МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для обучающихся ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК.01.01. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ САДОВО- ПАРКОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (Геодезия)
методическая разработка

 

Методические рекомендации по выполнению лабораторных (практических)занятий по дисциплине «МДК.01.01. Основы проектирования объектов садово-паркового строительства».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdk_01_01_geodeziya_.metodicheskie_rekomendatsii.docx1011.05 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

« Губернский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для обучающихся

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МДК.01.01. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ САДОВО- ПАРКОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Специальность: 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство

курс обучения:              2                                семестр:     4        

Форма обучения:     Очная        

Серпухов, 2021 г.

Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК

номер, ПКЦ «Прикладных видов искусств»

Протокол №        от        дата

Председатель ПЦК    Дорохина О.Н.

Составлено в соответствии с рабочей программой по МДК.01.01. Основы проектирования объектов садово- паркового строительства

Разработчик    Киселева А.П.

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические рекомендации по выполнению лабораторных (практических)занятий по дисциплине «МДК.01.01. Основы проектирования объектов садово-паркового строительства» созданы  Вам в помощь для успешной работы на занятиях и подготовки к ним. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны  найти время для ее выполнения или пересдачи.

Ознакомьтесь с общими рекомендациями, чтобы ваша работа была продуктивна и качественно организована.

Желаем Вам успеха!!!!

  1. Внимательно прочитайте методические рекомендации по выполнению практической работы.
  2. Внимательно прочитайте пояснения, при необходимости повторите лекционный материал по конспектам и другим источникам, относящийся к теме практической работы.
  3. Ответьте на контрольные вопросы, если они предложены.
  4. Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально подготовьте рабочее место.
  5. Продумайте ход выполнения работы.
  6. Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.
  7. Если при выполнении практической работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности. Вместе проводите анализ организации и промежуточные результаты практической работы микрогруппы.
  8. При выполнении практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.
  9. В процессе выполнения практической работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.
  10. По окончании выполнения практической работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые вы получили от преподавателя или в методических указаниях.
  11. Сдайте готовую работу преподавателю для проверки.
  12. Участвуйте в обсуждении и оценке полученных результатов практической работы (общегрупповом или в микрогруппах).

Рекомендации по выполнению графической работы

  1. Подготовьте рабочее место и чертежные принадлежности.
  2. Лист формата А3 расположите горизонтально. Начертите рамку и угловой штамп.
  3. Заполните штамп по образцу чертежным шрифтом, отступая от линий таблицы. В графе «Наименование темы» укажите тему практической работы. Заполните графу номинал масштаба.
  4. Проводите самоконтроль выполнения задания: следите за четкостью линий, выдерживайте высоту и ширину шрифта, расстояния между знаками и строками.

Программой дисциплины «МДК.01.01. Основы проектирования объектов садово- паркового строительства»    предусматривается выполнение лабораторных (практических) занятий, направленных на формирование следующих элементов:

компетенций:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы

выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного

развития.

ОК 5 Использовать        информационно-коммуникационные        технологии        в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в   коллективе   и   в   команде,   эффективно   общаться   с   коллегами,

руководством, потребителями.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1 Проводить ландшафтный анализ и предпроектную оценку объекта озеленения.

ПК 1.2 Выполнять        проектные        чертежи        объектов        озеленения        с использованием компьютерных программ.

ПК 1.3 Разрабатывать проектно-сметную документацию.

умений:

  • применять стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Системы проектной документации для строительства (СПДС), пользоваться Строительными нормами и правилами (СНиПами);
  • выполнять изыскательские работы на объекте;
  • пользоваться приборами и инструментами;
  • проводить инвентаризацию существующей растительности на объекте;
  • согласовывать юридические вопросы по землеустройству с за- интересованными сторонами;
  • составлять схему вертикальной планировки и картограмму зем ляных работ;
  • составлять предпроектный план, эскиз и генплан объекта озеленения;
  • выполнять разбивочные и посадочные чертежи;
  • применять компьютерные программы при проектировании объектов озеленения;
  • составлять ведомости объемов различных работ;
  • рассчитывать сметы на производство различных работ;
  • составлять календарный график производства различных работ;

согласовывать проектную документацию со смежными организациями, контролирующими органами и заказчиками.

знаний:

  • стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Системы проектной документации для строительства (СПДС), пользоваться Строительных норм и правил (СНиП);
  • законы землеустройства и землепользования, кадастровый план объекта;
  • основы геодезии и геопластики;
  • гидрологические условия, геологические и почвенные характе- ристики объекта;
  • специализированные приборы и инструменты;
  • методы проектирования объектов;
  • законы, методы и приемы проекционного черчения и архитек- турной графики;
  • основные принципы композиции пейзажей;
  • современные стили ландшафтного дизайна и историю садово- паркового искусства;
  • компьютерные программы для ландшафтного проектирования;
  • нормативные требования к оформлению проектно-сметной до- кументации;

основы психологии общения.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

-рабочие места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-стулья;

-комплект учебно-наглядных пособий по рисунку (плакаты, планшеты, иллюстрации, образцы и др.);

- комплект печатной продукции с информационным материалом;

-фонд студенческих работ;

-постановочные реквизиты.

Технические средства обучения:

- учебные электронные материалы;

- ноутбук;

- аудиовизуальные средства – рисунки и иллюстрации в виде электронных презентаций.

         ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

        

Наименование темы лабораторного (практического)

занятия

Количество часов на

выполнение ЛПЗ

Формируемые У, З

Формируемые ОК, ПК

Тема №1: «Решение задач на масштабы»

2

умений:

  • применять стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Системы проектной документации для строительства (СПДС), пользоваться Строительными нормами и правилами (СНиПами);
  • выполнять изыскательские работы на объекте;
  • пользоваться приборами и инструментами;
  • проводить инвентаризацию существующей растительности на объекте;
  • согласовывать юридические вопросы по землеустройству с за- интересованными сторонами;
  • составлять схему вертикальной планировки и картограмму земляных работ;
  • составлять предпроектный план, эскиз и генплан объекта озеленения;
  • выполнять разбивочные и посадочные чертежи;
  • применять компьютерные программы при проектировании объектов озеленения;
  • составлять ведомости объемов различных работ;
  • рассчитывать сметы на производство различных работ;
  • составлять календарный график производства различных работ;

согласовывать проектную документацию со смежными организациями, контролирующими органами и заказчиками.

знаний:

  • стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Системы проектной документации для строительства (СПДС), пользоваться Строительных норм и правил (СНиП);
  • законы землеустройства и землепользования, кадастровый план объекта;
  • основы геодезии и геопластики;
  • гидрологические условия, геологические и почвенные характе- ристики объекта;
  • специализированные приборы и инструменты;
  • методы проектирования объектов;
  • законы, методы и приемы проекционного черчения и архитек- турной графики;
  • основные принципы композиции пейзажей;
  • современные стили ландшафтного дизайна и историю садово- паркового искусства;
  • компьютерные программы для ландшафтного проектирования;
  • нормативные требования к оформлению проектно-сметной до- кументации;

основы психологии общения.

ПК 1.1.,

ПК 1.2.,

ПК 1.3.;

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9;

ЛР 4 ЛР 5,ЛР 8, ЛР 10, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17

Тема №2: «Разграфка и номенклатура топографических карт и планов»

2

Тема №3: «Решение задач по карте, определение высот  и превышений, построение

продольного профиля»

4

Зачет по теме «Общие сведения по геодезии»

1

Тема №4: «Решение прямой и обратной геодезической задачи»

2

Тема №5: «Определение углов между линиями по их румбам»

2

Тема №6: «Определение прямоугольных и географических координат точек по карте»

4

Тема №7: «Работа с нитяным дальномером, определение расстояний»

2

Зачет по теме «Геодезические измерения»

1

Тема №8: «Изучение условных знаков. Масштабы. Измерение расстояний по карте»

2

Зачёт по теме «Геодезические планы, карты, чертежи и сети».

1

Итого:

23

Методические рекомендации по выполнению практической работы

«МДК.01.01. Основы проектирования объектов садово-паркового строительства»    » 2 курс (23ч.)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол. часов

Содержание практической  работы

Визуализация практической

работы

Тема №1: «Решение задач на масштабы»

2

Цель: сформировать у обучающихся навыки и умения решать задачи на масштабы.

Задачи: Овладение алгоритмами решения задач на масштабы, выработка самостоятельности суждений при работе с информацией; умений адекватно устанавливать границы уже известного и неизвестного.

Задание: Решить задачи на масштабы. 

Материалы: Тетрадь, ручка.

Алгоритм выполнения работы:

Прочитайте и перепишите теорию по теме.

Масштаб - это отношение длины линии на карте, плане (чертеже)Sp к длине горизонтального приложения соответствующей линии в натуре (на местности)Sm.

Численный масштаб - 1/ М, правильная дробь, у которой числитель равен 1, а знаменатель М показывает во сколько раз уменьшены линии местности по сравнению с планом.

Например, масштаб 1:10000 означает, что все линии местности уменьшены в 10000 раз, т.е. 1 см плана соответствует 10000 см на местности

или 1 см плана = 100 м на местности, или 1 мм плана = 10 м на местности.

Следовательно, зная длину отрезка плана по формуле:

Sm=Sp*M

можно вычислить длину линии на местности или по формуле:

Sp= Sm:M

определить длину отрезка на плане.

Например, длина линии на местности 252м; масштаб плана 1:10000. Тогда длина линии на плане Sp=252м : 10000=0,0252м = 25,2мм.

И обратно, длина отрезка на плане равна 8,5 мм; масштаб плана 1:5000. Требуется определить длину линии местности. Она будет: 8,5 мм * 5000 = 42,5м.

Задача № 1

Вычислите длину линии на местности Sm, для данных, приведенных в таблице 1. Результаты  запишите в соответствующую графу таблицы 1. Вычислите длину отрезка на плане Sp, для данных, приведенных в таблице 2. Результаты  запишите в соответствующую графу таблицы 2

Задание по вариантам.

Тема №2: «Разграфка и номенклатура топографических карт и планов»

2

Цель: изучение системы разграфки и номенклатуры топокарт, уяснение связи и зависимости номенклатуры топокарт с масштабами и координатами рамок листов карт

Задачи: Выработка самостоятельности суждений при работе с информацией; умений адекватно устанавливать границы уже известного и неизвестного.

Задание: Выполнить разграфку. 

Материалы: Тетрадь, ручка.

Алгоритм выполнения работы:

Топографические карты для обширных территорий составляются на отдельных листах, которые ограничены отрезками параллелей и меридианов. Размеры каждого листа по широте и долготе зависят от масштаба карт.

Деление карт на листы называется разграфкой (или нарезкой карты). Чаще всего применяют два вида разграфки:

  • трапециевидная, при которой границами листов служат меридианы и параллели;
  • прямоугольная, когда карта делится на прямоугольные или квадратные листы одинакового размера.

Каждый лист такой карты ориентирован относительно сторон света: верхняя сторона рамки - север, нижняя - юг, левая - запад, правая - восток.

Серии государственных топографических и тематических карт, включающие тысячи листов, имеют в каждой стране стандартную разграфку. В России в основу разграфки топографических карт положена карта масштаба 1 : 1000 000, любой лист которой представляет собой трапецию, которая ограничена меридианами и параллелями, проведенными соответственно через 60 и 40 (см. разд. материал).

Параллели, проведенные через 40, образуют широтные пояса (ряды), обозначаемые заглавными буквами латинского алфавита, начиная от экватора к северу и югу (А, В, С, D, E, F, G и т.д.).

Меридианы , проведенные через 60 по долготе, образуют колонны (зоны). Их обозначают арабскими цифрами, начиная от 1800 с запада на восток (1, 2, 3, 4, 5, 6 и т.д.). Таким образом, первая к востоку от Гринвичского меридиана колонна имеет номер 31, вторая 32 и т.д.

Разграфку карт более крупных масштабов (1:500 000), (1:200 000, 1:100 000 и т.д.) получают, деля лист миллионной карты на части (см. разд. материал) (табл. 3). В одном листе миллионной карты содержится:

  • четыре листа карты масштаба 1:500 000, которые обозначаются А, Б, В, Г;
  • 36 листов карты масштаба 1:200 000, которые обозначаются римскими цифрами от I до XXXVI;
  • 144 листа карты масштаба 1:100 000, которые обозначаются

арабскими цифрами от 1 до 144.

Разграфку карт более крупных масштабов получают, деля лист карты масштаба 1:100 000, 1:50 000, 1:25 000.

С разграфкой непосредственно связана номенклатура - система обозначения отдельных листов в многолистных сериях карт (т.е. каждый лист карты имеет свое обозначение - номенклатуру). Для топографических карт установлена единая государственная система номенклатуры, которая начинается с миллионной карты и далее последовательно наращивается (см. табл. 1).

При обозначении номенклатуры листа миллионной карты первой пишется буква пояса, а затем через черточку - номер колонны. Например: N-36, M-30, Q-2, R-5 и т.д.

Таблица 1

масштаб

деление на части

обозначение листа

пример номенклатуры листа

1:1000 000

O - 24

1:500 000

4

А, Б, В, Г

O - 24 - А

1:200 000

36

I, II...XXXVI

O - 24 - XXI

1:100 000

144

1, 2, 3...144

O - 23 - 37

масштаб

деление на части

обозначение листа

пример номенклатуры листа

1:100 000

O - 24 - 37

1:50 000

4

А, Б, В,Г

О - 24  - 37 - А

1:25 000

4

а, б, в, г

О - 24 -37 - А - б

1:10 000

1, 2, 3, 4

О - 24 -37 - А - б - 3

Номенклатура дается над правым углом северной стороны рамки. Посередине этой стороны подписывается название главного населенного пункта или другого крупного объекта, расположенного на данном листе карты.

Задание 1. Определить номенклатуру листов карты масштаба 1:1000 000, на которых нанесены города: г. Москва, г. Якутск, г. Улан-Удэ, г. Токио, г. Новосибирск, г. Тунис.

Например: г. Москва (N - 37).

Задание 2.   Определить масштаб карты по номенклатуре листов: М - 40; L - 45 - 27; G - 39 - 67 - A, I - 35 - XXXI, O - 38 - 121 - A - б; К - 52 - Б; P - 41 - 12 - B - в - 2.

Например: М - 40 (1:1000 000).

Задание 3. Определите номенклатуру листов карты масштабов 1:1000 000, 1:500 000, 1:200 000, на которых нанесены г. Москва, г. Киев, г. Дели, г. Иркутск, г. Париж, г. Новосибирск.

Например:

C:\Users\M.S.I\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\123.png

Задание 4.        Найти номенклатуру листов карты        1:1000 000,

соприкасающихся по сторонам и углам с листами: N - 49; Р - 44; К

- 37; I - 50; Q - 5; М - 17; D -58.

Например: N - 49

C:\Users\M.S.I\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\ап.png

Вопросы для повторения, закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Понятие разграфки и номенклатуры.
  2. Принятая        система

Государственной и прямоугольной

раз графки и номенклатуры.

  1. Прямоугольная разграфка.

Тема №3: «Решение задач по карте, определение высот  и превышений, построение

продольного профиля»

4

Цель: Сформировать практические умения чтения топографического плана, решения задач по карте.

Задачи: Научится решать задачи по карте.

Материалы: Тетрадь, ручка.

Алгоритм выполнения работы:

На картах и планах, имеющих горизонтали, можно решить следующие задачи, связанные с проектированием, постройкой и эксплуатацией инженерных сооружений.

  1. Определение отметки точек

При решении этой задачи возможны следующие случаи:

а)        точка, например,- К (рис. 1), лежит на горизонтали, тогда ее высота равна отметке этой горизонтали, т.е. 157.5м.

image9

Рис. 1 Определение высот точек по карте

б)        если точка С лежит между горизонталями, то ее высота равна отметке младшей (меньшей) горизонтали плюс превышение ее над этой горизонталью. Отметка младшей горизонтали, вблизи которой находится точка С  равна 155м. Превышение h1 точки С над горизонталью определяют по формуле:

h1=

где h - высота сечения плана (карты)

d - расстояние между соседними горизонталями (заложение) в мм

dl - расстояние от точки С до младшей горизонтали.

Таким образом отметка точки С:

 НС = 155 + 3/5*2.5 = 156.5м

в)        если точка расположена внутри фигуры, образованной замкнутой горизонталью, как точка Д на рис.5, то условно считают, что превышение ее над горизонталью равно половине сечения. Значит отметку точки Д следует принять равной 156.5м.

2 Изображение разреза местности вертикальной плоскостью называется профилем. Построение профиля проводится в следующей последовательности:

  1. На карте прочерчивают направление профиля и определяют максимальную и минимальную отметки точек на этой линии, т.е. находят амплитуду всего профиля. Знать заранее амплитуду и протяженность профиля нужно для расчета длины осей профиля и правильного выбора начала отсчета высот;
  2. Подбирают вертикальный масштаб для отложения высот, с таким расчетом, чтобы характерные перегибы рельефа хорошо выразились на профиле, и в то же время было правдоподобно передано строение рельефа. Вертикальный масштаб крупнее горизонтального. За горизонтальный масштаб профиля, чаще, берут масштаб карты;
  3. Строят две взаимно перпендикулярные прямые - горизонтальную и вертикальную оси профиля. В соответствии с выбранным масштабом на вертикальной оси отмечают высоты всех горизонталей, пересекаемых линией профиля, и через эти отметки проводят горизонтальные прямые;
  4. При помощи циркуля или линейки, полоски бумаги берут заложения по линии профиля и откладывают их на горизонтальной оси. Из каждого конца отрезка восстанавливают перпендикуляры до пересечения с

горизонтальной линией, имеющей отметку данной горизонтали;

  1. Полученные точки соединяют плавной кривой;
  2. На профиле показывают объекты, расположенные по линии разреза, и азимут направления профиля (рис. 1).

Рисунок 1 - Построение профиля по карте с горизонталями

Задание 1. Построить профили по следующим направлениям:

  1. карта “Морозовск”: а) по восточной рамке карты от горизонтальной линии 5416 до 5425; б) от т.123,1 (кв. 2002), через т. 56,1 (кв. 1807) до речного канала (кв. 1709);
  2. карта “Чарков”: от г. Синюха (кв. 1503) до г. Полойка (кв. 2203);
  3. карта “Труновское”: от г. Маниста (кв. 9887) до г. Лисица (кв. 9994);
  4. карта “Боград”: от г. Рассыпная (кв. 9812) до г. Туртас (кв. 0413).

Зачет по теме «Общие сведения по геодезии»

1

Вопросы для повторения, закрепления теоретического материала к зачету:

  1. Что такое геодезия?

  2. Какая наука занимается изучением методов составления, издания и использования карт?

  3. Какие системы координат применяются в геодезии

  4. Географической координатой называется?

  5. Что такое Абсолютная высота?

  6. Что принимается за начало отчета абсолютных высот?

  7. Что означает "ориентировать линию" ?

  8. Какой вид съемки не используется в геодезии?

Тема №4: «Решение прямой и обратной геодезической задачи»

2

Цель: Научить определять координаты точки по координатам исходной точки, горизонтальному положению линии, соединяющей эти точки и дирекционному углу этой линии

Научить вычислять по известным координатам двух точек дирекционный угол и горизонтальное проложение линии.

Задачи: Научиться решать геодезические задачи

Материалы: Тетрадь, ручка, калькулятор, линейка, транспортир

Алгоритм выполнения работы:

Примеры решения прямой геодезической задачи

Вычисление приращений координат по таблицам приращений

Пример 1: Дано: 1) горизонтальное положение d линии АВ, равное 72,48 м, и

  1. румб r  линии АВ - СВ 6°25 ’.

Требуется вычислить приращения координат Δх и Δу линии АВ. Для решения задачи пользуются таблицами приращений координат.

d

Δх

(d cos r)

Δу

(d sin r)

70

69.56

7.82

2

1.99

0.22

0.48

0.48

0.05

72.48

+72.03

+8.09

Вычисление координат точки

Зная координаты исходной точки А и приращения координат, можно вычислить координаты точки В. Так, если координаты точки А равны:

ХА = +505,12 м, Ya = +302,50 м, то

Согласно формулам (1) получают координаты точки В ХВ и YB:

ХВ = 505,12 + 72,03 = 577,15м

YB = 302,50 + 8,10 = 310,60м

Решение обратной геодезической задачи

При решении обратной геодезической задачи по  координатам начала и конца линии определяют ее горизонтальное проложение и дирекционный угол. Из прямоугольного треугольника ABC (см. рис. 14) следует:

Зная  tg α, по таблицам натуральных значений тригонометрических функций находят румб r и с учетом знаков приращений координат определяют значение  дирекционного угла α..

Горизонтальное проложение линии d определяют по одной из трех формул:

Пример решения обратной геодезической задачи.

Даны координаты точек  А и В:

ХА = + 82,03 м      YА = + 39,67 м

                                                  ХВ = + 51,51 м      YB= + 75,95м

Вычислить: 1) дирекционный угол α  линии АВ; 2) горизонтальное проложение d линий АВ.

Вычисления  приведены в таблице. Порядок действий указан в скобках.

https://i.pinimg.com/originals/c3/db/e6/c3dbe64ed747bd1047c901f48f8d1254.gif

Тема №5: «Определение углов между линиями по их румбам»

2

Цель: Научить определять углов между линиями по их румбам.

Материалы: Тетрадь, ручка, калькулятор, линейка, транспортир

Алгоритм выполнения работы:

В геодезии, для решения целого ряда астрономических задач, для определения курсов кораблей и т.д. вместо азимутов пользуются румбами.

Румбом (r) линии называется угол между направлением данной линии и ближайшим к нему направлением меридиана. Румбы измеряются от обоих концов меридиана (северного или южного) в обе стороны в пределах от 00 до 900 (по ходу и против часовой стрелки). Градусная величина румба сопровождается названием направления линии относительно меридиана (СЗ; СВ; ЮЗ; ЮВ) (рис. 1).

C:\Users\M.S.I\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\й.png

Например: r (ОВ) = СЗ : 350, означает, что линия направлена в северо-западную сторону, угол с северным направлением меридиана составляет 350.

Задание 1. Нарисуйте румбы для следующих направлений:

r (ОА) = СВ : 450; r (ОБ) = СЗ : 800; r (ОВ) = ЮЗ : 150; r (ОС) = ЮВ

: 650; r (ОД) = СЗ : 190.

Задание 2. Вычислить румбы направлений по данным азимутам этих линий.

C:\Users\M.S.I\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\ц.png

Например: заданное направление с углом 131040/ находится в юго-восточной части (ЮВ), от южного направления меридиана угол составляет 1800 - 131040/ = 480 20/ . Румб данной линии равняется r = ЮВ : 480 20/

Задание 3. Вычислите азимуты направлений по данным румбам этих линий.

Тема №6: «Определение прямоугольных и географических координат точек по карте»

4

Цель: Освоить методику определения координат по карте

Задачи: научиться определять координаты последующих точек по известным координатам предыдущих точек и наоборот

Материалы: Тетрадь, ручка, калькулятор, линейка, транспортир

Алгоритм выполнения работы: 

  1. ключа 147.0
  2. высоты 171,8
  3. церкви в г.Снов
  4. кл. Белый
  5. домика лесника.

1. Определить географические координаты точки на карте.
Например, координаты точки А. Для этого необходимо с помощью циркуля-измерителя измерить кратчайшее расстояние от точки А до южной рамки карты, затем приложить измеритель к западной рамке и определить количество минут и секунд в измеренном отрезке, сложить полученное (измеренное) значение минут и секунд (0'27") с широтой юго-западного угла рамки - 54°30'.
Широта точки на карте будет равна: 54°30'+0'27" = 54°30'27".
Долгота определяется аналогично.
Измеряют с помощью циркуля-измерителя кратчайшее расстояние от точки А до западной рамки карты, прикладывают циркуль-измеритель к южной рамке, определяют количество минут и секунд в измеренном отрезке (2'35") складывают полученное (измеренное) значение с долготой юго-западного угла рамки- 45°00'.
Долгота точки на карте будет равна: 45°00'+2'35" = 45°02'35"

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/18/s_5996a93704dfe/675218_1.jpeg

1

2

3

4

5

азимуты

131040/

210015/

47025/

98005/

348007/

румбы

480 20/

2. Определить прямоугольные координаты точки на карте.
Например, точки В (рис. 2).
Для этого надо:

  • записать X - оцифровку нижней километровой линии квадрата, в котором находится точка В, т.е. 6657 км;
  • измерить по перпендикуляру расстояние от нижней километровой линии квадрата до точки В и, пользуясь линейным масштабом карты, определить величину этого отрезка в метрах;
  • сложить измеренную величину 575 м с значением оцифровки нижней километровой линии квадрата: X=6657000+575=6657575 м.

Определение ординаты Y производят аналогично:

  • записать значение Y - оцифровку левой вертикальной линии квадрата,т.е.7363;
  • измерить по перпендикуляру расстояние от этой линии до точки В, т.е.335 м;
  • прибавить измеренное расстояние к значению оцифровки Y левой вертикальной линии квадрата: Y=7363000+335=7363335 м.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/18/s_5996a93704dfe/675218_2.jpeg

Тема №7: «Работа с нитяным дальномером, определение расстояний»

2

Цель: изучить принцип работы нитяного дальномера; освоить методику измерений; научиться определять расстояния с помощью нитяного дальномера при горизонтальном и наклонном положениях линии визирования и находить превышения между точками методом тригонометрического нивелирования

Задачи: Ознакомится с работой нитяного дальномера.

Алгоритм выполнения работы: 

  1. Принцип определения расстояний с использованием нитяного дальномера. 2. Сущность тригонометрического нивелирования.

3. Определение расстояний нитяным дальномером: – при горизонтальном положении линии визирования (v =0°); – при наклонном положении линии визирования (v ≠ 0°).

4. Определение превышений методом тригонометрического нивелирования. При выполнении задания каждый студент должен определить с помощью нитяного дальномера расстояние при горизонтальном и наклонном положении линии визирования и превышение между точками методом тригонометрического нивелирования. Точки, между которыми требуется определить расстояния и превышения, указываются преподавателем. В пояснительной записке следует привести необходимые схемы, методику и результаты измерений, рабочие формулы и вычисления.

Определение расстояний нитяным дальномером

 При горизонтальном положении линии визирования (v = 0°) 1. Теодолит устанавливают на штативе и приводят в рабочее положение. 2. На вертикальном круге теодолита устанавливают отсчет, равный 0°, и вращением алидады визируют на рейку.

3. Берут отсчеты по дальномерным нитям с точностью до 1 мм (0,1 см) и вычисляют дальномерный отсчет п. 4. Вычисляют горизонтальное проложение линии d = Кп. Пример При угле наклона линии визирования v = 0° отсчеты по дальномерным нитям по рейке составили 461 мм и 318 мм. Дальномерный отсчет: п = 461 – 318 = 143 мм = 14,3 см. Горизонтальное расстояние: d = 14,3 м. 32

 При наклонном положении линии визирования (v ≠ 0°) 1. Теодолит устанавливают на штативе в рабочее положение. 2. Визируют на определенный отсчет V на рейке (например, V = 2,0 м) и берут отсчет по вертикальному кругу, т. е. измеряют угол наклона линии визирования v. 3. Берут отсчеты по дальномерным нитям и вычисляют дальномерный отсчет п. 4. Вычисляют дальномерное, наклонное и горизонтальное расстояния по формулам: L = Kn; D = Kn cos v = D = L cos v; d = D cos v = L cos 2 v = L – sin2 v. Вычисление значений D и d рекомендуется выполнять с точностью до 0,01 м. Расхождения в вычисленных значениях горизонтального проложения d, определенных при горизонтальном и наклонном положении линии визирования, не должны превышать 0,1 м. Пример Теодолит 4Т30П установлен в точке А, высота прибора i = 1,31 м. Визирование выполнялось на рейку в точке В, высота визирования V = 2,0 м. Отсчеты по дальномерным нитям 2072 мм и 1927 мм. Отсчеты по вертикальному кругу: КЛ = +6°26', КП= – 6°24'. Дальномерный отсчет: n = 2072 – 1927 = 145 мм = 14,5 см. Дальномерное расстояние: L = Kn = 100 · 14,5 = 1450 см = 14,5 м. Угол наклона линии визирования: v = (КЛ – КП) / 2 = + 6°25'. Наклонное расстояние: D = L cos 6°25'= 14,5 м · 0,9937 = 14,41 м. Горизонтальное расстояние: d = D cos 6°25'= 14,41 м · 0,9937 = 14,32 м; d = L cos 2 6°25' = 14,50 м · 0,9875 = 14,32 м; d = L – sin2 6°25'= 14,50 м – 0,18 м = 14,32 м.

Зачет по теме «Геодезические измерения»

1

Вопросы для повторения, закрепления теоретического материала к зачету:

1.Прямая и обратная геодезические задачи (исходные данные, формулы, контроль).

2. Связь между дирекционным углом и румбом.

3.Передача дирекционного угла направлений путем измерения горизонтальных углов между направлениями

4.Номенклатура и разграфка топографических карт различных масштабов

5.Абсолютная и относительная высоты точек, превышения, уклоны.

6.Способы изображения рельефа на карте. Горизонтали и их свойства

7.Способы определения высот точек и уклонов по карте.

Тема №8: «Изучение условных знаков. Масштабы. Измерение расстояний по карте»

2

Цель: Изучить условные знаки, научиться читать карты.

Задачи: научиться определять масштаб и измерять расстояния по карте.

Материалы: Тетрадь, ручка, линейка, А4 формат

Алгоритм выполнения работы: 

Для всех карт разработана единая система условных знаков.

Для свободного чтения топографических карт необходимы твердые знания условных знаков. Эти знания приобретаются в результате систематических упражнений в чтении карт разных масштабов, а также путем вычерчивания знаков и фрагментов карт.

На любой географической карте (как на ограниченном листе бумаги) изображают то, что размещено на большом участке земной поверхности. При этом на карте не могут быть отображенными все существующие в действительности географические объекты. Неизбежен отбор какой-то их части. Этот процесс научно-обоснованного отбора и обобщения географических объектов и явлений для отображения их на карте называют картографической генерализацией (общий, выборочный).

Степень генерализации зависит от:

  1. Масштаба карты. Чем меньше масштаб карты, тем больше степень генерализации (и наоборот);
  2. Назначения карты. На карте показываются только те объекты, которые соответствуют ее назначению;
  3. Изученности объекта. При достаточной изученности объекта изображение может быть максимально подробным, а при нехватке
  • неизбежно обобщение, схематичность.

Правильная генерализация карты повышает ее качество, делая наиболее пригодной для решения тех задач, какие были предусмотрены при ее создании.

Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что карта с течением времени “стареет”, т.к. после ее издания на местности могут быть созданы другие объекты, проложены дороги, посажены или вырублены деревья, распаханы степи и др.

Задание 1. Ознакомиться с легендами условных знаков на топографических картах “Морозовск”, “Чарков” (1:50 000). Определить какие условные знаки относятся к площадным,

точечным, линейным. Как на картах даны надписи объектов, буквенно-цифровые данные, использована цветовая гамма.

Задание 2. Вычертить условными знаками в масштабе 1:10000

участок местности (800 х 800м) по следующему описанию:

С севера на юг течет р. Талая (сплавная) шириной 12 м, глубиной 2 м, скоростью течения 0,2 м/сек, с песчаным грунтом. Через реку имеется брод глубиной 1 м (с твердым грунтом). От брода на восток и запад идет грунтовая дорога. На восточном берегу реки заросли кустарников, на западном - редколесье вырубленных лесов.

Задание 3. Вычертить условными знаками в масштабе 1:20 000

участок местности (2400 х 1600м) по следующему описанию:

Асфальтированное шоссе шириной 12 м тянется с запада на восток, имеет бетонный мост через судоходную р. Топь. Длина моста 150 м, грузоподъемность 20 т. На восточном берегу р. Топь, в 200 м южнее моста, лежит селение Кутково (120 дворов), протягивающееся с севера на юг на 400 м, а с запада на восток на 650 м, оно имеет одну продольную и две поперечные улицы. На южной окраине населенного пункта находится часовня, в центре - памятник. На восточном берегу севернее моста находится участок кустарника прямоугольной формы (350 х 150 м), вытянутый с запада на восток. К западу от р. Топь, вдоль берегов раскинулись фруктовые сады.

https://compendium.su/geographic/oge_1/oge_1.files/523x419ximage033.jpg.pagespeed.ic.LYHw2sAVcB.jpg

https://fsd.compedu.ru/html/2017/11/15/i_5a0c6b1e23615/phpC1AZml_Marshrutnaya-karta-po-teme-Plan-mestnosti.Podgotovka-e-OGE_7.png

https://zhiloepravo.com/wp-content/uploads/2017/09/slide-9-1024x767.jpg

Зачёт по теме «Геодезические планы, карты, чертежи и сети».

1

Вопросы для повторения, закрепления теоретического материала к зачету:

  1. Дайте определение основным видам геодезических  чертежей.

  2. Для чего нужны условные знаки?

  3. Какие виды условных знаков бывают?

  4. Какие условные знаки называются площадными?

  5. Какие условные знаки называются внемасштабными?

  6. Для чего нужны пояснительные подписи на карте?

  7. Что называется горизонталью?

  8. Что называется бергштрихами?

  9. Какое действие называется интерполированием горизонталей?

  10. Для чего используют палетку?

  11. Как строятся горизонтали по отметкам точек

  12. Что мы называем высотой сечения рельефа?

  13. Что мы называем заложением?

  14. Какими свойствами обладают горизонтали?

  15. Что представляет собой уклон линии?

  16. Что представляет собой график заложения?

Критерии оценивания выполненных заданий

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по учебному модулю

Критерии оценки:

Оценка 5 ставится, если учащийся самостоятельно выполняет работу в полном объеме, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но были допущены две-три ошибки.

Оценка 3 ставится, если в ответе имеются пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению материала. Работа выполнена не полностью.

Оценка 2 ставится, если студент не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями программы и допустил много ошибок. Работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Оценка 1 ставится, если учащимся совсем не выполнил работу.

Информационное обеспечение выполнения лабораторных (практических) занятий

Основные источники:

  1. Киселев М.И., Михелев Д.Ш. Основы геодезии. Учеб. для студ. сред. проф. об- разования/ 5-е изд., стер. – М.:Академия, 2018. – 384 с.
  2. Курицына Т. А., Ермолович Е. Л., Авксентьева Е. Ю. Озеленение и благо-

устройство различных территорий: учебник для студ.учреждений сред.проф. образования – М.: Академия, 2017. – 240 с.

  1. Николаевская И. А. Благоустройство территорий: уч.пособие для

студ.учреждений сред.проф.образования/4-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 272 с.

  1. Покатаев В. П., Михеев С. Д. Дизайн и оборудование городской среды. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 408 с.
  2. Сокольская О.Б., Теодоронский В.С., Вергунов А.П. Ландшафтная архитектура: специализированные объекты. – М.: Академия, 2018. – 224 с.
  3. Теодоронский В.С. Садово-парковое строительство и хозяйство. Учебник для студентов сред.проф.образования        М.: Академия, 2018. – 352 с.
  4. Теодоронский В.С., Боговая И.О. Объекты ландшафтной        архитектуры. – М.: МГУ Леса, 2018. – 330 с.
  5. Теодоронский В.С., Сабо Е.Д., Фролова В.А. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. – М.: Академия, 2017. – 352 с.
  6. Федотов Г.А. Инженерная геодезия: Учебник. – 2-е изд., исправл. – М.: Высшая шк., 2017. – 463 с.

Дополнительные источники:

  1. Герасимов Ф.Я., Кузьмин Б.С. Краткий топографо-геодезический словарь-

  2. справочник. – М.: Недра, 2005. – 221 с.Грашин А. Дизайн детской предметной развивающей среды. – М.: Архитектура-С, 2008. – 296 с.

  1. Клюшин Е.Б. Геодезия. – М.: Академия, 2013. – 496 с.

  2. Лепкович И.П. Ландшафтное искусство. Паркостроение, городское озеленение, биодизайн; эстетика сельской местности, усадеб, дорог; национальные парки, заповедники, резерваты. – СПб.: Диля, 2010. – 400 с.

  1. Условные знаки для топографических планов в масштабах 1:5000,1:2000, 1:1000, 1:500. – М.: Недра, 1973. – 252 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ 2 курс СПО. Для специальностей:23.02.03. "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"08.02.01. Строительство...

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ по ПМ 03. по специальности "Механизация сельского хозяйства"

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ  по ПМ 03. по специальности "Механизация сельского хозяйства"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине: ОП.01. ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ ПИТАНИЯ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ

Методические рекомендации разработаны на основании Федерального Государственного Образовательного  Стандарта  по специальности 43.01.09 Повар, кондитер, рабочей программы  ОП.01 «...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для обучающихся ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ОП.03. Рисунок с основами перспективы 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Содержит рекомендуемый перечень заданий по предмету "Рисунок с основами перспективы" по специальности Дизайн...