Методика организации уроков по дисциплинам общеобразовательного цикла с ориентацией на изучение народной культуры и традиций
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isaev_statya.docx | 15.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика организации уроков
по дисциплинам общеобразовательного цикла
с ориентацией на изучение народной культуры и традиций
В Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Российский колледж традиционной культуры» создана необходимая материальная база обучения, установлены постоянные деловые контакты с учеными и руководителями научно-методических центров прикладного искусства, разработаны авторские учебные программы. В этих программах важную роль играет гуманистическая составляющая духовно-нравственного становления будущего специалиста – преодоление жестокости человека к человеку, к природе, экстремизма духа и действия, технократического мышления. Одним из способов, формирующих такие качества, является гуманитарное образование и, в частности, изучение отечественной истории. Изучение в соответствующих разделах такого курса истории, традиций, современного состояния отечественной народной культуры не только помогает воспитанию гражданской, гуманистически ориентированной личности, способной к критическому мышлению, признающей самоценность личности, ее единство с миром людей, природой, воспитанной в духе мира, сострадания всему живому, но и заставляет учащихся задуматься над проблемами, имеющими для них ценностно-смысловое содержание. Например:
1. Какое место в твоей жизни занимает учеба?
2. Стоит ли учиться?
3. Каким будет твой профессиональный путь?
4. Как твоя профессиональная деятельность и твоя жизненная позиция помогут России преодолеть кризис?
В результате осмысления этих проблем и ответов на них у студентов формируются ассоциации с современным состоянием общества, его запросами и системой ценностей.
В итоге происходит процесс социализации студентов, сочетания их личных мотивов и проблем с вопросами, актуальными для всего российского общества, и приобщения к ним. Одновременно решаются задачи патриотического и нравственного воспитания.
Существуют различные пути реализации вышеуказанной задачи. Например, на уроках истории в колледже используется педагогическая технология, основанная на задачном подходе, когда изучаемый материал представляется в виде системы разноуровневых личностно ориентированных задач, различным образом связанных с жизненно смысловой сферой студента.
Например, используются предметные вопросы, включающие фактический материал изучаемой темы с косвенным указанием на его связи с гуманистическо-ценностной сферой. Студентам задается вопрос: «Назовите имена выдающихся мастеров хохломского, палехского, гжельского, жостовского направлений в народном искусстве России. Чем они прославились в истории отечественных народных промыслов?»
На уроках используются и конструктивные задачи, т.е. направленные на поиск способов приобщения студентов к данной области культуры, что связано с переходом содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельностно-коммуникативную.
Для лучшего усвоения учебного материала проводится теоретическая конференция по одной из изучаемых тем: «Роль и значение народного искусства в культуре российского общества на рубеже XIX – ХХ веков». Кроме того, студентам предлагается подготовить ряд рефератов с последующим обсуждением. Примерный перечень тем:»Специфика создания и сохранения памятников деревянного зодчества на Севере и Северо-Западе России»; «Памятники народной архитектуры как часть национального культурного и архитектурного наследия» и другие.
В процессе обсуждения названных тем у студентов формируется целостное представление об изучаемом периоде отечественной истории и культуры, потому что усвоение учебного материала происходит на двух уровнях познания: чувственном (ощущение и восприятие) и рациональном (интеллект).
Преимуществом такого подхода, сочетающего эмоции и интеллект, является то, что гуманизированная историческая информация, избавленная от мировоззренческо-оценочных перекосов, насыщенная подлинно человеческим содержанием, обогащенная философско-историческими и философско-нравственными аспектами осмысления человеческого бытия, более эффективно воздействует на формирование историзма мышления студента и на гуманизацию его ценностной ориентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ОДП. 11 ИНФОРМАТИКА И ИКТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ОДП. 11 ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ФГОС) для профессий социально-экономического профиля...
«Народная культура и традиции»
Тематическая неделя: «Народная культура и традиции»Тематическая неделя: «Народная культура и традиции» Чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уваж...
«Народная культура и традиции»
Тематическая неделя: «Народная культура и традиции»Тематическая неделя: «Народная культура и традиции» Чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уваж...
Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС
Данный материал поможет преподавателям дисцислин общеобразовательного цикла, работающим в системе СПО, грамотно составить основной документ УМК...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Методические рекомендации подготовлены в связи с требованиями СМК, предъявляемыми к процессу управления....
Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании общих компетенций студентов техникума.
23.01.2020 г. Роль общеобразовательных дисциплин в формировании общих компетенций студентов техникума. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственны...
Примерный план образовательной работы с детьми 1,5 – 3 лет, Тема: «Народная культура и традиции» (по образовательным областям).
Примерный план образовательной работыс детьми 1,5 – 3лет Тема: «Народная культура и традиции»Программное содержание:Ознакомление детей с предметами быта, их названиями, предназначени...