За что борются профсоюзы
план-конспект урока на тему
Открытый урок о профсоюзах, их целях, функциях, методах борьбы за лучшее экономическое положение трудящихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №1056
Учитель истории и обществознания Бондарь Л.Г.
Тема урока: «За что борются профсоюзы?» (11 класс)
Цели урока:
-способствовать формированию позитивного отношения к профсоюзам как перспективного фактора общественной жизни России;
-определить место и роль профсоюзов в современном российском обществе.
Задачи урока:
Образовательные - определить роль российских профсоюзов в становлении гражданского общества в России;
- выявить цели и задачи профсоюзов, основные направления и методы их деятельности;
Развивающие - умение вести диалог и монолог на новую тему, аргументировано доказывать свою точку зрения, умение уважать мнение одноклассников;
- готовить презентацию с использованием информационных технологий;
Воспитательные - продолжить работу по формированию гражданской позиции учащихся;
- побуждение к глубокому изучению Конституции РФ, Трудового кодекса РФ и прочих законов, нормативно – правовых актов.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, раздаточный материал.
Документы: Конституция РФ, Трудовой кодекс, Федеральный закон « О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», закон « О разрешении трудовых споров»
Основные понятия: профессиональные союзы, профсоюзное движение.
Подготовительная работа: проведено анкетирование учеников. Цель: выявить, что они знают о профсоюзе и его деятельности.
На доске написаны вопросы для обсуждения:
Каковы основные задачи, решаемые профсоюзами?
Против кого борются профсоюзы?
Определить основные методы борьбы профсоюзов за права своих членов.
Вводное слово учителя: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем говорить о профсоюзах. Проанализировав ваши анкеты, сделали вывод, что не все четко представляют цели и задачи деятельности профсоюзов. Некоторые ребята не могут определить их место и роль в политической структуре российского общества. Поэтому сегодня мы с вами пройдем по страницам образования профсоюзного движения, увидим, как оно зарождалось и какова роль профсоюзов сегодня.
Поднимите, пожалуйста, руки те, кому родители на Новый год приносили подарки с работы?
- Билеты на бесплатную елку?
- Кто ездил по бесплатной путевке в оздоровительный лагерь?
Значит, многие из вас уже пользовались плодами работы профсоюзов.
Вы стоите на пороге вступления во взрослую жизнь. Скоро вы будите получать профессиональное образование, профессию. Важно, чтобы вы были всесторонне подготовлены к новой для вас роли в жизни. Хочется, чтобы ваша трудовая жизнь ничем не была омрачена. Все и сразу о своей работе и ее специфике вы знать не сможете, где-то вам не будет хватать знаний законодательства, а обратиться за помощью иногда бывает не к кому. Портить же отношения с руководителем не хочется никому.
Кто может помочь работнику разобраться в сложной ситуации и помочь ее урегулировать?
Одному трудно добиваться выполнения законных требований. Поэтому и существуют на каждом предприятии профессиональные союзники работников, которые совместно с работодателями заинтересованы в укреплении порядка в организации.
Защита прав трудящихся международная. Численность трудящихся, живущих на менее чем один доллар в день, достигает 1,3 миллиарда человек. Имеет место рабство, принудительный труд. И только объединившись вместе можно говорить о действенном решении проблем.
Учитель: Итак, как вы думаете, какая цель нашего урока?
Ответ учеников:
-Познакомится с понятием «профессиональные союзы»;
-Определить место и роль профсоюзов в современном российском обществе.
Учитель знакомит учащихся с планом урока
План урока:
1. История профсоюзов.
2. Цель, методы и функции профсоюзов.
3. За что борются профсоюзы сегодня.
Проблема урока (учитель проговаривает вопросы для обсуждения, написанные на доске)
Учитель: Прежде чем говорить о профсоюзах, давайте вспомним, какое общество мы называем гражданским?
После обсуждения учитель делает вывод:
- Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных законами от прямого вмешательства и произвола со стороны государственной власти.
Значит, в гражданском обществе возникают многочисленные и разнообразные объединения, общественные организации, которые объединяются для взаимопомощи, взаимоподдержки в защите своих интересов. В каждой сфере жизни общества есть свои организации. В экономической сфере – это профсоюзы.
- История профсоюзов.
1.1. История возникновения профсоюзов Запада и США (сообщения учащихся). Приложение №1.
1.2. История профсоюзного движения в России (сообщения учащихся). Приложение №2.
Вывод: из запрещаемых и преследуемых организаций конца XVIII – начала XX века, как за рубежом, так и в России, профсоюзы превратились в важнейший элемент гражданского общества. Если на Западе подавляющая часть рабочих партий формировалась на базе профсоюзов, то в России процесс шел прямо наоборот: рабочая партия возникла раньше профсоюзов и потом способствовала их созданию. Это, в конечном счете, предопределило партийное руководство профсоюзами.
2. Цель, методы и функции профсоюзов.
Учитель: Какова правовая основа современного профессионального движения в России?
Ученики: знакомятся с правовыми документами:
- Конституция РФ (ст.30);
- Закон о профсоюзах(1996г.);
- Трудовой кодекс(2002г.), гл. 58;
- Федеральный закон от 19.05.1995г. «Об общественных объединениях»;
- Закон о занятости населения РФ (1992г., редактирован от 29.07.2017г.)
Международные законодательные акты:
- Всеобщая декларация прав человека (1948г.)
- Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (1994 г);
Международная организация труда ( 2006 г. «Достойный труд. Безопасный труд »)
Конвенции и Рекомендации, Филадельфийская декларация МОТ (1944г.) ,
Декларация МОТ 1977г. многонациональных предпринимателях и социальной политике
Декларация МОТ 1998г. об основополагающих правах и принципах в сфере труда.
Вывод: Указанные правовые акты отражают новые социально – экономические условия, сложившие в России, и значительно изменяют организационно – правовые основы деятельности профсоюзов.
Учитель: Давайте познакомимся с некоторыми статьями этих правовых документов, регулирующих деятельность профсоюзов в РФ и сделаем подборку ответов на интересующие нас вопросы:
1. Что такое профсоюзы?
2. Чем являются современные профсоюзы?
3. Цель профсоюзной деятельности.
4. Методы и функции работы профсоюзной организации.
Ответы учеников:
1. Профессиональный союз (профсоюз) – добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности. На производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально – экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников.
2. Профсоюзы сегодня - самая массовая общественная организация, единственный посредник между работодателем и работником.
3. Цель профсоюзов: обеспечение представительства социально- экономических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем и органами власти.
4. Методы профсоюзов (метод - это систематизированные действия, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенные задачи или достичь определенные цели.):
- ведут переговоры с государством, органами местного самоуправления и работодателями;
- проверяют исполнение трудового законодательства;
- участвуют в работе органов законодательной власти;
- заключают коллективные договоры работников и работодателей.
-проводят митинги, шествия, демонстрации, забастовки.
Функции профсоюзов (функция – это обязанность, круг деятельности):
- организационные;
- регуляция социально – трудовых отношений;
- защитная;
- представительская;
- контрольная;
- информационная.
Вывод: В современных условиях в России возникла необходимость совершенствования механизмов работы предприятий, так как у нас сейчас различные формы собственности. Вот здесь огромное значение имеет согласованное взаимодействие субъектов трудового права. Очень важно разобраться, в каких случаях действия работодателя правомерны, а в каких интересы работников нуждаются в защите.
3. За что борются профсоюзы сегодня.
Сообщение ученика:
Профсоюзы борются:
- экономику, обеспечивающую достойную жизнь всем на базе достойного труда;
- достойную заработную плату и эффективную занятость;
- развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг;
- безопасное рабочее место;
- соблюдение трудовых прав работником, уважение их интересов.
Чем вызвана борьба профсоюзов?
- противостояние между работодателем и работником. Каждый стремится отстаивать свой интересы. Работодатель хочет получить максимальную прибыль при минимальных затратах;
- ухудшается материальное положение работников, которых волнуют вопросы заработной платы, стимулирующих выплат;
- необходимость совершенствования механизмов работы предприятий при различных формах собственности.
Возникают некоторые «противостояния» между работодателем работниками. Работодатель всегда хочет получить максимальную прибыль при минимальных затратах. И необходимо разобраться, в каких случаях действия работодателя правомерны, а в каких интересы работников нуждаются в защите. Работникам также нельзя постоянно получать блага, мало отдавая взамен. От работника требуется квалифицированный труд, повышение производительности труда, улучшение качества продукции. Без этого в современных условиях предприятие не выживет, работники потеряют рабочие места.
Учитель: Есть ли общие интересы работодателя и работника?
Ответ учеников: Это повышение производительности труда, повышение рейтинга предприятия, повышение качества и количества выпускаемого продукта. В школе грамотные выпускники.
Учитель: Какие бы вы дали рекомендации по улучшению деятельности профсоюзов?
Ответ учеников:
- создать единый координационный центр профдвижения ( учитывая опыт Западной Европы);
- на телевидении открыть программу о пропаганде профсоюзного движения в России с юридической консультацией по вопросам труда и заработной платы;
- шире привлекать молодежь в профсоюзы;
- независимость профсоюзов от администрации.
Учитель: Подведем итоги, что нового о деятельности профсоюзов вы узнали сегодня.
Возможные ответы учеников: мы поняли, что роль профсоюзов велика, это очень действенный и мобильный орган самоуправления; профсоюзное движение необходимо развивать, так как профсоюзы являются единственной реальной силой, способной разрешать конфликтные ситуации между работодателями и наемными работниками; именно профсоюзы стоят на страже интересов работников практически во всех отраслях; благодаря тому, что мы сегодня узнали, мы лучше научимся защищать свои права через первичные профсоюзные организации.
Вывод: Одно из важнейших демократических прав граждан России, закрепленных Конституцией и федеральным законом – право на объединение в профсоюзы.
Свободные, независимые и сильные профсоюзы возможны только в демократических, правовых, социально – ориентированных государствах. Защищаться надо умно, квалифицированно.
Только объединив усилия, можно добиться, чтобы работающий человек не был бедный в собственной стране.
Сегодня главная цель международных профсоюзов создавать возможности достойного и производительного труда в условиях свободы, равенства, социальных гарантий и уважения человеческого достоинства. Достойный труд должен быть безопасный!
Главные лозунги современных российских профсоюзов: Зарплата. Занятость. Законность.
Домашнее задание: написать эссе «Моя будущая профессия. В чем я могу найти поддержку профсоюза».
Деятельность профсоюзов гарантирована государством . Профсоюзы защищают экономические (заработная плата, которой можно обеспечить достойную жизнь);Социальные(получение места работы с учетом образования и желания, оплата больничных листов, обеспечение льготами и т. д.); трудовые (обеспечение хороших условий труда и т.д.)
Приложение №1
По мере становления капиталистического общества в нем формируются новые социально – экономические классы – буржуазия (капиталисты – предприниматели) и пролетариат (наемные рабочие). Первые владеют фабриками и заводами, капиталами, недвижимостью, вторые не имеют ничего, кроме своей способности к труду, которую они продают как товар.
Взаимоотношения работников и работодателей изначально порождали конфликты. В эпоху раннего капитализма одним из главных методов повышения дохода предпринимателей было ужесточение требований к работникам: удлинение рабочего дня, сокращение норм оплаты труда, штрафы, экономия на охране труда, увольнения. Обострение взоимоотношений наемных работников и работодателей часто приводило к стихийным выступлениям – рабочие покидали предприятие и отказывались снова приступать к работе, пока их требования не были удовлетворены хотя бы частично. Но эта тактика могла принести успех только в том случае, если с протестом выступали не отдельные недовольные, а крупные группы рабочих.
Вполне закономерно, что впервые профсоюзы возникли в годы промышленной революции в наиболее промышленно развитой стране мира – Англии. Профсоюзное движение в этой стране демонстрирует общие законы его развития, которые позже проявились и в других странах.
Первые ассоциации рабочих имели строго локальный характер и объединяли только высококвалифицированных рабочих наиболее передовых отраслей. Что касается неквалифицированных рабочих, то высокая безработица делала их легко заменяемыми, поэтому на первых порах они никак не могли противостоять произволу нанимателей, а потому оставались за рамками профсоюзного движения.
Одним из самых первых английских тред – юнионов считается созданный в 1792 году союз прядильщиков Ланкашира (Англия).
И предприниматели, и защищающее их интересы государство первоначально проявляли нетерпимость к профсоюзам. Для борьбы с ними вводились специальные законы, запрещающие рабочие союзы и вводящие уголовную ответственность за членство в «заговорщицких организациях». Однако это не смогло усмирить рабочих, а, наоборот, стимулировало их объединяться в борьбе за свои права. Поэтому уже в 1824 году антирабочее законодательство а Англии отменили, произошла фактическая легализация тред – юнионов. Тред – юнионизм стал массовым движением.
Профсоюзное движение первоначально было чисто мужским, женщин в профсоюзы не принимали. Этим не без успеха пользовались предприниматели: используя новейшие разработки в области техники, упрощающие труд наемного работника, работодатели стремились заменить рабочих мужчин на женщин как на более дешевую и менее организованную рабочую силу, привлекая их в качестве штрейкбрехеров. Так как право женщин на работу не признавалось даже их коллегами - мужчинами, женщинам Англии пришлось создавать свои собственные профессиональные организации. Лишь в начале XX века в Англии произошло слияние мужских и женских профсоюзов. Но и в наши дни в Англии, как и в других странах, доля членов профсоюзов среди женщин – работниц заметно ниже, чем среди работников - мужчин.
Становление и развитие профсоюзного движения в разных странах происходило в целом по английскому образцу, но с запаздыванием и разными темпами. Кроме того, если в Англии и США профсоюзы, как правило, выдвигали чисто экономические требования и подчеркнуто дистанцировались от радикальных (революционных) политических партий, то в других развитых странах профсоюзное движение конца XIX – начала XX вв. оказалось более политизированным и революционным. В одних странах (Франция, Италия, Испания) профсоюзы попали под сильное влияние анархо – синдикалистов, в других (Германия, Австрия, Швеция) – под влиянием социал – демократов. Приверженность «континентальных» профсоюзов левым идеям затянула процесс их легализации. Во Франции право организовывать рабочие союзы было официально признано только в 1930-е. гг. В Германии гитлеровский режим уничтожил профсоюзы, их восстановили лишь после Второй мировой войны. Во второй половине XX века революционный период развития профсоюзов окончательно завершился, победила идеология социального партнерства. Профсоюзы отказались от нарушений социального мира в обмен на признание профсоюзных прав и государственные гарантии.
Хронология развития профсоюзного движения в Европе и США:
- Англия – 1782 г. Первый профсоюз « тред – юнионов» создали хлопкопрядильщики Ланкашира Англии. Запрет деятельности профсоюзов до 1824 г.;
- Франция – 1891г. «Общества сопротивления». Запрет деятельности профсоюзов до 1884г.;
- США – 1880г. «Рыцари труда», тайная организация;
- США – Чикаго, 1 мая 1886г. Прошла всеобщая массовая стачка, в которой приняли участие более 40 тыс. рабочих;
- 24 сентября – 7 октября 1905г. Всероссийская конференция профсоюзов;
- 1919г. Создана Международная организация труда (МОТ);
- Всемирная конфедерация труда (1920г.);
- Всемирная федерация профсоюзов (1945г.);
- Международная конфедерация свободных профсоюзов (1949г.).
Приложение №2
История Российских профсоюзов
В России профсоюзы появились значительно позже, что было связано с тем, что она долгое время оставалась аграрным государством, где не была развита промышленность, существовало мелкотоварное производство. Промышленный переворот начался в России только в 30 – 40-х гг. XIX в., а крепостное право существовало вплоть до 1861 г.
В конце XIX – начале XX вв. из малочисленных и разрозненных объединений рабочих, создаваемых, как правило, для проведения отдельных акций в ходе стачечного движения, вырастали профсоюзы. Цель профсоюзов – борьба за улучшение условий труда и экономического положения трудящихся. Одним из первых массовых выступлений трудящихся против тяжелых условий труда (только рабочий день длился на ряде предприятий до 16 часов), низкой заработной платы, штрафов стала стачка рабочих Путиловского завода в Петербурге в январе 1905 г., за несколько дней в стачку включилось большинство питерских рабочих. Это был пролог первой русской революции. Эти выступления явились мощным толчком к сплочению рабочих.
24 сентября – 7 октября 1905 в Москве проходила I Всероссийская конференция профессиональных союзов, образовавшая межсоюзную организацию профессиональных союзов, образовавшая межсоюзную организацию профессиональных союзов – Московское центральное бюро профсоюзов. Эта дата считается официальной датой появления российских профсоюзов. Среди первых требований профсоюзов к предпринимателям и властям были: установление 8- часового рабочего дня, повышение заработной платы, отмена сверхурочных ночных работ, запрещение детского труда, отмена штрафов, улучшение условий труда и быта, а также требования духовного и культурного развития. Имелось в виду - открытие библиотек, клубов, школ, чтение лекций, бесплатное обучение детей.
1917 –й год – один из самых драматических в истории России год. Это и год становления профсоюзов как массовых организаций, активно влияющих на жизнь страны. Сосредоточение их в крупных промышленных и культурных центрах, высокий уровень сознательности, организованность, сплоченность, мужество и решительность – способствовало развитию профсоюзного движения. К середине 1917 года профсоюзы представляли работников около 110 профессий.
В первые годы советской власти профсоюзы играли важную роль в ликвидации безработицы и неграмотности, в обеспечении продовольствием и топливом рабочих и их семей. Однако с конца 20-х гг. прошлого столетия профсоюзы постепенно превращались в « приводной ремень от партии к массам», стали своего рода системой социального обслуживания. В 1921 году утверждается лозунг «Профсоюзы – школа коммунизма», то есть институт социализации общества.
Сложно даже перечислить все направления работы профсоюзов в условиях социалистической системы. Это – улучшение экологической обстановки, санитарного состояния трудовой деятельности. Это – контроль за организацией общественного питания, торгового и коммунально – бытового обслуживания, решение жилищных проблем, развитие массовой физкультуры и спорта. Забота о ветеранах и детях. Это – организация отдыха и оздоровления, сеть пионерских лагерей, туристических баз и экскурсионных маршрутов и многое другое. Профсоюзы участвовали при решении производственных задач, среди них – организация социалистического соревнования и экономической учебы, забота об ускорении научно – технического прогресса, контроль за хозяйственной деятельностью администрации. Профсоюзам предоставлялось право законодательной инициативы, право на участие в работе органов исполнительной власти, право выдвижения своих представителей в избирательной комиссии.
К 1990гг. в ведении профсоюзов было более тысячи здравниц и 900 туристических учреждений, 23 тысячи клубов и дворцов культуры, 19 тысяч библиотек, около 100 тысяч пионерских лагерей и многое другое. Профсоюзы объединяли 140 млн. человек, то есть практически все взрослое население страны.
К сожалению, профсоюзы в ходе своего исторического развития не избежали деформации своей деятельности. Профсоюзы были полностью подконтрольны КПСС и администрации, но являлись важнейшим звеном в системе государственного и хозяйственного управления.
Российские профсоюзы сегодня
Конец 80-х начало 90-х гг.XX в. стали переломными в новейшей истории страны. Перестройка, распад Советского Союза, рыночные реформы в Российской Федерации привели к тяжелым социально – экономическим последствиям. Все это отразилось на судьбе профсоюзов. Профсоюзы остались, по сути, единственными защитниками прав и интересов наемных работников.
Важнейшей страницей в летописи профсоюзного движения России в постсоветский период стало проведение Учредительного съезда профсоюзов РСФСР в 1990 году. Съезд провозгласил создание Федерации Независимых Профсоюзов России, которая объединила основную часть традиционных профсоюзных структур. Это – отраслевые профсоюзы, их региональные и иные объединения. На 2016 год численность членов ФНПР составляла 20,7 млн.человек.
Крупнейшим региональным профцентром России, входящим в ФНПР, является Московская Федерация профсоюзов (МФП).
ФНПР, МФП – это объединения профсоюзов на основе единства целей и солидарности действий, призванные отстаивать социально – экономические и правовые интересы членов профсоюза перед работодателями и властными структурами.
Российские профсоюзы в новых общественно – политических условиях твердо заявили о своей независимости, неподотчетности и неподконтрольности государственным и административным органам в своей деятельности. В наши дни для российских трудящихся профсоюзы стали «школой выживания» в условиях нынешней жизни. Для защиты интересов наемных работников используют все законные формы: от переговоров до забастовок. Главный лозунг российских профсоюзов: «Зарплата! Занятость! Законность!».
- 7 октября 1905 год. Появление российских профсоюзов.
- 1906 год. Царская власть официально признает профсоюзы.
- 1917 год. Массовое профсоюзное движение, объединившее работников 110 профессий.
Первым лидером советских профсоюзов становится Томский Михаил Павлович.
В советский период профсоюзы объединяли 99% граждан. Их печатным органом стала одна из самых читаемых газет – «Труд».
- 1990 год. Создание Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР)
Лидером ФНПР является Шмаков Михаил Викторович.
- Октябрь 2005 год. 100 лет профсоюзному движению России.
Приложение № 3
Функции профсоюзов (что позволяет сделать вывод об их жизнестойкости и востребованности):
- организационная – проведение акций, колдоговорного процесса;
- регуляция социально – трудовых отношений – оплата труда, организация труда, безопасность условий труда, участие в аттестации кадров;
- защитная – разрешение конфликта вплоть до предоставления интересов работников в суде. Профсоюз может помочь своему члену финансово (материальная помощь, льготные кредиты, льготные путевки на отдых;
- представительская – выступать от имени трудовых коллективов во взаимодействиями с органами государственной и исполнительной власти;
- контрольная – контролирует вопросы охраны труда;
- информационная – профсоюзы зачастую являются единственным источником своевременной и достоверной информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Российские профсоюзы: история и современность"
Применение метода управления мышлением «Шесть шляп де Боно» (один из методов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма) при проведении урока по теме "Российские профсоюзы: ...
За что борются профсоюзы
Открытый урок...
310. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза, свидетельствующие о личном вкладе в повышении качества образования
1.Знак отличия "20 лет безупречной работы в потребительской кооперации" . Центросоюз России. 22 августа 2016 года. Номер постановления 06-48.2. Звание "Почетный работник среднего ...
3.10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования.
Блок 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образованияПоказатель 10. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования...
3.15. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования
Блок 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образованияПоказатель 15. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования...
2.6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
2.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования 6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельст...
3.10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования
3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования,свидетельствующие...