Урок /внеклассное мероприятие " Стихами о войне поговорим..."
план-конспект занятия на тему

Садовникова Юлия Анатольевна

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihami_o_voyne_pogovorim.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический урок-экскурсия: «Стихами о войне  поговорим »

Пояснительная записка.

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны;

Развивающая: развивать компетенции, способствующие формированию навыков анализа литературного произведения;

Воспитательная: создать обстановку, способствующую воспитанию чувства патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.

Задачи:

1.     показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя;

2.     рассказать о роли поэзии в годы Великой Отечественной войны;

3.     выявить ведущие темы и мотивы лирики военного времени;

4.     продолжить работу по обучению анализу лирического текста;

5.     развивать навыки выразительного чтения, устной монологической речи.

   Место проведения урока: читальный зал библиотеки.

Урок рекомендован для студентов 1,2 курса СПО.

 

План урока:

Урок разработан по технологии «Педагогическая мастерская»

 

  1. Организационный момент (5 минут)
  2. «Индуктор» (ввожу, навожу, побуждаю), создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. (10 минут)
  3. «Разрыв», внутреннее осознание участников мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания  литературным источником. (20 минут)
  4. «Рефлексия», самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.(8 минут)
  5. Домашнее задание (2 минуты)

Ход урока

1. Организационный момент – 5 минут

1 фаза – «Индуктор» - 10 минут

   Звучит песня «Священная война»

 

 Преподаватель: Какова цель и содержание песни?

(Содержанием и целью песни является призыв к народу на битву с врагом).

Преподаватель: Какое обращение здесь используется? Что оно обозначает?

(Страна (т.е. народ, люди). Собирательный способ при обозначении большого количества людей. Использован оптимальный способ обозначения народного монолита, в котором отделенные индивидуальности, возраст, пол, национальность и другие признаки, различающие людей, стерты).

Преподаватель: Единение, сплочение народа против врага, подобные мысли мы встречали на страницах «Слова о полку Игореве».

Преподаватель: Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Слова? Исполнение?

(Тревоги, ощущение страха, наступающего ужаса)

:Преподаватель:  Песня «Священная война» обладает ошеломляющей силой воздействия на душу человека. В годы Великой Отечественной и за пять послевоенных десятилетий написано огромное количество песен и стихотворений об этой войне. Но «Священная война» остается в этом ряду, непревзойденной. В песне звучит торжественность гимна, суровая простота старой солдатской песни и тяжелая размеренность марша, под который идут не на парад, а в сражение, в нем – гипнотическая сила.

 Поэзия – это тоже своего рода памятник, память, от слова «ПОМНИТЬ». Именно эту мысль и хотели донести поэты военной поры.

 Александр Твардовский отрывок из поэмы «Я убит подо Ржевом» ( Золотарь Арина)

Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам все это, живые.

Нам - отрада одна,

Что недаром боролись

Мы за родину-мать.

Пусть не слышен наш голос,

Вы должны его знать.

Вы должны были, братья,

Устоять как стена,

Ибо мертвых проклятье -

Эта кара страшна.

Преподаватель: Что хочет сказать этими строками автор? Что хочет донести до читателя?

(Нельзя забывать)

  Война, что же это такое? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(Делимся по группам и работаем с кластером: 1 – существительные о войне; 2 – прилагательные о войне; 3 – глаголы о войне). (интеграция с русским языком)

Кластер. Война – это боль, смерть, жестокая, кровопролитная, защитить, победить.

Преподаватель:  Чем же стала война для русского человека?

“Нравственные категории – писал Алексей Толстой, – приобретают решающую роль в этой войне. Глагол уже не только уголь, пылающий в сердце человека, глагол идет в атаку миллионами штыков, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа”.

Учитель: Как вы понимаете это выражение Алексея Толстого?

 

2 фаза – «Разрыв» - 20 минут

Преподаватель: Во времена лихолетья у советского человека обостряется чувство патриотизма. Особой популярностью пользовались стихотворения . Их авторы Зенкевич Михаил, Дудин Михаил, Кедрин Дмитрий и другие поэты. Мы с вами можем выделить и записать основные темы и образы литературы военного времени.

Темы и образы лирики военных лет: (перечисляем)

1.     Тема любви и верности;

2.     Тема разлуки;

3.     Тема семьи;

4.     Тема возвращения домой;

5.     Тема дружбы и преданности;

6.     Образ женщины на войне;

7.     Образ Родины;

8.     Темы боевых сражений.

Преподаватель: Мы с вами рассмотрим 3 темы и для этого нам нужно разделиться на 3 группы.

1 группа – тема возвращения домой.

( Анна Зайцева рассказывает о  своем прадедушке - участнике Великой Отечественной войны. Начинается её выступление стихами

Жив Человек, пока память жива

Владислав Амелин

Жив Человек, пока память жива…
Все вспоминают, поступки Земные…
Хоть и сгорело, всё тело дотла…
Все твои мысли, взлетят как живые…

Что – же ты хочешь, в той жизни скажи…
Славы, богатства – иль Рая Земного…
Ты в тех желаньях, свой путь укажи…
В жизни желанья, совсем не простого…

Мы в своих похотях, часто виним…
Сами не знаем, кого-то иного…
Мы те поступки, себе хоть простим…
Так западут они, в память другого…

Так и выходит, что мы раздаём…
Все свои мысли, поступки Земные…
Всем кто находится, в доме большом…
В доме Земном, том порядки такие…

Что ты подумал и сделал сейчас…
После той жизни, во всех оживают…
Что не доделал, в своих ты мечтах…
Память других, ту мечту воскрешает…

В детях и внуках и просто в друзьях…
Кто знал тебя, может в прошлой той жизни…
Ты к ним придёшь, в своих скромных делах…
И нет счастливей и радостней мысли.

2 группа – образ женщины на войне

( В 1941 году Юлия Друнина добровольно ушла на фронт и всю войну была саниструктором. Главная тема поэтессы – женщина на войне. Женщина и суровый военный быт, женщина и трагедия смерти, война и любовь – эти острые противоречия определяют тематику стихотворения Друниной.

(Чтение стихотворения Ю. Друниной )

СТИХ Ю. ДРУНИНОЙ «ЗИНКА»

1

Мы легли у разбитой ели,

Ждём, когда же начнёт светлеть.

Под шинелью вдвоём теплее

На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счёт.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живёт.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня – лишь одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Отогрелись мы еле-еле

Вдруг – нежданный приказ: «Вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

…Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах

3

…Знаешь, Зинка, я – против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где – то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый.

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала. (1944)

 Преподаватель: Составьте ассоциативный ряд к слову женщина? В чем ее предназначение? Совместимы ли понятия «война» и «женщина»? Какими автор показывает бойцов в минуты затишья?

(Девчонки-подружки, которым интересно поболтать обо всём на свете. Это вовсе не герои, а обыкновенные люди, вчерашние школьницы. Автор не случайно выбирает совершенно не характерную для стихотворений форму – диалог, во время которого девчонки изливают друг другу душу, говорят о самом сокровенном. Наверное, можно даже сказать, что присутствует некий исповедальный мотив).

Преподаватель: О чём говорят девчонки? Из каких деталей складывается образ малой родины? Как думаете, с какими чувствами героиня говорит о доме?

(Малая родина живёт в душе каждого солдата:

близкие люди: мама, мамка, друзья, любимый;

родные просторы: яблочное захолустье, весна за порогом, дом, кустики;

запахи дома, тепла и уюта: квашня, т.е. свежеиспечённый хлеб, дым, т.е. русская печь. Ощущение чего-то родного, бесконечно близкого, всеобъемлющей любви и нежности, с одной стороны. А с другой - грусть, тоска по дому).

Преподаватель: Какова композиция стихотворения? Как, с вашей точки зрения, меняется настроение по сравнению с I частью, хотя слова употребляются практически одни и те же? (Если в I части даже грусть светла, то в III она сродни безысходной тоске. Возникает ощущение коварства и трагичности жизни в военное время. Меняется и форма по сравнению с I частью – монолог, обращённый к погибшей подруге и самой себе).

3 группа – сюжетное стихотворение, тема желания вернуться в отчий дом

(слайд 19) Когда началась война, он, не дожидаясь призыва, пришел в райком комсомола с просьбой отправить его добровольцем на фронт. 1942 год. В одном из боев тяжело ранен командир. Асадов вынес командира с поля боя, взял командование на себя и повел бойцов за собой. Бой был выигран.
Друзья о нем говорили так: «Он хорошо воюет и хорошо поет, превосходно говорит, знает литературу, у него прекрасная память и поэтическая душа. Он красив лицом, храбр и чист сердцем».  Утро 4 мая 1944 года был последним фронтовым утром лейтенанта. Он в последний раз видел небо, солнце, друзей. Он ослеп… Ему было всего 20 лет.

(Чтение стихотворения Э. Асадова)

СТИХ Э. АСАДОВА «СОЛДАТ»
Меж стиснутых пальцев желтела солома,
Поодаль валялся пустой автомат,
Лежал на задворках отцовского дома
Осколком гранаты убитый солдат.
Бойцы говорили, не то совпаденье,
Не то человеку уж так повезло,
Что ранней зарёй в полосе наступленья
Увидел гвардеец родное село.
Чьё сердце не дрогнет при виде знакомой
До боли, до спазмы родной стороны!
И тяжесть становится вдруг невесомой,
И разом спадает усталость войны!

Что значили парню теперь километры?!
Ждала его встреча с семьёй на войне,
В лицо ему дули родимые ветры,
И, кажется, сил прибавлялось вдвойне!
Но нет, не сбылось...Громыхнула граната...
Капризен солдатской судьбы произвол: 
Две тысячи вёрст прошагал он до хаты,
А двадцать шагов - не сумел...не дошел...

Меж стиснутых пальцев солома желтела,
Поодаль валялся пустой автомат...
Недвижно навеки уснувшее тело,
Но всё ещё грозен убитый солдат!
И чудилось: должен в далёком Берлине
Солдат побывать, и, как прежде в бою,
Он будет сражаться, бессмертный отныне,
Бок о бок с друзьями шагая в строю.
 
За мысли такие бойцов не судите,
Пускай он в Берлин и ногой не ступил,
Но в списках победных его помяните - 
Солдат эту почесть в боях заслужил! (1948)

Преподаватель: В чем заключается идея стихотворения?

(Идеей этого стихотворения является история про солдата, который в начале наступления увидел родное село. Однако, не дойдя всего лишь двадцати шагов до дома, солдата зацепила граната. Асадов рассказывает о том, что судьба любого человека непредсказуема, особенно на войне. И каждый человек шел на войну, не зная, вернется ли он назад, в родной дом, увидит ли снова свою семью).

Преподаватель: Расскажите какое настроение преобладает в стихотворении, как оно меняется на его протяжении и почему?

(Стихотворение «Солдат» написано в грустных и серых красках. Однако ближе к концу тусклые краски печали сменяются ярким, броским призывом. Призывом не забывать павших солдат, не забывать их заслуги и мужество. И мы наблюдаем, как от начала к концу эмоциональный накал стихотворения усиливается).

Учитель: Объясните использование автором многоточия, риторических восклицаний и вопросов?

(Автор употребляет риторические восклицания и вопросы: «Чье сердце не дрогнет при виде знакомой до боли, до спазмы родной стороны!», «Что значит парню теперь километры?!». Этими вопросами и восклицаниями автор подчеркивает выразительность и обращает внимание на неоспоримость вопросов о любви к Родине, к отцовскому дому. Однако на пятой строфе стихотворение идет на спад, но это еще больше усиливает эмоциональное восприятие произведения. Асадов здесь употребляет большое количество многоточий).

3 фаза – «Рефлексия» - 8 минут

(слайд 22) "В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырех лет", – писал К. Симонов.

 Преподаватель:  Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы жизни нации. Никогда связь искусства с жизнью народа, сила воздействия писательского слова на события огромного исторического значения не проявлялись так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны. Писатели утверждали свое право говорить "от имени Родины". Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий. Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны.

Преподаватель: А теперь давайте проделаем синквейн. Вы знаете что это такое?

Синквейн – это особая пятистрочная стихотворная форма. Используется как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

(Раздаю листочки для рефлексии, пишут 1 минуту, потом зачитывают их).

Домашнее задание: выучить по выбору стихотворение о войне.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1.    История русской советской литературы. Издательство «Просвещение», Москва – 1983г.

2.   История русской советской литературы. Под редакцией проф. П.С. Выходцева. Издательство "Высшая школа", Москва – 1970 г.
3.   Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г.
4.    Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва, "Советский писатель", 1985 г.
5.    Вишневский Вс. Статьи. Дневники. Письма. М. 1961 г.
6.   Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000 г.

7. Великая Отечественная война. 1941 – 1945. События. Люди. Документы. Краткий исторический справочник.  М., 1990.
8. История русской литературы ХХ века (20–90–е годы). М., МГУ, 1998.
9. Литература великого подвига (Великая Отечественная война в литературе).  М., 1980.
10. Мусатов В.В. История русской литературы ХХ в. (советский период). М., 2001.
11. Русская литература ХХ века. Мн., 2004.
12. Русская литература ХХ века в 2 частях/под ред. проф. Кременцова. М., 2003.
13. История русской литературы ХХ века (20–90–е годы). М., МГУ, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока истории (Дополнение). «Отечественная война 1812 года».

Сценарий открытого урока истории (Дополнение) «Отечественная война 1812 года»   Участвуют: четыре группы 1 курса. Преподаватель: Баженова Е.П. Тип урока: повторительно-обобщающий урок Испол...

Стихи о людях и войне

Мои стихи о земляках и войне. Большинство из них помещено на стендах школьного музея, посвященных выдающимся односельчанам. Это Герой Советского союза Кречетов Василий Степанович. Это 5 брат...

Стихи о людях и войне

Мои стихи о земляках и войне. Большинство из них помещено на стендах школьного музея, посвященных выдающимся односельчанам. Это Герой Советского союза Кречетов Василий Степанович. Это 5 брат...

Урок-конференция «Первая мировая война»

Урок-конференция«Первая мировая война»...

урок по теме "Поговорим о Школе"

Данная разработка может использоваться га уроках английского языка в 7-8 классах как один из заключительных уроков по теме Школа....

Урок «Гибридные конфликты» «Информационная война против России»

11 марта 2022 года в группе № 49  по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания прошел урок на тему: «Гибридные конфликты», посвящённые внешним угрозам, а именн...

Презентация к интегрированному уроку по теме "Гражданская война в истории и литературе"

Данную презентацию можно использоывать при проведении интегрированного урока по теме "Гражданская война в истории и литературе".В ней содержится план  и цели урока, высказывания великих...