Пути повышения граммотности студентов
методическая разработка по теме
Пути повышения граммотности студентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument.docx | 22.15 КБ |
recenziya.docx | 13.6 КБ |
Предварительный просмотр:
В последние года все чаще задумаешься, почему все вокруг говорят на каком-то уродливом языке? Почему с каждым годом все чаще и чаще, проверяя письменные работы по русскому языку и литературе, ужасаешься вопиющей безграмотностью вчерашних школьником, сегодняшних студентов?
А ведь грамотность связана с достоинством: грамотный чувствует себя достойным, а если человек допускает грубую ошибку, то это как разоблачение, это навсегда: корову через «а» пишет – это катастрофа. Недаром слово «грамотно» в ХХ веке стало означать – с хорошим качеством: можно грамотно (или неграмотно) строить, управлять.
Безграмотность всегда считалась не бедой, а виной человека, вызывала не жалость, а презрение. Особенно с тех пор, как образование стало доступно всем.
С каждым годом мы все меньше и меньше пишем, читаем, письма вытеснил телефон, книги вытеснились газетами, газеты – телевизором. Получается, что сегодняшнее поколение – не читающее и не пишущее, а слушающее и глядящее. Грамотность стала вроде как бы и не нужной для жизни.
Исходя из этого, надо решить учить писать детей, учеников, студентов без ошибок. Грамотность должна стать основным приоритетом школы, колледжа.
Многие учителя, преподаватели русского языка часто испытывают чувство тщетности всех педагогических усилий. Оно неизбежно возникает в то мгновение, когда немного времени спустя после завершения очередной темы студенты начинают делать ошибки на правило, которое, казалось бы, должно им сниться по ночам. Мы объясняем материал, иллюстрируем его десятком примеров, задаем несколько упражнений и надеемся на то, что студент отныне будет знать, когда и как следует применять данное правило. А здесь, как правило, необходима долгая тренировка, отработка навыков грамотного написания.
Каким же образом добиваться от студентов грамотности?
При отработке той или иной грамматической темы наибольшего эффекта удается достичь, если языковой материал осваивается в несколько этапов. Они таковы:
1. Шоковая терапия.
Студентам предлагается диктант – сложный, но увлекательный текст, насыщенный самыми трудными случаями на применение изучаемого правила. Студентам разрешается пользоваться справочниками. Ошибки выносятся на поля, но оценка не выставляется.
2. Формулировка правила -1.
В аудитории подробно разбирается текст, использованный для шоковой терапии. Подводя итоги, преподаватель сам формулирует правило, четко выделяя в нем базовую часть, ряд осложняющих правил и зону вариативности.
3. Поиск литературных примеров.
Дома студенты должны найти в художественной литературе по 5-10 примеров на каждый случай, упомянутый в формулировке правила. В аудитории несколько примеров анализируется.
4. Коллективный анализ текста.
Вновь диктуется сложный, насыщенный необходимыми примерами текст, причем каждое записанное предложение зачитывает (по слогам и со знаками препинания) кто-нибудь из студентов, а остальные поправляют.
5. Подготовка к контрольной работе.
Вновь диктуется студентам еще один фрагмент текста и без комментариев и объяснений сообщается им, как расставлены знаки препинания и как пишутся сложные в орфографическом отношении слова. Этот текст студенты разбирают дома сами, сверяясь с формулировками правила.
6. Контрольная работа.
Дается сложный текст, в котором встречаются все орфограммы по предыдущей работе. Оценивается работа двумя оценками – за общую грамотность и за освоение изучаемого материала.
7. Закрепление материала.
Обязательно в последующие контрольные работы, диктанты надо включать пройденный материал: он должен стать ежедневной языковой реальностью. В качестве материала для повышения грамотности можно использовать на уроках русского языка тренировочные мины – диктанты, в которых максимально сконцентрировано повторение и отработка уже изученных правил. Большое количество слов на определенную орфограмму делает тексты удобными для итоговых закрепительных упражнений по какой-либо теме. Хороши они и для быстрой проверки степени освоения материала студентами, для самоподготовки и самоконтроля. Приведем примеры таких диктантов.
Тема: Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-
Текст 1. Преодолевая ставшее уже привычным чувство страха, господин Приставкин приближался к последнему препятствию на своем пути – дверям, преданно охраняемым престарелым привратником. Приятельски хлопнув привратника по предплечью, Приставкин хотел уже войти в приемную президента, но тут из кармана предательски высунулся предохранитель гранаты. Привратник приоткрыл левый глаз и, неопределенно хмыкнув, преградил путь преступнику.
Большим подспорьем в работе над повышением грамотности студентов могут помочь необычные карточки:
1. Карточка – дверь (для преподавателя).
Карточки 1-го этапа содержат задания, выполнение которых поможет студентам:
- отличить простое предложение от сложного;
- узнавать любой союз или союзное слово, соединяющие части сложного предложения; союзы делим на «опасные»- И, ИЛИ, ДА (=И) и «безопасные» - остальные;
- распознавать, чем соединены части сложного предложения:
- «безопасными союзами», или повторяющимися «опасными» союзами, или союзными словами;
- одиночными «опасными» союзами;
- интонацией;
- ставить знаки препинания в сложных предложениях, части которых соединены любым «безопасным» союзом, или повторяющимся «опасным» союзом, или союзным словом.
Тренировочный материал этого этапа содержит простые и сложные предложения, которые ничем не осложнены.
2. Карточка-подсказка (для студента).
Основные союзы.
Соподчинительные: соединительные-(и, да в значении и, ни…ни, тоже, также);
противительные- (а, до, однако, зато); разделительные – (или (иль), либо, то…то, не то…не то).
Подчинительные: простые – (что, будто, словно, точно, если, хотя);
сложные – (потому что, оттого что, так как, как будто, несмотря на то, что, в то время как).
3. Поработай корректором!
1) Мы ходили на экскурсию в течение, которой многое узнал.
2) Река на берегу, который стоит деревня, впадает в большое озеро.
3) По дороге по которой промчался автомобиль, босиком бежал Мишка.
4. Контрольная карточка
Перепишите текст, по ходу письма подчеркивая основы, включая в рамки союзы и союзные слова, расставляя знаки препинания.
Пример текста.
Вы слышали что-нибудь о Чудском озере на льду которого Александр Невский победил псов-рыцарей? Кто смотрел фильм «Александр Невский» тот запомнил как трескался лед под копытами коней как тонули немецкие рыцари. Почему же не тонули русские?
Александр Невский погнал тяжеловооруженных врагов на ту часть озера со дна которой били теплые ключи. Лед в этом месте не окреп он трескался под тяжестью закованных в железо врагов и они шли на дно в песке которого до сих пор лежат их ржавые доспехи.
В работе над повышением грамотности целесообразно использовать диктанты с грамматическим заданием. Приведем в качестве примера диктант «Посещение» с грамматическим заданием.
Диктант «Посещение».
Дом, до которого дошел Николай Всеволодович, стоял в пустынном закоулке между заборами, за которыми тянулись огороды, буквально на самом краю города. Это был совсем уединенный небольшой деревянный домик, только что отстроенный и еще не обшитый тесом. В одном из окошек ставни были нарочно не заперты и на подоконнике стояла свеча – видимо, с целью служить маяком ожидаемому на сегодня позднему гостю. Шагов еще за тридцать Николай Всеволодович отличил стоявшую на крылечке фигуру высокого ростом человека, вероятно,, хозяина помещения, вышедшего в нетерпении посмотреть на дорогу. Послышался и голос его, нетерпеливый и как бы робкий:
- Это вы-с? Вы-с?
- Я, - отозвался Николай Всеволодович, не раньше как совсем дойдя до крыльца и свертывая зонтик.
Николай Всеволодович осмотрелся: комната была крошечная, низенькая; мебель самая необходимая, стулья и диван деревянные, тоже совсем новой поделки, без обивки и без подушек, два липовых столика, один у дивана, а другой в углу, накрытый скатертью. Да и вся комната содержалась, по-видимому, в большой чистоте. Капитан Лебядкин дней восемь не был пьян; лицо его как-то отекло и пожелтело, взгляд был беспокойный, любопытный и очевидно недоумевающий: слишком заметно было, что он еще сам не знает, каким тоном ему можно заговорить и в какой всего выгоднее было бы прямо попасть.
(* Достоевский Ф.)
1. Подчеркните вводные слова в тексте. Определите их значение и скажите, какую функцию они выполняют и чем различаются между собой. Как вы можете объяснить авторское пунктуационное выделение вводных слов?
2. Выпишите слова с приставкой НЕ- и сочетания с частицей НЕ-. Укажите, какой частью речи они являются.
3. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения. Прочитайте его и скажите, одинакова ли пауза между частями бессоюзного предложения, понаблюдайте, с какой интонацией вы их произносите. Определите, каково смысловое соотношение частей, и докажите правильность выбора пунктуационных знаков.
К каждой теме по русскому языку разработаны задания, благодаря которым вновь отрабатываются определенные навыки в повышении грамотности. Так, при повторении знаков препинания в сложных предложениях можно использовать следующие задания:
1. Придумайте сложные предложения с заданной подчиненной частью. Укажите подчиненные союзы:
…потому что разбушевалась непогода;
Чтобы все лето сын читал книги, …;
…хотя мотоциклист все наращивал скорость;
…если наступит засушливое лето;
…чтобы оконные стекла сияли чистотой.
2. Прочтите сложные предложения и подумайте, где недостает запятых. Спишите предложения, расставляя запятые.
1) Месяц светил в окно и луч его играл по земляному полу хаты (М. Лермонтов).
2) Тамань – самый скверный городишка из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода да еще вдобавок меня хотели утопить (М. Лермонтов).
3. Спишите предложения и объясните следующее. Почему при трех союзах и нет ни одной запятой?
Художник чувствовал глубоко и сильно и со смелостью и тактом передавал то, что чувствовал. (К. Паустовский).
Почему при трех союзах И стоит только одна запятая?
Люди начали подниматься, и на конном дворе чаще и чаще слышалось фырканье, возня на соломе и сердитое ржание столпившихся и повздоривших за что-то коней. (Л. Толстой)
Практически на каждом занятии желательно проводить и такой вид работы как орфографические и синтаксические зарядки. Студентам раздаются небольшие тексты, насыщенные различными орфограммами. Им предлагается найти «ошибкоопасные» места (НЕ с глаголами, -ТСЯ и - ТЬСЯ в глаголах, правописание приставок на З – С и др.). Студенты называют орфограммы, объясняют их написание. (Повторяем все известные правила. Работа проходит в быстром темпе: студенты привыкли к такой работе). Это орфографическая зарядка.
Синтаксическая зарядка проводится следующим образом. Студентам предлагается назвать синтаксические особенности: однородные члены, сложные предложения, диалог, прямую речь, обращения и т.д.; объяснить знаки препинания.
В работе над повышением грамотности важна каждая мелочь. Поэтому предлагаем использоваться и такой вид работы как словарь-закладку, на которой записываются сложные слова типа алюминий, можжевельник, дрожжи и другие. Используя такую закладку ежедневно, студент постоянно по несколько раз прочитывает эти слова и, таким образом, невольно запоминает их написание.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работа над повышением грамотности студентов требует большой и кропотливой работы как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов. Преподаватель должен продумывать каждый шаг в данной работе, искать все новые пути совершенствования грамотности студентов.
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
На методическую разработку «Пути повышения грамотности студентов», выполненную преподавателем Майкопского политехнического колледжа МГТУ Мурсаловой Ольгой Петровной.
В начале работы дается теоретическое обоснование методики работы над совершенствованием грамотности обучающихся. Предложенная методика представляет собой поэтапную деятельность преподавателя русского языка, нацеленную на повышение общей грамотности студентов.
Настоящее пособие призвано оказать практическую помощь преподавателям – словесникам в организации своей деятельности по рассматриваемой проблеме. В работе предложены различные виды и формы деятельности студентов (коллективная и индивидуальная, работа со словарем, справочной и художественной литературой, различные диктанты, работа с карточками).
В современной методике преподавания рекомендуется уделять внимание организации самостоятельной работы студентов. Автором продуманы и предусмотрены задания, реализующие эту цель.
Учебный материал расположен системно. Разнообразные практические задания построены таким образом, чтобы организовать поэтапное овладение необходимыми знаниями и навыками, предотвращать возможные ошибки и активизировать деятельность студентов. Учебный материал нацелен на реализацию главной цели – повышение грамотности студентов.
Думается, следующим шагом в данной работе будет разработка компьютерных тестов, что поможет обучающимся в поэтапном овладении материалом.
Рецензенты: Архипова И.В. – кандидат филологических наук, доцент
кафедры русского языка АГУ.
Мисюра Е.И. – преподаватель высшей категории МГГТК АГУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В данной статье рассматривается вопрос о повышении компетентности преподавателя специальных дисциплин на основе совремнных информационных технологий. Процесс подготовки специалистов в средних специаль...
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Выступление на педагогическом совете колледжа.В докладе отражены проблемы формирования у студентов образовательного уччреждения мотивации к занятиям физической культурой....
Пути повышения у обучающихся интереса к изучаемому предмету.
В статье подробно излагается, как можно преподавателю вызвать интерес у обучающихся к изучаемому учебному материалу....
«Факторы и пути повышения эффективности использования основных средств предприятия на примере хозяйства ЗАО «Острогожсксадпитомник»
Проектная работа на тему «Факторы и пути повышения эффективности использования основных средств предприятия на примере хозяйства ЗАО «Острогожсксадпитомник»...
ПУТИ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Данная научно-исследовательская статья "ПУТИ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ" была представлена на международной конференции «Современное состоя...
Пути повышения качества среднего профессионального образования в ГПОУ ТО "ТГМК им. Н. Демидова"
Выступление на стажировке (в рамках обучающего семинара) в Москве в Академии DMG MORI (2016 г.) с докладом «Пути повышения качества среднего профессионального образования в ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидо...
«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...