Тема 4.1 Методика обработки полученной информации
план-конспект урока на тему
Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПО
Раздел 4. НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
Тема 4.1 Методика обработки полученной информации
План:
1. Техника работы с текстом. Методы эффективного чтения.
2. Составление конспекта, плана-конспекта, тезисов. Умение делать выписки.
3. Распределение наработанного материала по главам и рубрикам.
4. Написание теоретической части работы. Проведение экспериментальной работы (если это предполагается планом). Написание выводов к каждой главе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПО_Тема 4.1 | 42.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Основы научно - исследовательской деятельности» Тема 4.1
преподаватель СПбТБиИТ Бочкова Любовь Александровна
РАЗДЕЛ 4. Написание и оформление научной работы
Тема 4.1 Методика обработки полученной информации
План:
- Техника работы с текстом. Методы эффективного чтения.
- Составление конспекта, плана-конспекта, тезисов. Умение делать выписки.
- Распределение наработанного материала по главам и рубрикам.
- Написание теоретической части работы. Проведение экспериментальной работы (если это предполагается планом). Написание выводов к каждой главе.
Рекомендуемая литература по теме:
- Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 9-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2013. – 128 с.
- Виноградова, Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Виноградова, Л.В. Борикова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2010. – 95 с.
- Леонович, Е.Н. Эффективное курсовое и дипломное проектирование [Текст]: алгоритмы и технологии: учеб. пособие / Е.Н. Леонович, Н.В. Микляева. – М.: ФОРУМ, 2012. – 184 с.
- Пастухова, И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2013. – 160 с.
- Распределение наработанного материала по главам и рубрикам при написании кандидатской диссертации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.molych.ru/dissertatsiju/raspredelenie-narabotannogo-materiala-po-glavam-i-rubrikam-pri-napisanii-kandidatskoj-dissertatsii.html. - Загл. с экрана.
- Сабитов, Р.А. Основы научных исследований [Текст]: учеб. пособие / Р.А. Сабитов. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. – 138 с.
- Техника работы с текстом, работа с книгой – один из основных видов самостоятельного учебного труда студентов. Студенты не всегда умеют пользоваться рабочим аппаратом книги, приступают сразу к чтению глав или параграфов, упуская важные вспомогательные средства, которые содержаться в оглавлении, аннотации, введении[1].
При знакомстве с литературным источником следует обратить внимание на имя автора, название, место и год издания, прочитать аннотацию. Это позволяет узнать жанр книги (учебник, монография, сборник научных статей и т.д.), кому адресовано издание (на какой круг читателей оно рассчитано), определиться в содержании (какова главная идея, излагаемая в книге). Изучение оглавления (содержания) – это уже более детальное ознакомление со структурой книги, логикой изложения материала, кругом проблем, которые в ней обсуждаются.
Скорость и качество чтения зависят от методики чтения. Нерациональное чтение не только способствует возникновению дефицита времени, но и тормозит развитие внимания, памяти, мышления, приводит к бессистемности, а, следовательно, к бесполезности знаний, нередко вызывает переутомление, головные боли. Для того чтобы чтение было плодотворным, необходимо обладать определенными навыками, культурой чтения. Под культурой чтения подразумевается не только умение самостоятельно выбрать нужные для занятий книги, ориентироваться в библиотечных каталогах, делать записи из произведений, конспектировать их, но, прежде всего - умение читать.
Существуют разные виды чтения книг, выбор зависит от целей, которые ставит перед собой читатель[2].
Беглое, ознакомительное чтение («по диагонали», по абзацам, выборочное) – прочитываются начало глав, параграфов, выделенные курсивом и жирным шрифтом места, формулировки понятий, отдельные абзацы, выводы.
Скоростное чтение – ему обучаются по специальным методикам, и оно позволяет читать весь текст очень быстро и осмысленно.
Аналитическое (глубоко осмысленное) чтение имеет несколько подвидов:
- Фиксирующее, или регистрирующее – читается весь текст внимательно, с учётом всех сносок и ссылок с целью постижения основного содержания книги;
- Разъяснительное – по ходу чтения выясняются при помощи справочной литературы или при помощи консультантов все непонятные места;
- Критическое – предполагает анализ, оценку источника, сопоставление авторской позиции с взглядами других авторов и своей собственной;
- Творческое – на основе прочитанного вырабатывается свой подход, своё видение проблемы.
Путём беглого просмотра можно ознакомиться с книгой в общих чертах. В результате такого «поискового» чтения может оказаться, что в ней содержится нужная информация и требуется скрупулёзно её изучить. Тщательная проработка текста заключается не только в полном его прочтении, но и в усвоении, осмыслении, детальном анализе прочитанного. Важно уточнить при чтении все те понятия и термины, которые могут быть неправильно или неоднозначно истолкованы. Для этого необходимо обратиться к словарям, справочникам и нормативным правовым актам, в которых может быть дано их толкование. Вместе с ем в тексте следует выделить основные положения и выводы автора и доказательства, их обосновывающие[3].
При чтении книг следует придерживаться следующих правил:
- Читать книгу необходимо с бумагой и карандашом. Желательно иметь под рукой справочники и словари;
- При чтении необходимо внимательно следить за мыслью автора и вести записи. Запись – лучшая опора для памяти;
- Чтение должно быть активным, т.е. чтение-размышление. Именно такое чтение позволит глубоко понять текст и прочно его усвоить;
- После прочтения книги всегда полезно подумать о том, чему новому она научила;
- При обдумывании прочитанного в книге важно связывать новое с ранее изученным, чтобы представить его в общей системе знаний.
Информация, полученная путём чтения, предназначается для дальнейшего использования, а для этого её фиксируют: делают пометки, подчёркивания; разного вида записи (выписки, план, тезисы, аннотации, конспект и др.).
[1] Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 9-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2013. – С. 75.
[2] Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 9-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2013. – С. 76-77.
[3] Сабитов, Р.А. Основы научных исследований [Текст]: учеб. пособие / Р.А. Сабитов. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. – С. 69-70.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации" Тема: Обработка числовой информации в MS EXCEL
Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации". Тема: Обработка числовой информации в MS EXCEL.Данный урок проведен на п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и литература.» с получением среднего общего образования для профессий 15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ» 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» 43.01.02 «Парикмахер» 29.01.05 «
Программа общеобразовательной дисциплины " Русский язык и литература" предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательну...
Учебно – методический комплекс по учебной практике ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» и ПМ 02 «Публикация цифровой информации» по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»
Учебно – методический комплекс по учебной практике ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» и ПМ 02 «Публикация цифровой информации» по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»...
Методическая разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации Группа 35 Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» Тема урока: «Создание we
В данной работе представлена разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации»ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информацииМетодическая р...
Тема 1.2. Технология обработки текстовой информации (презентация)
Тема 1.2. Технология обработки текстовой информации...
Тема 1.3. Технология обработки графической информации (презентация)
Тема 1.3. Технология обработки графической информации...
Тема 1.5. Технологии обработки числовой информации (презентация)
Тема 1.5. Технологии обработки числовой информации...