Методическое обеспечение к открытому уроку Тема: «Горные породы, слагающие земную кору» по дисциплине «Геология с основами геоморфологии»
методическая разработка на тему
Учебной дисциплины «Геология с основами геоморфологии»
Специальность «Землеустройство»
Группа З-39
Тема занятия: Горные породы, слагающие земную кору.
Тип занятия: комбинированный
Форма проведения занятия: групповая, фронтальная, индивидуальная
Продолжительность занятия: 45 минут
Место проведения занятия: аудитория № 103
Цели:
1.Обучающие:
Углубить и расширить знания учащихся о горных породах слагающих земную кору, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении.
2.Развивающие:
Совершенствовать общие знания; развивать самостоятельность в работе; способствовать развитию познавательного интереса к природе, профессиональной ориентации.
3.Воспитательные:
Формировать экологическое сознание студентов на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувства гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.
Междисциплинарные связи: МДК 05.01 «Замерщик на топографа - геодезических и маркшейдерских работ».
Учебное оборудование (оснащение) занятия: презентация, интерактивная доска, методические материалы занятия.
Учебное оборудование (оснащение) занятия: компьютер, мадиапроектор, экран, интерактивная доска, раздаточный материал.
Методическое обеспечение занятия:
1.Компьютерная презентация
2.Раздаточный материал
3.Вопросы, составленные в программе МегаКампус 2.0
Опережающее задание студентам:
Найти информацию о том, какие полезные ископаемые добывают на территории Пермского края и Кунгурского района.
Критерии и методы диагностики эффективности занятия: карточки «Анкета».
Методы обучения: объяснительно – иллюстративная, проблемные, исследовательские.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_materialy.docx | 25.99 КБ |
tehnologicheskaya_karta.docx | 13.5 КБ |
3.pptx | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Кунгурский сельскохозяйственный колледж»
Методическое обеспечение к открытому уроку
Тема: «Горные породы, слагающие земную кору»
по дисциплине «Геология с основами геоморфологии»
Преподаватель : А.Б. Бородина
Группа З-39
Кунгур, 2014 год
План занятия
Учебной дисциплины «Геология с основами геоморфологии»
Специальность «Землеустройство»
Группа З-39
Тема занятия: Горные породы, слагающие земную кору.
Тип занятия: комбинированный
Форма проведения занятия: групповая, фронтальная, индивидуальная
Продолжительность занятия: 45 минут
Место проведения занятия: аудитория № 103
Цели:
1.Обучающие:
Углубить и расширить знания учащихся о горных породах слагающих земную кору, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении.
2.Развивающие:
Совершенствовать общие знания; развивать самостоятельность в работе; способствовать развитию познавательного интереса к природе, профессиональной ориентации.
3.Воспитательные:
Формировать экологическое сознание студентов на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувства гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.
Междисциплинарные связи: МДК 05.01 «Замерщик на топографа - геодезических и маркшейдерских работ».
Учебное оборудование (оснащение) занятия: презентация, интерактивная доска, методические материалы занятия.
Учебное оборудование (оснащение) занятия: компьютер, мадиапроектор, экран, интерактивная доска, раздаточный материал.
Методическое обеспечение занятия:
1.Компьютерная презентация
2.Раздаточный материал
3.Вопросы, составленные в программе МегаКампус 2.0
Опережающее задание студентам:
Найти информацию о том, какие полезные ископаемые добывают на территории Пермского края и Кунгурского района.
Критерии и методы диагностики эффективности занятия: карточки «Анкета».
Методы обучения: объяснительно – иллюстративная, проблемные, исследовательские.
Ход урока.
1.Организационный момент
Здравствуйте! Присаживайтесь!
2.Вводная беседа
Прежде, чем приступить к изучению нового материала, мне хотелось бы узнать, как вы усвоили материалы предыдущих занятий.
Я буду зачитывать утверждения, среди них есть правильные и неправильные. Ваша задача – ответить да или нет.
Итак, начинаем:
1.Земная кора – это верхняя оболочка Земли (да).
2.Землю составляют мантия и земная кора ( нет, еще ядро).
3.Мантия находится в центре нашей планеты (нет, между земной корой и ядром).
4.Слово «рельеф» в переводе с греческого означает «покрывало» (нет, это все неровности земной поверхности).
3.Актуализация задания
Исходя из темы занятия, как вы думаете, в изучении какого модуля пригодятся ваши знания по данной теме? ( МДК 05.01 Замерщик на топографа - геодезических и маркшейдерских работ)
Как вы считаете, вы все знаете о строении Земли?
Из чего же состоит земная кара? (из горных пород и минералов)
4.Целепологание
Давайте сегодня углубим наши знания о горных породах, о их классификации и видах.
5.Изучение нового материала.
И так тема занятия «Горные породы, слагающие земную кору». Откройте конспекты запишите тему.
Что такое горные породы?
Горные породы – это природная совокупность, минералов слагающих земную кору.
Минералы – это однородные по химическому составу и физическим свойствам природные тела.
Например, гранит состоит из: кварца, полевого шпата, слюды.
В природе известны несколько тысяч видов горных пород. Горные породы сложные по строению. Они различаются между собой строением, твердостью, плотностью, цветом, блеском, температурой плавления и другими свойствами. Главная причина этого – различия в условиях их образования и изменения, которые происходят с ними в земной коре и на ее поверхности.
По происхождению горные породы подразделяют на магматические, осадочные, метаморфические.
Магматические горные породы – это породы, образовавшиеся в результате медленного остывания и затвердения магмы в земной коре или на земной поверхности.
Большая часть земной коры состоит из магматических пород. Чаще всего они покрыты другими породами и отложениями, и на поверхность выходят редко. Самые распространенные: базальт, гранит, драгоценные камни. Магматические породы имеют кристаллическое строение, поэтому их часто называют кристаллическими горными породами.
По происхождению магматические горные породы подразделяются на излившиеся и глубинные.
Глубинные породы образуются при застывании магмы в толще земной коры (от 5 до 40 км.) в течение большого времени, при относительно постоянных температуры и давлении.
Наиболее распространенные: граниты, диориты, габбро, сиениты.
Иногда глубинные породы выходят на поверхность из-за поднятия земной коры.
Излившиеся породы образуются за счет излияния вулканических лав на поверхность Земли, или в ее недрах в приповерхностных условиях до 5 км. Наиболее распространенные: базальт, диабазы, андезиты, дациты, трахиты.
Осадочные горные породы – это породы, образовавшиеся в результате разрушения других пород или из остатков жизнедеятельности организмов.
Они бывают: органические и неорганические, которые в свою очередь делятся : обломочные и химические.
Органические горные породы. К этой группе относятся осадочные породы, состоящие в основном из остатков растений и животных , накопившихся за миллионы лет на дне озер, морей, океанов.
Из остатков растений – каменный уголь. Из остатков животных – известняк.
Не органические обломочные горные породы. Они состоят из обломков различных пород. Происхождение их связано с процессами выветривания, перемещения обломков текущими водами, ледником или ветром и накопление их. При этом обломки дробятся. Измельчаются, окатываются. Так образуются галечник, песок, гравий.
Не органические химические горные породы. Горные породы, относящиеся к этой группе, образуются из водных растворов минеральных веществ. Это оседающие на дно водоемов калийная и поваренная соль. Многие из горных пород этой группы используются в хозяйстве.
Метаморфические горные породы – это магматические и осадочные горные породы, опустившиеся в недра Земли и изменившие свои свойства, строение и вид под воздействием высоких температур и давления. (известняк – мрамор; гранит- гнейс; песчаник – кварц.)
6. Исследовательская работа.
У вас на столах есть карточка №1 (приложение 1). Ваша задача заполнить ее. На данном слайде указаны самые распространенные горные породы. Ваша задача распределить к какому виду они относятся. Затем мы проверим ваш успех в выполнении, этого задания.
Горные породы | |||||
Магматические | Осадочные | Метаморфические | |||
Гранит | Обломочные | Химические | Органические | ||
Базальт | Глина | Поваренная соль | Нефть | Мрамор | |
Пемза | Песок | Калийная соль | Газ | Кварц | |
Гравий | Гипс | Каменный и бурый уголь | Гнейс | ||
Щебень | Мел | Торф | |||
Горючие сланцы | |||||
Известняк, мел |
Проверяем ваши результаты. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Если все нет ошибок или 1 ошибка то 5. Если 2-3 то 4, если 4-5 то оценка 3.
7.Проверка опережающего задания.
У вас было задание найти, какие полезные ископаемые добывают на территории Пермского края и Кунгурского района? Нефть, газ, каменный уголь, алмазы, хромовые руды, рубидий, бром, йод, стронций, золото, платина, соли (калийные, магниевые, натриевые), гипс, ангидрид, карбонатное сырье для химической промышленности, цементное сырье, краски минеральные, известняки, пески формовочные, торф, поделочный гипс, облицовочные камни, строительные камни, кирпично – черепичное сырье, керамзитовое сырье, пески для строительных работ, лечебные грязи и много другое.
8.Проверка полученных знаний.
Сейчас мы с вами попробует поработать с интерактивной доской. Задача правильно соотнести правую сторону с левой стороной. С левой стороны 4 мини вопроса, с правой стороны множество ответов, необходимо определить какие ответы относятся к данному вопросу.
1.На какие группы по происхождению делятся горные породы?
2.На какие группы делятся магматические горные породы?
3. На какие группы делятся осадочные горные породы?
4.Как образуются магматические горные породы?
Давайте проверим! Проверяем по слайду.
9.Подведение итогов. Рефлексия.
На столах у вас есть рефлексивная карточка №2 «Анкета» (приложение 2). Пожалуйста, заполните ее.
Спасибо большое занятие окончено.
Приложение №1
Карточка №1
Самостоятельная работа
Горные породы | |||||
Магматические | Осадочные | Метаморфические | |||
Обломочные | Химические | Органические | |||
Оценка ________
Приложение №2
Карточка №2
«Анкета»
Студент (ка) группы З-39 ____________________________________________
1.На уроке я работал (работала) активно пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен(а) не доволен(а)
3.Урок для меня показался коротким длинным
4.За у рок я получил(а) «5» «4» «3»
5.Материал урока мне был понятен, не понятен, полезен,
бесполезен, интересен, скучен
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по дисциплине «Геология с основами геоморфологии»
Ход занятия, этапы | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Средства обучения | Методы, приёмы |
1.Оргмомент | Приветствие и проверка готовности к занятию | Отчёт старосты о готовности к занятию | Слайд 1 | Беседа. |
2.Вводная беседа | Устная речь | Фронтальная работа | Слайд 1 | Беседа |
3.Актуализация знаний | Объяснение | Устная работа | Слайд 1 | Беседа |
4.Целепологание | Устная речь | Фронтальная роба | Слайд 1 | Беседа |
5.Изучение нового материала | Объяснение | Индивидуальная работа в тетради | Слайд 2-15 | Объяснительно-иллюстрированный |
6.Иследовательская работа | Консультация, индивидуальная работа | Работа в группах по соотношению горных пород к их видам | Слайд 16 - 17 Карточка №1 «Самостоятельная работа» | Письменное задание |
7.Проверка опережающего домашнего задания | Устная речь | Индивидуальная работа | Слайд 18 | Беседа |
8.Проверка полученных знаний | Консультация, индивидуальная работа | Индивидуальная работа в тетради, работа у интерактивной доски | Интерактивная доска, программа МегаКампус 2.0 | Письменное задание |
9. Подведение итогов | Консультация, индивидуальная работа | Заполнение индивидуальных карточек рефлексии | Карточка рефлексии. «Анкета» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Горная порода – это природная совокупность минералов, слагающих земную кору. Минералы – это однородные по химическому свойству и физическим свойствам природные тела. Например, гранит состоит из: кварца, полевого шпата, слюды .
Классификация минералов и горных пород МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ ИЗЛИВШИЕСЯ ГЛУБИННЫЕ НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ОБЛОМОЧНЫЕ
Породы, образовавшиеся в результате медленного остывания и затвердения магмы в земной коре или на земной поверхности . МАГМАТИЧЕСКИЕ
Глубинные магматические горные породы Образуются при застывании магмы в толще земной коры (от 5 до 40 км.) в течение большого времени, при относительно постоянных температуры и давления. Иногда выходят на поверхность из-за поднятия земной коры.
Глубинные магматические горные породы Г ранит А лмаз К варц
Излившиеся магматические горные породы Образуются за счет излияния вулканических лав на поверхность Земли, или в ее недрах в приповерхностных условиях до 5 км.
Излившиеся магматические горные породы П емза Б азальт
ОСАДОЧНЫЕ Породы, образовавшиеся в результате разрушения других пород или из остатков жизнедеятельности организмов
ОРГАНИЧЕСКИЕ К ЭТОЙ ГРУППЕ ОТНОСЯТСЯ ОСАДОЧНЫЕ ПОРОДЫ, СОСТАЯЩИЕ В ОСНОВНОМ ИЗ ОСТАТКОВ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ, НАКОПИВШИЕСЯ ЗА МИЛЛИОНЫ ЛЕТ НА ДНЕ ОЗЕР, МОРЕЙ, ОКЕАНОВ.
ОРГАНИЧЕСКИЕ Известняк Каменный уголь Из остатков растений – каменный уголь Из остатков животных - известняк
НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ОБЛОМОЧНЫЕ Под влиянием: 1. Ветра 2. Перемещения обломков текущими водами 3. Колебания температур Так образуются галечник , гравий, песок.
НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ Гипс Породы химического происхождения образуются при выпадении веществ из растворов
Метаморфические это магматические и осадочные горные породы, опустившиеся в недра Земли и изменившие свои свойства, строение и вид под воздействием высоких температур и давления.
В глубине земной коры Одни горные породы превращаются в другие Сильное нагревание и сжатие
Классификация минералов и горных пород МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ МРАМОР КВАРЦИТ ГНЕЙС ГРАНИТ БАЗАЛЬТ ПЕМЗА нефть , торф каменный уголь, природный газ, известняк, мел песок , глина, валуны, щебень поваренная соль, калийная соль, сера. апатит
Классификация минералов и горных пород МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ МРАМОР КВАРЦИТ ГНЕЙС ГРАНИТ БАЗАЛЬТ ПЕМЗА ОРГАНИЧЕСКИЕ нефть, торф каменный уголь, природный газ, известняк, мел ОБЛОМОЧНЫЕ песок, глина, валуны, щебень ХИМИЧЕСКИЕ поваренная соль, калийная соль, сера. апатит
Полезные ископаемые Пермского края Какие вы знаете минералы и горные породы Пермского грая? Нефть, газ, каменный уголь, алмазы, хромовые руды, рубидий, бром, йод, золото, платина, гипс, ангидрид, известняки, торф Проверка
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания к организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОГСЭ.01 "Основы философии"
Методические указания к организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования очной формы обученияпо специал...
Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП 08 Основы бухгалтерского учета
Данная разработка составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и б...
1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины. ОГСЭ. 07 Основы православной культуры
Настоящие методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Основы православной культуры» представляют собой структурно-технологическ...
2. Методические рекомендации по организации практической работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОГСЭ. 07 Основы православной культуры
Методические указания представляют собой структурно-технологическую карту, план и программу работы каждого студента очной формы обуче...
Методическая разработка комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на тему: «Планирование расходов семейного бюджета»
В данной методической разработке представлен опыт проведения комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на ...
Методическая разработка комбинированного открытого урока с применением технологии критического мышления по дисциплине ОДП 13 Экономика на тему «Понятие, виды и причины безработицы»
Методическая разработка комбинированного открытого урока с применением технологии критического мышления по дисциплине ОДП 13 Экономика на тему «Понятие, виды и причины безработицы» рекомен...
ФОС по дисциплинам "Геология" и "Основы геодезии"
ФОС для оценки знаний по дисциплинам "Геология" и "Основы геодезии"...