Правописание наречий через дефис
план-конспект урока на тему

Мельничук Юлия Владимировна
Аннотация В данном материале представлен конспект урока по русскому языку в 6 классе "Правописание наречий через дефис", включающий презентацию и тест для проверки усвоенного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку "Дефис в наречиях"

Цели урока:

1. Формирование навыка написания дефиса в наречиях.

2. Формирование умения орфографического анализа текста.

3. Развитие речи: анализ текста.

Оборудование: ИКТ, наглядное пособие, карточки, учебник.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель:

_Ответьте на мой вопрос одним словом

- Как вы шли сегодня в школу?

-Как вы собираетесь работать на уроке?

- Как будете себя вести?

Ответы детей: быстро, медленно, вприпрыжку, нехотя, и.т.д.

-Слова какой части речи вы использовали для ответов? (Наречия)

Что такое наречие? Что вы знаете о наречиях? (Ответы детей)

Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части речи.

Учитесь крепко, живите дружно (М.Горький).

-Как вы понимаете это высказывание?  (Ответы детей)

Изучение нового.

Прочитайте текст. (Текст на доске и на листочках у детей).

Ох уж это наречие!

       Я невзлюбил наречие ещё задолго до того, как узнал о нем впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай всё аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески, давай сдачу по-мужски», - только и слышу я ежечасно. Всё это непросто выполнить. А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?

       Другому хочется безудержно носиться вскачь. А вот мне приятнее возлежать горизонтально и тихо-тихо листать книжные страницы, которых видимо-невидимо.

       В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечёт по-новому: весело, необыкновенно, а может быть, и по-прежнему кое-как.

Учитель:

- О чем этот текст?

- Какова идея текста? Определите стиль и тип речи.

- Объясните правописание выделенных орфограмм.

- Найдите наречия в тексте и выпишите словосочетания выделенных глаголов с наречиями. (Один ученик выполняет у доски).

На доске:

Говори по-русски

Делай аккуратно

Делай на совесть

Поступай по-товарищески

Давай по-мужски

Выполнить непросто

Видят насквозь

Листать тихо-тихо

Потечет по-новому

Потечет необыкновенно

Потечет по-прежнему

Потечет кое-как

Учитель:

- Посмотрите, пожалуйста, и скажите, как пишутся наречия? (Слитно, раздельно и через дефис).

Сообщение темы, цели урока.

- Правописание наречий – это очень интересная и сложная тема. Слитное и раздельное написание наречий, как правило, надо запомнить или запоминать по словарю и только написание через дефис подчиняется строгому правилу.

-  Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Какую цель мы должны поставить?

- Чему должны научиться? Ответы детей.

На доске выведены цели урока.

       1.Узнать, в каких случаях пишется дефис в наречиях.

2. Уметь правильно определять условия дефисного написания наречий.

       3.Писать наречия правильно.

- Подчеркните наречия, которые пишутся через дефис и попробуем продолжить ряд наречий.

- Как можно говорить? Поступать? Листать?... (по- дружески, по- татарски,…)

На доске и в тетради добавляются наречия:

Говори по-русски, по-дружески, по-татарски,…

Делай аккуратно

Делай на совесть

Поступай по-товарищески, по-хорошему, по-свойски,…

Давай по-мужски, по-взрослому,…

Выполнить непросто

Видят насквозь

Листать тихо-тихо, громко-громко, взад-вперед,  медленно-медленно,….

Потечет по-новому, по-старому,….

Потечет необыкновенно

Потечет по-прежнему

Потечет кое-как

Мозговой штурм

- Как вы думаете. Когда же пишется дефис? При каких условиях ставится дефис между частями слова в наречиях? (Ответы детей).

Давайте проверим себя по учебнику. Где будем искать? (Дети называют параграф по оглавлению).

Работа в парах. Прочитать параграф и составить схему или таблицу правописания наречий через дефис. Первый сделавший идет к доске.

Закрепление

1) Фронтальная работа по записи на доске.

2) ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

3) Упр. 520, 521(устно), 522(устно)

4) Составьте 2-3 предложения о том, как вы относитесь к наречиям или к тому, что вы узнали на уроке. Условие: в каждом предложении д.б. наречие с дефисным написанием.

Чтение работ. Нахождение наречий с дефисным написанием.

5) Тест.

1. В какой строке оба слова пишутся через дефис?

А) видимо(невидимо),с(легка)

Б) сделать (по)своему, мало(помалу)

В) ярко(красный), (по)немногу

Г) (с)начала, (в)переди

2. Раздельно пишется наречие:

А) еле…еле; 

Б) в…перед; 
В) во…первых;

 Г) без…удержу. 

3. Через дефис пишется наречие:

А) в…даль;

Б) на…зад;

В) с…переди;

Г) по…новому.

4. Укажите строчку со слитным написанием наречия:

А) советовать (по)дружески;

Б) отойти (по)дальше;

В) завязать туго(натуго);

Г) говорить (по)немецки.

5. В каком примере дефис не ставится:

А) (по)турецки говорил;

Б) (по)весеннему небу;

    В) (в) пятых;

Г) (по)зимнему холодно.

Ответы к тесту    Б  Г  Г  Б  Б

Учитель:

- довольны ли вы полученным результатом? Поставьте себе отметку за тест или напишите хорошее слово.

Итог урока

1)Назовите условия дефисного написания наречий.

2) А теперь оцените работу на уроке. Продолжив фразу (на выбор)

  • Сегодня я узнал(а) …..
  • У меня получилось …
  • Было интересно ….

Домашнее задание (на выбор)1) упр. 571 (пользуясь словарем)

                                                      2) составить небольшой рассказ о том, как вы делаете домашнее задание по русскому языку, используя наречия с дефисным написанием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дефис в наречиях

Слайд 2

Дефис в наречиях пишется : В(ВО)- ЫХ(ИХ) , перв … в тор… т реть… …………… п осле этих слов всегда ставится

Слайд 3

Дефис в наречиях пишется : ему ому и -мо -хорош -нов - добр - русск - птичь ПО-

Слайд 4

Дефис в наречиях пишется : давным – давно мало – помалу еле - еле в право – влево б олее – менее в зад - вперед

Слайд 5

1.В какой строке оба слова пишутся через дефис? А) видимо(невидимо),с(легка) Б) сделать (по)своему, мало(помалу) В) ярко(красный), (по) немногу Г) (с)начала, (в) переди

Слайд 6

2 . Раздельно пишется наречие: А) еле … еле ; Б) в … перед; В) во … первых; Г) без … удержу

Слайд 7

3. Через дефис пишется наречие: А) в … даль; Б) на … зад; В) с … переди ; Г) по … новому .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление прилагательного SUCH и наречия SO

Употребление прилагательного SUCH и наречия SO представлены наглядно в картинке....

Урок русского языка "Правописание наречий с приставками", 4 класс

урок разработан в соответствии с ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

Внеклассное мероприятие: "Железные дороги – через годы, через поколенья…"

Данное внекласное мероприятие может использоваться для проведения воспитательных и классных часов, с целью ознакомления студентов, со знаменательными датами ОАО РЖД....

презентация по теме "Наречия меры и степени с прилагательными (Adjective Modifiers)"

презентация по теме "Наречия меры и степени с прилагательными (Adjective Modifiers)"...

Имя прилагательное. Наречие.

Методическая разработка для преподавателей на тему "Имя прилагательное. Наречие."Технологическая карта урока. Упражнения....

Методическая разработка "Имя прилагательное. Наречие"

Методичксая разработка предназначена для преподавателей и включает тему, цели, задачи, технологическую карту занятия, практическую часть: упражнения, тексты, контролирующий материал...

Наречие как часть речи 7 класс

Правописание наречий...