«Комплексная оценка уровня теоретической и практической подготовки выпускника среднего профессионального в форме итоговой государственной аттестации выпускников».
статья на тему
Наряду с профессиональными качествами выпускники среднего профессионального образования должны обладать профессиональными навыками, соответствующие основным компетенциям техника и отражающие содержание их профессиональной деятельности на предприятиях и организациях. Они должны быть подготовлены к планированию индивидуальной и коллективной деятельности; организации работ по целям, ресурсам и результатам; рациональному контролю деятельности сотрудников и организации в целом; руководству коллективом и координации деятельности во внешней среде; мотивации сотрудников; использованию экономико-математических методов, информационно-коммуникационных технологий для обоснования управленческих решений, последующей оценке их исполнения; консультированию, обучению управления.
Профессиональные навыки вырабатываются в ходе обучения и закрепляются во время практик. Завершающим этапом освоения образовательных программ среднего профессионального образования является итоговая государственная аттестация выпускников. Цель итоговой государственной аттестации – комплексная оценка уровня теоретической и практической подготовки выпускника к выполнению профессиональной деятельности и соответствия его уровня подготовки требованиям государственного образовательного стандарта профессионального образования. Итоговая государственная аттестация выпускников включает в себя защиту выпускной квалификационной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplomirovanie.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Комплексная оценка уровня теоретической и практической подготовки выпускника среднего профессионального в форме итоговой государственной аттестации выпускников».
Кудинов Ю.В. – преподаватель ГПОУ «ЕПТ»
Наряду с профессиональными качествами выпускники среднего профессионального образования должны обладать профессиональными навыками, соответствующие основным компетенциям техника и отражающие содержание их профессиональной деятельности на предприятиях и организациях. Они должны быть подготовлены к планированию индивидуальной и коллективной деятельности; организации работ по целям, ресурсам и результатам; рациональному контролю деятельности сотрудников и организации в целом; руководству коллективом и координации деятельности во внешней среде; мотивации сотрудников; использованию экономико-математических методов, информационно-коммуникационных технологий для обоснования управленческих решений, последующей оценке их исполнения; консультированию, обучению управления.
Профессиональные навыки вырабатываются в ходе обучения и закрепляются во время практик. Завершающим этапом освоения образовательных программ среднего профессионального образования является итоговая государственная аттестация выпускников. Цель итоговой государственной аттестации – комплексная оценка уровня теоретической и практической подготовки выпускника к выполнению профессиональной деятельности и соответствия его уровня подготовки требованиям государственного образовательного стандарта профессионального образования. Итоговая государственная аттестация выпускников включает в себя защиту выпускной квалификационной работы.
Выпускные квалификационные работы выполняются в форме дипломного проекта, которые демонстрируют приобретенные выпускником навыки, умения, знания. Дипломный проект студента завершает процесс его теоретического и практического обучения. По содержанию, качеству выполнения и защите дипломного проекта дается оценка качества подготовки к производственной деятельности выпускника техникума.
Дипломный проект представляет собой решения одного из актуальных вопросов горного производства, как правило, в различного рода осложненных горно-геологических и горнотехнических условиях, либо законченный цикл работ с технологическим и экономическим обоснованием его оптимальных промежуточных и результирующих значений. Содержит анализ существующего положения, метода исследований, собственно исследования, их результаты, выводы и рекомендации. Решения, принятые в дипломном проекте, должны быть рациональны в технико-экономическом отношении, основаны на последних достижениях науки и техники, новейших формах организации работ и способах механизации и автоматизации. В проекте должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению максимальной безопасности при выполнении производственных процессов в подготовительных и очистных забоях, а также по соблюдению пылегазового режима и противопожарной защите.
Одной из главных задач дипломного проектирования является развитие у студентов самостоятельности, творческой инициативы в работе и умения пользоваться технической литературой, нормативными документами. С этой целью в дипломном проекте предусматривается углубленная разработка специальной части, которая должна быть увязана с конкретным предприятием и иметь, по возможности, актуальное значение для производства. Специальная часть проекта должна содержать необходимые технико-экономические расчеты, обоснование выбора основного и вспомогательного оборудования, электрической аппаратуры, технологической схемы отражать организационные вопросы производства. По специальной части проекта должен быть дан обоснованный экономический вывод в сравнении с предприятием.
В работе над проектом студент должен проявлять самостоятельность, а консультации должны проводиться с целью определения объема работы по разделам дипломного задания и времени их выполнения, а также для оказания помощи в использовании рекомендуемой литературы, соблюдения норм Единой системы конструкторской документации. Пояснительная записка к дипломному проекту должна выполняться грамотно, четко и разборчиво, отличаться краткостью и ясностью изложения, не должна содержать обоснований общеизвестных положений, технических характеристик серийно выпускаемых машин и оборудования. Графическая часть должна отражать принятые в пояснительной записке технические решения и выполняться технически грамотно.
Непосредственная подготовительная работа к дипломному проектированию начинается со дня распределения студентов по предприятиям для прохождения преддипломной практики. На основании договоров о прохождении практики на предприятиях, устанавливаются реальные условия для разработки специальных тем в условиях предприятий. Если объем предлагаемой шахтой темы охватывает комплекс технических решений, по объему выходящих за требования одной темы, рекомендуется группировать специальные темы по одному объекту для полной разработки технической документации, чтобы можно было ее практически внедрить в производство в реальных условиях шахты. В зависимости от степени сложности и объема дипломный проект или дипломную работу может выполнять не один, а группа студентов (два и более человек). При этом каждый студент самостоятельно выполняет отдельную, но связанную с другими часть работы, которая имеет законченный цикл, а вместе выполненная работа представляет собой комплексное решение важной и достаточно крупной технико-технологической задачи в одном из технологических звеньев шахты. Общая часть дипломного проекта или дипломной работы выполняется студентами совместно.
Выдача дипломного задания производится до получения студентами направления на преддипломную практику. Изучив задание, студент должен уяснить основную задачу проекта, продумать подготовку и последовательность его выполнения. В этот период студент должен подобрать литературу, подготовить чертежный инструмент, бумагу и т. п., составить график работы над проектом. Изучив подобранную литературу, студент должен сделать выписки расчетов, формул, снять эскизы, которые нужны будут при проектировании или сделать электронные копии необходимых материалов. Если в период подготовки у студента возникнут затруднения в работе над специальной частью проекта, можно обращаться к специалистам за консультацией. Материал к проекту подбирается за период преддипломной производственной практики на предприятии. Его можно получить в маркшейдерском, плановом, техническом отделах и конструкторском бюро, у главного механика и энергетика шахты, начальника цеха или участка. Материал должен содержать реальные данные и перспективные предложения. Поэтому, находясь на преддипломной практике, студент должен детально, всесторонне изучить объект, по которому будет выполнять дипломный проект, сделать критический анализ подбираемого материала.
Может случиться, что технико-экономические показатели не соответствуют современным требованиям хозяйствования и развития шахты из-за низкого или несовершенного уровня механизации и автоматизации производства, организации труда и технологического процесса на отдельных предприятиях или участках. Возможны также и нарушения технологии процесса, техники безопасности и противопожарной защиты, правил технической эксплуатации и др. Необходимо установить причины выявленных недостатков и наметить пути их устранения. Все собранные материалы должны быть обработаны, систематизированы и помещены в отчет о прохождении преддипломной производственной практики.
Дипломный проект выполняется в соответствии с заданием, в полном объеме и в отведенный для работы срок. С целью обеспечения своевременного выполнения дипломного проекта студенту необходимо составить график работы, в котором предусматриваются сроки выполнения отдельных разделов проекта и его оформления в целом. Такой график дисциплинирует студента, позволяет работать ритмично, без раскачки и штурмовщины, улучшает качество проекта и обеспечивает необходимый контроль со стороны руководителя проекта. График позволяет дипломнику предвидеть предстоящий объем работы. В процессе проектирования индивидуальный график можно уточнять и изменять в случае необходимости. График утверждается руководителем дипломного проектирования. Пояснительная записка и графический материал должны выполняться начисто по мере выполнения разделов проекта, что снижает вероятность ошибок.
Для непосредственного руководства дипломным проектом студента назначается руководитель, из числа преподавателей специальных дисциплин или специалистов угольных шахт, производственных объединений, Госгортехнадзора и ВГСЧ.
До начала дипломного проектирования с руководителями дипломных проектов в техникуме необходимо провести инструктивное совещание по ознакомлению с требованиями по дипломному проектированию. Эту работу должна проводить учебная часть совместно с цикловыми комиссиями специальных дисциплин. Руководитель дипломного проекта назначается для каждого студента перед уходом на преддипломную практику. Кроме руководителя дипломного проекта, который является консультантом специальной части, по отдельным частям (экономическая и охрана труда) назначаются консультанты.
Задания по дипломному проекту, индивидуальные для каждого студента, выдаются на специальном бланке, подписываются руководителем дипломного проекта, заведующим отделением или заместителем директора техникума по учебной работе. Студент обязан в срок приступить к дипломному проектированию и выполнять его под контролем руководителя проекта согласно индивидуальному графику, утвержденному заведующим отделением или учебной частью техникума.
Руководитель дипломного проекта обязан оказывать необходимую помощь студенту, если она потребуется в разработке разделов проекта, и осуществлять контроль за качеством выполнения дипломного проекта и объемом, предусмотренным в задании. Руководитель и консультанты кроме указаний и разъяснений по возникающим у студента вопросам обязаны проверять правильность общего направления проектирования, но не решать вопросы за автора проекта. Важно в этот период наводить студента на путь правильного решения вопросов и задач на уровне современных передовых достижений в горной науке и технике, в организации производства и экономике и всячески стимулировать самостоятельность работы студента над темой. Посещение учащимися консультаций должно быть регулярным в дни, предусмотренные расписанием, и контролироваться учебной частью. Изменения в задании в процессе проектирования без разрешения руководителя не допускаются.
Дипломный проект, как правило, должен выполняться в СПО, в кабинете дипломного проектирования, где должны быть чертежные принадлежности, учебники, методические пособия, справочники, ГОСТы, образцы оформления выполнения дипломных проектов.
В законченном виде дипломный проект с отзывом руководителя сдается в учебную часть, после чего направляется на рецензию соответствующему специалисту. К защите допускаются лишь те проекты, которые по определению руководителя дипломного проекта отвечают требованиям программы и дипломному заданию.
Проект возвращается дипломнику с рецензией не позднее, чем за день до назначенного срока защиты проекта перед Государственной квалификационной комиссией. Несоблюдение этого правила, предусматривающего необходимое время на подготовку учащегося к защите и ответам на замечания рецензента, дает право дипломнику ходатайствовать об установлении нового срока защиты.
Защита дипломного проекта перед ГКК является завершающим этапом работы учащегося, поэтому к ней надо хорошо подготовиться. В подготовке к защите учащегося обязан принимать участие руководитель проекта. Для защиты проекта перед ГКК необходимо составить конспект доклада, используя пояснительную записку и чертежи к проекту, учитывая при этом замечания рецензента и руководителя проекта. Нужно помнить о регламенте для доклада, не включая в доклад описание второстепенных вопросов, имеющих вспомогательное значение. В докладе необходимо подробно осветить специальную часть проекта, выделив существенное и принципиально важное, характеризующее элементы творческой работы дипломника над актуальными производственными вопросами в области технологии, организации и экономики производства.
Во время защиты проекта члены ГКК задают проектанту вопросы. Ответы должны быть конкретными, сопровождаться доказательствами. Если при этом необходимо ссылаться на таблицы, расчеты, графики, то с разрешения председателя ГКК можно воспользоваться пояснительной запиской и чертежами проекта. При защите дипломных проектов по предложенным шахтой темам целесообразно производить защиту непосредственно на предприятии для учащихся, обучающихся без отрыва от производства по вечерней системе.
В период дипломирования и защиты дипломного проекта выпускник должен показать, что он научно осмыслил технологию разработки угольных месторождений на современном этапе развития горной науки и техники и готов применять полученные знания, умения навыки в своей производственной деятельности.
Литература
- Волков Ю. Г, Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов-на-Дону, 2001
- Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: методическое пособие/Сост. И. Н. Кузнецов. – Минск, 1999
- Методические указания к курсовому и дипломному проектированию по курсу «Управление состоянием породного массива». Составители: Н. Н. Гаврик, В. И. Пилюгин, - Донецк, ДонНТУ, 2001 - 102с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Новые информационные и коммуникационные технологии в образовании предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по с
Обеспечение дополнительной подготовки в области информатики на специальности Преподавание в начальных классах...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовая подготовка) (выпускная квалификационная работа)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессинального образования 230113 Компьютерные системы и комплексы.В программе указ...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (базовая подготовка) выпускная квалификационная работа
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (базовая подготовка) выпускная квалификационная работа...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (базовая подготовка) выпускная квалификационная работа
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (базовая подготовка) выпускная квалификационная работа...
ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 21.02.05 «ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ» НА 2019—2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Для итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения», принято выполнение выпускной квалификационной работы .разработаны критерии...
ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.12 «САДОВО-ПАРКОВОЕ И ЛАНДШАФТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»
Для итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 35.02.12 «САДОВО-ПАРКОВОЕ И ЛАНДШАФТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО», принято выполнение выпускной квалификационной работы - ди...
ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.04 «КОММЕРЦИЯ» НА 2019—2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Для итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 38.02.04 «Коммерция», принято выполнение выпускной квалификационной работы.. Разработаны критерии оценки, процеду...