классный час "Чистые слова"
классный час на тему
классный час для ребят по теме "Чистые слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_chistye_slova.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час 5 Г класс
Ф.И.О. педагога: Ефименко Анастасия Алексеевна_________________________
Тема: «Путешествие в страну Чистых слов»____________________________________
Основные цели:
- развитие языковой культуры школьников__________________
- воспитанию бережного, вдумчивого отношения к речи______________________
Ход урока:
Учитель: - Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну "Чистых слов". Где же нам ее найти? На каком материке? Что же это за страна?
Ученик: - Это страна, где люди говорят красиво, правильно, четко и точно излагают свои мысли.
Учитель:
- На нашей планете люди говорят на разных языках. Только в России говорят более чем на 100 языках. Русский язык служит языком межнационального общения народов России. Но в России есть “иностранцы” , которые живут среди нас. Сегодня мы будем говорить о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…
(Сценка)
Навстречу друг другу выходят 2 ученика.
1: Привет, …!
2: (небрежно). Салют, дерево!
1: (недоуменно). Ой, где дерево?
2: (объясняет). Это же ты, кореш.
1: Я не корень, я мальчик… Я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша одноклассница _____?
2: Отпад!
1: Что???
2: Ну, ништяк!
1: Ой, а что это?
2: Это значит, что прикид у нее клевый!
1: Что она прикидывает и кого клюет?
2: Ну, убойная девчонка.
1: (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!
2: (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.
1: Это я, наверно, ручкой испачкался.
2: (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?
1: Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?
2: Уши разуй. Что-то тебя сегодня колбасит…
1: Я колбасу утром ел, это верно.
Входит девочка
Она: (удивленно). Здравствуй, 2.
2: Хэллоу. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.
Она: (пятится). Я тебя не понимаю, ты болен?
2: Не, просто бубен у тебя симпотный.
Она: (непонимающе): Кто – потный?
2:. Нет, вообще ты классная. Ну, так как, в киношку слиняем?
1:. ______, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Он говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!
Она: . Я пойду в кино, но только не с тобой, ____, а с тобой, ____. (Берет под ручку)
2 завистливо смотрит, как они прогуливаются.
2:. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..
1:. Больше не будешь так разговаривать?
2:. Больше не буду.
Учитель: А вы, ребята, используете в своей речи такие слова?
Современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец, правильность.
Одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее большим количеством слов-паразитов: как бы, типа, типа того, как говорится, знаешь, в смысле, э-э-э, ну-у и других
А представьте себе такую ситуацию. Человеку нужно коротко и ясно изложить свою мысль, а он начинает вставлять лишние слова. Тут не до смеха.
Ученик 1:
Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “ноль один”
Срочно сообщает:
Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
Вообщем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить
Все давно сгорело.
Ученик 2:
Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте.
Не для вас для одного
Будут, значит, гости!
Вообщем, я сказать хотел,
Что терпеть не стану…
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
Учитель: Как видно из этого стихотворения, употребление в речи лишних слов, слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.
Ученик 3:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не отправляй его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит или ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Учащийся 4:
- Чистый, красивый язык - это оружие в борьбе за знания. Если каждый из вас будет хорошо владеть родным языком, то вы сможете четко и точно излагать свои мысли. Может быть, научитесь писать стихи и сказки.
Учитель: Давайте разделимся на группы и вспомним правила работы в группах. Дружно составим краткие и понятные правила.
Заготовка.
- Нужно изучать ………………..
- Не засорять язык ………………..
- Не загрязнять язык словами ………………….
- Красиво и точно ……………………..
1) Нужно изучать свой родной язык.
2) Не засорять язык кличками.
3) Не загрязнять язык словами-сорняками.
4) Красиво и точно излагать свои мысли.
Учитель: Этим правилам должен следовать воспитанный, грамотный человек. Как вы думаете, если наш ученик будет выполнять эти правила, он сможет исправить свою речь?
Учитель: Мне хотелось бы закончить наш урок известной притчей.
Жил - был очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда юноша сообщил отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, - шрам останется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа "В начале было слово"
Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и об исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих бог...
Конспект классного часа. Тема: «О сквернословии в нашей жизни. Сила слова или яд сквернословия»
Аннотация.Данная работа посвящается проблеме сквернословия в нашем обществе. Выясняется отношение подростков к этой проблеме; широко и полно представлена история вопроса, освещаются научные дост...
Классный час "Гнилое слово и как с ним бороться"
Сегодня проблема общения подростков желает иметь лучшее. Нецензурная брань вошла в моду. Как от нее избавиться? Все приемы хороши. Выбирай на вкус....
Конспект классного часа «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?»
Конспект классного часа «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?» Устименко Н.Ю.- преподаватель технических дисциплин.Амурский колледж строительства и ж...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова»
Урок по русскому языку "Корень слова.Однокоренные слова."На уроке формируем понятия кореня слова,умения подбирать однокоренные слова,выделять в них корень....
Классный час "Слово на ладони"
Классный час "Слово на ладони"...
Классный час "Чернобыль...одного хватило слова"
Это час для того, чтобы вспомнить не только страшную историю катастрофы, случившуюся более 30 лет назад, но и желание преклонить голову перед людьми, которые вынесли на своих плечах ту страшную беду.....