Литературный язык и нелитературные варианты
презентация к уроку на тему
В презентация на тему "Литературный язык и нелитературные варианты" подробно рассматриваются понятия и признаки литературного языка, а также нелитературные варианты: диалект, жаргон, просторечье. Для закрепления теоретического материала предусмотрено выполнение практических заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературный язык и нелитературные варианты | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема «Литературный язык и нелитературные варианты» 1. Литературный язык: понятие, основные свойства Литературный язык – форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую. Приведенное определение обладает дифференцирующей силой: оно отграничивает литературный язык от других социальных и функциональных подсистем национального языка .
Свойства литературного языка : 1) Стабильность (устойчивость), закрепленная в письменных текстах. Литературный язык возникает тогда, когда возникает письменность, и поэтому момент его «рождения» обычно известен. Это свойство литературного языка имеет исключительное культурное значение: оно обеспечивает связь между сменяющими друг друга поколениями носителей данного национального языка, их взаимопонимание.
2) Изменчивость литературная норма должна отставать от развития живой речи (ср. известный афоризм А.М.Пешковского: «Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет»). 3) Обязательность для всех говорящих на данном литературном языке: в социальном и коммуникативном отношениях одним из важнейших свойств литературного языка является его высокая социальная престижность: будучи компонентом культуры, литературный язык представляет собой такую коммуникативную подсистему национального языка, на которую ориентируются все говорящие, независимо от того, владеют они этой подсистемой или какой-либо другой.
4) Противопоставленность устной и письменной формы письменная форма как основная форма реализации книжного языка обусловливает еще одно важное его свойство: письмо «удлиняет время жизни каждого текста (устная традиция постепенно меняет текст); тем самым оно усиливает способность литературного языка быть связью между поколениями. 5) Система функциональных стилей: литературный язык способен обслуживать коммуникативные потребности любой сферы деятельности «… у говорящих в общем никогда не исчезает ощущение различия между тем, « как можно сказать», и тем, « как следует написать» (Д.Н.Шмелев )
6) Последовательная нормированность : не только наличие единой нормы, но и ее сознательное культивирование, целенаправленная кодификация (закрепление в грамматиках и словарях); система норм языка обеспечивает общепонятность для всех носителей языка
2. Нелитературные варианты языка Литературный язык является основным средством, обслуживающим коммуникативные потребности общества. Ему противопоставлены нелитературные варианты национального языка : . территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные и социальные жаргоны.
Диалект (греч. dialektos – «говор, наречие», где dia - «через», lektos - «могущий быть сказанным») – нелитературный вариант языка, который употребляется людьми на определенных территориях, преимущественно в сельской местности. Диалект может отличаться от литературного языка: лексикой - вместо белка говорят векша , вместо пояс – гашник ( в северных областях), баз – постройки для скота, кочет – петух (на Дону); элементами грамматики, особенностями произношения . Диалекты лежат в основе любого литературного языка. Так, в основе языка-«предка» всех славянских языков – праславянского – лежит один из диалектов индоевропейского языка ( I тыс. до н.э.).
Жаргон (фр. jargon – «неправильный, болтовня») – нелитературный вариант языка, используемый при непринужденном общении внутри некоторых социальных групп Возникновение жаргонов связано со стремлением отдельных социальных групп противопоставить себя обществу или другим социальным группам, отгородиться от них, используя средства языка. В основе создания жаргонных слов лежит стремление скрыть смысл речи от окружающих. Так, к примеру, появление жаргона ремесленников было вызвано необходимостью использовать непонятные другим слова, чтобы скрыть секреты производства. Все социальные жаргоны представляют собой искусственные образования. Жаргоны можно назвать «языком в языке». В отличие от литературного языка они не обладают особым грамматическим строем и характеризуются лишь спецификой словаря, который создается лишь за счет переосмысления слов национального языка, например: собачка – замок, смыть – украсть, рог – предатель и т.д. Жаргонизмы зачастую заменяют общеупотребительные слова.
Просторечье - нелитературный вариант языка, используемый в речи малообразованных слоев населения и придающий ей неправильный и грубый характер. Все существующие примеры просторечий можно условно разделить на несколько групп: Созданные при помощи неверной постановки ударений («про́цент»). Морфологические формы («хочут»). Искажения в области фразеологии («ложить»). Фонетические искажения («здеся»). Однако самая обширная и характерная для просторечного языка группа – это слова с нарочитой экспрессивной окраской. Они, как правило, имеют синонимы в литературной речи. Как пример – слово «дрыхнуть» - литературное «спать».
Задание 1. Прочитайте внимательно; укажите диалектизмы и попытайтесь объяснить их значение. Ворот в Подлипной вовсе нет. Добро бы лесу не было, а то кругом деревни лес высокий и густой, всё берёза да сосна, можно бы э-во какие дома построить и заплоты дощаные с воротами сделать... «А пошто? – спросит подлиповец, не понимая.– А и так тожно баско!» За дворами не видится риг или зародов сена, нет огородов с овощами. Только направо заметны гряды с капустой, морковью и преимущественно картофелем. ( Ф.М.Решетников. Подлиповцы )
Задание 2. Прочитайте и укажите слова жаргонной лексики. Семёнов не стал более разговаривать... Он вспомнил, что у него в парте есть горбушка с кашей. Семёнов хотел позавтракать, но горбушки не оказалось. Раздражённый постоянными столкновениями с товарищами, он обратился к ним со словами: – Господа, это подло наконец! – Что такое? – Кто взял горбушку? – С кашей? – ответили ему насмешливо. – Стибрили? – Сбондили? – Сляпсили? – Спёрли? – Лафа, брат! Все эти слова в переводе с бурсацкого на человеческий язык означали: «украли», а лафа – «лихо». ( Н.Г.Помяловский. Очерки бурсы )
Задание 3. Прочитайте отрывок разговора и определите просторечные слова. Вы в 18? Большая очередь? Да. 5 человек, Вы – шестая; все в этом колидоре. Медленно принимають. Не медленно. Просто ей приходится часто уходить: то к заведующей, то в лабораторию, то к фтизиатру. Если Вы без полюса, то не примуть. Примут, потом по телефону скажете номер. Эта врачиха – хорошая, опытная, она у нас на участке больше 20 лет.
Контрольные вопросы Язык как знаковая система. Язык и речь. Как соотносятся понятия «язык» и «речь». Как вы понимаете следующие слова М.В.Панова: «Задача языковеда – найти в речи язык, подняться от речи к языку»? Как Вы считаете, какие условия необходимо соблюсти, чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание? При ответе используйте схему построения общения (см. п.1.1.) Каково главное условие речевого общения? Функции языка, перечислите и охарактеризуйте. Язык как система. Перечислите и охарактеризуйте элементы системы язык. Взаимодействие элементов системы язык. Продемонстрируйте это взаимодействие на примере конкретного предложения. Литературный русский язык и нелитературные варианты, их взаимодействие. Диалект как нелитературный вариант языка. Приведите примеры просторечных слов (на основе ваших наблюдений и текстов художественных произведений). Жаргон как нелитературный вариант языка. Подумайте, какие группы жаргонов Вы можете назвать. Приведите примеры. Просторечье как нелитературный вариант языка. Приведите примеры просторечных слов. На основе материала изученной темы напишите сочинение на тему: «Какой русский язык мне нужен?». Подготовьте сообщения на темы ( на выбор ): - «Становление современного русского литературного языка», - «М.В.Ломоносов и его место в изучении русского языка», - «А.С.Пушкин – родоначальник современного русского литературного языка». 15. Напишите сочинение-рассуждение по высказыванию Д.Н.Шмелева: «… у говорящих в общем никогда не исчезает ощущение различия между тем, «как можно сказать», и тем, «как следует написать»
Презентация подготовлена преподавателем ЧУПО «Экономический бизнес-колледж» г.Москва Филимоновой А.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок "Русский литературный язык и культура речи"
Апробация методики проведения бинарного урока по дисциплинам "Русский язык и культура речи" и "Информационные технологии"...
14.09.2020.Задание для самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль"
Задание по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль" предназначено для самостоятельной работы в рамках дистанционн...
Употребление артиклей английского языка тест 2 варианта
Артикли тест...
Методическая разработка урока русского языка "Функциональные разновидности русского литературного языка"
Тема урока: Функциональные разновидности русского литературного языка. Публицистический стильЦели урока:Пополнить знания обучающихся о функциональных разновидностях русского языка;развитие образ...
Монография Каширина О.Н. Стилистические фигуры контраста в современном русском литературном языке (2017)
Стилистические фигуры контраста в современном русском литературном языке (2017)...
Дополнительные теоретические материалы в помощь студентам для освоения раздела «Функциональные стили литературного языка» (Художественный стиль)
Дополнительные теоретические материалы в помощь студентам для освоения раздела № 8 "Функциональные стили литературного языка" ."Изобразительно-выразительные средства языка и речи"....
Пушкин – создатель современного русского литературного языка
Цель: познакомить студентов с деятельностью А.С. Пушкина по созданию нового литературного языка ,воспитывать чувство уважения к русскому языку и богатой духовной культуре русского народа.За...