рабочая тетрадь
учебно-методическое пособие на тему

Метелева Наталья Станиславовна

рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad.docx86.27 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области                                                   государственное бюджетное образовательное учреждение                                             среднего    профессионального образования                                                      «Анжеро-Судженский политехнический колледж»

 

РУССКИЙ ЯЗЫК  

И

КУЛЬТУРА РЕЧИ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

специальность: 060301 Фармация

Анжеро-Судженск 2013

РАССМОТРЕНО

на заседании МК                                                специальности ____________                    Протокол № ____                                                             от «____»______20__г.                       Председатель МК                                             Н.Н.Палий                                        

                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

РЕКОМЕНДОВАНО                                   к использованию в воспитательно-образовательном процессе              Заместитель директора по УР                     О.В. Акимова

Рецензенты:

Д.А.Какунина, преподаватель русского языка и литературы, ГБОУ СПО  Анжеро-Судженский горный техникум  в г. Анжеро-Судженске

Н.С.Метелева

Рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи - Анжеро-Судженск:  ГБОУ СПО «АСПК», 2013 г. 42 с.

Рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи представляет собой учебное пособие для студентов 1 курса специальности  060301 Фармация.                                                                                                                                                      

Пособие может быть использовано при организации самостоятельной деятельности обучающихся, при изучении, повторении и обобщении учебного материала.

ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский политехнический колледж», 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка____________________________________ 3

Памятка для студента______________________________________4

Тема 1. Фонетика. Орфоэпия________________________________5

Тема 2. Лексика. Фразеология_______________________________ 9

Тема 3. Словообразование__________________________________ 14

Тема 4. Грамматические нормы. Морфология__________________ 16

Тема 5. Синтаксис_________________________________________ 19

Тема 6. Функциональные стили речи_________________________ 23

Тема 7. Нормы русского правописания_______________________  30

Краткий словарь современных слов__________________________ 39

Тесты для проверки знаний_________________________________ 40

Литература для студентов__________________________________  42

Пояснительная записка

Уровень культуры современного человека во многом зависит от степени владения родным языком и речью, от умения общаться в определенной речевой ситуации, уважать партнера. С учетом требований к подготовке специалистов разного профиля работа по усвоению дисциплины «Русский язык и культура речи» предусматривает дифференциацию заданий, решающих также вопросы формирования профессиональной речи студентов. Проблема профессиональной речевой ориентации студентов может быть частично решена путем организации преподавателем выполнения упражнений по закреплению языковой нормы. Одной из форм такой работы является индивидуальная самостоятельная работа студентов в рабочей тетради.

Целью рабочей тетради студента является обеспечение самостоятельной индивидуальной работы студента в течение учебного года.

Работая с настоящим пособием, студент уточняет для себя формулировки основных лингвистических понятий. В рабочей тетради представлены базовые понятия, связанные с литературной нормой, функциональными стилями, аспектами культуры речи.

Студент может проверить на практике знание теоретического минимума.

Курс «Русский язык и культура речи» предусматривает совершенствование навыков правописания.

Заполнение предлагаемой рабочей тетради позволит студенту более качественно подготовиться к усвоению курса «Русский язык и культура речи».

Актуальность данного пособия в том, что оно дает возможность студентам самосовершенствоваться в области грамотной речи, что является важной составляющей профессиональной подготовки студента.

Упражнения составлены по следующим разделам курса:

Фонетика. Орфоэпия – вариативность произношения гласных и согласных звуков в заимствованных словах; усвоение акцентологической нормы и вариантов ударения; работа с орфоэпическим словарем.

 Лексика. Фразеология – отбор профессиональной лексики на основе анализа учебной литературы по дисциплинам СПО, работа с лексическим и толковыми словарями.

 Словообразование – словообразовательный анализ и подбор новых профессиональных слов, образованных с помощью современных словообразовательных элементов.

 Морфология – упражнения с трудными случаями образования грамматических форм частей речи.

 Синтаксис – синтаксический разбор предложений, анализ и подбор синтаксических синонимов, имеющих стилистическую окраску и профессиональную направленность.

 Стилистика – анализ публицистических, научных, официально-деловых текстов, содержащих профессиональную лексику; составление текстов разного типа с освещением будущей профессии.

 Нормы русского правописания – упражнения по орфографии и пунктуации.

Завершают пособие: «Краткий словарь фармацевта», «Тесты для проверки знаний», «Список литературы для студента».

Данное  пособие может быть использовано для других специальностей СПО по дисциплине « Русский язык и культура речи».

Памятка для студента

Уважаемый студент! Данная рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи поможет тебе самостоятельно усовершенствовать навыки культуры устной речи и правописания. Выполняя определённые задания из данного пособия,  с помощью упражнений ты сможешь проверить на практике знания теоретического курса.

Помимо практических заданий по дисциплине, в тетради  напечатаны справочные материалы, которые помогут вспомнить тебе основные правила по русскому языку и культуре речи, если возникли трудности при выполнении упражнений. И, наконец, в заключительной части учебного пособия, представлен «Краткий словарь фармацевта», который поможет более свободно владеть профессиональным языком.

Также в рабочей тетради составлены тесты,  с помощью которых ты сможешь проверить, насколько  освоен учебный материал данной дисциплины.

  Разделы рабочей тетради заполняются тобой в течение семестра.

  Перед началом работы над каждой темой ты сможешь изучить обязательную литературу, и после этого приступить к ответам на вопросы и выполнению практических заданий и тестов.

  Заполняемая рабочая тетрадь должна быть представлена к проверке не позднее, чем за неделю до начала сессии.

Тема 1. Фонетика. Орфоэпия.

Цель: формирование умений фиксировать внимание на фонетических особенностях слова, различать варианты орфоэпических норм, правильно пользоваться словарями.

Студент должен знать основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Студент должен уметь в речевой практике пользоваться орфоэпическими нормами.

Справочные материалы

Ударение в именах существительных

 По месту ударения существительные можно распределить по трем группам:

 1.Слова, в которых ударение ставится на определенном гласном основы и ни в какой падежной форме не меняет своего места.

 Например: лекторы, лекторов, лекторам: договор, договоры, договора; средство, средства, средствами; квартал, квартала, кварталом.

 2.Слова, в которых ударение ставится во всех падежах на окончание.

 Например: стола, столов, столами; рубля, рублей; рублями.

 3.Слова, где место ударения в формах ед. и мн. числа различно. В таких словах ударение перемещается с основы в ед.ч. на окончание во мн.ч.

 Например: округ – округа; округа – округов.

Ударение в именах прилагательных

 В именах прилагательных трудности обычно вызывает положение ударения в кратких формах. Следует запомнить следующие закономерности постановки ударения в кратких формах прилагательных.

 Во-первых, краткие прилагательные обычно имеют те же ударения, что и полные: перегруженный – перегружен, перегружена, перегружено, перегружены.

 Вторая закономерность состоит в том, что ряд широко употребляемых кратких форм прилагательных в мужском и среднем роде имеют то же ударение, что и полная форма (на основе), а в женском роде ударение перемещается на окончание: близкий – близок, близка, близко, близки; важный – важен, важна, важно, важны.

 Если ударение одинаково в краткой форме прилагательных женского и среднего рода, то такое же ударение будет иметь и множественное число: богатый – богат, богата, богато, богаты; полезный – полезен, полезна, полезно, полезны.

 Если ударение в женском и среднем роде различно, то ударение в форме множественного числа совпадает с ударением в форме среднего рода: гневный – гневен, гневна, гневно, гневны: вольный – волен, вольна, вольно, вольны и доп. вольны.

Ударение в глаголах

 Трудности глагольного ударения в основном связаны с формами прошедшего и будущего времени, а также с причастиями. В формах настоящего и простого будущего времени один из самых популярных – глагол звонить. Все орфоэпические словари в качестве литературной нормы указывают ударение звонит, позвонит, дозвонишься.

 Формы прошедшего времени женского рода наиболее употребительных глаголов отличаются тем, что в них ударение падает на окончание, в то время, как в мужском и среднем роде, а также во множественном числе ударной оказывается основа. Эти глаголы (их всего около 280), а также производные с приставками следует запомнить, в трудных случаях проверять себя по словарям: брать – брала, брало, брали; быть – был, была, было, были.

 Также ведут себя и приставочные глаголы: добыть – добыл, добыла, добыло, добыли.

Ударение в страдательных причастиях

 В причастиях, как и в прилагательных, затруднение может вызвать ударение в кратких формах. Здесь нужно запомнить следующее правило: если в полной форме ударение падает на суффикс, то таким же оказывается ударение в краткой форме мужского рода. В женском и среднем роде и во множественном числе ударение перемещается на окончание: введенный – введен, введена, введено, введены; загражденный – загражден, заграждена, заграждено, заграждены.

 В других кратких страдательных причастиях ударение может падать и на основу, и на окончание: начатый – начат, начата, начато, начаты; принятый – принят, принята, принято, приняты.

Упражнение № 1

Укажите правильное определение понятия фонетика

1) Раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного произношения.

2)    Раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка.

3)    Это словарный состав языка

4)    Раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов.

Упражнение № 2

Укажите правильное определение понятия орфоэпия

1)      Раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного

произношения.

2)      Раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка.

3)      Это словарный состав языка

4)      Раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов.

Упражнение № 3

 Отметьте номера слов, где буква «е» после согласного произносится твёрдо:

1.     феномен

2.      партер

3.      пресса

4.      интерьер

5.      крем

Упражнение № 4

Обозначьте ударение. Укажите значение приведенных слов.

 Кроить атлас- открыть атлас, броня на билет- непробиваемая броня, бронированные места- бронированная техника, положить продукты в ледник- подниматься на ледник, развитая страна- развитая веревка, раскрыть заговор- заговор от боли, есть ирис- расцвел ирис, злая острота- острота лезвия, характерный поступок- характерный человек, языковая политика- языковая колбаса.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5

Отметьте номера слов, в которых сочетание [чн ] должно произноситься как [шн]

1.  сердечный (приступ)

2.   нарочно

3.   девичник

4.   Кузьминична

5.   оттеночный

Упражнение № 6

 Образуйте все формы кратких прилагательных и страдательных причастий, поставьте в них ударения. Отметьте случаи колебания в постановке ударений. Сделайте вывод о закономерностях постановки ударения в данных грамматических формах.

 Дешёвый_____________________________________________________________________

 Близкий______________________________________________________________________

 Быстрый______________________________________________________________________

 Важный______________________________________________________________________

 Годный_______________________________________________________________________

 Богатый______________________________________________________________________

 Введенный____________________________________________________________________

 Начатый______________________________________________________________________

 Принятый_____________________________________________________________________

 Погруженный_________________________________________________________________

Упражнение  № 7

Отметьте номера слов, где нужно вставить гласную «ё»

1.  аф...ра

2.   ист...кший кровью

3.   бл...клый

4.   изр...кший

5.     копь...

Упражнение № 8

   Отметьте номера слов с правильным ударением.

1.  инструмент

2.   тостовый

3.   тотчас

4.    поняла

5.   документ

Тема 2. Лексика. Фразеология.

Цель: формировать у студентов правильное отношение к усвоению той профессиональной лексики, без которой в современных условиях обновления всех сфер жизни нельзя обойтись, учить использовать эту лексику в речевых ситуациях.

Студент должен знать особенности словоупотребления профессиональной лексики (иноязычных слов), определенных нормами литературного языка.

Студент должен уметь отбирать профессиональную лексику на основе анализа научных и публицистических текстов; составлять словосочетания, предложения, тексты с использованием профессиональной лексики; работать с терминологическими словарями и словарями иноязычных слов; находить и исправлять речевые ошибки.

Справочные материалы

Лексические нормы – это нормы словоупотребления (употребление слов в соответствии с присущими им значениями, с учетом сочетаемости с другими словами). Нарушение норм словоупотребления приводит:

 к смешению близких по словоупотреблению, но не полностью совпадающих по значению слов (синонимов);

 к неточному образованию и употреблению антонимов;

 к смешению в употреблении паронимов, омонимов;

 к многословию (плеоназмам), повторам (тавтологии);

 к нарушению логической и лексической сочетаемости слов;

 к смешению стилистически разнородной лексики;

 к нарушению состава фразеологических оборотов.

Упражнение № 1

  Отметьте номера, в которых значение определено неверно.

1.  обескуражить– лишить кого-либо уверенности в себе;

2.   новация– новшество;

3.  демонстрировать– выходить на демонстрацию;

4.  дипломант– тот кто удостоен диплома;

5.  дезинформировать– сообщать искаженные или ложные сведения.

Упражнение № 2 

Выделите в предложениях омонимы, омоформы, омографы, омофоны.

Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался. Смех смехом. А Мишка-то едва остался с мехом. И заревел он грозно: - Надо ели срубить в бору, они мне надоели (Я. Козловский) Нет хуже удела, чем быть не у дела (Я. Козловский) Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Я. Козловский) Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (Марш.) Как жаль, что способность делиться осталась лишь преимуществом простейших.

Упражнение № 3

Выделите в тексте слова, к которым можно подобрать антонимы.  Запишите получившиеся антонимические пары.

Пестрая моя судьба послала мне столько замечательных людей, что их хватило бы на сотню таких, как я. Это не значит, что все они были моими друзьями или приятелями, но разве и простое знакомство с уникальными людьми, с их удивительными рассказами – не подарок? (Ю. Даниэль)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 4

  В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.

г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 5

  Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов (не оправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение (или сокращение) его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, контаминация элементов разных сочетаний), исправьте ошибки.

1. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. 2. - Нам пора, - сказала Марина. - Как пора? Ведь ни зги не брезжит! Да и подводы вязнут по колено в грязи. - А кто учил нас не торчать на достигнутом? 3. Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки. 4. Хоть был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 5. Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. Из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил. 6. Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу. 7. Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики. 8. Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов. 9. Необходимо уделить самое серьезное значение борьбе с преступностью. 10. Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни. 11. В нашем административном округе придается большое внимание благоустройству дворовых территорий.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 6

   Выберите одно из слов, данных в скобках

1.       Студент быстро (освоил - усвоил) материал.

2.        Знаток во всем, он все же был (невежей - невеждой) в живописи.

3.        Помещики жестоко обращались со своими (дворовыми - придворными).

4.        Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент - абонемент).

5.       Любой (поступок - проступок) заслуживает осуждения.

Упражнение № 7

 Отметьте словосочетания, в которых нарушена лексическая  сочетаемость:

1) уделять большое значение                                   11) сильная ошибка

2) понести потери                                                      12) подвести результат

3) одержать успех                                                       13) во всем понимать меру

4) получить результаты                                              14) подорожание цен

5) усилить интерес                                                     15) неблагоприятно сказаться на здоровье

6) тратить нервы                                                         16) вероятность осложнений

7) поставить концерт                                                  17) выполнить мечту

8) исправить недостатки                                            18) сильная привязанность

9) причинить вред                                                       19) делать акцент

10) отводить место                                                      20) завоевать звание лауреата.

Упражнение № 8

Установите значение слов:

1) имитация                а) бескорыстная забота о благе других людей

2) имидж                     б) подрыв доверия, умаление авторитета

3) альтруизм               в) ущемление прав по национальной или половой принадлежности

4) дискриминация   г) совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной среде в определенное время

д) воспроизведение с возможной точностью, подражание кому-либо, чему-либо

е) целенаправленно созданный образ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 9

В каком предложении вместо слова ЗВЕРИНЫЙ нужно употребить ЗВЕРСКИЙ?

1) Растительность становилась беднее, чаще попадался камыш и голые песчаные полянки со ЗВЕРИНЫМИ следами.

2) Постепенно у меня выработалось почти ЗВЕРИНОЕ чутьё: я нюхом чувствовал опасность.

3)  Московские зодчие использовали некоторые элементы ЗВЕРИНОГО орнамента, так часто встречающегося в древних миниатюрных рукописях.

4) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 10

Отметьте словосочетания, в которых допущены ошибки в результате смешения паронимов

1) скоропостижное решение   11) веский вклад

2) иллюстративный пример    12) дипломатичный ответ

3) доходчивый студент            13) проблематичное решение

4) надеть очки                            14) дружественные страны

5) конструктивное решение     15) явственный след

6) будняя одежда                        16) комичная ситуация

7) деловой костюм                     17) удачный предприниматель

8) экономичная политика          18) логичные законы

9) длительная ночь                      19) нестерпимое положение

10) желательное присутствие     20)предоставить к награде

Упражнение № 11

 Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

1.       Зайдя в воду, ноги покрылись мурашками.

2.       Мы часто принимаем желаемое за действительное.

3.       Наденьте шляпу!

4.       Она вежлива и воспитана.

5.       К 1 Маю все объекты должны быть сданы в срок.

6.       Молодой врач Ирина Петровна зашла в операционную.

7.       Группа студентов просила проэкзаменовать их досрочно.

8.       Это мне не совсем по душе.

9.       Вследствие предстоящего отъезда мне необходимо встретиться с главным редактором.

10.  Ввиду отъезда встреча переносится.

Упражнение № 12

Запишите по пять слов для каждой сферы употребления:

Химическое производство, медицина, лингвистика, компьютерное дело.

Упражнение № 13

 Распределите приведенные ниже фразеологизмы по группам, поставив в скобках индекс – 1,2 или 3. При затруднении обращайтесь к фразеологическому словарю русского языка.

 Нейтральные

 Книжные

 Разговорные и просторечные

 Переоценка ценностей ( ), ходячая энциклопедия ( ), бить баклуши ( ), нет худа без добра ( ), кот наплакал ( ), пригвоздить к позорному столбу ( ), поворачивать оглобли ( ), родиться в сорочке ( ), родиться под счастливой звездой ( ), ободрать как липку ( ), глас вопиющего в пустыне ( ), не ударить в грязь лицом ( ), губа не дура ( ), очертя голову ( ), вкушать плоды ( ), курам на смех ( ), валять дурака ( ), шито белыми нитками ( ), путеводная звезда ( ), пустить козла в огород ( ), чучело гороховое ( ), семеро одного не ждут ( ), терновый венец ( ), сизифов труд ( ), отдать должное ( ), держи карман шире ( ), выносить сор из избы ( ), сесть в галошу ( ), плыть по течению ( ), валять дурака ( ), выйти из себя ( ), семи пядей во лбу ( ), переливать из пустого в порожнее ( ), говорить по существу ( ), белая ворона ( ), яблоку негде упасть ( ), ахиллесова пята ( ), вавилонское столпотворение ( ).

Тема 3. Словообразование

Цель: формирование умений использовать стилистические возможности современного словообразования.

Студент должен знать способы словообразования, особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Студент должен уметь пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике.

Справочные материалы

Процесс образования новых слов на базе имеющихся называется словообразованием. Слова появляются в русском языке разными путями. Большую роль в обновлении словаря играет образование слов по существующим моделям с помощью специальных словообразовательных средств. Образование нового слова с помощью различных словообразовательных средств относится к тому или иному способу образования. Для современного русского языка характерны следующие основные способы образования новых слов:

 - с помощью суффикса: банк – банковский, валюта - валютчик, доход – доходность;

 - с помощью приставки: индексировать – проиндексировать;

 - с помощью приставки и суффикса: копить – накопитель, рынок – по-рыночному;

 - с помощью сложения основ слов: секретарь-референт, фирма-риэлтер, ценообразование.

 В XX веке широкое распространение в языке получило образование сложносокращенных слов (такой способ в грамматике называют аббревиатация). Этот способ очень активен и в наши дни. Сложносокращенные слова в русском языке образуются по-разному:

 1. из начальных букв слов, входящих в исходное словосочетание (МРОТ – минимальный размер оплаты труда, ГКО - государственные краткосрочные облигации);

 2. из начальных частей слова (Госналогслужба – Государственная налоговая служба);

 3. сочетанием части слова и формы косвенного падежа существительного (завкафедрой – заведующий кафедрой).

Обратите внимание на правила определения рода аббревиатур. Буквенные и звуковые аббревиатуры имеют обычно род стержневого слова из словосочетания, подвергшегося аббревиатации: ЭВМ – электронная вычислительная машина.

 Для разговорной речи характерна еще одна возможность образования новых слов, которая связана со свертыванием наименований из двух слов в однословные: девятиэтажка (девятиэтажный дом). В последние годы этот способ словообразования, отражающий стремление говорящего к экономии языковых средств, получил широкое распространение в устной речи, а также в языке публицистики.

Упражнение № 1

Отметьте номера, в которых допущена ошибка в образовании форм слов:

1.      более пятьдесят пяти рублей

2.      несколько грузин

3.      фильм интереснее, чем книга

4.      лягте на диван

5.      жжет костер

Упражнение № 2

 Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.

 лекарственный, аптекарь, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 3

Запишите несколько примеров слов, образованных:

 а) приставочным способом;

 б) суффиксальным способом;

в) приставочно-суффиксальным способом;

г) способом сложения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4. Грамматические нормы

Морфология

Цель: актуализация теоретических знаний, умение контролировать степень соответствия своей устной и письменной речи требованиям морфологической нормы современного русского языка.

Студент должен знать основные морфологические нормы современного русского языка.

Студент должен уметь употреблять грамматические нормы слов в соответствии с литературной нормой; выявлять грамматические ошибки в тексте.

Справочные материалы

Род имен существительных

Обратите внимание на правила определения рода несклоняемых существительных. Род подобных существительных связан с семантикой слова. У одушевленных существительных род определяется по биологическому полу называемых лиц. Слова, называющие лиц мужского пола по профессии, социальному положению, являются существительными мужского рода: портье (работник гостиницы). Названия лиц женского пола относятся к женскому роду: мисс (обращение к незамужней девушке в Англии). Некоторые слова могут употребляться применительно и к мужчине, и к женщине: визави (человек, сидящий напротив). Слова, обозначающие животных, относятся обычно к мужскому роду: динго, колибри, кенгуру. Наименования неодушевленных предметов чаще всего относятся к среднему роду (но кофе – м.р.): панно, фойе, ателье, пенсне, рандеву. Иногда возникают колебания в роде. Например: авеню – ср. и ж. род (улица), цунами – ср. и ж. род (волна)

Запомните правила определения рода сложных существительных. У сложных существительных, называющих неодушевленные предметы, род определяется по склоняемому слову: альфа-излучение, ср. род; лотерея-аллегри, ж.род. Если оба слова склоняются, род обычно определяется по первому слову: школа-интернат, ж. род. У сложных существительных, называющих лиц по их профессии, социальному положению, каким-то иным свойствам, род определяется по ведущему слову, указывающему на принадлежность лица

к определенному полу: бой-баба, ж. род, чудо-богатырь, м. род.

Склонение имен существительных, варианты падежных форм

 Все склоняемые существительные употребляются в речи в том или ином падеже. Падежная система русского языка характеризуется разнообразием форм и значений. В рамках каждого падежа существуют вариативные формы, использование которых определяется нормами речевого употребления. Остановимся на вариантах падежных форм.

Упражнение № 1

   Отметьте номера предложений, где допущена грамматическая ошибка. Исправьте ее.

1.      Все вокруг заросло кустарниками.

2.      У богатого брата было много скотин, а у бедного - одна корова.

3.      На дворе у нас сломались качели.

4.      Им приказали немедленно сдать все оружия.

5.      Я хотел бы иметь какого - нибудь животного.

Упражнение № 2

Прочтите и запишите предложения, используя правильную форму собственных имен.

В детстве он охотно читал Жюл... Верн... 2. Театр поставил новую пьесу Жан...-Пол... Сартр... 3. Сказки Ганс... Христиан... Андерсен... любят дети всего мира. 4. Взгляды философов обратились к Август... Шлегел... 5. Это письмо было написано американской девочкой Самант... Смит... 6. Декларация была подписана Роберт... Смит... 7. Заседание состоялось на кафедре у профессора Гордейчук... 8. Эти книги прислали для студентки Гаврилюк... 9. Артист исполнил прекрасные сонеты Петрарк... 10. На концерте прозвучали произведения Майбород... 11. Эти сказки написали братья Гримм... 12. Новое произведение Генрих... и Томас... Манн... было выпущено небольшим тиражом. 13. Франклин и Элеонора Рузвельт... посетили концерт известного певца. 14. Супруги Клинтон... прибыли на отдых в Калифорнию. 15. Муж и жена Робсон... совершили путешествие на яхте около западного побережья.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 3

От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

 Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, гектары, грузины, зразы, иглы, карты, килограммы, мандарины, носки, оладьи, осетины, погоны, полотенца, простыни, сапоги, туфли, чулки, чулочки, яблони, ясли.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 4

Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте выбранное вами окончание.

 1. Рядом с торговым центром открыт... кафе-столовая. 2. Плетён... кресло-качалка стоял... на террасе. 3. Театр-студия Олега Табакова воспитал... немало талантливых актеров. 4. С приходом нового директора музей-квартира Анны Ахматовой пополнил... новыми экспонатами. 5. Книга-справочник для автолюбителей издан... и поступил... в продажу. 6. Архитектор Серова рассказал... корреспондентам о проекте нового жилого комплекса на окраине столицы. 7. Российская творческая интеллигенция, в частности киноработники, был... отмечен... наградами правительства. 8. Все, даже мама, был... сегодня против него. 9. Журнал «Фигаро» опубликовал... новые сведения о похищении французского бизнесмена. 10. На экзамен пришл... всего 7 человек. 11. Большинство депутатов голосовал... за предложенный бюджет.

Упражнение № 5

Составьте словосочетания числительных оба, обе со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.

Образец: Оба сына; обоим сыновьям.

 Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, вакансия, директор, подпись, докладная записка, заявление, предложение, лицо.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 6

Перепишите предложения, заменив цифры словами.

 1. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 2. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 3. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 4. Длина окружности равна 422 (сантиметр). 5. Из 596 вычесть 387. 6. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. 7. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 8. К 1778 прибавить 852. 9. От 17464 отнять 11090. 10. Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749. 11. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов.

Упражнение № 7

 Определите стилистические характеристики данных видовых форм глагола.

 Сверг – свергнул, сох – сохнул, воздвиг – воздвигнул, гас – гаснул, мок – мокнул, пах – пахнул, исчез – исчезнул, зачах – зачахнул, иссяк – иссякнул, засох – засохнул, ослеп – ослепнул, намок – намокнул.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5. Синтаксис

Цель: актуализация теоретических знаний, умение контролировать степень соответствия своей устной и письменной речи требованиям современной синтаксической нормы.

Студент должен знать синтаксический строй предложений, синтаксические синонимы, основные синтаксические нормы современного русского языка.

Студент должен уметь на практике применять знания по синтаксису.

Справочные материалы

Три основных способа связи слов в словосочетании.

Согласование – вид подчинительной связи, при котором формы рода, числа, падежа зависимого слова предопределяются соответственными формами стержневого слова. Согласование может быть полным (зеленая трава, грамотный человек, жаркое лето) и неполным (наша врач, на озере Байкал, на семи ветрах)..

Управление – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово принимает форму того или иного падежа в зависимости от грамматической возможности главного слова и выражаемого им значения. Зависимая словоформа остается неизменной при изменении грамматической формы главного слова, в отличие от согласования, где изменяются обе словоформы одновременно. Управление может быть сильным и слабым.

 При сильном управлении главное слово своими лексико-грамматическими свойствами предопределяет обязательное появление при нем управляемой падежной формы, то есть связь является необходимой. Сильное управление обнаруживается регулярно при переходных глаголах, может встречаться при существительных и прилагательных определенной лексической семантики, например: послать письмо, слушать радио, уйма времени, тьма дел, верен долгу, предан другу и т.п.

При слабом управлении распространение господствующего слова является факультативным.

Примыкание – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово является неизменяемым, изолированным от системы падежей в силу своей частеречной принадлежности, зависимость от главного слова выражена семантически. Примыкать могут деепричастия, наречия и инфинитив.  

Упражнение № 1

Вставьте пропущенные буквы.

 1. На съезде присутствовал... 117 делегатов, причем большинство их был... представителями отдельных районов. 2. Некоторая часть наших работников еще нужда...тся в подготовке. 3. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был... готов... к новым играм. 4. Большинство предметов, лежавших на столе, был... покрыт... пылью. 5. Большинство игроков команды борол...сь за победу самоотверженно. 6. За столом в читальном зале сидела миловидная девушка. Это был... наш профорг группы. 7. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил... всех. 8. На пересечении двух улиц открыл... автомат-закусочная. 9. Кресло-кровать стоял... в дальнем углу комнаты. 10. На областной выставке особым успехом пользовал... вагон-весы отечественного производства. 11. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал... новый типовой проект. 12. Печать, в том числе областные, городские и районные газеты, долж... сыграть важную роль в развитии производства.

Упражнение № 2

Составьте словосочетания с данными словами. Обратите внимание на особенности управления этих слов.

 Беспокоиться (о ком-нибудь); тревожиться (за кого-нибудь); примириться (с чем-нибудь); превосходство (над кем-нибудь); преимущество (перед кем-нибудь); удивляюсь (чему-нибудь); Удивлен (чем-нибудь); отчитаться (в чем-нибудь); сделать отчёт (о чем-нибудь), но: отдавать себе отчёт (в чём-нибудь); обращать внимание (на что); уделять внимание (чему); полон (чего); наполнен (чем); удивляться (чему); поражаться (чем); предупреждать (о чем); предостерегать (от чего).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 3

Исправьте ошибки в предложениях.

Владимир учился в университете отлично, благодаря своих хороших способностей. 2. Со стороны партии "Родина" высказывается критика о том, что плохо работает правительство. 3. Сразу по приезду с Америки жизнь российского студента складывалась прекрасно. 4. Об этом я познакомлю вас позже. 5. Инспектор указал о том, что в работе школы имеется ряд ошибок. 6. Уверенность каждого из нас за свой завтрашний день. 7. Иностранный шпион выехал из города согласно предписания резидента. 8. На эту выставку смогли приехать породистые собаки со всех районов города. 9. Во время приема врач уделяет внимание на записи в медкарте пациента. 10. Заведующий кафедры был известным ученым. 11. Михаил Фрадков заверил депутатов Госдумы о своей готовности улучшить работу правительства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 4

Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

За это мы поговорим с вами на следующей неделе. 2. Тренер уверен за своего воспитанника. 3. Преподаватель подчеркнул о необходимости выполнять домашнее задание. 4. Его новый образ жизни сводился лишь в отказе от курения. 5. Мы всей семьей будем контролировать за ходом лечения бабушки. 6. Наш профессор только вчера вернулся с Киева, где он выступал с докладом на научной конференции. 7. В журнале "Новый мир" опубликована рецензия о новой книге Александра Солженицына. 8. По окончанию института вы станете высококвалифицированными специалистами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 5

Замените приводимые ниже беспредложные сочетания двух существительных синонимическими сочетаниями существительных с прилагательными.

Образец: берег реки – речной берег.

 Вершина горы, волны, моря» время обеда, горы Кавказа, капля дождя, луч солнца, музеи Санкт-Петербурга» окраина города, отношения родства, работник библиотеки, рабочие фабрик, растительность степей, свет Луны, счастье семьи, темнота ночи, ущелья гор.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 6

Замените, где это возможно, сочетания существительных с прилагательными синонимическими сочетаниями (предложными или беспредложными) двух существительных.

Образец. Велосипедное колесо – колесо велосипеда. Танцевальная площадка – площадка для танцев.

 Безоблачное небо, бесконечные поиски, военная служба, волчья стая, городские жители, дворовая собака, дружеская поддержка, Кавказское побережье, карманные часы, коровье молоко, кухонная посуда, масляные краски, математические расчеты, мирная политика, морской берег, шерстяной костюм, народный праздник, овечье стадо, охотничьи рассказы, папиросная бумага, парусная лодка, приморские страны, речная вода.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 7

Отметьте и исправьте ошибки согласования в предложениях.

1.Открытие и публикация «Слова о полку Игореве» показало, что наша словесность является одной из древнейших в мире. (2) Фирма реализовала двадцать две льготных туристиче-ских путевок. (3) За два последних месяца работа по строительству дороги заметно остановилась. (4) На Московском кинофестивале показано три новые фильма отечественных кинематографистов. (5) Арбуз разделили на четыре равные части. (6) Мать с дочерью, поступающей на следующий день в институт, не могла уснуть от волнения. (7) Дикие гусь и утка прилетели на зимовье. (8) Ваш сын — такая умница! (9) Положение дел в форме оставляют желать лучшего. (10) В ходе проверки выявился ряд недостатков. (11) «Аргументы и факты» опубликовала интервью с известным политиком. (12) Город Рязань встречал гостей.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 8

Составьте словосочетания, соединяя данные слова с помещенными в скобках существительными. Употребите полученные словосочетания в контексте.

  1. адресовать, предназначать, рассчитывать (директор); (2) беспокоиться, тревожиться (дети); (3) базироваться, опираться (факты); (4) влиять, сказываться (рост); (5) жажда, стремление, потребность (знания); (6) избегать, уклоняться (работа); (7) мешать, препятствовать, тормозить (развитие); (8) обвинять, осуждать (неискренность); (9) оплатить, уплатить (проезд); (10) отзыв, рецензия (книга); (11) отличать, различать (звуки); (12) отметить, остановиться (достижения); (13) предупреждать, предостерегать кого-либо (опасность); (14) презирать, презрение (трусость); (15) преимущество, превосходство кого-, чего-либо (оппонент). (16) уверенность, вера (победа); (17) свойственный, характерный, присущий (молодежь).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 6. Функциональные стили речи.

Цель: актуализация теоретических знаний, систематизация и обобщение сведений о тексте, стилях современного русского языка.

Студент должен знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.

Студент должен уметь на практике определять принадлежность текста к определенному функциональному стилю речи, создавать тексты разных стилей, соответствующие требованиям профессиональной подготовки студентов.

Справочные материалы

 Научный стиль

Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение.

Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.
Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).

Официально-деловой стиль.

Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.

Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи — чаще всего монолог, вид коммуникации — общественная.

Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Публицистический стиль

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.

Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.

Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый).

Задача — сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам

Стилевые черты — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы. Жанры — диалог, личные письма, личные записки, телефон

Художественный стиль

Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Жанры — эпос, лирика, драма, эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

Упражнение №1

Подчеркните те части слова, которые имеют характерные признаки письменного стиля.

Вышеуказанный, самовоспитание, умозаключение, местожительство; констатировать, наиавторитетнейший, позирование, воззрение, невыразимый, претворение, поэтизировать, жаждать, жизнеутверждающий.

Упражнение № 2

Напишите заявление по следующей схеме:

 1. Наименование адресата (учреждения, должностного лица).

 2. Наименование подателя заявления (фамилия, инициалы, должность или адрес).

 3. Наименование документа (заявление).

 4. Текст заявления.

 5. Указание на приложение и опись прилагаемых бумаг.

 6. Подпись.

 7. Дата.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 3.  Найдите в предложениях случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики.

Исправьте предложения.

1.   Автор лучшего на выставке снимка - заядлый охотник. Он рассказывал мне уйму охотничьих историй, приключившихся с ним, но пересказывать их - дело безнадежное.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________________

2.  В портфелях творческих объединений нашей киностудии немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. Но чего явно не хватает в киноассортименте студии - это въедливых комедий и жизнерадостных веселых музыкальных лент.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________________

Упражнение № 4

Подберите несколько отрывков из официальных документов и найдите в них характерные для официально-делового стиля черты.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение №5

Отредактируйте предложения, где это необходимо. Напишите правильный вариант.

1.   Из этих личных качеств и проистекает неумение подойти к людям.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

___________________________________________________

2.      Не раз поднимался вопрос о моечной в раздатке.

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________________

3.      В ожидании поезда мы целых два часа слонялись по улицам.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________________

Упражнение № 6

Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие из них используются в официальной, какие в неофициальной речи; какую функцию выполняет каждый из вариантов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение  № 7

В письме к другу (родным) опишите какое-нибудь событие или предмет, один факт, используя лексику и грамматику разговорной речи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 8

Определите функционально-стилевую принадлежность текста, покажите своеобразие разговорного стиля на примере реплик участников диалога. Выразите свое отношение к цитатному использованию нелитературных выражений, жаргонизмов Виктором Пелевиным.

...Клиент, видимо, был хорошо знаком и с этим клипом, и с предприятием Гусейна - закрыв глаза, он уронил голову на грудь.

- Да ты смотри, смотри, - сказал Гусейн, схватил его за волосы и повернул лицом к экрану. - Весельчак гребаный. Ты у меня долыбишься...

Несчастный тихо замычал... Гусейн отпустил его, поправил папаху и повернулся к Татарскому:

-... Ты сам-то? Кумарит тебя, я вижу?

- Нет, - сказал Тататрский. - Похмелье.

- Так я тебе налью, - сказал Гусейн. Подойдя к несгораемому шкафу, он достал из него бутылку «Хеннеси» и пару не особо чистых граненых стаканов.

- Гостю рады, - сказал он, разливая коньяк.

Татарский чокнулся с ним и выпил.

- Что делаешь по жизни? - спросил Гусейн.

- Работаю.

- И где?

Надо было что-то сказать, причем такое, чтобы Гусейн не смог потребовать отступного за выход из бизнеса <...>

- Так где? - переспросил Гусейн.

- В цветочном бизнесе, - неожиданно для себя сказал Татарский. - С азербайджанцами.

- С азербайджанцами? - недоверчиво переспросил Гусейн. - С какими азербайджанцами?

- С Рафиком, - вдохновенно ответил Татарский, - и с Эльдаром. Арендуем самолет, сюда цветы возим, а туда... Сам понимаешь что. Арендую, конечно, не я. Я так, на подхвате.

- Да? А чего тогда как человек объяснить не мог? Зачем ключи бросил? <…> На поясе у него запищал пейджер.

- Кто это? - спросил Гусейн. <...> Подмигнув Татарскому, он молча слушал минуту или две.

- Что? - спросил он, наморщившись. - Ты скажи, ты с ним цветы возишь? Как это - метафорически возишь? Какая роза персов? Какой Ариосто? Давай своего друга... Слушаю...

По выражению лица Гусейна Татарский понял, что на том конце линии сказали что-то немыслимое.

- Да мне все равно, кто ты, - ответил Гусейн после долгой паузы. - Да посылай кого хочешь... Да... Да хоть полк вашего ОБЗДОНа на танках.

(В. Пелевин. Generation «П»)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 9

Напишите рекламный текст для газеты о каком-либо новом медицинском препарате, предлагаемом аптечным комплексом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 10

 Составьте словарь терминов в области вашей специальности. Укажите заимствованную лексику. Приведите синонимы, антонимы (если есть) к данным словам или сочетаниям.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 11

 Напишите сочинение (эссе) о выбранной вами профессии. Обратите внимание на моменты, которые не следует забывать.

Памятка

 Факты из истории, литературы, цитаты, высказывания о данной профессии.

 Важность профессии: ее роль и значение, распространенность, редкость.

 Состояние дел с этой профессией в России (в других странах, прежде, теперь в будущем).

 Отличие (сходство) избранной профессии от других, ее трудности и преимущества (материальные, моральные, духовные). Разные точки зрения на нее.

 Какие качества личности потребуются для овладения этой профессией? Что вы для этого сделали (делаете)?

 Почему вы выбрали эту профессию, причины, побудившие вас к такому решению (ее преимущества, родители, признание, случай, пример других, ваш характер и т.д.)?

 Как вы представляете свое будущее после окончания техникума (учиться в вузе, работать)?

Тема 7. Нормы русского правописания

Цель: актуализация теоретических знаний по орфографии и пунктуации, систематизация и обобщение знаний в соответствии с принципами русской орфографии и пунктуации.

Студент должен знать правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.

Студент должен уметь пользоваться правилами правописания, вариативными знаками препинания.

Справочные материалы

Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той же значимой части слова (в том же корне, в той же приставке, суффиксе, окончании) проверяемый гласный находится под ударением, напр.: гора? (ср. го?ры, го?рный), набра?ть (на?бранный), земляно?й (овся?ный), в до?ме (в столе?).

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о.

гар — гор. На месте безударного гласного пишется буква о, хотя под ударением — а

зар — зор. На месте безударного гласного пишется а

кас — кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется о

клан — клон. На месте безударного гласного пишется о

лаг — лог — лож. На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж — о, напр.: излага?ть

мак — мок — моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость

плав — плов. Без ударения пишется а

Приставки при- и пре-. Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср. при?вязь, при?ступ Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.

Приставка при- имеет следующие основные значения:

1. близости, непосредственного примыкания к чему-н., напр.: приморье, Прибалтика, прибрежный, придорожный, приграничный, приуральский, приволжский;

2. приближения, добавления, напр.: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, приписать, прикупить;

3. неполноты действия, напр.: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить;

4. доведения действия до определенного результата, напр.: приготовить, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить;

5. в глаголах с суффиксами ?ыва- (?ива-), ?ва- — значение сопутствующего действия, напр.: приговаривать, пританцовывать, припевать.

Дефис употребляется при сокращенной письменной передаче слов, в том числе таких комплексов, в которых участвуют не только буквы, но и небуквенные знаки (цифры и др.). Это следующие случаи.

1. Дефис является компонентом графических сокращений слов, включающих буквы начала и конца слова, напр.: б-ка (библиотека)

2. Дефис употребляется в составе графических сокращений сложных слов, независимо от того, пишутся ли эти слова слитно или через дефис, напр.: ж.-д. (железнодорожный), с.-х. (сельскохозяйственный), с.-д. (социал-демократ и социал-демократический).

3. Дефис употребляется в составе письменных эквивалентов сложных слов, часть которых передается цифрой, буквой или буквами (в том числе нерусского алфавита) или иным начертанием (даже таким, которое невозможно «прочесть»), напр.: 25-процентный, 150-летие, 300-миллионный.

4. Дефис пишется перед окончанием или его частью при передаче с помощью цифр числительных, напр.: 5-го, 20-й, 135-м. Таким же образом могут использоваться окончания после начертаний букв, заменяющих название буквы, напр.: заинтересовался Х-м (вместо иксом).

Упражнение № 1

Перепишите, вставляя, где следует, пропущенные соединительные гласные. Проверьте написанное по орфографическому словарю.

Бахч...водство, власт...любие, гор...образование, дальн...бойщик, дальн...восточник, дальн... зоркость, девяност...летие, жизн...понимание, звер...подобность, каменоломня, камн...дробилка, кон...вязь, кон...завод, кост...обработчик, кост...еда, кров...жадность, леж...бока, пол...города, резц...держатель, своенравность, ст...крат, сорок...ножка, тысяч...летне, хими...терапия, ча...торговля, шерст...прядение, шерст...заготовка, шерст...битчик, яиц...носкость.

Упражнение № 2

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя, где следует, пропущенные буквы и дефис. Проверьте написанное по орфографическому словарю.

1. (Авто)база, (агро) биология, (агро) (лесо) мелиорация, (аэр...) навигация, (миро)ощущение, (аэр...) (фото) съемка, (ави...) пассажир, (авто) и (мото)пробег, (ави...)линия, (гидро) механика, (гидро) (энерго) ресурсы, (зоо) психология, (аэр...) порт, (кино) (фото) ателье, (метео) (аэр...бюллетень), (миро) воззрение, (микро) (радио) волны, (контр) пропаганда, (нео) дарвинизм, (радио) (аэр...) навигация, (свето) и (вет) лечебница, (перекати) поле, (верти) хвостка, (гос) страх, (дет) ясли.

2. Блок (аппарат), (вакуум) насос, (дизель)мотор, (вольт) ампер, (борт) инженер, (анти) обледенитель, (гелио) установка, (обер) интендант, (кабель) кран, (пресс) папье, (пресс) центр, (грамм)молекула, (тонно) километр, (койк...) день, (труд...) час.

3. (Анарх...) синдикализм, (социал) реформизм, (обер) кондуктор, (контр) адмирал, (лорд) канцлер, (премьер) министр, (штаб) офицер, (буфф) опера, (рок) музыка, (гоп) компания, (чудо) рыба, (ура) патриотизм, (экспресс) бюллетень, (электр...) фикация, (электр...) станция, (северо) запад, (центр...) фуга, (экстра) класс, (псевдо) дарвинизм, (экс) чемпион, (Улан) Удэ, (квази) Айвазовский, (пан) Мексика, (пол) яблока, (пол) Акмолинска, (креп) сатин, (пила) рыба.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 3

 Составьте словосочетания со следующими словами:

 ПримИрять_______________________примЕрять____________________________

 ПосвЕтить_______________________ посвЯтить_____________________________

 СтАрожил_______________________ стОрожил______________________________

 РазрЕдить________________________разрЯдить______________________________

 ПривЕдение______________________привИдение____________________________

 РазвЕваться______________________ развИваться____________________________

 УмОлять_________________________умАлять_______________________________

 ВозрОждать______________________возрАжать_____________________________

 СокрАщать_______________________укрОщать_____________________________

 ПокОрять________________________ покАрать______________________________

 УвЯдать_________________________ увИдать_______________________________

 ВоплОтить_______________________уплАтить______________________________

 ПолАскать_______________________ полОскать____________________________

Упражнение № 4

 Вставьте пропущенные буквы в слова с чередующимися корнями. Слова-исключения подчеркните.

А или О: предл…гать, предпол…жение, дикор…стущие зар…сли, выр…щенный, выг…ревший, благотв…рительность, оз…рение, неприк…саемый, многоотр…слевой, пл…вучий завод, непром..каемый, отр…сль, укл…нение, р..стовщик, к…сательная, прик…сновение, обм…кнуть кисточку в краску, пром…кательная бумага, пл…вец.

Упражнение № 5

Перепишите, ставя, где необходимо, дефис.

Он послушал рассказы о (горе) злосчастии от бездождия и сказал, что он это дело знает (Леск.). 2. Я ушел в (кают) компанию и лег на диван (Гонч.). 3. Жеребец развернул зубами (плащ) палатку (Закр.). 4. Извините меня, я провинциал, (правду) матку режу прямо... (Т.). 5. Через (пол) часа на небе не было ни облачка (Аре.). 6. Всюду пестрели... наполовину лиловые, наполовину желтые цветы (иван) (да) марьи (Г.). 7. И скажи, пожалуйста, весь класс из разбойников состоял, из (сорви) голов... (Ч.). 8. Я положил... скрипку и смычок, на скрипку бросил несколько живых цветочков (мать) мачехи, сорванных мною у (моста) перекидыша (Аст.). 9. На (полу) слове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув боль, а выдохнув ее (Аст.). 10. (Звезда) предвестница взошла (Бл.). 11. Они уже с тоской и досадой смотрели на (эгоиста) отца (Ч.). 12. С возникновением (водо) хранилища высоко поднялись в городе грунтовые воды (О. В.). 13. Передо мной стоит (старуха) хозяйка в новой клетчатой поневе... (Т.). 14. ...поднятая вода подошла почти вплотную ... к терему (Дмитрия) царевича... (О. Б.). 15. (Гори) хвостки, маленькие дятлы одни еще посвистывают (Т.). 16. Назар пошел за кустом (перекати) поля (Пл.).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 6

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

  1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12. Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 7

 Составьте словосочетания с данными словами.

 прЕбывать________________________прИбывать_______________________________

 прЕступить_______________________прИступить_______________________________

 прЕдать__________________________прИдать__________________________________

 прЕтворить_______________________прИтворить_______________________________

 прЕклонить_______________________прИклонить_______________________________

 прЕзирать________________________прИзреть__________________________________

 прЕходящий______________________прИходящий______________________________

 прЕтерпеть_______________________прИтерпеться______________________________

 непрЕложный_____________________прИложить________________________________

 прЕвратности_____________________прИвратник_______________________________

 прЕемник________________________прИемник_________________________________

 прЕподать________________________прИпадать________________________________

 прЕдел___________________________прИдел___________________________________

Упражнение № 8

 Вставьте в слова Н или НН, определив, какие это части речи.

 1) Все организован___о на высшем уровне. - Встреча прошла организова____о.

 2) Чрезвычайные меры вполне уместны и опрвда___ы. - Коллеги были оправда___ы.

 3) Сотрудник поступил необдума___о. – Все варианты до конца продума_____ы.

 4) Награда вами заслуже___а. – Их подвиг незаслуже___о забыт.

 5) Их движения скован___ы и неловки. – Практикант держится скова____о.

 6) Группа командирова____а в Москву.

Упражнение № 9

 Укажите слитное или раздельное написание.

1.Не_вежливое обращение; не_простое решение; не_дальновидный политик; очень не_простое решение; не_видимая сторона; не_поправимая ошибка; не_долгая, но снежная зима; взял не_много денег; не_правдой не проживешь; не_смолкающий шум.

2.Далеко не_простое решение; мне это далеко не_безразлично; отнюдь не_пустое занятие; никому не _нужные отчеты; ни на что не_похожий предмет; не _богатые, а бедные страны; получил не_много, а мало; совершенно не_изученный район.

3.Не_успевающий студент; не_благодарный слушатель; не_продуманный ответ; не_удавшаяся акция; не_договорившиеся стороны; не_заслуженный упрек.

4.Не_проверенные нами факты; не_вступивший в силу закон; еще не_открытый нами мир; не_желающие мириться стороны; не_содержащая трудностей задача,

5.Факты не_проверены; закон не_принят; вещи не_упакованы; не_нужен для работы; не_обязан выполнять; не_готов к ответу; ревизия не_закончена; отчет не_сдан.

6.Ему не_здоровится; не_доумевающий взгляд; смотрел не_годуя; не_взирая на трудности; не_смотря на не_удачи; не_считая важным; не_хватает денег; не_навидя ложь.

Упражнение № 10

 Различайте в написании производные предлоги и сочетания существительных с предлогами. В случае слитного написания поставьте соединительную линию (/). Вставьте пропущенные буквы.

 1.В_ течени… изучения вопроса окрылись новые обстоятельства.

 Новости передают в_течени… дня несколько раз.

2.В_заключени… комиссии были отмечены главные недостатки.

 В_заключени… выступающий поблагодарил всех за внимание.

3.В_продолжени… года к этой проблеме обращались несколько раз.

 В_продолжени… романа появились новые персонажи.

4.Не_смотря на трудности работа продолжалась.

 Он продолжал говорить, не_смотря на аудиторию.

5.На_счет в банке поступила крупная сумма денег.

 Я хочу поговорить с тобой на_счет предоставления кредита.

6.В_следстви… по этому делу была внесена существенная поправка.

 В_следстви… незнания статистики в документе была допущена фактическая ошибка.

7.Кого вы имеете в_виду?

 В_виду приближения зимы снабжение поселка оказалось затруднительным

 Ему разрешили сдать экзамен в_виде исключения.

8.Он встал и сделал несколько шагов мне на_встречу.

 На_встречу с депутатом были отправлены представители завода.

Упражнение № 11

Составьте предложения с цитатами, оформив их:

 предложением с прямой речью;

 предложением с косвенной речью (сложноподчиненным предложением);

 прервать цитату.

«Ни о каком патриотизме, любви к родине на нашем телевидении и не вспоминают. Вся новейшая история представляется как история сплошных преступлений и ошибок. Молодым внушают презрение к своей стране и к собственным родителям – ведь получается, что жизнь они прожили неправильно».

 (Станислав Говорухин. Газета « Аргументы и факты»).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 12

 Спишите, образуя от глаголов в скобках причастия настоящего времени.

  1. Через некоторое время его можно было видеть (подъезжать) к крепости Антония, расположенной на севере и в непосредственной близости от великого храма (Булг.). 2. Бледная и (скучать) гражданка в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском стуле у входа на веранду с угла... (Булг.). 3. Никита молча вылез из саней и, придерживая свой халат, то (липнуть) к нему по ветру, то (отворачиваться) и (слезать) с него, пошел лазить по снегу; пошел в одну сторону, пошел в другую (Л. Т.) 4. Пьесы Гоголя - это поэзия в действии, а под поэзией я понимаю тайны иррационального, (познавать) при помощи рациональной речи (Наб.). 5. Рано утром, когда в дачном поселке все еще спали, на берег моря вышел человек с (седеть) висками, с глубокими, но (сиять), как у ребенка, глазами (Биан.). 6. Уютно в комнате, (увешать) коврами и (обставить) книгами.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 13

 Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений.

С монетой сквозь века

 О том сколь большую роль играли деньги в жизни людей с древнейших времен красноречиво свидетельствует такой любопытный факт. В леднике Эцтальских Альп археологами были обнаружены хорошо сохранившиеся останки человека пролежавшие там пять тысяч лет. Рука погибшего в пурге жителя бронзового века крепко сжимала медную пластинку самое ценное что у него было с собой. Именно такие медные пластинки в те времена играли роль денег.

 Человечество долго искало тот универсальный денежный товар который будет интересен для всех участников рынка и позволит вести любые сделки. В течение многих веков наиболее удобным денежным товаром казались драгоценные металлы серебро золото которые имели ряд преимуществ. Вот почему золото и серебро в виде слитков и монет надолго стали основой денежных систем многих стран мира и на протяжении веков слова «золото» «серебро» и «деньги» были синонимами.

Упражнение № 14

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Обратитесь к словарю, выделите иноязычную лексику.

    Варе…ка, подру…ка , дворня…..ка, мелочи…ка, деву…ка, деревя…ка, под…ячий, раз…езд, сверх…аполитичный, навзнич…, наотмаш…, бе…телесный, ужас…ный, до…атый, весну…чатый, доблес…ный воин, дилетан…ский, пес…аный, во…аная игрушка, брус…атый тротуар, скворе…ник, ску…ный, серде…ный, дребез…ащий, иску…твенный свет, иску…ный мастер, кос…ный мозг, ко…сный человек, мой сверс…ник, мой ровес…ник, я…ственный случай, я…ство на столе, блес…нуть (о луче), бл…стеть (о луче, солнце), бл…стать (об уме), учас…твовать, чу…ствовать, громко свис…нуть, свис…нуть (украсть), пятибал…ный, выпускной бал…, пшеничный колос.., родосский коло…, грам…атика, грам…отный человек, груп…а, кристал…, тон…а, тон…ель, обез…ян…ичать, помощ…ник, ко…ьба травы, кон…юнктура, проч… уйти, печ… пироги, транс…европейский, двух…ярусный, ад…ютант, изл…жение, недор…сль, подг…ревший, бе…вкусица.

Краткий словарь современных слов

  1. Адсорбирующие вещества - тонко измельченные вещества, нерастворимые в воде, применяют при заболеваниях кожи как присыпки и внутрь при некоторых желудочно-кишечных заболеваниях, в том числе при отравлении.
  2. Анаболические средства - (анаболики) – лекарственные средства, усиливающие синтез белка в организме и ускоряющие регенеративную способность тканей.
  3. Антикоагулянты - лекарственные вещества, уменьшающие свертываемость крови.
  4. Антипиретики - (жаропонижающие средства) – лекарственные средства, снижающие температуру тела при лихорадке.
  5. Антисептика - метод предупреждения заражения и лечения инфицированных ран воздействием на патогенные микробы химическими (антисептические средства) или биологическими (антибиотики) методами.
  6. Антрагликозиды - используются в медицине в качестве слабительных средств.
  7. Ганглиоблокирующие средства - (ганглиоблокаторы) – лекарственные средства, угнетающие передачу возбуждения в синапсах вегетативных ганглиев.
  8. Ганглионарные средства - лекарственные средства, облегчающие или тормозящие передачу возбуждения в синапсах вегетативных ганглиев.
  9. Допинг - фармакологические и другие средства, которые при введении в организм временно усиливают физическую и психическую активность.
  10. Провизор - (от лат. provisor - заготовляющий), аптечный работник с высшим фармацевтическим образованием. Квалификация провизора дает возможность вести самостоятельную фармацевтическую работу или управлять аптекой.
  11. Фармакогнозия - (от греч. pharmakon - лекарство и gnosis - знание), раздел фармации, изучающий лекарственное сырье растительного и животного происхождения и некоторые продукты его первичной переработки.

Тесты для проверки практической грамотности

Тест 1.

Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

(Не, ни) сколько лет тому назад один мой парижский приятель человек со стра(н, нн)остями что(бы ) (не)сказать более узнав что я собираюсь находи(т, ть)ся (в) продолжение .... двух-трех дней в(близи) Монтиреза попросил меня зайти в тамошний музей где должен был быть п...ртрет его деда После смерти деда скончавш....ся в петербургском доме во время японской войны обст...новка его парижской квартиры была прода(н, нн)а с торгов. После отнюдь (не)ясных странствий п...ртрет был пр...обретен музеем Моему приятелю хотелось узнать там(ли) действительно п...ртрет и что если он там то можно(ли) его выкупить. На мой вопрос почему(же) ему с музеем (не)списа(т, ть)ся он ответил что писал туда (не, нисколько раз но (не) добился он отвечал. Про себя я решил что про....ьбы (ни, не)какой (не)исполню сошлюсь на болезнь внезапно сваливш.... меня с ног. Но так случилось что бродя в поисках (писче)бумажной лавк…. по мертвым улицам я был застигнут сильным дождем. Я стремглав кинулся (под)навес и очутился на ступенях музея.

Это был (не)большой из пестрых камней сложе(н, нн)ый дом с коло....ами с га(л, лл)ерей и с двумя каме(н, нн)ыми скамьями. Я постоял на ступеньках но видя что дождь зар...дил (на)долг... от (не, ни)чего делать решил войти.

Все было как пол...гается серый цвет шкаф со стертыми монетами заслуже(н, нн)ые минералы в гробах из пыльного картона фотография уд...вленного господина высилась над собранием стра...ых ч...рных шариков различ...ой величины.

За первой залой была другая а там по стенам были развеш...(нн, н)ы картины. Я сразу запр....метил мужской п...ртрет и подойдя ближе был пр....много потрясен. (Дурно) написа(нн, н)ый маслом мужчина в сюртуке с бакенбардами в крупном пенсне на шкурке (не)смотря на полную условность работы очень сильно походил на моего приятеля.

Орфографические ошибки: ______________________

Пунктуационные ошибки: _______________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ____________________

Тест 2.Исправьте допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Постепенно миновало мое младенческое одиночество. В течении кокого то очень маленького периода входили в мою жизнь, и делались ее неотделимой частью люди.

Я уже заметел, что на свете помимо лета есть еще, и осень, и зима, и весна, когда из дому можно выходить только изредко. Я сперва не запоминал их — в детской душе остается больше всего яркое солнечное.

И сейчас мне вспоминаются только две, три темные картины. Мрачный, предиюньский день, когда среди нашего двора появился человек в одном сюртуке, весь развивающийся и перекошенный от студеного ветра, который гнал его. В общем раннее детство представляется мне только летними днями радость которых я почти неизменно делил с мужицкими ребятишками.

Познавая впоследствие окружающий мир, я обнаружил, что среди нашего двора густо заросшего кудрявой муравой есть какое то древнее каменное корыто, под которым так хорошо прятаться друг-от друга. Разувшись можно бегать по ярко зеленой мураве. А под амбарами я нашел многочисленные гнезда бархатночорных шмелей. А сколько я отыскивал съедобных кореньев, сколько стеблей и зерен на огороде!

Орфографические ошибки: ______________________

Пунктуационные ошибки: _______________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ____________________

Литература для студентов

  1. Аванесов, Р.И. Орфоэпический словарь русского языка [Текст]: «русский язык», 2004.
  2. Алиева, Т.С. Словарь синонимов русского языка. [Текст] : М. «Юнвест», 2001
  3. Булыко, А.Н. Большой словарь иностранных слов. [Текст] :М. «Мартин», 2007.
  4. Введенская, Л.А.Учебный словарь паронимов русского языка. [Текст] М:. Издательский центр «МарТ», 2005.
  5. Введенская, Л.А., Черкасова, М.Н. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. для студентов ссузов. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004
  6. Власенков, А.И. Русский язык. Грамматика [Текст]: учебник. Стили речи. – М:. «Просвещение». 2003.
  7. Герасименко, Н.А. Русский язык. [Текст]: учебник для студентов ссузов. – М:. «Академа», 2003.
  8. Греков, В.Ф. [Текст]: пособ. для занятий по русскому языку в старших классах. –М:. «Просвещение», 2003.
  9. Максимов, В.И. Русский язык. [Текст]: учебник для студентов ссузов. – М:. «Гардарики», 2004.
  10. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. [Текст]:  любое издание.
  11. Розенталь, Д.Э. Русский язык. [Текст]: пособ. для поступающих в вузы (любое издание).
  12. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. [Текст]:  – М:. 1996.
  13. Черняк, В.Д. Русский язык и культура речи. [Текст]: – М:. «Высшая школа», 2003.
  14. Черняк, В.Д. Русский язык и культура речи. Профессиональное образование. [Текст]: учебник для студентов ссузов. – М:.  САГА - ФОРУМ, 2005.
  15. Шанский, Н.М. Школьный фразеологический словарь. [Текст]:  – М:.  «Дрофа», 2002.
  16. Шанский, Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. [Текст]:  – М:. «Просвещение», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по органической химии

Корчагина Татьяна ВалентиновнаТОГБОУ СПО "Тамбовский областной медицинский колледж"Рабочая тетрадь по органической хими для самостоятельной работы  студентов 1 курса специальности...

Рабочая тетрадь по технической механике №1

Для проведения уроков по технической механике по разделу1  - теоретическая механика. Вопросы, задачи по всем разделам. Получен гриф Министерства образования....

Рабочая тетрадь по технической механике №2

Для проведения уроков по технической механике по разделу1  - теоретическая механика. Вопросы, задачи по всем разделам. Получен гриф Министерства образования....

Рабочая тетрадь по технической механике №1

Для проведения уроков по технической механике по разделу1  - теоретическая механика. Вопросы, задачи по всем разделам. Получен гриф Министерства образования....

Рабочая тетрадь по ПМ 02

МДК.02.01. Технология подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста: рабочая тетрадьпо профессии 260807.01 Повар, кондитер.Рабочая те...

Рабочая тетрадь составлена на основе ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария», рабочей программы учебной дисциплины «Физика».

Рабочая тетрадь составлена на основе ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария», рабочей программы учебной дисциплины «Физика»....