речевые ошибки
консультация на тему
Под коммуникативной грамотностью понимается умение создавать тексты разных функционально-смысловых типов речи в форме разных функциональных стилей.
Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли в соответствии с темой и замыслом, проверки уровня речевой подготовки. Они используются одновременно для проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков и оцениваются, во-первых, со стороны содержания и структуры (последовательности изложения) и, во-вторых, со стороны языкового оформления.
Большинство ошибок, возникающих при выполнении письменных работ учащихся, являются характерными и для письменной деятельности другого рода, будь то написание деловой бумаги (заявления, приказа, договора и т. п.), подготовка доклада, статьи или текстового материала для WEB-страниц. Поэтому анализ ошибок такого рода имеет большое значение и для повседневной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pod_kommunikativnoy_gramotnostyu_ponimaetsya_umenie_sozdavat_teksty_raznyh_funktsionalno.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Под коммуникативной грамотностью понимается умение создавать тексты разных функционально-смысловых типов речи в форме разных функциональных стилей. Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли в соответствии с темой и замыслом, проверки уровня речевой подготовки. Они используются одновременно для проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков и оцениваются, во-первых, со стороны содержания и структуры (последовательности изложения) и, во-вторых, со стороны языкового оформления. Большинство ошибок, возникающих при выполнении письменных работ учащихся, являются характерными и для письменной деятельности другого рода, будь то написание деловой бумаги (заявления, приказа, договора и т. п.), подготовка доклада, статьи или текстового материала для WEB-страниц. Поэтому анализ ошибок такого рода имеет большое значение и для повседневной деятельности. Среди типичных ошибок можно выделить следующие группы: |
Речевые ошибки |
Слово — важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально-экспрессивную функцию. И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке. Основные причины речевых ошибок: |
|
|
1.1. Употребление слова в несвойственном ему значении. |
1.2. Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики. |
1.3. Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика). |
1.4. Неправильное употребление паронимов. |
|
При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д. Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, несочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо... В этом случае перед нами один из видов тропов - оксюморон. В сложных случаях, когда трудно определить, можно ли употребить вместе те или иные слова, необходимо пользоваться словарем сочетаемости. Подробнее о лексической сочетаемости... |
Фактические ошибки |
Нарушение требования правильности передачи фактического материала вызывает фактические ошибки. |
Примеры типичных фактических ошибок. |
|
Логические ошибки |
Нарушение последовательности (логики) изложения приводит к появлению логических ошибок. |
Грамматические ошибки |
Грамматические ошибки - это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
|
|
Дополнительные сведения о типологии ошибок и методах их исправления смотрите в разделах "Лексика", "Морфология" и "Стилистика". |
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.
Ошибки в структуре словосочетаний:
- Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: "Нынешнее летом я был в степном Заволжье".
- Нарушение управления.
Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): "Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол". - Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: "Он был похож на смертельно усталым человеком".
- Пропуск предлога: "Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле".
- Употребление лишнего предлога "Жажда к славе".
- Пропуск зависимого компонента словосочетания: "Снова садиться в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать".
Ошибки в строении и значении предложения:
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: "Но не вечно ни юность, ни лето", "Солнце уже села, когда мы вернулись".
- Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: "Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд".
- Синтаксическая двузначность: "Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись".
- Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: "Гринев видит, как Пугачев садился в карету".
Ошибки в простом двусоставном предложении:
- Подлежащее:
- Местоименное дублирование подлежащего: "Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца".
- Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: "Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей". - Сказуемое:
- Ошибки в конструировании сказуемого: "Все были счастливые".
- Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: "Я с мамой остались дома", "В комнату проникли сноп лучей солнца".
- Местоименное дублирование дополнения: "Многие книги их можно читать несколько раз". - Определение:
- Неправильное использование несогласованного определения: "Справа висят светильник и мой портрет из садика".
- Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: "Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг".
- Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: "Я учу уроки на столе" (за столом).
Ошибки в односоставном предложении:
- Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.
- Использование деепричастного оборота в безличном предложении: "Увидев собаку, мне стало жаль ее".
Синтаксические ошибки |
|
|
Предложения с вводными словами и вводными конструкциями: |
|
Предложения с обособленными членами: |
|
Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь: |
|
Синтаксические ошибки |
Сложные предложения: |
|
Сложноподчиненные предложения: |
|
Бессоюзное сложное предложение: |
|
Сложное предложение с различными видами связи: |
|
Дополнительные сведения о типологии ошибок и методах их исправления смотрите в разделе "Синтаксис". |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект лекции с запланированными ошибками "Введение в С++"
Введение в С++. Типы данных....
Я – женщина без права на ошибку,
Философия женщины.( Педагогическая баллада)...
разработка урока по русскому языку и культуре речи в форме КВН "Лексикология. Лексические ошибки"
В своей педагогической деятельности я часто использую игровые технологии. Выигрышность таких уроков в сравнении с обычными очевидна. Урок в форме КВН лучше проводить в конце из...
Практическая работа по теме:"Речевые ошибки и их исправление"
Практическая работа по теме:"Речевые ошибки и их исправление" предназначен для текущего контроля знаний студентов различных специальностей по дисциплинам: "Русский язык и культура речи", "Создание и р...
Речевые ошибки
Дан перечень речевых ошибок и способы их устранения....
Практический речевой материал для детей старшей и подготовительной группы «Речевые пятиминутки»
Пояснительная записка. Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Речевые пятиминутки способствую...