Тема 3.1 Общая схема хода научного исследования
план-конспект урока на тему
Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПО
Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Тема 3.1 Общая схема хода научного исследования
План:
1. Виды исследовательских работ: доклад, реферат, рецензия, научная статья, проект.
2. Основные понятия научно-исследовательской работы.
3. Этапы работы в рамках научного исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПО_Тема 3.1 | 41.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Основы научно - исследовательской деятельности» Тема 3.1
преподаватель СПбТБиИТ Бочкова Любовь Александровна
РАЗДЕЛ 3. Организация научно-исследовательской работы
Тема 3.1 Общая схема хода научного исследования
План:
- Виды исследовательских работ: доклад, реферат, рецензия, научная статья, проект.
- Основные понятия научно-исследовательской работы.
- Этапы работы в рамках научного исследования.
Рекомендуемая литература по теме:
- Виноградова, Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Виноградова, Л.В. Борикова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2010. – 95 с.
- Дацун, В.М. Основы научно-исследовательской работы [Текст]: курс лекций / В.М. Дацун. – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2004. – 53 c.
- Исследовательская деятельность [Текст]: словарь / авт. – сост. Е.А. Шашенкова. – М.: Перспектива, 2010. – 88 с.
- Пак, В.Д. Что такое проект? [Электронный ресурс]: определение и признаки / В.Д. Пак, Н.И. Нужина. – Режим доступа: http://research-journal.org/featured/chto-takoe-proekt-opredelenie-i-priznaki/. – Загл. с экрана.
- Формы и структура научных и учебно-исследовательских работ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kurs.ido.tpu.ru/courses/NIR_2term/tema2.htm. - Загл. с экрана.
- Научная деятельность, как и любая творческая деятельность, – процесс, с трудом поддающийся формализации. Однако для обретения научной ценности и общественной значимости результаты научной деятельности должны быть определённым образом изложены. Результаты научного исследования могут быть представлены в различной форме[1]. Спектр студенческих учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ достаточно широк. К ним относятся, в числе прочих, доклад, реферат, рецензия, научная статья, проект, которые мы и рассмотрим более подробно.
Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить[2]. В процессе работы над докладом систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.
Требования к докладу:
- Отражается новизна и практическая значимость темы;
- Раскрывается основное содержание темы;
- Обосновываются выводы и предложения (авторские);
- Может иметь форму связного текста или тезисов.
Также существует такая разновидность докладов как стендовый доклад. Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях, выставках и других мероприятиях.
Требования к стендовому докладу:
- Наглядность - нацелена на формирование представления о тематике и характере выполненной работы;
- Текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см;
- Оптимальность - количество информации должно позволять полностью изучить доклад за 1 – 2 минуты;
- Популярность - информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.
Реферат - (от лат. referre – докладывать, сообщать) – краткое изложение в письменном виде содержания литературы по теме[3].
Важно понимать, что реферат - это вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитической переработки. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носить проблемно-тематический характер. При разработке реферата, как правило, используется не менее 8-10 различных источников.
Рецензия – аргументированный отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение. В процессе рецензирования работы определяется актуальность излагаемой проблемы, структура и логика её изложения, оценивается степень новизны, практическая научная или художественная значимость[4]. Можно сказать, что рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) – это критический разбор и оценка художественного произведения или научной работы. Рецензия может быть представлена в различных жанрах: критической статьи, эссе, отзыва.
Этапы работы над рецензией включают в себя:
- Сбор материала для анализа - выяснение авторских целей, темы и логики её развития; определение полноты и глубины раскрытия автором темы и проблемы; оценка актуальности затронутой проблемы; оценка композиции текста; оценка стилевого единства изложения;
- Формирование аналитического текста на основе собранного материала - согласие / несогласие с позицией автора, с его трактовкой поставленной проблемы; формирование эмоциональной оценки текста (что произвело глубокое впечатление, что наиболее удалось автору и т.д.);
- Написание рецензии в трёх частях (вступление, основная часть, заключение); смена микротем в каждой из них, соблюдая при этом целостность композиции.
Научная статья – законченное авторское произведение, описывающее результаты оригинального научного исследования (первичная научная статья) или посвящённая рассмотрению ранее опубликованных научных статей, связанных общей темой (обзорная научная статья). Цель написания научной статьи – обозначение какой–либо научной проблемы и известных способов её решения. Статьи публикуются в научных журналах, научных или научно-методических сборниках. Объём статьи, как правило, составляет от 5 до 15 печатных страниц[5].
Структурные компоненты научной статьи:
- Описание проблемы и её актуальности для теории и практики;
- Краткие данные о методике исследования;
- Анализ собственных научных результатов и их обобщение;
- Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;
- Ссылки на цитируемую литературу.
Проект – это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта, в данном случае, научно-исследовательского продукта. Проектирование представляет собой процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния. Каждый проект – уникален. Не существует двух одинаковых проектов. Каждый проект отличается от другого хотя бы временем, не временем, так местом[6].
Работа над проектом включает в себя следующие этапы:
- Подготовка – где происходит определение темы и целей проекта, а также формирование рабочей группы;
- Планирование – где происходит определение источников информации;
- Исследование – на данном этапе происходит сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач;
- Формулирование результатов и выводов – включает в себя анализ информации и оформление проекта;
- Защита проекта – здесь происходит подготовка доклада, представление полученных результатов.
В любой исследовательской работе, независимо от её вида, будет одинаковая структура – содержание, введение, основная часть, заключение и список источников. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу, должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата. Каждая работа должна быть выполнена грамотно, с соблюдением культуры изложения. А приступая к работе, учащийся должен знать точные сроки выполнения – они, как правило, зависят от сложности темы.
[1] Формы и структура научных и учебно-исследовательских работ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kurs.ido.tpu.ru/courses/NIR_2term/tema2.htm. - Загл. с экрана.
[2] Виноградова, Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Виноградова, Л.В. Борикова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2010. – С.22
[3] Виноградова, Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Виноградова, Л.В. Борикова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2010. – С.20
[4] Исследовательская деятельность [Текст]: словарь / авт. – сост. Е.А. Шашенкова. – М.: Перспектива, 2010. – С.27
[5] Исследовательская деятельность [Текст]: словарь / авт. – сост. Е.А. Шашенкова. – М.: Перспектива, 2010. – С.21
[6] Пак, В.Д. Что такое проект? [Электронный ресурс]: определение и признаки / В.Д. Пак, Н.И. Нужина. – Режим доступа: http://research-journal.org/featured/chto-takoe-proekt-opredelenie-i-priznaki/. – Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема 1.2 Наука и научное исследование
Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 1. НАУКА И ЕЁ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕТема 1.2 Наука и научное исследованиеПлан:1. История развития науки.2. Определени...
Тема 2.1 Методология научного исследования
Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙТема 2.1 Методология научного исследованияПлан:1. Понятие «методология».2. ...
Тема 2.2 Методы научного исследования и их классификация
Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙТема 2.2 Методы научного исследования и их классификацияПлан:1. Методы эмпирическ...
Научное исследование "Внедрение маркетинговых мероприятий на базе Профессионального лицея №12".
Исследование проводилось Профессиональным лицеем №12 совместно с центром занятости населения г. Улан-Удэ. Цели исследования:§ Выявление наиболее востребованных профессий в г. Улан-Удэ на пр...
Региональная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные научные исследования: экономика, управление и право»
26 мая 2016 г. в Курском институте социального образования (филиал) ФГБОУ ВПО РГСУ состоялась Региональная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные научные иссл...
Презентация по теме "Методы научного исследования"
Презентация по теме "Методы научного исследования" для студентов СПО по дисциплине "Основы учебно-исследовательской деятельности" и задание для самостоятельной работы "Язык науки"...
Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.
Статья. Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной ...