Положение о викторине, посвящённой 70-летию Великой Победы «Достойные славы»
олимпиадные задания на тему

Воробьёва Светлана Анатольевна

В целях духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, воспитания российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, и в связи с 70-летием Победы в войне с милитаристской Японией в центральном корпусе  проводится викторина по истории по теме «Достойные славы».

 Задачи викторины

1.      Активизация патриотического воспитания обучающихся техникума.

2.      Воспитание уважения к памяти защитников Отечества.

3.      Развитие познавательной деятельности обучающихся в области истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

4.      Выявление обучающихся с высоким интеллектуальным уровнем развития и создание условий для их самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_dlya_studentov.docx23.31 КБ
Файл manchzhurskaya_operatsiya.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Положение

о викторине, посвящённой 70-летию Великой Победы

  «Достойные славы»

В целях духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, воспитания российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, и в связи с 70-летием Победы в войне с милитаристской Японией в центральном корпусе  проводится викторина по истории по теме «Достойные славы».

 Задачи викторины

  1. Активизация патриотического воспитания обучающихся техникума.
  2. Воспитание уважения к памяти защитников Отечества.
  3. Развитие познавательной деятельности обучающихся в области истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  4. Выявление обучающихся с высоким интеллектуальным уровнем развития и создание условий для их самореализации.

Участники  викторины                                                                                                                                            

      Участниками викторины являются обучающиеся всех групп центрального корпуса.

Организация проведения  викторины

      - Организатором викторины  является преподаватель истории Воробьёва С.А.

Сроки и порядок проведения викторины

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

С 19 по 23 октября 2015 года проводится первый этап викторины, участники – обучающиеся всех групп центрального корпуса.

27 октября проводится второй этап викторины, участники – представители групп, победители   первого этапа викторины.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

С 27 по 28 октября  осуществляется проверка и оценивание ответов,                                                                                                                                                оформляется рейтинговый список участников викторины.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Содержание вопросов викторины  связано с основными, наиболее крупными сражениями Великой Отечественной войны (военные операции советской и немецкой армий, командующие фронтами и армиями, герои сражений, хронология событий).

Подведение итогов викторины

             Жюри подводит итоги  викторины на основании рейтинговых списков.

Победители и призёры  викторины награждаются сертификатами и дипломами участников.

 Задание I тура

 

  1.  Назовите фамилию конструктора, под чьим руководством был спроектирован лучший танк Второй мировой войны Т-34.

 

  1.  Назовите советского политика, который 22 июня 1941 года выступил по радио со словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»

 

  1.  Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?

 

  1.  Как расшифровывается аббревиатура «КВ»  название советского тяжёлого танка времён Великой Отечественной войны?

 

  1.  Назовите белорусский город, под которым 14 июля 1941 года наша армия впервые применила «катюши».

  1.  Перед Второй мировой войной большая часть миномётов в европейских армиях имела калибр 81,4 мм. Как обосновали советские конструкторы предложение о разработке отечественных миномётов калибром 82 мм?

  1.  Назовите звериное имя немецкого танка T-V, применявшегося с 1943 года во 2-й мировой войне?

 

  1.  Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 (позже ИСУ-152)  «зверобоем». За что?

 

  1.  На бутылках с горючей смесью, используемых русскими во время Великой Отечественной войны, часто наклеивались этикетки. Что на них было написано?

 

  1.  Команда «Воздух!» времён Великой Отечественной войны означала именно это. Что?

 

  1.  Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем «Танкоград»?

 

  1.  Самое знаменитое письмо с фронтов Великой Отечественной войны – это… Какое?

 

  1.  Когда на Красной площади Москвы проходил парад, который начался не в 10, а в 9 часов утра и шёл всего лишь около получаса?

 

  1.  Этот российский город-герой отважно защищался и в Смутное время, и от войск Наполеона, и в 1941 году. Назовите его.

 

  1.  В истории Второй мировой войны этот «хвойный» город Советского Союза стал первым городом, откуда выгнали немцев. Назовите его.

 

  1.  Какая битва Великой Отечественной войны была раньше: Курская или Сталинградская?

  1.  Здание музея-панорамы какой битвы возведено на месте исторической высадки 13-й стрелковой дивизии генерала Родимцева?

 

  1.  Назовите советский город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о великой победе над фашизмом?

 

  1.  Как по фамилии сержанта называется Сталинградский дом, который советские солдаты обороняли в течение нескольких месяцев?

 

  1.  «Полями воинской славы России» Военная энциклопедия называет Куликово, Полтавское и это, на котором произошло крупнейшее во 2-й мировой войне встречное танковое сражение. Как называется это поле?

 

  1.  Назовите битву, которая завершилась 23 августа 1943 года взятием советскими войсками Харькова?

 

  1.  Назовите нашего знаменитого шпиона, чья информация для Иосифа Сталина стала решающей для победы на Курской дуге.

 

  1.  Этой юной россиянке суждено было стать, хоть и посмертно, четвёртой женщиной – Героем Советского Союза и первой в Великой Отечественной войне. Назовите её имя.
  2.  О героической обороне какого советского города в 1942 году написала в своих поэмах Ольга Берггольц?

 

  1.  Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск?

 

  1.  Маршалом каких войск был Иван Никитович Кожедуб, трижды Герой советского Союза?

 

  1.  Во время Великой Отечественной войны колонна немцев всё же смогла пройти по улицам Москвы. Что же это была за колонна?

  1.  При ночном наступлении на какой немецкий город советские войска применили 140 прожекторов, которыми ослепили войска противника?

 

  1.  В какой стране и в каком её городе стоит известный памятник «Алёша», сооружённый в честь русских солдат, погибших при освобождении страны от фашистов?

 

  1.  Какое название получил парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года?
  2.  В июле 1945 года на этой конференции Советский Союз подтвердил своё согласие вступить в войну с Японией. Начался последний этап Второй мировой. Что это была за конференция?

 

  1.  В каком городе Германии проходил суд над главными фашистскими преступниками?

 

  1.  Когда в нашей стране День Победы – 9 мая – стал выходным днём?

 

  1.  К 60-летию Победы на Поклонной горе Москвы установлен памятник, изображающий четырёх солдат. Что символизирует каждый из них?

 

  1.  Какой орден стал первой советской наградой, учреждённой в годы Великой Отечественной войны?

 

  1.  Какой советский военачальник, кроме Сталина и Жукова, был дважды кавалером ордена «Победа»? 

 

  1.  Какую награду времён Великой Отечественной войны называют высшим «солдатским» орденом?

 

  1.  Какие три российских города на знаменитой Курской дуге  Указом Президента В.В. Путина получили нововведённое почётное звание «Город воинской славы» накануне празднования 62-ой годовщины Великой Победы (май 2007 года)?

 

  1. Как назвался фашистский  чудовищный план уничтожения советских и славянских народов, план заселения европейской части нашей страны немецкими колонистами и включения ее в состав Германии?

  1. В период Великой Отечественной войны за доблесть и мужество частям, кораблям, соединениям и объединениям Советских Вооружённых Сил были присвоены именно такие звания. Какие?

Задание II тура

Ф.И.________________________________________________

Блок № 1: ответьте на вопросы.

  1. Когда был подписан акт о капитуляции Японии?

_____________________________________________________________________

  1. Как называлась японская армия?

___________________________________________________________

  1. Кто был главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке?

_______________________________________________________________

  1. На какие советские территории претендовала Япония?

_______________________________________________________________________

  1. Какая страна и против каких городов Японии использовала ядерное оружие?

________________________________________________________________________

  1. За какой рекордный срок советские войска разгромили японскую армию?

  1. Название конференции, на которой СССР подтвердил обещание союзникам объявить войну Японии?

_________________________________________________________________________

  1. Силами каких советских войск была проведена военная операция 1945 года? (используй карту на с.13)

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

  1. Какая форма правления существовала в Японии в 1945 году? (Вспомни имя политического лидера Японии)

______________________________________________________________

  1. Кто такие самураи?

____________________________________________________________

________________________________________________________

Блок№2: личность и война - А.М.Василевский ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Блок № 3: Почему Маньчжурскую военную операцию называют «блиц-криг по - советски»? Какие оперативные особенности и новшества там были применены?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

29.10.15  в библиотеке центрального корпуса техникума преподавателем Воробьёвой С.А. был проведён II тур Викторины, посвящённой 70-летию Великой Победы в войне с милитаристской Японией по теме  «Достойные славы».

Содержание вопросов викторины было связано с основными, наиболее крупными сражениями Великой Отечественной войны (военные операции советской и немецкой армий, командующие фронтами и армиями, герои сражений, хронология событий).

Вот мнение непосредственных участников викторины:

Милова  Дарья  (победитель II тура викторины».

«Мы всей семьёй готовились ко II туру.  Мне особенно  запомнилось, что Маньчжурская операция проводилась под руководством маршала А.М.Василевского в кратчайшие сроки, благодаря чему Япония подписала акт о капитуляции. Я много узнала об особенностях этой уникальной военной операции».

Смирнова Владлена  (участник  II тура викторины».

«В ходе подготовки к викторине я узнала новые факты о Великой Отечественной  войне. Особенно понравилось решать логические задачи на II туре викторины».

Баркова Виктория (фоторепортёр)

«Ребята нашей группы были самыми активными участниками викторины, но в целом все участники ответственно отнеслись к заданиям II тура, волновались и обсуждали наиболее серьёзные проблемы. Мне понравилась атмосфера делового сотрудничества в ходе проведения викторины»

Итоги викторины:

1 место – Милова Дарья

2 место – Попейко Кристина

3 место – Хромышев Илья



Предварительный просмотр:

Подготовка Маньчжурской операции.

СССР начал военные действия против Японии ровно через 3 месяца после капитуляции Германии Все эти три месяца происходила огромная работа по планированию операции, перегруппировке войск и подготовке их к боевым действиям. На Дальний Восток были переброшены 400 тыс. чел., 7 тыс. орудий и минометов, 2 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, 1100 самолетов. В порядке оперативной маскировки в первую очередь перебрасывались те дивизии, которые в 1941–1942 гг. были сняты с Дальнего Востока.

Сталин с таким предложением не согласился и распорядился начать наступление одновременно всеми фронтами. Как показали последующие события, такое решение Ставки было более целесообразным, поскольку разновременный переход фронтов в наступление лишал Дальневосточные фронты внезапности действий и позволял командованию Квантунской армии маневрировать силами и средствами для последовательного нанесения ударов на монгольском и приморском направлениях.

После Парада Победы в июне 1945 г. все командующие, предназначенные для проведения Маньчжурской операции, выехали к местам назначения. Началась напряженная работа по подготовке операции.

Сложность операции состояла не только в том, что все подготовительные мероприятия предстояло осуществить в условиях, когда не было официального состояния войны с Японией. Опыта, когда Советская Армия первой начинала военные действия (за исключением советско-финляндской войны), не было, и поэтому условия ведения операции, особенно перехода в наступление, существенно отличались от того, что практиковалось на советско-германском фронте. Именно из этого вытекали оперативные особенности и новшества в военном искусстве. В чем они состояли?

Во-первых, при отсутствии состояния войны разведку можно было вести только наблюдением и при помощи агентурной разведки, отличавшейся крайней ненадежностью. Таежная местность затрудняла наблюдение. Воздушную разведку с нарушением границы или разведку боем также невозможно было осуществить. Но без достоверных данных о противнике, особенно о состоянии его обороны и огневых средствах, не представлялось возможным спланировать и осуществить эффективное боевое применение артиллерии и авиации.

Во-вторых, с точки зрения соблюдения скрытности было нецелесообразно до начала военных действий выдвигать в приграничную зону, в исходное положение для наступления большое количество соединений и частей, в частности артиллерию. Прорыв же укрепленных районов по канонам военного искусства требовал организации мощной артподготовки, наступления из положения непосредственного соприкосновения с противником.

Во второй половине июля 1945 г. А.М. Василевский вместе с К.А. Мерецковым прибыли на командный пункт (КП) 5-й армии в районе г. Кабанья, чтобы при участии командиров соединений еще раз рассмотреть вопрос о способе перехода в наступление. Командарм 5-й армии генерал-полковник Н.И. Крылов предложил начать наступление вообще без артподготовки, внезапно перейдя госграницу силами усиленных передовых батальонов. Главные силы до начала перехода госграницы предполагалось держать в глубине, часть артиллерии выдвинуть ближе к границе и иметь в готовности к открытию огня. После напряженных раздумий и анализа плюсов и минусов это предложение было утверждено.

Как и в лучших операциях, проведенных на советско-германском фронте, обращает на себя внимание исключительная конкретность в работе при подготовке Маньчжурской операции. Все было подчинено скрытности проведения подготовительных мероприятий и обеспечению внезапности действий. После определения командующим замысла и принятия решения по планированию операции, к ее подготовке и организации боевых действий допускался ограниченный круг должностных лиц. Все документы исполнялись лично этими должностными лицами без привлечения чертежников, машинисток и другого технического персонала.

После рассмотрения и утверждения командующим, выработанные решения и планы доводились в части их касающейся, до подчиненных инстанций. Основные усилия командующих и штабов сосредотачивались в войсках на организации, боевом, тыловом и техническом обеспечении боевых действий. Учитывая большую роль передовых батальонов в этой операции, на 1-м и 2-м Дальневосточных фронтах их подготовкой занимались наиболее тщательно. В нашей 5-й армии, например, эту задачу непосредственно на себя взял командующий Н.И. Крылов.

С офицерским составом на картах и макетах местности были детально, скрупулезно отработаны порядок скрытного выдвижения батальонов и перехода ими госграницы во взаимодействии с группами пограничников, которые досконально знали местность. В каждой дивизии были созданы учебные поля, которые воспроизводили опорные пункты японцев со всеми заграждениями, долговременными огневыми точками, системой охраны и обороны. На этих учебных полях затем в течение недели шли тактико-строевые занятия с многократным повторением наиболее сложных приемов действий и взаимодействия между подразделениями различных родов войск.

Затем в течение 10–12 дней проводилось по 5–6 комплексных учений (большинство из них ночью) с привлечением всех сил и средств, участвующих в боевых действиях. В каждом таком учении участвовали командиры и штабы дивизий и полков, командиры; штабы дивизионной и полковых артиллерийских групп, авианаводчики, в полном составе передовые батальоны со всеми средствами усиления. В заключение в каждой дивизии проводилось контрольное учение под руководством командующего армией, где окончательно уточнялись и проверялись все вопросы организации и ведения боевых действий.

Условия Дальневосточного театра военных действий (ТВД) усложняли управление войсками. Большие пространства (удаление КП фронтов от КП Главкомата до 3 тыс. км, КП фронтов от армий — до 400–1000 км) создавали большие трудности в поддержании связи.

Следует также подчеркнуть, что в отличие от других стратегических операций Великой Отечественной войны, где наспех создавались главкоматы войск направлений (1941 г.), или представители Ставки Верховного главнокомандования базировались в своей работе на пунктах управления и средствах связи фронтов, для управления войсками в Маньчжурской операции было развернуто полноценное и заранее подготовленное Главное командование войсками Дальнего Востока (главком — маршал А.М. Василевский, начальник штаба — генерал С.П. Иванов). Оно имело свой КП, свои линии и средства связи. Главная установка на достижение скрытности подготовки операции и внезапности действий накладывала свой отпечаток и на деятельность командования и штабов.

Были приняты строгие меры маскировки перегруппировки войск с запада. Никто, даже офицеры штабов не знали, куда и с какой целью перебрасываются войска.
Предстояло осуществить перевозки по однопутной железнодорожной магистрали в крайне сжатые сроки и на огромные расстояния - от 9 тыс. до 12 тыс. км. В этом отношении они не имели себе равных в истории второй мировой войны и являлись поучительной стратегической операцией.

Осуществление операции по перегруппировке было сопряжено с большими трудностями. Она проводилась в условиях строгой оперативной маскировки при мобилизации всех сил и средств Наркомата путей сообщения, и прежде всего на дорогах Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Только за четыре весенне-летних месяца (май — август) на Дальний Восток и в Забайкалье поступило около 136 тыс. вагонов с войсками и грузами, а за период с апреля по сентябрь 1945 года включительно — 1692 эшелона. Из них: стрелковых объединений, соединений и частей — 502 эшелона; артиллерийских — 261, бронетанковых войск — 250 и инженерных и других частей и соединений и грузов — 679.

О напряженности в работе железных дорог восточного направления говорят следующие цифры. Ежесуточно на Забайкалье в июне проходило до 30 поездов, в июле — до 22 поездов. Следует учитывать, что помимо этого значительные перевозки велись и по внутренним железнодорожным и водным путям Дальнего Востока. Их протяженность также была относительно большой: из района Благовещенска в Приморье — до 1500 км и комбинированные марши — в 250—500 км. Их совершали около 30 стрелковых, кавалерийских и танковых дивизий (включая кавалерию Монгольской народно-революционной армии).
Перевозились и перегружались десятки тысяч тонн артиллерийских орудий, танков, автомашин и многие десятки тысяч тонн боеприпасов, горючего, продовольствия, обмундирования и других грузов.

В пограничной зоне соблюдался обычный режим. Рекогносцировки проводились совместно с пограничниками и в форме погранвойск. Всюду были усилены охрана и пропускной режим с тем, чтобы не допустить проникновения японской разведки. Скрытности способствовал и выбор времени начала операции. Как потом показали пленные японские генералы, они полагали, что если и состоится советское наступление, то не раньше сентября (в наиболее сухое время), но не в августе, когда идут сильные дожди и дороги раскисают.

Большое внимание уделялось подбору кадров. К.А. Мерецков был назначен с Карельского на 1-й Дальневосточный фронт, Р.Я. Малиновский со 2-го Украинского, воевавшего в Карпатах, — на Забайкальский фронт, где были примерно схожие условия местности. Конкретно подбирались командармы и командиры дивизий с учетом того, кто из них больше имел опыта в прорыве обороны, в действиях в оперативной глубине. Для усиления войск Дальнего Востока с западных фронтов было направлено 10 тыс. офицеров, имеющих боевой опыт.


Главком А.М. Василевский, командующие фронтами, армиями, командиры соединений немало потрудились над тем, чтобы переломить психологию и командиров, воевавших на Западе, которые нередко пытались перенести опыт боевых действий на советско-германском фронте без учета весьма существенных особенностей обстановки на Дальнем Востоке. Много усилий потребовалось К.А. Мерецкову, Н.И. Крылову и другим, чтобы убедить всех командиров дивизий и полков в целесообразности начать наступление без артподготовки. Однажды при отработке возможного хода боевых действий на макете местности после подробных объяснений преимуществ внезапности действий Н.И. Крылов спросил: «Все ли убедились, что артподготовку не надо проводить?». На это один из командиров дивизий ответил: «А может быть, хоть короткую артподготовку провести?». Командиру, привыкшему всю войну наступать только после артподготовки, трудно было психологически перестроиться. 

В целом тщательная и всесторонняя подготовка, четкое и умелое управление войсками в ходе наступления обеспечили успешное проведение этой крупнейшей стратегической операции. В результате была полностью разгромлена миллионная Квантунская армия. Ее потери убитыми составили 84 тыс. человек, взято в плен около 600 тыс. Безвозвратные потери наших войск составили 12 тыс. человек.
http://www.marshals-....Vasilevsky.jpg
Александр Михайлович Василевский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К 70-летию Великой Победы! Страницы семейной славы.

В данной разработке описаны страницы семейной славы родственников преподавателя комплекса Чахоян О.В., в частности, ее отца. Работы содержит ксерокопии докум...

Открытый классный час "Одна пуля на двоих. История любви", посвященный 70-летию Великой победы

Историю судьбы наших героев, которую мы хотим рассказать, студенты услышали на одном из классных часов.  Студентка Анна Кузнецова рассказала ребятам о легендарной родственнице  - Маше Василь...

Историческая викторина к 70-летию Великой Победы

Цели викторины:Совершенствование исторических знаний обучающихся о Великой Отечественной войне через развитие навыков поисковой работы Воспитание патриотических чувств...

Достижения, образовательная деятельность 2018 - 2019. Викторина "На пути к Великой Победе. Освобождение Крыма". Грамоты.

Грамоты участников, победителей Викторина "На пути к Великой Победе. Освобождение Крыма", 2018 - 2019...

Достижения, образовательная деятельность 2019 - 2020. Викторина "На пути к Великой Победе. Освобождение Крыма". Грамоты.

Достижения, образовательная деятельность 2019 - 2020. Викторина "На пути к Великой Победе. Освобождение Крыма". Грамоты....

Достижения, образовательная деятельность 2019 - 2020. Викторина "На пути к Великой Победе. Подвиг Ленинграда". Грамоты.

Достижения, образовательная деятельность 2019 - 2020. Викторина "На пути к Великой Победе. Подвиг Ленинграда". Грамоты....