Внеаудиторное мероприятие (интеллектуальная игра) "Знатоки литературы"
классный час на тему
Внеаудиторное мероприятие
(интеллектуальная игра)
для студентов I курса, для обучающихся 8-11 классов
«Знатоки литературы»
Введение
Внеаудиторное мероприятие «Знатоки литературы» проводится для студентов I курса .
Основные цели проведения мероприятия:
· расширение кругозора студентов по общекультурным вопросам;
популяризация художественной литературы среди студентов;
развитие интереса к родному языку, литературе, к русской культуре; развитие аналитического, творческого мышления;
· воспитание здорового духа соперничества среди студентов группы; воспитание гражданственности;
· укрепление коллектива группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_literatury_2.docx | 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеаудиторное мероприятие
(интеллектуальная игра)
для студентов I курса
«Знатоки литературы»
Введение
Внеаудиторное мероприятие «Знатоки литературы» проводится для студентов I курса ОКТС и с их непосредственным участием в рамках декады отделения социально-гуманитарных наук и I курса.
Основные цели проведения мероприятия:
- расширение кругозора студентов по общекультурным вопросам;
популяризация художественной литературы среди студентов;
развитие интереса к родному языку, литературе, к русской культуре; развитие аналитического, творческого мышления;
- воспитание здорового духа соперничества среди студентов группы; воспитание гражданственности;
- укрепление коллектива группы.
Дата проведения данного мероприятия определяется в соответствии с планом работы предметной комиссии на текущий учебный год, а так же с планом проведения декады отделения социально-гуманитарных наук и I курса.
Мероприятие проводится как конкурсная интеллектуальная игра. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе. Для болельщиков также проводятся небольшие конкурсы.
Данное мероприятие предполагает участие двух команд от группы в составе 7 человек каждая.
В качестве домашнего задания необходимо подобрать пословицы, поговорки, изречения, афоризмы великих людей о книгах, литературе.
Состав жюри: зав. отделением I курса, преподаватели (2 человека).
Итоги данного мероприятия освещаются в бюллетене, выпускаемом в рамках декады отделения социально-гуманитарных наук и I курса.
Оборудование:
- портреты писателей и поэтов;
- выставка художественной литературы;
- плакаты с изречениями великих людей о книгах, литературе;
- листы для учета выполнения командами конкурсных заданий;
- жетоны для болельщиков.
Ход мероприятия
О, раскройте глаза свои шире,
Нараспашку вниманье и слух,-
Это же самое дивное в мире,
Чем вас жизнь одарит вокруг!
Николай Асеев
Ведущий: «Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и наш постоянный вечный спутник»
Демьян Бедный
(Команды занимают свои игровые места).
1 конкурс для команд – это проверка домашнего задания. Вам необходимо было подобрать пословицы и поговорки, афоризмы, изречения, литературные цитаты о книге, о литературе.
(Проверка домашнего задания и оценка жюри).
Очень часто, приходя в библиотеку, вы просите у библиотекаря книгу, а название или автора перепутали.
2 конкурсное задание:
Какие произведения вы имели в виду, запрашивая у библиотекаря:
(Время на выполнение задания 5 минут)
«Храбрый песец» «80000 лет под водой» Жорж Симедол «Альпийская совесть» «Мальчик на шпаге» «Безумная езда в Киев» «Белый пудинг» «Книжное обострение» «Княжна Наркоманова» «Акулья пасть» «Замочить пародиста» «Малина классная» «Водоросль» Фёдор Чючев | («Храбрый Персей») («80000 лье под водой») (Жорж Сименон) («Альпийская повесть») («Мальчик со шпагой») («Безумная Евдокия») («Белый пудель») («Книжное обозрение») («Княжна Тараканова») («Челюсти») («Убить пересмешника») («Калина красная») («Недоросль») (Фёдор Тютчев) |
«Бледная Лиза» («Бедная Лиза»)
Конкурс для зрителей: угадайте, о чём идет речь
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней
Станешь в десять раз умней.
Экспресс-викторина:
1.Укажите произведение, героями которого являются Андрей Петрович Гринёв, Маша Миронова? («Капитанская дочка»)
2. …Ярославна, князь Игорь. Где происходит действие поэмы «Мцыри». Кто её автор?(«Слово о полку Игореве»)
3. Где происходит действие поэмы «Мцыри». Кто её автор? (На Кавказе. М.Ю.Лермонтова)
4. Вспомните, чему учил дед Каширин своего внука Алексея Пешкова? (Грамоте)
5.За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что…(хвалит он Кукушку).
6.Недаром говорится,
Что …(дело мастера боится).
3 конкурс для команд.
Отгадав загадку, вам надо назвать писателя, у которого есть произведение с таким названием. Задание это очень сложное.
(Время на выполнение задания 5 минут):
- На улице столбом – в небе скатертью.
(«Дым», И.С.Тургенев)
- Есть глаза – не видят, есть рот – не говорит, есть уши – не слышит, есть нос – не нюхает.
(«Портрет», Н.В.Гоголь)
- Дедушка мост мостил без топора и без ножа.
(«Мороз – Красный нос», Н.А.Некрасов)
- Полотно, а не дорожка, конь не конь – сороконожка, по дороге той ползет, весь обоз одна везет.
(«Железная дорога», Н.А.Некрасов)
- Белый холст встал во весь рост, ветер задержал, по морю побежал.
(«Парус», М.Ю.Лермонтов)
Конкурс для зрителей: Назовите литературные произведения, которые названы кличкой собаки («Муму», «Каштанка», «Белый Бим – Черное ухо» и т.д.)
Назовите сказки, в названии которых есть числительные («Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три толстяка» и т.д.)
4 конкурс для команд.
Ответьте на вопросы:
(вопросы задаются командам по-очереди)
- Что это за сказка, в которой три главных героя, три брата. Они одинакового роста и возраста. В борьбе с трудностями и невзгодами они приобретают опыт, закаляют свой характер, учатся преодолевать трудности сообща, каждое дело учатся выполнять качественно.
(«Три поросенка», английская сказка)
- Этот предмет был с трудом найден для дочери отцом, но потребовал от нее жертвы. Вокруг этого предмета разгораются страсти, в результате которых одни остаются ни с чем, а другие обретают счастье.
(«Аленький цветочек», С.Аксаков)
- Что это за предприимчивая немолодая женщина с больной ногой, передвигающаяся с помощью оригинального аппарата.
(Баба Яга)
- Этот герой не послушался своих умудренных опытом родителей и поплатился за это своей жизнью.
(Колобок)
- Эти герои вынуждены были уйти из дома, но создав музыкальный коллектив, сумели выжить в трудных условиях.
(Бременские музыканты)
5 конкурс для команд.
Стихи живые сами говорят,
И не о чём-то говорят, а что-то
(С.Я.Маршак).
Следующее задание «Досочините стихотворение»
(Время на выполнение задания 5 минут):
1) Я думал, что у красоты твоей
В поддельных красках надобности нет.
Я думал: ты прекрасней и милей
Всего, что может высказать поэт,
То, что во взоре светится твоем…
2) Любовь – над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь – звезда, которую моряк определяет…
3)Прекрасное прекрасней во сто крат,
Увенчанное правдой драгоценной,
Мы в нежных розах ценим аромат,…
Конкурс для зрителей: А стихи о любви вы знаете? Давайте вспомним знаменитое пушкинское «Я помню чудное мгновенье...».
Прочитаем вместе, я буду начинать, а вы продолжать.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной (явилась ты)
Как мимолетное (виденье),
Как гений (чистой красоты).
В томленьях грусти (безнадежной)
В тревогах шумной (суеты),
Звучал мне долго голос (нежный)
И снились милые (черты).
Шли годы. Бурь порыв (мятежный)
Рассеял прежние (мечты).
И я забыл твой голос (нежный),
Твои небесные (черты).
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо (дни мои)
Без божества, (без вдохновенья),
Без слез, без жизни, (без любви).
Душе настало пробужденье;
И вот опять (явилась ты)|
Как (мимолетное виденье),
Как (гений чистой красоты).
И сердце бьется в (упоеньи),
И для него воскресли (вновь)
И божество, (и вдохновенье),
И жизнь, и (слезы, и любовь).
Пока команды занимаются стихотворчеством, вам тоже предоставляется такая возможность. Даны слова, рифмующиеся в конце параллельных стихотворных строчек, вам необходимо досочинить двустишие или четверостишие.
1………………….кусался
……………………спасался
…………………...опасался
……………………боялся.
2………………….Мирон
……………………ворон.
3………………….забор
…………………...топор.
6 конкурс для команд.
Вам необходимо вспомнить стихотворения русских поэтов о природе.
Кому принадлежат эти строки?
(Время на выполнение задания 5 минут)
1) Мороз и солнце; день чудесный!... (А.С.Пушкин)
2) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей…(А.С.Пушкин)
3) Унылая пора! Очей очарованье!... (А.С.Пушкин)
4) Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман тернистый путь блестит…(М.Ю.Лермонтов)
5) Люблю грозу в начале мая… (Ф.И.Тютчев)
6) Зима не даром злиться,
Прошла ее пора…(Ф.И.Тютчев)
7) Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит…(Ф.И.Тютчев)
8) Чудная картина,
Как ты мне родна…(А.А.Фет)
9) Колокольчики мои,
Цветики степные! (А.К.Толстой)
10) Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…(А.Н.Майков)
11) Шепот, робкое дыханье, трели соловья… (А.А.Фет)
12) Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая! (К.Д.Бальмонт)
13) Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром. (С.Есенин)
Конкурс для зрителей: Вспомните поэта, который написал
следующие строки:
- И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды… (М.Ю.Лермонтов)
- Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа неразделим и вечен…(А.С.Пушкин)
- У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том…(А.С.Пушкин)
- Я памятник воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид…(Г.Р.Державин)
- Открылась бездна, звезд полна
Звездам числа нет, бездне – дна…(М.В.Ломоносов)
- Послушайте, ведь если звёзды зажигаются,
Значит это кому-нибудь нужно…(В.В.Маяковский)
- Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить…(Ф.И.Тютчев)
- Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на слона…(И.А.Крылов)
- Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик…(А.Л.Барто)
- Нынче Муха-Цокотуха именинница…(К.И.Чуковский)
7 конкурс для команд. Отгадайте героя по описанию его внешности и поведения.
(Время на выполнение задания 5 минут)
- В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод…
Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку…
(Чичиков. Н.В.Гоголь «Мёртвые души»)
- Когда Чичиков взглянул искоса на…, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги…
(Собакевич. Н.В.Гоголь «Мёртвые души»)
- Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; а в транспорте был офицер, молодой человек лет 25. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно…
(Печорин. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)
- А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск… (Катерина. А.Н.Островский «Гроза»)
- Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных –
…, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,…
(Евгений Онегин. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
- И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям…
(Данко. М.Горький «Старуха Изергиль»)
- Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же
месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что все уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения.
(Акакий Акакиевич Башмачкин. Н.В.Гоголь «Шинель»)
- Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда…
(Василий Тёркин. А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»)
- Весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был ещё трёх лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости.
(Митрофанушка. Д.И.Фонвизин «Недоросль»)
- Весь он был складный, точёный, острый… Его атласный, шитый шёлками, глухой жилет был стар, вытерт; ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шёлковые косынки на шеях.
Через несколько дней после приезда он заставил меня учить молитвы…
(Дед Каширин. М.Горький «Детство»)
- Путешественница отодвинула потихонечку заслонку, поглядела, не назвал ли сын её в хату гостей, но, увидевши, что никого не было, выключая только мешки, которые лежали посреди хаты, вылезли из печки, окинула тёплый кожух, оправилась, и никто бы не мог узнать, что она за минуту назад ездила на метле.
(Солоха. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)
- Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение…физиономия…поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего.
Этот молодой человек, чиновник, едущий из Петербурга,…, едет, говорит, в Саратовскую губернию и,…, престранно себя аттестует: другую уж неделю живёт, из трактира не едет, забирает всё на счёт и ни копейки не хочет платить. (Иван Александрович Хлестаков. Н.В.Гоголь «Ревизор»)
Конкурс для зрителей: Во многих произведениях встречаются слова, не понятные современным читателям. Обычно они объясняются в сносках. Вам предстоит самим выбрать определения для слов. Покажите ваш интеллект.
- Что такое понт?
а) свойство характера; б) море; в) извержение вулкана.
- Басурманин – это:
а) национальность; б) воинское звание; в) вероисповедание (иноверец).
- Где вам могли встретиться буки?
а) в лесу; б) в книге; в) на карте.
- Агнец – это:
а) ангел; б) ягнёнок; в) огонь.
- Василиск – это:
а) сын Василия; б) цветок; в) нечистая сила.
- Какого цвета бывают ланиты?
а) красного; б) зелёного; в) синего.
- Можно ли верить забобонам (сказки, бредни)?
а) да; б) нет.
- Во время битвы живот (жизнь) можно:
а) набить; б) отрастить; в) потерять.
Подводим итоги последнего конкурса для команд и всей игры. Слово предоставляется нашему уважаемому жюри.
(Награждение команды- победительницы и активных игроков).
Заключение:
Литература – это необъятный мир, в котором есть чему поучиться всем нам. Хочется вспомнить слова великого русского народа, который сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Эти слова с полным правом можно отнести к любому художественному произведению, будь то повесть, рассказ, роман, басня, стихотворение.
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда б вы не прочли хоть одной странички...» Константин Паустовский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра мыслящих и успешных в информатике"
Успех обучения и воспитания зависит не тольлько от эффективных методов и форма обучения на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету.Цель проведения открытого внеклассного мероприятия ...
Интеллектуальная игра "Знатоки экономики" по дисциплине "Экономическая теория"
Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия в форме интеллектуальной игры "Знатоки экономики"...
Презентация интеллектуальной игры по литературе
Интеллектуальная игра по литературе "Знатоки литературы" 11 класс...
Методическая разработка внеклассного мероприятия Интеллектуальная игра «Поле чудес» По теме «Как люди научились торговать»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19118963","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Интеллектуальное кафе. Знатоки информатики"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Интеллектуальное кафе. Знатоки информатики"...
Презентация интеллектуальной игры "Знатоки химии"
Материал включает вопросы по георгафии, биологии и химии. Предназначено для проведения внеклассной работы по предметам....
Интеллектуальная игра: «Знатоки права»
Цель - закрепление и обобщение полученных знаний, воспитание правовой культуры. Задачи: - образовательные: формирован...