ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОБЖ
статья по теме
Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный и культурный потенциал страны. Поэтому забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся – это одна из наиболее важных социальных задач, стоящих перед современной системой образования.
Нельзя недооценивать степень влияния образовательного учреждения на подростка, ведь именно здесь они проводят значительную часть своего времени.
Зачастую неправильно организованный учебный процесс и дискомфортная психологическая обстановка имеют крайне отрицательные последствия для незрелой психики учащегося. В настоящее время учебный процесс характеризуется большой продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, а также высокими темпами подачи большого количества информации. На качество обучения также оказывают влияние исходное функциональное состояние и адаптивность учащегося характер эмоционального фона в группе и другие факторы. Студенту приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Все это делает проблему сохранения здоровья учащихся крайне актуальной и подводит специалистов к мысли о необходимости внедрения качественно нового подхода к воспитанию и обучению в образовательных учреждениях. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям подростка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье подростка отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов и техник, оберегающих здоровье учащихся и способствующих воспитанию у них культуры здоровья. В качестве примеров ЗОТ можно отметить следующие мероприятия:
- физкультминутки,
- смена видов деятельности,
- динамическая смена поз,
- психологический комфорт,
- гимнастика для глаз,
- профилактика утомления и т.п
Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт учащихся во время урока, это позволяет одновременно решать несколько педагогических задач:
- учащиеся меньше устают;
- с большей готовностью раскрывают свой творческий потенциал;
- Повышается общая мотивированность и работоспособность группы;
- Учебный материал усваивается более качественно;
- Повышается общая успеваемость.
Одной из наиболее важных задач преподавателя ОБЖ является формирование мотивации и привычки к здоровому образу жизни (ЗОЖ) среди учащихся. Именно этот педагог даёт студентам базовые знания о том, что такое ЗОЖ, зачем он нужен, а также учит уважительному и правильному с точки зрения безопасности отношению к себе и окружающим людям. Очень важно добиться того, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью и нормой для каждого учащегося.
Преподаватель ОБЖ в процессе создания здоровьесберегающей образовательной среды должен решить следующие задачи:
- приведение учебной программы в соответствие с возрастными возможностями и потребностями студентов, а также с программами по другим предметам;
- создание благоприятной внешней среды, соблюдение гигиенических требований;
- формирование понимания основ здорового образа жизни у учащихся;
- осознание учащимися ответственности за своё здоровье и здоровье других людей (семьи, близких, сверстников).
- понимание подростком того, как полученные знания использовать в повседневной жизни.
Формирование навыков рационального поведения невозможно без создания благоприятной образовательной среды. Бесполезно вести разговор о здоровье в душном или холодном помещении, при напряжённом психологическом климате, загружая ненужной и неинтересной информацией.
Среди здоровьесберегающих технологий, которые рекомендуются к применению и изучению на уроках ОБЖ, можно выделить следующие:
- осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;
- целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
- использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе;
- активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;
- деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.
При проведении уроков здоровьсберегающий аспект оценивается по шести основным критериям:
1. Индивидуально-ориентированный подход в обучении (учет индивидуальных особенностей учащихся, умение работать в группе, медлительность, подвижность и т. п.);
2. Эмоциональный фон урока (стимулирование деятельности, стили общения, невербальные средства общения, речь учителя);
3. Построение урока с учетом особенностей каналов восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический) и типа мышления (логический, образно- эмоциональный, интуитивный);
4. Смена видов деятельности;
5. Профилактические мероприятия (использование здоровье сберегающих действий на уроке);
6. Соблюдение СанПиНов (световой, температурный режим, цветовая гамма помещения, посадка учащихся согласно нормам роста и состояния здоровья).
Практика работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_obzh.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОБЖ
Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный и культурный потенциал страны. Поэтому забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся – это одна из наиболее важных социальных задач, стоящих перед современной системой образования.
Нельзя недооценивать степень влияния образовательного учреждения на подростка, ведь именно здесь они проводят значительную часть своего времени.
Зачастую неправильно организованный учебный процесс и дискомфортная психологическая обстановка имеют крайне отрицательные последствия для незрелой психики учащегося. В настоящее время учебный процесс характеризуется большой продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, а также высокими темпами подачи большого количества информации. На качество обучения также оказывают влияние исходное функциональное состояние и адаптивность учащегося характер эмоционального фона в группе и другие факторы. Студенту приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Все это делает проблему сохранения здоровья учащихся крайне актуальной и подводит специалистов к мысли о необходимости внедрения качественно нового подхода к воспитанию и обучению в образовательных учреждениях. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям подростка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье подростка отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов и техник, оберегающих здоровье учащихся и способствующих воспитанию у них культуры здоровья. В качестве примеров ЗОТ можно отметить следующие мероприятия:
физкультминутки,
смена видов деятельности,
динамическая смена поз,
психологический комфорт,
гимнастика для глаз,
профилактика утомления и т.п
Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт учащихся во время урока, это позволяет одновременно решать несколько педагогических задач:
учащиеся меньше устают;
с большей готовностью раскрывают свой творческий потенциал;
Повышается общая мотивированность и работоспособность группы;
Учебный материал усваивается более качественно;
Повышается общая успеваемость.
Одной из наиболее важных задач преподавателя ОБЖ является формирование мотивации и привычки к здоровому образу жизни (ЗОЖ) среди учащихся. Именно этот педагог даёт студентам базовые знания о том, что такое ЗОЖ, зачем он нужен, а также учит уважительному и правильному с точки зрения безопасности отношению к себе и окружающим людям. Очень важно добиться того, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью и нормой для каждого учащегося.
Преподаватель ОБЖ в процессе создания здоровьесберегающей образовательной среды должен решить следующие задачи:
- приведение учебной программы в соответствие с возрастными возможностями и потребностями студентов, а также с программами по другим предметам;
- создание благоприятной внешней среды, соблюдение гигиенических требований;
- формирование понимания основ здорового образа жизни у учащихся;
- осознание учащимися ответственности за своё здоровье и здоровье других людей (семьи, близких, сверстников).
- понимание подростком того, как полученные знания использовать в повседневной жизни.
Формирование навыков рационального поведения невозможно без создания благоприятной образовательной среды. Бесполезно вести разговор о здоровье в душном или холодном помещении, при напряжённом психологическом климате, загружая ненужной и неинтересной информацией.
Среди здоровьесберегающих технологий, которые рекомендуются к применению и изучению на уроках ОБЖ, можно выделить следующие:
- осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;
- целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
- использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе;
- активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;
- деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.
При проведении уроков здоровьсберегающий аспект оценивается по шести основным критериям:
1. Индивидуально-ориентированный подход в обучении (учет индивидуальных особенностей учащихся, умение работать в группе, медлительность, подвижность и т. п.);
2. Эмоциональный фон урока (стимулирование деятельности, стили общения, невербальные средства общения, речь учителя);
3. Построение урока с учетом особенностей каналов восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический) и типа мышления (логический, образно- эмоциональный, интуитивный);
4. Смена видов деятельности;
5. Профилактические мероприятия (использование здоровье сберегающих действий на уроке);
6. Соблюдение СанПиНов (световой, температурный режим, цветовая гамма помещения, посадка учащихся согласно нормам роста и состояния здоровья).
Практика работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка". Из опыта работы.
При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные ...
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры».
знакомит с использованием здоровьесбегерающих технологий на уроках физкультуры из опыта работы....
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в классе фортепиано. Комплекс упражнений.
Комплекс упражнений для снятия напряжения, развития профессиональных навыков....
Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроке физическая культура.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные т...
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики в техникуме
Здоровьесбережение на занятиях в техникуме - важное звено в процессе обучения....
Доклад на тему:Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными...
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии....