Реализация жилищного права детей-сирот
статья на тему

Елена Барашева

Рассмотрены проблемы реализации жилищного права детей-сирот

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл научная статья24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Молодежь. Культура. Общество мат-лы НПК / АНГАРСКИЙ ФИЛИАЛ ОГАОУ СПО «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма», 26 марта 2014 г. / Под общ. ред. Барашевой Е.В. – Иркутск: Изд-во  ИрГТУ,  2014, -   с.48-54  

Реализация жилищного права  детей-сирот

Барашева Е.В., доцент кафедры ГосПД, к.э.н., ВСФ ФГБОУ ВПО РАП

Ханхашкеева Н.Ю, cтудентка ВСФ ФГБОУ ВПО РАП

Каждый гражданин имеет право на жилище [1], следовательно, перечень прав детей, находящихся без попечения родителей включает в себя  право пользования жилым помещением. Данная проблема жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, по-прежнему остаётся наиболее важной в нашей стране.

Актуальность жилищной проблемы заключается в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским требованиям. Важным аспектом данного вопроса является невыполнение государственных программ в сфере обеспечения жильем детям-сиротам. Основными причинами обострения жилищной проблемы является отсутствие эффективного управления жилищным фондом в современных условиях, поэтому проблемы реализации жилищных прав детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является весьма сложной, требующей значительных усилий для их решения.

История призрения детей-сирот в России развивалась в нескольких направлениях: государственном, государственно-общественном, церковном и частном. Однако, несмотря на богатейший исторический опыт, в условиях 1990-х — 2000-х годов Россия оказалась неспособной справиться с проблемой сиротства, в государстве не была разработана система социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На протяжении ряда лет проблема обеспечения жильем лиц из числа сирот решалась крайне медленно в связи с недостаточностью средств бюджета, выделявшихся на эти цели. По этой причине на начало 2013 года прогнозируемая численность детей-сирот, своевременно не обеспеченных соответствующими жилыми помещениями и по соответствующему нормативу (33 кв. метра на человека), составляет около 103 тысяч человек, при ежегодном возникновении права на обеспечение жилыми помещениями около 30 тысяч человек.

В Российской Федерации выделено право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением.[2] Собственником жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать  на основании наследования его по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи.[3] Собственнику принадлежит право пользования, владения и распоряжения своим имуществом. [4]Норма Семейного Кодекса о сохранении за детьми, находящимися под опекой (попечительством), права собственности на принадлежащее им жилое помещение базируется на положениях гражданского и жилищного законодательства.[5] В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители) или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

 По письменному заявлению жилые помещения предоставляются данным лицам по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Следует добавить, что в случае невозможности незамедлительного обеспечения детей-сирот жилой площадью с согласия органов опеки и попечительства им временно предоставляются жилые помещения в общежитиях или в помещениях маневренного фонда. [6]

Поскольку несовершеннолетние, в том числе дети, рассматриваемой категории в силу возраста не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав и законных интересов, эти обязанности возложены на их законных представителей (руководители учреждений государственного воспитания, опекуны и попечители), а также лицам из их числа, необходимо обращаться в жилищные отделы администраций муниципальных образований органов местного самоуправления.

В силу указанного закона органы опеки и попечительства оказывают содействие опекунам и попечителям в защите прав подопечных, в том числе жилищных, осуществляют проверки соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества.

Кроме того, органы опеки и попечительства представляют законные интересы несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами, если действия опекунов и попечителей противоречат действующему законодательству, интересам подопечных либо если опекуны и попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных.[7]

В 2013 году в защиту жилищных прав названной категории граждан прокурорами в суды предъявлено более 10000 исков. В случае нарушения жилищных прав заинтересованным лицам необходимо обращаться в прокуратуры районов по месту жительства.

Из всего вышесказанного мы видим, что проблема жилищного права у детей без попечения родителей в России приобрела системный характер и оказывает разрушительное воздействие на развитие государственных институтов, обеспечивающих реализацию и защиту прав детей-сирот, ведь одним из важнейших элементов социальной функции любого современного государства является забота о малообеспеченных слоях населения, сиротах.

Список использованной литературы и нормативных актов

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 5 февраля 2014 г.) // [Электронный ресурс]  URL: http://www.base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 12.03.2014)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2013 г.) // [Электронный ресурс]  URL: http://base.garant.ru/10164072// (дата обращения: 10.03.2014)
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2013 г.) // [Электронный ресурс]  URL: http://base.garant.ru/12138291/ (дата обращения: 10.03.2014)
  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ
    (с изменениями и дополнениями от 25 ноября 2013 г) // [Электронный ресурс]  URL: http://www.base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 10.03.2014)
  5. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г., №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // [Электронный ресурс]  URL: http://base.garant.ru/10135206/ (дата обращения: 11.03.2014)
  6. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г., №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // [Электронный ресурс]  URL: http://base.garant.ru/193182// (дата обращения: 11.03.2014)
  7. Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]  URL: http://base.garant.ru/10105719/ (дата обращения: 11.03.2014)


[1] Ст. 40 Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 5 февраля 2014 г.) // [Электронный ресурс]  URL: http://www.base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 12.03.2014)

[2] Ст. 148 Семейного  кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25 ноября 2013 г) // [Электронный ресурс]  URL: http://www.base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 10.03.2014)

[3] Ст. 3 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]  URL: http://base.garant.ru/10105719/ (дата обращения: 11.03.2014)

[4] Ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2013 г.) // [Электронный ресурс]  URL: http://base.garant.ru/10164072// (дата обращения: 10.03.2014)

[5] Ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2013 г.) // [Электронный ресурс]  URL: http://base.garant.ru/10164072// (дата обращения: 10.03.2014)

[6]  Федеральный закон от 21 декабря 1996 г., №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшсихя без попечения родителей» // [Электронный ресурс]  URL: http://base.garant.ru/10135206/ (дата обращения: 11.03.2014)

[7] Ст. 15 Федерального закона от 24 апреля 2008 г., №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // [Электронный ресурс]  URL: http://base.garant.ru/193182// (дата обращения: 11.03.2014)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 03. Выполнение работ по эксплуатации и ремонту зданий, сооружений, конструкций жилищно-коммунального хозяйства.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования. 270802.13 "Мастер жили...

Комплект контрольно оценочных средств для проведения промежуточной аттестации ПМ 03. Выполнение работ по эксплуатации и ремонту зданий, сооружений. конструкций, жилищно-коммунального хозяйства.

Реезультатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности "Выполнение работ по эксплуатации и ремонту зданий, сооружений, конструк...

Комплект контрольно оценочных средств учебной дисциплины МДК 03.01. Технология эксплуатации конструктивных элементов здания из различных видов материалов. по профессии 270802.13 "Мастер жилищно-коммунального хозяйства"

Контрольно оценочны средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу МДК 03.01. Технология эксплуатации конструктивных элементов здания из разли...

Комплект контрольно оценочных средств учебной дисциплины МДК 03.02.Оборудование и технология плотничных работ . по профессии 270802.13 "Мастер жилищно-коммунального хозяйства"

Контрольно оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу МДК 03.02. Оборудование и технология плотничных работ. по професии 270802....

Рабочая программа учебной (производственной) практики по профессии 270802.13 "Мастер жилищно-коммунального хозяйства", квалификация: плотник.

Рабочая программа учебной (производственной) практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответсвии ФГОС НПО по профессии 270802.13 "Мастер жилищно-коммунального хо...

Методические рекомендации по реализации ПМ.2. Поддержание рабочего состояния силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, системы освещения и осветительных сетей объектов жилищно-комунального хозяйства для профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обсл

Методические рекомендации по реализации ПМ.2. Поддержание рабочего состояния силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, системы освещения и осветительных сетей объектов жилищно-комунального хоз...

Конспект учебного занятия - Понятие, предмет, принципы и метод жилищного права. Источники жилищного права

Конституция РФ закрепляет такие основополагающие для жилищного права положения, как неприкосновенность жилища, запрет на произвольное лишение жилища, доступность и гарантированность объектов жилого фо...