Брейн-ринг по литературе для учащихся 6-7 классов.
методическая разработка на тему

Формировать у учащихся  понятий о нормах русского литературного языка, умение применять знания о них в речевой практике; проверить у учащихся владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; приобщать учащихся через изучение литературы к ценностям национальной и мировой культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Брейн-ринг по литературе для учащихся 6-7 классов.

Цели: формировать у уч-ся  понятий о нормах русского литературного языка, умение применять знания о них в речевой практике; проверить у учащихся владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; приобщать уч-ся через изучение литературы к ценностям национальной и мировой культуры.

Проведение мероприятия:

Ведущий: Уважаемые ребята! Как вы знаете в школе проходит неделя литературы и, в рамках этого события  мы сегодня с вами проведем брейн-ринг  по знанию литературных произведений, авторов, истории литературного процесса. Вы проявите свою эрудицию и смекалку. Итак, мы начинаем нашу игру.

1 задание

Ведущий: Название, девиз  ваших команд, желательно, чтобы оно соответствовало предмету литературы. За представление-1 балл каждой команде, за  оригинальность- дополнительный балл.

2 задание

Ведущий: Следующее задание будет посвящено знанию текстов художественных произведений.

Задание для 6 класса:

Ведущий:  Вспомните, из каких басен И.А.Крылова взяты эти строчки, несущие в себе мораль всей басни.

  1. А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

  1. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем...

  1. Вперед чужой беде не смейся, Голубок!
  2. К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все сходу клонит;

А ежели невежда познатней,

То он ее еще и гонит.

  1. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Задание для 7 класса:

Ведущий: Перед вами отрывки из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», описывающие самые трагические сцены произведения. Назовите героев, которые присутствуют в описаниях, и сами эпизоды.

  1. Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине!
  2.  А уж огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!
  3. Как хлебный колос, подрезанный  серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
  4. Длинные и черные, как уголь, волосы, неприбранные, растрепанные, лезли из-под темного, наброшенного на голову покрывала; и странный блеск  взгляда, и мертвенная смуглота лица, выступавшего резкими чертами, заставляли скорее думать, что это был призрак.
  5. Пусть же хотя и будет орел выклевывать из твоего лба очи, да пусть же степовой наш орел, а не ляшский, не тот, что прилетает из польской земли. Хоть живого, а довезу тебя да Украины!

За каждый правильный ответ -1 балл.

3 задание

Ведущий:  Это задание направлено на знание теории и истории литературы. Назовите места, откуда родом русские былинные богатыри.

Задание учащимся 6 класса:

  1. Илья Муромец.
  2. Алеша Попович.
  3.  Добрыня Никитич.
  4. Садко.

Задание учащимся 7 класса:

Ведущий: Угадайте имена русских былинных героев по их краткой характеристике.

  1. В 33 года получил чудесное исцеление от  старцев и начал совершать подвиги, очищая землю Русскую от врагов.
  2. Велик ростом, могуч, его с трудом носит земля, нашел суму переметную, но. Пытаясь ее поднять, надорвался.
  3. Гусляр, поразив мастерством своей игры морского царя, получил совет. Как разбогатеть.
  4. Ему свойственны удаль, натиск, находчивость, хитроумие, а также он хвастлив, лукав, женолюбив и коварен.

За правильный ответ-2 балла.

Задание учащимся 6 класса:

Ведущий: Вот рукопись из бутылки, выловленной в море. Можете ли вы восстановить название рукописи, которая частично оказалась поврежденной? Известно, что ее автор- русский поэт А.С.Пушкин.

«С…к.  о   ца.е   .а.та.е,  о  сы.е ..о с.авн..   и  мог..ч..  бо..т.р. к..з.   .ви..н.  С…а..в…  и о ..екр.с.о.   ца..в.е .еб.д.».

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

Задание учащимся 7 класса:

Ведущий: Еще одна рукопись А.С.Пушкина. Восстановите частично поврежденные строчки.

«Цар.  с  .ар..ею  п..с..л.я,  в  пу.ь- .оро.усн..я.и..я,  .   цар..а  у  о..а   .е.аж.ат.   ..о   о…».

(Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился, и царица у окна села ждать его одна).

4 задание.

Ведущий: В следующем задании вы должны будите ответить на вопросы.

  1. Какой русский поэт сказал о себе: «Я лиру посвятил народу своему»?
  2. В каких произведениях главными героями его стихов были крестьянки, деревенские мальчишки?
  3. В каком  стихотворении он пишет о бурлацкой песне, в которой слышится стон всех обездоленных?
  4. О ком идет речь в этом описании? «Он был сыном помещика и пленной турчанки, другом великого русского поэта и воспитателем цесаревича, стал известным поэтом, написав в стихотворении о событиях Отечественной войны 1812 г., любил все таинственное и романтическое, о чем писал в своих сказках и балладах.
  5. Какие известные баллады этого автора вы знаете?

6 задание

Ведущий: Здесь вы должны проявить свое творчество на составление ЦЕНТОНА.

Еще в Древнем Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его стихами, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Такое стихотворение называлось  центон, что по-латыни означало «одеяло из цветных лоскутков». Позже составление нового произведения из строк стихов стало литературной игрой.

Отгадайте, из каких произведений составлен этот центон.

Зубастой Щуке в мысль пришло

За кошачье приняться ремесло.

Да призадумалась. А сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала.

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок».

По счастью, близко тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился.

Попробуйте сами составить центон из стихов и сказок разных поэтов. Затем предложите своим соперникам разгадать свое произведение, определить, откуда взяты строки.

7 задание

Ведущий:  А теперь давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Герои произведений».

К доске вызываются два участника из команд. Они начинают игру, пишут имя любого героя, например, Буратино. Следующие игроки из команд записывают новое имя, в котором одна из букв совпадает с буквой в первом слове, например Кощей. Это слово записывается по вертикали, как в кроссворде:  

                                                                       К              

                                                     БУРАТИНО

                                                                       Щ

                                                                       Е

                                                                       Й

Очередные игроки вписывает по горизонтали или по вертикали новые имена, в которых  буква совпадает с одной из букв записанных слов. Дальше появится возможность вписать имя, в котором будут совпадать две и даже три буквы. Если совпала одна буква - 1 очко. Если две - четыре очка. Если три - девять очков. Кто быстрее наберет 40 очков.

Подведение итогов. Награждение команды-победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг знатоков математики

Внеклассное мероприятие по математике. Развивает интуицию, догадку, логическое мышление и грамотную речь. Воспитывает познавательную активность, чувство ответственности, коллективизма и уважительного ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫ «БРЕЙН-РИНГ» ПО ПРЕДМЕТАМ: «Английский язык, немецкий язык»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫ «БРЕЙН-РИНГ» ПО ПРЕДМЕТАМ: «Английский язык, немецкий язык» ...

Брейн-ринг "Эпоха Петра Великого"

Игра составлена на основе популярной телепередачи "Брейн - ринг". Разработку можно использовать для учебного занятия, для проведения внеклассного мероприятия. Она не только позволяет в интересной игро...

Методическая разработка по "Бухгалтерскому учету" на тему "Бухгалтерский брейн-ринг"

Существует предубеждение, что бухгалтерский учет скучен и даже зануден, но это не так.  Бухгалтерский учет - вещь загадочная и увлекательная. Это наука и искусство одновременно.  Пости...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике "Брейн-ринг"

Представленную разработку можно использовать при проведении различных предметных недель или декад по информатике....

Презентация к внеклассному мероприятию по информатике "Брейн-ринг"

Данная презентация является приложением к методической разработке внеклассного мероприятия по информатике "Брейн-ринг"...

брейн - ринг по основам философии

Это занятие является обобщающим уроком по теме "Основные школы философии, её историческое развитие". Ущащиеся могут повторить этапы развития философской мысли и учёных – философов, связанных с философ...