Славянские традиции и обычаи
классный час по теме
Сценарий проведения кураторского часа в виде игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slavyanskie_obychai_i_traditsii_stsenariy_folklornogo_prazdnika.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Славянские обычаи и традиции»
(фольклорная интеллектуальная игра)
Подготовила:
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Аверина Н.В.
.
Тема:
«Славянские обычаи и традиции»
(фольклорная интеллектуальная игра)
Цели:
- Приобщение студентов к русскому устному и прикладному народному творчеству, обычаям и традициям древних славян.
- Воспитание духовно-нравственных качеств личности студентов, взаимоуважения девушек и юношей, этических норм поведения.
Оборудование: куб для проведения первых двух туров игры, ребра которого окрашены в красный, зелёный, синий, жёлтый, оранжевый и белый цвета, презентация «Славянские обычаи и традиции», компьютер, проектор, грамота для команды-победителя.
Подготовительный период
В учебном коллективе формируется четыре минигруппы. Принцип формирования минигрупп – добровольный. Единственным условием может быть равное количество учащихся в каждой минигруппе. Каждой минигруппе заранее сообщается форма проведения мероприятия, проблемы, по которым будут проводиться конкурсы на каждом из трех этапов интеллектуально-творческой игры.
Члены жюри будут следить за правильностью ответов, и оценивать студентов по следующим критериям:
- 1 балл – полный, развернутый, правильный ответ на вопрос;
- 0,5 балла – ответ дали болельщики команды;
- 0 баллов – нет ответа на вопрос.
В подготовительный период необходимо изготовить большой картонный кубик. Цвета сторон куба – красный, зеленый, синий, желтый, оранжевый и белый. В каждом из двух первых туров цвета куба будут соответствовать тематике вопросов. Вопросы в этих турах могут быть как серьезными, так и шуточными.
Интеллектуально-творческая игра состоит из трех этапов. Первый этап – «Веселье земли русской». Второй этап – «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьез». Третий этап – «Конкурс смекалистых».
Ход мероприятия
Перед началом учащиеся смотрят видеоролик о городе первого салюта – Белгороде.
Ведущий:
Уважаемые друзья! У нас уже сложилась хорошая традиция обращаться к страницам нашей истории. Мы в этом учебном году много говорили об истории города, его возникновении, улицах, храмах… Просматривая ролик, вы, наверное, вспоминали всё это.
Сегодня же вы поговорим о наших предках – славянах.
Сегодняшнее мероприятие будет проходить в форме фольклорно-интеллектуальной игры между четырьмя командами, которые уже заранее определены. Позвольте представить вам жюри, в составе:
А начнем мы наше мероприятие с небольших вопросов к командам, причем за правильный ответ вы уже можете заработать 1 балл для своей команды.
Вопрос № 1. Кто такие славяне?
Славяне – одна из крупнейших в Европе групп, родственных по культуре и языку.
Вопрос № 2. Сколько в настоящее время славян в мире?
В настоящее время славян насчитывается около 300 миллионов человек.
Вопрос № 3. На какие 3 ветви подразделяются славянские народы?
Славяне подразделяются на:
- восточных славян, к которым относятся русские, украинцы и белорусы;
- южных славян, к которым относятся болгары, сербы, черногорцы, хорваты, боснийцы, македонцы;
- западных славян, к которым относятся поляки, чехи и словаки.
Вопрос № 4. Кто из перечисленных народов не относится к славянам?
- белорусы;
- поляки;
- немцы;
- болгары;
- сербы.
К славянам не относятся немцы.
Первый этап – «Веселье земли русской»
Ведущий:
А теперь непосредственно переходим к нашей игре. Для проведения первого этапа игры, который называется «Веселье земли русской», приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды должны будут поочередно бросать кубик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, по которой и будет задан вопрос команде.
Предлагаются следующие темы:
- народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет);
- русская кухня (зеленый);
- быт русского народа (синий);
- русские народные праздники (желтый);
- славянская мифология (оранжевый);
- русские былины (белый).
За вопросы каждой из шести тематик отвечает один из студентов группы: Каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз. На обдумывание ответа дается не более 30 секунд.
Итак, первой бросает кубик…
Народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет):
- Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой.)
- Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка.)
- На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты? (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая.)
- Что такое колт? (Височная подвеска.)
- Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (Браслеты, бусы – украшения.)
- Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Назовите ее. (Богородская игрушка.)
Русская кухня (зелёный цвет):
- Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
- Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины.)
- Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень.)
- На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник.)
- Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой.)
- Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)
Быт русского народа (синий цвет):
- Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина.)
- Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти.)
- Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина.)
- Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком.)
- Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш.)
- Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья.)
Русские народные праздники (жёлтый цвет):
- На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки.)
- Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь на Ивана Купала.)
- Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зеленые святки.)
- Что это за обряд – «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа.)
- Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались – кто прокатится дальше? (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лён вырастет длиннее.)
- Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба.)
Славянская мифология (оранжевый цвет):
- Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец.)
- Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица – по поговорке «Не все коту Масленица».)
- Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун.)
- Как звали девушку, которая больше всего боялась Солнца? (Снегурочка.)
- Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купалу с 23 на 24 июня по старому стилю.)
- Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Даждь-бог.)
Русские былины (белый цвет):
- Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев-град.)
- Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
- К кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу.)
- Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу.)
- Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? (На берегу Ильмень-озера.)
- Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи.)
Ведущий:
А теперь, пока жюри подводит итоги, у нас – «Переменка», мы с вами попытается вспомнить русские народные пословицы и поговорки. Каждая команда поочерёдно будет называть свою версию, максимальное время на обдумывание – 15 секунд. Команда, которая «продержалась» дольше всех, запишет в свой актив ещё 1 балл.
А теперь слово жюри…
Второй этап – «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьез»
Ведущий:
Переходим ко второму туру «О русских обычаях в шутку и всерьёз». Для проведения этого этапа игры используется тот же кубик, только цвета сторон теперь определяют другую тематику:
Предлагаются следующие темы:
- знатоки старинных монет и мер длины (красный цвет);
- знатоки поэтических образов птиц (зеленый);
- знатоки славянских месяцев (синий);
- знатоки старинных слов (желтый);
- знатоки славянского мира зверей (оранжевый);
- знатоки русского музыкального мира (белый).
Так же, как и в первом туре, каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз. На обдумывание ответа отводится не более 30 секунд. За вопросы тура также отвечают – Новикова Мария, Гвозденко Вера, Воронцова Вероника, Власенко Анастасия, Горелова Татьяна, Грушева Инна.
Знатоки старинных монет и мер длины (красный цвет):
- Что такое «алтын»? (Старинная русская медная монета в 3 копейки.)
- Что такое «вершок»? (Старинная русская мера длины, равная 4,4 см.)
- Что такое «аршин»? (Русская мера длины, равна 71см.)
- Что такое «полтина»? (Монета достоинством в 50 коп.)
- Что такое «грош»? (Старинная денежная единица, равная 0,5 копейки.)
- Что такое «сажень»? (Старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.)
- Что такое «косая сажень»? (Старинная мера длины, расстояние от пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равная 216 см.)
- Что такое «верста»? (Русская мера длины, равная 500 саженям или 1,066 км.)
- Что такое «полушка»? (Старинная медная монета равная 0,25 коп.)
- Что такое «десятина»? (Русская единица земельной площади, равная 2400 кв. сажень или 1,09 га.)
- Что такое «фунт»? (Старая русская мера веса, равная 409 г.)
- Что такое «пуд»? (Русская мера веса, равная 40 фунтам или 16,38 кг.)
Знатоки поэтических образов птиц (зелёный цвет):
- Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Кукушка.)
- Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду. (Ворон.)
- В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух.)
- Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова.)
- С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орел.)
- В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей. (Сокол.)
Знатоки славянских месяцев (синий цвет):
- Как древние славяне именовали месяц январь? (Просинец, зимец.)
- Как древние славяне именовали месяц февраль? (Снежень, лютый, бокогрей.)
- Как древние славяне именовали месяц март? (Протальник, свистун.)
- Как древние славяне именовали месяц апрель? (Березозол, цветень.)
- Как древние славяне именовали месяц май? (Травень, росенник.)
- Как древние славяне именовали месяц июнь? (Изок, липень.)
- Как древние славяне именовали месяц июль? (Страдник, сеностав.)
- Как древние славяне именовали месяц август? (Серпень, зорничник.)
- Как древние славяне именовали месяц сентябрь? (Хмурень, ревун.)
- Как древние славяне именовали месяц октябрь? (Грязник, листопадник.)
- Как древние славяне именовали месяц ноябрь? (Полузимник, грудень.)
- Как древние славяне именовали месяц декабрь? (Студень, волчий.)
Знатоки старинных слов (жёлтый цвет):
- Что означает старинное слово «чело»? (Лоб.)
- Что означает старинное слово «кудесник»? (Волшебник, колдун.)
- Что означает старинное слово «курган»? (Холм над могилой знатного воина.)
- Что означает старинное слово «жребий»? (Судьба, участь.)
- Что означает старинное слово «отрок»? (Младший воин в дружине.)
- Что означает старинное слово «осенина»? (Осеннее время года.)
- Что означает старинное слово «сеча»? (Битва с врагом.)
- Что означает старинное слово «волхв»? (Языческий жрец, служитель богов.)
- Что означает старинное слово «око»? (Глаз.)
- Что означает старинное слово «веверица»? (Белка.)
- Что означает старинное слово «недуг»? (Болезнь.)
Знатоки славянского мира зверей (оранжевый цвет):
- По народным поверьям, он – олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках. (Волк.)
- По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес. (Медведь.)
- Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако оно очень любимо русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот, кошка.)
- В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека». (Конь.)
- Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг. (Пес, собака.)
- Самой хитрой она считается среди животных. Однако любит ее русский народ, много сказок о ней сложил, массу пословиц, поговорок, загадок придумал. (Лиса.)
Знатоки русского музыкального мира (белый цвет):
- Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка.)
- Кто такой кощунник? (Певец мифов.)
- Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? (Тризна.)
- Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли.)
- Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь.)
- Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок.)
- Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка.)
- Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки.)
- В лесу выросло,
Из лесу вынесли,
На руках плачет,
А на полу скачет. (Балалайка.)
Ведущий:
Жюри подводит итоги, а у нас снова «Переменка», мы вспоминаем русские народные песни. Каждая команда поочередно называет, а лучше пропевает, свой вариант русской народной песни. Команда, назвавшая наибольшее количество песен, получает 1 балл.
А теперь слово предоставляется нашему жюри…
Третий этап кураторского часа – «Конкурс смекалистых»
Ведущий:
Этот этап отличается от предыдущих двух. Здесь командам необходимо проявить свою смекалку и сообразительность. Ведущий этого тура в быстром темпе будет задавать по очереди по 7 вопросов каждой команде. Игроки каждой команды должны быстро сориентироваться и дать правильный ответ. Каждый правильный ответ – это 1 балл. Надо помнить, что вопросы в данном туре на смекалку, следовательно, они могут быть шуточными или «с подвохом». Если команда за 15 секунд не дает правильный ответ, то озвучивается правильный вариант ответа и задаётся следующий вопрос. Итак, последний тур интеллектуально-творческой игры:
Экспресс-вопросы:
- Сплюснутый квадрат. (Ромб.)
- Его можно съесть или... намазать на сапог. (Крем.)
- Музыкальный жанр, особенно любимый военными. (Марш.)
- Скрипичный, водяной, замочный... (Ключ.)
- Общее между деревом, книгой и.венгерской музыкой. (Лист.)
- Конструктор первого летательного аппарата на планете, он же – отец первого летчика. (Дедал.)
- Получеловек, полуконь. (Кентавр.)
- Балерина и курильщик. Что общего? (Пачка.)
- Ученый, увидевший насквозь все человечество. (Рентген.)
- Постоянный обитатель крыши, швед по национальности. (Карлсон.)
- Русский государь, в чье правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Петр I.)
- Имя героя комедии Бомарше, ставшее синонимом расторопного слуги. (Фигаро.)
- Что иногда называют «Русской Америкой»? (Аляску.)
- Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный.)
- В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе.)
- Какая река самая «страшная»? (Река Тигр.)
- Какой месяц короче всех? (Май – три буквы.)
- Где край света? (Там, где начинается тень.)
- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить.)
- Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку.)
- Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви.)
- Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух.)
- Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной – все надо положить.)
- Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
- Что стоит между окном и дверью? (Буква «и».)
- Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)
- Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку.)
- Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут.)
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы.)
Ведущий:
Пока жюри подводит итоги третьего тура – у нас конкурс частушек. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда за этот конкурс – 5. Оценивается знание частушек и исполнение.
Слово жюри. Оценки за третий тур.
А теперь, пока подводятся окончательные итоги с учётом последнего конкурса, послушаем музыку.
Слово жюри. Оценки за конкурс и общие итоги игры.
Итак, победителем нашей интеллектуально-творческой игры становится команда…. Прошу капитана получить грамоту.
Литература:
- Дик, Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже [Текст] / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. – 288 с. (Сердце отдаю детям)
- Щуркова Н.Е. Игровые методики: Для школьных педагогов, классных руководителей, преподавателей и студентов педвузов, педколледжей и воспитателей детских садов и детских домов / Щуркова Н.Е.; Использованы материалы: С.В. Бадмаевой, Е.Ф. Барановой, И.А. Обуховой и др.. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Педагогическое общество России, 2004 - 218 с.: ил.. - (Папка классного руководителя)
- Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Традиции и обычаи народа ханты"
Авторский проект этнокультурной направленности по возрождению традиций и обычаев народа ханты...
Проект этнокультурной направленности "Традиции и обычаи народа ханты"
Авторский проект, направленный на сохранение традиций, обычаев народа ханты...
Традиции и обычаи осетинского народа
В данной работе говорится о традициях и обычаях осетинского народа....
Традиции и обычаи осетинского народа
В статье рассказывается о традициях и обычаях осетинского народа...
Методическая разработка внеучебного занятия по английскому языку «Традиции и обычаи празднования Рождества в Великобритании»
Данная методическая разработка направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся первых курсов в рамках изучения дисциплины "Иностранный язык (английский)"....
Презентация к Методической разработке внеучебного занятия по английскому языку «Традиции и обычаи празднования Рождества в Великобритании»
Презентация к Методической разработке внеучебного занятия по английскому языку «Традиции и обычаи празднования Рождества в Великобритании»...
Реферат "Традиции и обычаи Великобритании"
Рефера т на тему "Традиции и обычаи Великобритании"...