учился сначала в Тамбовском, а затем в Воронежском кадетском корпусе, где показал большие способности, особенно в математике и других точных науках.

№ 10. Одним из первых преподавателей Воронежского реального училища был выдающийся русский математик и педагог, автор учебников по алгебре и геометрии А. П. Кисе- лев. Он преподавал математику, механику и черчение. В этот период им были написаны "Систематический курс арифметики для средних учебных заведений" (1884) и "Элементарная алгебра" (1888).

 №11. В Воронежском крае родился известный поэт С. Я. Маршак. В Землянске Воронежской губернии (ныне это село находится в Семилукском районе Воронежской области) в 1885 г. родился писатель В. М. Бахметьев.

 № 12. И. Н. Крамской создал 780 полотен. Его портреты "Неизвестная", "Христос в пустыне", "Полесовщик", "Мина Моисеев", "Некрасов в период "Последних песен" и другие - бесценный вклад в сокровищницу российской и мировой культуры.

№ 13. По всей России открывались новые учебные заведения, в том числе и в Воронежской губернии. Так, 17 ноября 1876 г. в Воронеже было создано реальное училище. В отличие от гимназии в реальном училище главное внимание уделялось математике, физике, естествознанию. Выпускники училища пополняли ряды инженеров, техников и экономистов.

№ 14. Воронежские фабриканты, помещики и заводчики не спешили обучать грамоте простых тружеников. Поэтому не удивительно, что в Воронеже почти половина рабочих была неграмотна. Еще больше неграмотных было среди сельских жителей Воронежской губернии.

 № 15. Нашими земляками были выдающиеся русские ученые антрополог и зоолог А. П. Богданов и изобретатель электросварки Н. Г. Славянов. Оба они родились в Воронежской губернии, окончили воронежскую гимназию и навсегда остались в памяти потомков.

 № 16. Больше всего публике нравились в исполнении М. Е. Пятницкого песни "Чтой-то звон", "Ночки темные", "Уж ты, волюшка" и "Ветры-ветерочки".

 № 17. Воронежская земля подарила России замечательного русского художника-реалиста И. Н. Крамского. И. Н. Крамской родился в 1837 г. в г. Острогожске в семье писаря городской управы. Расцвет его творчества связан с деятельностью двух ассоциаций художников - Артели и Товарищества передвижных художественных выставок, одним из со- здателей и идеологов которых он был.

 № 18. Винтовка, предложенная С. И. Мосиным в 1891 г., была принята на вооружение русской армией.

 № 19. Воронеж по-прежнему оставался культурным центром края. В последующие годы в нем открывались все новые учебные заведения. При этом средних учебных заведений было намного больше, чем начальных школ.

 № 20. Заметный след в развитии отечественной науки и просвещения оставил наш земляк М. А. Веневитинов (1844 - 1901). Он известен не только как автор книги "Из воронежской старины", изданной в 1887 г. в Москве, но и как

 директор Московского Румянцевского музея, в состав которого первоначально входила первая Публичная библиотека Москвы... М. А. Веневитинов принимал активное участие в создании Московского Музея изящных искусств, был почетным членом Российской академии наук, членом Общества любителей российской словесности.

ГОЛОВОЛОМКА «РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ 1905—1907 ГГ. В ВОРОНЕЖСКОМ КРАЕ».

1

2

3

4

5

6

7

Впишите слова:

 1. Село, в котором крестьянские волнения осенью 1905 г. были подавлены силой.

 2. Студент, пытавшийся в октябре 1905 г. остановить черносотенный террор в одном из дворов Воронежа.

3. Большевик, член Делегатского собрания в Воронеже.

4. Современное название улицы, на которой в начале XX в. стояли казармы воронежского дисциплинарного батальона.

5. Лидер воронежских меньшевиков в годы первой русской революции.

 6. Дамба, на которой осенью 1905 г. происходили вооруженные столкновения.

 7. Уроженец Нижнедевицка, участник революции 1905—1907 гг., корреспондент «Правды» в Италии. В Годы Советской власти — журналист, дипломат, научный работник.

Тема 10. Военно-политическая борьба накануне и после Октября 1917 года.

ВОПРОСЫ  И  ЗАДАНИЯ  К  ТЕМЕ 10

1. Когда победила Советская власть в Воронеже, Воронежской губернии?

 2. Расскажите о первых после Октябрьской революции преобразованиях в

     Воронеже и Воронежской губернии?

 3. Была ли гражданская война неизбежной?

 4. Что вы знаете о гражданской войне в своем городе, селе, поселке?

ВИКТОРИНА (ПО ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ).

1. Командующий 1-й Южной революционной армией, созданной для подавления контрреволюционного мятежа атамана А. М. Каледина.

2. Газета, в которой 30 ноября 1918 г. освещался боевой путь Богучарского полка.

 3. Подразделение, входившее в состав 3-й стрелковой бригады Воронежского укрепрайона.

 4. Председатель Военного Совета обороны Воронежского укрепленного района.

5. Армия, освободившая Воронеж от белогвардейцев генерала Шку ро.

6. Член Реввоенсовета 8-й армии, командир 12-й дивизии, освобождавшей Коротояк и Лиски.

 7. Высший коллегиальный орган военной власти и политического руководства 8-й армии.

 8. Станция, в боях за которую особенно отличился Воронежский добровольческий коммунистический отряд.

9. Отчество И. Жилина, начальника особого отдела 8-й армии в годы гражданской войны, уроженца Воронежа.

10. Город, после взятия которого, наряду с захватом Воронежа и Орла, генерал А. Г. Шкуро считал положение белогвардейцев "блестящим".

 11. Город - центр укрепленного района.

12. Надпись на памятнике гражданской войны в Воронеже на ул. Плехановской.

13. Воронежский архитектор, автор памятника в сквере в начале ул. Плехановской.

 14. Командарм Второй конной армии, расстрелянный в 1921 г. по ложному доносу.

Тема 11. Социально-экономическое развитие Воронежского края в 1920-1930 гг.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К  ТЕМЕ 11

 1. Когда и с какой целью была создана ЦЧО?

2. Расскажите об индустриализации Воронежского края.

3. Что вы знаете о жизни села в 20-30-е гг.?

 4. Расскажите о трагических моментах в истории края, связанных со сталинской репрессивной политикой. 5. Как развивалась культура в нашем крае в годы первых пятилеток?

 6. Какие литературные произведения о жизни страны в 20- 30-е гг. вы читали?

ГОЛОВОЛОМКА "КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ВОРОНЕЖА В 1920—1930 ГГ.".

1

2

4

6

Впишите в квадраты слова таким образом, чтобы в кружках можно было прочитать слово «Воронеж».

 Название центральных -  почты, телеграфа и телефона Воронежа.

 2. Название центрального книжного магазина Воронежа.

3. Художник, уроженец Воронежского края, погибший в годы Великой Отечественной войны.

 4. Центральное финансовое учреждение в Воронеже.

 5. Общественное здание, имеющее название «Россия».

6. Поэт, приезжавший в Воронеж в 1933 г.

7. Общественное здание в Воронеже, построенное по проекту воронежского архитектора А. И. Попова-Шамана.

          Тема 12. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны.

                         1941-1945 гг.

ВОПРОСЫ  И  ЗАДАНИЯ  К  ТЕМЕ 12

 1. Расскажите о боях за Воронеж летом 1942 - зимой 1943 г.

 2. Где проходила линия фронта на территории города Воронежа, Воронежской области? Покажите на карте.

 3. Какие злодеяния совершили фашисты в оккупированных ими городах и селах Воронежской области?

 4. Назовите наших земляков, удостоенных звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

 5. Что вы знаете о жителях вашего города, села - борцах за независимость Родины в годы Великой Отечественной войны?

 6. Расскажите о своих родственниках - участниках войны.

 7. Как помогали трудящиеся Воронежа и Воронежской области фронту?

8. За что город Воронеж награжден боевым орденом?

ГОЛОВОЛОМКА "ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ".

 

1

2

4      5

7

8

9

6

3

4

5

Если вы правильно впишите слова в столбики с 1-го по 9-й, то из букв в кружочках получится название плацдарма, откуда началось контрнаступление советских войск при освобождении Воронежа.

 1. Командир сводного истребительного отряда воронежцев.

2. Председатель Воронежского городского Комитета обороны осенью 1941 г.

 3. Украинский поэт, общественный деятель, академик АН УССР, весной 1942 г. временно работавший в Воронеже.

 4. Артист Воронежского драматического театра, погибший во время налета фашистской авиации на Воронеж 28 июня 1942 г.

 5. Генерал-лейтенант, командующий Воронежским фронтом. 6. Город, районный центр, оккупированный фашистами в годы Великой Отечественной войны.

 7. Воин, предвосхитивший подвиг А. Матросова на воронежской земле.

 8. Маршал Советского Союза, командующий Брянским фронтом, участник боев за Воронеж, оставивший воспоминания о боях за Воронеж.

9. Современное село в Россошанском районе Воронежской области — родина М. А. Поляничко, внесшего в фонд страны в годы Великой Отечественной войны 300 тысяч рублей.

               Тема 13. Воронежская область во второй половине ХХ века и в наши дни.

  ВОПРОСЫ  И  ЗАДАНИЯ  К  ТЕМЕ 13

1. Какую промышленную продукцию давал город Воронеж стране в 1950 -1970-е гг.? Как развивалась промышленность вашего родного города, поселка в это время?

 2. О каких недостатках и диспропорциях в развитии народного хозяйства Воронежской области в 1950 - 1970-е гг. вам известно?

3. Назовите имена замечательных людей нашего края. Что вы о них знаете?

4. Подготовьте рассказ о профессии, которая вам нравится.

5. Как отразились процессы перестройки общества, демократизации и гласности на жизни вашего родного города, села, вашей школы?

 6. Какое событие текущего года вам особенно запомнилось?

ИГРОВОЕ ЛОТО "ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВОРОНЕЖ".

Изготовьте 10 больших игровых карт, на которые нанесите названия произведений воронежских писателей и поэтов (по 5 на каждой карте). На карточках меньшего размера - фамилии авторов. Участники игры отвечают названием произведения. Всем, кто отвечает правильно, даются фишки, которыми закрываются строки игровых карт.

 ПРИМЕРНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ  ИГРОВЫХ  КАРТ:

№ 1. 1. Хозяйка своей судьбы. 2. Сто холодных ночей. 3. Смутная пора. 4. Кандидат наук. 5. Впрок.

№ 2. 1. Герасим Кривуша. 2. Детки в клетке. 3. Сказка о глупом мышонке. 4. Не шуми ты, рожь. 5. Настала осень. Скучен город...

№ 3. 1. Жизнь Никитина. 2. Жизнь Кольцова. 3. Река Потудань. 4. Ведуны, ведьмы и оборотни. 5. Луна плывет над Араратом.

 № 4. 1. Университет Николая Мануковского. 2. Горя бояться - счастья не видать. 3. Преступление Мартина. 4. Баснословные сказания о птицах. 5. Воронеж, Родина, Лю- бовь.

№ 5. 1. Неудача. 2. Листопад. 3. Двенадцать месяцев. 4. Древо жизни и лесные духи. 5. Песня пахаря.

 № 6. 1. Воронежские корабли. 2. Чернозем (роман). 3. Народные праздники. 4. Русь. 5. Вечер ясен и тих...

 №7.1. Целую ваши руки. 2. Горы Чижовские. 3. В камы- шах. 4. Белый Бим Черное ухо. 5. Народные русские сказки.

 № 8. 1. Каменная степь. 2. Кондратий Булавин. 3. Город Градов. 4. Рассказ о неизвестном герое. 5. Повесть о поэте.

№ 9. 1. Донская Либерия. 2. Внук декабриста. 3. Рус- ские народные сказки. 4. Худая трава. 5. Удалец.

 № 10. 1. Русский город Воронеж. 2. Сказки. 3. Котлован. 4. Антоновские яблоки. 5. Наступление (У порога).

ВОРОНЕЖСКИЕ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ, ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОТОРЫХ УКАЗАНЫ НА ИГРОВЫХ КАРТОЧКАХ: Афанасьев А. Н., Бахметьев В. М., Бубнова О. В., Бунин И. А., Гончаров Ю. Д., Жигу- лин А. В., Задонский Н. А., Кольцов А. В., Кораблинов В. А., Королькова А. Н., Кретова О. К., Маршак С. Я., Никитин И. С, Платонов А. П., Троепольский Г. Н.

                       КОНТРОЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

        ВИКТОРИНА "ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?"

1.В период позднего палеолита. 2. "Жемчужина палеолита". 3. Индер. 4. Охота на мамонтов давала человеку много мяса, жира, шерсти и костей. В период палеолита в Воронежском крае было много мамонтов. 5. В Левобережном рай- оне недалеко от Дворца культуры завода имени С. М. Кирова. 6. Частые курганы на северо-западной окраине Воронежа и Мастюгинские курганы у села Мастюгина Острогожского района. 7. Захоронения людей. Предметы украшения, вооружения и быта. 8. Одни считают, что здесь жили будины, другие - меланхлены, третьи - воронежские скифы. 9. В 1930-х гг. 10. Жители Хазарского государства. 11. XI в. Половцы. 12. Воронежский областной краеведческий музей.

ГОЛОВОЛОМКА "НАЙДИ ПЕРВУЮ  БУКВУ". Герасимов.

 ГОЛОВОЛОМКА (1177 Г.). 

1.Колокша. 2. Большое гнездо. 3. Ростислав. 4. Воронеж. 5. Ярополк. 6. Владимир. 7. Мстислав. 8. Поражением. Слово в окружностях: летописи.

  ИСТОРИЧЕСКИЙ  ЧАЙНВОРД  "ВОРОНЕЖСКИЙ КРАЙ  В  XVII В.".

 1. Белгородская. 2. Ядро. 3. Освобождение Труда. 4. Алексеевский Акатов. 5. Вал. 6. Лето. 7. Орлов. 8. Воротник. 9. Казак. 10. Коротояк.

  11. Кривушин. 12. Ненаш. 13. Шатер.

  ГОЛОВОЛОМКА "ЖИЗНЬ  ВОРОНЕЖА  ПРИ ПЕТРЕ  I".

1.Университет. 2. Немецкая. 3. Адмиралтейство. 4. Апраксин. 5. Беринг. 6. Парусный. 7. Магницкий. 8. Меншиков. 9.Головин.

  ПОПРОБУЙ, ОТГАДАЙ №1

1. Аист. 2. Дельфин. 3. Дикий бык. 4. Заяц. 5. Орел. 6. Северный медведь. 7. Старый дуб. 8. Старый орел. 9. Черепаха. 10. Ястреб. 11. Сокол. 12. Геркулес

 ПОПРОБУЙ, ОТГАДАЙ № 2

 По горизонтали: 1. Предестинация. 2. Разженое железо. 3. Аист. 4. Вейншток.

 5. Заяц. 6. Наталия 7.Черепаха. 8. Близко не подходи. 9. Геркулес. 10. Медведь.  

  По вертикали: Принципиум.

 ГОЛОВОЛОМКА "ПЕТРОВСКИЕ  КОРАБЛИ". 

       По горизонтали: 1. Сулица. 2. Аист. 3. Меркурий. 4. Скорпион. 5. Орел. 6. Новгород.

       По вертикали: Самсон

   ПОПРОБУЙ, ОТГАДАЙ № 3  Таймолар.

   СЛАЙД-ВИКТОРИНА "ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ГОРОД ВОРОНЕЖ?". 

   Контрольный ответ дан в задании. 

ИГРА "ЭКСКУРСОВОДЫ"

1. 1. Каменный мост. 2. Духовная семинария, сейчас монтажный техникум. 3. Дом Тулиновых, сейчас областной Центр научно-технической информации.

2. 1. Кольцовский сквер. Памятник Кольцову скульптора А. Трискорни. 1868 г. 2. Могила Кольцова на территории Литературного некрополя на ул. Моисеева. 3. Дом Тулиновых, в котором в 1837 г. встречались поэты Кольцов и Жуковский. Пр. Революции, 30.

 3. 1. Памятник Никитину на пл. Никитина. Скульптор И. А. Шуклин. 1911 г. 2. Могила Никитина на территории Литературного некрополя на ул. Моисеева. 3. Дом-музей Ники- тина. Поэт здесь жил в 1846 - 1861 гг. Ул. Никитинская, 19.

ВИКТОРИНА "ПЕРВЫЕ".

1.Козлов - Воронеж, 1868 г. 2. Железнодорожные мастерские, сейчас завод имени Дзержинского, 1868 г. 3. Принадлежал частному лицу. 1869 г. 4. Первая телефонная

линия проведена в управлении железной дорогой в 1876 г. 5. 1891 г. 6. Конка. 1891 г. 7. На железной дороге. 1879 г. 8. Центральный кружок социал-демократов. 1895 г. 9. Создан М. Е. Пятницким, уроженцем Бобровского уезда Воронежской губернии.

КРОССВОРД "ВОРОНЕЖ И ВОРОНЕЖСКИЙ КРАЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.".

По горизонтали: 1. Бедряга. 2. Лермонтов. 3. Бегичев. 4. Северцов.

 По вертикали: 5. Рылеев. 6. Белинский. 7. Никитин. 8. Второе

ГОЛОВОЛОМКА "И. Н. КРАМСКОЙ".

1. В. И. Дудник. 2. Ярошенко. 3. Некрасов. 4. Репин. 5. Анатолий. 6. Маршака. 7. Неизвестная. 8. Академик. 9. Острогожск. 10. Николай.

ВИКТОРИНА ХАРАКТЕРИСТИК "ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ИХ ИМЕНА?".

1. Василий Чибисов. Тишанка Бобровского уезда Воронежской губернии. 2. А. П. Киселев. 3. Г. В. Плеханов.

ТЕКСТОВОЕ  ЛОТО  "ВЕТЕР  И  РУКОПИСИ".

1. № 6. 2. № 13, № 10, № 19, № 4, № 20. 3. № 2, № 15, № 9, № 18. 4. № 5, № 11, № 17, № 12, № 3, № 7, № 4. 5. № 1, № 16, №8.

ГОЛОВОЛОМКА «РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ 1905—1907 ГГ. В ВОРОНЕЖСКОМ КРАЕ».

1. Пески. 2. Таранченко. 3. Исполатов. 4. Димитрова. 5. Махновец. 6. Чернавская. 7. Антонов.

ВИКТОРИНА (ПО ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ).

1. Петров. 2. Воронежская коммуна. 3. Артиллерийское. 4. Еремеев. 5.8-я. 6. Якир.7. Реввоенсовет. 8. Таловая. 9. Яковлевич. 10. Чернигов. 11. Воронеж. 12. Жертвам белого террора. 13. А. И. Попов-Шаман. 14. Ф. К. Миронов.

ГОЛОВОЛОМКА "КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ВОРОНЕЖА В 1920—1930 ГГ.".

1. Дом связи. 2. Дом книги. 3. Бучкури. 4. Госбанк. 5. Гостиница. 6. Светлов. 7. Утюжок.

ГОЛОВОЛОМКА "ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ".

По горизонтали: Чижовский.

 По вертикали: 1. Грачев. 2. Никитин. 3. Бажан. 4. Озеров. 5. Ватутин. 6. Россошь. 7. Бовкун. 8. Голиков. 9. Алейникове

ИГРОВОЕ ЛОТО "ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВОРОНЕЖ".

№1.1. Кретова. 2. Гончаров. 3. Задонский. 4. Троепольский. 5. Платонов.

 № 2. 1. Кораблинов. 2. Маршак. 3. Маршак. 4. Кольцов. 5. Никитин

 № 3. 1. Кораблинов. 2. Кораблинов. 3. Платонов. 4. Афанасьев. 5.Задонский.

№ 4.1. Кретова. 2. Маршак. 3. Бахметьев. 4. Афанасьев. 5. Жигулин.

 № 5. 1. Гончаров. 2. Бунин. 3. Маршак. 4. Афанасьев. 5. Кольцов.

 № 6. 1. Кораблинов. 2. Троепольский. 3. Афанасьев. 4. Никитин. 5. Никитин.

 № 7. 1. Гончаров. 2. Кораблинов. 3. Троепольский. 4. Троепольский. 5. Афанасьев.

 № 8. 1. Кретова. 2. Задонский. 3. Платонов. 4. Маршак. 5. Бубнова.

№ 9. 1. Задонский. 2. Задонский. 3. Королькова. 4. Бу- нин. 5. Кольцов.

 № 10. 1. Кретова. 2. Королькова. 3. Платонов. 4. Бунин. 5. Бахметьев

   

      3.3.3  ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

       Дифференцированный зачёт по «Краеведению».

Фамилия___________________________________________________________ Имя_______________________________________________________________

Номер группы______________

                                                     

                                             ВАРИАНТ 1

  1. К какому типу наук принадлежит Краеведение?

ОТВЕТ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите основные источники.

ОТВЕТ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какое государство, IX веку, образовалось на обширной территории Восточно-Киевской Руси?

ОТВЕТ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.В состав какого княжества, в 10-11 веках, вошла северная часть Воронежского края?

ОТВЕТ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каков результат деятельности царя Петра I в Воронежском крае?

ОТВЕТ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какой был социальный состав населения Воронежского края в первой половине XIX века?

ОТВЕТ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Кто стоял во главе Воронежского губернского комитета по подготовке реформы отмены крепостного права? Когда было объявлено об отмене крепостного права?

ОТВЕТ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие  периоды можно выделить историю Воронежского края в годы Великой Отечественной Войны.

ОТВЕТ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. В чём заключалась перестройка на военный лад?

ОТВЕТ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 10. Перечислите имена людей, которые прославили своим именем Воронежскую землю и свяжите это имя с их деятельностью.

ОТВЕТ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


       Дифференцированный зачёт по «Краеведению».

Фамилия___________________________________________________________ Имя_______________________________________________________________

Номер группы______________

                                                          ВАРИАНТ 2

1.Какие науки объединяет Краеведение?

ОТВЕТ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.К какому виду источника  относятся:  поселения, погребения, клады, орудия труда, предметы быта, украшения и.т.д.?

ОТВЕТ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какую часть Воронежского края, IX и X в.в.  заселяли восточные славяне?

ОТВЕТ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Чем было вызвано вхождение северной части Воронежского края, в 10-11 веках, в состав Рязанского княжества?

ОТВЕТ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему Пётр I начал строительство флота на воронежской земле?

ОТВЕТ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Перечислите все промышленности, которые стали появляться в первой половине XIX века.

ОТВЕТ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как изменилось положение крестьян, после отмены крепостного края? В каком уезде началось, народное движение и  приобрело наибольшую остроту?

ОТВЕТ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие  периоды можно выделить историю Воронежского края в годы Великой Отечественной Войны.

ОТВЕТ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Сколько длилась вооружённая борьба против немецко-фашистских захватчиков? Кем и когда был освобождён город Воронеж?

ОТВЕТ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 10. Перечислите имена людей, которые прославили своим именем Воронежскую землю и свяжите это имя с их деятельностью.

ОТВЕТ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                       

                                                          ОТВЕТЫ:

                                                        ВАРИАНТ 1

1. Краеведение принадлежит к типу комплексных наук.

2. К основным источникам относятся: Археологические, Этнографические, Памятники и

Письменные источники.

  1. Древнерусское государство с центром в Киеве.
  2. В состав Рязанского княжества.
  3. Результатом деятельно царя Петра I стало кораблестроение и постройкой военно0морского флота.
  4. Крестьяне, 63,9%, военнослужащие-4,2%, мещаге-2.52%, духовенство-0,99%, дворяни-помещики-0,6% и разночинцы-0, 24%.
  5. Во главе Воронежского губернского комитета по подготовке реформы отмены крепостного права стоял предводитель дворянства И.В. Гагарин. В Воронеже об отмене крепостного права объявили 10 марта 1961 года.
  6. Историю Воронежской области в годы ВОВ можно выделить на 3 периода: 1период-перестройка на военный лад(22 июня 1941г.-27 июня 1942 г), 2период-боевые действия на её территории(28 июня 1942 г.-2 февраля 1943г.), 3 период- восстановление разрушенного хозяйства в военное время(1943-1945г.г.)
  7. Было введено военное положение. На фронт уходили добровольно и по мобилизации. Вся промышленность была перестроена на выпуск военной техники  и продукции. Железнодорожный транспорт, также был переведена военный график.

                                                                    ВАРИАНТ 2

  1. Краеведение соединяет в себе природоведческие, исторические, искусствоведческие науки, литературу.
  2. К археологическому источнику
  3. Восточные славяне заселяли не только берега Дона, но жили так же на берегах Воронежа и других донских притоков
  4. Вхождение северной части Воронежского края в состав Рязанского княжества, было вызвано раздроблением Древнерусского государства на отдельные феодальные княжества.
  5. Петр I избрал Воронеж колыбелью российского флота, поскольку город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли вековые дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов.
  6.  Сахарная и суконная промышленность, салотопленные заводы, производство подсолнечного масла.
  7. Положение крестьян после реформы не улучшилось, а ухудшилось. Полученный надел крестьяне должны были выкупить по высокой цене. Пока выкуп не был уплачен, крестьяне считались временно-обязанными своего помещика и должны были по-прежнему нести повинности.
  8. Историю Воронежской области в годы ВОВ можно выделить на 3 периода: 1период-перестройка на военный лад(22 июня 1941г.-27 июня 1942 г), 2период-боевые действия на её территории(28 июня 1942 г.-2 февраля 1943г.), 3 период- восстановление разрушенного хозяйства в военное время(1943-1945г.г.)
  9.  Вооружённая борьба против немецко-фашистских захватчиков продолжалась около 7 месяцев-с июля 1942 года,  до февраля 1943 года. Воронеж был освобождён 25 января 1943 года войсками 60-йармии под командованием генерала Ивана Даниловича Черняховского.

                                                   4.   КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Критерии оценки устного фронтального опроса:

оценку «отлично» получают ответы, в которых делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме;

Оценка "хорошо" ставится студенту, проявившему полное и знание учебного материала, но нет должной степени самостоятельности;

Оценка "удовлетворительно" ставится студенту, проявившему знания основного учебного материала в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей практической деятельности, но в основном обладающему необходимыми знаниями и умениями для их устранения при корректировке со стороны преподавателя.

Оценка "неудовлетворительно" ставится студенту, обнаружившему существенные пробелы в знании основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение или приступить к практической деятельности без дополнительной подготовки по данной дисциплине.

Устный индивидуальный ответ:

Оценкой «5»  оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой ; свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4»  оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.

Оценкой «3»  оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2»  оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения или теоретического лингвистического материала; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1»  оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения или теоретического лингвистического материала и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Критерии  оценивания текущего контроля

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения обучающимися теории и умения применять ее  на  практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2.  Основными формами проверки знаний и умений, обучающихся, по краеведению являются, письменная контрольная  работа, самостоятельная работа, тестирование, устный опрос, фронтальный опрос.

3. При оценке письменных и устных ответов преподаватель  в первую очередь учитывает показанные обучающимися  знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных обучающимися.

Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается  ошибкой, если она свидетельствует о том, что обучающийся не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного обучающимся  задания или способа его выполнения; неаккуратная запись.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная обучающимися  погрешность может рассматриваться преподавателем  как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса обучающихся состоят из теоретических вопросов и тестовых заданий.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и  обоснованные выводы.

5.  Оценка ответа обучающегося  при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна  из отметок: 1 (плохо), 2   (неудовлетворительно), 3  (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6. Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии  обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Оценка устных ответов

Ответ оценивается отметкой «5», если  обучающийся:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к краеведческой подготовке  обучающихся»);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
  • обучающийся  не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, в хронологии событий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.

Отметка «1» ставится, если:

  • обучающийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. 

Критерии оценки дифференцированного зачёта обучающихся   по краеведению:

Формой промежуточной аттестации по дисциплине является дифференцированный зачет.

 Итогом дифференцированного зачета  является оценка знаний и умений обучающегося  по пятибалльной шкале.

Дифференцированный зачет проводится в письменной форме (контрольной работы) по вариантам.

Оценка

                      Критерии оценки

Отлично

Обучающийся показывает всестороннее, систематическое и глубокое знание основного и дополнительного учебного материала, умеет свободно выполнять задания, предусмотренные программой; усвоил основную и знаком с дополнительной рекомендованной литературой; может объяснить взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для последующей профессиональной деятельности; проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала.

Хорошо

Обучающийся показывает достаточный уровень знаний в пределах основного учебного материала, без существенных ошибок выполняет предусмотренные в программе задания; усвоил основную литературу, рекомендованную в программе; способен объяснить взаимосвязь основных понятий дисциплины при дополнительных вопросах преподавателя. Допускает не существенные погрешности в ответе на зачете и при выполнении заданий, устраняет их без помощи преподавателя.

Удовлетворительно

Обучающийся показывает знания основного учебного материала в минимальном объеме, необходимом для дальнейшей учебы; справляется с выполнением заданий, предусмотренных программой, допуская при этом большое количество не принципиальных ошибок; знаком с основной литературой, рекомендованной программой. Допускает существенные погрешности в ответе на зачете и при выполнении заданий, но обладает необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Не удовлетворительно

Обучающийся показывает пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не знаком с рекомендованной литературой, не может исправить допущенные ошибки. Как правило, оценка "не удовлетворительно" ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по техникума без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...

Комплект контрольно- оценочных материалов для проведения «Среза знаний» по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» 34.02.01 Сестринское дело

Комплект контрольно- оценочных материалов для проведения «Среза знаний» по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» 34.02.01 Сестринское дело...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств МДК.01.01 КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ основной образовательной программы специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИ...