ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА КОСТЮНИНА: НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ.
план-конспект урока на тему

ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА КОСТЮНИНА: НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ.

Разработку подготовила: Иутинская Галина Ивановна

                (Методическая разработка урока литературы по рассказу А.В.Костюнина «ЖОР ГЛУБИННОЙ ЩУКИ»).

Цель урока: - знакомство студентов с творчеством

                       писателя-современника А.В.Костюнина;

                    - анализ рассказа «Жор глубинной щуки»;

                    - исследование творческих особенностей автора.

Оформление: портрет Александра Викторовича Костюнина, названия        

                                   произведений, эпиграф, экран.

Эпиграф :

«Природа бесстрастна к человеку; она не враг и не друг

                                ему; она то удобное, то неудобное поприще для его

                                деятельности». Н.Г.Чернышевский.

                                      ХОД УРОКА.

1.    ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Ребята! Наш урок сегодня предполагает знакомство с творчеством писателя-современника А.В.Костюнина. Мы привыкли с вами анализировать произведения русских классиков, которые известны всему миру, о которых уже много написано критиками, по мотивам которых поставлены спектакли, или сняты фильмы.

    Рассказы и повести А.В.Костюнина – это мир, близкий всем нам, его герои – то ваши ровесники, то люди старшего поколения, но все они живут интересами нашего общества, их проблемы так близки нашим. Речь героев созвучна с нашей речью. И, погружаясь в этот мир, каждый из вас может увидеть себя рядом с персонажами произведений автора.

2.    ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Творчество В.А.Костюнина» (Студент знакомит с биографией и творчеством писателя).

3.    БЕСЕДА по рассказу «Жор глубинной щуки».

                   ВОПРОС

Возможный вариант ответа

1. Понравился ли вам рассказ?

Скорее да. Задуматься заставляет однозначно.

2. Как в рассказе автор называет

    щуку?

Для названия щуки автор выстроил целый синонимический ряд. В основном синонимы контекстуальные: её Величество! полноправная хозяйка подводного царства; разбойница; Царица; хищник; подводный волк; «пахан»; таинственная рыбина; чудовищный зверь; неизвестное чудище; Сямозёрское чудовище; огромная щука размером с морёный топляк; чёрт; будто малая подводная лодка; громадина; северный крокодил.

3.Почему для эпиграфа писатель

использовал именно этот

   фрагмент рун «Калевалы», а в названии -   слово «жор»?

В эпиграфе уже указывается на щуку чудовищных размеров, которая смогла остановить парус. «Морская собака». Такая и сожрёт – не подавится. Слово «жор» вызывает неприятные ощущения: холодный липкий страх. Руны «Калевала» - это народное карельское творчество, а в рассказе упоминается суеверие о щуке.

4. Кто является героями рассказа?

Героев немного: сам рассказчик, пожилая семейная пара: Николай Иванович и Клава и супруги Строевы: Фёдор Петрович и Валентина.

5. Каков сюжет рассказа?

Сюжет прост: на берегу карельского Сямозера встречаются любители рыбной ловли. Описываются приёмы рыбной ловли, рыбацкий азарт, вечерний ужин и рассказ – воспоминание о несчастном случае.

(возможен пересказ).

6. Какие чувства вы испытывали при чтении рассказа?

Спектр чувств очень широк: от восхищения природными красотами Карельского края до брезгливости к человеческим поступкам. (Можно привести примеры пейзажных зарисовок, а также  проанализировать поведение людей в экстремальной ситуации).

7.Какие нравственные проблемы поднимает автор в рассказе?

Нравственных проблем в рассказе несколько: взаимоотношения людей в современном обществе, бездушие чиновников и врачей, нежелание помочь в беде, равнодушие и трусость.

8. Хотелось бы вам что-то изменить

 в рассказе? Почему?

Хотелось бы, прежде всего, изменить человеческие души: подкорректировать чувство совести и чувство меры. Неутешителен вывод в самом конце: «щука хватает рыбёшку, что помельче, а мы – её и друг друга». Это значит, что закон «у сильного всегда бессильный виноват» не изжил себя и в 21 веке!

9. В чём особенности композиции рассказа?

Рассказ построен по принципу кольцевой композиции: начинается описанием повадок щуки и пейзажной зарисовки и заканчивается описание летнего утра. В тексте используется приём «рассказ в рассказе».

 

4.    СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

Учитель указывает ребятам на традиционные черты в литературе. При этом предлагает сопоставить рассказ А.В.Костюнина с произведением В.П. Астафьева «Царь-рыба». Это может выглядеть как заранее подготовленное двумя ребятами домашнее задание. На экран выводится таблица для лучшего зрительного восприятия. В таблице – цитаты из двух текстов.

 

 

 

 

В.П.Астафьев «Царь-рыба»

А.В.Костюнин «Жор глубинной щуки»

1.         Г Л А В Н Ы Й 

Игнатьич – жестокий браконьер, не верующий ни в Бога ни в чёрта.           

        Г Е Р О Й

Фёдор Петрович Строев – пятидесятилетний майор в отставке. Азартный рыбак – любитель. Рыбу ловил, чтобы побаловать внучку.

2. Р Ы Б О Л О В Е Ц К АЯ 

Самоловы со множеством                           крючков. С двух самоловов Игнатьич снимал до 70 штук стерлядей.

    С Н А С Т Ь

  Спиннинг, а к нему финская блесна-воблер в виде крупной рыбки с двумя острыми тройниками, на брюшке и хвостике, с чёрной спинкой, пятнистыми блестящими боками. В катушке спиннинга вместо лески был крепкий плетёный шнур.

3. Л Е Г Е Н Д А            О

Дедушко Игнатьича говаривал: лучше отпустить её, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать об ней, искать её.

     Р Ы Б Е

Щуке приписывают близкое знакомство с нечистью. Если рыбарь заметит, как она плеснёт возле борта хвостом, то скорая погибель  не за горами. Щука охраняет царство Водяного. Окуни и судаки в её подчинении. Когда вдруг она срывается с крючка, принято не ругаться, не клясть судьбу, лишь тихо произнести: «Плыви, щука, за водой, моё счастье, будь со мной».

4. О П И С А Н И Е

Над водою сверкнула острыми кнопками круглая спина осетра, изогнутый хвост…как кривая татарская сабля. Из-под костяного панциря, защищающего широкий, покатый лоб рыбины, в человека всверливались маленькие глазки с жёлтым ободком вокруг томных, с картечины величиною, зрачков. Они, эти глазки, без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе.

  Р Ы Б Ы

Метрах в пятнадцати от лодки краем скользнула чёрная спина с гигантским плавником. Толком не видно было, где эта спина начиналась, где заканчивалась… Лениво шевеля хвостом и плавниками, щука внимательно разглядывала Петровича. Её чёрные немигающие глаза, с ярким жёлтым ободком по краю, смотрели тяжело и угрюмо. Верхняя челюсть напоминала блестящий чёрный капот от «Победы». На хребте грязно-зелёным бархатом рос мох.

5. О Ш И Б О Ч Н Ы Е   Д Е Й С Т В

Игнатьич со всего маху жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…догадался – угодило вскользь. Повторять удар было некогда. Он взял рыбину крюком на упор и почти перевалил её в лодку… Находившаяся в столбняке рыба резко вертанулась, ударилась об лодку, громыхнула… взорвалась река за бортом, ударило рыбака тяжестью по голове, давнуло на уши, полоснуло по сердцу.

И Я              Р Ы Б А К О В

Он (Строев) догадался, что никакого ветерка не было вовсе. Всё это время лодку в открытое озеро тащила за собой рыбина. Фёдор ухватился за шнур и крутанул несколько витков вокруг рукава фуфайки. Пытаться удержать такого чёрта удилищем из хрупкого стекловолокна было безумством.

Вдруг хрустальная зеленоватая вода заклокотала, и совсем рядом смиренно всплыла, будто малая подводная лодка, старая щука длиной под два метра. Из приоткрытой зубастой пасти её торчала наружу половинка блесны.

5.    О Щ У Щ Е Н И Е

Вода! Он хлебнул воды! Тонет!

Кто-то тащил его за ногу в глубину. «На крючке! Зацепило! Пропал!.. В голове Игнатьича тоскливо и согласно , совсем согласно зазвучала вялая покорность. «Тогда что ж… Тогда всё…»

«Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» - слабо, без надежды взмолился ловец.

 

    БЕ Д Ы, О Б Р Е Ч Ё Н Н О С Т И

Щука давала себя рассмотреть и при этом наслаждалась смятением врага. Дыхание её было спокойным, движения плавными, упруго-размеренными. Что-то не чувствовалось в ней устали…

Майор парализовано  стоял на полусогнутых ногах. Левой дрожащей рукой он придерживал, словно протез, правую руку с намотанным шнуром. Широко раскрытые глаза его в ужасе глядели в медленно открывающуюся пасть северного крокодила.

Он догадался, что произойдёт в следующий момент. Он всё понял. И знал, что исправить ничего нельзя…

Эти мысли пронеслись вперемешку с воздушными пузырьками кипящей воды после того, как хищник тяжёлой торпедой двинулся вперёд, занырнул под лодку, играючи опрокинул её и увлёк в свою стихию Строева.

 

УЧИТЕЛЬ:

 Почему герой Астафьева, не смотря на то, что он и браконьер, и живёт не по совести, остаётся в живых, а герой Костюнина, положительный человек, погибает в пучине озера? Подумайте. Сделайте свои выводы.

Если вы, спустя время, вспомните рассказ «Жор глубинной щуки» и не захотите быть похожими на Николая Ивановича, бросившего в беде жену Строева,  значит живите по главному жизненному правилу: «Не знаешь, как поступить? Поступай по совести!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f_527b47c2cb5ab.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА КОСТЮНИНА: НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ.

                (Методическая разработка урока литературы в 10 классе

по рассказу А.В.Костюнина

«ЖОР ГЛУБИННОЙ ЩУКИ»).

Цель урока: - знакомство старшеклассников с творчеством

                       писателя-современника А.В.Костюнина;

                    - анализ рассказа «Жор глубинной щуки»;

                    - исследование творческих особенностей автора.

Оформление урока: портрет Александра Викторовича Костюнина, названия        

                                   произведений, эпиграф, экран.

Эпиграф к уроку: «Природа бесстрастна к человеку; она не враг и не друг

                                ему; она то удобное, то неудобное поприще для его

                                деятельности». Н.Г.Чернышевский.

                                      ХОД УРОКА.

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Ребята! Наш урок сегодня предполагает знакомство с творчеством писателя-современника А.В.Костюнина. Мы привыкли с вами анализировать произведения русских классиков, которые известны всему миру, о которых уже много написано критиками, по мотивам которых поставлены спектакли, или сняты фильмы.

        Рассказы и повести А.В.Костюнина – это мир, близкий всем нам, его герои – то ваши ровесники, то люди старшего поколения, но все они живут интересами нашего общества, их проблемы так близки нашим. Речь героев созвучна с нашей речью. И, погружаясь в этот мир, каждый из вас может увидеть себя рядом с персонажами произведений автора.

  1. ПРИЗЕНТАЦИЯ «Творчество В.А.Костюнина» (Ученик знакомит с биографией и творчеством писателя).
  2. БЕСЕДА по рассказу «Жор глубинной щуки».

                   ВОПРОС

Возможный вариант ответа

1. Понравился ли вам рассказ?

Скорее да. Задуматься заставляет однозначно.

2. Как в рассказе автор называет

    щуку?

Для названия щуки автор выстроил целый синонимический ряд. В основном синонимы контекстуальные: её Величество! полноправная хозяйка подводного царства; разбойница; Царица; хищник; подводный волк; «пахан»; таинственная рыбина; чудовищный зверь; неизвестное чудище; Сямозёрское чудовище; огромная щука размером с морёный топляк; чёрт; будто малая подводная лодка; громадина; северный крокодил.

3.Почему для эпиграфа писатель

использовал именно этот

   фрагмент рун «Калевалы», а в названии -   слово «жор»?

В эпиграфе уже указывается на щуку чудовищных размеров, которая смогла остановить парус. «Морская собака». Такая и сожрёт – не подавится. Слово «жор» вызывает неприятные ощущения: холодный липкий страх. Руны «Калевала» - это народное карельское творчество, а в рассказе упоминается суеверие о щуке.

4. Кто является героями рассказа?

Героев немного: сам рассказчик, пожилая семейная пара: Николай Иванович и Клава и супруги Строевы: Фёдор Петрович и Валентина.

5. Каков сюжет рассказа?

Сюжет прост: на берегу карельского Сямозера встречаются любители рыбной ловли. Описываются приёмы рыбной ловли, рыбацкий азарт, вечерний ужин и рассказ – воспоминание о несчастном случае.

(возможен пересказ).

6. Какие чувства вы испытывали при чтении рассказа?

Спектр чувств очень широк: от восхищения природными красотами Карельского края до брезгливости к человеческим поступкам. (Можно привести примеры пейзажных зарисовок, а также  проанализировать поведение людей в экстремальной ситуации).

7.Какие нравственные проблемы поднимает автор в рассказе?

Нравственных проблем в рассказе несколько: взаимоотношения людей в современном обществе, бездушие чиновников и врачей, нежелание помочь в беде, равнодушие и трусость.

8. Хотелось бы вам что-то изменить

 в рассказе? Почему?

Хотелось бы, прежде всего, изменить человеческие души: подкорректировать чувство совести и чувство меры. Неутешителен вывод в самом конце: «щука хватает рыбёшку, что помельче, а мы – её и друг друга». Это значит, что закон «у сильного всегда бессильный виноват» не изжил себя и в 21 веке!

9. В чём особенности композиции рассказа?

Рассказ построен по принципу кольцевой композиции: начинается описанием повадок щуки и пейзажной зарисовки и заканчивается описание летнего утра. В тексте используется приём «рассказ в рассказе».

  1. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

Учитель указывает ребятам на традиционные черты в литературе. При этом предлагает сопоставить рассказ А.В.Костюнина с произведением В.П. Астафьева «Царь-рыба». Это может выглядеть как заранее подготовленное двумя ребятами домашнее задание. На экран выводится таблица для лучшего зрительного восприятия. В таблице – цитаты из двух текстов.

В.П.Астафьев «Царь-рыба»

А.В.Костюнин «Жор глубинной щуки»

1.         Г Л А В Н Ы Й  

Игнатьич – жестокий браконьер, не верующий ни в Бога ни в чёрта.            

        Г Е Р О Й

Фёдор Петрович Строев – пятидесятилетний майор в отставке. Азартный рыбак – любитель. Рыбу ловил, чтобы побаловать внучку.

2. Р Ы Б О Л О В Е Ц К АЯ  

Самоловы со множеством                           крючков. С двух самоловов Игнатьич снимал до 70 штук стерлядей.

    С Н А С Т Ь

  Спиннинг, а к нему финская блесна-воблер в виде крупной рыбки с двумя острыми тройниками, на брюшке и хвостике, с чёрной спинкой, пятнистыми блестящими боками. В катушке спиннинга вместо лески был крепкий плетёный шнур.

3. Л Е Г Е Н Д А            О

Дедушко Игнатьича говаривал: лучше отпустить её, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать об ней, искать её.

     Р Ы Б Е

Щуке приписывают близкое знакомство с нечистью. Если рыбарь заметит, как она плеснёт возле борта хвостом, то скорая погибель  не за горами. Щука охраняет царство Водяного. Окуни и судаки в её подчинении. Когда вдруг она срывается с крючка, принято не ругаться, не клясть судьбу, лишь тихо произнести: «Плыви, щука, за водой, моё счастье, будь со мной».

4. О П И С А Н И Е

Над водою сверкнула острыми кнопками круглая спина осетра, изогнутый хвост…как кривая татарская сабля. Из-под костяного панциря, защищающего широкий, покатый лоб рыбины, в человека всверливались маленькие глазки с жёлтым ободком вокруг томных, с картечины величиною, зрачков. Они, эти глазки, без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе.

  Р Ы Б Ы

Метрах в пятнадцати от лодки краем скользнула чёрная спина с гигантским плавником. Толком не видно было, где эта спина начиналась, где заканчивалась… Лениво шевеля хвостом и плавниками, щука внимательно разглядывала Петровича. Её чёрные немигающие глаза, с ярким жёлтым ободком по краю, смотрели тяжело и угрюмо. Верхняя челюсть напоминала блестящий чёрный капот от «Победы». На хребте грязно-зелёным бархатом рос мох.

5. О Ш И Б О Ч Н Ы Е   Д Е Й С Т В

Игнатьич со всего маху жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…догадался – угодило вскользь. Повторять удар было некогда. Он взял рыбину крюком на упор и почти перевалил её в лодку… Находившаяся в столбняке рыба резко вертанулась, ударилась об лодку, громыхнула… взорвалась река за бортом, ударило рыбака тяжестью по голове, давнуло на уши, полоснуло по сердцу.

И Я              Р Ы Б А К О В

Он (Строев) догадался, что никакого ветерка не было вовсе. Всё это время лодку в открытое озеро тащила за собой рыбина. Фёдор ухватился за шнур и крутанул несколько витков вокруг рукава фуфайки. Пытаться удержать такого чёрта удилищем из хрупкого стекловолокна было безумством.

Вдруг хрустальная зеленоватая вода заклокотала, и совсем рядом смиренно всплыла, будто малая подводная лодка, старая щука длиной под два метра. Из приоткрытой зубастой пасти её торчала наружу половинка блесны.

  1. О Щ У Щ Е Н И Е

Вода! Он хлебнул воды! Тонет!

Кто-то тащил его за ногу в глубину. «На крючке! Зацепило! Пропал!.. В голове Игнатьича тоскливо и согласно , совсем согласно зазвучала вялая покорность. «Тогда что ж… Тогда всё…»

«Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» - слабо, без надежды взмолился ловец.

    БЕ Д Ы, О Б Р Е Ч Ё Н Н О С Т И

Щука давала себя рассмотреть и при этом наслаждалась смятением врага. Дыхание её было спокойным, движения плавными, упруго-размеренными. Что-то не чувствовалось в ней устали…

Майор парализовано  стоял на полусогнутых ногах. Левой дрожащей рукой он придерживал, словно протез, правую руку с намотанным шнуром. Широко раскрытые глаза его в ужасе глядели в медленно открывающуюся пасть северного крокодила.

Он догадался, что произойдёт в следующий момент. Он всё понял. И знал, что исправить ничего нельзя…

Эти мысли пронеслись вперемешку с воздушными пузырьками кипящей воды после того, как хищник тяжёлой торпедой двинулся вперёд, занырнул под лодку, играючи опрокинул её и увлёк в свою стихию Строева.

УЧИТЕЛЬ:

 Почему герой Астафьева, не смотря на то, что он и браконьер, и живёт не по совести, остаётся в живых, а герой Костюнина, положительный человек, погибает в пучине озера? Подумайте. Сделайте свои выводы.

Если вы, спустя время, вспомните рассказ «Жор глубинной щуки» и не захотите быть похожими на Николая Ивановича, бросившего в беде жену Строева,  значит живите по главному жизненному правилу: «Не знаешь, как поступить? Поступай по совести!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международный конкурс по произведениям А. Костюнина "Купель"

Приглашаю всех коллег принять участие в замечательном конкурсе современного карельского писателя Александра Костюнина. Проблемы, волнующие автора, волнуют и всех неравнодушных людей. Кроме того, участ...

Александров Александр Сколько стоит снег?

Александров Александр Сколько стоит снег?...

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ КОРНЕВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ

МАТЕРИАЛЫ  К УРОКАМ И К САМО ОБРОЗОВАНИЮ...

Методическая разработка открытого урока «Александр Исаевич Солженицын (1918—2008) Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына. Сюжетно-композиционные особенности повести «Матрёнин двор»»

laquo;Александр Исаевич Солженицын (1918—2008) Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына. Сюжетно-композиционные особенности повести «Матрёнин двор»»...

Статья:Фольклорное творчество, как путь становления семейных традиций и семейной культуры.

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, в связи с высокой загруженностью родителей, многие дети не ощущают ценности сем...

Александр Александрович Блок: жизнь и творчество

А.А. Блок: биография, основные вехи творчества, интересные факты из жизни...