Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы философии"
методическая разработка по теме

Моисеева Ирина Юрьевна

Содержат пояснительную записку, перечень тем, методические указания по выполнению работ, список источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_po_filosofii.docx40.44 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

Методические рекомендации по организации практической работы

 по дисциплине  «Основы философии»

Специальность 40.02.01.  «Право и организация социального обеспечения»  

         

          Составитель: Моисеева И.Ю.

Москва

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                   Практические занятия проводятся по большинству тем и имеют целью развитие у студентов  умения юридически анализировать конкретные ситуации и правильно применять к ним закон, кроме того, применительно к тематике занятия, дается более конкретный перечень требований к знаниям и умениям студентов. К каждому практическому занятию дается так же перечень литературы, контрольные вопросы и перечень тем докладов и рефератов

             Требования к начальной подготовке, необходимые для выполнения практической работы.

  • Знание основных взглядов философов, понятие и сущность философских методов мышления, особенностей философского мировоззрения
  • Умение работать с источниками, осуществлять поиск ответов на вопросы и специальной литературы в заданном направлении
  • Умение составлять конспекты по основным вопросам, использовать основные законы логики при построении устных и письменных ответов.
  • умение логично и грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по философской проблематике.
  • Грамотность

            Подготовку к практическому занятию следует начинать с изучения теоретического материала. Особое внимание при подготовке уделяется закреплению основных понятий и терминологического аппарата. В соответствии с поставленными вопросами составляется конспект.

      Проверка правильности освоенного материала проводится на самом занятии в виде устного опроса студентов с подробным обсуждением основных проблем.

           На занятиях предлагаются задания, связанные с практическим освоением теоретического материала – работа с источниками.

Критерии выставления оценок при выполнении практических работ по дисциплине «Основы философии»

Оценка «5» ставится если:

-с достаточной полнотой раскрыты все вопросы работы;

-работа выполнена аккуратно и в тетради;

- в конце сделаны общие выводы;

-студент может дать ответы на вопросы по теме работы.

Оценка «4» ставится если:

-раскрыты не все вопросы работы;

-работа сдана после положенного срока, сдана не сразу.

Оценка «3» ставится если:

-выполнена лишь половина работы;

-вопросы раскрыты с недостаточной полнотой.

Перечень практических работ

Практ

Заня(л/

Наименование темы практического

занятия   (л/р)

Кол-во

час

1.

Предмет и определение философии»

2

2.

«Предпосылки философии в древнем мире (Индия и Китай)»

2

3.

Античная философия. Сократ, Платон. Аристотель.

2

4.

Средневековая философия: патристика, схоластика.

2

5

«Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания»

2

6

«Немецкая классическая философия Х1Х века»

2

7

«Постклассическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма».

2

8

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм.

2

9

«Особенности русской философии с древнейших времен до конца ХVIII в»

2

10.

«Традиции и особенности развития русской философии в Х1Х – ХХ в. Русская идея в философии».

2

11.

«Этапы философии. Основные картины мира – философская, религиозная, научная»

2

12

«Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира».

2

13

«Гносеология – учение о познании. Методология научного познания»

2

14

«Общезначимость этики.  Религиозная этика. Свобода и ответственность»

2

15

«Философия общества и истории. Глобальные проблемы современности»

2

16

«Философия как рациональная отрасль духовной культуры»

2

17

«Структура философии творчества. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни».

2

Практическая работа № 1

«Предмет и определение философии»

Цель: закрепление изученного лекционного материала и уяснение понятия «Философия»

Вопросы для обсуждения:

  1. Что изучает философия? Философия в понимании различных философов
  2. Каковы основные функции философии?
  3. Что такое основной вопрос философии? Охарактеризуйте материалистический и идеалистический подходыю
  4. Какое значение имеет изучение философии для личности и общества?
  5. Что такое философский стиль жизни?
  6. Платон о назначении философии.

Темы докладов и рефератов

  1. Исторические типы мировоззрения.
  2. Проблемы зарождения и становления философии.
  3. Основные философские концепции и направления.
  4. Основные разделы философии
  5. Роль философии в жизни человека.

Литература

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с.

      4. Медакова И.Ю. Практикум по философии.. – М.: форум, 2012, тема 1.

      5.    Никольский В.С. история философии: учебно-методическое пособие. – М., 2012, тема 1.

Практическая работа № 2

«Предпосылки философии в древнем мире (Индия и Китай)»

Цель:   Анализ особенностей и характерных черт развития древневосточной философии, проблем, поднимаемых в древнеиндийской м китайской философии, их значения для развития философской мысли.

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы культурно-исторические предпосылки формирования философии Древнего Востока? Сущность источников древневосточной мысли.
  2. Влзникновение и особенности древнеиндийской философии: Веды, Бхавадгита. Ортодоксальные философские школы: санкхья, йога и др.  Сущность философской системы буддизма.
  3. Древнекитайская философия. Онтология и этика даосизма. Антропология и этика Конфуцианства. Легизм.

Темы докладов и рефератов

  1. Истоки философии Востока : мифы, легенды, знания.
  2. Техника йоги и психическая саморегуляция человека.
  3. Философия Агни-Йоги.
  4. Соотношение философии и религии в буддизме.
  5. Этико-политическое ученике Конфуция.
  6. Запад и Восток: диалог культур.

Литература

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с.

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)

     5.  Антология мировой философии. Древний Восток. – М., 2000.

Практическая работа № 3

Античная философия. Сократ, Платон. Аристотель.

Цель: анализ особенностей античной философии, материалистических и ид5алистических концепций

Вопросы для обсуждения

  1. Особенности античной философии, философские школы. Сущность натурфилософскиз взглядов.
  2. Личность, этика Сократа. Метод Сократа.
  3. Что такое мир идей в понимании Платона?
  4. В чем сущность учения Платона о душе?
  5. Что такое форма по Аристотелю, в отличие от идеи?
  6. За что критиковал Аристотель платоновский мир идей?
  7. В чем сущность этики Аристотеля?

Темы докладов и рефератов

  1. Учение Сократа о нравственности.
  2. Учение Платона о государстве.
  3. Этическая философия Аристотеля.

               4.    Философская концепция Эпикура

Литература

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с.

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)

Практическая работа № 4.

Средневековая философия: патристика, схоластика.

Цель:  анализ особенностей философии средневекового периода, сущности теологических концепций философов, их связь с античной философией

Вопросы для обсуждения

  1. Основные особенности средневековой философии
  2. Как соотносится с античной философией представления Августина?
  3. В чем сущность учения Августина о граде земном и граде Божьем?
  4. Как соотносятся с античной философией представления Фомы Аквинского?
  5. Сущность реализма и номинализма в средневековой философской литературе.
  6. В чем отличия средневековой философии от античной?

Темы докладов и рефератов

  1. Номиналисты и реалисты в средневековой философии
  2. Фома Аквинский – ангельский доктор.
  3. «Град земной» и «град Божий»  в учении Августина Блаженного.
  4. Доказательства бытия Божия Ф, Аквинского

Литература

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с.

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)

Практическая работа № 5

«Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания»

Цель: закрепление лекционного материала о философии нового времени, сравнение рационализма и эмпиризма в философском познании

Вопросы для обсуждения

  1. Особенности европейской философии Нового времени.
  2. Каковы основные положения учения Ф. Бэкона?
  3. Что нового внес в философию французский ученый Р. Декарт?
  4. В чем разница между эмпиризмом и рационализмом?
  5. В чем сущность учения Д. Локка?
  6.  Сущность теории общественного договора Т. Гоббса.

Темы докладов и рефератов

  1. Значение трудов Р. Декарта для науки и философии
  2. Особенности философии Французского Просвещения.
  3. Взгляды Монтескье.
  4. «Левиафан» Т. Гоббса.

 

Литература

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с.

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)

Практическая работа № 6

«Немецкая классическая философия Х1Х века»

Цель: анализ философских концепций немецкой классической философии: субъективного идеализма Канта, объективного идеализма Гегеля, антропологического материализма Фейербаха.

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности немецкой классической философии
  2. Что такое феномен и «веешь в себе» по Канту.
  3. Как соотносятся у Канта рациональное и чувственное познание?
  4. Основные положения философской системы (учения) Г. Гегеля?
  5. Охарактеризуйте основные законы диалектики Г. Гегеля.
  6. В чем сущность антропологического материализма Фейербаха?

Темы для докладов и рефератов

  1. Становление и развитие немецкой классической философии
  2. Моральная философия Э. Канта.
  3. Г.В.Ф. Гегель о смысле человеческой истории

Литература

Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с.

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)

Практическая работа № 7.

 «Постклассическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма».

цель: анализ особенностей философии постклассического периода в сравнении с классикой. развернутый анализ концепций позитивизма и эволюционизма.

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое позитивное знание с точки зрения О. Канта?
  2. В чем сущность исторического прогресса с точки зрения Конта?
  3. Эволюционизм Г. Спенсера. Основные положения учения.
  4. Каковы основные положения трактата Шопенгауэра. «Мир как воля и представление»?
  5. Какова концепция человека в философии Ницше. Основные черты.

Темы докладов и рефератов.

  1. Программа положительной философии О. Конта.
  2. Буддистские идеи в философии Шопенгауэра.
  3. Переоценка ценностей в философии Ф. Ницше.
  4. Кант и Шопенгауэр о роли совести в жизни человека.

Рекомендуемая литература

Литература:

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2014. – 286 с.

5. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)

  1. Современная западная философия . – Словарь. – М.. 2102.

Практическая работа № 8

 Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм.

Цель: анализ основных философских концепций ХХ века в западноевропейской философии.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем сущность позитивизма и неопозитивизма? ( Витгенштейн, Рассел, Поппер)
  2. Экзистенциализм. Сущность гуманистических идей Сартра и Хайдеггера.
  3. Каковы основные характеристики двух моделей поведения по Фромму?
  4. Каковы основные исходные предпосылки и выводы прагматизма?
  5. Прагматизм ( Джеймс, Дьюи) Дейл Карнеги – книга с советами.
  6. В чем проявился скептицизм в философии ХХ в?

Темы докладов и рефератов

  1. Особенности философии экзистенциализма.
  2. Проблема страха и смерти в истории философии
  3. Проблема свободы и абсурдности существования в философии экзистенциалистов.
  4. Теория психоанализа З. Фрейда.

Литература

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2011. – 286 с.

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2007 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)

Практическая работа № 9

«Особенности русской философии с древнейших времен до конца ХVIII в»

Цель:  выявление особенностей древнерусской философии, этапов её развития, основных идей этого периода

Вопросы для обсуждения

  1. Каковы особенности русской философии
  2. Какие этапы развития прошла русская идея?
  3. В чем сущность идеи «Москва – третий Рим» старца Филофея?
  4. Философская концепция М.В. Ломоносова.

Темы докладов и рефератов

  1. Особенности русской философии
  2. Этапы развития «Русской идеи»  в русской философии.
  3. Основные черты программы развития русской философии И.В. Киреевского.
  4. Философия «всеединства» В.С. Соловьева.
  5. Значение русской философии
  6. Идея «Москва – третий Рим» и её современное значение.

Литература

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2014. – 286 с.

4. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1996.

5. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)

6.  Русская идея. Антология. – М., 1992.

Практическая работа № 10  

«Традиции и особенности развития русской философии в Х1Х – ХХ в. Русская идея в философии».

Цель: анализ особенностей русской философской мысли в Х1Х - ХХ веках, сравнительный анализ философских школ славянофилов и западников

Вопросы для обсуждения

  1. Общая характеристика и исторические особенности русской философии Х1Х – ХХ века.
  2. Западники и славянофилы, их роль в развитии русской философии. Русская идея.
  3. Социально-философские воззрения революционно-демократического ( М. Бакунин, Н. Чернышевский, и др.) и либерального  ( П. Лавров, Н. Михайловский) народничества.
  4. Неославянофильство и почвенничество второй половины Х1Х века (Н. Данилевский, К. Леонтьев, Ф. Достоевский)
  5. Русская философия конца Х1Х – нач. ХХ века: русский марксизм (Г.В. Плеханов, В. И. Ленин) ;  религиозно-философские учения ( Л. Толстой, В. Соловьев, Н. Бердяев и др.) Русский космизм (Н. Федоров, В. Вернадский и др.

Темы докладов и рефератов

  1. «Русская идея»: истоки и эволюция
  2. П.Я. Чаадаев о русской истории
  3. Особенности философии Н.А. Бердяева
  4. Основные направления развития советской философии.
  5. Русский космизм в творчестве В. Вернадского.

Литература:

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2014. – 286 с.

4. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1996.

5. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)

6.  Русская идея. Антология. – М., 1992.

Практическая работа № 11

 «Этапы философии. Основные картины мира – философская, религиозная, научная»

Цель:  анализ основных этапов развития философского знания, философской, религиозной и научной картин мира.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем состоят основные различия идеализма и материализма?
  2. Основные отличия новоевропейской философии от древнегреческой
  3. Какие два вектора воздействовали на философию ХХ века?
  4. В чем сходство и различие между двумя кругами философии – античным, средневековым и новоевропейским? Каковы закономерности в развитии каждого круга?
  5. В чем суть диалектического, прагматического метода?
  6. Какова структура философского знания?
  7. Каковы возможные альтернативы будущего развития философии?

Темы докладов и рефератов

  1. Сходства и различия между философией Сократа и Декарта
  2. Соотношение разума и веры в развитии философии.
  3. Философский метод и философские принципы.

Литература

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2014. – 286 с.

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)

Практическая работа №  12

 «Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира».

Цель:  изучение основных положений учения о бытии, анализ концепций о происхождении и устройстве мира

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие бытия. Основные атрибуты природного бытия. Понимание природы в истории философии.
  2. Понятие «субстанция». Философские представления о субстанции.
  3. Понятие духа и материи. Основные формы существования материи.
  4. Движение и его формы. Развитие. Виды развития.
  5. Детерминизм и закономерность.
  6. Организованность. Структурность. Многомерность. (Теория Большого взрыва. Уровни организации материи в Космосе).

Темы докладов и рефератов

  1. Современная наука и философия о проблеме возникновения человека
  2. Пространство и время в современной научной картине мира.
  3. Научные исследования о происхождении мира.

Литература

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с.

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)

Практическая работа № 13

«Гносеология – учение о познании. Методология научного познания».

Цель: анализ теории познания, основных этапов познавательного процесса, учения об истине и роли практики в познании.

Вопросы для обсуждения:

  1. Социально-историческая природа познания. Диалектика субъекта и объекта познания.
  2. Чувственное и рациональное познание, их элементы.ю Формы логического мышления и язык. Творчество и интуиция.
  3. Проблема истины в философии: объективность, абсолютность, относительность и конкретность истины. Критерии истины. Истина и заблуждение.
  4. Вненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественно-эстетическое познание.
  5. Научное познание, его формы и уровни. Методы научного познания. Специфика естественнонаучного и гуманитарного знания. Философия и научная картина мира.

Темы докладов и рефератов

  1. Скептицизм как принцип и метод познания.
  2. Диалектическая природа истины.
  3. Роль заблуждений в процессе познания. 4. Противоречивое единство истины и пользы.
  4. Искусство как форма познания мира.
  5. Научная истина и правда повседневности.
  6. Этика науки.

Литература

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с.

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)

5. Башляр Г. Новый рационализм. – М., 2011

           6. Коршунов А.М. , Мантатов В.В.  Диалектика социального познания. – М., 2010

Практическая работа № 14

«Общезначимость этики.  Религиозная этика. Свобода и ответственность»

Цель: анализ основных этических понятий, сущности религиозной этики в вероучениях буддизма, христианства и ислама

Вопросы для обсуждения

  1. Раскройте соотношение понятий «Этика», «мораль», «нравственность». Опишите структуру морали.
  2. Назовите функции морали.
  3. Идея нравственного совершенствования человека – неотделимый элемент буддизма.
  4. Рождение христианства. Заповеди Христа.
  5. Нравственное содержание ислама.
  6. Свобода и ответственность личности и общества
  7. Что для вас означают слова Сократа: «смерти избежать нетрудно, гораздо труднее уйти от нравственной порчи»?
  8. Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Считаете ли вы, что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и хорошо зная, что хорошо, а что плохо?

Темы докладов и рефератов

  1. Принцип удовольствия в философии киренаиков
  2. Эпикур: как жить счастливо
  3. Экологическая этика.
  4. Основные принципы биоэтики
  5. Наставления Будды.
  6. Учение Христа.
  7. Жизнь пророка Мухаммеда и появление ислама.

Литература

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с.

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)

Практическая работа № 15

 «Философия общества и истории. Глобальные проблемы современности»

Цель: анализ основных концепций исторического развития: линейная, циклическая, цивилизационная. Анализ глобальных проблем человечества и путей их решения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и круг проблем социальной философии и философии истории
  2. Что есть общество? Структура и сферы общества.
  3. Единство и полицентризм мировой истории.
  4. Спектр современных глобальных проблем.
  5. Сущность и пути преодоления глобальных проблем

Темы докладов и рефератов

  1. Выдающаяся личность немецкого мыслителя О. Шпенглера.
  2. Ученый Л.Н. Гумилев об этногенезе.
  3. Н.Я. Данилевский о судьбах России и Европы.
  4. Космоцентрический взгляд на судьбы современной цивилизации.  (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский и др.)

Литература

1.  Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с.

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)

Практическая работа № 16

 «Философия как рациональная отрасль духовной культуры»

Цель: проведение сравнительного анализа особенностей философии как формы культуры с другими формами культуры: искусством, религией, наукой. Анализ структуры философского знания.

Вопросы для обсуждения

  1. Философия в системе культуры. Рациональность  философии.
  2. Философия и искусство. Сходства и различия.
  3. Философия и религия. Сходства и различия.
  4. Философия и идеология.
  5. Взаимодействие философии и науки.

Темы докладов и рефератов

  1. Соотношение веры и знания в истории человеческой мысли
  2. Связь философии с представлениями о целостной гармонически развитой личности.
  3. Мировоззренческое значение философии.

               4. Основные философские концепции исторического развития: концепции циклического развития

               5.  Кризис современной цивилизации и попытка его глобального преодоления.

Литература

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с.

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)

Практическая работа № 17

«Структура философии творчества. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни».

Цель:. Анализ структуры философского знания, взаимосвязи философии и мировоззрения, типов мировоззрения, концепций о личности человека и смысле жизни.

Вопросы для обсуждения

  1. Специфика философии
  2. Философия как мировоззрение.
  3. Философия и философии.
  4. Философия и смысл жизни
  5. Философия как учение о целостности личности
  6. Будущее философии

Темы докладов и рефератов

  1. Взаимоотношения философии и частных наук
  2. Философия в системе культуры
  3. Как относятся философия и религия к проблеме смерти?
  4. Философия как синтез науки, искусства и религии.

Литература

1.  Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с.

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК.04.01 "Выполнение работ по профессии Агент коммерческий"

В методическом пособии приводится пояснительная записка, тематический план междисциплинарного курса, правила выполнения практических работ, содержание практических работ и список рекомендуемой литерат...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ОГСЭ.01 Основы философии

Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся по специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика»  по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.01 ОСН...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ПМ.05 Выполнение работ с прикладным программным обеспечением

Методические рекомендации могут быть использованы студентами при изучении междисциплинарного курса МДК.05.01 «Технология использования прикладного программного обеспечения персонального компьюте...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПМ 03. Выполнение работ по профессии 26353 Секретарь-машинистка МДК 03.02 Документы, корреспонденция, делопроизводство для обучающихся по специальности 46.02.01Документационное обеспечение управл

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ПМ 03. Выполнение работ по профессии 26353 Секретарь-машинистка; МДК 03.02 Документы, корреспонденция, делопроизводство для обучающихся...

Методические рекомендации по выполнению практических работ студентов специальность 38.02.07 «Банковское дело» по профессиональному модулю ПМ 03 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, рабочих, должностям служащих»

Методические рекомендации по выполнению практической работы студентов по профессиональному модулю ПМ 03 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, рабочих, должностям служащих» ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по профессиональному модулю ПМ.03 Выполнение каменных работ», программы подготовки по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» квалификации Каменщик, электросварщик ручной сварки

Методические указания предназначены для проведения практических работ по междисциплинарному курсу МДК. 03.01.Технология выполнения каменных работ ПМ.03.  Выполнение каменных работ....