18.06.18г. методические указания
методическая разработка по теме
ГБУ ПО РМ «РЖПТ им. А.П.Байкузова»
Согласовано На заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № ____от «__»________20 г. Председатель ЦК _____________ Силантьева Т.П. | Утверждено Зам.директора по УПР ________________ «___»_______________20 г. |
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «История»
Специальность: 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)
Преподаватель: Чугунова С.Н.
Аннотация
Данная работа является методическими рекомендациями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности 27.02.03 «Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)», которая предусмотрена рабочей программой дисциплины «История». Предлагаемые методические рекомендации посвящены семинарским занятиям и написанию рефератов, которые предусмотрены учебным планом. Методические рекомендации предназначены для студентов, они помогут выполнению работы во внеаудиторное время по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Содержание
Аннотация
Введение
Основная часть
- План семинарских занятий
- Порядок подготовки реферата
- Примерные темы рефератов
Заключение
Литература
Введение
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется государственным образовательным стандартом учебным планом и рабочей программой дисциплины.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления, полученных теоретических знании и
практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений и способствует развитию творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа помогает формировать у студента способности к творческому применению полученных знаний, адаптации к профессиональной деятельности. Цель методических рекомендаций - помочь студенту в изучении первой части курса отечественной истории. Речь идет об огромном по времени и сложном по содержанию периоде. Изучение отечественной истории происходит в трех основных формах:
- изучение общего курса истории;
- занятия в семинаре;
- написание рефератов, сообщений и т.д.
Объем и содержание общего курса определяется его программой, которой и надлежит руководствоваться. Предлагаемые методические рекомендации посвящены семинарским занятиям и рефератам, которые предусмотрены учебным планом.
Семинарские занятия призваны дополнить и углубить знания студентов, полученные на лекциях и при изучении учебника. Еще более важной их задачей является формирование навыков самостоятельной работы с историческими источниками и научной литературой.
Формой проведения семинаров является коллективная работа студентов в академических группах. Во время этих занятий проводятся чтение, комментирование, обсуждение важнейших законодательных памятников средневековой Руси и России, какими являются «Русская Правда», Судебники 1497 и 1550 гг. и Соборное Уложение. Активное участие в работе семинара является необходимым условием для получения студентом положительной оценки за весь пройденный общий курс.
Планы семинарских занятий
Русская Правда и Соборное Уложение являются важнейшими историческими памятниками средневекового русского общества.
Их появление было обусловлено всем ходом социально-экономического и политического развития Древнерусского государства, нарастанием социальных противоречий. Вместе с тем эти законодательные кодексы оказали серьезное влияние на эволюцию социальных отношений, складывание сословной структуры общества. Они являлись правовыми регуляторами российской государственности на протяжении почти восьми столетий.
Для своего времени Русская Правда и Соборное Уложение были выдающимися памятниками правовой мысли. Они вполне сопоставимы с современными им юридическими кодексами Западной Европы, являются незаменимым историческим источником для изучения средневековой русской истории. В них отражены важнейшие стороны общественного и политического развития русских земель.
В данном семинаре предлагаются к рассмотрению две основные темы, связанные с этими законодательными памятниками, а именно:
- условия и история их возникновения, источники и структура кодексов, их место в юридической мысли средневековья;
- отражение в законодательстве сословной структуры русского общества, его иерархии.
При изучении тем семинарских занятий необходимо привлечение кроме законодательного и другого исторического материала – актов, повествовательных источников, публицистики и т.д. применение разнообразных источников, данных и оценок, накопленных в историографии, позволит определить действительное место законодательства в жизни средневекового общества, его воздействие на самые различные стороны повседневной действительности.
План каждого занятия представляет собой примерный план доклада.
Занятие 1.
«Русская Правда» как исторический источник
- Исторические условия появления «Русской Правды».
- Источники «Русской Правды».
- Редакции и списки.
- Изучение «Русской Правды» в исторической литературе.
- Внутренняя структура Краткой и Пространной Правды.
Занятие 2.
Суд и социальная структура общества по «Русской Правде»
- Суд и судопроизводство в «Русской Правде».
- Социальная структура по «Русской Правде».
- Князь и дружина.
- Смерды и вервь.
- Закупы.
- Холопы.
Занятие 3.
Соборное Уложение 1649 г. как кодекс феодального права
- Исторические условия возникновения Соборного Уложения.
- Московское восстание 1648 г.
- Земский Собор 1648 г. и история составления Соборного Уложения.
- Содержание и структура Соборного Уложения.
- Значение нового кодекса. Его место в законодательстве России и Европы.
Занятие 4.
Феодальная иерархия и служилые сословия в Соборном Уложении
- Царский двор и верховная власть по Соборному Уложению.
- Боярская Дума и думные чины.
- Служилые люди по «отечеству».
- Служилые люди по «прибору».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБУ ПО РМ «РЖПТ им. А.П.Байкузова»
Согласовано На заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № ____от «__»________20 г. Председатель ЦК _____________ Силантьева Т.П. | Утверждено Зам.директора по УПР ________________ «___»_______________20 г. |
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «История»
Специальность: 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)
Преподаватель: Чугунова С.Н.
Аннотация
Данная работа является методическими рекомендациями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности 27.02.03 «Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)», которая предусмотрена рабочей программой дисциплины «История». Предлагаемые методические рекомендации посвящены семинарским занятиям и написанию рефератов, которые предусмотрены учебным планом. Методические рекомендации предназначены для студентов, они помогут выполнению работы во внеаудиторное время по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Содержание
Аннотация
Введение
Основная часть
- План семинарских занятий
- Порядок подготовки реферата
- Примерные темы рефератов
Заключение
Литература
Введение
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется государственным образовательным стандартом учебным планом и рабочей программой дисциплины.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления, полученных теоретических знании и
практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений и способствует развитию творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа помогает формировать у студента способности к творческому применению полученных знаний, адаптации к профессиональной деятельности. Цель методических рекомендаций - помочь студенту в изучении первой части курса отечественной истории. Речь идет об огромном по времени и сложном по содержанию периоде. Изучение отечественной истории происходит в трех основных формах:
- изучение общего курса истории;
- занятия в семинаре;
- написание рефератов, сообщений и т.д.
Объем и содержание общего курса определяется его программой, которой и надлежит руководствоваться. Предлагаемые методические рекомендации посвящены семинарским занятиям и рефератам, которые предусмотрены учебным планом.
Семинарские занятия призваны дополнить и углубить знания студентов, полученные на лекциях и при изучении учебника. Еще более важной их задачей является формирование навыков самостоятельной работы с историческими источниками и научной литературой.
Формой проведения семинаров является коллективная работа студентов в академических группах. Во время этих занятий проводятся чтение, комментирование, обсуждение важнейших законодательных памятников средневековой Руси и России, какими являются «Русская Правда», Судебники 1497 и 1550 гг. и Соборное Уложение. Активное участие в работе семинара является необходимым условием для получения студентом положительной оценки за весь пройденный общий курс.
Планы семинарских занятий
Русская Правда и Соборное Уложение являются важнейшими историческими памятниками средневекового русского общества.
Их появление было обусловлено всем ходом социально-экономического и политического развития Древнерусского государства, нарастанием социальных противоречий. Вместе с тем эти законодательные кодексы оказали серьезное влияние на эволюцию социальных отношений, складывание сословной структуры общества. Они являлись правовыми регуляторами российской государственности на протяжении почти восьми столетий.
Для своего времени Русская Правда и Соборное Уложение были выдающимися памятниками правовой мысли. Они вполне сопоставимы с современными им юридическими кодексами Западной Европы, являются незаменимым историческим источником для изучения средневековой русской истории. В них отражены важнейшие стороны общественного и политического развития русских земель.
В данном семинаре предлагаются к рассмотрению две основные темы, связанные с этими законодательными памятниками, а именно:
- условия и история их возникновения, источники и структура кодексов, их место в юридической мысли средневековья;
- отражение в законодательстве сословной структуры русского общества, его иерархии.
При изучении тем семинарских занятий необходимо привлечение кроме законодательного и другого исторического материала – актов, повествовательных источников, публицистики и т.д. применение разнообразных источников, данных и оценок, накопленных в историографии, позволит определить действительное место законодательства в жизни средневекового общества, его воздействие на самые различные стороны повседневной действительности.
План каждого занятия представляет собой примерный план доклада.
Занятие 1.
«Русская Правда» как исторический источник
- Исторические условия появления «Русской Правды».
- Источники «Русской Правды».
- Редакции и списки.
- Изучение «Русской Правды» в исторической литературе.
- Внутренняя структура Краткой и Пространной Правды.
Занятие 2.
Суд и социальная структура общества по «Русской Правде»
- Суд и судопроизводство в «Русской Правде».
- Социальная структура по «Русской Правде».
- Князь и дружина.
- Смерды и вервь.
- Закупы.
- Холопы.
Занятие 3.
Соборное Уложение 1649 г. как кодекс феодального права
- Исторические условия возникновения Соборного Уложения.
- Московское восстание 1648 г.
- Земский Собор 1648 г. и история составления Соборного Уложения.
- Содержание и структура Соборного Уложения.
- Значение нового кодекса. Его место в законодательстве России и Европы.
Занятие 4.
Феодальная иерархия и служилые сословия в Соборном Уложении
- Царский двор и верховная власть по Соборному Уложению.
- Боярская Дума и думные чины.
- Служилые люди по «отечеству».
- Служилые люди по «прибору».
Занятие 5.
Тяглые сословия. Завершение складывания системы крепостного права
- Основные категории российского крестьянства.
- Посадское население в 17 в.
- Холопство по Соборному Уложению.
- Окончательное оформление крепостного права в Соборном Уложении.
- Теория «государственного феодализма».
Примерный список источников и библиографии
Источники:
Базилевич К.В. (сост.) Городские восстания в Московском государстве: Сб. документов. М. : Л. 1936.
Древнерусские княжеские уставы XI – XV вв. М. 1976.
Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб.,
1906 (или издания: Русское историческое повествование XVI – XVII вв. М., 1984; Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга вторая. М., 1989).
Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий / Под редакцией А. Д. Горского. М., 1989. Вып. 3.
Памятники русского права / Под редакцией С.В. Юшкова. М., 1952 – 1963. Вып. I, VI, VII.
Правда Русская / Под ред. Б. Д. Грекова. Т.1. Тексты. М., 1939; Т.2. Комментарий. М.; Л., 1947.
Пронштейн А.П. Практикум по истории СССР (период феодализма). М., 1969.
Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий / Под ред. А.М. Сахарова. Ч. 4. М., 1974.
Соборное Уложение 1649 г.: текс, комментарии. Л., 1987.
Библиография:
Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.
История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.
История Северной войны. 1700-1721 гг. М., 1987.
История СССР с древнейших времен до наших дней: в 12 т. М., 1966-1967. Т. 1-3.
История СССР с древнейших времен до конца 18 в./Под ред. Б.А.
Рыбакова. М., 1975; 2-е изд. М., 1983.
Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. М., 1984.
Павленко Н.И., Кобрин В.Б. История СССР с древнейших времен до 1861 г. М., 1989.
Павленко Н.И. петр первый. (любое издание).
История Европы. Т.2. Средневековая Европа. М., 1992.
История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма: в 3 т. М., 1985. Т.1-3.
Очерки русской культуры 17 в. М., 1979. ч. 1-2.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 1-3 // Сочинения: В 9 т. М., 1987-1989.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.1,10,13 // Сочинения. М., 1988-1991. кн. 1,5,7.Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в 12-13 вв. М., 1982.
Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в 14-17 вв. М., 1969.
Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983.
Порядок подготовки реферата
Студенту следует:
- получить от преподавателя тему (или выбрать самостоятельно, но обязательно согласовать ее с преподавателем);
- ознакомиться по учебнику с периодом, к которому эта тема относится, чтобы получить общее представление о ней, о ее месте и значении в истории нашей страны;
- найти и проработать рекомендованную научную литературу, чтобы глубже понять специфику вопроса;
- внимательно изучить текст источника, отобрать факты и свидетельства, относящиеся к теме;
- составить план работы;
- оформить работу.
План (оглавление) работы должен содержать следующие части:
- введение, в котором определяется те6ма работы, место изучаемых проблем в истории страны, дается характеристика и оценка использованных источников и литературы;
- разделы (главы, параграфы и т.п.), на которые разбит основной текст;
- заключение, где делаются основные выводы.
Образец плана должен находиться на первой странице реферата:
Критика дворянского общества и крепостничества в сатирических журналах Н.И. Новикова.
Введение
- Жизнь и журнальная деятельность Н.И. Новикова
- Нравы дворянского сословия в изображении сатирических журналов Н.И. Новикова.
- Антикрепостнические мотивы в сатире Н.И. Новикова.
Заключение
Список источников и литературы.
Текст реферата пишется по составленному плану. Заголовки плана повторяются в тексте работы.
Когда приводятся цитаты, факты, утверждения, заимствованные из источников и научных работ, то на использованные публикации обязательны ссылки (сноски). Их помещают, как правило, на той же странице, внизу под чертой.
Когда ссылка делается в первый раз, то обязательно указываются фамилия и инициалы автора, полное название книги, место и год издания, том или часть (если они имеются), страница, с которой взят текст или другой материал.
Пример:
- Паллас П.С. путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч.1. СПб., 1773. с. 228-229.
Если ссылка на одну и ту же работу делается неоднократно, то во второй раз и во всех последующих ссылках название книги можно указать сокращенно, без выходных данных.
Пример:
Паллас П.С. Путешествие. Ч.1. С. 222.
Список источников и библиография помещаются в конце реферата. Вначале под заголовком «Источники» перечисляются законодательные акты, документы, письма, записки и прочие памятники прошлого, а затем по заголовком «Библиография» указывают сочинения историков (книги и статьи).
Издания внутри списка источников и библиографии располагают в алфавитном порядке.
Страницы должны быть пронумерованы.
Примерные темы рефератов
- Расселение восточных славян по «Повести временных лет».
- Роль норманнов в возникновении Древнерусского государства по «Повести временных лет».
- Крещение Руси.
- Летописные повести о монголо-татарском нашествии.
- Куликовская битва.
- Разгром Москвы Тохтамышем в 1382 г.
- Присоединение Новгорода.
- Проект государственных реформ по сочинениям И. Пересветова.
- Завоевание Казани Иваном Грозным.
- Опричнина Ивана Грозного.
- Две концепции самодержавия в переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского.
- Воспитание детей в русской семье по «Домострою».
- Причины и уроки Смуты.
- Восстание И.И. Болотникова.
- Боярская Дума и приказы.
- Обоснование идеологии старообрядчества в «Житии протопопа Аввакума».
- Соловецкое восстание 1668-1676 гг.
- Московское восстание 1682 г.
- Предпосылки и причины Северной войны.
- Основные события Северной войны.
- Вопрос о положении крестьянства и крепостничестве.
- Общественно-политические взгляды Ломоносова.
- Требования наказов депутатам уложенной комиссии от дворянства.
- Требования наказов депутатам уложенной комиссии от городов.
- Требования наказов депутатам уложенной комиссии от различных категорий крестьянства.
- Концепция просвещенного абсолютизма.
- Пороки дворянского общества, пути и методы борьбы с ними в изображении сатирических журналов Н.И.Новикова.
- Критика крепостничества в сатирических журналах Н.И.Новикова.
- Требования повстанцев по манифестам и указам Е.И.Пугачева.
- Организация повстанческого войска и органов власти по манифестам и указам Е.И.Пугачева, документам и воззваниям его сподвижников.
- Реформа местного управления и полиции Екатерины 2.
- «Жалованная грамота дворянству» 1785 года о сословных привилегиях господствующего сословия и дворянском самоуправлении.
- А.Н. Радищев о самодержавии и народном суверенитете.
Заключение
Подготовка к семинарским занятиям осуществляется студентами самостоятельно по предложенному списку источников и литературы, который является обязательным. В тексте изучаемых исторических памятников и в научной литературе слушатели семинара должны найти ответы на проблемы, которые вынесены на обсуждение. Эти проблемы указаны в тематике семинарских занятий. По рекомендациям преподавателя список тем и публикаций может быть уточнен или изменен, о чем студенты оповещаются заранее.
Реферат также расширяет знания по отдельным вопросам общего курса: но он в большей степени ориентирован на непосредственное изучение источников и литературы. Кроме того учебная задача сформулирована таким образом, чтобы студент при решении приобрел начальный профессиональный опыт.
Критериями оценки реферата являются:
- понимание общих процессов отечественной истории и определение в них места тех явлений и событий, о которых идет речь;
- умение студента на основе поиска и анализа источников, а также специальной литературы показать значимость темы, с возможно большей полнотой осветить поставленный вопрос, сделать обоснованные выводы;
- владение письменной речью, литературным стилем, навыками правильного оформления научного текста.
Реферат не должен представлять собой простой пересказ сведений, почерпнутых студентом из литературы, а тем более являться конспектом одно -двух книг. В нем необходимо показать знание и понимание всего материала по теме, содержащегося в рекомендованных источниках и литературе.
Студент сам должен выбрать из списка и найти в библиотеке те издания, которые содержат материал по проблеме, поставленной в реферате, и по возможности дополнить их подборками документов, книгами, статьями, выходящими за пределы рекомендованного списка. При этом он может получить консультацию у преподавателя.
Список литературы:
1. Артемов В.В. История Отечества с древнейших времен до наших дней- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Буганов В.И История России. Конец XVII- XIХ вв.- М.: Издательский центр «Академия», 2011
3. Перевезвенцев С.В. История России: учебник.- М.: ООО «Русское слово – ученик»,2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Методические указания контроля знаний по ПМ.05"
Методическая разработка для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)" СПО....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...
Методические указания для разработки методических рекомендаций по выполнению курсовых работ/проектов (для преподавателей)
Методические указания составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и предназначены оказать помощь преподавателям, осуществляющим руководство над вы...
Методические указания для проведения практических работ МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастеров производственного обучения»
Методические указания для проведения практических работРекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических указаний для проведения практических работ по МДК.03.01 «Теоретические ...
Рецензия на методическую разработку по теме: Методические указания по выполнению практических работ по общепрофессиональной учебной дисциплине «Учет, калькуляция и отчетность»
Мишель де Монтень писал: "Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их". Управление любым хозяйственным объектом в условиях современной рыночной экономики невозможно без строго ко...
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
Методические указания включают некоторые содержательные аспекты практики работы по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста детей в ДОУ, формы и методы, ис...
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине история, включая указания по выполнению индивидуального проекта.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы...