Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
консультация на тему

Уткина Лариса Валентиновна

Программа элективного курса

 «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»   Программа включает:

 

- пояснительную записку;

- содержание программы;

- технологию организации учебного процесса;

- формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки;

- требования к результатам освоения элективного курса;

- список литературы;

- электронные приложения (тематическое планирование, критерии оценки сочинения-рассуждения,  методические разработки уроков, дидактический материал, итоговые образцы сочинений)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_binarnogo_elektivnogo_kursa.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Программа бинарного элективного курса "Основы информационной культуры"

“Кто хочет говорить красно, тому надлежит сперва говорить
чисто и иметь довольство пристойных и избранных речений
к изображению своих мыслей”

М.В. Ломоносов

Пояснительная записка

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать следующие качества:

  • быть профессионально компетентным (т.е. хорошо знать свое дело);
  • обладать языковой компетентностью (т.е. быть грамотным человеком);
  • знать действующие нормы и требования в отношении оформления деловой документации;
  • умение работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных, информационными сетями;
  • в современной коммерческой деятельности все более востребованным становится знание норм делового этикета, владение ими на бумаге, умение создать и обработать деловые бумаги с помощью ПК.

Основная цель курса – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной и профессиональной деятельности.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

  • Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
  • Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической обработки) информации.
  • Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы.
  • Вывести на более высокий уровень качество речевой, коммуникативной культуры, качество оформления документации.
  • Закрепление и расширение базовых понятий информационных технологий, приобщение к культуре самостоятельной работы с компьютером, развитие кругозора в сфере информационных технологий.

Отличительными особенностями курса являются:

  • полидисциплинарный характер, означающий, что курс строится на синтезе достижений ряда научных дисциплин (информатики, прикладной лингвистики, стилистики текста, культуры чтения, речи и общения, делопроизводства);
  • блочно-модульный способ построения, заключающийся в том, что независимо от категории обучаемых в состав курса входят обязательные блоки (разделы). В состав каждого блока входят модули (темы). В пределах блока состав модулей может варьироваться в зависимости от категории обучаемых.

Мониторинг качества знаний, умений, навыков. Данный курс предусматривает рейтинговое оценивание результатов обучения.

Формы контроля: деловые игры, коллоквиумы, тесты, практикумы.

Тематический план

Название темы

Кол-во часов

 

Психолого-педагогическая гостиная. “Здравствуйте, это Я!”, “Сюда ли Я попал?” (ролевая игра-кастинг, тестирование).
(Интегрированное занятие)

2

 

Раздел 1. Речевая, коммуникативная культура.

 

1.1

Речевой и коммуникативный этикет как универсальное языковое явление, присущее всем народам мира. Тезаурус – национальная специфика речевой вежливости.

2

1.2

Целостность, самобытность, многослойность, изменчивость речевой и коммуникативной культуры народа.

2

1.3

Изменения связанные с социальными преобразованиями: выход отдельных единиц из активного употребления; проявление новых единиц; изменение – сужение и расширение – семантики единиц. Изменение сферы употребления единицы в целом или отдельных ее значений. Изменение эмоционально-экспрессивной окраски и стилевой принадлежности единиц.

2

1.4

Состав, структура словаря русского речевого этикета, лексикографическая характеристика знаков речевого этикета.

2

1.5

Мое функционально-семантическое поле доброжелательного общения (ролевая игра).

2

 

Раздел 2. Лексико-стилистические коннотации.

 

2.1

Общее понятие, виды практической стилистики, словари русского языка.

2

2.2

Функциональные стили русского языка.

2

2.3.

Жанрово-ситуативные стили ораторской речи.

2

2.4.

Лексическая стилистика. Смысловая точность речи, правильный выбор слова, лексическая сочетаемость слов, иноязычная лексика, канцеляризмы и речевые штампы, смысловые единицы речи, лексические образные средства речи.

2

2.5

Библиотека как информационно-поисковая система (урок-экскурсия)

2

2.6

Логическая структура и свойства текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Логико-психологические основы чтения. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами учебных и научных документов.

2

2.7

Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности (доклады, рефераты)

2

 

Раздел 3. Основы современного делопроизводства.

 

3.1

Из истории делового письма. Понятие делового письма. Разновидности и общая структура делового письма.

2

3.2

Современное деловое письмо в условиях унификации.

2

3.3

Состав реквизитов и бланки деловых писем. Общие нормы и правила оформления текста. Язык стилей и этикет делового письма.

2

3.4

Документирование информационно-справочных материалов (справки, докладные, объяснительные и т.д.)

2

3.5

Рекомендации по составлению текстов служебных документов: язык и стиль, прописные и строчные буквы, полные и сокращенные названия, оформление дат и чисел и т.д.

2

3.6

Изучение справочной литературы, словарей. Корректурные знаки и правила их применения.

2

 

Раздел 4. Компьютерная культура. Приемы обработки деловой документации с помощью ПК

 

4.1

Ведение. Правила и техника безопасности. Новые информационные технологии как основа информационного общества.

2

4.2

Работа с готовым текстом. Создание неструктурированного текста.

2

4.3

Списки и таблицы в тексте. Вложенные списки. Формирования оглавления.

6

4.4

Размещение графики в документе. Вставка объектов Word Art, объектов, созданных в графическом редакторе. Рисование в документе. Вставка картинок.

6

4.5

Правила оформления библиографического описания документов, библиографических ссылок и цитат. Вставка в текст различных объектов (колонтитулы, номера страниц, символов и т.д.)

4

4.6

Основные требования к личным документам официального характера. Образцы оформления личных документов (заявление, автобиография, резюме, объяснительная записка, деловое письмо, докладная).

4

4.7

Основные требования к документам управленческого характера. Образцы оформления управленческих документов (приказ, распоряжение, деловая записка).

2

4.8

Основные приемы работы с данными. Организация работы с данными.

4

4.9

Программные ресурсы Internet. Поисковая служба Internet. Поиск информации в WWW.

4

 

Итоговое занятие. Творческая кастинг – ярмарка идей.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку

Представлена презентация элективного курса по русскому языку на тему: "Работа с текстом..Языковые особенности"...

Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Рекомендации написания сочинения- рассуждения в 11 классе, пошаговое объяснение....

Олимпиадные задания для студентов 1 курса по русскому языку

Олимпиадные задания предназначены для проведения олимпиады среди студентов 1 курса колледжа....

Комплект экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий для проведения письменного экзамена по русскому языку по результатам освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования, реализуемой в пределах основной професс

Комплект экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданийдля проведения письменного экзамена по русскому языку по результатам освоения образовательной программы среднего (полного) общего о...

Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .

Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...

Рабочая программа элективного предмета по русскому языку для 6 класса "Загадки русского языка"

Программа  составлена в соответствии с требованиями:федерального компонента государственного образовательного  стандарта; основной образовательной программы МБОУ «Ленинская ...