КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ по учебной дисциплине ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
методическая разработка по теме

 Комплект контрольно-измерительных материалов содержит: паспорт, задания для проведения текущего контроля, задания для проведения  промежуточной  аттестации (дифференцированного зачета)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_fil_250109.docx78.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области                                                                   «Хреновской лесной колледж  им. Г.Ф. Морозова»

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

по учебной дисциплине

                         ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

                                               

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности

35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

        

с. Слобода

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов

2. Комплект измерительных материалов.

2.1. Задания для проведения текущего контроля.

2.2.Задания для проведения  промежуточного аттестация (дифференцированного зачета)

  1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов        

1.1.Область применения контрольно-измерительных материалов        

  Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины по учебной дисциплине ОГСЭ 01. «Основы философии» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС СПО) по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство», рабочей программы дисциплины «Основы философии» для специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» Они  включают контрольные материалы для проведения  текущего контроля и промежуточной аттестации в форме  дифференцированного зачета.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать, предусмотренными  ФГОС,  умениями и знаниями, которые формируют общие компетенции:

У1 - ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

З1 - основные категории и понятия философии;

З2 - роль философии в жизни человека и общества;

З3 - основы философского учения о бытии;

З4 - сущность процесса познания;

З5 - основы научной, философской и религиозной картин мира;

З6 - об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

З7 - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

          Конечными результатами освоения учебной дисциплины являются  вышеперечисленные знания и умения обучающегося. Конечные результаты являются объектом оценки в процессе аттестации по учебной дисциплине. Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.

Конечные результаты учебной дисциплины являются ресурсом для формирования общих компетенций.

1.2.Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, формах  и методах контроля

Таблица 1.1

Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

Результаты обучения:  умения и знания

Показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания

У1 - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

- ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни;

- владеет  навыками  восприятия  и  анализа  текстов,  имеющих  философское

содержание,  приемами ведения дискуссии,  навыками  публичной  речи  и  письменного  аргументированного  изложения

собственной точки зрения;

 - демонстрирует  способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив,

  - перечисляет наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появившиеся в истории философии; смысл и значение той или иной эпохи.

- анализирует  современные философские и научные представления о природе человека;

 - вырабатывает самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как

любовь, творчество, смерть, вера, счастье, свобода и необходимость;

- анализирует основные концепции исторического развития;  

-понимает место и роль отдельного человека в истории;

- объясняет условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- критически анализирует основные философские концепции (как прошлого, так и настоящего) относительно экономического, политического, социального, научного и культурного путей развития России;

-понимает причины кризиса современной российской цивилизации и возможные пути выхода из него.

- объясняет социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

устный опрос,

тестирование,

защита практических работ,

оценка самостоятельной работы,

итоговое тестирование (д/з)

З1-основные категории и понятия философии;

З2 - роль философии в жизни человека и общества;

 З3 - основы философского учения о бытии

З4 - сущность процесса познания;

З5 - основы научной, философской и религиозной картин мира;

З6 - об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

З7 - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Таблица 1.2

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые  У, З

Форма контроля

Проверяемые  У, З

Раздел 1.

Д/з

З1, З2, З3, З4, З5, З6, У1

Тема 1.1.

 устный опрос

тестирование

практическое занятие  №1

самостоятельная работа

З1, З2, У1

Тема 1.2.

 устный опрос

практическое занятие  №2

самостоятельная работа

З2, З4,З6,У1

Тема 1.3.

 устный опрос

практическое занятие  №3

практическое занятие  №4

тестирование

самостоятельная работа

З2,33, З4,З6,У1

Тема 1.4.

устный опрос

практическое занятие  №5

самостоятельная работа

З2, 33, З4,З6,У1

Тема 1.5.

устный опрос

практическое занятие  №6

самостоятельная работа

З2, 33,З4,З6,У1

Тема 1.6.

устный опрос

тестирование

практическое занятие  №7

практическое занятие  №8

самостоятельная работа

З2, З4,З6,У1

Раздел 2.

Д/з

З3, З4,З5, З6,У1

Тема 2.1.

практическое занятие  №9

практическое занятие  №10

самостоятельная работа

З3, З5,У1

Тема 2.2.

тестирование

практическое занятие  №11

практическое занятие  №12

самостоятельная работа

З4, З6, У1

Раздел 3.

Д/з

З2,З6, З7, У1

Тема 3.1.

устный опрос

тестирование

практическое занятие № 13

практическое занятие № 14

З2, З6, У1

Тема 3.2.

устный опрос

практическое занятие № 15

практическое занятие № 16

самостоятельная работа

З2, З6, З7, У1

Тема 3.3.

устный опрос

практическое занятие № 17

практическое занятие № 18

практическое занятие № 19

самостоятельная работа

З6, З7, У1


2. Комплект измерительных материалов

1.1. Задания для проведения текущего контроля

Раздел 1. Предмет философии и её история.

Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии.

Тесовый экспресс-опрос:

  1.  Предметом философии является (-ются)…
  1. физическая реальность
  2. всеобщее в системе «мир – человек»
  3. положения Священного писания
  4. доводы разума, исходящие из интеллектуальной интуиции

  1. Греческие слова phileo – «любовь» и sophia – «мудрость» дали начало термину...
  1. эклектика
  2. философия
  3. гемофилия
  4. софистика

  1. Гносеология – это учение о…
  1. бытии
  2. ценностях
  3. познании
  4. смыслах

  1. Антропология – это учение о…
  1. бытии
  2. ценностях
  3. познании
  4. человеке

  1. Проблемы, решаемые философией, ...
  1. могут быть решены в рамках конкретной научной дисциплины
  2. имеют всеобщий, предельный характер
  3. не имеют ничего общего с жизнью обычных людей
  4. имеют отношение к сверхъестественному, нереальному миру

  1. Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, то есть философом, был...
  1. Аристотель
  2. Эпикур
  3. Пифагор
  4. Платон

  1. На вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства?» отвечает раздел философского знания –…
  1. аксиология
  2. онтология
  3. антропология
  4. гносеология

  1. Миропонимание, мировосприятие, мироотношение в своей совокупности образуют…
  1. концепцию
  2. картину мира
  3. теорию
  4. мировоззрение

2. Совет Мефистофеля студенту:

«Учиться надо по системе.

Сперва хочу вам в долг вменить

На курсы … ходить.

Ваш ум, нетронутый доныне,

Она приучит к дисциплине»

Гете. Фауст

Практическое  занятие №1:

Изучение роли и места философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей.

  Самостоятельная работа обучающегося: работа с философским словарём: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность».

   

Тема 1.2. Философия Древнего Востока.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте классические философские системы Древней Индии. Какова картина мира древнего индуса (карма, сансара, дхарма)?

2. В чем главная причина земных страданий с точки зрения буддизма ?
3.  Каким образом учение Будды предлагает избавиться от страданий и печалей земной жизни?
4.  Каково значение понятий “янь” и “инь” в китайской культуре?
5. Каково значение ритуала в китайской культуре?

Практическое занятие №2:

Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях.

Тема 1.3. Античная и средневековая философия.

Тесовый экспресс-опрос:

1. Понятие древнегреческой философии, обозначающее упорядоченность мира:

1. Атом 
2. Хаос 
3. Космос 
4. Бытие 

2. Кто из древнегреческих мыслителей стоял у истоков идеалистической традиции в философии?

1. Демокрит 
2. Пифагор 
3. Гераклит 
4. Сократ 

 3. Что такое философская категория?

1. Обозначение чего- либо 
2. Форма «чистого разума» 
3. Понятие, отражающее связь любого типа 
3. Понятие, отражающее существенные, универсальные связи и отношения. 

 4. Какая концепция бытия принадлежала Пармениду?

1. О неизменности Бытия 
2. О всеобщей его изменчивости и противоречивости 
3. О том, что основой всякого Бытия являются атомы 
4. Что истина – это идеи, эйдосы. 

5. Кого из философов древности называли «отцом диалектики»?

1. Демокрита 
2. Сократа 
3. Гераклита 
4. Фалеса 

 6. Мыслитель, полагавший, что философия должна сделать предметом своих размышлений не Космос и его законы, а человека и его мышление», был:

1. Анаксимен 
2. Пифагор 
3. Сократ 
4. Зенон 


7. Формы проявления кинического образа жизни в культуре XX века.

8. О чѐм говорит философ: «Когда мы есть – ее нет, когда она есть – нас нет»?

9. Какова природа зла, по Августину?

Практическое  занятие №3:

Античная философия: основные проблемы и идеи.

Практическое  занятие №4:

Характерные особенности культуры и философии средневековья

Самостоятельная работа: работа с текстами – Платон «Апология Сократа», Сенека «Нравственные письма к Луцилию», Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

Тема 1.4. Философия Возрождения и Нового времени.

Контрольные вопросы:

1. Почему эпоху XIV-XVI ст. называют эпохою Возрождение?

2. Назовите основные периоды эпохи Возрождения и их отличительные черты.

3. В чем суть идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Ренессанса?

Практическое  занятие №5:

Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени

Самостоятельная работа обучающегося: работа с текстом – А. Шопенгауэр «Афоризмы житейской мудрости»,  Л.Н. Толстой «Путь к жизни».

Тема 1.5. Философия XIX века.

Контрольные вопросы:

1. Дайте общую характеристику немецкой классической философии? Какие главные ее достижения вы бы назвали?

2. Почему второй период развития философии Иммануила Канта (с 70-х гг.) называют критическим? Назовите его основные произведения.

3. Какие проблемы, считал Кант, не могут быть решены средствами науки?  Какую проблему философии Кант считал основной?

4. Дайте анализ теории познания Канта. Что означают кантовские термины «вещь в себе» и «вещь для нас»? Что такое «априорные формы познания» по Канту?

5. Сформулируйте и прокомментируйте категорический императив Канта.

6. В чем сущность философии Гегеля?  Почему у Гегеля мир разумен («Все действительное разумно»)? Каким понятием обозначена у Гегеля подлинная основа бытия?

7. В чем суть диалектического метода Гегеля?

8. Какая особенность философии истории Гегеля? Как Гегель трактует проблему свободы?

9. Почему философское учение Фейербаха называется «антропологический материализм»? Каким было отношение Фейербаха к идеализму и религии? За что Фейербах критиковал Гегеля?

Практическое  занятие №6:

Основные проблемы и идеи немецкой классической философии

Самостоятельная работа:  

работа с философским словарём: «Основные понятия немецкой классической философии».

Тема 1.6. Современная философия.

Тесовый экспресс-опрос:

1. Структура человеческой психики, согласно Фрейду, включает три составляющих. Уберите лишний элемент.

1. "Оно”

2.„Я”

      3.„Они”

      4.„Сверх-Я”

2. Идеи экзистенциализма впервые были выражены:

1.И. Кантом

2.Сенекой

3.С. Кьеркегором

4.О. Контом

3. Основными проблемами позитивистского направления в философии являются:

1.проблемы человеческой истории

2.проблемы науки

3.антропологическая проблематика

4.проблемы сознания

5.проблемы интерпретации текстов культуры

4. Кто является автором произведения «Так говорил Заратустра»?

1.Э. Фромм

2.Ф. Ницше

3.Ж.-П. Сартр

4.А. Камю

5. „Существование человека предшествует его сущности”, – это идея:

1.„философии жизни”

2.неопозитивизма

3.экзистенциализма

4.неотомизма

6. Термин “сублимация” во фрейдистской концепции значит:

1.трансформацию инстинктов в позитивные, социально разрешенные формы;

2.вытеснение биологических импульсов в сферу подсознательного;

3.инстинкт самосохранения;

4.влечение к жизни.

7. Принцип верификации в неопозитивистской философии означает:

1.принцип логической непротиворечивости теоретической системы;

2.необходимость проверки научного знания опытным путем;

3.принципиальную возможность эмпирического опровержения научного знания;

4.согласованность определенного знания (высказывания) с другими высказываниями данной теоретической системы.

8. Учение о “коллективном бессознательном”, об “архетипах” человеческой культуры было создано:

1.З. Фрейдом

2.К. Юнгом

      3.Е. Фроммом

      4.О. Шпенглером

9. Принцип соборности в русской философии означал:

      1.провозглашение прав и свобод личности главной ценностью;

      2.приоритет государственных интересов перед интересами личности;

      3.сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям;

10. Назовите представителя «западников»:

      1.А. Хомяков

      2.И. Киреевский

      3.В. Белинский

      4.П. Киреевский

      5.Ю. Самарин

      6.К. Аксаков

11. Автором «Философических писем» был:

      1.Л. Толстой

      2.Н. Чернышевский

      3.А. Хомяков

      4.П. Чаадаев

      5.П. Флоренский

12. Учение о ноосфере и общих перспективах научно-технического развития человечества было разработано:

      1.П. Юркевичем

      2.А. Потебнею

      3.В. Зеньковским

      4.В. Вернадским

Практическое  занятие №7:

 Современная западная философия

Практическое  занятие №8:

 Основные идеи и этапы развития русской философии.

Самостоятельная работа: работа с философским словарём: понятие психоанализа и скептицизма; работа с текстом: В.С. Соловьёв «Русская идея».

Раздел 2. Философское учение о бытии и теории познания

Тема 2.1. Основы научной, философской и религиозной картин мира. Учение о бытии.

Экспресс-опрос:

1. Бытие в философском понимании есть _________.

2. Впервые понятие «бытие» вводит в оборот _______.

3. «Бытие есть атомы, небытие - пустота». Назовите автора суждения.

4. Открытие «идеального» бытия принадлежит древнегреческому философу _______.

5. Учение о бытии, о сущем _______.

6. «Мыслю, следовательно, существую». Автором данного суждения является ________.

7. Назовите субстанции, которые вы знаете.

8. Концепция бытия, в основе которой лежит суждение: «Существовать – значит быть воспринимаемым».

9. Мир как движущийся, постоянно развивающийся впервые представил ______.

10. Какая из перечисленных категорий не относится к онтологическим: сущее, истина, реальность, материя, сущность?

11. Реальность, существующая независимо и вне человеческого сознания.

12. Субъективная реальность есть не что иное, как _______.

13. Атрибутами материи являются ______.

14. Основными характеристиками человеческого бытия являются _______.

Практическое занятие №9

Философская, естественнонаучная и религиозная картина мира.

 Практическое занятие №10

 Категория бытия, ее философский смысл и специфика.

 Самостоятельная работа:  изучение темы «Философские идеи развития.  Диалектика.  Законы диалектики».

Тема 2.2. Теория познания.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные формы человеческого познания.

2. Назовите формы чувственного и рационального познания.

3. Чем чувственное познание отличается от рационально-логического?

4. Что такое практика? Какую роль в познании играет практическая деятельность?

5. Чем научное знание отличается от до- и вне научного знания?

6. Как бы вы определили мудрость? Тождественные понятия ли знания и мудрости? Чем отличается знание от информации?

7. Почему истина в гносеологии рассматривается как «объективная истина»? В чем заключается объективность истины?

8. Раскройте диалектическую связь абсолютного и относительное,  объективное и субъективное в истине. Почему истина всегда конкретна?

9. Как Вы понимаете высказывание: «Истина является процессом, а не готовым результатом»?

10. В чем различие между заблуждением и ложью?

13. Что такое агностицизм и скептицизм? Кого из философов можно назвать агностиком, кого – скептиком?

14. Прокомментируйте следующее утверждение: «Познать мир до конца – это было бы чудом сосчитанной бесконечности».

Практическое занятие №11

Философская теория познания

Практическое занятие №12

Проблема истины.

Самостоятельная работа: работа с философским словарем - основные понятия гносеологии.

Раздел 3. Этика и социальная философия.  

Тема 3.1. Социальная философия.

Тесовый экспресс-опрос:

1. Укажите, что из перечисленного не является, по Марксу, отдельной социально-экономической формацией:

     1.первобытнообщинная;

     2.рабовладельческая;

     3.феодальная;

     4.буржуазная;

     5.социалистическая;

     6. коммунистическая;

2. Согласно цивилизационному подходу к типологии общества.  выделяют (исключить лишнее):

      1.аграрную цивилизацию;

      2.индустриальную цивилизацию;

      3.постиндустриальную цивилизацию;

      4.духовно-культурную цивилизацию.

4. Одной из характерных черт постиндустриального общества можно считать:

      1.коммерциализацию производства и исчезновение экономики пропитания;

      2.рост массовой грамотности;

      3.появление электронных денег;

      4.господство частной собственности на средства производства.

5. Определяющим фактором развития индустриального общества является:

      1.банковско-финансовая система;

      2.информационная сфера и сфера обслуживания;

      3.политические институты;

      4.промышленное производство.

6. Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является...

      1.К. Маркс

      2.К. Ясперс

      3.Д. Белл

      4.Н. Бердяев

7. Представителем демографического детерминизма является...

      1.Т. Мальтус

      2.П. Сорокин

      3.Б. Рассел

     4.М. Фуко

8. Глобальные проблемы могут быть решены...

     1.выдающимися личностями

     2.объединёнными усилиями всех стран

     3.политическими партиями

     4.научными сообществами

9. К важнейшим из глобальных проблем относится ...

       1.экологическая проблема

       2.освоение ресурсов Мирового океана

       3.освоение космоса

       4.борьба с наркоманией

10. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества выражается в понятии...

       1.«информатизация»

       2.«технологизация»

       3.«идеологизация»

       4.«глобализация»

11. Для разрешения глобальных проблем необходимо...

       1.прекратить исследование космоса

       2.снизить темп научно-технического прогресса

       3.унифицировать национальные культуры

       4.изменить потребительское отношение человека к природе

12.Международная общественная организация, созданная в 1968 году для анализа наиболее острых проблем современности, получила название «_________ клуб».

        1.Римский

        2.Парижский

        3.Венский

        4.Гейдельбергский

Контрольные вопросы:

1. В чем специфика предмета исследования социальной философии? Чем отличается философское знание об обществе от собственно научного?

2. Назовите круг проблем, которые решаются социальной философией.

3. Дайте определение общества. Раскройте его структуру.

4. О роли личности в истории: на ход истории могут повлиять  только «великие» и «выдающиеся», или каждая личность значима в историческом процессе?

5. Сравните основные подходы к типологии общества – формационный и цивилизационный.

6. Раскройте содержание линейных (стадиальных) и циклических концепций исторического развития. Назовите представителей данных концепций.

7. Что такое прогресс в истории? Раскройте противоречивый характер исторического прогресса. Какие факторы способствуют возникновению у современного человека чувства преимущества над людьми прошлого? Насколько оно является оправданным?

8. В чем причина возникновения и обострения глобальных проблем в ХХ веке?

9. Что Вы можете сказать о влиянии техногенной цивилизации на жизнь людей? Назовите позитивные и негативные моменты такого влияния.

10. Какие проблемы называются глобальными? Чем они отличаются от локальных и региональных?

11. На какие группы можно разделить все глобальные проблемы? Охарактеризуйте их.

12. Какие проблемы взаимосвязи индивида и общества стали сегодня глобальными?

13. Возможно ли остановить прогресс глобализации?

14. Что следует понимать под идеей «золотого миллиарда»?

Практическое занятие №13

Философский анализ общества

Практическое занятие № 14

Глобальные проблемы современности, их классификация, пути решения и

выживания человечества.

Тема 3.2. Этические проблемы. Природа и общество.

Контрольные вопросы:

1. Когда возникает наука и каковы исторические предпосылки ее рождения?

2. Что такое сциентизм и антисциентизм? С чем связана антисциентистская позиция в современном мире?

3. Дайте классификацию наук.

4. Дайте определение понятий «техника»,  «техносфера».

5. Расскажите об истории  становления техники.

6. Какова роль науки и техники в современности?

7.  Какое специфическое содержание понятий «окружающая среда», «природная среда», «географическая среда» обусловливает их различия?

8. Материальное производство становится все более «грязным», все более опасным в смысле нарушения экологического равновесия. Сторонники движения «зеленых», в частности, отсюда делают вывод, что в мировом масштабе производство надо

не наращивать, а сворачивать либо искусственно сдерживать.

Что Вы знаете о движении «зеленых»? Можно ли (или нельзя) согласиться с этой точкой зрения?

 Практическое занятие №15

Философские проблемы науки и техники.                                    

Практическое занятие №16

Природа как философское понятие

Самостоятельная работа: написать эссе «Роль науки в современном мире».

Тема 3.3. Человек как объект философского осмысления.

Контрольные вопросы:

1. Что изучает философская антропология? Назовите ее основные проблемы.

2. Как изменялись представления о человеке в истории философии?

3. Что такое - «антропогенез» («антропосоциогенез»)?  

4. Объясните диалектическую взаимосвязь биологического и социального в человеке.

5. Какие свойства можно отнести к специфически человеческим?

6. Покажите различие в  понятиях «человек», «индивид», «личность».

7. Какие виды необходимости господствуют над ним, и может ли человек их преодолеть? В какой мере человек является свободным?

8. Что такое смерть, и как человек должен относиться к ней?

9. Что такое бессмертие: иллюзия или факт

 Практическое занятие № 17

Проблема становления человека. Биологическое и социальное в человеке.

Практическое занятие № 18

Философская проблема свободы и ответственности личности.

Практическое занятие № 19

Философская проблема смысла жизни, смерти и бессмертия. 

Самостоятельная работа: написать эссе «Философия и смысл жизни»

Критерии оценки тестовых заданий:

«5» - 100 – 90% правильных ответов

«4» - 89 - 80% правильных ответов

«3» - 79 – 70% правильных ответов

«2» - 69% и менее правильных ответов

Критерии оценки выполнения теоретических заданий:

«5» - выставляется в том случае, когда в ответе обучающегося полно и верно раскрыто основное содержание вопроса, соблюдена логическая последовательность элементов ответа; общие положения конкретизируются фактами, обосновываются аргументами.

«4» - выставляется в том случае, когда в ответе обучающегося содержится верное освещение темы вопроса, но отсутствует полнота раскрытия; соблюдена логика изложения        

«3» -  выставляется в том случае, когда в ответе обучающегося приведены отдельные несистематизированные положения, отсутствует конкретизация их фактами или частично приведены отдельные верные факты

«2» – выставляется, если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.

Критерии оценки выполнения практических работ:

«5»  - проблема  четко определена и сформулирована ее суть, оценены  возможности ее решения; дано  свое понимание (интерпретация) высказанной идеи; обоснованно и аргументированно выражена своя точка зрения. 

 «4» - проблема  определена и сформулирована ее суть, дано  свое понимание (интерпретация) высказанной идеи; не достаточно обоснована и аргументирована своя точка зрения. 

 «3»  - проблема  определена  не точно, отсутствует  четкое понимание высказанной идеи; не достаточно обоснована и аргументирована своя точка зрения. 

 «2» - имеются существенные ошибки в логических рассуждениях, не выражена собственная позиция.

2.2. Задания для проведения  промежуточного контроля (дифференцированного зачёта)

Дифференцированный зачет проводится в  форме тестирования. Место проведения -  учебная аудитория. Тестирование предполагает 3 варианта по 20 вопросов.

Тестовые задания составлены с  закрытой и открытой формой ответа,  с одиночным и множественным выбором ответов и на соответствие. Время, отводимое на выполнение задания – 25 мин.  Каждый правильный ответ на  задания в виде задания на соответствие,  задания множественного выбора и открытого типа оцениваются  в 2 балла,  с одиночным выбором – в 1 балл.

Оценка результатов тестирования.

Показатели в баллах

Неудовлетворительно «2»  (0-60%)

Удовлетворительно «3» (65-79%)

Хорошо «4» (80-94%)

Отлично «5» (95 -100%)

0-16 баллов

17-21 балла

22-25 баллов

26-28 баллов

Вопросы итогового тестирования.

1. Изречение: «Все течет, все изменяется... Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» принадлежит античному  мыслителю:

 а) Фалесу;                    б) Демокриту;                     в) Эпикуру;                 г) Гераклиту.

2.Черты, свойственные  средневековой философии:

 а) теоцентризм;                б) креационизм;          в) социоцентризм;       г)провиденциализм

 3.  Предметом  социальной философии является:                                                                                                                          а) социальные институты и социальная структура общества;  

б) общество как целостная система;                          в) политика;   г) экономика.

4. Впервые осуществили  классификацию глобальных проблем представители:                                                                                              а) «философии жизни»;       б) психоанализа;      

в) «Римского клуба»;           г) экзистенциализма.

5. Предметом философии является:                                                                                                                                                   а) все бесконечное многообразие явлений мира;    б) человек и мир;

 в) познание внутреннего мира человека;  

 г) истина, справедливость, мужество и другие нравственные добродетели.

6. «Бессознательное» в современной философии - это:                                                                                                                 а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;

 б) рефлекторные процессы в организме человека;

в) все, что не осознается человеком;

г) нечто, присущее только отдельному человеку.

7. Скептицизм - это

а) учение, утверждающее принципиальную познавательность мира;                                                                                              б) учение, подвергающее сомнению возможность истинного познания действительности;                                                       в) учение, отрицающее возможность познания;                                                                                                                                     г) учение о потустороннем мире.

8. Философ, который  ввел понятие «вещь в себе» для обозначения непознаваемой сущности вещей:

 а) К. Маркс;                   б) И. Кант;                 в) Д. Дидро;                г) Л. Фейербах.

9. Функция искусства в обществе:                                                                                                                                           а) позволяет регламентировать поведение людей в обществе;                                                                                                  б) способствует интеллектуальному развитию личности;                                                                                                                                в) способно утешать и давать наслаждение человеку, восстанавливать гармонию его внутреннего мира;                      

 г) дает научно обоснованное знание о действительности.                                            

10. Законом диалектики является:

 а) закон отрицания отрицания;                                     б) законы статистики;                                                                                                                                в) закон всеобщего тяготения;                                        г) законы термодинамики.

11. Исторический тип взаимодействия общества и природы, нанесший наиболее ощутимый ущерб природе:

 а) присваивающий;        б) производящий;        в) индустриальный;     г) аграрно-патриархальный.

12. Проблема, интересующая  первых греческих философов прежде всего:

 а) проблема человека;                                     б) проблема построения идеального государства;                                                                                      

в) материального первоначала мира;                   г) метода познания.

13. Представитель теории циклического развития истории (теорий локальных культур и цивилизаций):а) Кондорсе;           б) Шпенглер;        в) Гегель;                 г) Маркс

 14.Природа античной философской мыслью понималась как:

а) органическая часть космоса, часто одушевленная;

б) божественное творение, последнее звено в иерархии «Бог-человек-природа»;

в) противостоящая человеку стихия, которую необходимо подчинить и использовать;

г) как естественная среда обитания человека.

15. В высказывании Ш. Фурье: «Порочен не человек, а общество, в котором он живет» выражена:

а) идея абсолютной независимости человека от общества;                                                                                                           б) идея о роли социальной среды в формировании человека;                                                                                               в) идея о том, что человек «создает» себя сам;                                                                                                                                г) идея нравственного осуждения порочной сущности человека.

 16. Представителем течения рационализма является:

 а)  Г. Лейбниц;              б) Ф . Бэкон;                 в) Дж. Локк;                  г) Т. Гоббс.

17. Термин «философия» - это

 а) любовь к природе;            б) любовь к Богу;              

 в) любовь к ближнему;              г) любовь к мудрости

 18.  Роль философии в средние века:

а) быть основой научного познания мира;                                                                                                                                                                               б) «обслуживать» теологию, участвуя в разработке и доказательстве религиозных догматов;                                                            

в) заниматься лишь этическими проблемами;                                                                                                                                             г) вообще не вмешиваться в богословские и теологические рассуждения.

19. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:

а) привычной формой твоего поведения;

б) принципом инстинкта самосохранения;

в) общим законом;

г) примером для подражания других;

д) юридическим законом.

20. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это

а) движение;     б) развитие;      в) регресс;     г) трансформация;     д) деформация.

21. Вывод, соответствующий истине:                                                                                                                                                  а) социальная революция - переход государственной власти от одной политической группы людей к другой;              

 б) социальная революция - коренные преобразования в экономической, политической, социальной сферах общества;                                                                                                                                                                                                              в) социальная революция - смена форм собственности;                                                                                                                      г) социальная революция - смена научных представлений.

22. Автором книги «Критика чистого разума» является:

а) Г. Гегель;             б) Л. Фейербах;               в) И. Кант;                  г) И. Шеллинг.

23. Основоположником учения о биосфере и ноосфере является:

а) Н. Федоров;               б) Н. Бердяев;               в)  К. Циолковский;           г) В. Вернадский              

24. Учение, согласно которому смысл жизни человека – наслаждение:

а) рационализм;              б) материализм;               в) гедонизм;                          г) идеализм

25.Автор известного изречения: «Человек есть мера всех вещей»:

а) Сократ;                      б) Гераклит;                      в) Аристотель;                 г) Протагор.

26. Утверждение свободы человеческого существования, предполагающей выбор человеком собственной сущности, характерно для….

а) марксизма;        б) экзистенциализма;         в) герменевтики;            г)позитивизма.

27. Понятие «прогресс» означает:

 а) форма развития, означающая движение от менее совершенного и простого к более совершенному и сложному;                                                                                                                                                                                             б) движение от более совершенного, сложного к менее совершенному, простому;                                                                           в) человеческая история;                                         г) циклическое движение.

28. С точки зрения философии атомисты - это

а) специалисты, считающие атомную энергию важнейшим видом энергии;                                                                                б) активисты, выступающие за разоружение;                                                                                                                            в) мыслители, выдвинувшие идею о существовании неделимых частиц - атомов как первоосновы всего существующего;                                                                                                                                                                                                         г) ученые, изучающие строение атома.

29. Культура общества - это  

а) вежливость, интеллигентность, манера поведения;            

б) определенный уровень цивилизации;  

в) духовная жизнь общества;                                

г) совокупность материальных и духовных ценностей.

30.  Основоположником идеализма является:

 а) Платон;                          б) Аристотель;                     в) Гераклит;                         г) Сократ.

 31. Понятие, обозначающее философскую науку, изучающую законы правильного мышления человека

а) этика;                б) гносеология;               в) логика;            г) онтология.

32. Впервые понятие "бытие" было введено в философию:

а)  Парменидом;                б) Аристотелем;                  в) Гераклитом;          г) Платоном.                

33. Начальным шагом научного исследования является:

а) проведение эксперимента;    б) формулирование проблемы;    

в) организация наблюдения;               г) выбор метода исследования

34. Направленность логического следования в индуктивном методе мышления:

а) рассуждение ведется от общего к общему;      

 б) рассуждение ведется от общего к частному;                              

 в) рассуждение ведется от частного к общему;    

г) рассуждение ведется от частного к частному

35. Понятия, относящиеся  к группе этических категорий:

а) благо, добро, мораль;                              б) прекрасное, художественное, красота;                                                                                     в) партия, политика, власть;                              г) истина, ложь, заблуждение.

36. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна;  б) абсолютна;   в) объективна;     г) божественна;   в) субъективна.

37.Впишите ключевое слово в определение:

Натурфилософия (философия …….) – философское направление, создавшее новую картину мира, свободную от теологии, опираясь на достижения естествознания.

38. Впишите ключевое слово в определение:                                                                                                                    Человеческий индивид, субъект межличностных, социальных отношений и сознательной деятельности – это…

39. Впишите ключевое слово в определение:                                                                                                                                  Слово  ….  в переводе с латинского языка означает возделывание, обработка земли.

40.Впишите ключевое слово в определение:

Образ наилучшего из всех возможных состояний какого-либо явления, принимаемый как высшая ценность и цель деятельности – …..

41. Впишите ключевое слово в определение:                                                                                                                               Вопрос о смысле жизни, прежде всего, порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек …

42.Впишите ключевое слово в определение:                                                                                                                               Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект – это …….

43. Представители натурфилософии эпохи Возрождения (укажите все варианты):

а) Николай  Коперник,  б) Джордано  Бруно,   в) Николай Кузанский;  

 г) Галилео Галилей;                                                  д) Данте Алигьери

44. Характерные черты русской философии (укажите все варианты):
а) панлогизм;  б) подверженность религиозному влиянию, особенно православному;
в)  наукоцентризм;  г) европоцентризм;  д) ярко выраженный интерес к морально-этическим проблемам;                    е)рационализм

45. Историю рассматривали как линейное восходящее развитие, как переход общества от более низкой к более высокой ступени (укажите все варианты):

а) Кондорсе;           б) Шпенглер;        в) Гегель;                 г) Маркс

46.  Для научно-технической революции середины XX века характерно (укажите все варианты):
а)появление персональных компьютеров;

б) широкое распространение мобильных средств связи;
в) начало освоения околоземного пространства
;

 г) расшифровка человеческого генома;                                                  

  д) освоение атомной энергии

47.  Уровни научного познания (укажите все варианты):                                                                                                                   а) эмпирический;    б) религиозный;    в) теоретический;                                                                                                        г) мифологический;    д) диалектический.

48. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):

а) агностицизм;  б) эмпириокритицизм;   в) скептицизм;   г) гносеологический оптимизм;                                                   д) гедонизм.

49. Крупнейшие русские писатели и деятели культуры, заложившие основы «русской идеи» (укажите все правильные варианты):
а) А.С. Пушкин;  б) И.Н. Тургенев;  в) Ф.М. Достоевский
;  г) М.Ю. Лермонтов;  д) Л.Н. Толстой

50.  К вечным философским вопросам относятся (укажите все правильные варианты):

а) каковы точные размеры вселенной?                г) в чем смысл жизни?

б) в чем сущность человека?                                д) какова родословная славян?

в) из каких элементов состоит живая клетка?

51. Основные формы чувственного познания (укажите все правильные варианты):
а) умозаключение; б) ощущение; в) понятие; г) восприятие; д) представление; е) суждение

52. Представители утопизма  эпохи Возрождения (укажите все правильные варианты):
а) Леонардо да Винчи;   б) Кузанский Н.;  в) Мор Т.;  г) Кеплер И.;   д) Кампанелла Т.

53. Основные формы бытия материи (укажите все правильные варианты):
а) протяженность;     б) пространство;      в) расстояние;        г) эпоха;        д) время

54. Представители линейного подхода в изучении исторического развития:
а) А. Тойнби;   б) К. Маркс;   в) Ф. Вольтер; г) Н. Я. Данилевский;    д) Д. Дидро

55.Установите соответствие между понятиями и их значением:

а) миф                                      1) мировоззренческая система

б) теоцентризм                       2) метод философии

в) метафизика                          3) форма мировоззрения

56.Установите  соответствие:
а) значимость материальных и духовных явлений                         1
. идеал
б) социально одобряемая и санкционированная оценка                2.ценность

в) образ наилучшего из всех возможных состояний какого-либо явления, принимаемый как высшая ценность и цель деятельности                                                                                                                   3.норма

57.Установите  соответствие основных форм бытия
а) материальное бытие       1. существование идеального как самостоятельной реальности      

б) идеальное бытие             2. существование материальных тел, вещей, явлений природы,    окружающего мира                              

в) человеческое бытие        3. бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

г) социальное бытие          4. существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мир

58.Соотнесите данные трактовки бытия с философскими школами:

а) В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою;

б) Пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости;

в) Неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.

59. Установите соответствие философа и эпохи:

а) Августин Блаженный;                                1) Возрождение;
б) Николай Кузанский;                                   2) Античность;
в) Иммануил Кант;                                          3) Новое время;
г) Платон;                                                         4) Средневековье.

60 .Найдите соответствия между разделом философии и основной категорией:

а) онтология                                             1) красота                                                                                                              б) гносеология                              2) нравственность                                                                                                  в) этика                                      3) истина                                                                                                                      г) эстетика                                          4) бытие

1) элеаты;

2)христианство;

3) атомисты.

Литература:

Основные источники:

  1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011 – 256 с. (с хрестоматией).
  2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 288 с.(Профессиональное образование).

Дополнительные источники:

  1. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 612 с.
  2. Хаврак  А.П. Философия: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 376 с.

Интернет-ресурсы:

www.alleg.ru/edu/philos1.htm

www.diplom-inet.ru/resursfilos

http://www.filosofia-totl.narod.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии» общеобразовательного цикла в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.06. Сетевое и системное администрирование

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины «Основы философии» общеобразовательного  цикла в рамках основной профессиональной образовательной программы...

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОГСЭ. 01 Основы философии

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине  ОГСЭ. 01 Основы философии разработан в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специально...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

КИМ учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производст...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии

КИМ учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.02.08 Технология машиностроения базовой подготовки, входящ...

Аттестационные педагогические измерительные материалы (АПИМ) по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии

Тест является аттестационно - проверочным и измерительным материалом для обучающихся по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии. В ходе проведения тестирования у обучающихся проверяются:знания:осн...

Материалы контрольного среза знаний по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии

Методическая разработка оценочного средства в рамках внутреннего мониторинга качества знаний по дисциплине ОГСЭ Основы философии для обучающихся укрупненной группы специальностей 40.00.00 Юриспру...