Краткие сведения о В.Г.Короленко. «В дурном обществе».
методическая разработка по теме

Виктория_Ивановна

Отец и сын.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.71 МБ
Файл urok_1.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краткие сведения о В.Г.Короленко . « В дурном обществе ». Отец и сын.

Слайд 2

Учился В.Короленко в частных пансионах, затем в житомирской и ровенской гимназиях. После смерти отца в 1868 г. семья бедствовала, и учебу в Петербургском технологическом институте Короленко пришлось бросить. В 1872 г. он переезжает в Москву, поступает в Петровскую земледельческую академию.

Слайд 3

В 1879 Короленко арестован по подозрению в связях с революционными деятелями; в 1881–84 сослан в Якутию . По окончании ссылки Короленко одиннадцать лет живет в Нижнем Новгороде – это годы наибольшей творческой активности писателя.

Слайд 4

Писатель создает и публикует рассказы и повести («Сон Макара», «Слепой музыкант», « В дурном обществе», «Без языка», «Река играет» и др.), очерки и этюды. В начале 1890-х Короленко много путешествует – в Америку, на Дунай, в Крым, а с 1896 живет в Петербурге, где редактирует журнал «Русское богатство». В 1900 г. из-за расстроенного здоровья переезжает в Полтаву, где снова испытывает подъем творческой энергии.

Слайд 5

В 1900-1910 публикует полемические статьи, создает многотомную хронику «История моего современника» (1905–1921, опубликована посмертно в 1922).

Слайд 6

Судьба детей — огромная социально-нравственная проблема эпохи просветительства. Тема безотрадного нищего детства, волновавшая передовые общественные круги, прочно вошла в литературу и искусство второй половины XIX в. - Каковы черты сходства героев произведения В.Г. Короленко и персонажей полотен замечательных русских художников?

Слайд 7

Княж -город

Слайд 8

Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.



Предварительный просмотр:

    6  класс

Программа Г.С.Меркина

Урок 1.      

       

            Тема. Краткие сведения о В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Отец и сын.

Цель:        

  • познакомить ребят с некоторыми биографическими сведениями, нашедшими отражение в книге «В дурном обществе»; выявить значение темы безотрадного нищего детства в литературе и искусстве второй половины XIX века; определить причины непонимания, сложившегося в отношениях Васи и отца;
  • формировать навыки работы с учебником, умения выделять главное в услышанном, аналитической работы с текстом;
  • развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе знакомства с фактами биографии писателя, репродукциями картин русских художников.

     Оборудование:  мультимедийная презентация, видеофрагменты «Мой живой журнал. В.Г.Короленко».

І.        Организационный момент.

II.      Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, его целей и задач.

2. Чтение статьи учебника о В.Г. Короленко. Беседа.

- Какую «родину» обрел писатель?

-  К чему призывал Короленко?

-  Какие его произведения вам известны?

- Объясните, как вы поняли смысл высказывания из рассказа «Парадокс»: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него».

3.Слово учителя.

«Совесть эпохи», «солнце России», «светлый духом» — так говорили о Владимире Галактионовиче Короленко современники. Ответить на вопрос, как складывалась личность писателя и общественного деятеля, к каждому слову которого прислушивалась чуть ли не вся читающая Россия, во многом помогает автобиографическая книга Короленко «История моего современника».

В самом начале ее Короленко пишет о своем отце Галактионе Афанасьевиче, занимавшем должность уездного судьи в заштатных провинциальных   городках.

4.  Выразительное чтение фрагмента автобиографической книги В.Г.Короленко «История моего современника» от слов «Он был чиновник» до слов «Бог, царь и закон стояли для него на высоте, недоступной для критики».

Можно заменить просмотром «Живого журнала. В.Г.Короленко» (стр.2 «Что ты можешь рассказать о своём отце?» (1 мин.32 сек.), стр.3 «Самое яркое впечатление детства?», стр.4 «Что ты можешь рассказать о своей матери?»)

5.Слово учителя.

На протяжении всей своей долгой жизни Короленко будет донкихотски честен... Казалось бы, пустая формальность: всем политическим ссыльным нужно подписать присягу на верноподданство новому императору Александру III. Короленко не может пойти против своей совести, отказывается подписать присягу и расплачивается за это долгими годами страшной якутской ссылки, но никогда не сожалеет об этом.

А вот один из эпизодов, каких в жизни Короленко было много. Писатель         тяжело болен (жить ему остается немногим более двух лет). Вооружённые бандиты проникли в дом Короленко, где временно хранились два миллиона рублей, собранные общественными организациями для перевозки детей из голодающей Москвы на Украину. И больной 66-летний писатель бросается на грабителя. «Затем, — вспоминал В.Г. Короленко, — отчетливо помню, что бандит старался повернуть револьвер ко мне, а мне удавалось мешать этому. Раздался еще выстрел, который он направил на меня, но который попал в противоположную сторону, в дверь... Отчетливо помню, что у меня не было страха, а был только сильный гнев». Совместными усилиями самого писателя, его жены и дочери растерявшиеся грабители были обращены в бегство.

Определяющая черта личности Короленко — стремление сохранить незапятнанными свою совесть и честь с самых ранних лет и до конца своей  жизни, острое чувство личной ответственности за «общественную неправду».

6.        Обращение к репродукциям картин русских художников.

6.1.Слово учителя.

Судьба детей — огромная социально-нравственная проблема эпохи просветительства. Тема безотрадного нищего детства, волновавшая передовые общественные круги, прочно вошла в литературу и искусство второй половины XIX в.

7.        Анализ повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

7.1.        Выявление первоначальных впечатлений. Обращение к домашнему заданию. Учащиеся задают друг другу вопросы и отвечают на них. Примерные  вопросы  учащихся:

•        Почему Вася и отец не могли понять друг друга?

•        Почему Вася не перестал ходить к своим новым знакомым даже тогда, когда узнал, что они воруют?

•        Почему Вася решил отнести Марусе куклу?

•        Смог бы отец поверить сыну, если бы не вмешался Тыбурций Драб?

•        От чьего имени идет рассказ?

Повзрослевший герой смотрит на себя самого с высоты прожитых лет, оценивает собственные поступки и действия людей, его окружавших,

•        Где происходят события?

События происходят в небольшом городке Княжье-Вено.

7.2.Исследовательская работа в группах.

Группа 1

Найдите в первой главе художественные детали, воссоздающие атмосферу городка.

Тюрьма, лучшее архитектурное украшение города.

Город над сонными, заплесневевшими прудами.

Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама, ушедшие в землю хатки; деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит,  вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли.

Группа 2

Найдите в первой главе художественные детали, воссоздающие загородный пейзаж.

Березы над могилами кладбища, хлеба на нивах, широкие водяные глади и топи. Посредине одного из прудов находится остров. На острове — старый полуразрушенный замок.

Заброшенная часовня среди истлевших крестов. У нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.

- Что общего в описании городского и загородного пейзажей?

Описание городского и загородного пейзажей создает впечатление всеобщего запустения, разрухи. Болота выделяют в воздух ядовитые испарения.  Жить в этих местах невозможно.

- Среди болот в разрушенном замке живут люди. Что мы узнаем о них?

- Как относятся городские власти к существованию этих людей?

- Почему в среде нищих обитателей заброшенного замка вспыхнула «революция»? Найдите в тексте ответ на вопрос.

- Найдите в тексте слова, передающие отношение героя к гонителям и изгоям.

-  Как такое отношение к слабым характеризует героя?

7.3. Обращение к домашнему заданию.

- Чтение эпизодов, рассказывающих об увлечениях Васи.

- Почему Вася начал бродяжничать?

Вася уходил из дома к товарищам, разделявшим его интересы. С ними он не чувствовал себя таким одиноким. Ему нравилось встречать пробуждение природы, он пытался понять, что происходит вокруг. Тонкая, отзывчивая душа героя стремилась к прекрасному.

- Как относится Вася к маленькой сестренке?

- Чтение эпизодов, свидетельствующих об отношении Васи к отцу. Почему порыв сына разделить скорбь отца встретил лишь холодное: «Что нужно?»

Боль отца слишком сильна. Он не верит в то, что кто-либо еще может так страдать, что сын способен разделить его чувства. В тот момент, когда Вася не вытерпел и выбежал из кустов на дорожку, отец, вероятно, подумал, что сын позовет его играть. Это вызывало в нем раздражение и неприязнь         к  ребенку.

- Достойны ли уважения чувства отца? Каким кажется мальчику отец?

Отец Васи всегда казался мальчику суровым человеком. После смерти матери лицо его стало еще более угрюмым.

-         Почему попытки отца «заняться воспитанием» сына кончались неудачей?

Ранимый и впечатлительный, ребенок чувствует в словах отца лишь недоверие и отчужденность. Вася понимает, что отец, обращаясь к нему, выполняет досадную обязанность.

-        Почему отец так относился к сыну?

-        Какие чувства испытывает Вася, когда отец спрашивает его о матери?

-        Выразительное чтение фрагмента от слов «Помнил ли я ее?» до слов «...я съеживался еще более и тихо выдергивал из его руки свою ручонку».

-         Почему Вася не мог сказать эти слова отцу?

III.  Подведение итогов урока. 

           -        Почему отец и сын не понимают друг друга?

Отец всегда занят лишь собственными чувствами. Как когда-то он не замечал сына, ослепленный счастьем, так и теперь, глубоко переживая тяжелую утрату, он совершенно не думает о том, какие чувства может испытывать ребенок, потерявший любимую мать.   Даже Соню он замечает только потому, что девочка напоминает ему жену.

Чуткий к чужому горю, отзывчивый, глубоко ранимый, Вася и его отец, глубоко переживающий смерть жены, не могут сделать шаг навстречу друг другу, поскольку Вася еще очень мал, для того чтобы найти нужные слова, а отец не в состоянии победить отчаяние, затмившее чувство сострадания.

IV. Домашнее задание.        

1.Перечитать главы IV, V.

2.Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода из главы V от слов: «Иногда же, растянувшись около нее на траве, смотрели в небо...» до слов: «...никогда отец не любил и не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей».

3.Индивидуальное задание.

Найти в описании портрета Маруси слова, передающие отношение Васи к девочке.

Определить лексическое значение слов «радушие», «чистосердечие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

краткая энциклопедия компьютерных вирусов

описание компьютерных вирусов, защита ПК...

Краткий справочник по теории музыки

учебное пособие для ДМШ и ДШИ...

Краткий курс лекций

Технология полиграфического производства...

Краткий конспект лекций по дисциплине "Экономика организации" для студентов заочного отделения

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 1.    Создание и юридическое оформление предприятия Предприятие представляет собой обособленный технико-экономический и социальный ко...

МАТЕМАТИКА Краткий курс лекций и практических занятий

Учебное методическое пособие предназначено для студентов вторых, третьих курсов всех специальностей. Содержит краткий курс лекций по некоторым разделам высшей математики, практические работы....

Краткий словарь терминов к занятию "Основы генетики"

Краткий словарь помогает студентам легче воспринимать изучаемый материал....

Краткий курс лекций по дисциплине " Обществознание" для специальностей среднего профессионального образования

Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой  дисциплины  "Обществознание" для подготовки по специальностям среднего профессионального образования...