Развитие профессиональных компетенций на уроках производственного обучения.
статья на тему

 Куляшова Ольга Николаевна

Компетентность – это уровень профессиональных знаний и навыков, который определяет текущую результативность. Компетентность измеряется при помощи оценки достижения результатов работы. Компетенции же определяются, каким образом учащийся достигает результата

Компетенция - это общая способность, основанная  на  значениях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря  обучению.

Умение - это действия (doing) в специфичной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvalifikatsionnaya_rabota34.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентность – это уровень профессиональных знаний и навыков, который определяет текущую результативность. Компетентность измеряется при помощи оценки достижения результатов работы. Компетенции же определяются, каким образом учащийся достигает результата

Компетенция - это общая способность, основанная  на  значениях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря  обучению.

        Умение - это действия (doing) в специфичной ситуации.

       Ключевая компетенция - это  определяющая  компетенция,  потому что она соответствует условиям реализации, которые ни  ограничены, ни слишком специфичны, но являются до определенной степени универсальными. В плане подготовки легко понять, по  какой  причине  отдают предпочтения развитию компетенций "широкого спектра", способных  проявить  себя  в  самых разнообразных  ситуациях  и  условиях.

 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ  ПО ПРОФЕССИИ  СВАРЩИК.

   Технология  использования компетентностного подхода для развития профессиональных  компетенций у обучающихся на уроках  производственного обучения.

       На уроках производственного обучения обучающиеся  работают  по учебно - практическому  материалу,  созданный  мастером, а так  же  практикуется создание учебно  -  практического материала самими обучающимися. Для того чтобы создать учебно-практическое задание, обучающиеся должны быть компетентными по многим  вопросам.

  • развивать действия по  планированию, программированию, проектированию,.
  • владеть знаниями, умениями и навыками отбора информации.

  • развивать способности адекватного представления о своих склонностях, возможностях, о путях их совершенствования, которые определят успешность обучающегося в профессиональной деятельности.
  • развитие технологического мышления обучающихся.
  • формирование общетрудовых умений и навыков (организация рабочего места, планирование и самоконтроль трудовой деятельности, пользование и составление технологической документации).

Развивая профессиональные компетенции  мастер производственного обучения  изготавливает  новые  дидактические средства вместе с  обучающимися, причем  отмечается, что  качество знаний обучающихся при этом значительно улучшается.  Новые  средства обучения и связанные с ними  изменения  в  организации, содержании познавательной деятельности возбуждают внимание и  познавательный интерес обучающихся, улучшает запоминание и понимание учебного материала. В процессе изготовления и использования новых средств обучения происходит умственное развитие обучающихся благодаря  тому, что осуществляется взаимодействие средств с  учебной  информацией, порождающие, при условии его выделения в специальную цель  теоретического анализа, творческие способности. Общие и профессиональные компетенции в обучении сосредотачиваются на том, чтобы не увеличивать объем информированности обучающегося в различных областях, а помочь обучающемуся самостоятельно решать проблемы в различных ситуациях.

         Развитие профессиональных компетенций на уроках производственного обучения по профессии сварщик  происходит по следующим ступеням:

     -  выдвижение познавательных задач, создание и осознание проблемной                                              ситуации;

  • восприятие обучающимися нового материала из различных источников,
  • процесс обобщения и формирования научных понятий;
  • закрепление знаний направленные на привитие обучающимся умений и навыков;
  • практическое применение знаний и умений;
  • анализ работы обучающихся и проверка усвоения ими знаний, умений и навыков.

     

  Самостоятельность на уроках производственного обучения – это умение обучающихся работать над собой без помощи педагога, применяя полученные знания на практике, это умение отстаивать свои мысли и идеи.

     На уроках производственного обучения, разрабатывается система самостоятельных работ, выполнение которых должно научить обучающихся правильно работать с учебной литературой, применять имеющиеся знания на практике. Данные виды работ должны помогать обучающимся приобрести умение сравнивать, обобщать, сопоставлять, развивать логическое мышление, т. е. приобщить к небольшим исследованиям, активизировать их умственную деятельность на уроках производственного обучения.  

         К основным признакам развития компетенций, относятся следующие.

  1. Наличие познавательной или практической задачи, вопроса, проблемной ситуации, которые побуждают обучающихся к самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности, требующей умственных, волевых усилий. Эта задача выдвигается логикой учебного процесса, содержанием изучаемого материала, особенностями выполняемой работы.
  2. Проявление обучающимися самостоятельности при решении поставленных перед ними познавательных или практических задач. На разных этапах учебной работы самостоятельность обучающихся проявляется по-разному, проходя стадии от простого воспроизведения до самостоятельной творческой деятельности. Внешними признаками самостоятельности обучающихся при выполнении учебно-производственных заданий являются планирование ими своей работы, подготовка рабочих мест, выполнение задания без непосредственной помощи и подробного инструктажа.
  3. Систематическое осуществление обучающимися самоконтроля за ходом и результатами своей работы, корректирование и усовершенствование способов ее выполнения.
  4. Включение в задания для самостоятельной работы полноценного в образовательном и логическом отношении материала, усвоение которого

способствовало бы целостному развитию личности обучающегося,         овладению приемами умственной и практической деятельности.

      Руководящая роль мастера производственного обучения в организации самостоятельной работы обучающихся заключается в постановке познавательных задач, сообщении им новых знаний, о порядке выполнения различных работ.

       Мастер контролирует работу обучающихся, оказывает им помощь, анализирует выполненные задания, разбирает допущенные ими ошибки. По мере овладения материалом, приемами работы и самоконтроля растет опыт обучающихся, развивается их самостоятельность и активность в обучении.

       В зависимости от степени самостоятельности обучающихся при выполнении учебно-производственных заданий можно говорить о разных уровнях формирования профессиональных компетенций, зависящих от уровня подготовки, характера изучаемого материала и выполняемых практических заданий  [3].

         Один из подходов к формированию ключевых компетенций предшествует определенная подготовка – повторение ранее изученных тем правил и понятий, которыми придется пользоваться при выполнении задания. Содержание повторения зависит от объема работы и подготовленности обучающихся. Педагог подводит обучающихся к вопросам, которые необходимо выяснить, дает четкие указания о порядке выполнения задания, необходимых записях по ходу его выполнения, о правильном использовании данных в задании ответов. После этого обучающиеся выполняют работу. Индивидуализация работы предусматривает варианты различной степени трудности. Педагог наблюдает за ходом работы, консультирует отдельных учащихся по мере выполнения задания, более слабым даются  наводящие вопросы с целью проверки понимания смысла всего задания.

        Благоприятно воздействует на обучающихся техническое творчество, развивается у них интерес, желание расширять свои знания, самостоятельность.

 При самостоятельном составлении  и создании учебно-практического материала у обучающихся заметно активизируется и растет любовь к труду, к профессии, расширяется кругозор, стремление к рационализаторству, изобретательству.

     Профессиональное становление личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования профессиональной компетенции, социально и профессионально важных качеств.

 Создание учебно – практического материала, как реализация компетентностного подхода.

    В практическом показе выполнения обучающимся трудовых приемов участвует вся группа. Как правило, каждый прием показывают 2 – 3 учащихся. Остальные высказывают свои замечания и дают оценку, отмечая правильное выполнение приемов. Мастер анализирует все замечания, корректирует и дополняет их, а в случае необходимости сам показывает выполнение приема.

По каждому уроку мастер тщательно продумывает методику показа приемов и обучения вопросам самоконтроля.

Тщательно продумывается и готовится мастером комплект учебно-наглядных пособий для обучения: плакаты по теме, эталонные изделия, отдельные виды брака, фрагменты из электронных учебников.

Мастером разрабатываются и используются вопросы по проверке знаний и умений обучающихся.

Активно используется письменное инструктирование. В процессе  выполнения приема обучающимся каждое его действие оценивается мастером по элементам (ставится оценка «правильно», «неправильно», и общая оценка), Что позволяет ему обращать внимание на слабо усвоенные трудовые действия и приемы и провести соответствующее индивидуальное обучение обучающихся или дополнительное разъяснение и показ в случае, если отдельные недочеты окажутся типичными для всей группы.

Специальные занятия по проведению упражнений Применяемые упражнения позволяют формировать у обучающихся профессиональные компетенции.

            А специальные упражнения организуются мастером следующим образом. Каждому обучающемуся выдаются однотипная деталь, но разных размеров. Проводится показ приемов пользования инструментом и аппаратурой.

Повторение показанных мастером приемов проводится 2 – 3 обучающимися. Затем ведется разбор проведенных обучающимися приемов.

          В первом упражнении обучающиеся под наблюдением и контролем   со стороны мастера.

Во втором упражнении перед обучающимися ставятся вопросы, дается задание по работе с карточками – заданиями

Далее мастер предлагает сравнить полученные обучающимися работы правильность их простановки, соответствие сделанных обозначений новым стандартам с контрольной карточкой, на которой выполнены чертежи деталей с номинальными размерами без отклонений.

Правильность измерения проверяется мастером путем постановки перед обучающимися группы вопросов. Правильность ответов обучающихся сверяется по ведомости.

Затем всем обучающимся дается задание. В ходе выполнения обучающимися упражнений мастером ведется наблюдение за правильностью выполнения приемов, ошибки и недостатки отмечаются в ведомости и учитываются как в заключительном инструктаже, так и в общей оценке пройденной темы.

    Наилучшим образом формирование компетенций у обучающихся будет осуществляться при условии, если мастер будет вести обучение обучающихся построению технологических процессов с учетом систематической ориентации их на обязательное использование принципов построения технологических процессов в определенной последовательности по заданному алгоритму.

        Самостоятельное построение технологических процессов возможно при овладении обучающимся умениями анализировать и определять: исходные данные, необходимые для построения технологического процесса; рациональные способы обработки каждой поверхности при заданных исходных данных; установочные базы; средства обеспечивающие автоматизированное получение размера в процессе изготовления деталей.

 Формирование у обучающихся профессиональных компетенций являются упражнения, условиями успешного выполнения которого являются:

  • необходимое количество повторений каждого вида упражнений;
  • систематичность упражнений во времени и по содержанию;
  • последовательное усложнение упражнений
  • последовательное увеличение доли самостоятельности обучающихся в упражнении.

     При самостоятельной работе на уроках производственного обучения у обучающихся формируются профессиональные компетенции:

- способность работать самостоятельно без постоянного руководства

- брать на себя ответственность по собственной инициативе

- проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать

- готовность замечать проблемы и искать пути их решения

- умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа

- уживаться с другими

- умение принимать решения на основе здравых суждений – т. е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически.

- умение выполнять сварные швы во всех положениях.

   Сказанное позволяет охарактеризовать профессиональную компетенцию, которая приобретается в образовательном процессе и в самостоятельной социальной жизни, как в профессиональной, так и в личной, как результат их успешного применения для решения учебных и профессиональных задач и проблем.


 Анализ результатов компетентностного  подхода в процессе  развития   ключевых компетенций на уроках производственного обучения.

Представленные  методы исследования позволили нам  получить следующие результаты экспериментальной работы.

Исследование проводилось до применения компетентностного подхода в 1 полугодие 2013-2014 учебного года. И в результате  применения компетентностного подхода во 2 полугодии 2013-2014 учебного года анализ обучаемости  обучающихся проводился в группе № 26 .

Проводя анализ обучаемости результаты оценивались  по следующим критериям:

•  если обучающийся выполнил все  задания, он находится на высоком, 3-м, уровне обучаемости;

•  если обучающийся выполнил  половину задания,  он  находится  на  среднем, 2-м, уровне обучаемости;

•  если обучающийся  выполнил меньшеполовины задания – он на низком, 1-м, уровне обучаемости.

Результаты эксперимента 2013 – 2014 уч.г.

1 полугодие

Высокий уровень обученности -1(обуч.) - 4%

Средний уровень  обученности  5 (обуч.) - 20%

Низкий уровень  обученности - 19(обуч.) -  76 %

Результаты эксперимента 2013 – 2014 уч.г.

2 полугодие

Высокий уровень обученности -3(обуч.) - 12%

Средний уровень  обученности -7(обуч.) - 28%

Низкий уровен обученности - 15(обуч.) -  60 %

Данные представлены в таблице

                                                                                                                   Таблица 2                                                                                                                            

   Всего учащихся

                                  Уровень обучаемости 2013-2014 уч год

      1полугодие                                                         2 полугодие

высокий  (3)

средний  (2)

низкий (1)

Высокий (3)

Средний(2)

Низкий (1)

Кол-во. Уч-ся

 %

Кол-во .уч-ся.

%

Кол-во уч-ся

%

 Кол-во уч-ся

%

 Кол-во уч-ся

%

 Кол-во уч-ся

%

            25

  1

 4

          5

20

        19

76

        3

 12

   7

28

     15

60

В результате мы видим что процент высокого и среднего уровня поднялся на 8%.Низкий уровень  в 2013-2014 учебном году снизился на 14%.

На диаграмме ( см. рис.1) наглядно представлены полученные результаты.

Рис.1 Уровень обучаемости 2013-2014 уч год

   Для определения исходного уровня профессиональных компетенций  обучающихся группы 26 в  2013-2014 учебном году проводился 16-факторный личностный опросник   по Р.Б. Кеттелла. (16-PF-105-C).  (Приложение 1)

Сравнительные результаты исследования коммуникативных свойств

личности у учащихся экспериментальной группы в период 2013-2014 годов по опроснику Р. Кеттелла

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   Как формируются ключевые компетенции у  обучающихся на уроках производственного обучения по профессии сварщик?

    На  уроках производственного обучения     используется  раздаточный материал, разработанный самими обучающимися под  руководством мастера.

    Какими общими компетенциями  должны обладать обучающиеся при разработке учебно-производственных заданий, применяемых на уроках производственного обучения. Обучающиеся  должны  были  самостоятельно изучить теоретический материал, анализировать  его, упорядочить, скомплектовать учебные задания, исходя из учебного плана.

    Другими словами, обучающиеся обладают общими   компетенциями  для  успешного  выполнения  поставленной  задачи, самостоятельно разрабатывать учебно-практические  задания. Обучающиеся  умеют работать с чертежами и классифицировать свои знания.

    При разработке учебно - производственных заданий  обучающиеся  выполняли работу по одному человеку, так и группами. Ребята  обладают такими общими компетенциями, как  умение  сотрудничать, вовремя включиться в работу, умеют договариваться между  собой, несут  коллективную ответственность.

Компетентностный  подход позволит на уроках производственного обучения  научится :

-распознавать и идентифицировать проблемы;

-знать теоретические основы действий;

-самостоятельно выполнять различные этапы работы проектов;

-включаться  в групповую работу  и четко выполнять отведенную роль;

-владению самоанализом работы;  

-творческому  подходу к изучению предмета;

      Обосновывая  возможности  компетентностного  подхода в развитии ключевых компетенций  на уроках производственного обучения показало:

 -использование компетентностного подхода позволяет не только интенсифицировать процесс обучения, но и обеспечивает становление  у обучающегося  собственной системы работы,  ключевых компетентностей и других  характеристик  образованности, которые нельзя сложить из набора  знаний и умений;

 -творческие работы способствуют развитию у обучающегося индивидуальной активности, свободы творчества, повышает  мотивацию обучения, способствуют  формированию ключевых компетенции.

   Эти учебно-производственные задания    применяются  на  уроках производственного обучения. По моему мнению разработанный обучающимися  самостоятельно  раздаточный материал лучше усваивается и повышается качество знаний.

                                                                                                                   

 Для   развития профессиональных компетенций  на уроках производственного обучения необходимо было выяснить  качество образовательной подготовки обучающихся группы 26.

Для анализа  использовалась следующая методика:

а) выбирался  новый учебный материал базисного уровня на 60 минут для объяснения обучающимся;

б) объяснения на основе актуализации известной информации нового учебного материала;

в) показывался  образец готовой детали

  работа состояла  из 4 заданий:

    Как только 3–4 обучающихся в группе выполнили задания, работа прекращалась у всех обучающихся и анализировалась.  

   О развитии ключевых компетенций можно  прежде  судить применяя определенные психологические тесты  и опросники.

          Для определения исходного уровня ключевых компетенций  обучающихся группы 26 в 2013-2014 учебном году проводился 16-факторный личностный опросник   по Р.Б. Кеттелла. (16-PF-105-C).  Диагностическая цель данного опросника: оценка развитости личностных качеств, составляющих 16 факторов, которые раскрывают различные свойства личности, установки и интересы.

1.замкнутый — общительный;

2.мышление конкретное, ограниченное — абстрактнее;

3.эмоционально неустойчивый — устойчивый;

4.зависимый от группы — самостоятельный;

5.серьезный — беспечный;

6.с выраженным «я» — не принципиальный;.

7.робкий — склонный к риску;.

8.жесткий — мягкий;

9доверчивый — подозрительный;

10практичный — с богатым воображением;

11.прямолинейный — гибкий;

12.спокойный — беспокойный;

13.склонный к новаторству — консервативный;

14.уступчивый — напористый;

15.спонтанный — контролирующий себя;

15.спокойный — напряженный;

    На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей, могут быть выделены следующие блоки факторов:

1)        интеллектуальные особенности (факторы: В, М, Я);

  1. эмоционально-волевые особенности (факторы: С, G, I, О, Q3, Q4);
  2. коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (факторы:  А, Н, F, E, Q2N, L).

Для проведения исследования выделяем группу факторов, объединяющих коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: А, Н, F, E, Q2N, L.  

Приведем их характеристику:

      Фактор А (замкнутость - общительность) является одним из самых информативных. Из представленной схемы видно, что учащиеся с высокими значениями по этому фактору (А+) помимо общительности, экстравертированности отличаются еще и такими качествами, как активность во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, лидерскими качествами (по оценкам экспертов).

     Фактор (Е) «Независимость — подчиненность»: самоуверенность, доминантность; сам для себя является «законом», в конфликтах обычно обвиняет других; более оптимальное отношение к авторитетам;  чрезмерная застенчивость, комфортность, склонность уступать дорогу другим. Фактор (F) «Озабоченность — беспечность»:  активность, беззаботность, импульсивность, разговорчивость; повышенная осторожность, рассудительность, сдержанность, иногда пессимистичность.

     Фактор (Н) «Смелость — робость»: смелость, склонность к риску, готовность иметь дело с незнакомыми вещами, богатство эмоциональных реакций; выраженная застенчивость, робость, осторожность, стремление находиться в тени; большому обществу предпочитает узкий круг близких друзей.

      Фактор (L) «Подозрительность — доверчивость»: излишнее сомнение, подозрительность, направленность интересов преимущественно на самого себя,  отсутствие чрезмерной завистливости, забота о других..

     Фактор (N) «Гибкость—прямолинейность»: расчетливость, отсутствие сентиментальности, иногда цинизм,  непосредственность, иногда грубость,  удовлетворение достигнутым.

     Фактор (Q2) «Самостоятельность—внушаемость»: предпочтение только собственному мнению, независимость во взглядах, стремление к самостоятельным решениям;  зависимость от чужого мнения, предпочтение принятию решений вместе с другими людьми, ориентировка на социальное одобрение.

    Фактор (Q3) «Высокий самоконтроль — низкий самоконтроль»: дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями, забота о своей общественной репутации; недисциплинированность, внутренняя конфликтность, несоблюдение правил, подчиненность своим страстям, низкий самоконтроль.

 В интерпретации результатов заложены три уровня коммуникативных свойств личности: низкий, средний, высокий по таблице переводов очков в стены по методике Р. Кеттелла.

 

                       

                           

   СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИИ

Социально

профессиональные

качества

                                                                                                               Установка

Способности                                                                                       (готовности)

                                                             КОМПЕТЕНЦИИ

                                                                                                             

                                                                                                                          Знания                                               Умения                                          

                                                 

                                                   

                                       

                                                 

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

Формирование профессиональных компетенции на уроках производственного обучения по профессии «Токарь-универсал»

«Скажи мне и я забуду    Покажи мне и я запомню    Вовлеки меня и я научусь»                        ...

доклад на тему"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ"

Перед  профессиональным  образованием  стоят  сложные  задачи - не  только  подготовка   грамотного  специалиста,  но  и  формирование...