ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА КОСТЮНИНА: НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ.
план-конспект урока на тему
ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА КОСТЮНИНА: НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ.
Разработку подготовила: Иутинская Галина Ивановна
(Методическая разработка урока литературы по рассказу А.В.Костюнина «ЖОР ГЛУБИННОЙ ЩУКИ»).
Цель урока: - знакомство студентов с творчеством
писателя-современника А.В.Костюнина;
- анализ рассказа «Жор глубинной щуки»;
- исследование творческих особенностей автора.
Оформление: портрет Александра Викторовича Костюнина, названия
произведений, эпиграф, экран.
Эпиграф :
«Природа бесстрастна к человеку; она не враг и не друг
ему; она то удобное, то неудобное поприще для его
деятельности». Н.Г.Чернышевский.
ХОД УРОКА.
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Ребята! Наш урок сегодня предполагает знакомство с творчеством писателя-современника А.В.Костюнина. Мы привыкли с вами анализировать произведения русских классиков, которые известны всему миру, о которых уже много написано критиками, по мотивам которых поставлены спектакли, или сняты фильмы.
Рассказы и повести А.В.Костюнина – это мир, близкий всем нам, его герои – то ваши ровесники, то люди старшего поколения, но все они живут интересами нашего общества, их проблемы так близки нашим. Речь героев созвучна с нашей речью. И, погружаясь в этот мир, каждый из вас может увидеть себя рядом с персонажами произведений автора.
2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Творчество В.А.Костюнина» (Студент знакомит с биографией и творчеством писателя).
3. БЕСЕДА по рассказу «Жор глубинной щуки».
ВОПРОС | Возможный вариант ответа |
1. Понравился ли вам рассказ? | Скорее да. Задуматься заставляет однозначно. |
2. Как в рассказе автор называет щуку? | Для названия щуки автор выстроил целый синонимический ряд. В основном синонимы контекстуальные: её Величество! полноправная хозяйка подводного царства; разбойница; Царица; хищник; подводный волк; «пахан»; таинственная рыбина; чудовищный зверь; неизвестное чудище; Сямозёрское чудовище; огромная щука размером с морёный топляк; чёрт; будто малая подводная лодка; громадина; северный крокодил. |
3.Почему для эпиграфа писатель использовал именно этот фрагмент рун «Калевалы», а в названии - слово «жор»? | В эпиграфе уже указывается на щуку чудовищных размеров, которая смогла остановить парус. «Морская собака». Такая и сожрёт – не подавится. Слово «жор» вызывает неприятные ощущения: холодный липкий страх. Руны «Калевала» - это народное карельское творчество, а в рассказе упоминается суеверие о щуке. |
4. Кто является героями рассказа? | Героев немного: сам рассказчик, пожилая семейная пара: Николай Иванович и Клава и супруги Строевы: Фёдор Петрович и Валентина. |
5. Каков сюжет рассказа? | Сюжет прост: на берегу карельского Сямозера встречаются любители рыбной ловли. Описываются приёмы рыбной ловли, рыбацкий азарт, вечерний ужин и рассказ – воспоминание о несчастном случае. (возможен пересказ). |
6. Какие чувства вы испытывали при чтении рассказа? | Спектр чувств очень широк: от восхищения природными красотами Карельского края до брезгливости к человеческим поступкам. (Можно привести примеры пейзажных зарисовок, а также проанализировать поведение людей в экстремальной ситуации). |
7.Какие нравственные проблемы поднимает автор в рассказе? | Нравственных проблем в рассказе несколько: взаимоотношения людей в современном обществе, бездушие чиновников и врачей, нежелание помочь в беде, равнодушие и трусость. |
8. Хотелось бы вам что-то изменить в рассказе? Почему? | Хотелось бы, прежде всего, изменить человеческие души: подкорректировать чувство совести и чувство меры. Неутешителен вывод в самом конце: «щука хватает рыбёшку, что помельче, а мы – её и друг друга». Это значит, что закон «у сильного всегда бессильный виноват» не изжил себя и в 21 веке! |
9. В чём особенности композиции рассказа? | Рассказ построен по принципу кольцевой композиции: начинается описанием повадок щуки и пейзажной зарисовки и заканчивается описание летнего утра. В тексте используется приём «рассказ в рассказе». |
4. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.
Учитель указывает ребятам на традиционные черты в литературе. При этом предлагает сопоставить рассказ А.В.Костюнина с произведением В.П. Астафьева «Царь-рыба». Это может выглядеть как заранее подготовленное двумя ребятами домашнее задание. На экран выводится таблица для лучшего зрительного восприятия. В таблице – цитаты из двух текстов.
В.П.Астафьев «Царь-рыба» | А.В.Костюнин «Жор глубинной щуки» |
1. Г Л А В Н Ы Й Игнатьич – жестокий браконьер, не верующий ни в Бога ни в чёрта. | Г Е Р О Й Фёдор Петрович Строев – пятидесятилетний майор в отставке. Азартный рыбак – любитель. Рыбу ловил, чтобы побаловать внучку. |
2. Р Ы Б О Л О В Е Ц К АЯ Самоловы со множеством крючков. С двух самоловов Игнатьич снимал до 70 штук стерлядей. | С Н А С Т Ь Спиннинг, а к нему финская блесна-воблер в виде крупной рыбки с двумя острыми тройниками, на брюшке и хвостике, с чёрной спинкой, пятнистыми блестящими боками. В катушке спиннинга вместо лески был крепкий плетёный шнур. |
3. Л Е Г Е Н Д А О Дедушко Игнатьича говаривал: лучше отпустить её, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать об ней, искать её. | Р Ы Б Е Щуке приписывают близкое знакомство с нечистью. Если рыбарь заметит, как она плеснёт возле борта хвостом, то скорая погибель не за горами. Щука охраняет царство Водяного. Окуни и судаки в её подчинении. Когда вдруг она срывается с крючка, принято не ругаться, не клясть судьбу, лишь тихо произнести: «Плыви, щука, за водой, моё счастье, будь со мной». |
4. О П И С А Н И Е Над водою сверкнула острыми кнопками круглая спина осетра, изогнутый хвост…как кривая татарская сабля. Из-под костяного панциря, защищающего широкий, покатый лоб рыбины, в человека всверливались маленькие глазки с жёлтым ободком вокруг томных, с картечины величиною, зрачков. Они, эти глазки, без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе. | Р Ы Б Ы Метрах в пятнадцати от лодки краем скользнула чёрная спина с гигантским плавником. Толком не видно было, где эта спина начиналась, где заканчивалась… Лениво шевеля хвостом и плавниками, щука внимательно разглядывала Петровича. Её чёрные немигающие глаза, с ярким жёлтым ободком по краю, смотрели тяжело и угрюмо. Верхняя челюсть напоминала блестящий чёрный капот от «Победы». На хребте грязно-зелёным бархатом рос мох. |
5. О Ш И Б О Ч Н Ы Е Д Е Й С Т В Игнатьич со всего маху жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…догадался – угодило вскользь. Повторять удар было некогда. Он взял рыбину крюком на упор и почти перевалил её в лодку… Находившаяся в столбняке рыба резко вертанулась, ударилась об лодку, громыхнула… взорвалась река за бортом, ударило рыбака тяжестью по голове, давнуло на уши, полоснуло по сердцу. | И Я Р Ы Б А К О В Он (Строев) догадался, что никакого ветерка не было вовсе. Всё это время лодку в открытое озеро тащила за собой рыбина. Фёдор ухватился за шнур и крутанул несколько витков вокруг рукава фуфайки. Пытаться удержать такого чёрта удилищем из хрупкого стекловолокна было безумством. Вдруг хрустальная зеленоватая вода заклокотала, и совсем рядом смиренно всплыла, будто малая подводная лодка, старая щука длиной под два метра. Из приоткрытой зубастой пасти её торчала наружу половинка блесны. |
5. О Щ У Щ Е Н И Е Вода! Он хлебнул воды! Тонет! Кто-то тащил его за ногу в глубину. «На крючке! Зацепило! Пропал!.. В голове Игнатьича тоскливо и согласно , совсем согласно зазвучала вялая покорность. «Тогда что ж… Тогда всё…» «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» - слабо, без надежды взмолился ловец.
| БЕ Д Ы, О Б Р Е Ч Ё Н Н О С Т И Щука давала себя рассмотреть и при этом наслаждалась смятением врага. Дыхание её было спокойным, движения плавными, упруго-размеренными. Что-то не чувствовалось в ней устали… Майор парализовано стоял на полусогнутых ногах. Левой дрожащей рукой он придерживал, словно протез, правую руку с намотанным шнуром. Широко раскрытые глаза его в ужасе глядели в медленно открывающуюся пасть северного крокодила. Он догадался, что произойдёт в следующий момент. Он всё понял. И знал, что исправить ничего нельзя… Эти мысли пронеслись вперемешку с воздушными пузырьками кипящей воды после того, как хищник тяжёлой торпедой двинулся вперёд, занырнул под лодку, играючи опрокинул её и увлёк в свою стихию Строева. |
УЧИТЕЛЬ:
Почему герой Астафьева, не смотря на то, что он и браконьер, и живёт не по совести, остаётся в живых, а герой Костюнина, положительный человек, погибает в пучине озера? Подумайте. Сделайте свои выводы.
Если вы, спустя время, вспомните рассказ «Жор глубинной щуки» и не захотите быть похожими на Николая Ивановича, бросившего в беде жену Строева, значит живите по главному жизненному правилу: «Не знаешь, как поступить? Поступай по совести!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f_527b47c2cb5ab.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА КОСТЮНИНА: НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ.
(Методическая разработка урока литературы в 10 классе
по рассказу А.В.Костюнина
«ЖОР ГЛУБИННОЙ ЩУКИ»).
Цель урока: - знакомство старшеклассников с творчеством
писателя-современника А.В.Костюнина;
- анализ рассказа «Жор глубинной щуки»;
- исследование творческих особенностей автора.
Оформление урока: портрет Александра Викторовича Костюнина, названия
произведений, эпиграф, экран.
Эпиграф к уроку: «Природа бесстрастна к человеку; она не враг и не друг
ему; она то удобное, то неудобное поприще для его
деятельности». Н.Г.Чернышевский.
ХОД УРОКА.
- ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Ребята! Наш урок сегодня предполагает знакомство с творчеством писателя-современника А.В.Костюнина. Мы привыкли с вами анализировать произведения русских классиков, которые известны всему миру, о которых уже много написано критиками, по мотивам которых поставлены спектакли, или сняты фильмы.
Рассказы и повести А.В.Костюнина – это мир, близкий всем нам, его герои – то ваши ровесники, то люди старшего поколения, но все они живут интересами нашего общества, их проблемы так близки нашим. Речь героев созвучна с нашей речью. И, погружаясь в этот мир, каждый из вас может увидеть себя рядом с персонажами произведений автора.
- ПРИЗЕНТАЦИЯ «Творчество В.А.Костюнина» (Ученик знакомит с биографией и творчеством писателя).
- БЕСЕДА по рассказу «Жор глубинной щуки».
ВОПРОС | Возможный вариант ответа |
1. Понравился ли вам рассказ? | Скорее да. Задуматься заставляет однозначно. |
2. Как в рассказе автор называет щуку? | Для названия щуки автор выстроил целый синонимический ряд. В основном синонимы контекстуальные: её Величество! полноправная хозяйка подводного царства; разбойница; Царица; хищник; подводный волк; «пахан»; таинственная рыбина; чудовищный зверь; неизвестное чудище; Сямозёрское чудовище; огромная щука размером с морёный топляк; чёрт; будто малая подводная лодка; громадина; северный крокодил. |
3.Почему для эпиграфа писатель использовал именно этот фрагмент рун «Калевалы», а в названии - слово «жор»? | В эпиграфе уже указывается на щуку чудовищных размеров, которая смогла остановить парус. «Морская собака». Такая и сожрёт – не подавится. Слово «жор» вызывает неприятные ощущения: холодный липкий страх. Руны «Калевала» - это народное карельское творчество, а в рассказе упоминается суеверие о щуке. |
4. Кто является героями рассказа? | Героев немного: сам рассказчик, пожилая семейная пара: Николай Иванович и Клава и супруги Строевы: Фёдор Петрович и Валентина. |
5. Каков сюжет рассказа? | Сюжет прост: на берегу карельского Сямозера встречаются любители рыбной ловли. Описываются приёмы рыбной ловли, рыбацкий азарт, вечерний ужин и рассказ – воспоминание о несчастном случае. (возможен пересказ). |
6. Какие чувства вы испытывали при чтении рассказа? | Спектр чувств очень широк: от восхищения природными красотами Карельского края до брезгливости к человеческим поступкам. (Можно привести примеры пейзажных зарисовок, а также проанализировать поведение людей в экстремальной ситуации). |
7.Какие нравственные проблемы поднимает автор в рассказе? | Нравственных проблем в рассказе несколько: взаимоотношения людей в современном обществе, бездушие чиновников и врачей, нежелание помочь в беде, равнодушие и трусость. |
8. Хотелось бы вам что-то изменить в рассказе? Почему? | Хотелось бы, прежде всего, изменить человеческие души: подкорректировать чувство совести и чувство меры. Неутешителен вывод в самом конце: «щука хватает рыбёшку, что помельче, а мы – её и друг друга». Это значит, что закон «у сильного всегда бессильный виноват» не изжил себя и в 21 веке! |
9. В чём особенности композиции рассказа? | Рассказ построен по принципу кольцевой композиции: начинается описанием повадок щуки и пейзажной зарисовки и заканчивается описание летнего утра. В тексте используется приём «рассказ в рассказе». |
- СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.
Учитель указывает ребятам на традиционные черты в литературе. При этом предлагает сопоставить рассказ А.В.Костюнина с произведением В.П. Астафьева «Царь-рыба». Это может выглядеть как заранее подготовленное двумя ребятами домашнее задание. На экран выводится таблица для лучшего зрительного восприятия. В таблице – цитаты из двух текстов.
В.П.Астафьев «Царь-рыба» | А.В.Костюнин «Жор глубинной щуки» |
1. Г Л А В Н Ы Й Игнатьич – жестокий браконьер, не верующий ни в Бога ни в чёрта. | Г Е Р О Й Фёдор Петрович Строев – пятидесятилетний майор в отставке. Азартный рыбак – любитель. Рыбу ловил, чтобы побаловать внучку. |
2. Р Ы Б О Л О В Е Ц К АЯ Самоловы со множеством крючков. С двух самоловов Игнатьич снимал до 70 штук стерлядей. | С Н А С Т Ь Спиннинг, а к нему финская блесна-воблер в виде крупной рыбки с двумя острыми тройниками, на брюшке и хвостике, с чёрной спинкой, пятнистыми блестящими боками. В катушке спиннинга вместо лески был крепкий плетёный шнур. |
3. Л Е Г Е Н Д А О Дедушко Игнатьича говаривал: лучше отпустить её, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать об ней, искать её. | Р Ы Б Е Щуке приписывают близкое знакомство с нечистью. Если рыбарь заметит, как она плеснёт возле борта хвостом, то скорая погибель не за горами. Щука охраняет царство Водяного. Окуни и судаки в её подчинении. Когда вдруг она срывается с крючка, принято не ругаться, не клясть судьбу, лишь тихо произнести: «Плыви, щука, за водой, моё счастье, будь со мной». |
4. О П И С А Н И Е Над водою сверкнула острыми кнопками круглая спина осетра, изогнутый хвост…как кривая татарская сабля. Из-под костяного панциря, защищающего широкий, покатый лоб рыбины, в человека всверливались маленькие глазки с жёлтым ободком вокруг томных, с картечины величиною, зрачков. Они, эти глазки, без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе. | Р Ы Б Ы Метрах в пятнадцати от лодки краем скользнула чёрная спина с гигантским плавником. Толком не видно было, где эта спина начиналась, где заканчивалась… Лениво шевеля хвостом и плавниками, щука внимательно разглядывала Петровича. Её чёрные немигающие глаза, с ярким жёлтым ободком по краю, смотрели тяжело и угрюмо. Верхняя челюсть напоминала блестящий чёрный капот от «Победы». На хребте грязно-зелёным бархатом рос мох. |
5. О Ш И Б О Ч Н Ы Е Д Е Й С Т В Игнатьич со всего маху жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…догадался – угодило вскользь. Повторять удар было некогда. Он взял рыбину крюком на упор и почти перевалил её в лодку… Находившаяся в столбняке рыба резко вертанулась, ударилась об лодку, громыхнула… взорвалась река за бортом, ударило рыбака тяжестью по голове, давнуло на уши, полоснуло по сердцу. | И Я Р Ы Б А К О В Он (Строев) догадался, что никакого ветерка не было вовсе. Всё это время лодку в открытое озеро тащила за собой рыбина. Фёдор ухватился за шнур и крутанул несколько витков вокруг рукава фуфайки. Пытаться удержать такого чёрта удилищем из хрупкого стекловолокна было безумством. Вдруг хрустальная зеленоватая вода заклокотала, и совсем рядом смиренно всплыла, будто малая подводная лодка, старая щука длиной под два метра. Из приоткрытой зубастой пасти её торчала наружу половинка блесны. |
Вода! Он хлебнул воды! Тонет! Кто-то тащил его за ногу в глубину. «На крючке! Зацепило! Пропал!.. В голове Игнатьича тоскливо и согласно , совсем согласно зазвучала вялая покорность. «Тогда что ж… Тогда всё…» «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» - слабо, без надежды взмолился ловец. | БЕ Д Ы, О Б Р Е Ч Ё Н Н О С Т И Щука давала себя рассмотреть и при этом наслаждалась смятением врага. Дыхание её было спокойным, движения плавными, упруго-размеренными. Что-то не чувствовалось в ней устали… Майор парализовано стоял на полусогнутых ногах. Левой дрожащей рукой он придерживал, словно протез, правую руку с намотанным шнуром. Широко раскрытые глаза его в ужасе глядели в медленно открывающуюся пасть северного крокодила. Он догадался, что произойдёт в следующий момент. Он всё понял. И знал, что исправить ничего нельзя… Эти мысли пронеслись вперемешку с воздушными пузырьками кипящей воды после того, как хищник тяжёлой торпедой двинулся вперёд, занырнул под лодку, играючи опрокинул её и увлёк в свою стихию Строева. |
УЧИТЕЛЬ:
Почему герой Астафьева, не смотря на то, что он и браконьер, и живёт не по совести, остаётся в живых, а герой Костюнина, положительный человек, погибает в пучине озера? Подумайте. Сделайте свои выводы.
Если вы, спустя время, вспомните рассказ «Жор глубинной щуки» и не захотите быть похожими на Николая Ивановича, бросившего в беде жену Строева, значит живите по главному жизненному правилу: «Не знаешь, как поступить? Поступай по совести!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Международный конкурс по произведениям А. Костюнина "Купель"
Приглашаю всех коллег принять участие в замечательном конкурсе современного карельского писателя Александра Костюнина. Проблемы, волнующие автора, волнуют и всех неравнодушных людей. Кроме того, участ...
Конкурсное сочинение обучающегося по творчеству А.В. Костюнина."Размышляя над прочитанным..."
Конкурсное сочинение по творчеству А.В.Костюнина....
Александров Александр Сколько стоит снег?
Александров Александр Сколько стоит снег?...
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ КОРНЕВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ
МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ И К САМО ОБРОЗОВАНИЮ...
Методическая разработка открытого урока «Александр Исаевич Солженицын (1918—2008) Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына. Сюжетно-композиционные особенности повести «Матрёнин двор»»
laquo;Александр Исаевич Солженицын (1918—2008) Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына. Сюжетно-композиционные особенности повести «Матрёнин двор»»...
Статья:Фольклорное творчество, как путь становления семейных традиций и семейной культуры.
В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, в связи с высокой загруженностью родителей, многие дети не ощущают ценности сем...
Александр Александрович Блок: жизнь и творчество
А.А. Блок: биография, основные вехи творчества, интересные факты из жизни...