Методическая разработка урока "Страны Западной Европы в к.XIX-XX вв.: Австро-Венгрия. Обострение международной обстановки."
методическая разработка по теме

Это методическая разроботка урока в 8 классе по Новейшей истории. Основная задача рассмотреть международную ситуацию в данный период, показать причины, ставшие началом Превой мировой войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_istorii_2.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ: «Страны Западной Европы в к.XIX-XX вв.: Австро-Венгрия. Обострение международной обстановки.

Цель урока:

1. Охарактеризовать особенности экономического развития Австрийской империи, выявить причины медленного роста промышленности и сельского хозяйства в к.XIXвека.

2. Дать представления о дуалистической  Австро-Венгерской монархии во второй половине 19в.

3.Определить основные направления внешней политики Габсбургов в к.19века.

4.Продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как источником новых знаний, выделять главное, использовать ранее приобретенные знания, сравнивать, составлять схемы, оценивать исторические явления.

5.Показать, что действия правящих кругов привели мир к мировой войне.

План урока.

  1. Характеристика экономического и политического развития Австро-Венгрии, особенности внутренней и внешней политики.
  2. Сравнительная характеристика особенностей экономического и политического развития стран Западной Европы.
  3. Закрепление темы «Страны Западной Европы». Выявить причины, приведшие мир к войне.

ХОД УРОКА.

1.Оргмомент.

2.Переход к новой теме.

На предыдущих уроках мы познакомились с особенностями экономического, политического развития стран Западной Европы к.19-н.20вв.

?Какие это государства?

Сегодня заключительный урок этой большой темы и мы познакомимся с историей еще одного государства-Австро-Венгрией к.19-н.20вв.

Цель урока: выявить особенности экономического, политического, социального развития, а также международного положения Австро-Венгрии. Проследить какие события толкали мир к войне, и была ли возможность избежать этого страшного события.

  1. Задание классу: в ходе моего рассказа заполнить таблицу, которую начали делать на предыдущих уроках.

В 19 веке Австрийская империю называли «лоскутной монархией»: на ее территории проживали австрийцы, венгры, чехи, хорваты, сербы, итальянцы, словаки, поляки, украинцы, румыны, словенцы. Численность австрийцев, под гнетом которых находились все другие нации, составляла менее 24% населения страны.

В 19в. в империи наблюдается повсеместный рост национализма и национального самосознания, усилилось стремление народов  к обретению государственной самобытности и национальной независимости. Для сохранения единства империи император Франц-Иосиф подписал австро-венгерское соглашение, которое преобразовывало империю Габсбургов в двуединую монархию Австро-Венгрию, состоявшую из двух независимых друг от друга во внутренних делах государств Австрии и Венгрии.

?Каким стало политическое устройство Австро-Венгрии? (задание классу: на основе прочитанного текста составить схему гос. устройства Австро-Венгрии)

?Какая форма правления сложилась в Австро-Венгрии? (конституционная монархия)

После преобразования экономическое развитие страны значительно ускорилось. Из аграрной она превращается в аграрно-индустриальную. 80е гг.19в. – промышленный подъем.

?Докажите, что в этот период Австро-Венгрия превращается в аграрно-индустриальную страну. Приведите конкретные факты. (учебник стр.184-185).

?Выделите особенности развития сельского хозяйства.

? Определите особенности австро-венгерской экономики.

Внутренняя политика также как и во всех странах характеризуется разработкой социального законодательства и проведением либеральных реформ: - введение закона о страховании рабочих от болезней и несчастных случаев;

               - закон об обязательном обучении детей 6-12 лет;

               - свобода вероисповедания;

               - отделение школы от церкви;

               - ликвидация имущественного ценза.

В нач. 20 века Австро-Венгрия также включается колониальную борьбу. Внешняя политика отличается агрессивностью6 захватили Корею, участвовали в разделе сфер влияния в Китае. Но главным содержанием внешней политики в этот период – стремление увеличить сферу своего влияния на Балканах. Агрессивная политика в отношении балканских народов обострила международные противоречия в этом регионе и превратила Балканы в пороховой погреб Европы. Кроме того, Австро-Венгрия стала членом Тройственного союза.

Мы с вами изучили  особенности развития ведущих европейских стран.

3. Давайте подведем итоги:

-общие черты экономического развития европейских стран.

- особенности развития каждой страны.

- чем можно объяснить неравномерность процесса модернизации.

- общие черты в политическом развитии стран Западной Европы.

- в чем сходство внутренней политики государств.

- какая связь между экономическим развитием стран и внешней политикой.

- основные направления внешней политики стран Западной Европы.

- выделите общие причины усиления агрессивности внешней политики государств в этот период (политика правящих кругов; рост милитаризма; борьба за передел мира; разжигание национальной розни, идеи реваншизма, пангерманизма).

- была ли возможность предотвратить приближающуюся войну.

При разумном подходе к этой проблеме нарастающую угрозу можно было бы предотвратить. Но история не терпит сослагательного наклонения. Все действия правящих кругов была направлена на развитие милитаризма. На рубеже веков происходил бурный рост военной промышленности, в этой области находили применение новейшие достижения науки и техники. Появление современных оружий не заставило себя ждать: магазинные винтовки, станковые и ручные пулеметы, ручные гранаты, минометы, броненосные корабли, бесшумно передвигающиеся подводные лодки.

Но не только экономика, политика были подчинены главной цели-переделу мира между «старыми» империями и «молодыми хищниками». Многие средства массовой информации, политики, партии стремились воспитать в гражданах ненависть к странам, народам, расам.

Во Франции общественное мнение требовало реванша за поражение в войне и возврата Эльзаса и Лотарингии.

В Германии немецкому народу твердили, что в лице Франции они имеют смертельного врага, поэтому необходимо вооружаться. Более реакционно-настроенные круги требовали установления мирового господства для германской расы. Во всех трудностях, переживаемых Германией, обвиняли евреев, также наблюдалась дискриминация по отношению к полякам. Причем все это появлялось в печатных изданиях.

В Великобритании не могли допустить усиления Германии, и главным лозунгом стала борьба за сохранение и расширение колониальной империи.

В Италии главная цель правящих кругов превратить страну в колониальную империю и «стать не хуже других».

Австро-Венгрия стремилась выступить покровительницей южнославянских государств - Сербии и Болгарии.

Русские националисты призывали «воссоединить под рукой русского царя все славянские земли». У Австро-Венгрии отобрать населенную украинцами Галицию, у Германии – польские территории.

В этот период никто и не пытался предотвратить надвигающуюся катастрофу. Мир охватила настоящая истерия. Проблемы толерантности – терпимого отношения к другим народам, интересам и не принимались во внимание. А голоса тех, кто пытался противостоять общим настроениям,  не были услышаны в общем потоке красивых лозунгов.

?Какой главный урок мы можем вынести из этих событий?

  1. В качестве закрепления решите предложенные задания (раздаются тестовые задания).
  2. Домашнее задание и оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Международному Дню Матери "Мама первое слово"

Данный материал представляет собой разработку воспитательного мероприятия, посвященного Международному Дню Матери, - празднику, который отмечают в разных уголках мира. В этом мероприятии учащимся пред...

Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Санкт – Петербург – промышленный центр России и Европы". (включает краеведческий компонент)

Методическая разработка урока для 8 класса, включающая краеведческий компонент по по теме "промышленность Выборгского райна"...

Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Санкт – Петербург – промышленный центр России и Европы". (включает краеведческий компонент)

Методическая разработка урока для 8 класса, включающая краеведческий компонент по по теме "промышленность Выборгского райна"...

Методическая разработка мероприятия к Международному Дню инвалидов

Методическая разработка мероприятия к Международному Дню инвалидов...

ТЕСТЫ Искусство Западной Европы 14-17 вв. (2 класс детской художественной школы. Общеразвивающая программа, 4-х летний срок обучения) 29.01.2017

Составитель: Марченко И.В.Преподаватель теории изобразительного искусстваМБУ ДО ДХШ г. Усть-ЛабинскаОбщеобразовательная программа2 класс ДХШ ТЕСТЫИскусство Западной Европы 14-17 вв.1....

Учебно-методическая разработка урока по учебному предмету ОУП 12 География на тему: Составление сравнительной характеристики населения и хозяйства стран, отраслей международной специализации Европы и Азии

При организации урока по предмету География, для создания целостного восприятия мира необходимо проводить межпредметную интеграцию, т.к. география не отделима от ряда предметных областей, а в некоторы...

Тест 11 класс США и страны Западной Европы во второй половине ХХ в.

На выполнение теста отводиться 7 мин. Каждое верно выполненное задание оцениваеться в один бал....