Краткие сведения о В.Г.Короленко. «В дурном обществе».
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учился В.Короленко в частных пансионах, затем в житомирской и ровенской гимназиях. После смерти отца в 1868 г. семья бедствовала, и учебу в Петербургском технологическом институте Короленко пришлось бросить. В 1872 г. он переезжает в Москву, поступает в Петровскую земледельческую академию.
В 1879 Короленко арестован по подозрению в связях с революционными деятелями; в 1881–84 сослан в Якутию . По окончании ссылки Короленко одиннадцать лет живет в Нижнем Новгороде – это годы наибольшей творческой активности писателя.
Писатель создает и публикует рассказы и повести («Сон Макара», «Слепой музыкант», « В дурном обществе», «Без языка», «Река играет» и др.), очерки и этюды. В начале 1890-х Короленко много путешествует – в Америку, на Дунай, в Крым, а с 1896 живет в Петербурге, где редактирует журнал «Русское богатство». В 1900 г. из-за расстроенного здоровья переезжает в Полтаву, где снова испытывает подъем творческой энергии.
В 1900-1910 публикует полемические статьи, создает многотомную хронику «История моего современника» (1905–1921, опубликована посмертно в 1922).
Судьба детей — огромная социально-нравственная проблема эпохи просветительства. Тема безотрадного нищего детства, волновавшая передовые общественные круги, прочно вошла в литературу и искусство второй половины XIX в. - Каковы черты сходства героев произведения В.Г. Короленко и персонажей полотен замечательных русских художников?
Княж -город
Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.
Предварительный просмотр:
6 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок 1.
Тема. Краткие сведения о В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Отец и сын.
Цель:
- познакомить ребят с некоторыми биографическими сведениями, нашедшими отражение в книге «В дурном обществе»; выявить значение темы безотрадного нищего детства в литературе и искусстве второй половины XIX века; определить причины непонимания, сложившегося в отношениях Васи и отца;
- формировать навыки работы с учебником, умения выделять главное в услышанном, аналитической работы с текстом;
- развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе знакомства с фактами биографии писателя, репродукциями картин русских художников.
Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагменты «Мой живой журнал. В.Г.Короленко».
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, его целей и задач.
2. Чтение статьи учебника о В.Г. Короленко. Беседа.
- Какую «родину» обрел писатель?
- К чему призывал Короленко?
- Какие его произведения вам известны?
- Объясните, как вы поняли смысл высказывания из рассказа «Парадокс»: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него».
3.Слово учителя.
«Совесть эпохи», «солнце России», «светлый духом» — так говорили о Владимире Галактионовиче Короленко современники. Ответить на вопрос, как складывалась личность писателя и общественного деятеля, к каждому слову которого прислушивалась чуть ли не вся читающая Россия, во многом помогает автобиографическая книга Короленко «История моего современника».
В самом начале ее Короленко пишет о своем отце Галактионе Афанасьевиче, занимавшем должность уездного судьи в заштатных провинциальных городках.
4. Выразительное чтение фрагмента автобиографической книги В.Г.Короленко «История моего современника» от слов «Он был чиновник» до слов «Бог, царь и закон стояли для него на высоте, недоступной для критики».
Можно заменить просмотром «Живого журнала. В.Г.Короленко» (стр.2 «Что ты можешь рассказать о своём отце?» (1 мин.32 сек.), стр.3 «Самое яркое впечатление детства?», стр.4 «Что ты можешь рассказать о своей матери?»)
5.Слово учителя.
На протяжении всей своей долгой жизни Короленко будет донкихотски честен... Казалось бы, пустая формальность: всем политическим ссыльным нужно подписать присягу на верноподданство новому императору Александру III. Короленко не может пойти против своей совести, отказывается подписать присягу и расплачивается за это долгими годами страшной якутской ссылки, но никогда не сожалеет об этом.
А вот один из эпизодов, каких в жизни Короленко было много. Писатель тяжело болен (жить ему остается немногим более двух лет). Вооружённые бандиты проникли в дом Короленко, где временно хранились два миллиона рублей, собранные общественными организациями для перевозки детей из голодающей Москвы на Украину. И больной 66-летний писатель бросается на грабителя. «Затем, — вспоминал В.Г. Короленко, — отчетливо помню, что бандит старался повернуть револьвер ко мне, а мне удавалось мешать этому. Раздался еще выстрел, который он направил на меня, но который попал в противоположную сторону, в дверь... Отчетливо помню, что у меня не было страха, а был только сильный гнев». Совместными усилиями самого писателя, его жены и дочери растерявшиеся грабители были обращены в бегство.
Определяющая черта личности Короленко — стремление сохранить незапятнанными свою совесть и честь с самых ранних лет и до конца своей жизни, острое чувство личной ответственности за «общественную неправду».
6. Обращение к репродукциям картин русских художников.
6.1.Слово учителя.
Судьба детей — огромная социально-нравственная проблема эпохи просветительства. Тема безотрадного нищего детства, волновавшая передовые общественные круги, прочно вошла в литературу и искусство второй половины XIX в.
7. Анализ повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».
7.1. Выявление первоначальных впечатлений. Обращение к домашнему заданию. Учащиеся задают друг другу вопросы и отвечают на них. Примерные вопросы учащихся:
• Почему Вася и отец не могли понять друг друга?
• Почему Вася не перестал ходить к своим новым знакомым даже тогда, когда узнал, что они воруют?
• Почему Вася решил отнести Марусе куклу?
• Смог бы отец поверить сыну, если бы не вмешался Тыбурций Драб?
• От чьего имени идет рассказ?
Повзрослевший герой смотрит на себя самого с высоты прожитых лет, оценивает собственные поступки и действия людей, его окружавших,
• Где происходят события?
События происходят в небольшом городке Княжье-Вено.
7.2.Исследовательская работа в группах.
Группа 1
Найдите в первой главе художественные детали, воссоздающие атмосферу городка.
Тюрьма, лучшее архитектурное украшение города.
Город над сонными, заплесневевшими прудами.
Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама, ушедшие в землю хатки; деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли.
Группа 2
Найдите в первой главе художественные детали, воссоздающие загородный пейзаж.
Березы над могилами кладбища, хлеба на нивах, широкие водяные глади и топи. Посредине одного из прудов находится остров. На острове — старый полуразрушенный замок.
Заброшенная часовня среди истлевших крестов. У нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.
- Что общего в описании городского и загородного пейзажей?
Описание городского и загородного пейзажей создает впечатление всеобщего запустения, разрухи. Болота выделяют в воздух ядовитые испарения. Жить в этих местах невозможно.
- Среди болот в разрушенном замке живут люди. Что мы узнаем о них?
- Как относятся городские власти к существованию этих людей?
- Почему в среде нищих обитателей заброшенного замка вспыхнула «революция»? Найдите в тексте ответ на вопрос.
- Найдите в тексте слова, передающие отношение героя к гонителям и изгоям.
- Как такое отношение к слабым характеризует героя?
7.3. Обращение к домашнему заданию.
- Чтение эпизодов, рассказывающих об увлечениях Васи.
- Почему Вася начал бродяжничать?
Вася уходил из дома к товарищам, разделявшим его интересы. С ними он не чувствовал себя таким одиноким. Ему нравилось встречать пробуждение природы, он пытался понять, что происходит вокруг. Тонкая, отзывчивая душа героя стремилась к прекрасному.
- Как относится Вася к маленькой сестренке?
- Чтение эпизодов, свидетельствующих об отношении Васи к отцу. Почему порыв сына разделить скорбь отца встретил лишь холодное: «Что нужно?»
Боль отца слишком сильна. Он не верит в то, что кто-либо еще может так страдать, что сын способен разделить его чувства. В тот момент, когда Вася не вытерпел и выбежал из кустов на дорожку, отец, вероятно, подумал, что сын позовет его играть. Это вызывало в нем раздражение и неприязнь к ребенку.
- Достойны ли уважения чувства отца? Каким кажется мальчику отец?
Отец Васи всегда казался мальчику суровым человеком. После смерти матери лицо его стало еще более угрюмым.
- Почему попытки отца «заняться воспитанием» сына кончались неудачей?
Ранимый и впечатлительный, ребенок чувствует в словах отца лишь недоверие и отчужденность. Вася понимает, что отец, обращаясь к нему, выполняет досадную обязанность.
- Почему отец так относился к сыну?
- Какие чувства испытывает Вася, когда отец спрашивает его о матери?
- Выразительное чтение фрагмента от слов «Помнил ли я ее?» до слов «...я съеживался еще более и тихо выдергивал из его руки свою ручонку».
- Почему Вася не мог сказать эти слова отцу?
III. Подведение итогов урока.
- Почему отец и сын не понимают друг друга?
Отец всегда занят лишь собственными чувствами. Как когда-то он не замечал сына, ослепленный счастьем, так и теперь, глубоко переживая тяжелую утрату, он совершенно не думает о том, какие чувства может испытывать ребенок, потерявший любимую мать. Даже Соню он замечает только потому, что девочка напоминает ему жену.
Чуткий к чужому горю, отзывчивый, глубоко ранимый, Вася и его отец, глубоко переживающий смерть жены, не могут сделать шаг навстречу друг другу, поскольку Вася еще очень мал, для того чтобы найти нужные слова, а отец не в состоянии победить отчаяние, затмившее чувство сострадания.
IV. Домашнее задание.
1.Перечитать главы IV, V.
2.Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода из главы V от слов: «Иногда же, растянувшись около нее на траве, смотрели в небо...» до слов: «...никогда отец не любил и не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей».
3.Индивидуальное задание.
Найти в описании портрета Маруси слова, передающие отношение Васи к девочке.
Определить лексическое значение слов «радушие», «чистосердечие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
краткая энциклопедия компьютерных вирусов
описание компьютерных вирусов, защита ПК...
Краткий справочник по теории музыки
учебное пособие для ДМШ и ДШИ...
Краткий курс лекций
Технология полиграфического производства...
Краткий конспект лекций по дисциплине "Экономика организации" для студентов заочного отделения
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 1. Создание и юридическое оформление предприятия Предприятие представляет собой обособленный технико-экономический и социальный ко...
МАТЕМАТИКА Краткий курс лекций и практических занятий
Учебное методическое пособие предназначено для студентов вторых, третьих курсов всех специальностей. Содержит краткий курс лекций по некоторым разделам высшей математики, практические работы....
Краткий словарь терминов к занятию "Основы генетики"
Краткий словарь помогает студентам легче воспринимать изучаемый материал....
Краткий курс лекций по дисциплине " Обществознание" для специальностей среднего профессионального образования
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины "Обществознание" для подготовки по специальностям среднего профессионального образования...