Классный час и презентация" Ледовое побоище"
классный час по теме

Урядов Станислав Евгеньевич

Рассказ о историческом прошлом нашем Родины,о сражении русских воинов князя Александра Невского с немецкими рыцарями на Чудском озере( Ледовое побоище 18.04.1242г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ledovoe_poboishche_-_kopiya.pdf2.97 МБ
Файл konspekt_ledovoe_poboishche.docx50.24 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Уссурийское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

                                 УТВЕРЖДАЮ

                 заместитель начальника училища

                      по воспитательной работе

                          _________В.Н. Лютиков

                              5 апреля 2013 г.                                                                                  

План

проведения классного часа

с обучающимися 7 курса (11 класса)

Тема: «День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 18.04. 1242г.)».

Форма проведения: публичное представление продукта проектной деятельности,  исторический экскурс

Цель: - развивать у суворовцев духовно-нравственные ценности, чувство патриотизма, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням и национальным традициям.

Задачи:

Образовательная:

•        углубить знания детей о национальном герое, древнерусским полководце Александре Невским, о сражении на Чудском озере (Ледовом побоище)5.04.1242 г.

Воспитательная:

•         Способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; - создавать условия для расширения профориентационных знаний обучающихся, способствующих развитию профессиональных интересов.

Развивающая:

•        Формировать у суворовцев гражданской позиции, понимания ценностей демократического общества.

Дата проведения:  9.04.2013 г.

Время проведения:40 минут

Место проведения: расположение роты.

Подготовил: старший воспитатель Урядов С.Е.

План мероприятия:

1. Создание доброжелательного, творчески эмоционального фона, рабочего настроя

2. Игра « Собери крылатую фразу», отрывок поэмы Константина Симонова «Ледовое побоище»

3. Моделирование построения боевого порядка , тактики ведения боя.

4. Создание жизненно-практической ситуации  

5.Защита проектов:

  1. Политическая обстановка тех лет в регионе: (выступление трех  суворовцев(Филатенков В., Семененко В., Халяпов Р), слайды № 5- 15)
  2. Состояние готовности обеих сторон к предстоящему сражению (выступление трех суворовцев (Тен Н., Ким А.О., Солдатов А), слайды № 16- 25) 5 апреля 1242 года.
  3. Историческое значение победы русских войск под руководством князя Александра Невского над немецкими "псами-рыцарями".
  4. Об экспедициях, в разное время проведенных учеными и энтузиастами по поиску места сражения (Колесника В.А).
  5. Память о битве( Попов С.С.).

6.Заключение, выводы. Создание ситуации успеха

Информационное обеспечение:

  1. Варварская энциклопедия: Ледовое побоище: varvar.ru/arhiv/slovo/ledovoe_poboistche.html
  2.  Борьба русских земель с западными завоевателями:http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d7f90937-24c6-4e5f-8e8b-462208054e0e/73836/
  3.  Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Список литературы:

  1.  Житие Александра Невского.
  2.  Беллярминов И. «Элементарный  курс всеобщей и русской истории»
  3.   Иловайский Д. «Краткие очерки о русской истории»
  4.   Подъяпольский А. «Волчья яма для свиньи». Журнал «Природа и человек» 2001 г.
  5.   Шаскольский И. «Борьба Руси против крестоносной агрессии». Издание «Наука» 1978 г.

Мультимедийный проектор для просмотра:

  •  Презентация «ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ».
  •  Фрагменты художественного фильма кинорежиссера С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938 г.).

Ход классного часа

1.   Создание доброжелательного, творчески эмоционального фона, рабочего настроя

                                                         (на экране м/д проектора – слайд №2)

Суворовец Лымарев А. зачитывает отрывок поэмы Константина Симонова «Ледовое побоище»  

В субботу, пятого апреля,

Сырой рассветной порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев темный строй.

На шапках перья птиц веселых,

На шлемах конские хвосты.

Над ними на древках тяжелых

Качались черные кресты.

Оруженосцы сзади гордо

Везли фамильные щиты,

На них гербов медвежьи морды,

Оружье, башни и цветы.

Все было дьявольски красиво,

Как будто эти господа,

Уже сломивши нашу силу,

Гулять отправились сюда.

Задаю вопросы аудитории:

1.Что это «День воинской славы России» ?( дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России.).

2. Какие дни воинской славы России вы знаете?

3. Какие дни воинской славы России есть в апреле- месяце?

(Слайд № 3 панорама сражения)

Вступительное слово.

Сегодня мы с вами будем говорить о битве на Чудском озере, вошедшей в историю под названием "Ледовое побоище".

Битва на Чудском озере  началась утром 5 апреля 1242года (771 год назад).  Основная достоверная информации о битве 1242 г . содержится в Новгородской Первой летописи Старшего извода. Ее запись современна событию. Летописец сообщил общие данные о войне Новгорода с Ливонским Орденом в 1242 г. Несколько кратких замечаний он оставил и о самой битве. Следующий русский источник - «Житие Александра Невского», созданное в 1280-е г. Во многом на основании рассказов свидетелей, знавших и наблюдавших князя Александра Ярославича как полководца, незначительно дополняет летопись.

(Слайд № 4 портреты участников исследовательских групп)

В подготовке сегодняшнего мероприятия принимали суворовцы роты.  Они занимались исследовательской работой об этом важном историческом событии по разным направлениям. (Работа ими начата еще до каникул, в марте месяце).

Первая группа исследователей (Филатенков В., Семененко В., Халяпов Р.). Они изучали политическую обстановку накануне Ледового побоища.

Вторая группа исследователей(Тен Н., Ким А.О., Солдатов А.) изучала готовность обеих сторон к предстоящему сражению, тактику ведения ими боя.

2. Игра: «Собери крылатую фразу»  
Задание дается по группам  ,  фразы разрезаны на слова и заложены в конверты. Кто первый соберет фразу или пословицу, тот выиграет и получит приз (орден А. Невского).

1 фраза: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
2фраза: « Нас немного - но не в силах бог, а в правде».
3 фраза: «Кто Родине верен, тот в бою примерен».
4 фраза: «Бой красен мужеством, а товарищ дружеством».
5 фраза: «Храбрый пеняет на себя, а трусливый на товарища».
6 фраза: « Русскую заповедь знай, в бою не зевай».

3. Моделирование построения боевого порядка, тактики ведения боя (вопросы для моделирования-ведения боя).

Вспомним об этом знаменитом сражении и зададимся вопросом: «А какое построение войск на ваш взгляд могло иметь место на льду Чудского озера?». – Место в боевом порядке пехоты, лучников, конницы. Место полководца в сражении.

4. Cоздание жизненно-практической ситуации

 Какие выводы можно извлечь для себя? Что должны учитывать из уроков прошлого, и какие новые знания современные нужны?

Например, я командир мотострелкового взвода,  как расставил бы своих солдат, организовывая засаду на горной дороге?

5 Защита проектов

Слово первой группе исследователей (исследование причин приведших к битве, политическая обстановка тех лет).

     Филатенков В. (комментирует по карте, слайд № 5 «колонна рыцарей»).

 Еще в XII веке было отмечено продвижение немецких рыцарских отрядов из Восточной Пруссии к востоку. В погоне за новыми землями и даровой рабочей силой, прикрываясь намерением обратить язычников в христианство, на восток шли толпы немецких дворян, рыцарей и монахов.

 Семененко В. (комментирует по карте, слайд № 6 «Огнем и мечом»).

Огнем и мечом они подавляли сопротивление местного населения, удобно рассаживаясь на его землях, строили здесь замки и монастыри и облагали народ непосильными поборами и данью. К началу XIII века вся Прибалтика была в руках немецких насильников. Население Прибалтики стонало под кнутом и ярмом воинственных пришельцев.  (после текста включить слайд №7 «видео огнем и мечом»)

 Халяпов Р.   ( слайд № 8 « Замок»)

  В первой трети XIII века над Русью нависла грозная опасность с Запада, со стороны католических духовно-рыцарских орденов. После основания в устье Двины крепости Рига (1198) начались частые столкновения между немцами с одной стороны, псковичами и новгородцами — с другой.

 Филатенков В.    ( слайд № 9 « Видеоролик речь Магистра»)

В 1237 году рыцари-монахи двух орденов. Тевтонского и Меченосцев, создали единый Ливонский орден и начали осуществлять широкую насильственную колонизацию и христианизацию прибалтийских племен. (после текста включить слайд №10 «видео Речь магистра»)

Семененко В.     ( слайд № 11 « Папа Григорий IX»)

Русские помогали прибалтам-язычникам, которые были данниками Великого Новгорода и не желали принимать крещения от немцев-католиков. После ряда мелких стычек дело дошло до войны. Папа Григорий IX благословил в 1237 году немецких рыцарей на завоевание коренных русских земель.

Халяпов Р.    ( слайд № 12  « Рыцари Ливонского ордена») В первой половине ХIII столетия на северо-западе Руси, ослабленной монголо-татарским нашествием большую опасность представляла агрессия немецких рыцарей Ливонского ордена. Они заключили союз со шведскими и датскими рыцарями о совместном нападении на Русь.

Филатенков В.   ( слайд № 13, 14  « А. Невский»)

 В Новгороде с 1236 года правил князь Александр Ярославич. В 1240 году, когда началась агрессия шведских феодалов против Новгорода ему не было еще и 20 лет. Он участвовал в походах своего отца, был хорошо начитан и имел представление о войне и военном искусстве. Но большого собственного опыта у него еще не было. Тем не менее 21 (15 июля) 1240 года силами своей небольшой дружины и ладожского ополчения он внезапной и стремительной атакой разбил шведское войско, высадившееся в устье реки Ижоры (при впадении ее в Неву). За победу в Невской битве, в которой молодой князь показал себя искусным военачальником, проявил личную доблесть и геройство, он был прозван "Невским".

Семененко В.     ( слайд № 15  « Воины Ливонского ордена»)

Разгром шведов на Неве не устранил до конца нависшей над Русью опасности. Уже в начале осени 1240 года ливонские рыцари вторглись в пределы новгородских владений, заняли город Изборск. Вскоре его судьбу разделил и Псков.

Халяпов Р.     ( слайд № 16  «Пленные»)

Той же осенью 1240 года ливонцы овладели южными подступами к Новгороду, вторглись в земли, прилегающие к Финскому заливу и создали здесь крепость Копорье, где оставили свой гарнизон. Это был важный плацдарм, позволявший контролировать новгородские торговые пути по Неве, планировать дальнейшее продвижение на Восток. После этого ливонские агрессоры вторглись в самый центр новгородских владений, захватили новгородский пригород Тесово. (после текста включить слайд №17«видео Раненый воин»)

Филатенков В. ( слайд № 18  «Конные рыцари»)

 В своих набегах они подходили к Новгороду на 30 километров. Пренебрегая былыми обидами по просьбе новгородцев Александр Невский в конце 1240 года вернулся в Новгород и продолжил борьбу с захватчиками. В следующем году он отбил у рыцарей Копорье и Псков, вернув новгородцам большую часть их западных владений. Но враг еще был силен, и решающее сражение было впереди.

( слайд № 19-21)

Слово второй группе исследователей(оценка войск А. Невского к началу сражения, оценка войск рыцарей Ливонского ордена).

Слова из поэмы Константина Симонова «Ледовое побоище»

читает сув. Семененко В.

Ну что ж, сведем полки с полками,

Довольно с нас посольств, измен,

Ошую нас Вороний Камень

И одесную нас Узмень.

                

Под нами лед, над нами небо,

За нами наши города,

Ни леса, ни земли, ни хлеба

Не взять вам больше никогда.

Всю ночь, треща смолой, горели

За нами красные костры.

Мы перед боем руки грели,

Чтоб не скользили топоры.

Углом вперед, от всех особо,

Одеты в шубы, в армяки,

Стояли темные от злобы

Псковские пешие полки.

Их немцы доняли железом,

Угнали их детей и жен,

Их двор пограблен, скот порезан,

Посев потоптан, дом сожжен.

Их князь поставил в середину,

Чтоб первый приняли напор,-

Надежен в черную годину

Мужицкий кованый топор!

Войска Александра Невского

Тен Н.  ( слайд № 22)

Войска, противостоявшие рыцарям на льду Чудского озера, имели разнородный состав, но единое командование в лице Александра Невского. Войска, Александра Невского состояли из «Низовых полков» (т.е. новгородских земель) и Новгородского войска.

Ким А.  ( слайд № 22)

«Низовые полки» состояли из княжеских дружин, дружин бояр, городских полков.  Войско, выставленное Новгородом, имело принципиально иной состав. В него входила дружина приглашённого в Новгород князя (то есть Александра Невского), дружина епископа («владыки»), гарнизон Новгорода, служивший за жалованье (гриди) и подчинённый посаднику, кончанские полки, ополчение посадов и дружины «повольников», частных военных организаций бояр и богатых купцов.

По мнениям отечественных  историков, общая численность русского войска достигала 15 - 17 тысяч человек.

Тен Н. ( слайд № 23

 Во главе русского войска стоял князь Александр Ярославич Невский. Он родился в 1220 году в Переяславле. Отец Александра – великий князь Владимирский Ярослав II Всеволодович, мать – Ростислава Мстиславна.

Во времена, когда он жил и правил, междоусобные войны считались чем-то привычным, и даже само собой разумеющимся. Однако меч Александра Невского ни разу не обагрился русской кровью, и имя его не запятнано участием ни в одной княжеской усобице.

В 1228, 1230, 1232 и 1233 годах Александр Ярославич был наместником в Новгороде вместе со своим старшим братом Федором.

В 1236 году его отец ушел на княжение в Киев, а Александр  правил в Новгороде  пять лет и женился на полоцкой княжне.

 Ким А. ( слайд № 24)

В 1240 году новгородские войска во главе с еще очень молодым князем победили шведов на реке Неве (шведы направлялись на Русь крестовым походом). За эту победу князь Александр был прозван -  Невским. В этом бою Александр Невский сам избил множество шведов и «на лицо предводителя Биргера возложил печать» своим острым копьем. Невская битва 1240 года предотвратила угрозу вражеского нашествия с севера.

Солдатов А. (Слайд № 22 «вооружение и доспехи»)

Вооружение и доспехи русского воина: шлем из сыродутной стали, куполообразной или сфероконической формы. К шлему прикреплялась кольчужная бармица(сетка) с подкладкой из кожи или полотна, защищала шею, плечи. Торс защищала кольчуга (рубашка из мелких, плотно сплетенных железных колец с сечением не более 2 мм. Вес 5- 10 кг). Поверх кольчуги одежда из плотной ткани. На руках стальные наручи. На ногах Кольчужные или чешуйчатые поножи (защищают переднюю часть ноги от колена до щиколотки). Вооружен копьем или пикой с граненным бронебойным наконечником. Имел меч, прямой и широкий, длиной 80- 90 см и деревянный щит обтянутый кожей или полотнам. Формы щита могла быть миндалевидной, круглой или треугольной.

Тен Н. (Слайд № 25 «вооружение и доспехи»)

Вооружение и доспехи немецкого рыцаря: шлем (форма горшковидная, верх закруглен, прорези для глаз, отверстия для дыхания). Торс защищала кольчуга с капюшоном, сверху бригандина (панцирная рубашка из стальных чешуек). На руках кожаные наручи от локтя до кисти, кольчужные перчатки. На ногах стеганные набедренники, стальные наколенники, кольчужные чулки, шиповые шпоры. Рыцарь вооружен мечем (длина 110- 115 см, вес около 2 кг) и щитом треугольной формы.

Ким А.  (Слайд № 26«Воины»)

Общий вес вооружения и доспехов немецкого рыцаря составлял 20- 25 кг, а русского воина 10- 12 кг. Разница существенная. Это сказывалось на подвижности воина в бою.

Солдатов А.  (Слайд № 27«Крестоносцы»)

 Численность войск Ордена в битве на Чудском озере оценивается в 10—12 тысяч человек. Главная часть войск состояла из закованных в броню рыцарей.

Тен Н.  (Слайд № 27«Крестоносцы»)  

Германские крестоносцы были вооружены в соответствии с рыцарскими традициями Западной Европы тех времен. Конь рыцаря был защищен металлическими или кожаными доспехами. В железные доспехи был облачен и сам рыцарь. При себе он имел копье, массивный двуручный меч, кинжал и щит.  

 Ким А.  (Слайд № 28«Великая свинья»)  

 Ударной силой в войске Ордена были немецкие рыцари-крестоносцы.         Характеру тяжелого вооружения соответствовало и боевое построение. Русские его называли «великая свинья». В головном ряду этой «свиньи» находилось от 5 до 10 воинов. А в каждом последующем на 2 рыцаря больше. Такой клин был направлен острием на противника. Позади клина становились отряды легкой конницы.

  Солдатов А.   (Слайд № 28«Великая свинья»)  

   Тактика действий немецких рыцарей была несложной. Закованные в доспехи всадники, построенные в голове «свиньи», подобно тарану раскалывали строй противника надвое, затем дробили его на более мелкие группы и уничтожили по частям. Благодаря вооружению и военной тактике, сравнительно небольшие отряды немецких рыцарей смогли добиться значительных успехов в битвах с прибалтийскими племенами.

Ледовое побоище (Слайд № 29 «Ледовое побоище»)(Слайд № 30 «Карта места сражения»)

 Весной 1242 года из Дерпта (Юрьев) была выслана разведка ливонского ордена с целью, прощупать силу русских войск. Примерно в 18 километрах южнее Дерпта орденскому разведывательному отряду удалось разбить русский "разгон" под началом Домаша Твердиславича и Керебета. Это был разведотряд, двигавшийся впереди войска Александра Ярославича в направлении на Дерпт. Уцелевшая часть отряда вернулась к князю и донесла ему о происшедшем. Победа над небольшим отрядом русских окрылила орденское командование. У него возникла склонность к недооценке русских сил, родилось убеждение в возможности их легкого разгрома. Ливонцы приняли решение дать русским сражение и для этого выступили из Дерпта на юг со своими основными силами, а также их союзниками во главе с самим магистром ордена. Главная часть войск состояла из закованных в броню рыцарей.

Суворовцы 1 взвода обосновывают позиции русских войск.

Суворовцы 2 взвода обосновывают действия немецких рыцарей.

(Слайд № 31,32,33 «Ход сражения», «На льду»)

На рассвете 5 апреля 1242 года рыцари построились «клином», или «свиньей». В кольчугах и шлемах, с длинными мечами, они казались неуязвимы.

Судя по летописным миниатюрам, новгородское войско Александр Невский выстроил «полчным рядом» со сторожевым полком впереди. Отряд был обращен тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а лучшая дружина укрылась в засаде за одним из флангов.

Суворовцы 1 взвода

Отвечают на вопросы:

  1. Почему место сражения выбрано на Чудском озере, у восточного (крутого берега)? (ответ: Крестоносцы шедшие на Новгород не могли пройти мимо. Крутой восточный берег не давал возможность отступить русским войскам и мешал бы рыцарям в случае прорыва совершить).
  2. Как вы думаете, для какой цели А. Невский перед основными силами выставил Передовой полк (лучников)? (ответ: нанести удар по немецким рыцарям на подступах к основным силам)
  3. Почему в центр боевого порядка А. Невский поставил ополчение? (ответ: Сдержать наиболее тяжелый удар, сковать маневр конных рыцарей)
  4. Как вы думаете, какая боевая задача была у полков правой и левой руки? (ответ: удар с обоих флангов по строю рыцарей после их глубокого вклинения в центр).
  5. Задача засадного полка? (ответ: Нанести сокрушительный удар противнику в решающий момент сражения).

Избранная позиция была выгодна тем, что немцы, наступавшие по открытому льду, были лишены возможности определить расположение, численность и состав русской рати. Князь сосредоточил ударные силы на флангах, в виде клещей. В центре же, где обычно располагались самые боеспособные части, Александр, напротив, поставил ополчение, в задачу которого входило сдержать наиболее тяжелый удар. Позади русских позиций находился крутой берег. Он мешал рыцарям в случае прорыва совершить маневр и обойти русское войско с тыла.

 (Слайд № 34,35,36, 37«Ледовое побоище»)

Выставив длинные копья, немцы атаковали центр боевого порядка русских. Новгородские полки были прорваны. Однако, наткнувшись на обрывистый берег озера, малоподвижные, закованные в латы рыцари не могли развить свой успех. Наоборот, рыцарская конница скучилась, так как задние шеренги рыцарей подталкивали передние шеренги, которым негде было развернуться для боя.

(Слайд № 38 «Зажать в клещи»)

Фланги русского боевого порядка – «крылья» – не позволили немцам развить успех операции. Немецкий «клин» оказался словно зажатым в клещи. В это время дружина Александра Невского нанесла удар с тыла и завершила окружение противника. Воины, которые имели специальные копья с крючками, стаскивали рыцарей с коней. Воины, вооруженные ножами «засапожниками», выводили из строя лошадей, после чего тяжелые рыцари падали.

(Слайд № 39 «Под лед»)

Лед под тяжестью сбитых в кучу тяжеловооруженных рыцарей стал трещать. Некоторым рыцарям удалось прорвать кольцо окружения, и они пытались спастись бегством, но многие из них провалились под лед и утонули.

(Слайд № 40 «Преследование»)

Новгородцы преследовали остатки бежавшего в беспорядке рыцарского войска по льду Чудского озера вплоть до противоположного берега.

(Слайд № 41 «Пленные крестоносцы»)

Немецкие рыцари потерпели полное поражение. В бою было убито более 500 рыцарей, «бесчисленное множество» прочего войска взято было в плен, в том числе 50 «нарочитых воевод», то есть знатных рыцарей. Все они пешком следовали за конями победителей до Пскова.

Летом 1242 года «орденские братья» прислали в Новгород послов с поклоном и просьбой обменяться пленными. Новгородцы согласились с этими условиями, и мир был заключен.

Ледовое побоище стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою войском, состоявшим большей частью из пехоты. Русский боевой порядок («полчный ряд» с резервом) оказался гибким, в результате чего удалось осуществить окружение противника, представлявшего малоподвижную массу.

 Суворовцы 2 взвода:

Отвечают на вопрос:

В чем главные ошибки в действиях немецких рыцарей в ходе сражения? (ответ: недооценка боеспособности русского войска, маневр рыцарей- всадников, главной ударной силы немецкого ордена был скован отважными действиями воинов ополчения  центра и крутого восточного берега Чудского озера).

  1. Историческое значение победы русских войск под руководством князя Александра Невского над немецкими "псами-рыцарями".

(Слайд № 42 «Значение битвы»)

 Значение победы русских войск под руководством князя Александра Невского над немецкими "псами-рыцарями" было поистине историческим.

  1. Орден запросил мира. Мир был заключен на условиях, продиктованных русскими. Орденские послы торжественно отреклись от всех посягательств на русские земли, которые были временно захвачены орденом. Движение на Русь западных захватчиков было остановлено. Западные рубежи Руси, установленные после Ледового побоища, продержались целые столетия.
  2. Ледовое побоище вошло в историю и как замечательный образец военной тактики и стратегии. Умелое построение боевого порядка, четкая организация взаимодействия отдельных его частей, особенно пехоты и конницы, постоянная разведка и учет слабых сторон противника при организации сражения, правильный выбор места и времени, хорошая организация тактического преследования- все это определило русское военное искусство как передовое в мире.
  3. "Ледовое побоище" стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою войском, состоявшим в большей части из пехоты. Русский боевой порядок ("полчный ряд" при наличии резерва) оказался гибким, в результате чего удалось осуществить окружение противника, боевой порядок которого представлял собой малоподвижную массу; пехота успешно взаимодействовала со своей конницей. 

 (Слайд № 43 «Карта экспедиции») Рассказ суворовца Колесника В.А. об экспедициях, в разное время проведенных  учеными и энтузиастами по поиску места сражения.

Рассказ суворовца Колесника В.А. об экспедициях, в разное время проведенных учеными и энтузиастами по поиску места сражения.(3 минуты).

Из-за изменчивости гидрографии Чудского озера, историкам долгое время не удавалось точно определить место, где произошло Ледовое побоище. Только благодаря длительным исследованиям, проведенным экспедицией Института археологии Академии наук СССР (под руководством Г. Н. Караева), было установлено место битвы. Место сражения летом погружено в воду и находится приблизительно в 400 метрах от острова Сиговец.

Память о битве. 

 (Слайд № 44, 45 «Ордена»)

 По приказу Петра I в 1724 году останки Александра Невского были перевезены в Санкт-Петербург и захоронены в Александро-Невской лавре. 21 мая 1725 года был учрежден орден Александра Невского.

29 июля 1942 года в честь великого полководца был учрежден советский военный орден Александра Невского.

(Слайд № 46 «День воинской славы России»)

 18 апреля в России отмечают славную дату - 771-ю годовщину со дня победы дружины князя Александра Невского в битве с немецкими рыцарями на Чудском озере. Эту уникальную страницу истории все мы знаем как

Ледовое побоище, произошедшее 5 апреля  1242 года. (Федеральный закон № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России»)

Прошедший в 2008 году Всероссийский исторический конкурс "Имя России", организованный телеканалом "Россия" совместно с Российской Академией наук, а также фондом "Общественное мнение", имел большой общественный резонанс в российском обществе, способствовал росту интереса наших граждан, школьников к отечественной истории. Победителем телевизионного проекта "Имя России" стал благоверный князь Александр Невский – древнерусский полководец, одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в первой половине XIII века. Он набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации.

Фильмы  (Слайд № 47 «С. Эйзенштейн»)  

В 1938 году Сергеем Эйзенштейном был снят художественный фильм «Александр Невский», в котором было экранизировано Ледовое побоище. Фильм считается одним из самых ярких представителей исторических фильмов. Именно он во многом сформировал у современного зрителя представление о битве.

В 1992 году снят документальный фильм «В память о прошлом и во имя будущего». Фильм рассказывает о создании памятника Александру Невскому к 750-летию со дня Ледового побоища.

В 2009 году совместными силами российской, канадской и японской студий снят полнометражный аниме-фильм «Первый отряд», где Ледовое побоище играет ключевую роль в завязке сюжета.

Музыка

Музыкальное сопровождение к фильму Эйзенштейна, написанное Сергеем Прокофьевым, представляет собой симфоническую сюиту, посвященную событиям битвы.

Рок-группа Ария в альбоме «Герой асфальта» (1987) выпустила песню «Баллада о древнерусском воине», рассказывающую о Ледовом побоище. Эта песня пережила много различных обработок и переизданий.

Литература (Слайд № 48 «Книги»)  

Поэма Константина Симонова «Ледовое побоище» (1938)

Г.Н. Караев «Ледовое побоище»

Щербаков Александр «Ледовое побоище»

Сергей Мосияш «Александр Невский»

Наталья Павлищева «Ледовое побоище. Невеста войны»

Виктор Поротников «Ледовое побоище. Разгром псов- рыцарей»

Памятники

(Слайд № 49 «Памятник дружинам Александра Невского на г. Соколиха»)  Памятник дружинам Александра Невского на г. Соколиха

(Слайд № 50 «Памятник Александру Невскому во Владимире») Памятник Александру Невскому во Владимире.

(Слайд № 51 «Памятник Александру Невскому в Усть-Ижоре») Памятник Александру Невскому в Усть-Ижоре.

(Слайд № 52, 53 «Святой А. Невский») За свои ратные подвиги Александр Невский удостоился высшей награды - он был канонизирован церковью и объявлен Святым.

(Слайд № 54 «Святой А. Невский») Художники пишут картины.

22 апреля 2012 года к 770-летию Ледового побоища в деревне Самолва Гдовского района Псковской области открыт Музей истории экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища 1242 года.

(Слайд № 55 «Марка, монета»)  В 1992 году, в годовщину 750-летия Ледового побоища выпущены почтовая марка и памятная монета России.

6. Технология «Тренинг»- «Я - позиция».

Создание ситуации успеха

Вопросы для обсуждения:

Достигнута ли цель проекта?

Ставились и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи?

В чем заключались личные мотивы каждого участника группы? Что вы узнали, чему научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться, в чем изменились?

Какой из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему?

Что в проектной неделе вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с обычными учебными неделями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/

заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...

Визитка к конкурсу профессионального мастерства «Самый классный классный»

Визитка педагога к конкурсу классных руководителей «Самый классный классный», самопрезентация конкурсанта -преподавателя русского языка и литературы...

Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива. (ФГОС)

Наверное, никто из вас до прихода в школу и не  представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная р...

Ледовое побоище

Презентацию можно использовать  на уроке, и на класском часе. Завтра 780 лет со дня битвы....