Древнейшее население Камчатки
статья на тему
Доклад расскозывает о культуре и быте коренных народов Камчатки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_koryaki.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРЯКИ.
Древнейшее население Камчатки составляли ительмены, коряки, чукчи.
По внешнему виду ительмены, коряки и чукчи сходны между собой, но условия их жизни, хозяйственные занятия и культуры не одинаковы. Больше близости у коряков с чукчами. Ительмены же более отличны от них, и ительменский язык; иного происхождения, чем язык коряков и чукчей.
Коряки — основное население севера Камчатки. По хозяйственным занятиям народность можно условно разделить на две группы — оседлых и кочевых коряков. И оседлые, и оленные коряки, несмотря на некоторые языковые и бытовые различия, сознавали себя единым народом.
Название коряки появилось в русских документах еще в ХVII веке. Оно было заимствовано от юкагиров, с которыми коряки общались задолго до встречи с русскими. Вероятно, название происходит от корякского слова «кор» - «олень» и
означает людей, находящихся при оленях. На северо-востоке коряки граничили с чукчами, на севере и северо-западе — с юкагирами и эвенами, на юге — с ительменами.
Коряки делились на оседлых и оленеводов.
ОСЕДЛЫЕ КОРЯКИ жили на восточном и западном побережьях Камчатки. При единстве происхождения они все же делились на группы, связанные с их расселением по полуострову: на карагИнцев, алюторцев, апукИнцев, паланцев, коряков побережья Пенжинской губы, коряков северо-западного побережья Охотского моря (в настоящее время часть угодий последних отошла к Магаданской области).
Оседлые коряки занимались морским промыслом и рыболовством, охотились на диких оленей, горных баранов, медведи, лисиц, соболей. Корякские мастера достигли высокого совершенства в изготовлении орудий охоты и рыболовства. Наконечники гарпунов, копий, стрел изготовляли из камня, кости, позднее из железа. Стрелы оснащали перьями из крыльев лебедя или орлана. На морской промысел выходили на байдарах, обтянутых моржовыми шкурами. Отважные охотники добывали даже китов, в каждой байдаре помещались 12—20 человек. Промысел морского зверя был труден и опасен, требовал силы, умения, выдержки и выносливости. Добытое мясо шло в пищу и на корм собакам, жир употреблялся для отопления и освещения жилищ, из шкур вырезали ремни, шили сумки, делали подошву для обуви. Часть добычи обменивали у кочевых коряков на оленьи шкуры и мясо. Добычу делили поровну между семьями, члены которых участвовали в охоте. Часть ее отдавалась престарелым и нетрудоспособным жителям селения.
Важным средством существования береговых жителей являлась и рыбная ловля, способы которой походили на ительменские. Похожими были и способы охоты. Подсобное значение имела охота на уток, гусей, лебедей. Этим часто занимались дети. Собирали и дикорастущие растения — ягоды (шикшу, жимолость, бруснику), кедровые орехи, съедобны корни.
Жилищем коряков, как и ительменам, в зимнее время служила полуземлянка. Летом они переселялись шалаши-балаганы. Несколько жилых построек-зимников ее составляли селения — острожки. Они строились на возвышенных местах с обзором округи, иногда постройки обносились земляными стенами и частоколом.
В хозяйстве оседлых коряков мужской и женский труд разделялся, однако женщины, занимавшиеся приготовлением пищи, выделкой шкур, собирательством, могли принимать участие в рыбной ловле, а при необходимости и помогать мужчинам в охоте на морского зверя.
Основной социальной единицей у оседлых коряков была семья. Мужчины из нескольких семей объединялись для строительства байдары. Добыча распределялась в таком случае поровну. Если же хозяином байдары был один из людей, принимавших участие в охоте, то он получал два пая. Мясом и жиром добытых морских зверей наделялись не только участники охоты, но и старики, и сироты, и немощные. Имущественное расслоение среди береговых оседлых коряков было слабее, чем среди оленных.
Промысел зверя в суровых условиях Севера уже сам по себе требовал от охотника исключительной выносливости, силы, ловкости, смелости. Эти качества были необходимы и в военном деле. Поэтому уже с детских лет коряки подвергали своих сыновей различным физическим испытаниям, тренировкам.
О подобных тренировках коряки рассказывали Н. Н. Береттти: «...Чуткость развивалась с помощью огня. Подкравшись к ребенку, его обжигали острым раскаленным предметом. Тренируя таким образом в течение всего детства, достигали того, что ребенок от малейшего шороха или прикосновения отскакивал в сторону.
Ловкость развивалась борьбой, бегом и т. п. Закончив тренировку, отец испытывал своего сына: послав его куда-либо, отец крался за ним с луком и в удобный момент пускал в пего стрелу. Если юноша хорошо усвоил себе то, что ему прививалось с детства, и был достаточно чуток и ловок, он отскакивал, и стрела пролетала мимо, если нет — он падал пораженный стрелой отца»
КОРЯКИ-ОЛЕНЕВОДЫ в отличие от оседлых коряков были более едины. Их хозяйство и быт существенно отличались от хозяйства и быта обитателей морских побережий.
Оленеводческое хозяйство коряков было замкнутым и обособленным. В нем не происходило заметных усовершенствований, все шло по выработанным веками традициям. Оленеводы кочевали по тундре, перемещаясь иногда па очень дальние расстояния: с Охотского моря на реку Камчатку, оттуда к реке Апуке, впадающей в Берингово море.
Охота и рыболовство имели у коряков-оленеводов подсобное значение. Осенью они возвращались к семьям, а с первым снегом вновь отправлялись на зимние пастбища.
Стойбища оленных коряков состояли из нескольких яранг, крытых оленьими шкурами. В центре зимнего жилища раскладывали костер, внутри были меховые пологи по количеству семей. При перекочевках все имущество перевозили на прочных легких нартах. В изготовлении нарт, возведении яранг люди проявляли изобретательность и мастерство.
Одежда оленных коряков изготовлялась из выделанных шкур. Она была разной: каждодневной и праздничной. Праздничную шили из тонко обработанной замши. Женщины носили серьги и браслеты из бисера, нанизанного на кожаный ремешок или нитку из жил.
Мужской и женский труд также разделялся: мужчины пасли оленей, охотились, изготовляли средства передвижения, а женщины готовили пищу, выделывали шкуры. Но при необходимости женщины помогали и в выпасе оленей.
У коряков-оленеводов существовали стойбищные объединения, при которых хозяева равного достатка выпасали оленей сообща. С появлением имущественного неравенства малооленные коряки группировались вокруг владельца больших оленьих табунов, являясь фактически его батраками. И хотя все же сохранялись некоторые правила уравнительного распределения мяса и шкур, наряду с общинной собственностью на пастбища и угодья появлялась и частная. Деление коряков на богатых и бедных отмечал наблюдательный С. П. Крашенинников.
ПРАЗДНИКИ.
Основными праздниками коряков, которые справлялись ежегодно, были праздники кита и нерпы, праздники спуска байдары на воду и ее укладки на зиму. Характеристика и подробное описание этих праздников с учетом материалов и наблюдений С. П. Крашенинникова и В. И. Иохельсона даны И. С. Гурвичем в специальной статье «Корякские промысловые праздники». Поэтому мы не будет подробно освещать ход и обстановку этих праздничных церемоний. Остановимся лишь на существе праздников, их основной идее.
Прежде всего во всей обрядности праздников, посвященных промыслам морских зверей, ярко отражается реальная жизненная обстановка. Морские звери наделяются человеческими чертами, на мир животных переносятся социальная организация людей и человеческие чувства. Весьма показательны в этом отношении воззрения коряков. Киты, как и все другие животные, образуют племя или, скорее всего, семью связанных индивидов, живущих в деревне, как коряки.
Добыча зверя во время промысла не считалась, по мнению коряков, его убийством. О звере можно было говорить «добыл», но не «убил». Киты, тюлени, согласно представлениям коряков, не убивались, а добровольно, сами приходили к людям в гости. Добытого зверя всячески старались ублажать, оказывали ему почет и внимание. Считалось, что в случае хорошего приема убитые звери расскажут об этом своим сородичам и те придут в страну людей. Поэтому церемония встречи проводилась очень торжественно. Кита встречали как дорогого гостя. Навстречу ему выходили женщины в специальных праздничных костюмах, они приветствовали его горящими головнями, на землю ставились блюда, наполненные ягодами и покрытые жертвенной травой. Женщины танцевали, напевая: «Ах, пришел гость» и радостно восклицали.
Китовый праздник обычно справлялся в октябре. Существенная часть праздника была основана на той мысли, что убитый кит пришел в гости в селение, что ему оказывается величайшее уважение, что затем он возвращается в море, чтобы на следующий год прийти вновь к тем, кто его хорошо встречал.
Здесь опять проявляется материальная основа праздника — люди заботятся о том, чтобы звери не переводились от истребления.
ВЫВОД: материальная и духовная культура коряков многогранна и взаимосвязана. И мы верим, что духовные и материальные ценности будут сохранены и приумножены для потомков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытие Камчатки
Презентация на тему "Открытие Камчатки"...
Презентация к занятию "История философии Древней Индии и Древнего Китая"
Презентация к занятию по разделу "История философии"...
"Открытие Камчатки"
Классный час - путешествие "Открытие Камчатки"...
Тема. Костюм стран Древнего мира Практическое занятие: Выполнение творческого эскиза современного костюма с элементами костюма Древнего мира (по выбору)
МДК.01.01. Процесс создания моделей одежды, подбор декоративных элементов. Практическое занятие..Выполнение творческого эскиза современного костюма с элементами костюма Древнего мира (по выбору)Цель р...
Лекция «Философия Древней Индии и Древнего Китая» для специальности "Гостиничное дело" для дисциплины "Основы философии"
Лекция «Философия Древней Индии и Древнего Китая» для специальности "Гостиничное дело" для дисциплины "Основы философии"...
Презентация к занятию по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"
Презентация предназначена для проведения учебных занятий по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"...
Презентация на тему "Риторика как наукаРиторика в Древней Греции и Древнем Риме"
Презентация на тему "Риторика как наукаРиторика в Древней Греции и Древнем Риме"...