Контрольно-оценочные средства для текущего контроля успеваемости.
учебно-методический материал на тему

Семкина Нина Ивановна

 

 Общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

6. Контрольно-оценочные средства для текущего контроля успеваемости.

 Общество.

1.Дайте определения основным понятиям   «общества»?

2.Конкретизируйте определение - общества как динамической системы.

3. Сферы общественной жизни. Общественные отношения.

4. Взаимосвязь сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества.

5.Что такое общественный прогресс? Приведите примеры.

6. Критерии общественного прогресса?

7.Что такое общественный регресс, противоречивость общественного прогресса, приведите примеры.

8. Типология обществ. Доиндустриальное(земледельческое, традиционное общество). Каковы наиболее существенные отличия индустриального общества от традиционного?

9.Чем характеризуется постиндустриальное общество?

10. Какие проблемы современного мира следует отнести к глобальным, почему?  Назовите виды глобальных проблем.

11.Каковы основные причины появления глобальных проблем и возможные пути их решения?

12.Глобализация мира и ее последствия как положительные, так и отрицательные.

Знать понятия.

Общество ,природа, единство мира, экология, экологические проблемы, экономическая сфера, материальное производство, духовная сфера. религиозное сознание, социальная сфера, социальный институт, общество как система, политическая сфера, традиционное общество, прогресс, регресс, эволюция, революция, общественные отношения, цивилизация, доиндустриальное( традиционное общество), индустриальное, постиндустриальное, информационное общество, научно – техническая революция, глобальные проблемы человечества.

Задания на применение знаний

Раздел. Общество

1.В каком значении употреблено понятие «общество» в следующих высказываниях?

А. Двери в зал распахнулись, и его взору предстало весьма разношерстное общество.

Б. За сословиями феодального общества закреплялся, как правило, определенный круг прав и обязанностей.

В. Пришельцы обнаружили на Земле общество, отличавшееся сложным устройством и разнообразием форм.

2. К какой сфере жизни общества можно отнести следующие социальные явления?

А.-  Программа помощи малоимущим семьям.

Б.- Строительство металлургического комбината.

В.- Проведение кампании по выборам законодательного органа власти.

Г.- Снижение ввозных таможенных пошлин.

- Принятие нового Кодекса законов о труде.

- Проведение кинофестиваля.

- Открытия в области генетики.

- Создание мемориала воинской памяти.

- Проведение марша протеста против загрязнения окружающей среды.

4. Английский историк XIX века Г. Бокль писал: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна, ныне богатейшие страны те, в которых человек наиболее деятелен».

Подтверждается ли сегодня это наблюдение? Свой вывод подкрепите примерами.

5. Из перечисленных понятий буквой «Ф» отметьте те, что относятся преимущественно к формационному подходу, а буквой «Ц» — к цивилизационному подходу.

- Базис.

- Рабовладельческий строй.

- Духовные ценности.

- Надстройка.

- Циклическое развитие.

- Способ производства.

- Ступени развития.

- Культурная уникальность.

6.  Продолжите характеристику индустриального общества. Индустриальное общество.

Сферы

Основные обязанности

Экономическая сфера

Рынок как регулятор экономики

Политическая сфера

Развитая и защищенная законом частная собственность.

Социальная сфера

Высокий престиж предпринимательства.

Духовная сфера

Вопросы для проведения дискуссии

Раздел. Общество.

С. Франк: «Человечество вообще, и европейское человечество в частности, вовсе не беспрерывно совершенствуется, не идет беспрерывно по какому-то ровному и прямому пути к осуществлению добра и правды. Напротив, оно блуждает... поднимаясь на высоты и снова падая с них в бездны».

К. Попер: «Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы может делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с ней прогресс».

2. Кто и почему выступает против глобализации мира?

В декабре 1999 г. в американском городе Сиэтле состоялась конференция Всемирной торговой организации. С протестами против деятельности ВТО выступили сотни тысяч людей. Среди них были экологи, профсоюзные активисты, защитники прав животных, идейные противники глобализации, деятели радикальных молодежных организаций. На многих плакатах были написаны лозунги, где WТО (ВТО) расшифровывалось как Word Takeover Organisation — Организация по захвату мира. Для разгона демонстрантов полиции пришлось применить слезоточивый газ и резиновые пули. Только в первый день выступлений было арестовано более 500 человек.

Задание учащимся: чем объясняется столь значительная акция протеста, направленная против организации, олицетворяющей процесс глобализации мира?

Анализ текстов.

Анализ текста включает:

- прием информации — восприятие печатного текста, его распознание на уровне смысловых единиц, установление смысловой и логической связи между ними;

- осмысление прочитанного, которое тесно связано с усвоенной базовой учебной информацией. На осмысление безусловное влияние оказывают уровень специальных заданий, общей культуры, речевого развития;

- свертывание текста— такое преобразование текста, при котором он замещается более кратким по объему изложением. В свернутом тексте не допускается смыслового искажения, утраты значимых положений. Объект не описывается, а лишь указывается;

- переформулирование (трансформация) — обработка информации с целью подготовки ее к последующей фиксации. Результатом переработки информации становится уменьшение ее объема за счет исключения повторов, подроностей или путем обобщения целого ряда однородных компонентов. Новая информация (определения, правила, формулировки закономерностей и т. п.), как правило, нуждается в дословном или почти дословном воспроизведении. Другие типы новой информации переформулируются с сохранением смысла исходного текста.

Вопросы и задания к текстам для анализа, предлагают проверку умений:

— распознавать   в   тексте   термины   и   понятия, включенные в обязательный минимум или иные объекты усвоения;

— объяснять используемые в тексте научные термины, связанные с изученным материалом, или находить эти объяснения в оригинальном тексте;

— описывать с опорой на используемый текст изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью имеющихся в тексте или собственных аргументов, конкретных примеров;

-  характеризовать  изучаемый  объект,   выделяя ведущие признаки, их соотношение, связи, зависимости, представленные в тексте;

 - выделять в тексте содержащиеся в нем оценочные суждения, отражающие позицию автора текста;

 - выделять главную мысль текста;

- самостоятельно формулировать основные положения анализируемого фрагмента с опорой на текст оригинала;

-  сравнивать   несколько   социальных   объектов, предъявленных в анализируемом объекте или на основе нескольких источников;

 - делать выводы по изученному тексту и аргументировать их;

- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

- составлять справочный аппарат к анализируемому фрагменту (объяснять термины, указывать на связь между основными понятиями и т. п.);

-  преобразовывать текстовую информацию в условно-графическую (составлять на основе анализируемого текста схемы, таблицы, символические рисунки и т.п.).  

Тематические тесты.

Раздел. Общество.  

  1.  К элементам общества как системы относятся:
  1. Плодородные почвы
  2.  Климатические особенности региона
  3. Производительные силы
  4. Окружающая природная среда

  1. К общественным отношениям относятся связи между:

1) климатическими условиями и сельским хозяйством

  1.  человеком и техникой
  2. природой и обществом
  3. различным социальными группами

  1. Установите соответствие между общественным институтом и сферой общественной жизни:
  1. Государство
  2. Банковская система
  3. Семья
  4. Образование        

А. Экономическая сфера

Б. Политическая сфера

В. Социальная сфера

Г. Духовная сфера

Реферат

Реферирование - один из видов речевой деятельности, занимающий промежуточное положение между продуктивными и репродуктивными видами речевой деятельности. Референт оперирует не своими идеями, а идеями автора первоисточника, в тексте которого эти идеи материализованы. В тоже время эти идеи, преломляясь через субъективные идеи самого референта, вновь материализуются, приобретая форму реферата.

Как вид речевой деятельности реферат характеризуется всеми существенными признаками деятельности и включает:

- этап ориентации (осмысление объекта реферирования, осмысление структурно-композиционной и смысловой структуры первоисточника, определение цели реферирования, соотнесение полученных при чтении первоисточника сведений со знаниями референта);

- этап планирования (составление программы высказывания);

- этап реализации (перевод внутренней речи во внешнюю, переформулирование и представление информации в более емкой форме с учетом семантических, структурно-композиционных, языковых особенностей текста, реферата, его функционального назначения);

- этап контроля (соотнесение результата с первоначальным замыслом, совершенствование текста реферата).

В энциклопедиях и справочниках слово «реферат» (от лат. refere - докладываю, сообщаю) определяется как краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи или научной работы. Это вторичный текст, по своему смыслу соответствующий первоисточнику, ограниченный меньшим объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы или проблемы, методике проведения исследования, его результатах.

В реферате выделяют:

- собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника. Наличие именно этой части и делает реферат самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назначением;

- справочный аппарат.

Различают несколько видов рефератов:

В зависимости от количества реферируемых источников выделяют монографические (результат переработки одного источника) и обзорные (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на информативные (более полно излагающие информацию источников, не только указывающие на какой-то факт, явление, проблему, но и разбирающие пути ее решения) и индикативные (указывающие на основные аспекты содержания исходного текста, но не передающие его подробно). Целевое назначение информативного реферата - заменить собой первоисточник, индикативного - помочь ответить на вопрос: следует ли обращаться к первоисточнику, есть ли там необходимая информация?

Рефератом также называют доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие в себя критический обзор литературы и других источников. Именно это значение обычно подразумевается, когда идет речь об итоговом представлении результатов обучения по курсу.

В устном представлении реферата предполагается - обоснование актуальности избранной темы;

- анализ реальной ситуации, выделение противоречия, требующего разрешения в процессе выполнения работы;

- цель работы;

- определение гипотезы;

- исследовательские задачи.

Темы рефератов

Раздел. Общество.

1. «Общество - это целое, не сводимое к сумме его частей» (общество как система и структура).

2. Различные подходы к типологии обществ.

3. «Розы и «шипы» общественного прогресса.

4. Восток и Запад: особенности ценностных ориентаций.

5. Диалог культур в прошлом и настоящем.

6. Проблемы народонаселения в современном мире.

7. Здоровье и окружающая среда.

8. «Север» - «Юг»: разрыв возрастает.

9. Глобализация современного мира: «за» и «против».

Эссе.

Требования к эссе.

Эссе (от франц. essai) - жанр критики, публицистики и др., прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

Цель эссе по обществознанию - выявить умение  обучающихся самостоятельно в письменной форме целостно высказывать мнение, основанное на тех или иных источниках или научной литературе, по определенному законченному вопросу (теме).

Обучающийся должен показать:

- адекватное программе знание раздела или темы, на которой основан вопрос (тема эссе);

- умение использовать необходимую и достаточную аргументацию, не выходя за рамки поставленного вопроса;

- понимание требований и объема вопроса (умение, держась в рамках вопроса, раскрыть его сущность);

- навыки письменной презентации материала (владение стилистикой научной речи, обществоведческой терминологией);

- навыки организации материала (умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной форме, приводить связные и убедительные аргументы, анализировать, обобщать, обсуждать и объяснять, сравнивать и противопоставлять, критически оценивать различные факты и свидетельства).

Объем эссе, как правило, не превышает 3-5 страниц. Время выполнения работы ограничивается 90 минутами.

Темы эссе.

Раздел. Общество.

1. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Белинский).

2. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал. (В. Жемчужников).

3. «На лбу высоком человечества войны холодные ладони» (О. Мандельштам).

4. «Все было встарь, все повторится снова. (О. Мандельштам): о циклизме и поступательности в развитии общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для текущего контроля знаний, умений обучающихся ОП. 02.Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной кар...

Контрольно-оценочные средства по текущему контролю по дисциплине Бухгалтерский учет по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Методические рекомендации для преподавателей по текущему контролю по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис. В комплект входят тестированное задание, письменное задание, контрольные вопросы....

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для текущего контроля знаний, умений обучающихся ОП.07.Фармакология Специальности 34.02.01 Сестринское дело 31.02.01 Акушерское дело

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВАдля текущего контроля знаний, умений обучающихсяОП.07.Фармакология Специальности 34.02.01 Сестринское дело...

Комплект контрольно - оценочных средств для текущего контроля по учебной дисциплине ОУД.05 «История»

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся.КОС включают контрольные материалы  для проведения текущего контроля и промежут...

Комплект контрольно-оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОХРАНА ТРУДА

Комплект контрольно-оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОХРАНА ТРУДА программа подготовки специалистов среднего звена по специальности...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ для проведения текущего контроля знаний ПМ 01, МДК 01.01- 2019

ПАСПОРТ комплекта контрольно-оценочных материалов для проведения текущего контроля знанийВид контроля:Вопросы открытого типаТестовые заданияЗадания направлены на выявление общих знаний, принципиальных...

Комплект контрольно-оценочных материалов для проведения текущего контроля знаний по ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико – санитарной помощи населению

Комплект контрольно – оценочных материалов по ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению созданы для обеспеч...