Использование средств ИКТ при работе с историческими источниками
методическая разработка на тему
Ключевая задача модернизации образования на данном этапе – преодоление существующего разрыва между усвоением знаний и способов деятельности, усиление практической направленности обучения. Умение работать с историческими источниками является одним из главных предметных умений, которое должно быть сформировано при изучении истории в школе. Одновременно обеспечивается и достижение метапредметного результата- учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности, начинают воспринимать поликультурный облик современного мира и выстраивать в нем свою идентичность.
Использование в современном учебном процессе ресурсов Всемирной сети позволило существенно расширить круг используемых источников. Не покидая класс, учащиеся могут работать не только с законодательными актами и делопроизводственной документацией, но и с публицистикой, визуальными, аудио и вещественными источниками. Ввиду этого, основной задачей учителя истории является обучение школьников приемам многоаспектного и многоуровневого анализа, расширение круга источников, используемых в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Ключевая задача модернизации образования на данном этапе – преодоление существующего разрыва между усвоением знаний и способов деятельности, усиление практической направленности обучения. Умение работать с историческими источниками является одним из главных предметных умений, которое должно быть сформировано при изучении истории в школе. Одновременно обеспечивается и достижение метапредметного результата- учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности, начинают воспринимать поликультурный облик современного мира и выстраивать в нем свою идентичность.
Использование в современном учебном процессе ресурсов Всемирной сети позволило существенно расширить круг используемых источников. Не покидая класс, учащиеся могут работать не только с законодательными актами и делопроизводственной документацией, но и с публицистикой, визуальными, аудио и вещественными источниками. Ввиду этого, основной задачей учителя истории является обучение школьников приемам многоаспектного и многоуровневого анализа, расширение круга источников, используемых в школе.
Цели и задачи проекта
Цели проекта:
Сформировать у учащихся комплекс практических навыков исследовательской деятельности через работу с различными группами исторических источников.
Разработать методическую базу для самостоятельной работы школьников с различными группами исторических источников, с учетом ресурсной возможности сети Интернет.
Задачи проекта:
- донести до учеников понимание значения работы с историческими источниками в контексте как получения объективного исторического знания, так и важности развития метапредметных исследовательских навыков,
- создать условия для творческого поиска школьников в итересной игровой форме,
- познакомить детей с различными группами исторических источников и правилам работы с ними,
- воспитывать духовно развитую , патриотически ориентированную личность, прививать любовь к творческому поиску, желание познавать суть общественных явлений
Участники проекта
Ученики 5- 6 классов ДОШ № 80.
Методическое обеспечение проекта:
- Рабочие программы по истории.
- Памятка «Классификация исторических источников»
- Памятка «Правила поведения при работе с музейными экспонатами»
.
Материально- техническое обеспечение проекта:
- Экспозиция школьного музея.
- Ноутбук, проектор, аудиоаппаратура.
- Реквизит, воссоздающий дух Древней Эллады.
- Видеоряд для урока- игры « Юные археологи».
- Карточки с групповыми заданиями «Перечень находок археологической экспедиции.
Место реализации проекта:
83036 г.Донецк, ул. Дмитрия Донского, д. 59
Донецкая общеобразовательная школа 1-3 ступеней № 80
Этапы реализации проекта
1. Диагностико- конструирующий
Сроки реализации: сентябрь- октябрь 2015 г.
- Формулировка темы и основных задач проекта.
- Составление плана работ по реализации проекта.
- Проведение организационных мероприятий по разъяснению учащимся основной концепции и привлечению к участию в проекте.
2. Организационно- деятельностный
Сроки реализации : октябрь 2015 г.- май 2016г.
- Проведение уроков- экскурсий в школьный музей.
- Составление характеристики музейного экспоната (по выбору)
- Проведение конкурса «Юные археологи»
- Урок- игра «Древняя Эллада глазами Гомера».
- Помощь школьному музею в сборе новых экспонатов и сведений.
3. Аналитический
Сроки реализации : июнь 2016 г.
1) Обобщение итогов работы над проектом.
2) Анализ качества усвоения учащимися навыков исследовательской работы с различными группами исторических источников.
3) Коррекция форм и методов работы.
4) Создание перспективного плана для продолжения работы в избранном направлении.
Ожидаемые результаты:
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
Познавательное развитие- улучшение качественных характеристик способности учащихся управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методиками исследовательской работы ;понимание информационной презентабельности различных типов исторических источников; умение логично рассуждать над поставленной проблемой и давать аргументированные ответы, использовать инновационные технологии для поиска необходимой информации.
Личностное развитие- получение учащимися радости от творческого поиска и первых самостоятельных открытий; уверенность в своих силах и способности принимать взвешенные решения; уважение к особому мнению окружающих.
Коммуникативное развитие- формирование компетентности в общение, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в совместной деятельности, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений.
Социальное развитие- осознание наличия множества равноправных точек зрения в поликультурном обществе, процесса исторического формирования социальных норм и правил.
В процессе приобретения школьниками навыка лабораторного метода работы с первичными источниками они глубже познают эпохи, ощущают их особенный колорит, соприкасаются с мыслями и чаяниями живших тогда людей, понять мотивы тех или иных поступков.
Конкретная практическая значимость проектной деятельности полностью соответствует требованиям новых государственных стандартов в образовании:
- Превалирование исследовательского поиска над получением «готовых» знаний;
- Формирование многоуровневой компетенции школьников;
- Самостоятельный перенос усвоенных знаний в новую ситуацию;
- Развитие мышления учащихся при аналитической работе с первоисточником;
- Видение альтернативы и способа решения проблемы;
- Групповые формы работы.
Считаю целесообразным продолжение работы над проектной проблемой на постоянной основе с упором на поиск оптимальных для общеобразовательных школ методик и форм работы с историческими первоисточниками.
Использованные информационные ресурсы:
1.Вагин А.А. Методика обучения истории в школе.- М.:Просвещение, 1972.
2. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе.- М.:1999.
5. lomonpansion.com
6. ciberleninka.ru
7.openclass.ru
ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1-3 СТУПЕНЕЙ № 80
Министерства образования и науки донецкой народной республики
РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ.
Составил: Половинко Д.Р.
учитель истории
Донецк- 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
[Научно-исследовательская работа] Сравнительный анализ источников света
Автор работы: Серафин Роман Андреевич, 2 курс, группа 341 Руководитель: Мирошниченко Ирина Вячеславовна, преподаватель спецдисциплин АУ «Сургутский профессиональный колледж». В результате миро...
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по теме "Источники питания"; по теме "Генераторы синусоидальных колебаний"
Составлены описания по выполнению лабораторных работ по теме "Источники питания" и по теме "Генераторы синусоидальных колебаний" 1 Исследование схем выпрямителей.2. Исследование стабил...
Презентация . Исторические источники. 5 класс.
В презентации показаны источники знаний о прошлом человечества....
Исторические источники
Исторические источники...
Тема 2.6 Практическая работа № 3 " Изучение и использование средств индивидуальной защиты"
В комплексе защитных мероприятий важное значение имеет обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и практическое обучение правильному пользованию этими средствами в условиях применен...
Эффективность использования индивидуальных скважин в районах с геотермальными источниками
Геотермальные ресурсы – это один из немногих источников возобновляемой энергии, использование которой может осуществляться непрерывно. В отличие от неравномерного распределения месторождений неф...