УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АУДИРОВАНИЮ по учебной дисциплине Иностранный язык
учебно-методический материал на тему
Обучение аудированию и контроль понимания прослушанного текста является важной частью обучения английскому языку: этот вид речевой деятельности входит в формат единого государственного экзамена. Обучающиеся должны понимать основные идеи высказывания, распознавать на слух специфическую информацию и записывать ее, понимать полное содержание текста.
Чтобы сформировать у студентов необходимые навыки понимания речи на слух, нужно следовать определенному алгоритму в работе с аудиотекстом.
Система работы с аудиотекстом
Как в отечественной, так и в зарубежной методике традиционно предлагают разбить работу над текстом на 3 этапа:
- до прослушивания;
- во время прослушивания;
- после прослушивания.
Поговорим подробнее о каждом из них.
Дотекстовой этап (Before listening)
Если в реальных ситуациях человек примерно представляет, о чем может быть устное сообщение, и соответственно, определяет для себя стратегию при его восприятии, то в условиях учебного аудирования это возможно лишь на данной стадии работы с аудиотекстом. От первичной установки зависит и степень мотивации слушателей, а следовательно, и процент усвоения содержания. Помимо усиления мотивации и формулирования установки на первичное прослушивание, учитель на данном этапе может снять возможные трудности.
Рассмотрим несколько наиболее типичных заданий для этого этапа работы с текстом.
- Обсуждение вопросов / утверждений до прослушивания.
Безусловно, интересно предвосхитить события, используя свой жизненный опыт и догадку. После такого упражнения даже скептически настроенные студенты будут слушать внимательнее, ведь дело уже касается не просто текста, но и их прозорливости. Задание становится личностно значимым.
Оно помогает сформировать необходимые навыки аудирования и предвосхищает возможные сложности.
Упражнения и вопросы не столько запрашивают информацию, сколько несут ее. Знакомясь с ними и обсуждая ответы, наши студенты слышат те слова, которые затем будут использованы в тексте, ведь контекст уже определен, а вместе с ним определенно и семантическое поле. Здесь вступает в силу как смысловое и лингвистическое прогнозирование, так и речевой слух, которому, в свою очередь помогает предварительное проговаривание значимой части информации. Во время прослушивания уже не надо отвлекаться на незначительные детали, а можно сконцентрироваться на тех моментах, которые будут важны для повторного выполнения того же задания.
Многое зависит от содержания вопросов и утверждений, их смысловой и лингвистической ценности. С их помощью можно выделить и снять те языковые сложности, которые встретятся в тексте; обратить внимание на слова, которые могут ускользнуть от внимания неопытного слушателя; подчеркнуть те нюансы содержательного и смыслового порядка, которые в дальнейшем будут достойны обсуждения.
- Догадка по заголовку (по новым словам), возможным иллюстрациям.
Учитель может предложить студентам догадаться о примерном содержании теста по заголовку, незнакомой лексике, которую предварительно объяснил, или иллюстрациями.
- Краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста.
Это сообщение можно превратить в небольшую беседу, предложив студентам определить, что они уже знают о данной проблеме, а также сформулировать те вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. Это задание является и установкой на прослушивание, поскольку студенты будут искать эти ответы, а знающий учитель всегда может направить обсуждение в нужное русло и спровоцировать вопросы, которые, как он знает, в тексте освещены.
Этап собственно слушания текста (While listening).
В ходе первого прослушивания студенты выполняют те задания, о которых мы говорили выше, однако при формировании навыков аудирования таких прослушиваний может быть несколько. В таком случае очень важно не потерять мотивацию. Новизна задания поможет нам в этом. Рассмотрите некоторые из них.
- Прослушайте текст и вставьте пропущенные слова в следующих предложениях.
- Прослушайте тест и скажите, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений.
- Прослушайте текст и скажите, какие определения к следующим словам в нем встречались…
- Закончите следующие предложения.
Здесь возможны варианты.
а) есть начало предложения, а конец пропущен;
б) пропущена середина предложения;
в) пропущено начало предложения, но есть окончание.
- Прослушайте текст и скажите, что в нем говорилось о …
- Прослушайте текст и найдите русский\английский эквивалент следующих слов в параллельном столбце.
Послетекстовый этап (Follow-up activities).
Прослушав текст и выполнив ряд упражнений, можно дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи. Работа по развитию умений и навыков аудирования должна проводиться в течение всего периода обучения студентов иностранному языку. По возможности такую работу нужно проводить на каждом уроке, отводя на это 8—10 минут. При этом аудированию речи можно посвятить любую часть урока. Однако в зависимости от времени проведения работы по обучению аудированию иностранной речи следует подбирать и различный материал. Так, в самом начале урока восприятие иностранной речи на слух поможет создать атмосферу иностранного языка. Для этой цели больше всего подойдет материал, посвященный актуальным событиям дня. В середине или же в конце урока работу по аудированию целесообразно проводить в том случае, когда тематика и содержание текстов для обучения пониманию устной речи тесно переплетаются с тематикой материала данного конкретного урока. В этом случае прослушиваемый текст может либо предшествовать работе с материалом учебника, либо предлагаться студентам после проработки этого материала. Такое «увязывание» работы по развитию навыка аудирования с материалом учебника дает, как правило, хорошие результаты.
Однако эффективность обучения пониманию аудиотекста может повыситься, если учитель подойдет дифференцированно к заданиями для студентов. Как правило, на старшем этапе обучающиеся имеют разный уровень владения языком, выполнения различных заданий к аудиотексту. Учитель знает пробелы в знаниях, умениях и навыках каждого студента и дает задания по аудированию целенаправленно – для ликвидации пробелов в сформированности навыков и для дальнейшего развития речемыслительной деятельности студентов. Таким образом, студенты получают задания разного уровня, индивидуально-адресно, в зависимости от потребности каждого обучаемого. Кроме того, слабые в языковом отношении студенты слышат, как выполнены задания повышенной трудности более сильными студентами, это дает возможность и им изучать язык на более глубоком уровне смыслов, активизирует их речемыслительную деятельность, повышает мотивацию к изучению языка, они быстрее совершенствуют свои умения, переходят к более сложным заданиям.
Разумеется, многообразие коммуникативных упражнений делает урок интересным и полезным для всех, каждый текст обсуждается всесторонне и с разных точек зрения, улучшается владение английским языком.
Аутентичные аудиотексты способствуют расширению страноведческого кругозора студентов, готовят их к диалогу культур.
Обучение студентов на основе дифференцированного подхода и индивидуализации учебной деятельности создает ситуации успеха студентов, способствует повышению их интереса к занятиям и дисциплине в целом.
Опыт работы автора над данной темой доказывает эффективность использования данной методики: 100% учащихся совершенствуют навыки понимания аудиотекстов и выполняют задания на «4» и «5», что подтверждается результатами итоговой аттестации, формируется устойчивая мотивация к дальнейшему изучению английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АУДИРОВАНИЮ по учебной дисциплине Иностранный язык | 307 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский – на - Дону автотранспортный колледж»
(ГБПОУ «РАТК»)
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АУДИРОВАНИЮ
по учебной дисциплине Иностранный язык
специальностям
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
43.02.06 Сервис на транспорте
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
2016
Учебно-методическое пособие по аудированию «Практические материалы для обучения аудированию и контроля понимания аудиотекста на основе дифференцированного подхода и индивидуализации учебной» по учебной дисциплине Иностранный язык выполнена в соответствии с рабочей программой дисциплины.
23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
23.00.00ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
43.00.00 СЕРВИС И ТУРИЗМ
43.02.06 Сервис на транспорте
38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация-разработчик: Ростовский- на -Дону автотранспортный колледж
Разработчик:
Любовь Николаевна Кобезева – преподаватель иностранных языков Ростовского-на-Дону автотранспортного колледжа
Рассмотрено на заседании ПЦК «Общих гуманитарных дисциплин»
протокол № ______ от «_____» ____________ 201__г.
Председатель ПЦК____________/М.Р. Брилева/
Рекомендовано учебно-методическим советом Ростовского-на-Дону автотранспортного коллежа
Протокол заседания УМС № __ от «___» _________201___г.
Председатель УМС ___________ зам. директора по МР Титова С.А.
© Кобезева Любовь Николаевна
Содержание
Рецензия | 4 |
Пояснительная записка | 5 |
Коды заданий | 11 |
Названия аудиотекстов, темы | 12 |
Урок 1 Festival | 13 |
Урок 2 Culture Shock | 16 |
Урок 3 What Would You Do? | 18 |
Урок 4 Wishes | 20 |
Урок 5 National Differences | 22 |
Урок 6 In the Сlassroom | 24 |
Урок 7 Going through the System | 27 |
Урок 8 The Dead Rabbit | 29 |
Урок 9 Dangerous Pastimes | 32 |
Урок 10 British and US English | 34 |
Аудиотексты (Tapescripts) | 36 |
Литература | 46 |
Пояснительная записка
Обучение аудированию и контроль понимания прослушанного текста является важной частью обучения английскому языку: этот вид речевой деятельности входит в формат единого государственного экзамена. Обучающиеся должны понимать основные идеи высказывания, распознавать на слух специфическую информацию и записывать ее, понимать полное содержание текста.
Чтобы сформировать у студентов необходимые навыки понимания речи на слух, нужно следовать определенному алгоритму в работе с аудиотекстом.
Система работы с аудиотекстом
Как в отечественной, так и в зарубежной методике традиционно предлагают разбить работу над текстом на 3 этапа:
- до прослушивания;
- во время прослушивания;
- после прослушивания.
Поговорим подробнее о каждом из них.
Дотекстовой этап (Before listening)
Если в реальных ситуациях человек примерно представляет, о чем может быть устное сообщение, и соответственно, определяет для себя стратегию при его восприятии, то в условиях учебного аудирования это возможно лишь на данной стадии работы с аудиотекстом. От первичной установки зависит и степень мотивации слушателей, а следовательно, и процент усвоения содержания. Помимо усиления мотивации и формулирования установки на первичное прослушивание, учитель на данном этапе может снять возможные трудности.
Рассмотрим несколько наиболее типичных заданий для этого этапа работы с текстом.
- Обсуждение вопросов / утверждений до прослушивания.
Безусловно, интересно предвосхитить события, используя свой жизненный опыт и догадку. После такого упражнения даже скептически настроенные студенты будут слушать внимательнее, ведь дело уже касается не просто текста, но и их прозорливости. Задание становится личностно значимым.
Оно помогает сформировать необходимые навыки аудирования и предвосхищает возможные сложности.
Упражнения и вопросы не столько запрашивают информацию, сколько несут ее. Знакомясь с ними и обсуждая ответы, наши студенты слышат те слова, которые затем будут использованы в тексте, ведь контекст уже определен, а вместе с ним определенно и семантическое поле. Здесь вступает в силу как смысловое и лингвистическое прогнозирование, так и речевой слух, которому, в свою очередь помогает предварительное проговаривание значимой части информации. Во время прослушивания уже не надо отвлекаться на незначительные детали, а можно сконцентрироваться на тех моментах, которые будут важны для повторного выполнения того же задания.
Многое зависит от содержания вопросов и утверждений, их смысловой и лингвистической ценности. С их помощью можно выделить и снять те языковые сложности, которые встретятся в тексте; обратить внимание на слова, которые могут ускользнуть от внимания неопытного слушателя; подчеркнуть те нюансы содержательного и смыслового порядка, которые в дальнейшем будут достойны обсуждения.
- Догадка по заголовку (по новым словам), возможным иллюстрациям.
Учитель может предложить студентам догадаться о примерном содержании теста по заголовку, незнакомой лексике, которую предварительно объяснил, или иллюстрациями.
- Краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста.
Это сообщение можно превратить в небольшую беседу, предложив студентам определить, что они уже знают о данной проблеме, а также сформулировать те вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. Это задание является и установкой на прослушивание, поскольку студенты будут искать эти ответы, а знающий учитель всегда может направить обсуждение в нужное русло и спровоцировать вопросы, которые, как он знает, в тексте освещены.
Этап собственно слушания текста (While listening).
В ходе первого прослушивания студенты выполняют те задания, о которых мы говорили выше, однако при формировании навыков аудирования таких прослушиваний может быть несколько. В таком случае очень важно не потерять мотивацию. Новизна задания поможет нам в этом. Рассмотрите некоторые из них.
- Прослушайте текст и вставьте пропущенные слова в следующих предложениях.
- Прослушайте тест и скажите, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений.
- Прослушайте текст и скажите, какие определения к следующим словам в нем встречались…
- Закончите следующие предложения.
Здесь возможны варианты.
а) есть начало предложения, а конец пропущен;
б) пропущена середина предложения;
в) пропущено начало предложения, но есть окончание.
- Прослушайте текст и скажите, что в нем говорилось о …
- Прослушайте текст и найдите русский\английский эквивалент следующих слов в параллельном столбце.
Послетекстовый этап (Follow-up activities).
Прослушав текст и выполнив ряд упражнений, можно дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи.
Работа по развитию умений и навыков аудирования должна проводиться в течение всего периода обучения студентов иностранному языку. По возможности такую работу нужно проводить на каждом уроке, отводя на это 8—10 минут. При этом аудированию речи можно посвятить любую часть урока. Однако в зависимости от времени проведения работы по обучению аудированию иностранной речи следует подбирать и различный материал. Так, в самом начале урока восприятие иностранной речи на слух поможет создать атмосферу иностранного языка. Для этой цели больше всего подойдет материал, посвященный актуальным событиям дня. В середине или же в конце урока работу по аудированию целесообразно проводить в том случае, когда тематика и содержание текстов для обучения пониманию устной речи тесно переплетаются с тематикой материала данного конкретного урока. В этом случае прослушиваемый текст может либо предшествовать работе с материалом учебника, либо предлагаться студентам после проработки этого материала. Такое «увязывание» работы по развитию навыка аудирования с материалом учебника дает, как правило, хорошие результаты.
Однако эффективность обучения пониманию аудиотекста может повыситься, если учитель подойдет дифференцированно к заданиями для студентов. Как правило, на старшем этапе обучающиеся имеют разный уровень владения языком, выполнения различных заданий к аудиотексту. Учитель знает пробелы в знаниях, умениях и навыках каждого студента и дает задания по аудированию целенаправленно – для ликвидации пробелов в сформированности навыков и для дальнейшего развития речемыслительной деятельности студентов. Таким образом, студенты получают задания разного уровня, индивидуально-адресно, в зависимости от потребности каждого обучаемого. Кроме того, слабые в языковом отношении студенты слышат, как выполнены задания повышенной трудности более сильными студентами, это дает возможность и им изучать язык на более глубоком уровне смыслов, активизирует их речемыслительную деятельность, повышает мотивацию к изучению языка, они быстрее совершенствуют свои умения, переходят к более сложным заданиям.
Разумеется, многообразие коммуникативных упражнений делает урок интересным и полезным для всех, каждый текст обсуждается всесторонне и с разных точек зрения, улучшается владение английским языком.
Аутентичные аудиотексты способствуют расширению страноведческого кругозора студентов, готовят их к диалогу культур.
Обучение студентов на основе дифференцированного подхода и индивидуализации учебной деятельности создает ситуации успеха студентов, способствует повышению их интереса к занятиям и дисциплине в целом.
Опыт работы автора над данной темой доказывает эффективность использования данной методики: 100% учащихся совершенствуют навыки понимания аудиотекстов и выполняют задания на «4» и «5», что подтверждается результатами итоговой аттестации, формируется устойчивая мотивация к дальнейшему изучению английского языка.
Рекомендации к использованию опыта
Данный опыт может быть использован преподавателями средних профессиональных учебных заведений при изучении английского языка при прохождении тем: «Школа», «Праздники», «Обычаи и традиции», «Американский и британский английский язык», «Проблемы молодежи», «Хобби», «Спорт» и других.
По необходимости учитель может останавливать текст и прослушивать отдельные фрагменты повторно – для понимания обучающимися деталей текста. Через несколько уроков желательно вернуться к уже изученному тексту и прослушать его полностью – для закрепления аудитивных навыков студентов.
Учителю нужно отслеживать успехи обучающихся и давать каждому индивидуальное задание к тексту, которое поможет ликвидировать пробелы в навыках понимания речи на слух и устранит затруднения именного этого студента, постепенно подводя их к более сложным заданиям и полному пониманию текста.
Для облегчения работы по данной методике нужно использовать коды заданий для обучающихся. Автор не настаивает на проведении работы в указанных режимах – их можно изменить по своему усмотрению, но порядок проведения упражнений (от простых к более сложным) следует сохранить.
2. Уровни понимания и способы их контроля
Целью любого контроля является определение уровня сформированности речевых умений и того, насколько точно и полно восприняли обучающиеся тот или иной аудиотекст.
Наиболее известной (применительно к аудированию) является типология А. Р. Лурия, который выделяет четыре уровня понимания: уровень слов, уровень предложений, уровень сложного синтаксического целого (смыслового куска) и уровень текста.
Основным отличием этих уровней является глубина и точность понимания, а также сложность операций, совершаемых слушающим.
Понимание на уровне слов носит фрагментарный характер, оно зависит от соотношения между активным, пассивным и потенциальным словарями слушающего и от его способности использовать детерминирующую функцию словосочетаний и контекста. Начинающий аудитор часто различает на слух отдельные слова и наиболее легкие фразы, догадываясь на этом основании о теме сообщения.
Понимание предложений зависит от их синтаксической особенности. Простое предложение не представляет собой сложности, так как оно является привычной и хорошо упроченной единицей разговорной речи. Особую сложность представляет понимание логико-грамматической структуры сложного предложения. Мыслительные операции связаны в данном случае с особой формой синтеза отдельных элементов и одновременной, а не последовательной обозримостью всего предложения.
Понимание сложного синтаксического целого происходит путем расчленения речевого сообщения на части и его смысловой группировки, определения средств соединения предложений, составляющих смысловой кусок, определения его темы, начала и конца мысли по основным синтаксическим признакам (инверсия, вводные слова, союзы в начале и в конце смыслового куска и др.).
Восприятие целого текста зависит от понимания предикативной связи предложений, ибо она наиболее стабильна и информативна, от композиционно-смысловой структуры текста, стиля и жанра.
Эта типология уровней понимания представляет интерес с точки зрения развития прогностических умений и позволяет проследить за сложностью выдвижения формальных и смысловых гипотез, однако для организации контроля малопригодна.
Неправомерным представляется и использование при обучении аудированию уровней восприятия, разработанных применительно к чтению, поскольку восприятие звучащей речи обладает своими специфическими особенностями.
Учитывая данные о ступенчатом характере понимания, можно было бы предложить несколько иное деление:
1. Уровень фрагментарного (поверхностного) понимания.
2. Уровень глобального (общего) понимания.
3. Уровень детального (полного) понимания.
4. Уровень критического понимания.
Упражнения, с помощью которых проверяется степень глубины и полноты понимания, должны относиться только к трем уровням (2—4), с их помощью может быть выявлена и фрагментарность понимания.
Уровень детального понимания определяется путем заполнения пропусков в графическом ключе, представляющем собой сокращенное или полное изложение прослушанного. В зависимости от языковой подготовки слушающих и сложности текста пропуски могут иметь большие или меньшие интервалы (например, пропускается каждое одиннадцатое слово, каждое седьмое или каждое третье).
Уровень детального понимания проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказов на родном и иностранном языке, составления развернутого плана и т. д.
Уровень критического понимания связан с оценкой прослушанного, с выделением основной информации, с комментированием и обсуждением, т. е. со всякого рода творческими, проблемными заданиями, предполагающими понимание эмоционально-оценочных элементов текста и наличие умения соотносить содержание с ситуацией общения. При обучении аудированию необходимо соблюдать определенную последовательность проведения упражнений. До прослушивания текста обычно выполняются упражнения, в которых нужно отдифференцировать новое, определить заголовок, узнать отдельные элементы (цифры, даты, имена собственные). Упражнения, требующие собственной оценки услышанного, следуют за теми, где нужно найти в тексте данные, свидетельствующие об отношении автора к тому или иному факту или персонажу.
Упражнения, обучающие «предметному пониманию» легче упражнений, обучающих логическому пониманию. Поэтому с них и нужно начинать работу. Наиболее трудны те упражнения, в которых нужно дать оценку прочитанному, вскрыть в какой-то мере подтекст. Они смогут базироваться только на очень точном и достаточно полном понимании самих факторов и связей между ними. Поэтому такие упражнения и должны завершать всю серию. При этом в группе упражнений для аудирования могут быть как упражнения независимо от прослушивания какого-либо текста, так и упражнения к тексту. Упражнения в связи с каким-либо конкретным текстом целесообразно подразделять на упражнения-задания, направляющие внимание учащихся на восприятие и понимание материала для аудирования, и собственно упражнения, сопровождающие прослушивание текста.
Упражнения-задания могут быть примерно такими:
1. Прослушайте текст, постарайтесь понять его содержание, запомните имена собственные.
2. Прослушайте текст, постарайтесь понять его содержание, запомните название стран и городов, о которых идет речь в тексте.
3. Прослушайте текст, постарайтесь понять его содержание, определите, сколько действующих лиц принимают участие в рассказе.
4. Прослушайте текст, найдите ответы на следующие контрольные вопросы, данные до прослушивания текста.
Упражнения, которые следуют за прослушиванием текста, могут быть примерно такими:
1. Прослушайте текст, постарайтесь понять его содержание, вы будете отвечать на вопросы (вопросы даются после прослушивания текста).
2. Прослушайте текст, скажите, какие предложения из контрольных соответствуют содержанию прослушанного.
3. Прослушайте текст, постарайтесь понять его содержание, разделите на смысловые части и дайте заголовок к каждой части.
4. Прослушайте текст, составьте план.
5. Прослушайте начало текста, дайте свой вариант того, как могут развиваться события в тексте дальше и т. д.
Очень важной группой в системе упражнений для аудирования являются упражнения, которые позволяют обучать параллельно как аудированию, так и умению высказать свои мысли на иностранном языке.
Упражнения, обучающие одновременно аудированию и говорению, формулируются примерно так:
1. Прослушайте текст, перескажите его содержание на иностранном языке.
2. Прослушайте текст, раскройте ситуацию, аналогичную той, о которой идет речь в рассказе.
Такие упражнения, как правило, завершают работу по аудированию.
Вопрос о способах проверки понимания при аудировании тесно связан с характером материала, дидактической направленностью упражнения, целью самого процесса аудирования.
Если аудирование имеет целью заострить внимание на каком-либо моменте, выявить ту или иную особенность материала, воспринимаемого на слух, то такое аудирование в обязательном порядке должно сопровождаться проверкой понятого. Если же аудирование имеет целью повторное прослушивание с целью наблюдения артикуляции учителя или же слушание со зрительной опорой в виде печатного текста, то проверять услышанное вообще не имеет смысла. Вместе с тем, процесс аудирования в учебных целях должен носить дидактический характер даже в тех случаях, когда контроль не присутствует. Обучающий характер процесса аудирования обеспечивается в значительной мере специальным установочным заданием, предваряющим выполнение упражнения. Специальное установочное задание нацеливает слушающих на восприятие и понимание материала. Поэтому, прежде чем приступить к аудированию, нужно отметить, что студенты должны сделать в процессе прослушивания, на какие моменты им следует обратить внимание и т. д.
Известно, что в понимании иностранной речи студент может быть заинтересован по-разному. Возможны следующие случаи:
- слушать для того, чтобы узнать какое- либо языковое явление;
- слушать вопрос с целью ответить на него;
- слушать с целью приобретения тех или иных знаний и т. п.
В зависимости от различных целей, которые ставятся перед аудированием, различной будет и ответная реакция студентов: она может быть в виде показа иллюстрации, например, студенты прослушивают текст и располагают в нужной последовательности имеющийся перед ними иллюстрированный материал; студенты могут прослушивать текст и делать графические наброски того, что ими понято, или записывать даты, цифры и т.д.
Проверка понятого с помощью ответной реакции на иностранном языке будет превалировать на продвинутой стадий обучения. Для этого очень важно, чтобы в процессе обучения эти две стороны устной речи (аудирование и говорение) развивались параллельно. Наряду с этим, на продвинутой стадии обучения значительное место займет бесконтрольное аудирование речи.
При проведении итоговых проверок следует руководствоваться такими показателями, как понимание фактов, правильность и количество понятых фактов, глубина понимания. Глубина понимания возможна только на базе понимания фактов, поэтому данный показатель является дополнительным, а первый — основным.
Показатель «глубина», так же; как и показатель «правильность», допускает количественное измерение, так как количество элементов, характеризующих глубину понимания, поддается счету. Чем сложнее по содержанию текст, тем важнее проверить глубину понимания. Если содержание текста требует использования одного только показателя правильности понимания, то критерий оценок строится на основе количества правильно понятых фактов. Наличие 75% правильно переданных фактов дает основание для удовлетворительной оценки. В число этих фактов обязательно должны войти непосредственно относящиеся к основной идее текста. Наличие в переданном сообщении всех необходимых фактов дает право на отличную оценку. Если содержание текста требует использования обоих критериев (правильности и глубины), тогда отличную оценку может получить только тот студент, который отразил в ответе все факты, а также все необходимые в данном тексте элементы, характеризующие глубину понимания.
3. КОДЫ ЗАДАНИЙ
А 1 – Догадка о содержании текста по заглавию.
А 2 – Ассоциативная речемыслительная деятельность на основе лексики.
А 3 – Определение общей идеи аудиотекста.
А 4 – Понимание основного содержания аудиотекста.
А 5 – Понимание полного содержания аудиотекста.
А 6 – Понимание отдельных фактов, деталей повествования.
А 7 – Выделение главного.
А 8 – Восстановление логики текста (расположение фактов в правильной последовательности).
А 9 – Распознавание и понимание значения слова (возможно использование словаря).
А 10 – Употребление лексики в своих предложениях.
А 11 – Запись ключевых слов к аудиотексту.
А 12 – Анализ, сравнение, обобщение, классификация информации.
А 13 – Составление плана рассказа и пересказа по плану.
А 14 – Составление рекомендаций, инструкций.
А 15 – Устная речь с опорой на жизненный опыт обучающихся.
А 16 – Устная речь с целью подготовки к диалогу культур, воспитания толерантности к нравам и обычаям других народов.
А 17 – Устная диалогическая речь.
А 18 – Говорение в форме полилога.
А 19 – Монологическая речь по передаче основного содержания аудиотекста с описанием своих собственных чувств, мыслей, вызванных текстом (в письменной или устной форме).
А 20 – Пересказ текста от лица героев.
А 21 – Описание героев текста.
А 22 – Выражение своего мнения в устной форме (со зрительной опорой).
А 23 – Рисование и озвучивание картинок (мультфильма) по сюжету аудиотекста.
А 24 – Повторение видо-временных форм глаголов.
А 25 – Употребление грамматической структуры I wish + Past Tense.
А 26 – Употребление косвенной речи.
А 27 – Составление вопросов разных типов.
А 28 – Выражение сослагательного наклонения со словом would.
А 29 – Написание личного письма на основе аудиотекста.
А 30 – Составление рекламы рассказа.
А 31 – Составление своего рассказа.
4. Названия, темы аудиотекстов
- Festival (Праздник).
- Culture Shock (Обычаи и традиции).
- What would you do? (Проблемы молодежи).
- Wishes (Пожелания, мечты).
- National Differences (Национальные различия).
- In the Classroom (Воспоминания о школе).
- Going through the System (Школы США).
- The Dead Rabbit (Невероятная история).
- Dangerous Pastimes (Увлечения, спорт).
- British and US English (Британский и американский английский язык).
Обучение аудированию
УРОК 1
Festival
Цели:
- Обучать студентов полному пониманию аутентичного аудиотекста.
- Развивать речемыслительную деятельность обучающихся на основе услышанного.
- Расширять страноведческий кругозор обучающихся.
Задачи для обучающихся:
- Повторить употребление Past Simple и Present Simple.
- Использую полученную информацию, выполнить задания по говорению и письму.
- Познакомиться с национальным праздником Китая.
Работа с аудиотекстом
- Предтекстовый этап. Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. What associations do you have when you hear the word «festival»?
Make a word map. – Р1 Р2 Р3
2. What kinds of holidays do you know? Complete the spider graph: - Gr1; Gr2; Gr3. Compare your ideas with the rest of the class.
3. What do you know about Chinese Holidays? Р1, Р2, Р3.
4. Повторение употребления Past Simple, Present Simple.
5. Ознакомление с заданиями к аудиотексту.
II. Прослушивание текста.
III. Задания к аудиотексту:
1. What kind of festival is the text about? Р1.
2. Complete the sentences according to the first part of the text:
- The Dragon Boat Festival commemorates … of national hero, Chow Yen.
- the birth
- the death
- the victory
- People felt very … for him.
- happy
- sorry
- unhappy
3) Other people made up dumplins to …
- eat them
- feed the guests
- feed the fish
3. Explain the answers, add the correct verbs to the following questions:
1) Why … Chow Yen drown himself?
2) What … people beat the drums for?
- … people throw the dumplins into the river nowadays?
- Where …the Chinese hold dragon boat races?
- … the dragon boats differ from the usual boats?
4. Compare the real incident and the way it is celebrated nowadays (P1 P2 P3; Gr1 Gr2 G3; P1) Fill in the table:
Real incident | The Festival |
1 | |
2 | |
… |
5. Make a picture of the dragon boat (Gr; P), describe it (P1 P2 P3; P).
6. Discuss the characteristic features of Chinese festivals. (P1 P2);
P1 P2
P3
7. Do you know any holiday that also had a sad origin but is celebrated merrily?
8. Advertise the Dragon Boat Festival (P1).
9. Imagine, you are to take part in a drama based on the real incident. How would you do it? (Gr1; Gr2)
- We make a river with…
10. Did you like the text? Explain why. (P1 P2 P3)
11. Write down a letter to your friend about the Dragon Boat Festival. (Homework)
УРОК 2
Culture Shock
Цели:
- Обучать студентов аудированию с целью извлечения нужной информации.
- Развивать умения говорения на основе аудиотекста.
- Способствовать подготовке обучающихся к диалогу культур.
Задачи для обучающихся:
- Понять монолог иностранца, попавшего в неприятную ситуацию.
- Ответить на вопросы и высказать свое суждение по тексту.
- Осмыслить необходимость знания и уважения обычаев и традиций народов.
Работа с аудиотекстом
I Предтекстовый этап. Ответить на вопросы:
1. As the proverb has it, “So many countries so many customs”. Can you illustrate it?
2. Have you ever been surprised by any customs?
3. Is it advisable to learn the customs of people of different cultures? Why?
4. The title of the text is “Culture shock”. What do you think it is about?
5. Ознакомление с заданиями к аудиотексту.
II. Прослушивание текста.
III. Ответить на вопросы:
1) Where did the action take place?
2) How many people were there?
3) What did they start doing?
4) What did the speaker do?
5) Why did he feel uneasy?
6) Why did he think they didn’t eat the tomatoes?
7) Why do you think they didn’t eat the tomatoes?
2. In fact, in some African countries the left hand is used for “unclean” activities, so the right hand is used for giving things to people, handling food, etc. What do you think the traveler should have done to avoid getting a culture shock?
3. What have you learned about the narrator? (P1)
- Make up an outline of the story and retell it.
- Imagine you are one of seven people in the compartment. Tell the story about the foreigner.
6. Finish the sentences:
1) The journey was going to last...
2) Nobody had a knife, so people...
3) I noticed that no one...
4) At the end of the meal there was nothing left...
5) I had broken up the tomatoes...
7. Find a proverb to suit the story.
1) East or West, home is best.
2) As you make your bed, so you must lie on it.
3) When at Rome do as the Romans do.
4) Appetite comes with eating.
8. What should one learn about the foreign country and its people before visiting it? Write some tips for tourists. (Homework)
УРОК 3
What Would You Do?
Цели:
- Обучать аудированию с полным пониманием воспринимаемого на слух текста.
- Развивать оперативную память обучающихся, способность к сравнению, классификации.
- Способствовать формированию сознания собственного достоинства и уважительного отношения к чужим мнениям.
Задачи для обучающихся:
- Понять и обсудить радиопередачу об отношениях родителей и детей.
- Сравнить мнения собеседников со своим, найти взаимоприемлемое решение.
- Учиться достигать согласия и сотрудничать в условиях различных взглядов и убеждений, быть толерантным.
Работа с аудиотекстом
- Предтекстовый этап. Выполнение заданий.
1. Повторение лексики: instead; unfair; to reason; reasonable; to monitor; to encourage to talk in person; rather than.
2. Create sentences with the words.
3.Answer the questions:
1) What social problems are associated with being young?
2) Is a generation gap when the young and adult do not understand one another important nowadays?
3) What do parents forbid/allow their children to do?
4) What do teenagers shock their parents with?
5) What do young people quarrel with parents about?
4. Ознакомление с заданиями к тексту.
II. Прослушивание текста.
III. Задания к тексту.
1. You’ve heard a part of a radio program in which three people discuss a problem parents have with children. Fill in the table and say what they would do in that situation:
Rebecca | would... |
Nick | would... |
Aisha | would... |
2. Who of the three people do you think
a) respects and understands the teens better?
b) is creative about finding a good solution of the problem?
c) doesn’t care to find the fair way out of the situation?
3. Compare the people’s opinions with your own. What would you do? What opinion do you share? Start with the phrases:
- What I would say is...
- I `d recommend...
- To my mind the best thing to do is...
- To be honest...
- I prefer...
- I get the impression...
- It is useful to...
4. Answer the questions:
1) Have you experienced the similar situation in your family?
2) What problems worry you?
3) What problems do you usually discuss with your friends?
4) Do teenage years bring luck to you?
5) What rules does your family have?
6) Do you have anything to complain about?
7) What rights do you have?
5. Write some telephone rules to be followed in the family. (Gr1, Gr2)
6. Write a letter of complaint to your friend.
(Homework)
УРОК 4
Wishes
Цели:
- Учить аудированию с полным пониманием аудиотекста.
- Развивать способности к планированию и логическому изложению пожеланий.
- Воспитывать способность к пониманию чужой точки зрения на социальные проблемы.
Задачи для обучающихся:
- Научиться понимать и правильно употреблять в устной речи структуры с «I wish…»
- Учиться оценивать чужое мнение и выражать собственное.
- Учиться гуманитарному мировоззрению – сопереживать и уважать желания других людей.
Работа с аудиотекстом
- Предтекстовый этап. Выполнение заданий.
1. Tell about three of your wishes using: (P1, P2, P3)
I wish + Past tense
I wish+ could/would
I wish I were
Ex.: I wish I could go swimming.
I wish the sun would come out.
I wish I were in Moscow now.
II. Прослушивание теста.
III. Задания к аудиотексту.
1. Listen to the wishes made by the father and his daughter. What have you learned about the people and their wishes?
Fill in the table.
Speakers | Information (age, occupation, etc...) | Wishes |
Father | 1. 2. ... | |
Daughter | 1. 2. … |
2. Mark the following statements True, False, Not stated. Correct the false statements. Compare your answers with a partner. (P1 P2)
1) The father wishes he could take more time off work.
2) The daughter has very little time to do aerobics.
3) It would make the daughter a lot happier to live in Africa.
4) The father wishes his children would always stay with him.
5) The children use the telephone all the time.
3. Match the two halves of the sentences. Then practice saying them.
1) My Granny wishes a) I knew French well.
2) I wish b) it would stop raining.
3) The gardener wishes c) she were younger
4) The driver wishes d) he could run faster.
5) Bill wishes e) the traffic lights were green
4. Act out the conversation between the father and the daughter.
(P1 P2)
5. Who do these statements refer to? (P1)
1. I work at home.
2. I used to do a lot of aerobics.
3. I pay a lot of money for the rent.
4. I’d like to have a new car
5. They invite all their friends around
6. Write three wishes of your nearest and dearest.
My Mum wishes...
My best friend...
My...
УРОК 5
National Differences
Цели:
- Развивать умения обучающихся извлекать информацию об особенностях разных стран из аудиотекста.
- Развивать способность обучающихся к сравнению и сопоставлению фактов, к формулированию выводов из услышанного.
- Воспитывать уважение к другой культуре, более глубокое осознание своей культуры через контекст культуры зарубежных стран.
Задачи для обучающихся:
- Научиться выбирать необходимую информацию и использовать ее.
- Развивать аналитическую и речемыслительную деятельность на основе аудиотекста.
- Расширять свой страноведческий кругозор.
Работа с аудиотекстом
I. Предтекстовый этап. Выполнение заданий.
1. Повторение лексики: surprising, to obey the law, to respect, forbidden, a drawback.
2. Create sentences with the words.
3. What do you think the text is about? : (P1, P2, P3)
4. Ознакомление с заданиями к аудиотексту.
II. Прослушивание текста.
III. Задания к тексту.
1. What countries are not mentioned in the text?
France, Britain, India, England, Wales, The United States, China, Japan, Scotland, Russia.
2. Choose the suitable proverb to the text:
1) East or west, home is best.
2) So many countries, so many customs.
3) Every bird likes its own nest.
4) Tastes differ.
3. Tick (V) the options which are expressed in the text.
1) In Britain people spend much time for lunch.
2) British people obey the law.
3) It’s easier to feel alone in the USA.
4) People don’t have sense of danger in the streets of England.
5) There are enough places to relax and rest in Britain.
6) In Britain you should take your handbag with you when you leave – for it to be safe.
4. What have you learned about Great Britain comparing with other countries? (P1 P2 P3)
Start with: Like..., in
Unlike..., ...
Ex.: Like Ireland, Britain is an island-country.
Unlike in the USA, the weather is very changeable in Britain.
5. Speak about national features of Britain. (P1 P2)
6. Compare British and Russian national features. Fill in the table.
Great Britain | Russia |
|
|
7. Write instructions about Russian national peculiarities for tourists visiting Russia. (Homework).
УРОК 6
In the Classroom
Цели:
- Обучать студентов аудированию текста с полным пониманием основной идеи и деталей сказанного.
- Развивать логическое мышление обучающихся.
- Способствовать воспитанию этического отношения к школе.
Задачи для обучающихся:
- Научиться понимать и анализировать услышанную информацию.
- Развивать способности к дедуктивному мышлению: анализу, синтезу, сравнению, умению формулировать выводы на основе разных воспоминаний о школе данных в аудиотексте.
- Представить модель идеальной школы на основе содержания текста и своего жизненного опыта.
Работа с аудиотекстом
I . Предтекстовый этап. Выполнение за даний.
1. Повторение лексики: enjoyable, ordinary, to focus on, to spin around, to land, to do experiments.
2. Create sentences using these words.
3. Look at the title of the text. What is it about? What do you usually do at different lessons in the classroom?
4. Ознакомление студентов с заданиями перед прослушиванием.
II. Прослушивание текста.
III. Задания к тексту.
1. Listen to people talking about school.
1) What subjects are they talking about? How do you know?
2) Did they enjoy studying?
3) What did they do at the lessons?
4) Did they learn anything useful?
5) What do you think the speakers are?
6) What kind of reminiscences do they have? Why?
2. Finish the statements:
1) They watched the slides of different
a) fruit and vegetables
b) streets and squares
c) paintings and monuments
2) They never learned anything about
a) kings and queens
b) ordinary people
c) famous compatriots
3) If you wanted to learn to play an instrument, you had to
a) buy a piano
b) pay money
c) pass a special test
4) They used to write a lot of
a) stories and poems
b) novels and fables
c) science fictions and tales
3. Make a summary of the passage. Describe the kinds of feelings it aroused in you.
4. Discuss what you do at the lessons. P1 . P2
Use the following.
1) It is useful to... P3
2) ... prepares you for a successful career.
3) ... is a good exercise for the intellect.
4) It helps us to...
5) ... is beneficial for developing skills of...
6) ... expands our knowledge of...
7) I find it important to...
5. Discuss your favourite subjects. Why do you like them? (P1 P2)
- Speak about the school of your dream. What should the ideal school be like?
P1 P2
P3
Discuss:
- the building
- the classrooms
- the lessons
- the pupils
7. Write a letter about your gymnasium and reminiscences of your school years. (Homework)
УРОК 7
Going through the System
Цели:
- Развивать умения полного понимания аудиотекста, речемыслительной деятельности на основе услышанного.
- Формировать способности обучающихся к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению и оценке фактов.
- Расширять страноведческий кругозор студентов знаниями об американской школе.
Задачи для обучающихся:
- Прослушав интервью, познакомиться с некоторыми фактами, касающимися системы школьного образования США.
- Научиться делать краткие записи информации, воспринимаемой на аудитивной основе и систематизировать ее.
- Использовать полученную информацию в устной диалогической и монологической речи.
Работа с аудиотекстом
I . Предтекстовый этап.
1. Повторение лексики: grade, compulsory subjects, electives, academic, to do a credit.
2. Create sentences with these words.
3. Guess what the text will discuss.
4. Ознакомление с заданиями.
II. Прослушивание текста.
III. Задания к тексту:
1. Listen to people talking about the American education system and fill in the gaps in the text.
Children start school in the USA at the age of...
They study at Junior High School for ... years … , …and…grades. They go to real High School for…years, up to the age of ...or... . They finish school at age... .
2. Compare the table and speak about school system of the USA
(P1 P2)
School | Age | Grades |
High School | ||
Junior High School | ||
Primary School |
3. Answer the questions: P1 P2 P3
1) What types of Diploma can American children do?
2) What is the difference between the Diplomas?
3) What subjects do students take?
4) Do they have any choice?
4. Imagine you study in the USA. What type of Diploma would you do? Explain your choice.
5. Compare the American and Russian system of school education.
Use: Like in ...,
Unlike in ... .
6. Reproduce the dialogue you’ve heard. (P1 P2)
7. Change the dialogue into the reported speech. (P1)
8. Write 10 questions to ask American students about their school. answer your neighbour’s questions. (P1 P2)
9. What else would you like to learn about American school? (P1)
Use: I would like ...
I am interested in ...
It is important for me to ...
I wonder ...
10. Would you like to study at school in the USA? Why?
11. Write a letter to your American friend about Russian school system. (Homework). (Повторить правила оформления письма).
УРОК 8The Dead Rabbit
Цели:
- Развивать речемыслительную деятельность обучающихся на основе полного понимания аудиотекста.
- Развивать способности к осуществлению продуктивных речевых действий.
- Воспитывать умение анализировать и давать оценку поступкам и событиям.
Задачи для обучающихся:
- Понять внутреннюю организацию рассказа и пересказать его от лица участников событий.
- Проявить креативность в выполнении заданий.
- Учиться высказывать свое мнение о рассказе.
Работа с аудиотекстом
I . Предтекстовый этап.
1. Explain the words: to get into trouble; to wreck the house; to dig up; to slip over; a hutch; tooth-marks; fence.
2. Create sentences with these words.
3. Ознакомление обучающихся с заданиями.
II. Прослушивание текста.
III. Задания к тексту.
1. Make a plan of the story using: (P1; P2: P3) (Gr1; Gr2; Gr3)
a) Affirmative sentences
b) Questions of different types
c) Words and phrases
2. Write down key-words to retell the text. (C1; P1; P2; P3)
a) nouns
b) verbs
c) adjectives
3. Retell the text using the key-words and your plan. P1; P2: P3 – в группах.
4. Imagine you are the owner of the dog, tell what has happened. (P1)
5. Tell the story from the point of view: (P1; P2; P3; P4)
a) of the girl
b) of the girl’s father
c) of the little boy’s mother
d) of the dog
6. Describe:
a) the dog
b) the rabbit found in the garden
7. Make pictures for an animated cartoon based on the story. Sound the pictures. (Gr1, Gr2)
8. Make the advertisement of the story for people to get interested in it. Use the adjectives : unforgettable, unusual, unexpected, unbelievable. (P1)
9. What impression did the story produce on you? Use the following:
It made me feel surprised
be in suspense
laugh/smile/cry
think of ...
upset
10. Can a story be a plot of a
- comedy?
- tragedy?
- detective story?
- ghost story?
- fairy-tale?
- science fiction?
Explain your opinion. (P1; P2; P3)
11. What things may people say about this story? Explain your opinion.
1) The plot is very complicated.
2) It is completely unrealistic.
3) The story is very slow.
4) It has a happy ending.
5) The plot is really clever.
6) It is very moving.
7) It is really scary.
8) It is very imaginative.
9) It has got a moral.
12. Write the unusual story of your own to be read in class. (Homework).
УРОК 9
Dangerous Pastimes
Цели:
- Учить обучающихся понимать полное содержание аудиотекста и находить нужную информацию.
- Развивать лексические навыки говорения студентов на слуховой основе.
- Познакомить обучающихся с опасными видами времяпровождения, популярными среди современной молодежи.
Задачи для обучающихся:
- Прослушав интервью, научиться отвечать на вопросы и воспроизводить его содержание в диалогической и монологической устной речи.
- Расширить словарный запас по теме, развивая оперативную память.
- Формировать толерантное отношение и уважение к увлечениям других людей.
Работа с аудиотекстом
I . Предтекстовый этап.
1. Read the list of dangerous pastimes, explain them and add some more: (Brainstorm activity)
bungee jumping; rock climbing; white water canoeing; potholing; off-piste skiing; scuba diving.
2. Divide these activities into two parts:
- things you’d like to do
- things you’d never do
Explain your choice. (P1; P2, P3)
3. Повторение косвенной речи.
4. Ознакомление с заданиями.
II. Прослушивание текста.
III. Задания к тексту.
1. Listen to an interview with a girl who is about to go on her first parachute jump. answer the questions: P1 P2 P3
1) How was she feeling?
2) What made her decide to do her first parachute jump?
3) What kind of person is she?
4) Is she well-trained?
5) What should one do for a successful parachute jump?
6) Did Alison enjoy her first jump?
7) What did she tell about it?
8) Did she follow the instructions about parachute jumping?
2. In what situations were these words used? P1 P2 P3
- to be a little bit frightened
- to be an adventurous type
- to do a jump for charity
- to be well-trained
- a reserve parachute
- to bend your knees
- to learn by heart
- to be forced to
- to be dragged across the ground
- the million dollar question
3. Reproduce the dialogue with your groupmate. P1 P2
4. Tell your friends about the interview. Use the reported speech. (P1)
5. Are you an adventurous type? Discuss it with your partner.
P1 P2
(Homework)
УРОК 10
British and US English
Цели:
- Ознакомить обучающихся с некоторыми различиями между американским и британским английским языком на аудитивной основе.
- Развивать языковую догадку, аналитические умения обучающихся.
- Расширять лингвистический кругозор обучающихся.
Задачи для обучающихся:
- Систематизировать прослушанную информацию о различии вариантов английского языка.
- Научиться семантизации некоторых слов из американского английского языка способом языковой догадки.
- Обогатить свой словарный запас лексикой из американского английского языка.
Работа с аудиотекстом
I . Предтекстовый этап.
1. There are differences between British and US English. Sometimes American English is called “dirty” English. Can you explain why?
2. Match American words with their British equivalents.
American English | British English |
grade | form |
sidewalk | lift |
fall | rubbish |
closet | sweets |
apartment | motorway |
drapes | pavement |
line | flat |
freeway | garden |
garbage | wardrobe |
vacation | curtains |
truck | lorry |
yard | autumn |
elevator | queue |
candy | holidays |
3. Ознакомление с заданиями к тексту.
II. Прослушивание текста.
III. Задания к тексту.
1. Listen to the anecdote. Answer the questions:
- What did the American woman want to do?
- What did the Englishman offer to do?
- Why did people laugh?
2. Make a table of differences between British English and American English mentioned in the text.
British English | American English |
| on the weekend |
3. Make up a story with American words of Ex.I-2. Imagine, that the same story is told by the British, make the necessary changes. Tell your story to your partner and let him retell it in the British English. Compare your versions of the story with your partner’s.
4. Use the dictionary to find out the meaning of these words in American English and in British English:
pants a subway bathroom highway corn | a bill a purse sneakers gasoline mailman | (potato) chips restroom soccer oatmeal bathtub |
5. Make up a story with these words both in American and in British English. (Homework).
АУДИОТЕКСТЫ (TAPESCRIPTS)
TEXT 1
Festival
The Dragon Boat Festival commemorates the death of a national hero, Chow Yen, who threw himself into the river and drowned himself in protest against a corrupt Government, and that happened about oh over 2,000 years ago in China. But the people saw the incident and they felt very sorry for him, and they collected a fleet of boats and beat the drums, made a lot of noise and raced the boat in the river trying to scare away the creatures in the river which were about to eat Chow Yen's body. And other people made up dumplings of rice, meat, beans, and they threw these dumplings into the river to feed the fish and other creatures in the river. That's how it started originally.
And nowadays people still make dumplings but they do not throw the dumplings into the river any more. They eat the dumplings, which is really very delicious. And they still hold boat races, anywhere in China, in Hong Kong and any parts of the world where there is a sizeable Chinese community, they still hold dragon boat races. The dragon boats are quite narrow and long and they have the head of a dragon in the front and the tail of a dragon at the back and they have about 22 people on each boat. They have a drum, a big drum at the end of the boat as well, so while the people are racing one person will be beating the drum and the people have to row together to the rhythm of the drum.
TEXT 2
Culture shock
I was travelling in the Sudan by train and the journey I had to make was going to last about 48 hours and about an hour into the journey someone in my compartment, I think there were another seven people in the compartment, someone spread a large cloth on the floor and people began to bring out food. No-one had a knife, so people were breaking up the food and placing it on the cloth ...
... I realized this was the thing to do so all I had was three or four tomatoes. So I broke up my tomatoes and put them on the cloth and then we all started to eat the food. And there was bread and beans
and lamb and many different things and people were eating and I noticed that no-one was eating my tomatoes. So I encouraged them to eat and everyone smiled very politely but wouldn't actually take any. And slowly the food disappeared and disappeared and my tomatoes were left. So at the end of the meal there was nothing left except my tomatoes. And I felt slightly uneasy about this, I didn't know why ...
... I thought probably it was because I was a foreigner and perhaps the Sudanese people didn't want to take a foreigner's food from them. So in fact I ate the tomatoes myself. It was only some time later that I realized that in fact the reason that people hadn't eaten my tomatoes was because I had broken up the tomatoes with both hands.
TEXT 3
What would you do?
A. Your teenage daughter has started using the telephone to chat to her friends in the evening and quite often she talks for more than an hour, and it means that you can't use the phone yourself. Now you've told her to stop phoning her friends but now her friends phone her instead. Now what would you do about that? Rebecca?
B. Oh it's a difficult one. I think I'd try to reason with her and say I mean I wouldn't say 'You must not ring your friends and your friends must not ring you' because I think that's unfair. What I would say is 'If your friends ring you, can you just keep the conversation a bit short so that other people can use the phone?', which seems quite reasonable to me. A, Nick, what do you think?
C. I think what I'd do is stop my daughter from answering the phone and monitor the calls as they came in. And she would only be allowed to take one call in the evening from a friend, and any other calls that came in from her friends, we'd say 'No I'm sorry, she's already talked to Angela or Julia or whatever and so she can't talk to anyone else' and take control of it that way. A, Aisha, do you agree with that?
D. Not really. I think you should always try and remember what it felt like at that age and actually how important it felt to try and talk to your friends. What I'd do I think is really encourage her to visit her friends and to have her friends round more so they could actually talk-in person rather than on the telephone.
TEXT 4
Wishes
- I wish I could take more time off work. I work at home, and I find it very difficult to stop at the end of the day.
- I wish I had time to do more exercise. I used to do a lot of aerobics, but now that I'm studying I find that I have very little time to attend the classes.
- I wish I could play the guitar. I used to try to teach myself, but I wasn't very good, so I gave up.
- I really wish it was warmer in the
North of England, that's where I study, and I pay a lot of money for the rent and electricity to heat up the house. It would make me a lot happier to study in a warmer country.
- I wish I didn't have such an old car. I'd like to have one with central door locking and power steering and an open sun roof.
- I wish I lived in a smaller house. The house that I live in at the moment is very big. There are six of us living there, and it gets very noisy sometimes. In a smaller house I'd feel more comfortable and I'd have the quiet that I need to study.
- I wish my children would leave home. They're over 20, but they're still living with us, and they use the telephone all the time, and they invite all their friends around, and they're very nice kids but I just wish they'd go.
TEXT 5
National differences
1. In France most of the people want to have a very long time for lunch. In Britain it doesn't seem to be important because people take a cup of tea and a very quick sandwich and it's OK.
2. Another very surprising thing for the foreigner is the way the people obey the law - you seem to have much more discipline than in France, and you respect the police much more than we do. For instance, people park their car everywhere, and they know it is forbidden but they do it -in Britain people don't do that.
3. In England it's easier to feel alone, people don't bother you, don't look after you or worry about you so much, so it's easy to get sort of, to get lost or to hide away here. When you're in the United States people want to know who you are, they tend to speak to you, to find out who you are, what you're doing.
4. Yes, one thing I should mention is that the United States is I think a much more exciting place to be than England, but there is a drawback and that is, you do have this sense of danger in the United States, especially in big cities, that you don't get so much in England or Britain as a whole. You feel safe in England.
5. Japanese houses are really small and people live close to each other, and there aren't so many parks, there aren't so many places where you can play when you are little, and it's very difficult for people to relax.
6. Japan is quite safe, and you can leave your handbag behind when you leave the room without: being really careful about it. But in Britain you really have to keep eye on your handbag when you leave the room, and you have to take it with you when you leave.
TEXT 6
In the classroom
1. We sat in the dark and we watched these slides of different paintings and monuments and it was quite enjoyable.
2. We learnt a lot of dates and we learnt a lot about battles and kings and queens but we never learnt anything about ordinary people who had lived ordinary lives.
3. We did a lot of singing but if you wanted to learn to play an instrument you had to pass a special test.
4. I think my teachers mostly focused on grammar, but we also had the chance to speak in, during the class.
5. I remember we had, a map of the world and we used to spin it around and wherever we put our finger on we used to study the country wherever our finger had landed.
6. We had the chance to do a lot of our own experiments which was very good because it gave you the opportunity to see how things worked.
7. We had a very good teacher and we used to write a lot of stories and a lot of poems and I really enjoyed writing poetry. That was great.
TEXT 7
Going through the system
A. At what age do children start school in the States?
B. Generally six. That's when I started.
A. And that goes up to what age?
B. That goes up to grade six, so that would be what? Twelve years old? And then you go to seventh grade in Junior High School, in fact you go for three years to a Junior High School, 7th, 8th and 9th grades.
A. And then you go to real High School?
B. And then comes the real thing, three years of High School. That's the 10th, the 11th and 12th grades.
A. And that takes you up to what age? Sixteen or ... ?
B. Seventeen, eighteen. It's quite common to finish High School with your Diploma at age seventeen.
A. And how many subjects do you take for your Diploma?
B. Well that depends on what type of Diploma you're doing. There are really two types - there's an academic Diploma, which would prepare you for College, and there's a non-academic Diploma, which is more vocationally orientated. Both types of Diploma have their compulsory subjects, you know, like in the academic Diploma you have to do English. But then in both cases again the student has some choice, so in addition there are what's called 'electives'.
A. 'Electives' means you can choose the subject...?
B. Exactly, exactly. So in the United States you could do a credit in driving, for example, and learn to drive at High School. Or typing is another skill that you can learn in High School, and that will count towards your Diploma.
TEXT 8
The dead rabbit
Well, this friend of mine had a dog, which he'd bought for his daughter's tenth birthday. This dog was always getting into trouble, and it had already completely wrecked their house and dug up their garden. Anyway, one Friday this dog turned up with a dead rabbit in its mouth, which it brought into the house and dropped on the floor. And my friend's daughter immediately recognized this rabbit as the one that belonged to the little boy next door, and the little boy kept this rabbit in a hutch in his garden, so the dog must have got into their garden and killed it.
So my friend had a look at the rabbit, which was all muddy and dirty, but it didn't seem to have any tooth marks on it and it wasn't damaged in any way. So he had an idea.
What he did was he cleaned the rabbit up and he dried it with a hairdryer, and made it look really nice, and then later on that night when the neighbours had gone to sleep, he slipped over the garden fence and put the dead rabbit back in its hutch. The next morning there was a ring at the doorbell, and it was the little boy's mother, and she was looking really upset. And my friend said 'What's the matter?' And she said 'It's terrible. It's little Timmy's rabbit. I just can't understand it. The rabbit died two days ago, and so we took it out of its hutch and buried it in the garden, and this morning he went back out into the garden to clean out the rabbit hutch so we could sell it - and there was the rabbit back in the hutch.'
TEXT 9
Dangerous pastimes
Part 1
A. So, Alison, here we are at the airfield. You're about to go and do your first ever parachute jump. (Yes) How're you feeling?
B. I'm excited, very excited, and I'm prepared.
A. Glad to hear that. Are you not just a little bit frightened?
B. No, not frightened. I am a little nervous, because it's my first time, but I am looking forward to it.
A. Good. Tell me, what, what made you decide to do it in the first place ?
B. Well, some friends of mine have been doing it for a while and they asked me if I'd like to join them and at first I said no but then I decided that, yes, I'm an adventurous type, and they sponsored me to do a jump for charity, so I said 'Fine, why not?' It's a good cause.
A. Right. And you know what to do, do you? I mean, have you trained, have you practised?
B. Oh yes, yes, yes. They make sure that you're well trained, they wouldn't let you up there if not, and we actually trained for a whole weekend.
A. Right, whole weekend. What do you do? I mean, could you take us through it?
B. Oh sure. Let's see, you jump, hopefully, and then the parachute's supposed to open, which it does after about four seconds, and if it doesn't you've got a reserve parachute, (Right) and then the second thing is that you have to land properly, so you just bend your knees, roll over when you land, you know.
A. And you've learned all that by heart, have you?
B. I sure hope so.
A. Well don't worry, if you forget, I'll be there to catch you, all right? (Oh thank you) Good luck.
B. OK, see you on the ground.
Part 2
A. So congratulations. (Oh, thanks) How was it?
B. Whew! Well, it was fantastic, really just fantastic.
A. And what was it like? What did it feel like jumping out?
B. Oh well at first I didn't want to jump out, but I was, I was kind of forced to, which I'm glad, because it was just unlike anything I've ever done before. (I'm sure) You kind of, I don't know, there's this rushing sensation, and then that parachute opens, and then you feel in control because you just slow right down, and that's when, that's when I kind of enjoyed it, I wasn't at first, but then it was just superb.
A. Great. And it all went OK, did it, there were no problems with the parachute?
B. No, thank goodness. No problems. Oh - the landing, well, that wasn't so great. I landed OK but I forgot to get up, which they did warn us about, and I was dragged across the ground a little bit, but - no problem.
A. The million dollar question. Do you think you'll go again?
B. Yes, yes, yes, definitely. (Good) Yes
TEXT 10
British and US English
Part1
There's a story of a young Englishman who was staying with a couple in New York. It was his first time in the United States, and on the first night, they had dinner and they were looking forward to going out to see a play on Broadway. After dinner the wife got up and said
'Well, 1 think I'll just wash up'. Well the Englishman immediately sprang to his feet and said 'Oh let me help1. Well, of course everyone just burst out laughing.
Part 2
Grammar is another area where things can be a little different between American English and British English.
One of those areas is with the use of prepositions. For example, we would say on the weekend whereas in Britain it's at the weekend.
With days of the week we often leave the preposition out altogether. So an American will say See you Tuesday rather than the British See you on Tuesday.
And then there are some verbs where British people use a preposition but Americans don't. So in Britain people protest against high taxes, whereas in America, you simply protest high taxes. Likewise, in America you write someone and in Britain you write to someone.
Another thing I've noticed is that in Britain people say I like swimming or I love watching TV. Americans prefer to use the infinitive: I like to swim, I love to watch TV.
And there's a tense difference too with verbs. Where in Britain people say, for example, I've already seen him or He hasn't come yet, Americans will often use the Past tense instead: I already saw him, He didn't come yet. And also, in America the past participle of get can be gotten rather than got – so an American will say I've gotten the tickets rather than I've got the tickets. Those are some of the main differences.
Литература
- Н.М. Шахмаев «Дидактические проблемы применения ТСО» - М.: Просвещение, 1987 г.
- Л.П. Прессман «Методики применения ТСО» - М.: Просвещение, 1988г.
- Е.Н. Соловова «Обучение аудированию» ELT News&Views, ЗАО «Динтернал Лимитед» 2000 г.
- Language in use. Intermediate. Adriau Doff&Christopher Jones. Cambridge University Press, 1997.
- Language in use. Upper-Intermediate. Adriau Doff&Christopher Jones. Cambridge University Press, 1997.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. Минск «Высшая школа», 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по проведению презентации по дисциплине «Учет оборудования и инвентаря гостиницы»
Методическое пособие предназначено для Модуля ПМ.03 «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» и содержит методические указания по выполнению презентаций с темами и заданиями....
Учебно-методическое пособие для преподавателей СПО по дисциплине "Основы философии"
Данное пособие предназначено для преподавателей философии учреждений СПО. Матерал - это описание методики проведения комбнированного занятия или семинара, посвященного расширению и проверки знаний уча...
Учебно-методическое пособие для самостоятельных работ по дисциплине «Управление качеством»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы, подготовки к практическим занятиям и их проведению по дисциплинам «Управление качеством», «Системы управле...
Методическая разработка к внеклассному занятию по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Guided tour through the largest automobile companies»
Методическая разработка к внеклассному занятию по дисциплине «Иностранный язык»на тему: «Guided tour through the largest automobile companies»...
Методические рекомендации к комплексному зачету по дисциплине "Иностранный язык"
Одной из форм итоговой и промежуточной аттестации студентов является комплексный зачёт. В этом разделе размещены методические рекомендации по подготовке к комплексному зачету, требования к зачёту....
Учебно-методическое пособие «Внеаудиторные самостоятельные работы» по дисциплине «Метеорологическое обеспечение полетов»
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ПМ.01 «Организация и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации...
Методическая разработка урока профессиональной направленности по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодическая разработка урока профессиональной направленностипо дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности»для специальности 08.02.03 Про...