Статья на тему: "Правовое обеспечение деятельности образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся"
статья на тему
Статья посвящена правовому регулированию деятельности профессиональных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся. В статье было отмечено, что частью современных требований к профессиональным кадрам, предъявляемых предприятиями различных секторов экономики, является способность по состоянию здоровья исполнять свои трудовые функции, а также умение специалиста использовать физкультурно – оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, в связи с чем, приобретает все большее значение деятельность профессиональных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся, что и обуславливает актуальность темы настоящей статьи. В ходе исследования были выявлены некоторые проблемы правового регулирования деятельности профессиональных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся, а также намечены пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_26.02_agapov.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
С.В. Агапов
преподаватель
ГБОУ СПО МО «Красногорский колледж»
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОХРАНЕ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Происходящие сегодня изменения в различных сферах жизни общества требуют корректировки, а возможно и пересмотра, подходов к управлению современной профессиональной образовательной организацией и системой профессионального образования в целом.
Частью современных требований к профессиональным кадрам, предъявляемых предприятиями различных секторов экономики, является способность по состоянию здоровья исполнять свои трудовые функции, а также умение специалиста использовать физкультурно – оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В связи с изложенным, приобретает все большее значение деятельность профессиональных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся, что и обуславливает актуальность темы настоящей статьи.
Предметом рассмотрения в настоящей статье является правовое обеспечение деятельности профессиональных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся.
Характер деятельности профессиональных образовательных организаций по охране здоровья обучающихся, во многом придает её правовой основе такую специфическую черту, как множественность субъектов регулирования и нормативных источников, последовательность рассмотрения которых целесообразно определить в соответствии с их юридической силой.
Так, Конституция РФ, являясь ядром правовой системы государства устанавливает основные права граждан в сфере охраны здоровья.
На основании ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Кроме того, как следует из рассматриваемой нормы, в РФ поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека.
Федеральные законы, являясь юридическими актами, принятыми высшим представительным органом, определяют основы правового регулирования различных сфер жизни общества. Федеральными законами определяются основные понятия, принципы, права, обязанности, а также разграничение полномочий и ответственности участников тех или иных правоотношений.
По определению Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» под здоровьем понимается состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Кроме того, как определяет рассматриваемый Федеральный закон, под охраной здоровья понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых различными субъектами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Как следует из п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», в компетенцию образовательных организаций входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Деятельность образовательной организации по охране здоровья обучающихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи; организацию питания обучающихся; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации; профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. е ч.1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Таким образом, нормативные акты регионального уровня являются частью правовой основы деятельности образовательных организаций по охране здоровья граждан.
Давая общую характеристику нормативным актам регионального уровня можно отметить, что они устанавливают порядок и условия реализации права граждан на охрану здоровья, а также порядок реализации органами государственной власти субъектов РФ полномочий в сфере охраны здоровья граждан.
Учитывая, что в компетенцию образовательных организаций входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, локальные акты указанных организаций являются частью правовой основы деятельности по охране здоровья обучающихся.
Характеризуя локальные акты образовательных организаций, можно отметить, что они устанавливают порядок и условия реализации соответствующими организациями мероприятий по охране здоровья обучающихся.
Достижение такой задачи, как охрана здоровья обучающихся, невозможно без комплексного, последовательного и основанного на нормах права осуществления профессиональной образовательной организацией, а также системой профессионального образования в целом своих полномочий в указанной сфере.
Нормативное регулирование деятельности профессиональных образовательных организаций по охране здоровья обучающихся должно строиться с учетом особенностей конкретного субъекта РФ, а также соответствующей образовательной организации. Выполнение указанного условия не всегда возможно, так как полномочия по нормативному регулированию концентрируются, в значительной степени, на федеральном уровне.
Одним из способов решения проблемы учета особенностей различных субъектов РФ и образовательных организаций при нормативно правовом регулировании деятельности по охране здоровья обучающихся, может являться рассмотрение вопроса о передачи большинства полномочий в указанной сфере на уровень субъекта РФ. Целесообразным представляется и расширение компетенции образовательных организаций по изданию локальных актов в сфере охраны здоровья обучающихся.
Таким образом, в настоящем докладе были рассмотрены некоторые вопросы правового обеспечения деятельности профессиональных образовательных организаций по охране здоровья обучающихся.
Представляется, что реализация на практике выработанной рекомендации по перераспределению полномочий в сфере охраны здоровья обучающихся, может способствовать совершенствованию нормативного регулирования в указанной сфере.
Литература
1 Общая и профессиональная педагогика : учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 448 с. : ил. – (ПРОФИль).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трансляция педагогического опыта по результатам посещения 9–ой Научно практическая конференция «Образовательная роль патронажных сестёр в укреплении здоровья новорожденных детей»
На 9– ой Научно практическая конференция «Образовательная роль патронажных сестёр в укреплении здоровья новорожденных детей», проходившей 05.10.2017 г. при поддержке ДЗМ и МЗ М...
Доклад на заседании ПЦК По теме: Укрепление здоровья обучающихся Медицинского колледжа
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...
Методические рекомендации по организации педагогической практики в ДОО: ПП. 01.01 Производственная практика по организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развитие
Методические рекомендации по организации педагогической практики в ДОО «ПП. 01.01 Производственная практика (по профилю специальности) (практика пробных занятий по организации мероприятий, напра...
ВКЛАД КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА.
В статье дается определение здоровья, приводиться статистика по состоянию здоровья поступающих в техникум обучающихся. Приводится несколько возможных способов сохранения и укрепления здоровья обучающи...
Трансляция педагогического опыта. 9– ой Научно практическая конференция «Образовательная роль патронажных сестёр в укреплении здоровья новорожденных детей»
На 9– ой Научно практическая конференция «Образовательная роль патронажных сестёр в укреплении здоровья новорожденных детей», проходившей 05.10.2017 г. при поддержке ДЗМ и МЗ М...
Дневник учебной практики УП.01 по профессиональному модулю ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием
Дневник разработан для студентов специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование, является отчетным документном по учебной практике УП 01. В результате выполнения заданий и заполнения рабоче...
Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития.
Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровь...