Контрольно-измерительные материалы. Тема.Экономика
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы.
Тема.Экономика
(учебник – 10-11 кл. под ред. Боголюбова Л.Н.)
- Что означают понятия: экономика, ВВП, его отличие от понятия ВНП?
- Экономический цикл, его фазы.
- Экономический рост. Основные показатели и пути экономического роста?
- Основные факторы производства - назовите и поясните содержание каждого фактора.
- Экономическое содержание собственности, что дает право собственности? Основные формы собственности.
- Назовите типы экономических систем, чем рыночная экономика отличается от командно - административной.
- Экономические законы стоимости, спроса и предложения, их сущность и роль в рыночной экономики.? Прибыль создается в процессе производства. Поясните как.
- Как в результате НТР меняется положение человека в обществе?
- Механизмы государственного регулирования экономики, цель.
10.Рынок труда, безработица, причины возникновения и виды.
11.Мировая экономика, направления экономической интеграции.
14.Экономика: наука и хозяйство.
Основные понятия. Экономика, макроэкономика, микроэкономика, государственное регулирование экономики, факторы производства, собственность, частная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность, правомочия собственника, экономические системы: командно- административная экономика, рыночная экономика, рынок, спрос, предложение, ценные бумаги, ВНП, государственный бюджет, дефицит бюджета, профицит бюджета, инфляция.
Раздел. Экономика
1. В книге Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» есть шуточное стихотворение:
Объясните вашей маме
Настоящий риск с деньгами!
Можно их держать в копилке.
На развитье лесопилки
Можно доллары вложить,
Чтоб потом богаче жить.
Кто-то держит деньги в Банке,
Кто-то их в консервной банке
Закрывает под сосной
На окраине лесной.
Что ж, они, наверно, правы...
Только лучше для державы,
Если ты куешь успех...
Если доллары в работе,
То владелец их в почете...
И страна богаче всех.
Посчитайте, сколько способов использования денег упоминается в этом стихотворении. В каких случаях вы рискуете деньгами, а в каких — нет? Какое использование денег можно считать предпринимательством? Объясните, почему вы так считаете.
- Американскому бизнесмену Д. Салноффу принадлежит такое изречение: «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей».
Разъясните каждое их двух названных следствий конкуренции. Согласны ли вы с автором? Если у вас иная оценка конкуренции, аргументируйте ее.
- Подумайте о значении следующих фактов. Какие выводы вы можете сделать?
А. На сборке новых образцов электронной техники в Японии и на Тайване часто используют людей с высшим образованием. Выпускники обычных технических училищ оказываются недостаточно технически грамотными.
Б. Квалификационные требования, предъявляемые к современным профессиям, имеющим дело с высокотехнологическим оборудованием, включают в себя умение анализировать статистическую и графическую информацию, логически мыслить, гибко и быстро реагируя на всякое изменение производственной ситуации. А это предполагает понимание того, как функционируют технологические системы в их взаимосвязи. Отсутствие соответствующих качеств в этой области у работников, обслуживающих Чернобыльскую АЭС, послужило одной из причин аварии на этой станции.
4. Один современный философ предложил следующий мысленный эксперимент. Предположим, в один прекрасный день все современное оборудование и прочие технические средства были бы выведены из индустриально развитой страны в другую, экономически отсталую. В каком состоянии оказалась бы экономика этих двух стран через 15 лет?
Проведите этот мысленный эксперимент. Свой ответ аргументируйте.
Вопросы для проведения дискуссии
Раздел. Экономика.
- Проблема государственного регулирования экономики.
Имеющий длительную историю спор о роли государства в экономической жизни продолжается. Проблемную ситуацию создают следующие факты.
Одна точка зрения состоит в том, что государственное планирование экономики, ее полное огосударствление себя не оправдало и поэтому нужно использовать опыт успешно развивающихся стран с рыночной экономикой. Государство должно устанавливать лишь общие правила экономической жизни (осуществлять правовое регулирование), все остальные вопросы будут успешно решены через рыночные механизмы.
Другая позиция состоит в том, что переход к рыночной экономике в нашей стране не оправдал надежд на автоматическое решение рынком проблем экономического роста. Поэтому государство должно вернуть себе ключевые позиции в экономике, осуществлять финансовую поддержку отстающих предприятий, регулировать цены.
Задание учащимся: какая позиция вам представляется правильной? Приведите аргументы. Есть ли у вас собственная точка зрения по обсуждаемому вопросу? Аргументируйте ее.
Анализ текстов.
Анализ текста включает:
- прием информации — восприятие печатного текста, его распознание на уровне смысловых единиц, установление смысловой и логической связи между ними;
- осмысление прочитанного, которое тесно связано с усвоенной базовой учебной информацией. На осмысление безусловное влияние оказывают уровень специальных заданий, общей культуры, речевого развития;
- свертывание текста— такое преобразование текста, при котором он замещается более кратким по объему изложением. В свернутом тексте не допускается смыслового искажения, утраты значимых положений. Объект не описывается, а лишь указывается;
- переформулирование (трансформация) — обработка информации с целью подготовки ее к последующей фиксации. Результатом переработки информации становится уменьшение ее объема за счет исключения повторов, подроностей или путем обобщения целого ряда однородных компонентов. Новая информация (определения, правила, формулировки закономерностей и т. п.), как правило, нуждается в дословном или почти дословном воспроизведении. Другие типы новой информации переформулируются с сохранением смысла исходного текста.
Вопросы и задания к текстам для анализа, предлагают проверку умений:
— распознавать в тексте термины и понятия, включенные в обязательный минимум или иные объекты усвоения;
— объяснять используемые в тексте научные термины, связанные с изученным материалом, или находить эти объяснения в оригинальном тексте;
— описывать с опорой на используемый текст изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью имеющихся в тексте или собственных аргументов, конкретных примеров;
- характеризовать изучаемый объект, выделяя ведущие признаки, их соотношение, связи, зависимости, представленные в тексте;
- выделять в тексте содержащиеся в нем оценочные суждения, отражающие позицию автора текста;
- выделять главную мысль текста;
- самостоятельно формулировать основные положения анализируемого фрагмента с опорой на текст оригинала;
- сравнивать несколько социальных объектов, предъявленных в анализируемом объекте или на основе нескольких источников;
- делать выводы по изученному тексту и аргументировать их;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
составлять справочный аппарат к анализируемому фрагменту (объяснять термины, указывать на связь между основными понятиями и т. п.);
преобразовывать текстовую информацию в условно-графическую (составлять на основе анализируемого текста схемы, таблицы, символические рисунки и т.п.).
Реферат
Реферирование - один из видов речевой деятельности, занимающий промежуточное положение между продуктивными и репродуктивными видами речевой деятельности. Референт оперирует не своими идеями, а идеями автора первоисточника, в тексте которого эти идеи материализованы. В тоже время эти идеи, преломляясь через субъективные идеи самого референта, вновь материализуются, приобретая форму реферата.
Как вид речевой деятельности реферат характеризуется всеми существенными признаками деятельности и включает:
- этап ориентации (осмысление объекта реферирования, осмысление структурно-композиционной и смысловой структуры первоисточника, определение цели реферирования, соотнесение полученных при чтении первоисточника сведений со знаниями референта);
- этап планирования (составление программы высказывания);
- этап реализации (перевод внутренней речи во внешнюю, переформулирование и представление информации в более емкой форме с учетом семантических, структурно-композиционных, языковых особенностей текста, реферата, его функционального назначения);
- этап контроля (соотнесение результата с первоначальным замыслом, совершенствование текста реферата).
В энциклопедиях и справочниках слово «реферат» (от лат. refere - докладываю, сообщаю) определяется как краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи или научной работы. Это вторичный текст, по своему смыслу соответствующий первоисточнику, ограниченный меньшим объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы или проблемы, методике проведения исследования, его результатах.
В реферате выделяют:
- собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника. Наличие именно этой части и делает реферат самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назначением;
- справочный аппарат.
Различают несколько видов рефератов:
В зависимости от количества реферируемых источников выделяют монографические (результат переработки одного источника) и обзорные (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).
По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на информативные (более полно излагающие информацию источников, не только указывающие на какой-то факт, явление, проблему, но и разбирающие пути ее решения) и индикативные (указывающие на основные аспекты содержания исходного текста, но не передающие его подробно). Целевое назначение информативного реферата - заменить собой первоисточник, индикативного - помочь ответить на вопрос: следует ли обращаться к первоисточнику, есть ли там необходимая информация?
Рефератом также называют доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие в себя критический обзор литературы и других источников. Именно это значение обычно подразумевается, когда идет речь об итоговом представлении результатов обучения по курсу.
В устном представлении реферата предполагается - обоснование актуальности избранной темы;
- анализ реальной ситуации, выделение противоречия, требующего разрешения в процессе выполнения работы;
- цель работы;
- определение гипотезы;
- исследовательские задачи.
Темы рефератов
Раздел. Экономика.
1. Как работает рынок?
2. Виды фирм в промышленности и торговле.
3. Ценные бумаги, их функции в экономике.
4. Государственный бюджет - финансовый ил правительства.
5. Как правильно составить семейный бюджет.
6. Потребитель и его права.
7. Акционерные общества, их место в современной экономике.
8. Менеджмент и деятельность менеджера.
9. Спрос и предложение, их роль в механизме рыночного регулирования.
Эссе.
Требования к эссе.
Эссе (от франц. essai) - жанр критики, публицистики и др., прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
Цель эссе по обществознанию - выявить умение обучающихся самостоятельно в письменной форме целостно высказывать мнение, основанное на тех или иных источниках или научной литературе, по определенному законченному вопросу (теме).
Обучающийся должен показать:
- адекватное программе знание раздела или темы, на которой основан вопрос (тема эссе);
- умение использовать необходимую и достаточную аргументацию, не выходя за рамки поставленного вопроса;
- понимание требований и объема вопроса (умение, держась в рамках вопроса, раскрыть его сущность);
- навыки письменной презентации материала (владение стилистикой научной речи, обществоведческой терминологией);
- навыки организации материала (умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной форме, приводить связные и убедительные аргументы, анализировать, обобщать, обсуждать и объяснять, сравнивать и противопоставлять, критически оценивать различные факты и свидетельства).
Объем эссе, как правило, не превышает 3-5 страниц. Время выполнения работы ограничивается 90 минутами.
Темы эссе.
Раздел. Экономика.
1. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).
2. «Главная цель капитала - не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).
3. «Прибыток с убытком на одних санях ездят. (Русская пословица).
4. «Бесчестная прибыль обличает бесчестную натуру» (Периандр).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шаблон для оформления контрольно-измерительных материалов (контрольно-оценочных средств) по дисциплине
Данный материал содержит макет с рекомендациями по составлению контрольно-измерительных материалов по дисциплине или, как их ещё называют КОСов (контрольно-оценочных средств). Этот материал помо...
Контрольно-измерительные материалы для проведения контрольного среза знаний по МДК 01.01 «Технология выполнения каменных работ»
Контрольно - измерительные материалы для проведения среза знаний...
Контрольно – измерительные материалы по дисциплине «Естествознание» для проведения контрольной (срезовой) работы
Контрольно-измерительный материал по дисциплине ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ предназначен для определения качества знаний и умений обучающихся ...
Контрольно – измерительные материалы по дисциплине «Химия» для проведения контрольной (срезовой) работы
Контрольно-измерительный материал по дисциплине ХИМИЯ предназначен для определения качества знаний и умений обучающихся ...
Контрольно-оценочные средства и контрольно-измерительные материалы по дисциплине "Плавание"
В методических материалах содержится комплект контрольно-оценочных средств по разделу «Плавание» МДК. 02.01 Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой оздоровите...
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ для проведения контрольной (срезовой) работы по МДК 01.01 Технология механизированных работ в растениеводстве для обучающихся профессии СПО технического профиля 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства
Контрольная (срезовая) работа разработана для контроля знаний и оценки результатов освоения теоретической части МДК.01.01. Эксплуатация и техническое обслуживание сельск...
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ для проведения контрольной (срезовой) работы по ПМ 01 МДК 01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования для обучающихся профессии СПО технического профиля 35.01.11 Мастер сел
Административная контрольная (срезовая) работа предназначена для контроля и оценки результатов освоения части ПМ01 МДК 01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных м...