Казачество города Ейска
статья на тему
Новые материалы по кубановедению. Могут быть интересны классным руководителям и преподавателям кубановедения школ и ССУЗов Краснодарского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_kazachestvo_g._eyska.docx | 323.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Казачество города Ейска.
Инициатива создания портового города у основания Ейской косы принадлежит войсковому атаману Черноморского казачьего войска Григорию Рашпилю, искавшему пути для сбыта товарного зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производимых в то время в Черномории. Идея была активно поддержана наместником Кавказским Светлейшим Князем М. С. Воронцовым, результатом деятельности которого явился Указ Государя Императора Николая I от 6 марта 1848 года № 22058 «О открытии на Азовском море в пределах войска Черноморского портового города Ейска»:
Сразу же после выхода манифеста об основании города, был назначен временный начальник — П. И. Литевский. В 1849 году его уже заменил постоянный градоначальник — князь А. С. Голицын.
Заселение Кубани казаками. 1792 – 1864 гг.
Черноморское казачье войско было сформировано в ходе русско-турецкой войны в 1787 г. из остатков разгромленной перед этим правительственными войсками Запорожской Сечи. Уже через год новое войско насчитывало 12 тыс. человек. Численность его быстро росла. Первоначально войско было расселено в долине Днестра, административным центром было с. Слободзея (Приднестровье). На отведенной территории земли для расселения было недостаточно. Поэтому казаки посылают в Петербург делегацию во главе с войсковым судьей Антоном Головатым. Депутация просила Екатерину II даровать им вновь присоединенные к России земли. Черноморцы достигли успеха.
30 июня 1792 г. особой грамотой Екатерина II пожаловала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы. Черноморцам были подарены войсковое знамя и литавры, подтверждено право на собственные казачьи регалии (булаву, перначи) и войсковую печать. Казакам приписывалось охранять кубанские рубежи России. Получив указ, казаки сразу же начали переселение на пожалованные земли.
2 сентября в путь двинулся основной отряд казаков под командой Кошевого атамана З.А.Чепеги. Отряд состоял из 3 конных и 2 пеших пятисотенных полков, обозов семейного казачества, войскового штаба и войскового правительства – всего 2 075 человек. (карта «Переселение черноморцев на Кубань). Путь отряда проходил по почтовым трактам, осенняя распутица мешали быстрому продвижению. Последняя стоянка была в районе Батайска, затем через Азов по Копыльскому шляху и 23 октября прибыл к Ейскому Укреплению. Здесь отряд встречал Ейский комендант секунд-майор Андрей Николаевич Война. Ему подчинялся гарнизон Карантинного редута на противоположном берегу р. Ея в ее нижнем течении и гарнизоны на косах Ейской, Долгой, Камышеватской. Отряд, не останавливаясь, прошел мимо Ейского Укрепления, спустился на дорогу, ведшую к Черному броду, вытянулся по гати. В XVIIIв. переправа через р. Ея называлась Черным бродом, т.к. с давних времен татары угоняли в рабство людей и если до Еи у людей была надежда, что их отобьют донские казаки, то после переправы, за которой начинались земли кочевых народов, эти надежды исчезали. Отсюда и название – Черный брод, т.е. печальный, горестный. Перейдя пешими мост, остановились в Карантинном редуте( на месте ныне ст.Старощербиновская). Казаки оставались здесь 23 дня, затем отправились зимовать на Ейскую косу.
Захарий Чепега, не желая подвергать своих подчиненных дальнейшему утомительному движению, решил остановиться на зимнюю стоянку в Ханской крепости. К приходу казаков за валами Ханского городка находился один человек, ее страж и смотритель прапорщик Михайлов из Ейского Укрепления. На Ейской косе у рыбозаводчиков работало 400-500 «бурлак» без семей и индивидуальных жилищ из числа беглых крепостных или пришедших на заработки людей разного звания. На косе Долгой 170 бурлаков, на косе Камышеватской 140 бурлаков (по ведомости полковника войска Черноморского Мокия Гулика от 15.07.1792 г.).
Место для стоянки было выбрано удачно: в укреплении имелся достаточный запас продовольствия, а в его окрестностях – добротные зимние пастбища, обилие камыша для топлива, превосходные рыбные места на косах, где «рыбы судака, таранушки казаки на харч тягали довольно». Расположившись на зимовку, казаки построили землянки, походную церковь разбили в бывшем ханском доме, в степи за 150 верст от стоянки на р. Челбасы выставили 2-х сотенную команду.
Оставшаяся часть казаков прибыла на Тамань к июню 1793г. Они шли по маршруту З.Чепеги, а Чепега при этом находился в Ханском городке, который покинул в мае 1793г.. 23 мая был издан приказ о постановке кордонов вниз по р. Кубани – это дата начала создания Черноморской кордонной линии.
12 августа1793г. началось размежевание войсковой земли, которое происходило под руководством Кошевого атамана З.Чепеги и войскового судьи А.Головатого у устья р.Ея. 1января 1794 г. был подписан наказ войскового правительства, названный ими « Порядок общей пользы». В нем официально закреплялось название и статус войскового града.
Расположившись на зимовку, казаки построили землянки, походную церковь разбили в бывшем ханском доме, в степи за 150 верст от стоянки на р. Челбасы выставили 2-х сотенную команду.
Очевидцы рассказывают, что первые станицы на Ейской земле заселяли по жребию. Украинские казаки бросали жребий. Те, кому выпадал жребий, запрягали волов, складывали на повозку всё свое имущество, сажали жену и детей и отправлялись в незнакомую местность. Заселение станицы Должанской началось с юга - от моря. Здесь было легче рыть колодцы, было много камыша, который использовали для крыш домов. Коса Долгая вдавалась в море на 15 верст и вдоль нее было создано большое количество рыбацких артелей.
Станица получила свое название от названия косы Долгой и первоначально называлась станицей Долгой. Затем это название трансформировалось в Должанскую. Была основана в 1848 году казаками, переселёнными с Днепра. До 1920 года входила в Ейский отдел Кубанской области. На момент основания станицы Должанской в 1848 году в ней жили 562 человека.
Камышевый посёлок был основан беглыми крепостными крестьянами с Украины и из России ещё в 1778 году.
В 1798 году во время объезда атаманами Азовского побережья Камышевый поселок был обнаружен и приписан к казачьему округу. Так, население поселка Камышевого, вольно проживавшее 20 лет, стало официально значиться жителями куреня Камышеватского, который был образован ещё в 1774 году. В 1848 году курень переименовали в станицу Камышеватскую. Таким образом, станица Камышеватская стала считаться основанной в 1848 году на побережье Азовского моря, в пределах Ейского округа Черномории-области Черноморского казачьего войска.
Станица Ясенская находится в юго-восточной части Ейского полуострова на Кубано-Приазовской низменности, на балке Горькой, в 4 км от побережья Ясенского залива Азовского моря, в 6 км северо-западнее устья реки Ясени – маловодной и местами пересыхающей. Расстояние до Ейска – 38 км. Поселок Ясенская Переправа расположен в 12 км южнее станицы, у основания Ясенской косы.
Решение о строительстве станицы было принято в середине июня 1872 года. Тогда Военный Совет Кавказкой армии разрешил возводить на Кубани две новые станицы. Одна них, на 227 дворов, и была Ясенской.
Заселение началось весной 1873 года и окончилось осенью этого же года. Всего в это место из станиц Екатеринодарского и Темрюкского отделов Кубанской области перебралось 1316 казаков. В следующем году была построена церковь.
155 лет назад для жителей Приазовья 1848 год был особенным. В этом году, 19 августа, как большой праздник, с большим торжеством отметили свое основание г. Ейск, ст. Камышеватская и ст. Должанская. На этот праздник приехали представители многих южных городов. На праздник приехал сам наместник Кавказа М. С. Воронцов.
Во время торжества были обнародованы льготы тем, кто пожелает жить в новом портовом городе.
Казаки станицы Камышеватекой и станицы Должанской основание города встретили сдержанно, так как они ещё не знали, какие отношения будут складываться с первым портом Приазовья, К этому событию в станице Камышеватской проживало уже более тысячи человек.
Возникновение Ейска не было случайным. Юг России нуждался в новом торговом порте, благодатные кубанские степи, богатые хлебом, требовали опорной торговой точки. Недостаток транспортных путей, таким образом, покрывался за счет нового порта. И хотя правительство явно понимало все неудобства мореплавания в Азовском море из-за мелководности бассейна, однако, уже в 50-е годы прошлого века Ейску придавалось особое значение. Город планировался как самый крупный торговый порт на Кубанском побережье. Вскоре, после манифеста, на высоком берегу Азовского моря вырос торговый городок. Хлынул на юг, в кубанские степи купеческий и торговый люд. А 1 сентября (19 августа) 1848 года под гром пушек, в присутствии многочисленных гостей из городов и станиц Черноморской губернии, был заложен первый камень в основании Ейска и фундамент городского кафедрального собора на новой, Михайловской площади. Население молодого Ейска росло быстро. На 1 января 1861 года к городу было причислено, по данным отчета градоначальника, почетных граждан и купцов всех гильдий - 3474, мещан - 18973, а всего - 22447, Купцов первой гильдии насчитывалось 182, второй - 14, третьей - 201. В число купцов входили и купеческие дети.
Ейск заселялся преимущественно выходцами из Великороссии и Малороссии. Были здесь крестьяне и купцы из Ставропольской, Екатеринославской губерний, воронежские и курские жители, выходцы из Бердянска, Таганрога, Мариуполя. В первом списке нового города числилось 19 фамилий: переселенцев из Курской, Ставропольской, Таврической, Воронежской, Тамбовской, Орловской, полтавской губерний. Потомки Лукьяна Ловянникова, Данилы Захарова, Афанасия Баева, Василия Волощукова, Давида Мезенцева, братьев Зюдьковых, Якова Дедешко, Алексея Бирюкова и сейчас еще живут в Ейске.
Учет населения велся по религиозному признаку. В 1880 году в городе проживало православных - 27300, раскольников - 64, римско-католического вероисповедания - 150, армяно-григори-анского - 165, евангелистов-лютеран - 38, евреев - 165, магометан – 6. В Ейске поселились греки из Крыма и приазовских городов. Недаром одна из улиц города носила название Греческая (ныне Калинина).
Таким образом, Ейск изначально был портовым городом, который был населён купцами и мещанами многих национальностей и вероисповеданий. Казаки же проживали в станицах, окружавших город.
В самом Ейске дозволено было селиться всем сословиям без исключения, с соблюдением общих, по сему предмету, правил. Желающим строить в городе Ейске дома и заводить близ оного дачи отводить места бесплатно до 1 января 1859 года, построение производить не иначе, как по плану города, который должен быть предварительно составлен и утвержден по ближайшему усмотрению Наместника Кавказского..."
Кубанские казаки всегда исправно несли службу на благо Отечества. Из казаков самого большого на Кубани Ейского отдела комплектовались два полка: Ейский казачий полк и Уманский конный полк. Одним из самых прославленных полков Кубанского казачьего войска был Ейский полк. Знаки отличия у полка № 1-й: георгиевский штандарт за отличия при взятии крепости Анапы (1828) и в Турецкую войну 1877—1878 гг., георгиевские серебряные трубы за взятие Карса (1877) и знаки на головные уборы за отличие при покорении западного Кавказа (1864); у полка № 2-й — георгиевский штандарт за отличие в Турецкую войну 1877—1878 гг.
13 апреля 2005 года по инициативе специалистов архивного отдела краевой администрации в соответствии с решение Коллегии управления по делам архивов Краснодарского края от 17 июня 2004 года было создано Ейское отделение Российского общества историков-архивистов. Одним из приоритетных направлений, рассматриваемых членами сообщества, стала тема причастности города Ейска и в целом Ейского Приазовья к истории Черноморского казачьего войска, которая получила на Кубани статус «Великой истории». На основании документов, привезенных краеведом Бельцевым Н.В. из Государственного архива города Тбилиси в 90-х годах, и изданной им книги «Город Ейск в истории Черноморского казачьего войска», а также, в результате поиска иных документов, члены общества выявили и укрепились в том, что в Кубанской истории Черноморского казачьего Войска оказались смещенными территориальные приоритеты.
Ейское побережье на долгие годы для казаков черноморцев, их семей и обозов было главными сухопутными воротами на Кубань.
К сожалению, до настоящего времени факт прибытия на Кубань правительства ЧКВ, первый (законодательный в т.ч.) опыт по установлению казачьей власти на Кубани, по разным причинам, незаслуженно оказался очень слабо описан историками Кубани и, как следствие, мало изучен. Кубанские историки В.Н.Ратушняк, Б.А. Трехбратов и другие, в своих работах факту переправы через реку Ею отряда, возглавляемого атаманом З.Чепегой, и правительства ЧКВ, их полугодичному пребыванию на Ейской косе, особого исторического значения не придали. В результате такого забвения Тамань, и без того прославленная историческими событиями, для кубанцев на долгие годы стала главным, и что обидно для ейчан, единственным плацдармом в «Великой» истории переселения казаков - черноморцев.
Именно по этим причинам, а также, преследуя цели популяризации истории «Малой Родины» краеведы ЕО РОИА вплотную занялись исследовательской работой по истории Черноморского казачьего Войска. По этой тематике в СМИ появилось много статей и заметок: «Ейское поле – поле Кубанской славы», «Черный брод» и «Карантинный редут», «Казачество в Ейской истории» и др.
Краеведы отстаивают точку зрения того, что значимость «Ейского поля» равнозначна «полю Кубанской славы» и в истории России его значение не меньшее, чем других полей русской Славы - Куликова, Бородинского, Прохоровского и даже не только потому, что здесь родилась наша Кубань, как административная часть России.
В результате целенаправленной и многоплановой работы краеведов и архивистов в тесном содружестве с Ейским районным казачьим обществом в общественном мнении Ейчан удалось не только поднять преданную забвению в эпоху Советов историю казачества в Ейском Приазовье, но и закрепить осознание теснейшей причастности Ейчан к Кубанской истории Черноморского казачьего Войска. А также, значительности Ейского Приазовья и города Ейска, как первой столицы казаков – черноморцев, которые стали организаторами и устроителями Кубанского края.
Так что у нас ещё много работы по популяризации родного города и в его рекламные проекты можно внести ещё много неизученных и ярких моментов, которыми можно гордится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К 70- летию со дня освобождения города Ейска от фашистских захватчиков
Литературная композиция с использованием презентации. Учащиеся рассказывают о событиях Великой Отечественной войны, о месяцах оккупации города Ейска, о жертвах фашистов, о проведении освободительных б...
Система патриотического воспитания в педагогике казачества
Методическая разработка классного часа...
Творческая работа на тему: «История и традиции казачества». Выполнил: обучающийся группы 26. Лукьянов Илья Сергеевич
Презентация на тему: "Здоровый образ жизни"....
Программа по внеурочной деятельности по реализации ФГОС ООО "История и культура кубанского казачества"
АннотацияИстория народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.Через...
Экскурсия в музей "История казачества"
В данной публикации вы можете познакомиться с тем,как проходит экскурсия по музею....
Рабочая программа "Казачество"
Рабочая программа "Казачество"...
Портфолио музея "История казачества"
В порфолио содержится описание музея, основные характеристики (цель создания, задачи, принципы, используемые направления деятельности и т.д.), сценарий экскурсии по музею, игры, отзывы посетителей....