Презентация к открытому уроку "Выветривание горных пород и минералов"
презентация к уроку на тему
Данная презентация составлена для повторения, закрепления и изучения нового материала по теме "Выветривание горных пород и минералов". В результате изучения нового материала обучающиеся должны уметь определять виды выветривания горных пород и минералов, влияние выветривания на почвообразовательный процесс и рельефообразование, знать методику определения видов выветривания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_33-szhatyy.ppt | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура урока: 1. Организационный момент 1-3 мин. 2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос) 15 мин. 3. Подведение итогов беседы. 2 мин. 4. Переход к теме урока. Сообщение темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности 3 мин. 5. Запись плана урока с экрана 2 мин. 6. Формирование новых знаний и умений. Работа с обучающимися по вопросам плана урока 35 мин. 7. Первичная проверка усвоения знаний (дифференцированное задание) а) выдача задания для самостоятельной работы обучающихся б) работа обучающихся 20 мин. 8. Первичное закрепление изученного материала. 3 мин. 9. Подведение итогов урока .Рефлексия. 7 мин. 10. Информация о домашнем задании 2 мин.
Цели урока: образовательная - обеспечить в ходе урока изучение, усвоение и закрепление основных понятий об образова-нии и выветривании горных пород и минералов; развивающая - научить выделять главное, сравнивать, находить общие и отличительные особенности разрушения горных пород. воспитательная - в процессе занятия воспитать деловые качества необходимые специалисту: ответственность, самостоятельность, усидчивость, умение преодолевать трудности, силу воли деятельностная - уметь анализировать динамику выветривания горных пород
План урока: Понятие о выветривании горных пород и минералов. 2. Типы выветривания. Факторы, влияющие на процессы разрушения горных пород и минералов.
Выветривание – это процесс физического разрушения и химического разложения горных пород под действием под действием атмосферных факторов и при активном участии микроорганизмов .
Типы выветривания горных пород и минералов:
Физическое выветривание – механическое разрушение горных пород и минералов без изменения химического и минералогического состава под действием суточными и сезонными колебаниями температуры, воды, ветра
Морозное выветривание: резкий перепад температуры, замерзание воды
Действие воды: выпадение атмосферных осадков на поверхность горных пород (сильные грозы, град)
Сильное течение горных рек
Подземные воды образуют тоннели и карстовые воронки
и карстовые воронки
Геологическая деятельность ветра- приводит к разрушению, развеиванию, выдува-нию образовавшихся в результате выветривания продук-тов разрушения коренных пород
Дефляция- работа ветра по выдуванию, разрушению, развеиванию горных пород
Коррозия – деятельность ветра по оптачиванию горных пород борозды углубления
Совокупность проявлений дефляции и коррозии создают оригинальные формы рельефной поверхности Формы рельефа, возникающие в результате разрушительной и аккумулирующей деятельности ветра, называются - эоловыми и разделяются на скульптурные ( эоловые столбы, грибы, котловины, сквозные отверстия, ниши выдувания.
Эоловые столбы Грибы
Котловины
сквозные отверстия ниши выдувания
и аккумулятивные или наносные дюны
Аккумулятивные или наносные барханы
Аккумулятивные или наносные лессы (лессовидные суглинки)
При химическом выветривании – процессы разрушения горных пород и минералов протекают более сложно: меняется их химический и минералоги-ческий состав с образованием совершенно новых химических образований о сновными химическими реакциями, обуславли-вающими химическое выветривание, является окисление, гидратация, карбонитизация, растворение и гидролиз.
Основные химические процессы: Окисление – это присоединение к минералам кислорода. В результате окисления образуются новые минералы, устойчивые к выветриванию. Гидратация – характеризуется образованием новых водных соединений в результате поглощения, присоединения воды: ангидрит + вода = гипс; Например: переход ангидрита в гипс CaSO4 + 2H 2 O → CaSO 4 Х 2H 2 O
Растворение очень широко распространено в природе. Многие минералы растворяются под действием воды, стекающей по поверхности горных пород и просачивающейся по трещинам и порам на глубину. Ускорению процессов растворения способствует высокая концентрация водородных ионов, кислорода, углекислоты и органических кислот. Гидролиз – это процесс обменного разложения минералов под влиянием воды и углекислоты Например: ортоклаз + вода +углекислый газ = коалинит + карбонатный раствор + опал
Карбонатизация – соединение минералов с ионами Ca , Mg , Na и K вступающие в реакцию с природными водами, насыщенными углекислотой. Образуются карбонаты и бикарбонаты. Колебание концентрации углекислого газа сопровождается выпадением из раствора карбоната кальция в виде кальцита и арагонита. Эти минералы, осаждающиеся из медленно капающей воды, образуют сталактит ( капающий) — натечное минеральное образование, нарастающее на потолках карстовых пещер и полостей сверху вниз при испарении воды и свешивающееся в виде сосулек
сталактиты ( капающий)
сталагмиты ( капля ) – натечное минеральное образование, нарастающее снизу вверх со дна карстовых пещер и полостей в виде столбов, сосулек и других форм при испарении капающей сверху минерализованной воды.
Органическое (биогенное) выветривание – измельчение, разрушение и изменение горных пород и минералов связанное с влиянием жизнедеятельности организмов, растений, животных
Антропогенное (техногенное) выветривание - влияние хозяйственной деятельности человека на выветривание горных пор од
Техногенное воздействие – это негативные геологические процессы природного происхождения - землетрясения
Вариант № 1 Задание. Определите причину выветривания горных пород и минералов 1. а)Колебание температуры, ветер, вода - причина физического выветривания б) Колебание температуры, ветер, вода - причина биогенного выветривания в) Резкий перепад температуры, ветер, поверхностные воды, подземные воды - причина физического выветривания 2.а) Колебание температуры, ветер, вода - причина физического выветривания б) Колебание температуры, ветер, вода - причина биогенного выветривания в) Резкий перепад температуры, ветер, поверхностные воды, подземные воды - причина химического выветривания 3.а) Разрушение горных пород и минералов под действием хозяйственной деятельности человека - причина техногенного образования рельефа б) Разрушение горных пород и минералов под воздействием природных катаклизм - причина техногенного выветривания в) Разрушение горных пород и минералов при добыче полезных ископаемых - причина техногенного выветривания
Вариант № 2 Задание. Определите результаты выветривания горных пород и минералов 1.Результатом физического выветривания горных пород и минералов является – 2. Результатом химического выветривания горных пород и минералов является – 3.Результатом органического (биогенного) выветривания горных пород и минералов является – 4. Результатом антропогенного (техногенного) выветривания горных пород и минералов является –
Вариант № 3 Задание. Составьте схему выветривания горных пород и минералов Типы выветривания Причина Действие Результат 1. Физическое 2. Химическое 3. Органическое (биогенное) 4. Антропогенное (техногенное)
Проверка усвоения новых знаний Типы выветривания Причина Действие Результат 1. Физическое Резкое колебание температуры, ветер, вода Процесс механического раздробления горных пород и минералов без изменения химического состава Образуются обломочные горные породы 2. Химическое Вода и раство-римые вещества и кислоты, включе-ние извести, гипса и соли Разрушение водой растворимых горных пород Образуются новые соединения и изменения уже существующих горных пород 3. Органическое (биогенное) Влияние животных микроорганизмов на разрушение горные породы и минералы Разрушение и изменение горных пород и минералов под влиянием растительного и животного мира Измельчение горных пород и минералов 4. Антропогенное (техногенное) Хозяйственная деятельность человека Разрушение под действием хозяйственной деятельности человека Сильно меняет горные породы и рельеф Земли.
Подведение итогов урока № Фамилия, имя Актуализа-ция опорных знаний Первичная проверка усвоения знаний Закрепление новых знаний Дополни- тельное задание Итоговая оценка 1. Абросимов Дмитрий 3 3 3 3 3 2. Голубев Александр 4 4 4 4 3. Жернаков Валентин 3 3 3 3 4. Захарова Евгения 5 5 5 5 5. Каюмова Руниза 5 5 5 5 5 6. Кожуров Дмитрий 4 4 4 4 7. Королев Артем 4 4 4 4 4 8. Королев Юрий нб нб нб нб нб 9. Кулебякин Владимир нб нб нб нб нб 10. Кульдеба Татьяна 4 4 4 4 4 11. Лаврушина Надежда 4 4 4 4 4 12. Мешков Иван 5 4 5 5 13. Приз Екатерина нб нб нб нб нб 14. Романов Никита нб нб нб нб нб 15. Хабибуллина Рузаля 5 5 5 5 5
Информация о домашнем задании составить опорный конспект по теме: «Инженерно-геологические процессы: движение горных пород на склонах». ОИ 1 стр. 301, 310, ОИ 2 стр. 70-78, ДИ 2 стр. 39-46 http :// www . aela . ru / forum / index . php showtopik
Спасибо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение к открытому уроку Тема: «Горные породы, слагающие земную кору» по дисциплине «Геология с основами геоморфологии»
Учебной дисциплины «Геология с основами геоморфологии»Специальность «Землеустройство»Группа З-39Тема занятия: Горные породы, слагающие земную кору.Тип занятия: комбинированныйФорма проведения занятия:...
Презентация "Горные породы и минералы Пермского края".
Презентация к уроку "Горные породы и минералы Пермского края".4 класс....
«Разнообразие горных пород»
Изучение горных пород и минералов....
Лабораторная работа №2 Диагностика магматических горных пород
Лабораторная работа...
Лабораторная работа № 3 Диагностика осадочных горных пород по образцам
Лабораторная работа...