методическая разработка на тему"блокада"для учащихся лицея
методическая разработка на тему
разработка позволяет через призму поэзии пережить всю трагедию этого города
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leningrad.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Петровский агропромышленный лицей
Методическая разработка классного часа на тему:»Блокада Ленинграда»
Преподаватель
Истории и обществознания
Л.В.Мокрова
Цели классного часа:
1.Воспитывать и развивать чувство патриотизма,гордости за свою страну,уважение к пршлому своей страны.
2.Ознакомить учащихся с такими понятиями,как блокада,блокадный
Ленинград,жертвы блокады и т.д.
Классный час начинается с выступления учащегося.Стихотворение Ю.Воронова»По Ленинграду смерть метет»
По Ленинграду смерть метет,
Она теперь везде,как ветер.
Мы не встречаем Новый год
Он в Ленинграде незаметен.
Дома-без света и тепла,
И без конца пожары рядом
Враг зажигалками дотла
Спалил Бадаевские склады.
И мы Бадаевской землей
Теперь сластим пустую воду
Земля с золой,земля с золой-
Наследье прожитого года.
Блокадным бедам нет границ:
Мы глохнем под снарядным гулом,
От наших довоенных лиц
Остались лишь глаза и скулы.
И мы обходим зеркала
Чтобы себя не испугаться
Не новогодние дела
У осажденных ленинградцев…
Здесь даже спички лишней нет.
И мы,коптилки зажигая,
Как люди первобытных лет,
Огонь из камня высекаем.
И тихой тенью смерть сейчас
Ползет за каждым человеком.
И все же в городе у нас
Не будет каменного века!
Кто сможет,завтра вновь пойдет
Под вой метели на заводы.
…Мы не встречаем новый год,
Но утром скажем:С Новым годом!
Учитель: Наш классный час,ребята,посвящен очень трагическому событию в истории нашей Родины-27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда.Мы много знаем о войне,написаны книги,сняты фильмы,но одно из событий этой войны стоит в особом ряду-это блокада Ленинграда.То,что пережил этот город,не пережил больше никто.900 дней голода,холода,ужаса,бомбежек.
Учитель:Еще в декабре 1940 года Гитлером был разработан военный план ведения войны против СССР-план «Барбаросса»,в котором особая роль отводилась Ленинграду.Сюда направлялась группа армий «Север» под руководством фон Лееба.Ленинград представлялся очень лакомым куском для немецкого командования,крупный промышленный центр,огромное количество фабрик,заводов.Таким образом,этому городу была уготовлена особая участь.
Учащийся читает стихотворение»Все это называется блокада»:
Все это называется-блокада
И детский плач в разломанном гнезде…
Детей не надо в городе,не надо,
Ведь родина согреет их везде.
Детей не надо в городе военном,
Боец не должен сберегать паек,
Нести домой.Не смеет неизменно
Его преследовать ребячий голосок.
И в свисте пуль,и в завыванье бомбы
Нельзя нам слышать детских ножек бег.
Бомбоубежищ катакомбы
Не детям бы запоминать вовек.
Они вернуться в дом.Их страх не нужен.
Мы защитим,мы сбережем их дом.
Мать будет матерью.И муж вернется мужем.
И дети будут здесь.Но не сейчас.Потом.
Учитель:Продвижение немцев было стремительным,уже в конце августа 1941 года пала крепость Шлиссельбург.8 сентября 1941 года начинается блокада Ленинграда.Трагедия состояла в том,что уже в первые ее дни были разгромлены Бадаевские продовольственные склады,уже осенью начинается голод,страшный голод.
Учащийся выступает с эссе:
Во все времена нет большего горя,чем страдающий ребенок.Ленинградские женщины могут гордиться тем,что в условиях блокады они смогли сохранить детей.Дети прошли все тяготы и лишения вместе со своим любимым городом.Они как-то сразу стали взрослыми,совсем перестали смеяться и выражать свои эмоции.Были как маленькие старички с огромными и серьезными глазами.
Все мысли были о еде.Вспоминали,как раньше они чего-то не любили,от чего-то отказывались.А сейчас самым главным для всех стал хлеб.Дети мечтали о том,что когда-нибудь они смогут зайти в булочную,а там витает изумительный запах хлеба.
Было очень холодно,иногда взрослые не могли встать,а маленькие герои вставали,умывались,заставляли себя делать зарядку.День равный подвигу.Все давалось с огромным трудом.
Но самым главным подвигом,я считаю,была учеба в школе.Уроков было мало,в классах очень холоднр,сидели не раздеваясь,мало писали-мерзли руки,слушали учителя,забыв обо всем.
Те,кто не сдался,кто хоть что-нибудь делал для других людей,у кого была цель,не смотря ни на что выжили.И пока память об этих страшных днях живет в сердцах людей,передается из поколение в поколение,такого не должно повториться!!!
Учитель:В осажденном городе оказалось в заложниках 2,5 млн человек,400 тыс из них дети.Страшно,когда голодает население,взрослые люди,но вдвойне страшно,когда голодают дети.
Учащийся читает стихотворение из «Ленинградской поэмы»:
Я как рубеж запомню вечер:
Декабрь,безогненная мгла,
Я хлеб в руке домой несла,
И вдруг соседка мне навстречу.
-Сменяй на платье,-говорит,-
Менять не хочешь-дай по дружбе.
Десятый день,как дочь лежит.
Не хороню,ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай.ведь ты сама рожала…
И я сказала:-не отдам.-
И бедный ломоть крепче сжала.
Отдай-,она просила,-ты
Сама ребенка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
Чтоб ты украсила могилу.-
…как будто на краю земли,
Одни,во мгле,в жестокой схватке,
Две женщины,мы рядом шли,
Две матери,две ленинградки.
И одержимая,она
Молила долго,горько,робко.
И сил хватило у меня
Не уступить мой хлеб на гробик
И сил хватило-привести
Ее к себе,шепнув угрюмо:
-на,сьешь кусочек,сьешь…прости!
Мне для живых не жаль,не думай.-
…прожив декабрь,январь,февраль,
Я повторяю с дрожью счастья:
Мне ничего живым не жаль-
Ни слез,ни радости,ни страсти.
Перед лицом твоим,война,
Я поднимаю клятву эту,
Как вечной жизни эстафету,
Что мне друзьями вручена…
Учитель:Воля человека к жизни,к победе-неиссякаема.Даже в этих страшных условиях продолжали работать школы,театры,что особенно трогательно-животные ленинградского зоопарка переживали блокаду вместе с людьми.Великий композитор Д.Шостакович в этот период создает одно из лучших своих произведений-«Симфонию№7».Все это в условиях страшного голода и бомбежек.Весной 1942 года под снежными завалами было обнаружено около 13 тыс.трупов.Дети продолжали умирать от голода.
Учащийся читает отрывок из дневника Т.Савичевой:
28 декабря 1941 года одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала первую запись в своем дневнике:»Женя умерла 28 декабря в 12.00 утра 1941 года
Бабушка умерла 25 января 3 ч.дня 1942 года
Лека умер 17 марта в 5 ч.утра 1942 года
Дядя вася умер 13 апреля 2ч.ночь 1942 года
Дядя Леша 10 мая в 4ч.дня 1942
Мама 13 мая в 7.30 утра 1942
Савичевы умерли.Умерли все.»
Кто же они,Савичевы,жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме №13? Женя,старшая сестра Тани,работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе.Лека,то есть Леонид,брат Тани,работал строгальщиком на судостроительном заводе.Дядя Вася и дядя Леша,братья Таниного отца,работали в книжном магазине.Мать Тани,Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали.
Всю семью унесла блокада.Не выжила и Таня.Ее,правда,успели вывезти из Ленинграда,но голод настолько подорвал здоровье девочки,что она умерла.
Учитель:Особую роль в годы блокады играло Ладожское озеро-«дорога жизни».Мерили толщину льда,ждали,когда можно будет начать передвигаться.Наконец,когда она достигала 180 мм,начиналось движение,в город везли продукты,эвакуировали жителей,детей.
День снятия блокады сами блокадники вспоминают с огромной радость.
Ленинград совершил беспримерный подвиг.
Будем помнить о нем.Будем чтить этот день.Будем рассказывать о нем из поколения в поколение.
Пусть всегда будет мир на этой земле,будут сытыми дети,никогда больше человечество не узнает войны…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: Формирование у учащихся интереса к своей профессии в процессе производственного обучения
Трудовое воспитание несовершеннолетних осужденных в нашем колонии имеет свою особенность. Эта особенность заключается в том, что приходится иметь Дело с девушками преступниками, многие из которых не п...
Методическая разработка о войне "Блокада Ленинграда"
Тема: «БлокадаЛенинграда»Цели классного часа:- Рассмотреть исторические аспекты Блокады Ленинграда, как события Великой отечественной войны.-...
Методическая разработка классного часа «Блокада Ленинграда»
Методическая разработка классного часа«Блокада Ленинграда» и его освобождение...
Методическая разработка на тему: «Система упражнений для развития творческих способностей учащихся, обучающихся французскому языку как второму иностранному."
Целью данной работы является становление личности, усвоившей коммуникативные приёмы и ценности толерантного сознания, умеющей реализовывать их в деятельности. Изучение предмета с точки зрения коммуник...
Методическая разработка. Открытый урок. Блокада Ленинграда
Презентация. Блокада Ленинграда...
Методическая разработка беседы с родителями и учащимися старших классов. Тема: «Профилактика травматизма»
Методическая разработка беседы с родителями и учащимися старших классов. Тема: «Профилактика травматизма»...
Методическая разработка классного часа "Блокада Ленинграда"
Методическая разработка классного часа к дню освобождения Ленинграда...