Морально-этические нормы общества и коррупция
творческая работа учащихся на тему
Доклад на панельную дискуссию "Коррупция как фактор нарушения прав человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_publikatsiyu.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
студентка 143 гр СПб ГБПОУ
«Сестрорецкий лицей имени С.И.Мосина»
Николаева Мария
Руководитель:
преподаватель обществознания
СПб ГБПОУ
«Сестрорецкий лицей имени С.И.Мосина»
А.В. Васильева
Морально-этические нормы общества и коррупция
Мое участие в данной конференции обусловлено тем, что я особенно остро отношусь к проблемам общества в целом и коррупционным проявлениям в частности.
Меня всегда волновал вопрос: если сами люди перестанут давать взятки и поощрять чиновников их брать, сможет ли это решить общую проблему? И почему частные лица в большинстве своем готовы давать чиновникам взятки, а зачастую сами являются ее инициаторами?
Готовясь к этому докладу я просмотрела несколько статей на тему коррупции и заметила, что разные авторы указывают в основном один и тот же набор причин, однако далеко не все учитывают как причину нравственное падение общества.
В качестве причин коррупции часто указываются [1;3]:
- несовершенство законодательства
- низкое жалованье чиновников и их желание легкой "наживы"
- низкий уровень жизни населения и даже тяжелое наследие СССР
В одной из статей я увидела такую таблицу[2]:
№ | Причины коррупции | Кол.отве- тивших,% |
1 | Безнаказанность | 54,7 |
2 | Падение нравственности в обществе | 33,8 |
3 | Руководители не являются примером | 32,7 |
4 | Неудовлетворительные материальные условия служащих | 29,3 |
5 | Недостаточное воспитание, низкая культура | 26,9 |
6 | Недостаточное правовое регулирование | 22,9 |
7 | Отсутствие контроля со стороны общества | 21,8 |
8 | Отсутствие этического кодекса служащих | 17,5 |
9 | Отсутствие требовательности от руководителей | 12,9 |
10 | Другие | 0,6 |
По данным этого источника в опросе приняли участие 710 человек с разным уровнем образования и социального положения. Опрос от 2000 года. На сегодняшний день я подобных данных не нашла, но, как мне кажется, актуальность этого исследования сохранена и в настоящее время.
Как видно из таблицы, большинство опрошенных (54,7%) назвали причиной коррупции безнаказанность. Это не может быть иначе, поскольку такое преступление как "взяточничество" является одним из самых скрытых преступлений. О том, что ты дал кому-то взятку или берешь их, не кричат на каждом углу. Многие граждане, даже попав под давление чиновника, не сообщают об этом в правоохранительные органы, а молча несут свой "откат", абсолютно справедливо считая, что так гораздо легче и быстрее можно решить свою проблему. Как можно привлечь к ответственности таких людей, если об этом не знать?
Далее по этому опросу указывается падение нравственности в обществе (33,8%) и то, что руководители не являются примером (32,7%). Действительно, наверняка, трудно быть "честным", когда у тебя на глазах твой руководитель преследует лишь свои корыстные цели.
Недостаточное воспитание и низкая культура общества также заняли немалое место в результате опроса - 26.09 %.
Мне захотелось получше разобраться, а что такое нравственность и мораль. Что такое этика? И как падение нравственности оказывает влияние на состояние коррупции в стране.
Мораль и нравственность, как пишет "википедия" – это фундаментальные философские категории, которые изучает наука этика.
Этика (от греч. — этос, «нрав, обычай»). Первоначально смыслом слова "этос" было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество. Без этих норм общество не смогло бы существовать. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. То есть именно этика давала людям те понятия, те нормы, которые позволяли сохранять и развивать общество! И именно эти нормы вошли в законы современного мира!
Самое интересное, что часто понятия "мораль" и "нравственность" считаются синонимами, одинаковыми понятиями, однако это немного не так. Мораль - есть принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также правила поведения, которые вытекают из этих представлений. А нравственность - это внутреннее отношение личности (или групп людей) к этим нормам.
Получается, что если общество в целом (а точнее - государство) осуждает коррупцию, но большая часть общества согласна с ней (а как иначе решить свой вопрос, если через взятку лучше и быстрее?), то мы и видим, что внутреннее отношение личности к соблюдению моральных и правовых норм не соответствует лозунгам!
Как же возможно решить эту проблему?
Если действительно взять проблему падения нравственности общества как за основную причину развития коррупции после безнаказанности, то и средство борьбы с нею - развитие нравственных и моральных устоев общества, подъем правовой культуры граждан.
В современном мире молодежь все больше отдаляется от тех понятий, которым следовали представители старших поколений (наших дедушек и бабушек). Такие понятия как "честь", "достоинство", "ответственность", "гуманизм", "нравственная чистота" стали подменяться понятиями "потребительство"; "жестокость", "распущенность".
Очень часто я слышу от своих сверстников: "Законы созданы для того, чтобы их нарушать!" Многих от совершения правонарушения останавливает страх наказания, а не собственное сознание того, что это "плохо". Дети, взрослея и глядя на своих родителей, учителей, наставников, руководителей, понимают, что большинство живет так как легче для них самих, а не так, как лучше для всех! А легче - это всегда через попустительство, взятки и безответственность! Иногда кажется, что они поступают так, как в той поговорке "После меня хоть потоп".
Все больше людей не задумываются о том, насколько их действия (или бездействия) могут помешать другим людям! "Я сегодня решил свою проблему через взятку - "оплатил" сотруднику ГИБДД штраф на месте - мне легче, не надо тратить время на составление протокола, и ему хорошо - он "приподнялся"! А что выходит - безнаказанность поощряет и того и другого к совершению все больших проступков! "Урвет" чиновник кусочек бюджета, постыдится может быть, а оставшись безнаказанным, в следующий раз возьмет больше, а дальше будет принимать это как должное!
А если изначально, с "пеленок" мы будем впитывать в себя правило, что закон соблюдать необходимо на всех уровнях, что уважать права и свободы других - это норма для ВСЕХ без исключения, то мир станет лучше и не будет в нем места коррупции!
Таким образом, мы все понимаем, что деятельность государственных служащих регулируется как нормами права, так и нормами морали. Мораль и право всегда были очень тесно связаны друг с другом. И если в обществе падает нравственность, то и право обесценивается. К огромному сожалению, недостаток нравственности нельзя заменить только новыми законами и наказаниями. Они просто не будут работать!
А если всегда помнить о том, что все чиновники когда-то были детьми и также как мы воспитывались родителями, воспитателями и учителями, значит новые чиновники придут из наших рядов и от нас зависит, насколько честными и морально нравственными они будут. И до тех пор, пока мы сами будем поощрять то же взяточничество, то мало что можно изменить....
Список литературы:
1. Айрапетян Э. С. Причины и условия, порождающие коррупцию в Российской Федерации в современных условиях [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 68-71.
2. Кох И.А. Нравственные аспекты коррупции http://chinovnik.uapa.ru/ 01.10.2000
3. Мешканцов В.Н. Понятие, содержание и причины возникновения коррупции http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=498
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеаудиторное мероприятие по истории устный журнал на тему: "Коррупция как социальное явление"
Данное мероприятие посвящено рассмотрению материала о коррупции как социальном явлении . Студенты на данном занятии проявили интерес к изученному материалу, так как узнали историю возникновения слова ...
Коррупция и борьба с ней.
Министерство образования и науки Краснодарского краягосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Анапский сельскохозяйственный техникум»...
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему....
Разработка урока-проекта «Языковые нормы и их изменение в современном обществе»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знанийФорма проведения урока: урок-проект Цель урока: углубить знания о языковой норме, показать характерные особенности ...
Статья: Коррупция и методы борьбы с коррупцией.
Коррупция была и остается одной из самых острых проблем современной России и серьезным препятствием на пути развития страны. Она, несомненно, наносит ущерб росту экономики и социальной ...
Дискуссия «Нормы права и морали в обществе»
Дискуссия «Нормы права и морали в обществе»...
Доклад на ЦМК - Социализация личности, ее взаимодействия с различными социальными группами и обществом, усвоения человеком требований общества
Человек с самого рождения взаимодействует с окружающей средой, с обществом. При анализе процесса взаимодействия личности и общества, личности и социальной группы используется понятие «соци...