Статья "Реализация ФГОС в рамках гуманитарных дисциплин в СПО"
статья по теме

Потапова Галина Николаевна

В статье рассматриваются вопросы, которые возникли в ходе реализации Федерального Государственного образовательного стандарта третьего поколения в  системе среднего профессионального образования.в области гуманитарных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizaciya_fgos_v_ramkah_gumanitarnyh_disciplin_v_spo_.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Потапова Галина Николаевна

ГБОУ СПО "Кстовский нефтяной техникум им. Б.И. Корнилова", г. Кстово

Реализация ФГОС в рамках гуманитарных дисциплин в СПО

Современная  цивилизация формирует новую систему ценностей, в центре которой   индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности. Основу новой системы ценностей составляет компетенция, компетентность. Условно компетенцией можно обозначить совокупность того, чем человек располагает, а компетентностью -  совокупность того, чем он владеет.

В ходе решения проблем компетентностного подхода необходимо создать общепринятую методику формирования ключевых компетенций и определить средства её реализации. Трудность заключается в том, что компетентность является многофункциональным понятием. Для того чтобы овладеть, а затем и реализовать ключевые компетенции, молодые люди должны уметь извлекать пользу из опыта; организовать взаимосвязь знаний и своих собственных приемов обучения; решать проблемы; консультироваться, получать информацию; организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; противостоять неуверенности и сложности; "выковывать" свое мнение; оценивать социальные привычки. Формируя общие компетенции в рамках аудиторной и внеаудиторной деятельности, следует обратить внимание на необходимость  обучения сотрудничеству, работе в группе, улаживанию разногласий и конфликтов; ответственности  организации своей работы и др. Преподаватель истории должен подготовить студентов к владению большим объемом информации, формированию  ключевых компетенций. При изучении материала по истории серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с проблемами,  действовать в неопределенной ситуации; овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах. Применяя разнообразные формы и методы работы с текстом (составление вопросов к тексту; оформление тезисного плана,  логической схемы, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц и др.), на занятиях по дисциплине «История» формируется такая составляющая познавательной компетентности, как способность анализировать и понимать побудительные причины социальных действий, соотносить их с исторически сложившимися системами социальных ценностей. В этих условиях реализацию принципов компетентностного подхода можно понимать как тренинг познавательных и прочих компетенций на основе работы с отдельными подборками исторического материала, отражающего действительно ключевые явления и процессы истории. Таким образом, компетентностный подход в преподавании истории требует органичного сочетания его с «традиционным» подходом, направленным на расширение фактологических и теоретических знаний студентов.

Обобщая, можно сказать, что компетентностным является задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у студента безответного  вопроса «А зачем мы это делаем?». Поэтому одна из ключевых проблем развития познавательной компетентности студентов в процессе обучения истории связана с необходимостью создания и поддержания внутренней мотивации к познавательной деятельности. Условием успешного формирования познавательной компетентности является выбор и грамотное использование педагогических технологий и методик, отвечающих этим задачам. Процесс активизации познавательной деятельности студентов на аудиторных и внеаудиторных занятиях является приоритетным в формировании компетенций. Именно гуманитарные дисциплины призваны сформировать эти качества или общие компетенции.

Список использованной литературы:

1. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.- М.:  АПК и ПРО, 2003.

2. http://metodsovet.su


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль гуманитарных дисциплин в профессиональном образовании"

В связи с последними запросами общества учебные заведения ставят перед собой задачу подготовить не просто компетентных высококвалифицированных специалистов, но и людей, способных к деятельности ...

Развитие у студентов навыков самостоятельной работы на уроках гуманитарных дисциплин

И.Я.Лернер отмечает: «Творчество ученика в учебном процессе рассматривается, как умение самостоятельно решать известные задачи новым для него способом».В первую очередь необходимо достаточно чет...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС (для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО)

Данное методическое пособие разработано для преподавателей  гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО. Неоценимый помощник для тех педагогов, кто хочет научиться  не только...

Самостоятельная работа в преподавании гуманитарных дисциплин как одно из условий повышения качества будущего специалиста

Традиционно самостоятельная работа рассматривалась как индивидуальная познавательная деятельность обучающегося. Он должен при этом проявить максимум усилий, ответственности, рассчитывать на собственны...

План работы цикловой комиссии преподавателей общественно – гуманитарных дисциплин на 2014 - 2015 учебный год.

Планработы цикловой  комиссии преподавателейобщественно – гуманитарных дисциплинна 2014 -  2015  учебный год....

Методическая разработка занятия «Проверочная работа по теме « Металловедение», как методика, направленная на реализацию новых ФГОС» ( в рамках Недели специальности)

Моя методическая разработка сводится к использованию современной игры – квест на самых различных уроках. Данная игра отвечает всем требованиям построения урока согласно требованиям ФГОС:-тр...