ОП.03 Метрология, стандартизация, сертификация.
рабочая программа
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества.
- Оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой.
- Приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ
- Применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.03_metrologiya.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский индустриальный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03.
Метрология, стандартизация, сертификация.
21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
г. Оха
2018 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 13.00.00 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых: 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ (базовая подготовка)
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский индустриальный техникум»
Разработчик:
Войнов Николай Николаевич- преподаватель спец дисциплин, бакалавр «сооружение и эксплуатация технологических объектов в нефтегазовой отрасли»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 10 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Метрология, стандартизация, сертификация.
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества.
- Оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой.
- Приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ
- Применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Задачи стандартизации, ее экономическую эффективность.
- Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов.
- Основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества.
- Терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
- Формы подтверждения качества.
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 1.4. Выполнять дефектацию и ремонт узлов и деталей технологического оборудования.
ПК 2.4. Вести техническую и технологическую документацию.
ПК 3.2. Рассчитывать основные технико-экономические показатели работы производственного участка, оценивать затраты на обеспечение требуемого качества работ и продукции.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 часов;
самостоятельной работы обучающегося 25часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 «Метрология, стандартизация, сертификация»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 76 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
контрольная работа | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 25 |
в том числе: | |
рефераты домашние работы кроссворд работа с учебником | 8 6 4 6 |
Итоговая (промежуточная) аттестация в форме зачёта . |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Метрология, стандартизация, сертификация
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
25/51/24 | |||
Введение | Предмет, задачи и содержание учебной дисциплины (метрология, стандартизация и сертификация). Значение и основная цель учебной дисциплины. Структура учебной дисциплины, её связь с другими дисциплинами, роль и место в формировании научно-теоретических основ специальности. | 2 | 2 |
Раздел 1. Техническое регулирование. | |||
Тема 1.1. Техническое законодательство | Содержание | 2 | |
Общая характеристика технического законодательства. | 1 | 1 | |
Техническое законодательство как основа деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации. | 1 | 2 | |
Тема 1.2. Функция и структура технического регламента | Содержание | 2/2/0 | |
Общая характеристика технического регулирования. Понятие о техническом регламенте. Структура, порядок разработки и применение технических регламентов. | 1 | 1 | |
Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламента. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа №1 обучающихся: работа с учебником «Государственный контрольный надзор за соблюдением требований технических регламентов» | 2 | 3 | |
Раздел 2. Стандартизация | |||
Тема 2.1. Общая характеристика стандартизации | Содержание. | 2 | |
Сущность стандартизации. Краткая история развития стандартизации. Понятие нормативных документов по стандартизации. | 1 | 1 | |
Цели, принципы и функции стандартизации. | 1 | 1 | |
Тема 2.2. Методы стандартизации | Содержание | 2/2/0 | |
Комплексная и опережающая стандартизация. Системный анализ в решении проблем стандартизации. | 1 | 2 3 | |
Ряды предпочтительных чисел и параметрические. Унификация и агрегатирование. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся №2: Работа с учебником по теме «Системный анализ в решении проблем стандартизации». | 2 | 3 | |
Тема 2.3. Система стандартизации в Российской Федерации. | Содержание. | 2/2/0 | |
Общая характеристика системы. Органы и службы стандартизации РФ. Виды национальных стандартов. | 1 | 1 | |
1 | |||
Эффективность работ по стандартизации. | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся №3: Реферат «Задачи стандартизации и её экономическая эффективность». | 4 | ||
Тема 2.4. Международная и региональная стандартизация. | Содержание. | 2/2/0 | |
Сфера деятельности организаций: Международных- ИСО, МЭК, МСЭ. Региональных- СЕН, СЕНЭЛЕК, МГС. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №4: Реферат «Международные и региональные организации по стандартизации». | 3 | ||
Тема 2.5. Межотраслевые системы (комплексы) стандартов. | Содержание. | 6/4/2 | 2 |
Стандарты, обеспечивающие качество продукции. Стандарты по управлению и информации | 1 | 2 | |
Система стандартов социальной сферы. | 1 | ||
Практическая работа №1 «Структура стандарта» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №5: Рефераты:«Стандарты, по управлению и информации». «Система стандартов социальной сферы». | 6 | ||
Тема 2.6. Стандартизация точности гладких цилиндрических соединений. | Содержание. | 2/5/2 | |
Общие понятия основных норм взаимозаменяемости. | 1 | 2 | |
Система допусков и посадок ГЦС. | 1 | 3 | |
Предельные отклонения. | 1 | 3 | |
Практическая работа №2 «Общие положения основных норм взаимозаменяемости». | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №6: Домашняя работа «Расчет точности гладких цилиндрических соединений». | 2 | ||
Тема 2.7. Шероховатость и волнистость поверхности. | Содержание. | 2/2/0 | |
Основные понятия, термины и определения. Контроль шероховатости. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №7: домашняя работа «Шероховатость и волнистость поверхности». | 2 | ||
Раздел 3. Метрология. | |||
Тема 3.1. Основные термины и определения. | Содержание. | 2/5/4 | |
Определение метрологии как науки. Основные понятия и термины: свойства, физическая величина; | 1 | 2 | |
Практические работа № 3: Основы технических измерений. | 4 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся №8: домашняя работа: «Перевод несистемных величин измерения в соответствии с системой СИ». | 2 | ||
Тема 3.2. Основы технических измерений. Средства измерений. | Содержание. | 0/9/8 | |
Разновидности измерений. Характеристика средств измерений, их классификация. Метрологические свойства и метрологические характеристики средств измерений. | 1 | 2 | |
Практические работа № 4: Методы измерений: прямые, косвенные, совокупные, абсолютные, относительные. | 4 | 2 | |
Практические работа № 5: «Определение годности детали». | 4 | ||
Раздел 4. Сертификация. | |||
Тема 4.1 Сущность сертификации. | Содержание. | 4/1/0 | |
Обязательная сертификация. Добровольная сертификация. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №9 Составление кроссворда «Основные понятия и определения стандартизации, сертификации и метрологии». | 4 | ||
Тема 4.2 Проведение сертификации. | Содержание. | 2/1/0 | |
Схемы сертификации | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №10: Работа с учебником. Тема «Схемы сертификации». | 2 | ||
Раздел 5. Управление качеством продукции. | |||
Тема 5.1. Сущность управления качеством продукции. | Содержание. | 0/9/8 | |
Понятие управления качеством продукции. Формирование качества изделия при проектировании. Обеспечение качества продукции в процессе производства. | 1 | 2 | |
Практические работа № 6: «Структура маршрутной карты». | 4 | ||
Практические работа № 7: «Определение формы детали». | 4 | ||
Тема 5.2. Менеджмент качества. | Содержание. | 0/1/0 | |
Предпосылки развития менеджмента качества. Системы управления качеством продукции. | 1 | 1 | |
Контрольная работа | 1 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета метрологии, стандартизации и сертификации.
Оборудование учебного кабинета:
-интерактивная доска с мультимедийным сопровождением;
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект технологической документации;
-учебно-методический комплекс.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: учебник для СПО/ [И.А.Иванов, С.В.Урушев, А.А.Воробьев, Д.П.Кононов]. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2014
- Маргвелашвили, Л.В. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: лабораторно-практические работы: учеб. пособие/ Л.В.Маргвелашвили. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2014
Дополнительные источники:
- Борисов, Ю.И. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб. для ССУЗов / Ю.И.Борисов, А.С.Сигов, В.И.Нефедов и др. - М.: Форум, 2009.- 328с.
- Портнов, Е.П. Основы метрологии, стандартизации и сертификации / Е.П. Портнов, Н.Е. Дубовой. - М.: Инфра-М, 2008. - 256с.
- Герасимов, Б.И. Метрология, стандартизация, сертификация: учебное пособие для СПО / Б.И. Герасимов, Е.Б. Герасимова, М.: Инфра-М, 2008. - 224с.
- Грибанов, Д.Н. Метрология, сертификация в энергетике: учебное пособие для СПО / Д.Н. Грибанов, А.А. Толстов, С. И. Зайцев, М.: Академия, 2009. 204с.
- Никифоров, А.Д. Метрология, стандартизация, сертификация: учеб. для ССУЗов / А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев. – М.: Высшая школа, 2008. - 418 с.
- Лифиц, И.М. Стандартизация, метрология, сертификация: учеб. для ССУЗов / И.М. Лифиц. М.: Форум, 2009. - 328с.
- Грибанов, Д.Н., Метрология, сертификация в машиностроении: учеб. для вузов / Д.Н. Грибанов, А.А. Толстов, С. И. Зайцев. М.: Академия, 2009. - 280с.
Интернет-ресурсы:
- Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». - http://ivo.garant.ru/#/document/12161093:0
- РМГ 29-99. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения. - http://gostrf.com/normadata/1/4294849/4294849931.htm
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями и дополнениями). - http://ivo.garant.ru/#/document/12129354/paragraph/3:2
- Федеральный Закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). - http://ivo.garant.ru/#/document/71108018/paragraph/1:4
- Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года. - http://standartgost.ru/g/pkey-14293789930
- Постановление Правительства РФ от 12 июля 2016 г. N 669 "Об утверждении Положения о стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией". - http://ivo.garant.ru/#/document/71442932/entry/3:8
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля знаний, умений и навыков обучающихся.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы, тестирования, исследовательской деятельности обучающихся.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в виде зачета.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
Наименование разделов и тем | Результаты обучения (усвоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля |
Умения: | |||
Р.2, Т.2.6. Т.2.7. Р.5, Т.5.1. Р.3, Т.3.1. Р.2, Т.2.1. | Использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
Оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; Приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; Применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; | Применение в профессиональной деятельности стандартов, обеспечивающих качество продукции, услуг, процессов Построение и характеристика структуры технологической карты Заполнение технологической и маршрутной карт по специальности Осуществление перевода величин измерений в соответствие со стандартами и системой СИ Применение требований нормативных документов к основным видам продукции. | Текущий контроль в форме экспертной оценки практических работ: «Общие понятия основных норм взаимозаменяемости» «Шероховатость поверхности». Практическая работа: «структура маршрутной карты» Практическая работа: «Перевод несистемных величин измерений в соответствии с системой СИ». Практическая работа: «Структура стандарта». |
Р.2, Т.2.3. Р.2, Т.2.5 Р.2, Т.2.4. Р.3, Т.3.1. Р.1, Т.1.1. Р.3, Т.3.2. | Знания: Задачи стандартизации, её экономическую эффективность; Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов; Основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации, документации систем качества; Терминологию и единицы величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой СИ; формы подтверждения качества; | Формулирование задач стандартизации, ее роли и месте в формировании специалиста, расчет экономической эффективности Усвоение основных положений систем общетехнических и организационно-методических стандартов. Изложение основных понятий и определений дисциплины, документации систем качества Классифицировать единицы величин Определение форм подтверждения качества
| Реферат: «Задачи стандартизации, её экономическая эффективность» Рефераты на темы
Текущий контроль в форме тестирования:
Кроссворд: «основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации» Текущий контроль в виде теста: «Единицы величин». Терминологический диктант: «Формы оценки соответствия и характеристика требований к продукции». Практические работы: «Определение годности детали», «Определение формы детали». |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Понимание сущности и социальной значимости будущей профессии; применение профессиональных знаний в практической деятельности; ответственность за качество своей работы. | Самооценка результатов собственной деятельности. Публичный рейтинг с целью демонстрации индивидуальных и групповых компетенций. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Организация и планирование собственной деятельности; демонстрация понимания цели и способов ее достижения; выполнение деятельности в соответствии с целью и способами определенными руководителем. | Экспертная оценка сформированности компетенций в ходе практической работы. Обратная связь (анализ и обсуждение результатов деятельности с целью выявления сильных/слабых компетенций студента). |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Анализ и контроль ситуации; выбор соответствующего метода решения в зависимости от ситуации; проявление ответственности за принятое решение | Диагностика. Кейс-метод с целью оценки способностей к анализу, контролю и принятию решений. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Извлечение и анализ информации из различных источников; использование различных способов поиска информации; применение найденной информации для решения профессиональных задач. | Количественная оценка результатов практической деятельности. Качественная оценка результатов практической деятельности. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Применение компьютерных навыков; выбор компьютерной программы в соответствии с решаемой задачей; Использование программного обеспечения для решения профессиональных задач | Практическая работа. Технический тест. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Понимание общей цели; применение навыков командной работы; использование конструктивных способов общения с коллегами, руководством, клиентами | Взаимооценка индивидуальных и групповых результатов. Социометрия с целью определения командного взаимодействия и ролей участников. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Проявление ответственности за работу членов команды; контроль работы сотрудников; проверка и оценка результатов работы подчиненных | Работа проектных групп с целью оценки ОК связанных с навыками управления рабочей группой |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Проявление интереса к обучению; использование знаний на практике; определение задач своего профессионального и личностного развития; планирование своего обучения | Анализ достижений с целью выявления зоны ближайшего развития студента. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Понимание целей и содержания профессиональной деятельности; использование новых решений и технологий для оптимизации профессиональной деятельности | Приемы решения задач с целью выявления навыков решения задач с использованием инновационных приемов и методов. |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Понимание сути воинской обязанности; применение профессиональных знаний для исполнения воинской обязанности. | Практическая работа, тест с целью оценки практических навыков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СБОРНИК ЗАДАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ по дисциплине: «Метрология, стандартизация, сертификация» для специальностей: 150411, 240401, 220301, 140613
Данный сборник описаний практических и лабораторных работ по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» разработан для студентов по специальностям 150411, 240401,220301,140613....
Вопросы для контрольной работы по предмету "Метрология, стандартизация, сертификация в общественном питании по профессии "Технология продукции о/п"" (заочное отделение)
Вопросы для контрольной работы по предмету "Метрология, стандартизация, сертификация в общественном питании по профессии "Технология продукции о/п"" (заочное отделение)...
Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование. Рабочая программа
Для специальности "компьютерные сети" (СПО)....
тесты по дисциплине " метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение"
по дисциплине " метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение"...
Практические работы по дисциплине " метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение""
по дисциплине " метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение"...
Презентация по дисциплине " Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение"
Презентация по дисциплине " Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение"...
Учебное пособие по дисциплине: Метрология, стандартизация, сертификация.
Пособие позволяет эффективно усвоить материал дисциплины, как в процессе аудиторного обучения, так и при самостоятельной работе студентов. Рекомендуется для очной и заочной форм обучения....