Рабочая программа ПМ.03 Управление и организация деятельности производственного подразделения
рабочая программа на тему

Чудинович Людмила Михайловна

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Минобрнауки России от 12 мая 2014 №511) программы подготовки специалиста среднего звена (ППССЗ)

по направлению подготовки 42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело

специальности 42.02.02 Издательское дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 01_02_pm.03._upr_i_org_d-ti_proizv_podrazd_2id_3id.doc285.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Таврический колледж

(структурное подразделение)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

                 _                                    Л.С. Кучер

«_____»_______________________2017 г.

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03 Управление и организация деятельности производственного подразделения

2017 г.

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Минобрнауки России от 12 мая 2014 №511) программы подготовки специалиста среднего звена (ППССЗ)

по направлению подготовки 42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело

специальности 42.02.02 Издательское дело

Организация-разработчик: Таврический колледж ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» (структурное подразделение)

Разработчик: Чудинович Людмила Михайловна, преподаватель

Рассмотрено и утверждено

на заседании Выпускающей методической комиссии по направлениям подготовки 29.00.00 Технологии лёгкой промышленности и 42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело                                        

от «_____»_______________2017 г.                                         протокол № ____

Председатель ___________________________________________ Н.И. Нелина

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………………………….

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.…………………………….

7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………………………......

22

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)…………………….

24


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03. Управление и организация деятельности производственного подразделения

МДК.03.01. Менеджмент производственного подразделения

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 42.02.02. Издательское дело (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Управление и организация деятельности производственного подразделения и соответствующих профессиональных компетенций (ПК).

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и подготовки).

1.2. Место профессионального модуля в структуре основной профессиональной образовательной программы

ПМ входит в цикл профессиональных модулей.

1.3. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- планирования работы производственного подразделения;

- расчета основных показателей редакционно-издательского процесса;

- выбора оптимального варианта технологического процесса изготовления разных видов печатной продукции;

- оформления издательских договоров;

- проведения рекламных кампаний;

- разработки бизнес-плана издательского проекта;

уметь:

- разрабатывать структуру управления конкретным подразделением;

- рассчитывать основные технико-экономические показатели работы издательства;

- разрабатывать варианты оформления и изготовления различных видов издательской продукции;

- работать с авторами и заказчиками, составлять и заключать авторский договор и договор на изготовление издательской продукции;

- организовывать рекламную кампанию и оценивать ее эффективность;

- составлять основные разделы бизнес-плана;

знать:

- функции управления;

- сущность структуры управления;

- виды контроля;

- особенности тактического и стратегического планирования;

- основные показатели работы издательства и методику их расчета;

- показатели и методику сравнения различных вариантов изготовления издательской продукции;

- правила составления издательских договоров, типовые разделы договоров;

- этапы рекламной кампании;

- цели, задачи, функции рекламы;

- виды продвижения;

- структуру бизнес-плана;

- требования к разработке бизнес-плана;

- характеристики основных разделов бизнес-плана.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 144 часа, в т.ч.:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 58 часов.

1.5. Результаты освоения программы профессионального модуля

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися

1. общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

2. профессиональными (ПК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Планировать работу производственного подразделения.

ПК 3.2.

Рассчитывать основные технико-экономические показатели редакционно-издательского процесса.

ПК 3.3.

Выбирать оптимальный вариант технологического процесса изготовления разных видов печатной продукции.

ПК 3.4.

Оформлять издательские договоры.

ПК 3.5.

Проводить рекламные мероприятия по продвижению издательской продукции.

ПК 3.6.

Принимать участие в разработке бизнес-плана издательского проекта.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2.1. Объем профессионального модуля и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

96

в том числе:

лабораторные занятия

-

практические занятия

58

семинарские занятия

-

контрольные работы

-

курсовая работа

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

в том числе:

самостоятельная работа над освоением вопросов программы профессионального модуля

48

самостоятельная работа по написанию курсовой работы

-

Итоговая аттестация в форме комплексного квалификационного экзамена.


2.2. Тематический план профессионального модуля

ПМ.03. Управление и организация деятельности производственного подразделения

МДК.03.01. Менеджмент производственного подразделения

Код

профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная

(по профилю специальности),**

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 3.1-3.6.

Раздел 1. Организация и планирование издательского процесса.

МДК. 03.01. Менеджмент производственного подразделения.

66

44

22

-

22

-

-

-

ПК 3.1-3.2, 3.6.

Раздел 2. Основы менеджмента.

МДК. 03.01. Менеджмент производственного подразделения.

78

52

36

-

26

-

-

-

Всего:

144

96

58

-

48

-

-

36

2.3. Содержание профессионального модуля

ПМ.03. Управление и организация деятельности производственного подразделения

МДК.03.01. Менеджмент производственного подразделения

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

ПМ. 03. Управление и организация деятельности производственного подразделения.

144

Раздел 1. ПМ. 03. Организация и планирование издательского процесса.

МДК. 03.01. Менеджмент производственного подразделения.

66

Тема 1. Введение. Отрасль в условиях рынка.

Введение. Цели и задачи раздела «Организации и планирования издательского процесса». Полиграфическая промышленность – отрасль народного хозяйства страны. Издательско-полиграфический комплекс и его элементы.

2

2

Тема 2. Предприятие как основное звено производства.

Понятие, признаки и основные задачи предприятия в рыночной экономике. Производственная структура организации (предприятия) и её виды.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Классификация предприятий по Хозяйственному кодексу РФ. Основные организационно-правовые формы предприятий. Виды объединений предприятий: ассоциации, корпорации и др. Производственная структура типографии и издательства (пример).

2

2

Тема 3. Ресурсы предприятия.

Капитал предприятия и его структура. Экономическая сущность основных фондов. Классификация и оценка основных фондов. Износ и амортизация основных фондов.

Экономическая сущность и структура оборотных средств. Нормирование оборотных средств. Эффективность использования оборотных средств.

Персонал предприятия: понятие, основные категории и виды численности. Производительность труда персонала.

Экономическая сущность, виды и функции оплаты труда. Тарифная система и её элементы. Формы и системы оплаты труда.

8

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Понятие и виды нематериальных ресурсов и нематериальных активов. Экономическая сущность и принципы аренды. Договор аренды и его основные разделы. Лизинговая форма аренды.

Эффективность использования основных фондов и пути её повышения. Эффективность использования машин и оборудования и пути её повышения. Эффективность использования оборотных средств и пути её повышения. Эффективность использования материальных ресурсов и пути её повышения.

Задачи и методы организации труда и технического нормирования труда. Виды трудовых норм. Категории затрат рабочего времени и методы их изучения. Баланс рабочего времени. Методика установления трудовых норм. Пути повышения производительности труда работников.

Трудовой кодекс РФ и его основные положения. Доплаты и надбавки к оплате труда. Организация премирования персонала. Организация оплаты труда руководителей, специалистов и служащих. Характеристика систем оплаты труда. Способы и методы стимулирования, мотивации и оплаты труда.

8

2

Практические занятия.

Тема: Определение суммы амортизации основных средств и годового фонда времени работы оборудования.

Определение потребности в материальных ресурсах: бумаге и картоне.

Определение потребности в материальных ресурсах: краске и электроэнергии.

Определение годового фонда рабочего времени 1 работника предприятия и потребности в трудовых ресурсах.

Определение уровня производительности труда.

Определение размера оплаты труда разным категориям работников.

22

3

Тема 4. Качество и конкурентоспособность издательской продукции.

Экономическая сущность и значение качества и конкурентоспособности издательской продукции. Показатели качества и методы её определения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Организация технического контроля качества продукции. Объекты контроля. Брак и пути его устранения. Пути повышения качества и конкурентоспособности издательской продукции.

1

2

Тема 5: Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации.  

Себестоимость издательской продукции. Экономическая сущность затрат на производство и себестоимости продукции. Структура и виды себестоимости печатной продукции. Калькулирование себестоимости продукции. Калькуляционные статьи затрат и методика их расчета.

Ценообразование в рыночной экономике. Экономическая сущность и структура цены. Виды цен и их характеристика. Факторы, влияющие на уровень цен в отрасли. Методы ценообразования и их характеристика.

Характеристика финансовой деятельности предприятия.

Экономическая сущность и значение прибыли и рентабельности.

6

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Система управления затратами на предприятии и её элементы. Точка безубыточности и методика её определения. Пути снижения себестоимости печатной продукции.

Законодательная и нормативная база по расчету амортизации основных средств.

Особенности ценообразования в полиграфии. Анализ факторов, влияющих на уровень цен в отрасли.

Пути увеличения прибыли и повышения рентабельности.

15

2

Практические занятия.

Расчет затрат на изготовление оригинал-макета печатной продукции.

Определение точки безубыточности.

Расчет суммы прибыли и уровня рентабельности.

24

3

Тема 6: Инновационная и инвестиционная политика в отрасли.

Инновации: сущность, значение и виды. Экономическая сущность и структура производственных инвестиций предприятия. Инвестиционные бизнес-план – основа планирования производственных инвестиций. Эффективность производственных инвестиций.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Показатели эффективности производственных инвестиций и методика их расчета. Пути повышения эффективности производственных и финансовых инвестиций. Пути повышения эффективности инвестиционных проектов и сокращения сроков возврата инвестиций.

1

2

Тема 7: Редакционно-издательский процесс.

Редакционно-издательский, производственный и технологический процессы.

Маркетинговый анализ рынка. Редакционная, издательская, производственная и сбытовая стадии.

Система измерений в издательском деле. Основные показатели по производству издательской продукции, использования оборудования, использования основных средств, использования оборотных средств, использования трудовых ресурсов, экономической эффективности капитальных вложений, эффективности работы предприятия.

Выбор оптимального варианта процесса изготовления печатной продукции.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Понятие и объекты авторского права. Ответственность за нарушение авторского права. Издательский (авторский) договор: понятие и основные положения.

Оформление издательских договоров. Ответственность за нарушение издательского (авторского) договора.

4

2

Практические занятия.

Расчет основных показателей работы издательства.

Оформление авторских (издательских) договоров.

4

3

Тема 8: Планирование работы производственного подразделения.

Понятие, значение и этапы планирования работы. Виды планов предприятия.

Значение и структура бизнес-плана. Этапы разработки бизнес-плана издательского проекта.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Сущность и этапы стратегического планирования на предприятии. Основные разделы бизнес-плана и их характеристика. Бизнес-план издательства (пример).

4

2

Практические занятия.

Ознакомление с бизнес-планом издательства.

6

3

Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ.03.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и экономической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Изучение Гражданского Кодекса РФ (ч. 1, ст. 66-123) и составление конспектов по организационно-правовым формам предприятий (организаций).

Подготовка докладов на актуальные темы экономики издательского дела:

Роль и значение полиграфии и издательского дела в системе рыночной экономики.

Перспективы развития издательского дела и полиграфии и России.

Анализ факторов, влияющих на длительность производственного цикла.

Анализ эффективности использования основных и оборотных средств организации.

Анализ факторов, влияющих на уровень цен в отрасли.

Анализ эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Определение стратегии финансирования инвестиций в издательский проект.

Анализ путей снижения затрат на выпуск различных видов изданий.

Пути повышения эффективности работы подразделений издательства.

Практика по профилю специальности:

Виды работ:

Работа с тематическим планом издательства. Изучение производственного и технологического процессов изготовления различных видов изданий.

Работа с издательскими, авторскими договорами. Изучение наличия и состава основных фондов издательства, анализ уровня амортизации и эффективности использования основных фондов. Изучение и анализ основных показателей редакционно-издательского процесса. Изучение методов планирования в издательстве. Работа с различными видами планов издательства (оперативными, календарными планами-графиками прохождения оригиналов в производстве, годовыми, перспективными и др.). Изучение ценообразования в издательстве. Анализ состава и структуры оптовой цены на издательскую продукцию. Работа со штатным расписанием издательства. Изучение форм и систем оплаты труда в издательстве. Работа с Положением о премировании сотрудников издательства.

9

3

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 2 ПМ.03. Маркетинговая деятельность в редакционно-издательском процессе.

МДК. 03.01. Менеджмент производственного подразделения.

75

Тема 1. Сущность и содержание маркетинга.

Социально-экономическая сущность маркетинга. Технология маркетинговой деятельности. Служба маркетинга на предприятии. Система маркетингового контроля.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Концепции, методы, функции маркетинга.

2

2

Практические занятия.

Изучение технологии маркетинговой деятельности.

2

3

Тема 2. Система маркетинговой информации.

Типы и источники информации. Маркетинговая информационная система. Средства доступа к информации.

Процесс маркетингового исследования и его этапы.

План сбора первичной маркетинговой информации. Отбор источников информации. Сбор, анализ и представление полученной информации.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Анкета как орудие исследования.

Ее блоки.

Сбор информации на рынке книжной продукции.

4

2

Практические занятия.

Изучение процесса и этапов маркетингового исследования.

Разработка анкеты для поведения опроса потребителей.

Изучение процесса сбора и анализа маркетинговой информации.

6

3

Тема 3. Маркетинговые исследования.

Порядок проведения и целевая направленность маркетинговых исследований. Особенности коммерческой деятельности.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Методические основы исследования рынка. Система показателей, используемых для исследования рынка.

3

2

Практические занятия.

Изучение системы показателей, используемых для исследования рынка.

Изучение порядка проведения маркетинговых исследований.

4

3

Тема 4. Товарная политика.

Понятие товара и его роль в маркетинге. Особенности продукции отрасли печати. Этапы жизненного цикла товаров. Конкурентоспособность издания. Товарная политика предприятия, её содержание и разработка.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Основные классификации товаров.

Концепции разработки новых товаров.

Структура и планирование ассортимента товаров. Маркировка и упаковка как элементы товарной политики.

4

2

Практические занятия.

Изучение этапов жизненного цикла товаров.

Изучение методики планирования ассортимента товаров.

Разработка товарной политики предприятия.

6

3

Тема 5. Сбытовая политика.

Теоретические основы сбытовой политики предприятия. Содержание сбытовой политики предприятия. Разработка стратегии охвата рынка. Каналы сбыта и обоснование их выбора. Сбытовые издержки предприятия.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Особенности сбытовой политики предприятия отрасли печати. Книжный рынок. Отдел сбыта. Торговые партнеры предприятия отрасли печати.

5

2

Практические занятия.

Обоснование выбора каналов сбыта продукции.

Методика определения сбытовых издержек предприятия.

Методика установления цены на товар.

Разработка сбытовой политики предприятия.

8

3

Тема 6. Коммуникационная политика.

Продвижение товара как элемент структуры маркетинга. Сущность, цели и правила продвижения. Создание образа предприятия. Целевая аудитория и направленность продвижения. Виды продвижения. Цели, задачи и стратегии продвижения. Реклама. Личная продажа.

Реклама, ее виды, функции и цели.

Стимулирование сбыта.  

4

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Рекламная кампания и ее цели.

Формирование рекламного бюджета.

Средства рекламы. Выбор рекламных тем.

Эффективность рекламной кампании.

Особенности коммуникационной политики предприятия отрасли печати.

7

2

Практические занятия.

Выбор средств продвижения издательской продукции.

Выбор рекламных тем.

Расчет затрат на продвижение серии книг. Формирование рекламного бюджета.

Определение эффективности рекламной кампании.

10

3

Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ.03.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, экономической и периодической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, а также составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, презентаций отчетов и подготовка к их защите.

Подготовка докладов на актуальные темы:

Маркетинг в издательско-редакционном процессе.

Проблемы маркетинга в РФ.

Анкета как орудие исследования. Ее блоки.

Основные и дополнительные виды продвижения продукции.

Реклама, ее виды, функции и цели.

Стимулирование сбыта и пропаганда.

Личная продажа.

Рекламная кампания и ее цели.

Формирование рекламного бюджета.

Средства рекламы. Выбор рекламных тем.

Эффективность рекламной кампании.

Практика по профилю специальности:

Виды работ:

Изучение работы специалистов службы маркетинга в издательстве.

Сбор информации по проведению сегментации рынка потребителей.

Анализ проведения маркетинговых исследований в издательствах.

9

3

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 3. Менеджмент производственного подразделения. Управление персоналом.

МДК. 03.01. Менеджмент производственного подразделения.

150

Тема 1. Управление как особый вид профессиональной деятельности.

          Сущность, система, объекты и субъекты управления. Организация, как объект управления. Уровни управления. Роли руководителя.

Сущность, цели и задачи менеджмента. Принципы и методы управления.

          Функции управления. Планирование, как функция управления. Организация, как функция управления. Мотивация, как составляющая цикла управления. Координация (регулирование). Контроль, его цели и задачи в процессе управления производственным подразделением.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Основные этапы развития и школы менеджмента.

2

2

Тема 2. Внутренняя и внешняя среда организации.

          Факторы прямого воздействия внешней среды организации: конкуренты, поставщики, потребители, законы и государственные органы, профсоюзы.

Факторы косвенного воздействия внешней среды организации: экономика, политика, НТП, социокультурный и международный факторы.

          Характеристика внутренней среды организации. Элементы внутренней среды организации. Цели, их характеристики и направления. Характеристики задач. Организационная структура управления, ее типы и виды. Типы технологий. Трудовые ресурсы организации.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Характеристика факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды организации. Характеристика факторов внутренней среды организации.

2

2

Практическое занятие.

Изучение факторов внешней и внутренней среды организации.

2

3

Тема 3. Планирование как функция управления.

          Сущность и принципы планирования. Виды планов. Процесс стратегического планирования и его этапы. Элементы стратегического планирования. Миссия организации, цели, анализ внешней среды. Метод SWOT – анализа. Анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии, ее реализация и оценка.

          Бизнес-план как вид стратегических планов. Значение и цели составления бизнес-плана. Основные разделы и этапы составления бизнес-плана.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации. Изучение методики SWOT – анализа.

Характеристика основных разделов бизнес-плана. Бизнес-план полиграфического предприятия (пример).

4

2

Практические занятия.

Анализ деятельности организации на основе метода SWOT.

Изучение методики составления бизнес-плана организации.

4

3

Тема 4. Организация как функция управления.

          Организационная структура управления: сущность и основные требования. Типы организационных структур управления. Преимущества и недостатки различных типов организационных структур.

          Понятие и состав трудовых ресурсов организации. Виды численности персонала. Движение персонала и его показатели. Планирование трудовых ресурсов. Качественное и количественное планирование потребности в персонале. Набор, оценка и отбор персонала. Методы оценки и отбора. Значение резюме. Методика проведения собеседования. Прием на работу: содержание трудового договора и трудового контракта, отличия между ними. Испытательный срок.

          Развитие персонала. Сущность и необходимость развития персонала. Способы и приёмы обучения работников. Повышение квалификации и переквалификация персонала. Аттестация персонала. Понятие и виды деловой карьеры.

          Трудовой коллектив, его виды и этапы формирования. Формальные и неформальные организации. Разделение труда: сущность и значение. Виды разделения труда. Процесс делегирования полномочий.

8

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Собеседование как основной метод отбора персонала: рекомендации работодателю и кандидату.

Планирование деловой карьеры работников. Этапы профессионального становления работников.

Сущность и необходимость делегирования полномочий. Виды полномочий. Отрицательные и положительные стороны делегирования полномочий. Правила делегирования полномочий. Ошибки при делегировании.

10

2

Практические занятия.

Изучение типов организационных структур предприятия.

Планирование потребности в трудовых ресурсах.

Изучение методики проведения собеседования при отборе персонала.

Изучение методики проведения аттестации персонала.

Изучение методики планирования деловой карьеры.

Изучение процесса делегирования полномочий.

12

3

Тема 5. Менеджер – профессионал в области управления персоналом.

          Менеджер – профессионал в области управления организациями. Его цели и задачи. Модель современного менеджера.

          Сущность, виды и методы организационного планирования работы руководителя. Виды организационных планов. Их цели и задачи.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Профессиональные и личностные качества менеджера. Ограничения в саморазвитии.

3

2

Практическое занятие.

Составление организационных планов.

2

3

Тема 6. Мотивация как функция управления.

          Сущность и значение мотивации и стимулирования труда. Содержательные теории мотивации: классификация потребностей по Маслоу; иерархия потребностей по МакКлелланду; иерархия потребности по Герцбергу.

Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, справедливости и др.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Поощрения и наказания как элементы системы мотивации труда. Правила поощрений и наложения взысканий.

2

2

Практическое занятие.

Выбор способа мотивации труда работника.

2

3

Тема 7. Координация (регулирование) как функция управления.

          Информация и её виды, требования к информации. Источники информации. Коммуникации в менеджменте. Виды и функции коммуникаций, их структура. Коммуникационные барьеры и их виды. Деловые совещания, переговоры и беседы как элементы коммуникационного процесса.

          Основы теории принятия управленческих решений. Требования к управленческим решениям. Факторы, влияющие на процесс принятия решений. Этапы рационального решения проблем.

          Сущность и классификация конфликтов. Причины конфликтов. Их последствия: функциональные и дисфункциональные. Методы управления конфликтами. Пути преодоления конфликтных ситуаций.

6

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Коммуникационные барьеры и пути их преодоления.

Классификация деловых совещаний. Технология и организация проведения деловых совещаний, переговоров, деловых бесед. Заключение договоров.

Особенности проведение переговоров с представителями других стран.

Классификация управленческих решений. Методы принятия решений.

Понятие и виды стрессов. Признаки стресса. Причины стрессовых ситуаций. Стрессы и пути их преодоления и предотвращения.

6

2

Практические занятия.

Организация проведения деловых совещаний и переговоров.

Принятие управленческих решений.

Управление конфликтными ситуациями.

6

3

Тема 8. Контроль как функция управления.

          Сущность контроля, его цели и задачи. Типы и виды контроля. Стадии проведения контроля.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Эффективность менеджмента.

1

2

Тема 9. Социально-психологические аспекты коллективного труда.

          Руководство и лидерство. Стили управления. Решётка ГРИД. Формы и источники власти. Понятие и виды авторитета.

          Индивидуально-типологические особенности личности. Типы темпераментов и характеров.

          Этические критерии бизнеса. Этические нормы фирмы и менеджера. Деловой этикет.

          Деловое общение. Виды делового общения и их характеристика.

8

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Самоменеджмент: понятие, значение и его элементы. Типы менеджеров в соответствии с решёткой ГРИД и их характеристика. Виды власти и их характеристика. Психология малых групп.

Элементы делового этикета и их характеристика.

7

2

Практические занятия.

Изучение способов влияния на работников.

Изучение типов темпераментов и характеров работников предприятия.

Изучение элементов делового этикета.

6

3

Тема 10. Система управления персоналом.

          Система управления персоналом и её элементы. Принципы и методы управления персоналом. Понятие, сущность и функции службы управления персоналом на предприятии. Организационная структура службы управления персоналом.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Факторы внешней и внутренней среды. Функции управления персоналом.

2

2

Практическое занятие.

Изучение организационной структуры службы управления персоналом.

2

3

Тема 11. Обеспечение системы управления персоналом.

          Кадровое обеспечение подсистемы управления персоналом. Информационное обеспечение подсистемы управления персоналом. Техническое обеспечение подсистемы управления персоналом. Правовое обеспечение управления персоналом.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Сущность, значение и виды разделения труда. Функциональное разделение труда.

2

2

Практическое занятие.

Изучение содержания кадрового, информационного, технического и правового обеспечения управления персоналом.

2

3

Тема 12. Анализ кадрового потенциала предприятия.

          Сущность и методы анализа кадрового потенциала предприятия. Содержание оценки кадрового потенциала. Методы оценки деятельности сотрудников. Оценочное интервью.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Понятие, источники и технологии подбора персонала. Отбор и наем персонала.

Профессиональная ориентация и организационно-социальная адаптация персонала.

3

2

Практические занятия.

Изучение содержания оценки кадрового потенциала.

Отработка методики профессиональной ориентации и социальной адаптации сотрудников.

4

3

Тема 13. Оценка эффективности управления персоналом.

Оценка результатов деятельности персонала. Оценка эффективности управления.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Управление производительностью труда. Ответственность должностных лиц (административная, дисциплинарная, уголовная).

1

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 3 ПМ.03.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, экономической и периодической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, а также составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, презентаций отчетов и подготовка к их защите.

Подготовка докладов на актуальные темы управления организациями:

Менеджмент в издательско-редакционном процессе.

Выбор методов принятия решений подразделениями издательства относительно функций управления.

Составление и анализ мотивирующих и демотивирующих факторов к труду.

Выбор оптимальных методов управления конфликтной ситуацией.

Меры по улучшению использования рабочего времени.

Разработка предложений по формированию имиджа эффективного менеджера.

Анализ эффективности стимулирования трудовой деятельности на предприятии.

Аттестация персонала как элемент управления деловой карьерой.

Технология выявления навыков руководителей.

Методы совершенствования организации труда.

Анализ поведения руководителя в конфликтной ситуации.

Практика по профилю специальности:

Виды работ:

Изучение работы специалистов службы управления в издательстве.

Изучение работы руководителей институционального и управленческого уровней издательства.

Отработка методики профессиональной ориентации и социальной адаптации сотрудников.

Расчет заработной платы различным категориям работников.

Работа с материалами по аттестации персонала.

Оценка деятельности персонала с использованием различных методов.

Оценка деятельности кадровой службы.

18

3

Курсовая работа

10

3

Самостоятельная работа по выполнению курсовой работы

5

3


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект бланков экономической документации;

- комплект учебно-методической документации и литературы;

- наглядные пособия (плакаты, схемы, рисунки и т.д.);

- презентации по темам модуля.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Литература

Законодательная база:

1. Хозяйственный кодекс РФ.

2. Трудовой кодекс РФ.

3. Налоговый кодекс РФ.

Основная:

1. Васильева Н.А., Матеуш Т.А., Миронова М.Г. Экономика предприятия. – М.: Юрайт, 2007.

2. Васильева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Дашков и К, 2009.

3. Виханский В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2005.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перер. и доп. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2005.

5. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. – 8-е изд., перер. и доп. – М.: Дашков и К., 2010. – 672 с.

6. Кибанов А.Я. Управление персоналом: Учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2006.

7. Ким С.А. Маркетинг: Учебник. – М.: Дашков и К., 2010. – 260 с.

8. Коноплев С.П. Экономика организаций (предприятия). – М.: Проспект, 2009.

9. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). – М.: Юрист, 2006.

10. Шлендер П.Э. Управление персоналом: Уч. пособие. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2005.

Дополнительная:

1. Алексунин В.А. Маркнтинг: Учебник. – М.: Дашков и К., 2005. – 204 с.

2. Волгина Н.А. Экономика труда: Учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2006.

3. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 208 с.

4. Воронин В.П., Кондракова Г.В. Мировая экономика. – М.: Юрайт, 2009.

5. Драчева Е.А. Менеджмент: Уч. пособие. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 288 с.

6. Кушелева Т.Е. Экономика предприятия полиграфической промышленности. – М.: МИПК, 2008.

7. Калюжнова Н.Я., Якобсон А.Я. Маркетинг. – 2-е изд., испр. – М.: Омега-Л., 2007. – 476 с.

8. Котлер Ф. Основы маркетинга: Уч. пособие. – М.: Прогресс, 2003.

9. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Уч. пособие. – М.: Дело, 2004.

10. Маслова В.М.Управление персоналом: Толковый словарь. – М.: Дашков и К, 2010.

11. Солдатова И.Ю. Основы менеджмента: Уч. пособие. – М.: Дашков и К., 2010. – 272 с.

12. Управление персоналом: Задания для практических занятий. / Составитель Е.В. Кондрусь. – М.: МГУП, 2007.

13. Мультимедийный самоучитель. Маркетинг товаров и услуг. – WWW. Teach Pro.ru/

Справочники:

1. Межотраслевые нормы времени и выработки на процессы полиграфического производства. – М.: 2003.

2. Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности. – М.: 2003.

3. Нормы времени и выработки на набор, правку и верстку газет на персональном компьютере. – М.: 2004.

4. Нормы расходования основных полиграфических материалов. – М.: 2003.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, курсовой работы, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели

оценки

результата

Результаты освоения программы профессионального модуля

1

2

3

Умения:

разрабатывать структуру управления конкретным подразделением

правильная разработка и грамотное оформление структуры управления подразделением

ПК.3.1.

рассчитывать основные технико-экономические показатели работы издательства

правильный расчет основных технико-экономических показателей работы издательства

ПК.3.2.

разрабатывать варианты оформления и изготовления различных видов издательской продукции

правильная разработка и обоснование вариантов оформления и изготовления различных видов издательской продукции

ПК.3.3.

работать с авторами и заказчиками, составлять и заключать авторский договор и договор на изготовление издательской продукции

- умение грамотного проведения деловых переговоров с авторами и заказчиками,

- правильность оформления авторского договора и договора на изготовление издательской продукции

ПК.3.4.

организовывать рекламную кампанию и оценивать ее эффективность

- правильный сбор и анализ маркетинговой информации,

- качественное и грамотное составление анкет,

- правильная оценка эффективности и качества исполнения видов продвижения издательской продукции,

- правильная организация рекламной компании с учетом сегмента рынка,

- обоснование её эффективности

ПК.3.5.

составлять основные разделы бизнес-плана

- правильный расчет основных экономических показателей,

- правильное составление основных разделов бизнес-плана,

- экономическое обоснование полученных результатов

ПК.3.6.

Знания:

функции управления; сущность структуры управления; виды контроля; особенности тактического и стратегического планирования

знание функций управления; сущности структуры управления; видов контроля; особенностей тактического и стратегического планирования

ПК.3.1.

основные показатели работы издательства и методику их расчета

знание основных показателей работы издательства и методики их расчета

ПК.3.2.

показатели и методику сравнения различных вариантов изготовления издательской продукции

знание показателей и методики сравнения различных вариантов изготовления издательской продукции

ПК.3.3.

правила составления издательских договоров, типовые разделы договоров

знание правил составления издательских договоров, типовых разделов договоров

ПК.3.4.

этапы рекламной кампании; цели, задачи, функции рекламы; виды продвижения

знание этапов рекламной кампании; целей, задач, функций рекламы; видов продвижения

ПК.3.5.

структуру бизнес-плана; требования к разработке бизнес-плана; характеристики основных разделов бизнес-плана

знание структуры бизнес-плана; требований к разработке бизнес-плана; характеристик основных разделов бизнес-плана

ПК.3.6.

практический опыт:

планирования работы производственного подразделения

правильный расчет плановых показателей работы подразделения

ПК.3.1.

расчета основных показателей редакционно-издательского процесса

правильный расчет основных показателей работы издательства

ПК.3.2.

выбора оптимального варианта технологического процесса изготовления разных видов печатной продукции

обоснованный выбор варианта технологического процесса изготовления разных видов печатной продукции

ПК.3.3.

оформления издательских договоров

правильность оформления авторского договора и договора на изготовление издательской продукции

ПК.3.4.

проведения рекламных кампаний

- правильный сбор и анализ маркетинговой информации,

- качественное и грамотное составление анкет,

- правильная оценка эффективности и качества исполнения видов продвижения издательской продукции;

- правильная организация рекламной компании

ПК.3.5.

разработки бизнес-плана издательского проекта

- правильный расчет основных экономических показателей,

- правильное составление основных разделов бизнес-плана,

- правильное экономическое обоснование полученных результатов

ПК.3.6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 «Организация деятельности производственного подразделения»

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ПМ.03 «Организация деятельности производственного подразделения»

Методические рекомендации содержат задания к практическим работам, порядок их выполнения, рекомендации, перечень контрольных вопросов по каждой практической работе, требования к знаниям и умениям, кри...

КТП ПМ.03 Организация деятельности производственного подразделения

МДК.03.01 Планирование и организация работы структурного подразделения...

Методические рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы по ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения МДК.03.01 Планирование и организация работы структурного подразделения для обучающихся по специальности

Рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работыпо ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения  МДК.03.01 Планирование и организация работы  структурного по...

ПМ.04 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 Организация деятельности производственного подразделения электромонтажной организации разработана в соответствии с требованиями:- федеральным государст...