Контрольно-измерительные материалы. Тема.Экономика
учебно-методический материал на тему

Семкина Нина Ивановна

 (учебник – 10-11 кл. под ред. Боголюбова Л.Н.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы.

                                   Тема.Экономика

                    (учебник – 10-11 кл. под ред. Боголюбова Л.Н.)

  1. Что означают понятия: экономика, ВВП, его отличие от понятия ВНП?
  2. Экономический цикл, его фазы.  
  3. Экономический рост. Основные показатели и пути экономического роста?
  4. Основные факторы производства - назовите и поясните содержание каждого фактора.
  5.  Экономическое содержание собственности, что дает право собственности? Основные формы собственности.
  6. Назовите типы экономических систем, чем рыночная экономика отличается от командно - административной.
  7. Экономические законы стоимости, спроса и предложения, их сущность и роль в рыночной экономики.? Прибыль создается в процессе производства. Поясните как.
  8. Как в результате НТР меняется положение человека в обществе?
  9. Механизмы государственного регулирования экономики, цель.

      10.Рынок труда, безработица, причины возникновения и виды.

11.Мировая экономика, направления экономической интеграции.

14.Экономика: наука и хозяйство.

Основные понятия. Экономика, макроэкономика, микроэкономика, государственное регулирование экономики, факторы производства, собственность, частная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность, правомочия собственника, экономические системы: командно- административная экономика, рыночная экономика, рынок, спрос, предложение, ценные бумаги, ВНП, государственный бюджет, дефицит бюджета, профицит бюджета, инфляция.

Задания на применение знаний

Раздел. Экономика

1. В книге Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» есть шуточное стихотворение:

Объясните вашей маме

Настоящий риск с деньгами!

Можно их держать в копилке.

На развитье лесопилки

Можно доллары вложить,

Чтоб потом богаче жить.

Кто-то держит деньги в Банке,

Кто-то их в консервной банке

Закрывает под сосной

На окраине лесной.

Что ж, они, наверно, правы...

Только лучше для державы,

Если ты куешь успех...

 Если доллары в работе,

То владелец их в почете...

И страна богаче всех.

Посчитайте, сколько способов использования денег упоминается в этом стихотворении. В каких случаях вы рискуете деньгами, а в каких — нет? Какое использование денег можно считать предпринимательством? Объясните, почему вы так считаете.

  1. Американскому бизнесмену Д. Салноффу принадлежит такое изречение: «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей».

Разъясните каждое их двух названных следствий конкуренции. Согласны ли вы с автором? Если у вас иная оценка конкуренции, аргументируйте ее.

  1. Подумайте о значении следующих фактов. Какие выводы вы можете сделать?

А. На сборке новых образцов электронной техники в Японии и на Тайване часто используют людей с высшим образованием. Выпускники обычных технических училищ оказываются недостаточно технически грамотными.

Б. Квалификационные требования, предъявляемые к современным профессиям, имеющим дело с высокотехнологическим оборудованием, включают в себя умение анализировать статистическую и графическую информацию, логически мыслить, гибко и быстро реагируя на всякое изменение производственной ситуации. А это предполагает понимание того, как функционируют технологические системы в их взаимосвязи. Отсутствие соответствующих качеств в этой области у работников, обслуживающих Чернобыльскую АЭС, послужило одной из причин аварии на этой станции.

4. Один современный философ предложил следующий мысленный эксперимент. Предположим, в один прекрасный день все современное оборудование и прочие технические средства были бы выведены из индустриально развитой страны в другую, экономически отсталую. В каком состоянии оказалась бы экономика этих двух стран через 15 лет?

Проведите этот мысленный эксперимент. Свой ответ аргументируйте.

Вопросы для проведения дискуссии

Раздел. Экономика.

  1. Проблема государственного регулирования экономики.

Имеющий длительную историю спор о роли государства в экономической жизни продолжается. Проблемную ситуацию создают следующие факты.

Одна точка зрения состоит в том, что государственное планирование экономики, ее полное огосударствление себя не оправдало и поэтому нужно использовать опыт успешно развивающихся стран с рыночной экономикой. Государство должно устанавливать лишь общие правила экономической жизни (осуществлять правовое регулирование), все остальные вопросы будут успешно решены через рыночные механизмы.

Другая позиция состоит в том, что переход к рыночной экономике в нашей стране не оправдал надежд на автоматическое решение рынком проблем экономического роста. Поэтому государство должно вернуть себе ключевые позиции в экономике, осуществлять финансовую поддержку отстающих предприятий, регулировать цены.

Задание учащимся: какая позиция вам представляется правильной? Приведите аргументы. Есть ли у вас собственная точка зрения по обсуждаемому вопросу? Аргументируйте ее.

Анализ текстов.

Анализ текста включает:

- прием информации — восприятие печатного текста, его распознание на уровне смысловых единиц, установление смысловой и логической связи между ними;

- осмысление прочитанного, которое тесно связано с усвоенной базовой учебной информацией. На осмысление безусловное влияние оказывают уровень специальных заданий, общей культуры, речевого развития;

- свертывание текста— такое преобразование текста, при котором он замещается более кратким по объему изложением. В свернутом тексте не допускается смыслового искажения, утраты значимых положений. Объект не описывается, а лишь указывается;

- переформулирование (трансформация) — обработка информации с целью подготовки ее к последующей фиксации. Результатом переработки информации становится уменьшение ее объема за счет исключения повторов, подроностей или путем обобщения целого ряда однородных компонентов. Новая информация (определения, правила, формулировки закономерностей и т. п.), как правило, нуждается в дословном или почти дословном воспроизведении. Другие типы новой информации переформулируются с сохранением смысла исходного текста.

Вопросы и задания к текстам для анализа, предлагают проверку умений:

— распознавать   в   тексте   термины   и   понятия, включенные в обязательный минимум или иные объекты усвоения;

— объяснять используемые в тексте научные термины, связанные с изученным материалом, или находить эти объяснения в оригинальном тексте;

— описывать с опорой на используемый текст изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью имеющихся в тексте или собственных аргументов, конкретных примеров;

  •  характеризовать  изучаемый  объект,   выделяя ведущие признаки, их соотношение, связи, зависимости, представленные в тексте;
  •  выделять в тексте содержащиеся в нем оценочные суждения, отражающие позицию автора текста;
  •  выделять главную мысль текста;
  •  самостоятельно формулировать основные положения анализируемого фрагмента с опорой на текст оригинала;
  •  сравнивать   несколько   социальных   объектов, предъявленных в анализируемом объекте или на основе нескольких источников;
  •  делать выводы по изученному тексту и аргументировать их;
  •  сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

 составлять справочный аппарат к анализируемому фрагменту (объяснять термины, указывать на связь между основными понятиями и т. п.);

преобразовывать текстовую информацию в условно-графическую (составлять на основе анализируемого текста схемы, таблицы, символические рисунки и т.п.).

Реферат

Реферирование - один из видов речевой деятельности, занимающий промежуточное положение между продуктивными и репродуктивными видами речевой деятельности. Референт оперирует не своими идеями, а идеями автора первоисточника, в тексте которого эти идеи материализованы. В тоже время эти идеи, преломляясь через субъективные идеи самого референта, вновь материализуются, приобретая форму реферата.

Как вид речевой деятельности реферат характеризуется всеми существенными признаками деятельности и включает:

- этап ориентации (осмысление объекта реферирования, осмысление структурно-композиционной и смысловой структуры первоисточника, определение цели реферирования, соотнесение полученных при чтении первоисточника сведений со знаниями референта);

- этап планирования (составление программы высказывания);

- этап реализации (перевод внутренней речи во внешнюю, переформулирование и представление информации в более емкой форме с учетом семантических, структурно-композиционных, языковых особенностей текста, реферата, его функционального назначения);

- этап контроля (соотнесение результата с первоначальным замыслом, совершенствование текста реферата).

В энциклопедиях и справочниках слово «реферат» (от лат. refere - докладываю, сообщаю) определяется как краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи или научной работы. Это вторичный текст, по своему смыслу соответствующий первоисточнику, ограниченный меньшим объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы или проблемы, методике проведения исследования, его результатах.

В реферате выделяют:

- собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника. Наличие именно этой части и делает реферат самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назначением;

- справочный аппарат.

Различают несколько видов рефератов:

В зависимости от количества реферируемых источников выделяют монографические (результат переработки одного источника) и обзорные (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на информативные (более полно излагающие информацию источников, не только указывающие на какой-то факт, явление, проблему, но и разбирающие пути ее решения) и индикативные (указывающие на основные аспекты содержания исходного текста, но не передающие его подробно). Целевое назначение информативного реферата - заменить собой первоисточник, индикативного - помочь ответить на вопрос: следует ли обращаться к первоисточнику, есть ли там необходимая информация?

Рефератом также называют доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие в себя критический обзор литературы и других источников. Именно это значение обычно подразумевается, когда идет речь об итоговом представлении результатов обучения по курсу.

В устном представлении реферата предполагается - обоснование актуальности избранной темы;

- анализ реальной ситуации, выделение противоречия, требующего разрешения в процессе выполнения работы;

- цель работы;

- определение гипотезы;                                                 

- исследовательские задачи.

Темы рефератов

Раздел. Экономика.

1. Как работает рынок?

2. Виды фирм в промышленности и торговле.

3. Ценные бумаги, их функции в экономике.

4. Государственный бюджет - финансовый ил правительства.  

5. Как правильно составить семейный бюджет.

6. Потребитель и его права.

7. Акционерные общества, их место в современной экономике.

8. Менеджмент и деятельность менеджера.

9. Спрос и предложение, их роль в механизме рыночного регулирования.

Эссе.

Требования к эссе.

Эссе (от франц. essai) - жанр критики, публицистики и др., прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

Цель эссе по обществознанию - выявить умение  обучающихся самостоятельно в письменной форме целостно высказывать мнение, основанное на тех или иных источниках или научной литературе, по определенному законченному вопросу (теме).

Обучающийся должен показать:

- адекватное программе знание раздела или темы, на которой основан вопрос (тема эссе);

- умение использовать необходимую и достаточную аргументацию, не выходя за рамки поставленного вопроса;

- понимание требований и объема вопроса (умение, держась в рамках вопроса, раскрыть его сущность);

- навыки письменной презентации материала (владение стилистикой научной речи, обществоведческой терминологией);

- навыки организации материала (умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной форме, приводить связные и убедительные аргументы, анализировать, обобщать, обсуждать и объяснять, сравнивать и противопоставлять, критически оценивать различные факты и свидетельства).

Объем эссе, как правило, не превышает 3-5 страниц. Время выполнения работы ограничивается 90 минутами.

Темы эссе.

Раздел. Экономика.

1. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).

2. «Главная цель капитала - не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).

3. «Прибыток с убытком на одних санях ездят. (Русская пословица).

4. «Бесчестная прибыль обличает бесчестную натуру» (Периандр).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шаблон для оформления контрольно-измерительных материалов (контрольно-оценочных средств) по дисциплине

Данный материал содержит макет с рекомендациями по составлению контрольно-измерительных материалов по дисциплине или,  как их ещё называют КОСов (контрольно-оценочных средств). Этот материал помо...

Контрольно – измерительные материалы по дисциплине «Естествознание» для проведения контрольной (срезовой) работы

Контрольно-измерительный материал по дисциплине ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ предназначен для определения качества знаний и  умений обучающихся ...

Контрольно – измерительные материалы по дисциплине «Химия» для проведения контрольной (срезовой) работы

Контрольно-измерительный материал по дисциплине ХИМИЯ предназначен для определения качества знаний и  умений обучающихся ...

Контрольно-оценочные средства и контрольно-измерительные материалы по дисциплине "Плавание"

В методических материалах содержится комплект контрольно-оценочных средств по разделу «Плавание» МДК. 02.01 Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой оздоровите...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ для проведения контрольной (срезовой) работы по МДК 01.01 Технология механизированных работ в растениеводстве для обучающихся профессии СПО технического профиля 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства

Контрольная  (срезовая) работа  разработана  для контроля знаний  и оценки результатов освоения теоретической части МДК.01.01. Эксплуатация и техническое обслуживание сельск...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ для проведения контрольной (срезовой) работы по ПМ 01 МДК 01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования для обучающихся профессии СПО технического профиля 35.01.11 Мастер сел

Административная контрольная (срезовая) работа предназначена  для контроля и оценки результатов освоения части ПМ01 МДК 01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных м...