Урок мужества
классный час на тему
Классный час на тему: «Урок мужества»
Знакомство подростков со Всероссийской Общественно-государственной инициативой «Горячее сердце».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час на тему: "Урок мужества" | 27.83 КБ |
Презентация к классному часу на тему: "Урок мужества" | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Попова Лариса Сергеевна,
преподаватель педагогики,
КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»
г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Классный час на тему: «Урок мужества»
Цель урока: развитие представлений обучающихся об осознанных поступках людей, отражающих их нравственную силу при преодолении страха на примерах отважного поведения сверстников.
Задачи урока:
- Мотивация учащихся к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям;
- Включение студентов в социально полезную деятельность, используя примеры «горячих сердец» России;
- Повышение познавательного интереса к социально значимой общественной деятельности, направленной на заботу о представителях младшего и старшего поколений, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
Предварительная работа: подготовка памяток по теме и содержанию урока (Приложение 1), презентации Microsoft Power Point.
Форма проведения: дискуссия.
Оборудование: компьютер, проекционное оборудование.
Структура урока:
- Организационный момент
Прием «Представьте, что …»: преподаватель предлагает студентам ситуации, в которые они как бы попали, а обучающиеся должны высказать свое мнение, чтобы они сделали в сложившийся ситуации.
Ситуации:
- В ветхом деревянном доме произошел пожар. Внезапно возникшее пламя стремительно поглощало деревянное строение, откуда стали выбегать люди.
- Вы видите, что со второго этажа кто-то бумажные листочки раскидывает. Подходите ближе – а там маленькая девочка на подоконнике стоит.
- Вы отдыхаете на озере и видите, что вдруг в воду залетел мяч, и мальчик лет десяти поплыл за ним на плоту. Он доплыл до мяча и пытался достать его с плота, но соскользнул с него, упал в воду и начал тонуть.
Педагог подводит студентов к пониманию того, что сегодня классный час посвящен мужеству людей и предлагает прослушать гимн «Горячих сердец».
Предлагает обсудить высказывания о мужестве известных писателей:
1.«Дерзайте отчизну мужеством прославить!» (М. В. Ломоносов)
2.«Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям». (Н. А. Островский)
3.«... герой — это человек, который в решительный момент делает то, что необходимо делать в интересах человеческого общества».
(Ю. Фучик)
- Содержательный этап
Педагог рассказывает о Всероссийской Общественно-государственной инициативе «Горячее сердце». Основная цель инициативы: выражение признательности детям и молодежи до 23 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную позицию, пришедшим на помощь людям или сумевшим побороть недуг или другие жизненные ситуации.
К награждению представляются обучающиеся, показавшие примеры в преодолении чрезвычайных ситуаций или смертельной опасности для окружающих, преодолении трудной жизненной ситуации, в успешной реализации социального значимого проекта или инициативы.
Нагрудной знак и символ «Горячее сердце» за готовность бескорыстно прийти на помощь и преодоление трудных жизненных ситуаций являются общественной наградой. Нагрудной знак вручается детям, подросткам, молодежи, символ «Горячее сердце» - общественным организациям и объединениям.
В 2014 году на награждение претенденты были определены из числа молодых спортсменов-паралимпийцев, участвовавших в XXII Зимних Паралимпийских играх в Сочи и проявивших примеры мужества, целеустремленности, упорного труда, веры в свои силы и победу.
В 2015 году награждены были ребята, к сожалению, посмертно. Это страшная утрата не только для родителей, но и для всех окружающих и пример истинного мужества и отваги, крепости духа. Эти ребята навсегда останутся в памяти и в сердцах людей.
Нагрудной знак представляет собой ромбовидную четырехлучевую звезду, декорированную сиянием из центра. Штралы между лучами звезды выполнены в виде букетика ландыша, символа новой жизни, силы любви и верности. Тычинки соцветий огранены алмазной гранью. В середине основы знака помещена накладка с изображением стилизованного сердца, в котором прорастает росток огненного цветка. Цвет знака серебристый. Накладка выполнена с применением эмалей синего и красного цвета, создающих ассоциацию с цветами российского флага.
Работа по группам: предлагается выполнить совместно следующие задания: 1.назовите слова синонимы слова «мужество»;
2. ответить на вопросы: какого человека называют мужественным? Как вы думаете, мужественный человек испытывает страх? Что помогает человеку быть мужественным.
С целью помощи студентам при ответах на вопросы предлагается обратить внимание на памятку, в которой представлены определения слова «мужество».
После выполнения заданий проводится совместное обсуждение, выслушивается мнение каждой группы и делается общий вывод по вопросам.
Педагог предлагает студентам прослушать истории ребят, которые научились преодолевать себя, свою боль, тяжелое состояние, ежедневные проблемы.
- Борисов Даниил
Родился в 2003 году. Награжден в 2017 году. Стерлитамак, Республика Башкортостан.
В конце июля 2016 года, возвращаясь с удачной рыбалки, 13-летний Даниил Борисов вдруг услышал детские крики о помощи. Прислушавшись, Даниил понял, что крики доносятся с местного озера. Этот водоем, расположенный в селе Ишпарсово Стерлитамакского района, довольно мелкий, но коварный – там есть места, которые стараются обходить даже взрослые люди. Подъехав на полной скорости на велосипеде поближе, мальчик увидел, как совсем маленький ребенок, почему-то оказавшийся один далеко от берега, отчаянно пытается выбраться из воды. Его силы, судя по затихающим крикам и движениям, были уже на исходе. Еще немного – и малыш уйдет под воду совсем.
На берегу водоема Даниил увидел другого совершенно испуганного малыша, который бегал по песчаному пляжу и, плача, звал кого-нибудь на помощь. Стало ясно: двое совсем маленьких мальчишек, оказавшись без присмотра, попали в опасный переплет. Мгновенно оценив ситуацию, Даниил понял: медлить нельзя и бросился в воду спасать малыша. К огромному счастью ему это удалось! Но вытащив ребенка из воды, Даниил с ужасом понял, что тот уже не подает признаков жизни и не дышит… Однако и в этой ситуации Даниил не запаниковал, не растерялся, а вспомнив уроки основ безопасности жизнедеятельности, которые им преподавали в школе, попытался реализовать на практике полученные знания: он положил ребенка животом к себе на колени и слегка нажал на спину, чтобы вода вышла из легких. И чудо! Антошка, так звали спасенного трехлетнего малыша, задышал! Второй раз за эти несколько минут Даниил почувствовал огромное облегчение: вовремя успел вытащить ребенка из воды и вернул человека к жизни! К этому времени прибежали перепуганные родители ребенка, которые «буквально на минутку» оставили детей одних…
За смелость, проявленную при спасении утопающего, Даниилу была объявлена благодарность. Но скромный мальчик говорит, что «ничего особенного не совершал, а просто вытащил ребенка из воды». Мысль в тот момент была только одна: «Кто, если не я? Ведь других рядом не было». Подросток, не раздумывая, бросился в воду. Конечно, Даниил сильно испугался, когда увидел, что мальчик не дышал, но он до последнего верил, что тот выживет. Иного быть просто не могло.
Даниил Борисов – обычный скромный юноша. Он сам хорошо учится в школе и отстающим товарищам в помощи не отказывает. Мальчик ведет активный образ жизни: увлекается рыбалкой, любит спорт, особенно выделяет плавание. Кстати, именно этот навык помог Даниилу в трудной ситуации, когда от него зависела жизнь маленького ребенка. С этой задачей Даниил Борисов справился на «отлично»!
- Васильева Александра
Родилась в 1998 году. Награждена в 2017 году. Псков.
Саша Васильева родилась с врожденной патологией позвоночника. Ходить она могла, но заболевание существовало, и надо было с этим что-то делать. Первая операция, когда девочке было три года, прошла успешно. А вот после второй, в 10 лет, родители увезли ребенка из больницы на каталке… С тех пор Саша передвигается только на кресле-коляске. Но она не похожа на несчастную, обиженную судьбой девочку. Александра – улыбчивая, неунывающая красавица. У нее есть подружки и друзья. Саша не завидует здоровым людям, она просто считает, что у каждого свой жизненный путь.
Путь самой Александры не был легким. Пришлось пережить удивленные взгляды и непонимание окружающих. Как это – ребенок на коляске, а его возят на прогулки, мама берет с собой в магазины, примеряют наряды? А мама с дочкой просто решили показать окружающим, что человек на коляске – такой же человек, как и все остальные. Саша считает, что колясочникам или другим инвалидам ни в коем случае не стоит зацикливаться на себе. Если ты в инвалидной коляске – это не значит, что весь мир для тебя закрыт. Сейчас многое доступно благодаря пандусам – входы в магазины, кафе, кинотеатры, есть даже специальные узкие кресла в самолетах, чтобы коляска могла проехать по проходу.
Александра Васильева – титулованная спортсменка. В спорт ее привели родители, считавшие, что девочка не должна замыкаться в четырех стенах. Саша занималась шахматами, бросала стрелы в дартс, попробовала себя в конном спорте, а потом вдруг увлеклась настольным теннисом. Увлеклась настолько, что уже в первый год тренировок завоевала первое место на Всероссийских соревнованиях – Кубок Александра Невского. В 2014 году стала бронзовым призером Чемпионата России. В 2015 – чемпионкой России и обладателем Кубка России, выиграла Европейские молодежные Паралимпийские игры, которые проходили в Хорватии. В этом же году стала бронзовым призером Чемпионата Европы в составе команды России, 2016 году – двукратной чемпионкой России. Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 17 октября 2016 года Александре присвоено звание «Мастер спорта России» по настольному теннису среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Саша считает, что именно теннис изменил ее характер.
Александра удостоилась чести нести Паралимпийский огонь Паралимпиады 2014 года. Эти мгновенья она не забудет никогда: «мурашки по коже», слезы счастья и гордость за Россию. Уже в 2016 году Александра прыгнула с парашютом в тандеме и погрузилась с аквалангом! После всего, что Саша пережила и чего добилась, для нее нет ничего невозможного.
- Гараева Илюза.
Родилась в 1999 году. Награждена в 2017 году. Деревня Малые Кокузы, Республика Татарстан.
Илюза Гараева росла красивой, умной и скромной. Когда девочка научилась писать, читать, рисовать и петь задушевные песни, особенно песни о маме, она не могла сдержать слез и долго сидела, запираясь в своей комнате, мечтая о маме и стараясь представить ее. Ведь мама Илюзы умерла при родах. Только что родившийся ребенок, не успев почувствовать тепло материнских рук, наполовину осиротел. Отец, при всей своей любви к дочери, не мог заменить ей мать. Заботы о ребенке взяла на себя бабушка, которая и стала для Илюзы самым близким человеком. Когда Илюзе было всего 9 лет, у отца, появилась другая семья. Некоторое время все жили вместе, но затем семья отца переехала в город, а девочка осталась жить с бабушкой.
В школе к Илюзе относились с большой заботой, поддерживали ее, не давали в обиду, всегда находили для нее доброе слово. Но жизнь снова осложнило несчастье: бабушка перенесла инсульт. Женщине пришлось долгие месяцы провести в постели, и всегда рядом с ней была её маленькая внучка. Она и кормила бабушку, и поила её, и умывала, и меняла постель. Девочка стала главной опорой для бабушки. К счастью, женщине стало лучше: она, хоть и с трудом, но начала ходить. Однако несчастья продолжали преследовать Илюзу: бабушка получила серьезную травму. И опять все заботы о бабушке легли на плечи внучки.
Несмотря на выпавшие жизненные трудности Илюза Гараева не поддается унынию. И сегодня она живет полной жизнью, хорошо учится, поражая окружающих своим упорством и широтой души. Не зря говорят: «Судьба она такая: не ты ее выбираешь, а она тебя». С тяжелыми ударами судьбы девочке из деревни Малые Кокузы Илюзе Гараевой пришлось повстречаться не раз. И важно в такой момент не растерять веру и уверенность в себе. Да, ей нелегко. Но Илюза по-прежнему не сдается: все так же охотно заботится о бабушке, старается и хорошо учиться в школе, и участвовать в спортивных конкурсах.
С детства Илюза любит петь и поет великолепно, как говорят – с душой. В течение нескольких лет она занимает призовые места в районных турах фестиваля «Созвездие-Йолдызлык», конкурса «Ватан», республиканских конкурсах «Дулкыннар» (в 2014 году – III место, в 2015 году – II место, в 2016 году – III место), «Илхамият» (в 2016 году – I место в номинации «Вокал – соло»). Успехи внучки – это радость для бабушки.
Хрупкая, жизнерадостная и активная Илюза Гараева имеет небольшое сердце, но в нем хранится много любви, а душа полна прекрасной музыки – доброты.
После рассказов преподаватель предлагает порассуждать, отвечая на вопросы: как вы думаете, с какими качествами человека связанны услышанные вами истории? Что это значит преодолеть себя, преодолеть кажущиеся неразрешимыми обстоятельства? Это сложно? Почему? Предположите, как бы вы вели себя, оказавшись на месте ребят? Какой из рассказов произвел на вас наибольшее впечатление? Почему?
В конце обсуждения педагог подводит итог: в жизни каждого из нас рано или поздно случаются определенные трудности. И чтобы их преодолеть, нужно иметь очень большую выдержку и силу воли. А главное – научиться жить с этими трудностями, поскольку человек не в состоянии предвидеть каждую преграду на своем пути. Ведь, герои есть и среди нас. Расскажите, какой, на ваш взгляд, вы совершили поступок, который помог кому-то.
Рефлексивный этап.
Какие ваши личностные качества были затронуты на уроке?
Предлагаю вам проявить желание вступить в волонтерскую деятельность, может быть заняться разработкой социально значимого проекта или принимать участие в решении проблем, затрагивающие интересы и права людей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Представьте, что …»: 2. Вы видите, что со второго этажа кто-то бумажные листочки раскидывает. Подходите ближе – а там маленькая девочка на подоконнике стоит. Что вы будете делать в данной ситуации?
«Представьте, что …»: 3. Вы отдыхаете на озере и видите, что вдруг в воду залетел мяч, и мальчик лет десяти поплыл за ним на плоту. Он доплыл до мяча и пытался достать его с плота, но соскользнул с него, упал в воду и начал тонуть. Как вы поступите?
Урок мужества
«Дерзайте отчизну мужеством прославить!» М.В.Ломоносов «Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям». Н. А. Островский. «... герой — это человек, который в решительный момент делает то, что необходимо делать в интересах человеческого общества». Ю. Фучик.
Всероссийская общественно-государственная инициатива «Горячее сердце»
Основная цель Выражение признательности детям и молодежи до 23 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную позицию, пришедшим на помощь людям или сумевшим побороть недуг или другие жизненные ситуации.
Нагрудной знак
Синонимы слова «Мужество» Что такое мужество? Какого человека называют мужественным? Мужественный человек чувствует страх? Что помогает человеку быть мужественным?
Борисов Даниил (2003 г.р.) Спас тонувшего маленького ребенка и оказал первую помощь.
Васильева Саша (1998 г.р.) Инвалид – колясочница бронзовый призер Чемпионата России по настольному теннису выиграла Европейские молодежные Паралимпийские игры
Васильева Саша (1998 г.р.) Бронзовый призер Чемпионата Европы Двукратная чемпионка России присвоено звание «Мастер спорта России» по настольному теннису среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
Гараева Илюза (1999 г.р.) Ухаживала за бабушкой после инсульта Занимается вокалом
Как вы думаете, с какими качествами человека связанны услышанные вами истории? Что это значит преодолеть себя, преодолеть кажущиеся неразрешимыми обстоятельства? Это сложно? Почему?
Предположите, как бы вы вели себя, оказавшись на месте ребят? Какой из рассказов произвел на вас наибольшее впечатление? Почему?
Готовы ли вы рисковать собой ради спасения жизни других?
Герои среди нас…
В жизни всегда есть место подвигу!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества
Данное мероприятие посвящено биографии Белова Г.А., воина-интернационалиста. Развивает творческие способности обучающихся, воспитывает интерес к героическому прошлому страны. Содержит презентацию....
Урок мужества, посвященный Дню героев Отечества "Перекличка героев"
9 ноября в России отмечается День героев Отечества. Данное мероприятие посвящается этому событию....
Урок Мужества. Этот День Победы. Презентация к уроку
Внеклассное мероприятие (тематический классный час). Урок мужества: Этот День Победы.... Презентация к уроку. Мероприятие направлено на формирование и развитие знаний о Великой Отечественной и В...
Урок Мужества. Этот День Победы. Презентация к уроку
Внеклассное мероприятие (тематический классный час). Урок мужества: Этот День Победы.... Презентация к уроку. Мероприятие направлено на формирование и развитие знаний о Великой Отечественной и В...
Урок МУЖЕСТВА 1812 год
Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира и к моменту напад...
Урок мужества «Равнение на подвиг. Битва на Курской дуге»
Внеклассное мероприятие - Урок мужества "Равнение на подвиг. Битва на Курской дуге" для обучающихся 7-9 классов посвящено 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....
Урок мужества "Великая Победа"
Цель - воспитание любви к Родине, ее защитникам....