РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОГСЭ.01 Основы философии
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.04«Информационные системы»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_o.fil_.251_2016-2017.docx74.24 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ  МО «СЕРПУХОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 Министерство образования Московской области
ГБОУ СПО «Серпуховский машиностроительный техникум

Московской области»


ЦМК
общепрофессиональных и специальных дисциплин


дисциплина
Основы философии


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


для  специальности
38.02.07 «Банковское дело»

 (на базе основного общего образования)

Автор РП                                     Булгакова М.А.

Председатель ЦМК                     Максименко Т.И.

Заместитель директора по УР   Вялых Г.В.

Серпухов

2014

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 «Банковское дело»

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Серпуховский машиностроительный техникум Московской области»

Разработчик:
Булгакова М.А. , преподаватель ГБОУ СПО «Серпуховский машиностроительный техникум Московской области»

Рассмотрена:
ЦМК общепрофессиональных и специальных дисциплин
Протокол
от __________ 2014г.
Председатель ЦМК _________Максименко Т.И.

УТВЕРЖДЕНА
Директор техникума  _________ Фёдорова Т.В.
                                      (подпись)

«____» __________ 2014г.

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора  по УР  _________ Вялых Г.В.

                                                       (подпись)

«____» __________ 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07  «Банковское дело», разработана на основе Примерной программа учебной дисциплины «Основы философии» для средних специальных учебных заведений.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы по специальностям и объединяет в себе научно-теоретические знания с духовно-практической, ценностной стороной человеческого опыта.

Дисциплина ориентирована не только на формирование базовых знаний, умений и навыков, но и на воспитание нравственной и гражданской позиции. В курсе предусмотрены темы для самостоятельного освоения студентами, с целью развития навыков поиска и систематизации материалов и выработки на их основе собственной позиции по определенной проблематике.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель дисциплины - сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества и цивилизации, создать предпосылки для дальнейшего образования и самообразования.

Задачи дисциплины - сформировать широкий кругозор обучающегося в понимании основной проблематики философии, научить осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки и техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды, привить навыки анализа общественных явлений, анализа современных глобальных процессов.

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии;
  • роль философии в жизни человека и общества;
  • основы философского учения о бытии;
  • сущность процесса познания;
  • основы научной, философской и религиозной картин мира;
  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за
    сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

        Освоение дисциплины должно способствовать сформированию у обучающегося следующих общих компетенций:

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

ОК 2.Организовывать собственную  деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

 

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

 максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося  24  часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

-

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

Итоговая аттестация в форме зачёта

 

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.

Введение. Содержание, цели и задачи дисциплины

2

Лабораторные работы

-

Практические работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел 1

Предмет философии и основные идеи и этапы развития

Содержание учебного материала

Специфика философского знания

Основные идеи и исторические этапы развития западной философии.

Основные идеи и исторические этапы развития западной философии.

Основные идеи и исторические этапы развития западной философии. 

Русская философия

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1.Самостоятельная работа с учебной литературой и ответы на вопросы, составление сравнительных таблиц,

2. Подготовка сообщений, докладов.

Раздел 2

Бытие и материя

Содержание учебного материала

Бытие как философская проблема

 Бытие как философская проблема

Субстанция.

Материя

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся.

1.Самостоятельная работа с учебной литературой и ответы на вопросы, составление сравнительных таблиц,

2. Подготовка сообщений, докладов.

Раздел 3

Человек и общество

Содержание учебного материала

Человек как проблема философии

Свобода и ответственность личности. Ценности.

Общество: философское понимание его сущности

Культура и цивилизация

 Человек перед лицом глобальных проблем.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.Самостоятельная работа с учебной литературой и ответы на вопросы, составление сравнительных таблиц,

2. Подготовка сообщений, докладов.

Раздел 2

Бытие и материя

Содержание учебного материала

Бытие как философская проблема

 Бытие как философская проблема

Субстанция.

Материя

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся.

1.Самостоятельная работа с учебной литературой и ответы на вопросы, составление сравнительных таблиц,

2. Подготовка сообщений, докладов.

Раздел 2

Бытие и материя

Содержание учебного материала

Бытие как философская проблема

 Бытие как философская проблема

Субстанция.

Материя

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся.

1.Самостоятельная работа с учебной литературой и ответы на вопросы, составление сравнительных таблиц,

2. Подготовка сообщений, докладов.

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

-

Дифференцированный зачёт

2

Всего:

108

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место;

- библиотека видео-презентаций по основам философии.

Технические средства обучения:

- экран;

- мультимедиа-проектор,

-  компьютер с лицензионным

программным обеспечением;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Л.В. Жаров Основы философии Учебник Р. Феникс 2013 314с.

А.А.Горелов Основы философии. Учебник. – 12-е изд.- М.: Издательство «Академия», 2012. – 320 с.

О.Д.Волкогонова Основы философии. Учебник.Изд.-М.:Издательство " Форум", 2008.-480с.

А.М. Руденко Философия в схемах и таблицах  Р. 2013  , 382с.

Дополнительные источники:

Грядовой Д.И. Основы философских знаний. Учебник, М.: «Профессиональный учебник», 2007. - 303 с.

Философия. Под.ред. Лавриненко В.Н., Ратниковой В.П.; Учебник, М.Юнити-Дана, 2009.- 635 с.

Дополнительная учебная литература

1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные

направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.

2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая

корпорация «Дашков и Кº». 2008. – 172 с.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы

философии: учебное пособие для сред.спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.:

Феникс. 2010. – 315 с.

4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс.

2010. – 496 с.

5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И.

Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.

Дополнительные оригинальные тексты

1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.

– М.: Мысль. 1986. – 574 с. 10

2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343

с.

3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.

4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.

5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.

6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.

Интернет-ресурсы

www.alleg.ru/edu/philos1.htm

ru.wikipedia.org/wiki/Философия

www.diplom-inet.ru/resursfilos


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

У1. ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Самостоятельная работа Индивидуальные домашние задания проблемного характера

У2.  анализировать  роль философии в системе наук

Устный опрос

З1. основные категории и понятия философии;

Устный опрос

З2. роль философии в жизни человека и общества;

Устный опрос

З3. основы философского учения о бытии;

Устный опрос

З4. сущность процесса познания;

Индивидуальные домашние задания

З5. основы научной, философской и религиозной картин мира;

Тезисный план

З6.         об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

Индивидуальные домашние задания

З7. о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

Практические задания по работе с

оригинальными текстами

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Проверка самостоятельной внеаудиторной работы студентов;

ОК2.Организовывать собственную  деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Реферат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы философии"

Рабочая программа " Основы философии"...

Рабочая тетрадь "Основы философии"

Тетрадь самостоятельных работ разработана с целью организации систематической самостоятельной работы студентов. Содержание заданий охватывает все темы дисциплины "Основы философии" в соответ...