Использование средств ИКТ при работе с историческими источниками
методическая разработка на тему

Ключевая задача модернизации образования на данном этапе – преодоление существующего разрыва между усвоением знаний и способов деятельности, усиление практической направленности обучения. Умение работать с историческими источниками является одним из главных предметных умений, которое должно быть сформировано при изучении истории в школе. Одновременно обеспечивается и достижение метапредметного результата- учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности, начинают воспринимать поликультурный облик современного мира и выстраивать в нем свою идентичность.

Использование в современном учебном процессе ресурсов Всемирной сети позволило существенно расширить круг используемых источников. Не покидая класс, учащиеся могут работать не только с законодательными актами и делопроизводственной документацией, но и с публицистикой, визуальными, аудио и вещественными источниками. Ввиду этого, основной задачей учителя истории является обучение школьников приемам многоаспектного и многоуровневого анализа, расширение круга источников, используемых в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                         Пояснительная записка

Ключевая задача модернизации образования на данном этапе – преодоление существующего разрыва между усвоением знаний и способов деятельности, усиление практической направленности обучения. Умение работать с историческими источниками является одним из главных предметных умений, которое должно быть сформировано при изучении истории в школе. Одновременно обеспечивается и достижение метапредметного результата- учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности, начинают воспринимать поликультурный облик современного мира и выстраивать в нем свою идентичность.

Использование в современном учебном процессе ресурсов Всемирной сети позволило существенно расширить круг используемых источников. Не покидая класс, учащиеся могут работать не только с законодательными актами и делопроизводственной документацией, но и с публицистикой, визуальными, аудио и вещественными источниками. Ввиду этого, основной задачей учителя истории является обучение школьников приемам многоаспектного и многоуровневого анализа, расширение круга источников, используемых в школе.

                             Цели и задачи проекта

Цели проекта:

Сформировать у учащихся комплекс практических навыков исследовательской  деятельности через работу с различными группами исторических источников.

Разработать методическую базу для самостоятельной работы школьников с различными группами исторических источников, с учетом ресурсной возможности сети Интернет.

Задачи проекта:

  • донести до учеников понимание значения работы с историческими источниками в контексте как получения объективного исторического знания, так и  важности развития метапредметных исследовательских навыков,
  • создать условия для творческого поиска школьников в итересной игровой форме,
  • познакомить детей с различными группами исторических источников и правилам работы с ними,
  • воспитывать духовно развитую , патриотически ориентированную личность, прививать любовь к творческому поиску, желание познавать суть общественных явлений

      Участники проекта

Ученики 5- 6 классов ДОШ № 80.

    Методическое обеспечение проекта:

  • Рабочие программы по истории.
  • Памятка «Классификация исторических источников»
  • Памятка «Правила поведения при работе с музейными экспонатами»

.

     Материально- техническое обеспечение проекта:

  • Экспозиция школьного музея.
  • Ноутбук, проектор, аудиоаппаратура.
  • Реквизит, воссоздающий  дух Древней Эллады.
  • Видеоряд для урока- игры « Юные археологи».
  • Карточки с групповыми заданиями «Перечень находок археологической экспедиции.

 Место реализации проекта:

83036 г.Донецк, ул. Дмитрия Донского, д. 59

Донецкая общеобразовательная школа 1-3 ступеней № 80

                    Этапы реализации проекта

1. Диагностико- конструирующий

Сроки реализации: сентябрь- октябрь 2015 г.

  1. Формулировка темы и основных задач проекта.
  2. Составление плана работ по реализации проекта.
  3. Проведение организационных мероприятий по разъяснению учащимся основной концепции и привлечению к участию в проекте.

2. Организационно-  деятельностный

Сроки реализации : октябрь 2015 г.- май 2016г.

  1. Проведение уроков- экскурсий в школьный музей.
  2. Составление характеристики музейного экспоната (по выбору)
  3. Проведение конкурса «Юные археологи»
  4. Урок- игра «Древняя Эллада глазами Гомера».
  5. Помощь школьному музею в сборе новых экспонатов и сведений.

3. Аналитический

Сроки реализации : июнь 2016 г.

1) Обобщение итогов работы над проектом.

2) Анализ качества усвоения учащимися навыков исследовательской работы с различными группами исторических источников.

3) Коррекция форм и методов работы.

4) Создание перспективного плана для продолжения работы в избранном направлении.

                           Ожидаемые результаты:

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

    Познавательное развитие- улучшение качественных характеристик способности учащихся управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методиками исследовательской работы ;понимание информационной презентабельности различных типов исторических источников; умение логично рассуждать над поставленной проблемой и давать аргументированные ответы, использовать инновационные технологии для поиска необходимой информации.

    Личностное развитие- получение учащимися радости от творческого поиска и первых самостоятельных открытий; уверенность в своих силах и способности принимать взвешенные решения; уважение к особому мнению окружающих.

     Коммуникативное развитие- формирование компетентности в общение, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в совместной деятельности, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений.

    Социальное развитие- осознание наличия множества равноправных точек зрения в поликультурном обществе, процесса исторического формирования социальных норм и правил.

  В процессе приобретения школьниками навыка лабораторного метода работы с первичными источниками они глубже познают эпохи, ощущают их особенный колорит, соприкасаются с мыслями и чаяниями живших тогда людей, понять мотивы тех или иных поступков.

  Конкретная практическая значимость проектной деятельности полностью соответствует требованиям новых государственных стандартов в образовании:

  • Превалирование исследовательского поиска над получением «готовых» знаний;
  • Формирование многоуровневой компетенции школьников;
  • Самостоятельный перенос усвоенных знаний в новую ситуацию;
  • Развитие мышления учащихся при аналитической работе с первоисточником;
  • Видение альтернативы и способа решения проблемы;
  • Групповые формы работы.

      Считаю целесообразным продолжение работы над проектной проблемой на постоянной основе с упором на поиск оптимальных для общеобразовательных школ методик и форм работы с историческими первоисточниками.

     

Использованные  информационные  ресурсы:

1.Вагин А.А. Методика обучения истории в школе.- М.:Просвещение, 1972.

2. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе.- М.:1999.

3. www.school.edu.ru

4. www.Педсовет.su

5. lomonpansion.com

6. ciberleninka.ru

7.openclass.ru

         ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1-3 СТУПЕНЕЙ № 80

Министерства образования и науки донецкой народной республики

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ: ТРАДИЦИИ И            ИННОВАЦИИ.

                                                   Составил: Половинко Д.Р.

                                                                          учитель истории

                                              Донецк- 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

[Научно-исследовательская работа] Сравнительный анализ источников света

Автор работы:  Серафин Роман Андреевич, 2 курс, группа 341 Руководитель: Мирошниченко Ирина Вячеславовна, преподаватель спецдисциплин АУ «Сургутский профессиональный колледж». В результате миро...

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по теме "Источники питания"; по теме "Генераторы синусоидальных колебаний"

Составлены описания  по выполнению лабораторных работ по теме "Источники питания" и по теме "Генераторы синусоидальных колебаний" 1 Исследование схем выпрямителей.2. Исследование стабил...

Презентация . Исторические источники. 5 класс.

В презентации показаны источники знаний о прошлом человечества....

Исторические источники

Исторические источники...

Тема 2.6 Практическая работа № 3 " Изучение и использование средств индивидуальной защиты"

В комплексе защитных мероприятий важное значение имеет обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и практическое обучение правильному пользованию этими средствами в условиях применен...

Эффективность использования индивидуальных скважин в районах с геотермальными источниками

Геотермальные ресурсы – это один из немногих источников возобновляемой энергии, использование которой может осуществляться непрерывно. В отличие от неравномерного распределения месторождений неф...