Конфликт
статья на тему
Тема: Конфликт.
Цель занятия: Урок освоения новых знаний, в результате изучения студент должен знать: По типологии П.И. Третьякова.
Основные понятия урока: конфликты, причины источники конфликтов, разрешение конфликтов. Социальные движения, противоречие.
-Познакомить учащихся с возникающей у людей необходимостью договориться между собой , а также создавать и соблюдать общепринятые нормы, правила.
-Продолжаем формировать , развивать умение анализировать ситуации , аргументировать , вырабатывать способность делать правильный выбор в конфликтной ситуации.
Уметь: Определить ситуации выхода из конфликтов.
Цели и задачи для преподавателя:
1.Создавать условия для формирования знаний, умений по теме.
2.Формировать общие компетенции обучающихся:
-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
-организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
-осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-выделить главное при работе с текстом, ставить цель и планировать свою деятельность;
-осуществлять, самооценку и взаимооценку;
-использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
-уметь работать в команде;
-Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий;
3.Воспитывать высокий уровень мотивации к получению выбранной профессии, самостоятельность, умение сотрудничать, уважительно относиться к мнению других.
Меж предметные связи:
- обеспечиваемые учебными дисциплинами: Психология, социология, философия.
-обеспечивающие: формирование высококвалифицированного специалиста среднего звена в области экономики и продолжение обучения в вузе.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, проектный метод общения, исследовательский метод.
Технология обучения: приемы технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.
Методы обучения:
-по источнику информации: словесные, наглядные, практические;
-по степени активности обучаемых: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский;
-по типу взаимодействия участников: монологические и диалогические.
Дидактическая оснащенность занятия:
-мультимедийным проектор: компьютерная презентация занятия;
-информационный раздаточный материал для обучающихся;
-учебник А.Г. Важенин обществознание «Москва Академия»
2013г.
Ход учебного занятия
1.Организационный момент (приветствие, создание рабочей обстановки, настрой на совместную успешную деятельность).
Учитель: сегодня у нас урок усвоения новых знаний, но прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, давайте вспомним основные вопросы предыдущей темы.
2.Актуализация знаний - восстановление опорных знаний студентов по теме, установление связей между учебными занятиями, логический подход к изучению нового материала.
Вопросы 1.Дать определение социальному статусу.
Ответ: Социальный статус-это общее(соотносительное положение (позиция) индивида (местности) или социальной группы в обществе (в соц.системе), связанно с определённой совокупностью прав и обязательностей.
2.Престиж-это…
Ответ: Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса.
3.Дать определение понятию поведения.
Ответ: Это совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются.
4.Что мы понимаем под понятием социальная роль?
Ответ: Это в некотором роде образец поведения людей, преобразованный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
5.К чему стремится любая социальная группа в данном обществе?
Ответ: Любая социальная группа стремится, чтобы личность вела себя в какой-то степени идентично принятым в данной общности нормам.
6.Что делает личность в обществе?
Ответ: Личность всегда выбирает роли, которые позволяют ей реализовать свои потенциальные возможности.
3.Объявление темы, целеполагания и плана занятия.
Преподаватель: Для решения данной практической ситуации мы должны рассмотреть новую тему: Конфликт в учебном разделе « Социализация личности».
Давайте попробуем сформировать цели нашего учебного занятия и заполнить таблицу
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Выслушиваются предложения обучающихся, преподавателем делается вывод и формируются цели занятия.
План занятия.
Включает следующие вопросы:
I. Понятие конфликта.
II. Сущность конфликта.
III. Типы конфликтов.
IV. Причины конфликтов.
V. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
VI. Предупреждение конфликтов.
VII. Разрешение конфликтных ситуаций.
VIII. Социальное движение.
Преподаватель: Как вы считаете, насколько эта тема актуальна для вас? Каким из следующих способов мы можем решить поставленные учебные задачи:
Объяснение преподавателя;
Сообщение однокурсников;
Изучить самостоятельно, используя необходимую литературу;
Комбинированно.
Принимается решение о способах достижения учебных задач.
4. Изучение нового материала.
Преподаватель: У вас на столах лежит учебник «Обществознание» под редакцией А.Г.Важенина.
Вы в парах начинаете работать над новым материалом, используя прием «INSERT»-маркировка текста значками, отмечая по ходу чтения, что вам уже известно(«v»), что нового («+»), думал иначе («_») и какие вопросы возникли («?»), затем вы начинаете заполнять графическую схему-кластер по новому материалу:
Обсуждается первый вопрос (на доске заполняется кластер «Конфликт»)
Преподаватель: Рассмотрим второй вопрос: причины конфликта.
5.Работа с презентацией «Конфликт»
Просмотр слайдов:
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
6. .
Обсуждение возникших вопросов (фронтально).
Обучающиеся задают вопросы. Обсуждается то, что маркировано значком, обозначающий «думали иначе».
Причины конфликтов:
Ответ: это противоречия, которые возникают между индивидами, группами, организациями, государствами.
Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов. Причинами (источниками) возникновения конфликтных ситуаций могут быть не только личностные качества. Поведение и деятельность специалиста (работника) могут иногда способствовать возникновению конфликтных ситуаций. Устранение личностных недостатков - основная цель самосовершенствования личности (самообразование, самовоспитание, саморазвитие), и это будет способствовать профилактике, недопущению конфликтных ситуаций.
Учитель: Ребята. А если вы попали в конфликтную ситуацию то, что нужно сделать?
Приспособление - сглаживание противоречий, даже в ущерб своим интересам.
Компромисс - взаимные уступки.
Сотрудничество - совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы сторон.
Игнорирование – попытка (стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая ее.
Соперничество - открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.
Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта, то есть это устранение причины конфликтной ситуации.
Учитель: Давайте подберем эффективные средства в деловом общении, чтобы не допустить конфликт?
Конфликт так же, как и болезнь, легче предупредить, чем разрешить (лечить). Конечно, понятно, что необходимо поддерживать в коллективе здоровый нравственно-психологический климат.
Для него характерны уважение достоинства личности, доброжелательность . Такой климат создает ощущение душевного комфорта . Невозможно переоценить значимость личного примера руководителя.
Во всех конфликтных ситуациях, прежде чем принимать решительные меры, необходимо попытаться понять причины возбужденного состояния собеседника и попытаться успокоить его.
Наиболее эффективным средством является устранение из делового общения суждений и оценок, ущемляющих честь и достоинство собеседника.
Еще одним эффективным средством предупреждения конфликтных ситуаций является недопущение спора, ибо всякий спор может привести к конфликту.
Действенным средством предупреждения конфликтных ситуаций является умение слушать собеседника.
6.Физкультминутка (упражнение для кистей рук, упражнения для зрения)
7.Закрепление изученного.
Работа над основными понятиями.
Учитель: Вспомните пословицы как модели стратегии выхода из конфликта.
Ответ:
1.Кто сильнее, тот и правее.
2.Ум хорошо, а два лучше.
3.Ты - мне, я тебе.
4.Худой мир лучше доброй ссоры.
5.Ласковое телятко двух маток сосёт.
Конфликт-это:
1)Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей;
2)Убеждение сторон в том, что существующие у них на данный момент стремления не могут быть реализованы одновременно.
Таким образом, в основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:
Либо противоречие позиции сторон по какому-либо поводу;
Либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах;
Либо несовпадение интересов, желаний партнеров.
Учитель: назовите наиболее частые конфликты ?
Ответ:
1.Конфликты деятельности возникают (как правило, со слабоуспевающими) по поводу успеваемости, выполнения учебных заданий, вне учебной деятельности. Форма их проявления - отказ от выполнения учебного задания;
2.Конфликты поведения (поступков) возникают по поводу нарушения студентов правил поведения в колледже, чаще-на занятиях. Возникают, если педагог ошибается в анализе поступка студента, делает выводы, не выяснив мотивов действий, что часто провоцирует неверную оценку ситуации. Торопясь принять карательные меры и наказать провинившегося, преподаватель часто не щадит его самооценку, не считается с его мнением;
3.Конфликты отношений возникают в сфере эмоционально-личностных отношений субъектов образовательно процесса, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Это наиболее длительный и эмоционально напряженный вид конфликта, имеющий личностный смысл. Подобные конфликты надолго нарушают нормальный ход педагогического процесса, вызывая ненависть и неприязнь между субъектами конфликта.
Учитель: А сейчас мы проведем психологический тест.
Полученные результаты преподаватель комментирует.
Учитель: Ребята: Давайте разыграем сценку «Опоздание».
Учитель: Давайте проведем небольшой социологический опрос.
Анкетирование. Конфликт.
Анкетирование «Конфликт глазами студентов и преподавателей»
Для разрешения конфликта: А. Андреев рекомендует метод семи шагов.
Шаг 1-выслушать всех участников конфликта, в том числе (мысленно) и себя.
Шаг 2-проанализировать всех участников конфликта, их мотивы, особенности характера.
Шаг 3-смоделировать, представить дальнейшее развитие события при лучшем и худшем вариантах разрешения конфликта.
Шаг 4-мысленно проиграть применение всех известных вам методов разрешения конфликтов с учетом конкретной ситуации.
Шаг 5-выбрать оптимальный способ разрешения конфликта.
Шаг 6-определить наилучшее место, время и условия, возможные компромиссы для разрешения конфликта.
Шаг 7-разрешив конфликт, извлечь из него урок на будущее.
Педагог-психолог руководит процессом анкетирования и самотестирования и проводит объяснение стратегий поведения в конфликте на фоне демонстрации с ключом теста.
Задание. Укажите наиболее, на ваш взгляд, причины конфликтов между преподавателями и студентами:
1. Плохая успеваемость
2. Отсутствие взаимоуважения у участников
3. Недостаточная подготовленность студентов к занятиям
4. Нарушения дисциплины
5. Несправедливое отношение студентов к педагогу
6. Игнорирование советов и замечаний преподавателя
7. Нежелание учиться
8. Слишком высокое требование педагогов
9. Нежелание педагога признать свои ошибки, недостатки.
10.Несправедливость педагога
11.Наличие у преподавателя любимчиков
12.Плохое настроение преподавателя
13.Нежелание преподавателей понять учеников
14.Нежелание студента признать свои ошибки
Результаты анкетирования студентов комментируются.
8) Подведение итогов занятия. Рефлексия. (Рефлексивные вопросы).
Анализ качества выполнения всех видов заданий в течении занятия, самостоятельности, активности обучающихся.
I. Как вы считаете, каким для вас был сегодняшний урок?
II. Что вам показалось сегодня трудным?
III. Каким способом были решены учебные задачи?
IV. Что для вас самое главное в изученном сегодня?
V. Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими?
VI. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
VII. Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
VIII. Как вы реализовали учебные задачи занятия?
IX. Что бы вы хотели пожелать мне, преподавателю?
X. Заметили ли вы свои успехи?
XI. Какую пользу вы извлекли из этого занятия, изученного текста?
8.Выставление оценок за урок, информация о домашнем задании.
9.Домашнее задание:
Подготовить изученный материал,
подготовить презентацию к уроку «Этнические общности».
ЛИТЕРАТУРА
А. Г. Важенин «Обществознание». Москва.
Е. А. Климов. психология «Академия 2013»
Москва 2010.
Приложение №1.
Тест «Стратегия поведения в конфликте»
(К.У. Томас, Р.Х. Килмен)
Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт оцените следующим образом:
Совсем не согласен -1 балл;
Не согласен -2 балла;
Скорее согласен -3 балла;
Согласен -4балла;
Полностью согласен -5 баллов;
I. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.
II. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.
III. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.
IV. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.
V. Я отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.
VI. Из любого конфликта я выхожу победителем.
VII. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.
VIII. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту.
IX. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.
X. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же.
XI. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.
XII. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.
XIII. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.
XIV. Если это сделает другого человека счастливым, даю ему возможность настоять на своем.
XV. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.
Результаты тестирования интерпретируются через основные стратегии поведения в условиях конфликта.
Основные стратегии взаимодействия (поведения) в условиях конфликта:
a) Соперничество-противоборство (навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения, открытая борьба за свои интересы).
b) Сотрудничество (поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон).
c) Компромисс (взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон)
d) Избегание (отсутствие активных действий по разрешению конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем).
e) Приспособление(тенденция сглаживать противоречия, понижение своих стремлений, принятие позиции соперника).
Зная причины и особенности преподавательских конфликтов, можно эти конфликты успешно разрешить.
Личностные причины конфликтов:
Субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого;
Низкая конфликтоустойчивость;
Низкий уровень эмпатии;
Завышенный или заниженный уровень притязаний;№
Низкий уровень социально- психологическая компетентности;
Тип темперамента, акцентуации, характера и д.р.
Учитель: предлагает сравнить полученные результаты с первоначальным бессознательным выбором стратегии взаимодействия по высказываниям.
ЛИТЕРАТУРА.
Деил Карнеги: «Как завоевать друзей и оказывать в мнении на людей»
Город Ростов-на Дону 2010 год.
А. А. Реана: «Психология подростка методики и тесты».
Санкт-Петербург Прайм-Еврознак 2013 год.
Приложение №2.
Ролевая игра «Опоздание» (разыгрывается сценка).
Проблемная ситуация: моделирование конфликта по причине опоздания участника собрания. «Грубая» реакция ведущего, запрет на присутствие опоздавшего приводит к болезненному приступу у виновника-психосоматической реакции. В подобной проблемной ситуации возникает вопрос: куда преподавателю бегать и к кому обращаться, кто разрешит конфликт и будет «судьёй», «посредником» и /или «инициатором»? Кто погасит конфликт?
Проблемное задание.
В ситуации, когда часто опаздывающий на занятия студент при очередном опоздании встретил подобную отрицательную реакцию преподавателя, что вызвало у него психосоматическое расстройство, предложите свой вариант последовательности вовлечения должностных лиц в разрешение данного конфликта.
Анализ причин конфликта
· Какова истинная первопричина конфликта?
· Каков повод конфликта?
· Кто и почему вовлечен в конфликт?
· Кто заинтересован в конфликте (в позитивном его разрешении и превращении в ссору)?
· Кто жертва конфликта, подстрекатель, победитель?
· Кто может быть судьей, посредником и инициатором разрешении данного конфликта?
(Работа с карточками в соответствии с инструкцией.)
Приложение №3
Инструкция к заданию «Соблюдай субординацию»
Уважаемые Ребята! Перед вами - набор карточек с названием возможных участников представленных конфликтных ситуаций.
Используя карточки, вы должны в течение трех минут выстроить последовательность (цепочку) привлечения к разрешению подобных конфликтов администраторов, преподавателей и родителей. Об окончании работы заявите поднятые руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikt.docx | 82.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брюховецкий аграрный колледж»
по дисциплине “Обществознание”
Тема: «Конфликт».
Преподаватель: Р.Т. Попова
ст. Брюховецкая, 2013 г.
Рассмотрено цикловой комиссией
___ОГСЭД и РЯЗ__________
Председатель Ц.К. Т.П. Вартанян
«__» ________ 2013г. _______
Эпиграф к уроку:
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный
Изливать покуда не спеши…
Тема: Конфликт.
Цель занятия: Урок освоения новых знаний, в результате изучения студент должен знать: По типологии П.И. Третьякова.
Основные понятия урока: конфликты, причины источники конфликтов, разрешение конфликтов. Социальные движения, противоречие.
-Познакомить учащихся с возникающей у людей необходимостью договориться между собой , а также создавать и соблюдать общепринятые нормы, правила.
-Продолжаем формировать , развивать умение анализировать ситуации , аргументировать , вырабатывать способность делать правильный выбор в конфликтной ситуации.
Уметь: Определить ситуации выхода из конфликтов.
Цели и задачи для преподавателя:
1.Создавать условия для формирования знаний, умений по теме.
2.Формировать общие компетенции обучающихся:
-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
-организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
-осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-выделить главное при работе с текстом, ставить цель и планировать свою деятельность;
-осуществлять, самооценку и взаимооценку;
-использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
-уметь работать в команде;
-Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий;
3.Воспитывать высокий уровень мотивации к получению выбранной профессии, самостоятельность, умение сотрудничать, уважительно относиться к мнению других.
Меж предметные связи:
- обеспечиваемые учебными дисциплинами: Психология, социология, философия.
-обеспечивающие: формирование высококвалифицированного специалиста среднего звена в области экономики и продолжение обучения в вузе.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, проектный метод общения, исследовательский метод.
Технология обучения: приемы технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.
Методы обучения:
-по источнику информации: словесные, наглядные, практические;
-по степени активности обучаемых: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский;
-по типу взаимодействия участников: монологические и диалогические.
Дидактическая оснащенность занятия:
-мультимедийным проектор: компьютерная презентация занятия;
-информационный раздаточный материал для обучающихся;
-учебник А.Г. Важенин обществознание «Москва Академия»
2013г.
Ход учебного занятия
1.Организационный момент (приветствие, создание рабочей обстановки, настрой на совместную успешную деятельность).
Учитель: сегодня у нас урок усвоения новых знаний, но прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, давайте вспомним основные вопросы предыдущей темы.
2.Актуализация знаний - восстановление опорных знаний студентов по теме, установление связей между учебными занятиями, логический подход к изучению нового материала.
Вопросы 1.Дать определение социальному статусу.
Ответ: Социальный статус-это общее(соотносительное положение (позиция) индивида (местности) или социальной группы в обществе (в соц.системе), связанно с определённой совокупностью прав и обязательностей.
2.Престиж-это…
Ответ: Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса.
3.Дать определение понятию поведения.
Ответ: Это совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются.
4.Что мы понимаем под понятием социальная роль?
Ответ: Это в некотором роде образец поведения людей, преобразованный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
5.К чему стремится любая социальная группа в данном обществе?
Ответ: Любая социальная группа стремится, чтобы личность вела себя в какой-то степени идентично принятым в данной общности нормам.
6.Что делает личность в обществе?
Ответ: Личность всегда выбирает роли, которые позволяют ей реализовать свои потенциальные возможности.
3.Объявление темы, целеполагания и плана занятия.
Преподаватель: Для решения данной практической ситуации мы должны рассмотреть новую тему: Конфликт в учебном разделе « Социализация личности».
Давайте попробуем сформировать цели нашего учебного занятия и заполнить таблицу
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Выслушиваются предложения обучающихся, преподавателем делается вывод и формируются цели занятия.
План занятия.
Включает следующие вопросы:
- Понятие конфликта.
- Сущность конфликта.
- Типы конфликтов.
- Причины конфликтов.
- Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
- Предупреждение конфликтов.
- Разрешение конфликтных ситуаций.
- Социальное движение.
Преподаватель: Как вы считаете, насколько эта тема актуальна для вас? Каким из следующих способов мы можем решить поставленные учебные задачи:
- Объяснение преподавателя;
- Сообщение однокурсников;
- Изучить самостоятельно, используя необходимую литературу;
- Комбинированно.
Принимается решение о способах достижения учебных задач.
4. Изучение нового материала.
Преподаватель: У вас на столах лежит учебник «Обществознание» под редакцией А.Г.Важенина.
Вы в парах начинаете работать над новым материалом, используя прием «INSERT»-маркировка текста значками, отмечая по ходу чтения, что вам уже известно(«v»), что нового («+»), думал иначе («_») и какие вопросы возникли («?»), затем вы начинаете заполнять графическую схему-кластер по новому материалу:
Обсуждается первый вопрос (на доске заполняется кластер «Конфликт»)
Преподаватель: Рассмотрим второй вопрос: причины конфликта.
5.Работа с презентацией «Конфликт»
Просмотр слайдов:
- .
- .
- .
- .
- .
- .
Обсуждение возникших вопросов (фронтально).
Обучающиеся задают вопросы. Обсуждается то, что маркировано значком, обозначающий «думали иначе».
Причины конфликтов:
Ответ: это противоречия, которые возникают между индивидами, группами, организациями, государствами.
Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов. Причинами (источниками) возникновения конфликтных ситуаций могут быть не только личностные качества. Поведение и деятельность специалиста (работника) могут иногда способствовать возникновению конфликтных ситуаций. Устранение личностных недостатков - основная цель самосовершенствования личности (самообразование, самовоспитание, саморазвитие), и это будет способствовать профилактике, недопущению конфликтных ситуаций.
Учитель: Ребята. А если вы попали в конфликтную ситуацию то, что нужно сделать?
Приспособление - сглаживание противоречий, даже в ущерб своим интересам.
Компромисс - взаимные уступки.
Сотрудничество - совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы сторон.
Игнорирование – попытка (стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая ее.
Соперничество - открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.
Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта, то есть это устранение причины конфликтной ситуации.
Учитель: Давайте подберем эффективные средства в деловом общении, чтобы не допустить конфликт?
Конфликт так же, как и болезнь, легче предупредить, чем разрешить (лечить). Конечно, понятно, что необходимо поддерживать в коллективе здоровый нравственно-психологический климат.
Для него характерны уважение достоинства личности, доброжелательность . Такой климат создает ощущение душевного комфорта . Невозможно переоценить значимость личного примера руководителя.
Во всех конфликтных ситуациях, прежде чем принимать решительные меры, необходимо попытаться понять причины возбужденного состояния собеседника и попытаться успокоить его.
Наиболее эффективным средством является устранение из делового общения суждений и оценок, ущемляющих честь и достоинство собеседника.
Еще одним эффективным средством предупреждения конфликтных ситуаций является недопущение спора, ибо всякий спор может привести к конфликту.
Действенным средством предупреждения конфликтных ситуаций является умение слушать собеседника.
6.Физкультминутка (упражнение для кистей рук, упражнения для зрения)
7.Закрепление изученного.
Работа над основными понятиями.
Учитель: Вспомните пословицы как модели стратегии выхода из конфликта.
Ответ:
1.Кто сильнее, тот и правее.
2.Ум хорошо, а два лучше.
3.Ты - мне, я тебе.
4.Худой мир лучше доброй ссоры.
5.Ласковое телятко двух маток сосёт.
Конфликт-это:
1)Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей;
2)Убеждение сторон в том, что существующие у них на данный момент стремления не могут быть реализованы одновременно.
Таким образом, в основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:
Либо противоречие позиции сторон по какому-либо поводу;
Либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах;
Либо несовпадение интересов, желаний партнеров.
Учитель: назовите наиболее частые конфликты ?
Ответ:
1.Конфликты деятельности возникают (как правило, со слабоуспевающими) по поводу успеваемости, выполнения учебных заданий, вне учебной деятельности. Форма их проявления - отказ от выполнения учебного задания;
2.Конфликты поведения (поступков) возникают по поводу нарушения студентов правил поведения в колледже, чаще-на занятиях. Возникают, если педагог ошибается в анализе поступка студента, делает выводы, не выяснив мотивов действий, что часто провоцирует неверную оценку ситуации. Торопясь принять карательные меры и наказать провинившегося, преподаватель часто не щадит его самооценку, не считается с его мнением;
3.Конфликты отношений возникают в сфере эмоционально-личностных отношений субъектов образовательно процесса, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Это наиболее длительный и эмоционально напряженный вид конфликта, имеющий личностный смысл. Подобные конфликты надолго нарушают нормальный ход педагогического процесса, вызывая ненависть и неприязнь между субъектами конфликта.
Учитель: А сейчас мы проведем психологический тест.
Полученные результаты преподаватель комментирует.
Учитель: Ребята: Давайте разыграем сценку «Опоздание».
Учитель: Давайте проведем небольшой социологический опрос.
Анкетирование. Конфликт.
Анкетирование «Конфликт глазами студентов и преподавателей»
Для разрешения конфликта: А. Андреев рекомендует метод семи шагов.
Шаг 1-выслушать всех участников конфликта, в том числе (мысленно) и себя.
Шаг 2-проанализировать всех участников конфликта, их мотивы, особенности характера.
Шаг 3-смоделировать, представить дальнейшее развитие события при лучшем и худшем вариантах разрешения конфликта.
Шаг 4-мысленно проиграть применение всех известных вам методов разрешения конфликтов с учетом конкретной ситуации.
Шаг 5-выбрать оптимальный способ разрешения конфликта.
Шаг 6-определить наилучшее место, время и условия, возможные компромиссы для разрешения конфликта.
Шаг 7-разрешив конфликт, извлечь из него урок на будущее.
Педагог-психолог руководит процессом анкетирования и самотестирования и проводит объяснение стратегий поведения в конфликте на фоне демонстрации с ключом теста.
Задание. Укажите наиболее, на ваш взгляд, причины конфликтов между преподавателями и студентами:
- Плохая успеваемость
- Отсутствие взаимоуважения у участников
- Недостаточная подготовленность студентов к занятиям
- Нарушения дисциплины
- Несправедливое отношение студентов к педагогу
- Игнорирование советов и замечаний преподавателя
- Нежелание учиться
- Слишком высокое требование педагогов
- Нежелание педагога признать свои ошибки, недостатки.
10.Несправедливость педагога
11.Наличие у преподавателя любимчиков
12.Плохое настроение преподавателя
13.Нежелание преподавателей понять учеников
14.Нежелание студента признать свои ошибки
Результаты анкетирования студентов комментируются.
8) Подведение итогов занятия. Рефлексия. (Рефлексивные вопросы).
Анализ качества выполнения всех видов заданий в течении занятия, самостоятельности, активности обучающихся.
- Как вы считаете, каким для вас был сегодняшний урок?
- Что вам показалось сегодня трудным?
- Каким способом были решены учебные задачи?
- Что для вас самое главное в изученном сегодня?
- Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими?
- Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
- Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
- Как вы реализовали учебные задачи занятия?
- Что бы вы хотели пожелать мне, преподавателю?
- Заметили ли вы свои успехи?
- Какую пользу вы извлекли из этого занятия, изученного текста?
8.Выставление оценок за урок, информация о домашнем задании.
9.Домашнее задание:
- Подготовить изученный материал,
- подготовить презентацию к уроку «Этнические общности».
ЛИТЕРАТУРА
А. Г. Важенин «Обществознание». Москва.
Е. А. Климов. психология «Академия 2013»
Москва 2010.
Приложение №1.
Тест «Стратегия поведения в конфликте»
(К.У. Томас, Р.Х. Килмен)
Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт оцените следующим образом:
- Совсем не согласен -1 балл;
- Не согласен -2 балла;
- Скорее согласен -3 балла;
- Согласен -4балла;
- Полностью согласен -5 баллов;
- Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.
- Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.
- Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.
- Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.
- Я отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.
- Из любого конфликта я выхожу победителем.
- Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.
- Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту.
- Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.
- Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же.
- Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.
- Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.
- С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.
- Если это сделает другого человека счастливым, даю ему возможность настоять на своем.
- Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.
Результаты тестирования интерпретируются через основные стратегии поведения в условиях конфликта.
Основные стратегии взаимодействия (поведения) в условиях конфликта:
- Соперничество-противоборство (навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения, открытая борьба за свои интересы).
- Сотрудничество (поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон).
- Компромисс (взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон)
- Избегание (отсутствие активных действий по разрешению конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем).
- Приспособление(тенденция сглаживать противоречия, понижение своих стремлений, принятие позиции соперника).
Зная причины и особенности преподавательских конфликтов, можно эти конфликты успешно разрешить.
Личностные причины конфликтов:
- Субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого;
- Низкая конфликтоустойчивость;
- Низкий уровень эмпатии;
- Завышенный или заниженный уровень притязаний;№
- Низкий уровень социально- психологическая компетентности;
- Тип темперамента, акцентуации, характера и д.р.
Учитель: предлагает сравнить полученные результаты с первоначальным бессознательным выбором стратегии взаимодействия по высказываниям.
ЛИТЕРАТУРА.
Деил Карнеги: «Как завоевать друзей и оказывать в мнении на людей»
Город Ростов-на Дону 2010 год.
А. А. Реана: «Психология подростка методики и тесты».
Санкт-Петербург Прайм-Еврознак 2013 год.
Приложение №2.
Ролевая игра «Опоздание» (разыгрывается сценка).
Проблемная ситуация: моделирование конфликта по причине опоздания участника собрания. «Грубая» реакция ведущего, запрет на присутствие опоздавшего приводит к болезненному приступу у виновника-психосоматической реакции. В подобной проблемной ситуации возникает вопрос: куда преподавателю бегать и к кому обращаться, кто разрешит конфликт и будет «судьёй», «посредником» и /или «инициатором»? Кто погасит конфликт?
Проблемное задание.
В ситуации, когда часто опаздывающий на занятия студент при очередном опоздании встретил подобную отрицательную реакцию преподавателя, что вызвало у него психосоматическое расстройство, предложите свой вариант последовательности вовлечения должностных лиц в разрешение данного конфликта.
Анализ причин конфликта
- Какова истинная первопричина конфликта?
- Каков повод конфликта?
- Кто и почему вовлечен в конфликт?
- Кто заинтересован в конфликте (в позитивном его разрешении и превращении в ссору)?
- Кто жертва конфликта, подстрекатель, победитель?
- Кто может быть судьей, посредником и инициатором разрешении данного конфликта?
(Работа с карточками в соответствии с инструкцией.)
Приложение №3
Инструкция к заданию «Соблюдай субординацию»
Уважаемые Ребята! Перед вами - набор карточек с названием возможных участников представленных конфликтных ситуаций.
Используя карточки, вы должны в течение трех минут выстроить последовательность (цепочку) привлечения к разрешению подобных конфликтов администраторов, преподавателей и родителей. Об окончании работы заявите поднятые руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к теме "Конфликт и правила поведения в конфликте".
Презентация к разделу "Конфликтология" может использоваться на уроке или для самостоятельной работы студентов по дисциплинам "Психология", "Педагогика", "Социология", "Этика и психология професси...
Методическая разработка для проведения занятия по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе»
Методическая разработка семинара по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по...
Конфликт и протестное движение
Презентация применяется на занятии по Обществознанию во время изложения новой темы....
Занятие- тренинг с подростками : «Психологическая природа конфликта. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение».
Цели: дать определение конфликта, его структуру, сферу, динамику; ознакомить с причинами конфликтов; дать представления о видах поведения в конфликте, отработать выбор определенного стиля поведе...
Понятие конфликта в сфере управления, методы по упреждению и разрешению управленческих конфликтов
Раскрытие понятия "конфликт", типология и виды конфликтов, способы прогнозирования и разрешения управленческих конфликтов....
Основные типы конфликтов. Этапы и последствия конфликта
Презентация к теме "Основные типы конфликтов. Этапы и последствия конфликта". Дисциплина "Основы управления персоналом производственного подразделения"...
Лекция "Понятие конфликта и его структура. Причины и источники конфликта"
Лекция по курсу "Психология общения"...