Педагогические условия совершенствования учебной практики
методическая разработка на тему
Готовность будущих специалистов к самостоятельной трудовой деятельности, их профессиональная направленность и мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе профессионально-практической подготовки студентов в период учебной и производственной практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pedagogicheskie_usloviya_sovershenstvovaniya_uchebnoy_praktiki.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на заседании ПЦК Щукиной А.А.
«Педагогические условия совершенствования учебной практики»
Современный этап развития российской экономики ставит перед системой профессионального образования серьезные задачи, обусловленные необходимостью сделать эту систему гибкой, адаптивной к постоянно изменяющейся ситуации на рынке трудовых ресурсов, возрастающим требованиям работодателей к качеству практической подготовки специалистов всех уровней. В условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий стержневым показателем уровня квалификации любого специалиста выступают профессионализм и компетентность, которые обеспечивают выпускникам профессиональных образовательных учреждений конкурентоспособность и мобильность на рынке трудовых ресурсов и служат важным фактором социальной их защищенности.
Готовность будущих специалистов к самостоятельной трудовой деятельности, их профессиональная направленность и мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе профессионально-практической подготовки студентов в период учебной и производственной практики. Являясь составной частью основной образовательной программы среднего профессионального образования, учебная и производственная практикиобучающихся остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей наличия современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения интересов производственного предприятия и образовательного учреждения.
Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства. В. И. Андреев считает, что педагогические условия — это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей».
В профессиональном образовании становление личности специалиста рассматривается в единстве с усвоением знаний, умений и навыков (A.M. Новиков, Г.М. Романцев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.) Ступени восхождения будущего специалиста по лестнице профессионализма в процессе теоретического и практического обучения изучались Б.С. Гершунским, Э.Ф. Зеером, А.К. Марковым, В.Д. Шадриковым и другими исследователями.
Учебной считается практика по получению первичных профессиональных умений. Учебная практика может проводиться в структурных подразделениях колледжа, на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в полевых условиях.
Цель учебной практики – приобретение первичного профессионального опыта. Реализация этой цели предусматривает:
- общее знакомство с деятельностью предприятия, его структурой, системой управления и организационно-правовой формой;
- изучение функций подразделений предприятия;
- изучение нормативно-правовых документов, касающихся вопросов управления, и законодательных актов, которые регулируют деятельность предприятия;
- практическое знакомство со специальностью и её особенностями;
- сбор материалов для написания курсовых работ.
В отличие от производственной практики, учебная предполагает не самостоятельную работу, а ознакомление с будущей профессией и получение первых навыков исследовательской деятельности.
Виды учебной практики
Учебная практика делится на три вида:
- Ознакомительная. В основном, это различные экскурсии по предприятиям.
- Предметно-методическая. Сюда могут входить лекции и беседы.
- Практика по приобретению начальных профессиональных умений.
В любом варианте колледж в обязательном порядке назначает руководителя практики. Как правило, в его роли выступает преподаватель дисциплины или курса.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская (курсовая) работа обучающегося. Обучающимся нужно предложить в качестве видов деятельности:
- изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в области экономики;
- участвовать в проведении научных исследований;
- осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
- составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
- выступить с докладом на конференциях различного уровня.
Совершенствование учебной практики обучающихся современных учреждений среднего профессионального образования достигается реализацией следующих педагогических условий:
а) ее содержание сформировано на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов к практическому обучению и нацелено на реализацию профессиональной модели конкурентоспособного специалиста со средним техническим образованием;
б) применяемое комплексно-методическое обеспечение учебной практики обучающихся, рациональное сочетание активных и репродуктивных форм и методов обучения обеспечивают интенсификацию процесса профессионально-практической подготовки будущих специалистов;
в) ведущая роль в приобретении профессионально важных качеств личности, формирования трудовых умений и навыков по профилю специальности принадлежит самостоятельной работе практикантов на предприятии;
г) внедрение научно обоснованной системы контроля и оценки работы практикантов, стимулирующей развитие профессиональной направленности и потребностно-мотивационной сферы личности студента;
д) активное использование методики профессиональной и социальной адаптации студента-практиканта к условиям современного производственного предприятия.
Роль наставника в данном виде практике весьма велика, так как по сути, обучающийся впервые приступает к выполнению поставленных профессиональных задач за рамками урока. Это несколько иной вид учебной деятельности, направленный на достижение нового результата. Роль педагога в данной ситуации сложно переоценить. Здесь важна четкость постановки целей, методическое обеспечение каждого элемента деятельности, четкая регламентация действий и возможность оказания помощи на любом этапе выполнения обучающимся задания.
Педагогу необходимо иметь возможность контролировать промежуточные результаты деятельности обучающегося с тем, чтоб своевременно направить обучающегося в «нужное русло».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная практика как необходимое условие формирование у учащихся основ профессионального мастерства
Аннотация: Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или ...
Авторская педагогическая разработка занятия учебной практики Обработка потайной застёжки – молнии.
Данная разработка позволяет ориентировать обучающихся с ОВЗ (8 вид) на организацию самоконтроля, формирование навыков анализа своей деятельности на занятии, повышение профессиональной компетентности. ...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УЧЕБНЫХ ПРАКТИКАХ
Презентация на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА НАУЧЕБНЫХ ПРАКТИКАХ"...
ИКТ компетентность как условие совершенствования математической подготовки студентов СПО
статья "ИКТ компетентность как условие совершенствования математической подготовки студентов СПО"...
Формирование профессиональных компетенции в условиях проведения учебной и производственной практики по профессии лаборант химического анализа
Формирование профессиональных компетенции в условиях проведения учебной и производственной практики по профессии лаборант химического анализа. Учебная и производственная пра...
Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА"
Разрабатываемая программа, которая с одной стороны направлена на создание для первокурсника такой образовательной среды, которая помогла бы в решении значимых для их возраста и положения п...