Основы нравственного выбора молодежи в современных общественных условиях.
статья

Чернецкая Елена Николаевна

Статья об истоках нравственности и путях ее формирования. В статье описывается практический опыт нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Чернецкая Е.Н.

преподаватель истории

ОБПОУ «Курский монтажный техникум» (г.Курск)

 Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу, но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. Ethos -  нрав, характер, обычай. Слово «мораль» - латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом – нрав, обычай. «Нравственность» - русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Но это не верно. Мораль - это внешний фактор, регулирующий человеческие отношения. Нравственность - это те внутренние качества человека, которые определяют соответствие его поведения нормам, принятым в обществе. Нравственность - это внутренний самоконтроль поступков, принятие на себя ответственности за них. Нравственность основана на свободной воле, поскольку нравственным может быть только свободное существо. Если нет свободы действий или свободы выбора, то человек не несет нравственной ответственности за свои поступки, хотя может эмоционально переживать их. 

Г.В. Плеханов утверждал: «…если человек черпает все свои ощущения, знания из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества…» [1, с. 135]. Мы видим, что нравственность в его понимании - это все то, что человек приобретает из опыта и окружающего его мира.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [2, 35]. А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» [3, 264]. В свое время Гераклит понимал под нравственностью мудрость, следование природным законам, а Демокрит рассматривает внутренний мир человека. Идеал нравственности для него - мудрец, презревший суетность жизни. Демокрит особо выделял такие ценности как справедливость, истина, честность, теплые доверительные отношения между людьми.

К сожалению, нужно признать, что в истинном понятии «нравственность» мало известна современному обществу, прежде всего от того, что значение сильно искажено.

Сегодня в современном обществе широко пропагандируется тема свободных отношений между молодыми людьми.  Жить «гражданским браком» стало нормой, сожительство поддерживают, считая это пользой для пары, возможностью лучше узнать друг друга с целью возможности создания крепкой семьи в дальнейшем.  Таким образом, изменяется само понятие семьи, оно подменяется так называемым свободным союзом, когда никто не несет ответственности за другого партнера, допускаются свободные отношения. При таком подходе к созданию семьи человек теряет частичку нравственности.

Еще Питирим Сорокин в своей книге писал: «… сексуализация сознания людей ведет к разрушению семьи: росту разводов, возрастающей неспособности к совместной жизни, упадку родительской любви, отказу от деторождения и к увеличению числа брошенных детей. Поскольку беспорядочная сексуальная жизнь подрывает физическое и психическое здоровье, мораль и творческие возможности ее приверженцев, то такое же воздействие она оказывает на общество, значительную часть которого составляют развратные люди. И чем больше их число и чем более развратно поведение, тем тяжелее последствия этого для всего общества» [4, с. 72]. Таким образом, это пагубно воздействует на общество, на его нравственное состояние, на этику и его ценности.

Семья — это очень влиятельная социальная общность. Прежде всего, она выступает важнейшим фактором формирования нравственного человека, передает социальный опыт и этнокультурные традиции из поколения в поколение, тем самым вносит вклад в нравственное воспитание общества. И уже ни для кого не секрет, что воспитание, ориентация в культуре и прочие важнейшие категории души человека во многом зависят от семейного воспитания.

Семейная традиция — это то, что лежит в основе создания членами семьи норм и ценностей, которые и регулируют ее жизнь. Как и нравственность, семейные традиции не являются  законом. Они воспитывают членов семьи, затрагивают отношение ребенка к самому себе как к личности, к остальным людям и всему миру. Семейные, общественные традиции и нормы, безусловно, являются некой базой в процессе нравственного воспитания детей. И если семья перестанет соблюдать эти сложившиеся традиции, чтить их, то и общество даст «трещину».

Но не стоит забывать и об общественном воспитании, прививающем нравственные нормы. Подрастающее поколение обязаны воспитывать не только семья, но и общество, в частности учебные заведения. Конечно, само по себе образование не гарантирует высокого духовного и нравственного воспитания, так как воспитанность и нравственность человека зависит только от него самого, оно проявляется в повседневном поведении, его отношению к другим людям.

Воспитание у молодежи нравственности и достойного культурного развития являются самыми важными задачами в процессе становления личности. Решением этих задач непосредственно занимается государство. Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию  Российской  Федерации» [5]. Конституция РФ утверждает общенациональные и общечеловеческие ценности, которые испокон веков культивировались в сознании русского человека и подтверждались историей развития нашего государства.

Нравственное воспитание учебными заведениями отнюдь нелегкая задача, поскольку нравственные устои в семье не всегда совпадают с их требованиями. Кроме того, это кропотливый труд, результаты которого видны по истечению длительного времени. Причем заострять воспитание исключительно на нравственности неправильно. Одновременно нужно развивать трудовые, умственные, эстетические, физические, творческие и другие способности обучающегося. В свою очередь сам воспитатель должен соответствовать требованиям как профессиональным, так и духовным. Иначе чему научит воспитатель, который не соблюдает культурные и нравственные традиции? Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения, или стремясь показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры, или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя нравственность есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.

Что могут сделать учреждения СПО для нравственного воспитания своих воспитанников? Очень многое, ведь мы, преподаватели, работаем с обучающимися именно в тот период их жизни, когда они активно ищут свое место в жизни, свое предназначение, делают свой жизненный выбор. И им нужно помощь в этом поиске. Дисциплины профессионального цикла направлены, в первую очередь, на то, чтобы дать знания по профессии. Значительная роль в воспитании нравственности ложится на общеобразовательные дисциплины и, прежде всего, на дисциплины гуманитарного цикла, а также внеклассные мероприятия.

Что мы можем предложить для воспитания нравственности? Занятия по истории дают для этого безграничные возможности. Изучая события, мы неразрывно связываем их с конкретными людьми, их личными качествами. На примере их деятельности мы и учим нравственным и безнравственным поступкам. Подросткам уже сложно навязать свою точку зрения, поэтому, прежде всего, даем максимально достоверную информацию, предлагая им самостоятельно сформировать свою позицию и при необходимости мягко скорректировать ее.

Активно проводятся уроки памяти и уроки мужества. Они посвящены памятным, значимым датам истории нашей страны. Здесь всегда есть место героическим подвигам, нравственным поступкам. Незабываем по впечатлениям остается для обучающихся нашего техникума урок памяти в краеведческом музее «Оккупация и освобождение г.Курска». Мужество наших земляков, ставших на защиту своей земли, мужество солдат, отдавших свои жизни за наше мирное небо, не проходят без душевного отклика молодежи. Это яркий пример нравственного поведения, который помогает заложить основы для нравственного воспитания.

Внеклассные мероприятия играют не менее важную роль в воспитании обучающихся нашего учебного заведения. Они проходят в разной форме, но всегда имеют нравственную направленность. Это и вечера памяти, и встречи с интересными людьми. Например, в честь полного снятия блокады Ленинграда была организована встреча с участником обороны этого города, нашим земляком В.И. Батюниным. Что может быть лучшим примером для нравственного воспитания молодежи как не героический подвиг миллионов таких людей, которые смогли сберечь независимость нашего государства, наше право на жизнь? Это единичные примеры работы преподавателей нашего учебного заведения в данном направлении.

В процессе взросления на человека ложится самостоятельное нравственное воспитание. Теперь он сам должен отвечать за свои поступки и действия. К моменту взросления у него должна сформироваться система нравственных ценностей, которым впоследствии он научит своих детей. Как правило, среди таких ценностей любовь, семья, добро, счастье, ценность жизни, человеколюбие и другие. И в зависимости от того, какие ценности человек ставит в приоритет, определяются его будущие поступки - нравственными или безнравственными. Мы, преподаватели, можем лишь направить своих воспитанников, указать им путь нравственного выбора. Но нравственность - это исключительно самостоятельный выбор человека.

Список литературы и источников

  1. Плеханов Г.В. Об атеизме и религии в истории общества и культуры // Избранные произведения и извлечения из трудов. Научно-атеистическая библиотека. / Г.В. Плеханов. – М., 1977 г. -  355 с.
  2. Аристотель. Никомахова этика. – М., 2012 г. - 496 с.
  3. Фридрих Ницше. По ту сторону добра и зла. – М.,2016 г. – 544 с.
  4.  Сорокин П. Американская сексуальная революция / П. Сорокин. – М., 2006. – 152 с.
  5. Конституция РФ от 12.12.1993 года.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: социально-нравственное воспитания детей в современных условиях

статья рассматривает вопрос социально-нравственного воспитания детей в современных условиях. Актуальный вопрос который рассматривает современная педогогика....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ – ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодежи, обучающейся в средне-специальных образовательных учреждениях...

статья: "Нравственное воспитание молодежи"

Статья: "Нравственное воспитание молодежи" рассматривает основнные проблемы и направления нравственного воспитания обучающихся колледжа....

«Социализация молодежи в современных условиях»

Мир молодежи - это особый мир, познать который стремятся ученые разных областей научного знания - психологии, педагогики, демографии, права, политологии, философии, социологии, истории, культурологии,...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...

Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы,...