программа гак
материал для подготовки к егэ (гиа) по теме

Киселёва Марина Владимировна
ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
по специальности Земельно-имущественные отношения
 
Программа подготовки
Базовая
 
 
Форма получения образования
очная

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТАТИСТИКИ, ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»

           

СОГЛАСОВАНА

Председатель ГАК

_________________

«__» _________________ 2014 г

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ СПО «УКСИВТ»

_________________С.З. Кунсбаев

«__» _________________ 2014 г

ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

по специальности Земельно-имущественные отношения

Программа подготовки

Базовая

Форма получения образования

очная

Обсуждена

на заседании Совета колледжа

протокол №     от «      »               2014 г.

Уфа  2014г.

Программа итоговой государственной аттестации составлена на основе требований ФГОС СПО к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения базовой подготовки. Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «УКСИВТ» по данной специальности.

.

Разработчики:

Кунсбаева Р.Р., преподаватель  ГБОУ СПО УКСИВТ

Киселева М.В., преподаватель  ГБОУ СПО УКСИВТ

Акчева Д.М., преподаватель  ГБОУ СПО  УКСИВТ

Рассмотрена на заседании ПЦК  экономических дисциплин и ЗИО

№     от «      »                        2014 г.

Председатель  ПЦК ____________/_ Киселева М.В.

Содержание

Общие положения …………………………………………………….  

4

Глава 1. Методика написания дипломной работы………………….

6

       1.1.Общие требования к выпускной квалификационной работе

6

        1.2. Выбор темы выпускной квалификационной работы …….  

9

        1.3. Руководство выпускной квалификационной работой …...

13

        1.4. Составление плана исследования, подбор необходимой        литературы и практических материалов…………………………….

14

        1.5.Структура и содержание выпускной квалификационной работы ………………………………………………………………….

15

        1.6. Порядок оформления выпускной квалификационной работы ………………………………………………………………….

20

Глава 2. Порядок защиты дипломной  работы……………………...

29

        2.1. Подготовка выпускной квалификационной  работы  к защите ……………………………………………………..................  

29

       2.2. Процедура защиты выпускной квалификационной работы

29

       2.3.Критерии оценки дипломной работы……………………….

31

Приложения …………………………………………………………...

35


Общие положения

Целью государственной (итоговой) аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования и вариативной части ФГОС по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения базовой подготовки.

Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы. Выпускные квалификационные работы призваны способствовать систематизации и закреплению знаний студента по специальности при решении конкретных задач, а также выяснить уровень подготовки выпускника к самостоятельной работе, степень овладения общими и профессиональными компетенциями.

Цель программы ГИА – оказание помощи студентам в выборе тем, написании, оформлении и защите работы с учетом требований, предъявляемых к ней.

Программа ГИА разработана  на основе требований следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон « Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО (далее – ФГОС) по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения базовой подготовки. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23.06.2010г.
  3. ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления
  4. ГОСТ 7.12-93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке.
  5. ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

        Подготовка дипломной работы включает следующие этапы:

        - ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к дипломной работе;

        - выбор темы исследования и назначение руководителя;

        - составление плана исследования, подбор необходимых нормативных актов и научной литературы, а также соответствующего фактического материала;

        - написание и оформление дипломной работы в соответствии с установленными требованиями (на основе обработки и анализа полученной информации с применением современных методов исследования, обязательной формулировкой выводов, предложений и рекомендаций по результатам проведенного исследования);

        - подготовка к защите дипломной работы;

        - непосредственная защита дипломной работы.

        К написанию и защите дипломной работы допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) среднего профессионального образования, разработанной учебным заведением в соответствии  с ФГОС среднего профессионального образования.

        Представляемая  к защите дипломная работа должна отвечать определенным требованиям, как с содержательной стороны, так и оформления. При этом ответственность за научную достоверность результатов проведенного исследования и самостоятельность ее выполнения несут автор дипломной работы и научный руководитель.

        

        


ГЛАВА 1. МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

1.1.Общие требования к выпускной квалификационной работе

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченное прикладное исследование. Она должна содержать теоретический и практический анализ задач в сфере учета имущества и обязательств организации, проведения и оформления хозяйственных операций, обработки бухгалтерской информации, проведения бухгалтерских расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, формирования бухгалтерской отчетности, налогового учета, налогового планирования в условиях конкретной экономической ситуации или предприятия.

Дипломная работа выполняется на конкретных материалах предприятий (баз практики) с учетом проблем, требующих решения на данном предприятии.

При написании работы ставятся следующие задачи:

  • ориентирует каждого студента на конечный результат;
  • позволяет в комплексе повысить качество учебного процесса, качество подготовки специалиста и объективность оценки подготовленности выпускников;
  • систематизирует знания, умения и опыт, полученные студентами во время обучения и во время прохождения производственной практики;
  • расширяет полученные знания за счет изучения новейших практических разработок и проведения исследований в профессиональной сфере.

Дипломная работа как заключительный этап подготовки выпускника должна содержать элементы самостоятельного исследования. Работа выпускника позволит  оценить следующие общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ОК 3. Организовывать свою  собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 5. Осуществлять поиск,  анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6.  Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством,  потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8.  Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 9. Уважительно и бережно относиться  к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции.

ОК 10. Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.

ОК 11. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Требования к студенту при выполнении выпускной квалификационной работы:

  • теоретическое обоснование актуальности изучаемой проблемы в современных условиях деятельности;
  • умение работать со специальной литературой, грамотно цитировать ведущих исследователей, делать ссылки на использованные источники;
  • работа должна иметь необходимую правовую основу;
  • привлечение практического материала, полученного в результате собственного исследования на базовом предприятии;
  • достоверность и конкретность изложения фактических и экспериментальных данных о работе организации или предприятия, краткость и точность формулировок;
  • обоснование выводов и предложений по результатам исследования, их конкретный характер, практическая ценность для решения исследуемых проблем;
  • четкость и логичность изложения мыслей, доказательность целесообразности и эффективности предлагаемых решений.

Целью выпускной квалификационной работы является установление соответствия уровня освоенности компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификацию и уровень образования обучающихся, Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения в части освоения видов профессиональной деятельности (ВПД) специальности:

1 Управление земельно-имущественным комплексом.

2 Осуществление кадастровых отношений.

3Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений.

4 Определение стоимости недвижимого имущества.

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Вид деятельности Управление земельно-имущественным комплексом.

ПК 1.1. Составлять земельный баланс района.

ПК 1.2. Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.

ПК 1.3. Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.

ПК 1.4. Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории.

ПК 1.5. Осуществлять мониторинг земель территории

2. Вид деятельности  Осуществление кадастровых отношений.

ПК 2.1. Выполнять комплекс кадастровых процедур.

ПК 2.2. Определять кадастровую стоимость земель.

ПК 2.3. Выполнять кадастровую съемку.

ПК 2.4. Осуществлять кадастровый и технический учет  объектов недвижимости.

ПК 2.5. Формировать кадастровое дело.

3. Вид деятельности  Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных  отношений.

ПК 3.1. Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы.

ПК 3.2. Использовать государственные геодезические сети  и иные сети для производства картографо-геодезических работ.

ПК 3.3. Использовать в практической деятельности геоинформационные системы.

ПК 3.4. Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади.

ПК 3.5. Выполнять поверку и юстировку геодезических приборов и инструментов.

4. Вид деятельности  Определение стоимости недвижимого имущества.

ПК 4.1. Осуществлять  сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.

ПК 4.2. Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе  применимых подходов и методов оценки.

ПК 4.3. Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение  об итоговой величине  стоимости объекта оценки.

ПК 4.4. Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками.  

ПК 4.5. Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией.

ПК 4.6. Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области.

1.2. Выбор темы выпускной квалификационной работы

        Выпускная квалификационная работа должна иметь актуальность, новизну и практическую значимость и выполняться по возможности по предложениям (заказам) предприятий, организаций или образовательных учреждений.

        Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями колледжа совместно со специалистами предприятий или организаций, заинтересованных в разработке данных тем, и рассматриваются соответствующими выпускающими комиссиями. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы вплоть до предложения своей темы с обоснованием целесообразности ее разработки.

Выбор одной и той же темы двумя студентами, проходящими преддипломную практику на одном предприятии, не допускается.

Темы выпускных квалификационных работ должны отвечать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, культуры и образования.

К выполнению выпускной квалификационной работы студентам целесообразно готовиться заранее. Для получения фактических данных необходимо использовать материалы производственной и преддипломной практик, а также результаты исследований, полученные в ходе подготовки курсовых работ.

Тематика работ в виде примерного перечня заблаговременно доводятся до сведения студентов. После предварительного выбора и ознакомления с рекомендуемой литературой студент с руководителем работы уточняет тему, конкретизирует вопросы предполагаемого исследования, разрабатывает план ее написания с учетом места прохождения преддипломной практики.

Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ:      

  1. Территориально-экономическое зонирование и оценка жилого фонда
  2. Картографо-геодезическое сопровождение, формирование геодезического полигона
  3. Анализ форм собственности на землю на территории РБ (на примере…)
  4. Кадастровое  оформление образования земельных участков (на примере…)
  5. Современная организация и пути совершенствования государственного кадастрового учета в кадастровом районе (на примере…)
  6. Ведение государственного кадастра недвижимости (на примере…)
  7. Внесение данных картографирования в ГИС
  8. Административно-правовое регулирование приватизации земельных участков
  9. Исследование инвестиционной привлекательности проекта реконструкции корпусов учреждения
  10. Элементы территориального маркетинга (на примере…)
  11. Совершенствование системы оценки и учета земель населенных пунктов
  12. Особенности оценки сельскохозяйственных земель (на примере…)
  13. Территориальное планирование и прогнозирование имущественного образования
  14. Государственная регистрация, учет и оценка земель
  15. Оценка рыночной стоимости офисных помещений
  16. Обеспечение соблюдения требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил при осуществлении градостроительной деятельности
  17. Особенности  техники анализа наилучшего и наиболее эффективного использования недвижимого имущества
  18. Прогнозирование использования недвижимого имущества
  19. Территориально-экономическое зонирование и оценка нежилого фонда города (населенного пункта)
  20. Земельное обследование и межевание (на примере…)
  21. Информационно-кадастровое обеспечение налогообложения недвижимости в городе
  22. Инвентаризация в системе идентификации объектов недвижимости в городском (сельском) пункте на примере...
  23. Ипотека, как инструмент инвестирования в недвижимость (на примере…)
  24. Статистические методы расчета поправок при использовании сравнительного подхода к оценке недвижимости
  25. Спрос и предложения на рынке недвижимости РБ. Эластичность D и S в кратко- и долгосрочном периоде
  26. Затраты, доходы и эффективность работы риэлтерских фирм
  27. Особенности оценки объектов коммерческой недвижимости
  28. Информационное обеспечение системы управления земельно-имущественного комплекса административно-территориального образования
  29. Управление земельными ресурсами района
  30. Совершенствование организации управления развитием территории муниципального образования (на примере…)
  31. Формирование муниципальной системы управления земельно-имущественным комплексом города (на примере…)
  32. Разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности территории (на примере…)
  33. Совершенствование управления охраной окружающей среды города (на примере…)
  34. Регулирование градостроительной деятельности (на примере…)
  35. Обеспечение создания систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территории
  36. Учет экологических факторов при установлении цены объектов недвижимости
  37. Инженерно-геодезические работы при межевании земель (на примере…)
  38. Использование современных приборов при кадастрово-геодезической съемке объектов недвижимости (на примере…)
  39. Содержание и порядок ведения земельно-кадастровой документации в муниципальном образовании (на примере…)
  40. Постановка на кадастровый учет объекта капитального строительства (на примере…)
  41. Категории земельных участков. Перевод из одной категории в другую
  42. Нивелирование линейного объекта, составление продольного профиля объекта, нивелирование поверхности
  43. Автоматизация кадастра единых объектов недвижимости
  44. Административно-правовое регулирование аренды земельных участков в РБ (в Уфе)
  45. Особенности оценки земель населенного пункта (на примере…)
  46. Особенности оценки сельскохозяйственных  земель, на примере…
  47. Формирование межевых планов. Оформление текстовой и графической части межевого плана
  48. Определение координат границ земельных участков и вычисление их площади
  49. Проектирование и организации землеустроительных работ
  50. Ценовое зонирование территории города для целей налогообложения
  51. Проектирование и анализ социального развития микрорайона "Шакша"
  52. Принятие управленческих решений по эксплуатации и развитию территории Зауфимья
  53. Анализ рынка объекта оценки (на примере…)
  54. Экономическая оценка объектов недвижимости (на примере РБ)
  55. Проектирование и анализ социально-экономического развития РБ
  56. Совершенствование ведения государственного кадастра недвижимости на основе применения компьютерных технологий
  57. Совершенствование государственного учета и регистрация земель в городском (сельском) населенном пункте
  58. Порядок изъятия земель лесного фонда и перевода лесных земель в нелесные
  59. Характеристика основных этапов становления рынка недвижимости в РБ через динамику основных показателей рынка
  60. Источники финансирования недвижимости: собственные, заемные, привлеченные средства
  61. Цели инвестирования в недвижимость, содержание деятельности девелопера (застройщика)
  62. Геодезическое сопровождение инвентаризации земель на территории населенного пункта, РБ (на примере…)

После определения темы дипломной работы студент подает заявление на имя  заместителя директора по учебной работе с просьбой разрешить ему написание дипломной работы по ней и назначить научного руководителя (см. Приложение А). Данный документ в работу не подшивается и не нумеруется.


1.3. Руководство выпускной квалификационной работой

Руководитель выпускной квалификационной работы назначается директором колледжа. Одновременно, кроме основного руководителя, могут быть назначены консультанты по отдельным частям (вопросам) выпускной квалификационной работы. По отдельным темам руководство дипломными работами могут осуществлять специалисты и опытные работники предприятий.

Закрепление тем выпускных квалификационных работ (с указанием руководителей и сроков выполнения) за студентами оформляется приказом.

По утвержденным темам руководители выпускных квалификационных работ разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента. Объем задания – 1-2 листа. Образец оформления индивидуального задания дан в приложении В.

Задания на выпускную квалификационную работу рассматриваются ПЦК, подписываются руководителем работы и утверждаются  заместителем директора по учебной работе  и согласовывается с работодателем.

В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту.

Задания на выпускную квалификационную работу выдаются студенту не позднее, чем за две недели до начала преддипломной практики.

Задания на выпускную квалификационную работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы.

Общее руководство и контроль выполнения выпускных квалификационных работ осуществляет директор колледжа.

Основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы являются:

  • разработка индивидуальных заданий;
  • консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы;
  • оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;
  • контроль хода выполнения выпускной квалификационной работы;
  • подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу.

По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом передает заведующему отделением. Содержание отзыва дано в приложении Г. Руководитель не выставляет оценку выпускной квалификационной работы, а только рекомендует или не рекомендует ее к защите в ГАК.

Выпускные квалификационные работы подлежат обязательному рецензированию специалистами из числа работников предприятий, организаций, преподавателей образовательных учреждений, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой выпускных квалификационных работ.

Рецензенты выпускных квалификационных работ назначаются распоряжением по колледжу.

Форма направления на рецензию и содержание рецензии даны в приложениях Д и Е.

Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за день до защиты выпускной квалификационной работы.

Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после получения рецензии не допускается.

Заместитель директора по учебной работе после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией решает вопрос о допуске студента к защите и передает выпускную квалификационную работу в государственную аттестационную комиссию.

1.4. Составление плана исследования, подбор необходимой литературы и практических материалов

Опыт подготовки дипломных  работ свидетельствует о том, что составление качественного плана исследования практически наполовину обеспечивает его успех в целом, поэтому к данному этапу подготовки  дипломной работы следует  подойти очень ответственно.

План дипломной работы представляет собой в определенной логической последовательности перечень его структурных частей (глав, параграфов, подлежащих раскрытию). Он составляется студентом самостоятельно, с учетом индивидуального замысла и собственного видения. Окончательный вариант плана дипломной работы утверждается научным руководителем и по существу должен представлять собой оглавление работы.

При всем разнообразии индивидуальных подходов к содержанию данного документа на практике уже выработались некие общие требования к его содержанию и структуре. При этом следует иметь в виду, что сразу оптимальный вариант может и не получиться. Включенные в него вопросы могут меняться, уточняться, формулироваться более удачно. Возможно, последующее расширение или сужение первоначально запланированных глав и параграфов, их замена в связи с появлением новых нормативных актов, отысканием интересных научных работ, сбором дополнительного практического материала и т.д.

Поскольку любая дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения всевозможных литературных источников, их правильный подбор и качественный анализ является одним из решающих условий успешного решения стоящих перед выпускников задач.

Подбор студентами необходимой литературы может осуществляться с использованием предметно-тематических и алфавитных каталог научных библиотек, журнальных статей, специальных библиографических справочников, издаваемых по различным тематикам, тематических сборников литературы, на основе рекомендаций научного руководителя и иными путями. Для студентов, обучающихся по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения полезными могут быть материалы из журнала «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель».

Отобранные документы следует изучить, сделать из них необходимые выписки, ксерокопировать, при необходимости, точно указав первоисточник полученной информации.

Все использованные при написании дипломной работы источники включаются в список литературы (как правило, он должен включать не менее 20 – 30 названий).

Практические материалы собираются студентами в период прохождения преддипломной практики. Их конкретное содержание и форма определяются автором дипломной работы совместно с научным руководителем.

1.5. Структура и содержание выпускной квалификационной работы

 

Структура выпускной квалификационной работы включает:

  • титульный лист (см. приложение Б);
  • задание на дипломный работу (см. приложение В);
  • заключение на дипломную работу (см. приложение Г);
  • рецензию на дипломную работу (см. приложение Д, Е);
  • пояснительную записку к дипломной работе;

             презентацию

Титульный лист является первым листом дипломной работы и заполняется по форме, приведенной в приложении Б.

Задание на дипломную работу выдает руководитель дипломной работы, утверждает заместитель директора по учебной работе, подписывает председатель ПЦК. Одновременно с заданием, руководитель составляет график разработки отдельных частей дипломной работы, по которому ведется контроль работы дипломника. Задание печатается на листах без рамки, которые не нумеруется. Пример листов задания приведен в приложении В.

Заключение на дипломную работу дает руководитель ВКР. Заключение руководитель пишет на бланках формата А4, без рамок,  листы не нумеруются.

В тексте заключения указываются:

  • фамилия, имя, отчество дипломника;
  • специальность (код и наименование без сокращений);
  • наименование темы дипломной работы;
  • объем дипломной работы с точным указанием количества страниц теоретической части, опытно-экспериментальной части;
  • положительные стороны дипломной работы, недостатки;

-           соответствие выпускной квалификационной работы заданию;

-    характеристика качеств, проявленных дипломником при работе над проектом: самостоятельность, дисциплинированность, умение планировать работу и пользоваться литературным материалом и т.д;

   -           оценка умений анализировать, обобщать, делать выводы и оформлять полученные результаты;

   -    оценка возможности практического использования материалов выпускной квалификационной работы;

   -        выводы об уровне подготовки дипломника и возможности присвоения ему соответствующей квалификации;

  -            подпись руководителя выпускной квалификационной работы.

         Форма заключения руководителя дипломной работы дана в приложении Г.

Рецензия на дипломную работу выполняется на бланках формата А4 без рамок и нумерации.

В рецензии указываются:

  • фамилия, имя, отчество дипломника;
  • специальность (код и наименование без сокращений);
  • наименование темы дипломной работы;
  • объем дипломной работы с точным указанием количества страниц теоретической части, опытно-экспериментальной части;
  • положительные стороны дипломной работы, недостатки;

-           соответствие выпускной квалификационной работы заданию;

-    характеристика качеств, проявленных дипломником при работе над проектом: самостоятельность, дисциплинированность, умение планировать работу и пользоваться литературным материалом и т.д;

   -           оценка умений анализировать, обобщать, делать выводы и оформлять полученные результаты;

   -    оценка возможности практического использования материалов выпускной квалификационной работы;

   -        выводы об уровне подготовки дипломника и возможности присвоения ему соответствующей квалификации;

  •      фамилия и инициалы рецензента, подпись, дата, должность, место работы.

Форма рецензии дана в приложении Д и Е.

Пояснительная записка к дипломной работе состоит из:

  • аннотации;
  • содержания;
  • текста пояснительной записки.

Аннотация размещается на отдельном листе формата А4 и основной надписью. Заголовок АННОТАЦИЯ пишется прописными буквами, выравнивается по центру, точка в конце не ставится. Аннотация является вторым листом документа.

В аннотации  кратко указывается назначение дипломной работы.

Пример оформления аннотации представлен в приложении З.

Содержание пояснительной записки оформляется на отдельном листе, разделом не является. Заголовок СОДЕРЖАНИЕ пишется прописными буквами, выравнивается по центру, точка в конце не ставится. В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов и приложений; указываются номера страниц, на которых они помещены. Над нумерацией пишется слово – «лист».

Конкретное содержание работы устанавливается ПЦК и может корректироваться в зависимости от темы дипломной работы.

Пример оформления содержания представлен в приложении Ж.

Содержание пояснительной записки дипломной работы:

- введение;

  • основная  часть, состоящая из двух разделов:
  • теоретическая часть;
  • опытно-экспериментальная часть  (практическая часть);
  • заключение, содержащее выводы и рекомендации относительно возможностей применения полученных результатов
  • список используемой литературы;
  • приложение.

Введение—вступительная часть квалификационной работы, в которой:

  • обосновывается актуальность темы работы, ее теоретическая и практическая значимость;
  • определяются цели и задачи исследования, возможные пути решения поставленных задач;
  • определяются границы (параметры) исследования (объект, предмет);
  • хронологические и (или) предметные, и (или) географические рамки;
  • отмечаются положения, которые выносятся на защиту, описывается структура работы.

По объему введение, как правило, не должно превышать 3-4 листов.

Теоретическая часть— теоретико-методологическая основа исследуемой проблемы, в которой:

  • описывается сущность и характеристика предмета и объекта исследования, содержание процесса их развития и современное состояние;
  • оценивается место исследуемого объекта в рамках исследуемой предметной области;
  • оценивается степень изученности исследуемой проблемы. Называются теоретически и практически решенные и спорные (дискуссионные) проблемы, по- разному освещенные в научной литературе, с указанием личного мнения автора квалификационной работы. При этом анализируется и обобщается литература в области предмета исследования;
  • проводится уточнение понятийно-категориального аппарата;
  • предлагаются собственные или уточняются существующие классификации (типологии) исследуемых процессов, явлений и факторов;
  • представляются социальные, экономические, правовые, психологические и организационные аспекты анализируемой проблемы.

Теоретическая часть, как правило, составляет содержание первой главы выпускной квалификационной работы. Объем теоретической части - 15страниц.

Опытно-экспериментальная часть — практическая или графическая составляющая выпускной квалификационной работы, в которой принятые по исследуемой проблеме решения могут быть представлены методиками, расчетами, анализом экспериментальных данных, продуктом творческой деятельности или схемами, графиками, диаграммами и пр.

Указанная часть работы, как правило, образует вторую главу выпускной квалификационной работы. Объем  опытно-экспериментальной части – 30 страниц.

Заключение, выводы и рекомендации относительно возможностей применения полученных результатов — это последовательное, логически стройное, краткое изложение результатов проведенного исследования, играющее роль концовки, в которой формулируются новизна и практическая значимость полученных результатов, предложения но их использованию и направления для дальнейших исследований в данной сфере.

Объем указанной части работы — не более 4-5 листов.

Список используемой литературы — помещаемый после заключительной части квалификационной работы, оформленный по всем библиографическим правилам и пронумерованный перечень использованных дипломником источников информации (литературы и других информационных источников).

Подбор и анализ литературы является важным этапом подготовки выпускной квалификационной работы. Студент самостоятельно, опираясь на консультации руководителя, подбирает необходимую литературу. В дипломной работе рекомендуется использовать законодательные акты, нормативные документы, учебную литературу, периодические источники, статистические ежегодники, Интренет-источники. Количество источников зависит от темы и определяется студентом по согласованию с руководителем, как правило, используется 20-30 работ.

Источниками информации о деятельности организаций и предприятий служат статистические отчеты, отчетные балансы, плановые показатели и личные наблюдения. Доступ к данным и разрешение на их использование студент должен получить у руководителей предприятий, т.к. некоторые показатели могут составлять коммерческую тайну.

Приложения—все вспомогательные или дополнительные материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, помещаемые на последних страницах выпускной квалификационной работы:

  • сведения, дополняющие исследования;
  • промежуточные исследования, формулы и расчеты;
  • таблицы вспомогательных цифровых данных;
  • иллюстрации вспомогательного характера;
  • документы, подтверждающие использование результатов работы в практической деятельности организации;
  • бухгалтерские отчеты и иные первичные документы;
  • иллюстрации, таблицы на листах формата А3, и т.д.

По структуре дипломная работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части дается теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы. Практическая часть может быть представлена методикой, расчетами, анализом экспериментальных данных, продуктом творческой деятельности в соответствии с видами профессиональной деятельности. Содержание теоретической и практической части определяется в зависимости от профиля специальности и темы дипломной работы.

Общий объем выпускной квалификационной работы – 50-60 листов машинописного текста с интервалом 1,5 (не считая приложений).


1.3. ……………………………………………………………………………..

2. ………………………………………………………………………………..

2.1. ………………………………………………………………………………..

2.2. ………………………………………………………………………………

2.3. ………………………………………………………………………………

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

1.6. Порядок оформления выпускной квалификационной работы

Работа выполняется на одной стороне стандартного листа формата А4, допускается применение отдельных листов формата А3.

Титульный лист оформляется согласно приложения Б. Перенос слов на титульном листе не допускается. Точка в конце предложений не ставится.

Текст работы должен быть отпечатан через полтора интервала, шрифтом TimesNewRoman, размером 14. Цвет шрифта должен быть черным.

Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, левое и нижнее - 20 мм. Рамки на полях не выполняются.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, наименований изделий и другие имена собственные в тексте работы приводят на языке оригинала. Допускается их транслитерация с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

В работе следует использовать сокращения русских слов и словосочетаний по ГОСТ 7.12. Необходимо избегать разнобоя в сокращениях в тексте, таблицах (например: г., гг., в., вв., млн , млрд , кВт·ч, м2, %, ст., п., ч., и др.). Буква «ё» при наборе не употребляется.

Абзац: выравнивание — по ширине; первая строка — отступ 1,25 см; интервал перед и после абзаца — 0 пунктов.

Функция переноса обязательна.

В соответствии с правилами русского языка должны ставиться дефисы   (-), тире (—) и соединительные тире (–). Дефис никогда не отделяется пробелами: все-таки, финансово-экономический, компакт-диск. Тире, напротив, должно отделяться пробелами с обеих сторон: «Конъюнктура — это совокупность условий, определяющих …». Неразрывный пробел перед тире тем более уместен, что в середине предложения тире не должно переходить на следующую строку и начинать ее. Соединительное тире, или знак «минус», ставится обычно между цифрами для обозначения периода «от… до»: 2000–2008 гг., 8–10 км/ч, пять–шесть минут, и тоже не отделяется пробелами.

Точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, восклицательный и вопросительный знаки, знак процента, градуса, минуты, секунды не отделяются пробелами от предшествующего слова или цифры. Знаки номера (№) и слово «страница» (с.) отделяются от идущей за ними цифры пробелом.

Простые и десятичные дроби не отделяются от целой части: 3,4; 21/3, как и обозначения степени: м2. Число от размерности, напротив, отделяется неразрывным пробелом: 3 км, 2012 г., XIX–XX вв. Всегда отделяются пробелом инициалы от фамилии и инициалы друг от друга, а также делаются пробелы в сокращениях типа «и т.д.».

Кавычки набираются в виде «елочек». Кавычки и скобки набираются вплотную к слову, без пробелов. Если скобка или кавычка завершают предложение, точка ставится после них, если же точка необходима внутри скобки, то снаружи она уже не ставится.

Заголовки структурных частей (разделов, подразделов) дипломной работы должны иметь четкие формулировки, отражающие суть их содержания.

Заголовки разделов должны быть краткими, пишутся ПРОПИСНЫМИ буквами без точки в конце.

Текст заголовка печатается гарнитурой TimesNewRoman. Кегль – 14 пт., начертание – обычное, междустрочный интервал – одинарный, интервал перед– 6 пт., интервал после– 6 пт., абзацный отступ (отступ первой строки)– 0 мм, выравнивание– по центру.

Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Разделы могут иметь подразделы, пункты и подпункты. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела и обозначаться арабскими цифрами. Номера подразделов состоят из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой, например: 2.3 (третий подраздел второго раздела). Подразделы могут состоять из нескольких пунктов, которые нумеруются в пределах подраздела, например: 2.3.1 (первый пункт третьего подраздела второго раздела). Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками. Пункты при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта.

Каждый раздел должен начинаться с новой страницы, а подраздел, пункт, подпункт продолжаться на этой же странице, причем без дополнительного интервала.

Заголовки подразделов должны быть краткими, пишутся с первой прописной буквы без точки в конце. Текст заголовка печатается гарнитурой TimesNewRoman. Кегль – 14 пт., начертание – обычное, междустрочный интервал – одинарный, интервал перед– 6 пт., интервал после– 6 пт., абзацный отступ (отступ первой строки)– 0 мм, выравнивание– по центру.

Слова, написанные на отдельной строке прописными буквами по центру (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ), служат заголовками соответствующих структурных частей работы без номера.

Подчеркивание, раскрашивание и перенос слов в заголовках не допускается. В заголовках не допускаются сокращения и условные обозначения, даже вошедшие в перечень. Заголовок и начало текста не должны быть на разных страницах.

Нумерация страниц осуществляется по центру внизу и должна быть сквозной. Первой страницей считается титульный лист, второй — задание на дипломную работу (номера страниц на них не ставятся, но в общую нумерацию страниц дипломной работы они включаются), третьей страницей считается оглавление. Номер страницы проставляется арабскими цифрами без скобок, тире, литерных добавок

Разделы начинаются с новой страницы, подразделы и пункты продолжают текст на странице.

Если в дипломной работе содержатся рисунки и таблицы, которые располагаются на отдельных страницах, их необходимо включать в общую нумерацию. Последний номер страницы проставляется на листе, разделяющем список литературы и приложения.

В центре его пишут слово «ПРИЛОЖЕНИЯ» и в обычном порядке ставят номер страницы. Приложения имеют самостоятельную нумерацию.

Иллюстрации. Все иллюстрации (фотографии, схемы, графики, чертежи и. т. д.) именуются рисунками. Рисунки, чертежи, схемы, графики, фотографии, как в тексте работы, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах белой бумаги. Рисунки номеруют (если их в дипломной работе более одного) сквозной нумерацией в пределах всей дипломной работы (до приложений к ней) арабскими цифрами. Единственная иллюстрация в работе не номеруется. Каждый рисунок должен сопровождаться подписью. Подписки к иллюстрациям делаются с лицевой стороны и составляют в следующем порядке: - условное сокращение название иллюстрации – «рис.»; - ее порядковый номер арабскими цифрами; - название иллюстрации. Название иллюстрации всегда начинают с прописной буквы. В конце названия точки не ставят. Размещают название под рисунком, например:

Рис. 5. ……………………………………………………….

При необходимости приводят под рисунком (выше его наименования) поясняющие данные (условные обозначения, масштабные ориентиры и др.). Рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте дипломной работы. Первую ссылку обозначают: (рис. 5), вторую – (см. рис. 5). Расположение рисунков должно позволять рассматривать их без поворота дипломной работы, а если это невозможно сделать, то с поворотом по часовой стрелке. Надписи на рисунках выполняют чертежным шрифтом. Рукопись, рисунки, таблицы, формулы должны быть без пометок, карандашных исправлений, пятен, трещин и загибов. Надбивка буквы на букву и дорисовка не допускаются.

Графическое оформление дипломной работы может быть представлено в виде графиков, диаграмм, схем и т.д.

Графики - наиболее простой способ передачи содержания определенного практического материала, показ характера изменения процесса, явления и т.п.

При использовании таблиц и схем их границы не должны выходить за границы основного текста. Значение параметра «высота и ширина ячейки» не должно быть отрицательным. Используется шрифт основного текста, размер шрифта на два–три пункта меньше, чем у основного текста (11–12 пт.)

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.  Каждая таблица должна иметь номер и название (без сокращений). Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием ее порядкового номера без точки. На следующей строке дают заголовок таблицы. Точку в конце названия таблицы не ставят, например:

 Образец оформления

Таблица 2

Проект учетной политики организации на 201…. Год

Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописных букв, подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные. Например: заголовок «Корреспонденция счетов», а подзаголовки: «дебет» и «кредит». Заголовки и подзаголовки граф можно выполнять в отличие от текста дипломной работы через один интервал. Не рекомендуется включать в таблицу графу «Номера по порядку». Примечания к таблице размещают непосредственно под ней. Если в тексте формулируется положение, подтверждающее или иллюстрируемое таблицей, необходимо дать на нее ссылку. В этом случае указывают ее полный номер и слово «Таблица» пишут в сокращенном виде в скобках, например: (табл. 2). Повторные ссылки на таблицы следует давать с сокращенным словом «смотри», например: (см. табл. 2). Таблицу желательно помещать после первого упоминания о ней в тексте, удобно для чтения без поворота дипломной работы. Если такое размещение не возможно, таблицу располагают так, чтобы для ее чтения надо было повернуть дипломную работу по часовой стрелке. Размеры таблицы, как правило, не должны превышать стандартного листа бумаги. Если она не размещается на таком формате, то ее переносят на следующую страницу. Если на второй странице таблица не заканчивается, то ставят, заголовок «Продолжение табл.» с указанием номера, заглавие таблицы на новой странице - не повторяют. В этом случае пронумеровывают графы ниже их заголовков (подзаголовков) и повторяют эту нумерацию на следующей странице вместо заголовка таблицы

Образец оформления

Продолжение табл. 2

и продолжают таблицу, повторив ее шапку (названия столбцов) В графиках таблиц нельзя оставлять свободные места: если данные отсутствуют, надо ставить тире. При заполнении табличных столбцов текстом, точку в конце текста не ставят. Дробные числа в таблицах приводят в виде десятичных дробей. При этом числовые значения в пределах одной графы должны иметь одинаковое количество десятичных знаков (также и в том случае, когда после целого числа следуют нули, например: 30,0 или 30.00). Показатели могут даваться через тире (10-20; 50-60 и т.д.), с математическими знаками (>5;<10 и т.д.). Расстояние между строками должно быть равно 1,0 интервала шрифт 12.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «X» Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в работе. Порядковые номера формул обозначаются арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы.

Пример,                                          

А=а:b,                                                                                                  (1)

Пояснение символов, числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта в списке использованных источников. Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках.

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа страницы слова «Приложение», его номера. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения. Приложения оформляют как продолжение дипломной работы отдельно, располагая их в порядке появление ссылок в тексте. Они имеют самостоятельную нумерацию. Номер приложения проставляется в правом верхнем углу арабскими цифрами, например: приложение 1; приложение 2 и т. д. Ссылки на приложения в тексте дипломной работы оформляют аналогично ссылкам на таблицы, рисунки, например: (прил.1)- при первой ссылке (см. прил.1) - при последующих ссылках.

Буквенные аббревиатуры. В тексте выпускной квалификационной работы  кроме общепринятых буквенных аббревиатур могут быть использованы вводимые автором буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знаний. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

Библиографические ссылки. При выполнение дипломной работы возникает необходимость делать ссылки на первоисточник. Ссылка обеспечивает фактическую достоверность сведений о цитируемом документе, представляет необходимую информацию о нем, дает возможность разыскать документ и т.д. Эпиграфы к дипломной работе не применяются. Ссылки на литературу, использованную в дипломной работе, могут быть внутритекстовые. Внутритекстовые являются составной частью самого текста. В данных ссылках после упоминания автора, включенного в список литературы, или после цитаты из него в скобках проставляют номер, под которым он значится в списке, например:

В.И. Петрова [10] считает, что…

Если ссылаются на определенные страницы работы, ссылку оформляют следующим образом:

Д. А. Ендовицкий [10,С. 5] в своей статье отмечает, что …

При ссылке на многотомное издание указывается также и номер тома, например: [10.Т.2.С.5].

Выдержки из литературных источников и опубликованных документов в печати (приказ, инструкция и т.д.) могут цитироваться полностью или с пропусками отдельных слов, которые обозначают многоточием. В начале и конце таких выдержек ставят кавычки. Допускается также излагать использованный материал в собственной редакции, но с соблюдением его смыслового содержания. Кавычки при этом не ставят.

Допускаются ссылки на авторизированные источники из Internet, если сайты, на которых они размещены, признаются научной общественностью.

При использовании таких источников рекомендуется консультироваться с руководителем дипломной работы.

Список использованной литературы является составной частью дипломной работы. Для описания библиографического списка используется ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. и ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

Библиографический список должен содержать не менее 20-30 наименований. Источники использованной литературы должны датироваться последними 5 годами Расположение материала в списке литературы зависит от темы исследования, от характера и количества приведенных источников. Список литературы помещают непосредственно после основного текста дипломной работы (перед разделом «Приложения»). Литературные источники нумеруют арабскими цифрами и располагают в следующей последовательности:

1. Конституция РФ

2. Кодексы*

3. Законы*

4. Указы*

5. Постановления*

6. Федеральные правила (стандарты) *

*Располагать в хронологической последовательности (по дате утверждения).

Далее расположение источников в списке литературы приводится в алфавитном порядке. При алфавитном расположении литература группируется в строгом алфавите фамилия автора и заглавий книг и статей (в том случае, когда книга или статья выполнена под общей редакцией). Если несколько источников начинается на одну и ту же букву, то порядок расположения зависит от места в алфавите второй буквы от начала названия и т. д.

В списке каждому литературному источнику присваивается номер, указывается фамилия автора в именительном падеже и затем инициалы, название книги (брошюры), повторность издания, место издания (пишут полностью в именительном падеже, за исключением названий двух городов – Москвы (М.) и Санкт-Петербурга (С.-П.), название издательства, год выпуска и общее количество страниц источника. По каждому литературному источнику из периодических изданий (журналов, газет, сборника трудов) необходимо записать фамилию и инициалы автора, название статьи, наименование издания, год выпуска, номер издания, страницы начала и окончания статьи.

Далее приведены примеры библиографического описания различных видов литературных источников

Описание законодательных актов

        Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2, 3, 4. - М.: Эксмо, 2009. – 672 с.

Описание книги с указанием авторов

Памбухчиянц, О. В. Организация коммерческой деятельности: учеб.для сред. спец. учеб. заведений / О.В.Памбухчиянц. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К", 2008. – 445с

Описание журнальной статьи

Федорец М.Н. Маркетинговые исследования и анализ потребителя рынка услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. - № 6. – С.16-21.

Описание газетной статьи

Тюрюмин В. По привычному маршруту / В.Тюрюмин // Экономика. Право. Менеджмент. 2005. №18. С. 3.

Особенности составления библиографических ссылок на электронные ресурсы

Объектами составления библиографической ссылки также являются электронные ресурсы. Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т. д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, веб-страниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т. п.).

Для электронных ресурсов удаленного доступа приводят примечание о режиме доступа, в котором допускается вместо слов «Режим доступа» (или их эквивалента на другом языке) использовать для обозначения электронного адреса аббревиатуру «URL» (UniformResourceLocator — унифицированный указатель ресурса).

Перечень использованных веб-сайтов оформляется в следующем порядке: название статьи, автор, источник (электронная версия газеты, журнала, нормативно-правового акта, канала телевидения и т.п.), ссылка на веб-сайт.

Интернет-источники

О защите прав потребителей: Федеральный закон от 7 февр. 1992 г. № 2300-1 (с изм. и доп.) [Электронный ресурс ]. - URL: http: // www.garant.ru

О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (с изм.и доп.) [Электронный ресурс ]. - URL: http: // www.garant.ru

Описание нормативных документов

1. ГОСТ Р 51697-2000 Товары бытовой химии в аэрозольной упаковке. Общие технические условия.

2. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.

3. ПБУ 3/2006 «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»


ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

2.1. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы

В случае допуска работы к защите  заместитель директора по учебной работе делает соответствующую запись на титульном листе.

Допущенная работа сдается на рецензирование.

Перед защитой студент готовит доклад на 7-10 минут, презентацию и сопроводительный иллюстративный материал, предварительно согласованный с руководителем. Иллюстративный материал должен быть выполнен на листах формата А4 и раздается комплектами каждому члену государственной аттестационной комиссии (ГАК) перед докладом. При наличии замечаний рецензента и руководителя дипломник готовит на них ответы. Все дипломники, включенные в список защищающихся в этот день, перед началом заседания ГАК сдают секретарю ГАК дипломные работы с отзывами и рецензиями.

В докладе студент должен отразить:

  • актуальность темы;
  • объект и предмет исследований;
  • цель и задачи работы;
  • теоретические и методические положения, на которых базируется дипломная работа;
  • результаты и методы проведенного анализа изучаемой проблемы;
  • конкретные предложения по решению изучаемой проблемы с обоснованием целесообразности и возможности их реализации;
  • экономический, социальный и экологический эффекты от разработок (ожидаемые или фактические).

Доклад должен быть подготовлен в письменном виде.

2.2.  Процедура защиты выпускной квалификационной работы

К началу защиты выпускной квалификационной работы кроме документов, указанных в п.3.9, государственной аттестационной комиссии должны быть предоставлены:

  • выпускная квалификационная работа с соответствующими подписями;
  • рецензия;
  • отзыв руководителя.

На защиту выпускной квалификационной работы отводится до 30 минут. Процедура защиты устанавливается председателем государственной аттестационной комиссии по согласованию с членами комиссии и, как правило, включает доклад студента (не более 7-10 минут). При этом должна быть названа тема дипломной работы, обоснована ее актуальность, охарактеризованы научно-нормативная база, объект, предмет и методология проведенного исследования, сформулированы цель и задачи. После этого излагаются полученные автором результаты, те выводы и предложения, к которым он пришел в итоге, дается оценка эффективности тех предложений, которые сформулированы автором.

Для того, чтобы выступление выпускника было позитивно воспринято и оценено комиссией, его следует тщательно подготовить совместно с руководителем. Большую часть доклада должны составлять конструктивные предложения по разрешению проблем, существующих в рамках избранной темы. Данные предложения должны быть хорошо аргументированы, подкреплены расчетами, их практическую значимость следует четко обосновать, а эффективность оценить. Для большей наглядности и убедительности доклад может сопровождаться демонстрацией  различного иллюстративного материала (схемы, таблицы, графики). Желательно также, чтобы свой доклад дипломник излагал свободно, без излишней привязки к тексту. После выступления выпускник отвечает на вопросы членов комиссии, а также на замечания, содержащиеся в отзывах научного руководителя и рецензента. Может быть предусмотрено выступление руководителя выпускной квалификационной работы, а также рецензента, если он присутствует на заседании государственной аттестационной комиссии.

После окончания публичной защиты Государственная Аттестационная комиссия проводит свое закрытое заседание, на котором оцениваются ее результаты. С правом совещательного голоса на нем могут присутствовать научные руководители и рецензенты защищенных работ.

При определении окончательной оценки по защите выпускной квалификационной работы учитываются:

  • доклад выпускника по каждому разделу выпускной работы;
  • ответы на вопросы;
  • оценка рецензента;
  • отзыв руководителя.

При этом комиссией учитываются глубина проведенного исследования, его теоретический уровень, значимость полученных результатов, обоснованность выводов и предложений, сформулированных автором, соответствие оформления дипломной работы установленным стандартам, качество иллюстрационного материала, а также уровень общей подготовленности студента к выполнению своих профессиональных обязанностей. Решение по каждой работе принимается путем открытого голосования, но основе мнения большинства членов комиссии.

Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытых заседаниях аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.

Результаты выпускной квалификационной работы объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний государственных аттестационных комиссий.

2.3. Критерии оценки дипломной работы

        Критериями при оценке дипломных работ выступают:

1) актуальность избранной темы и тех задач, которые стояли перед автором;

2) обоснованность результатов проведенного исследования и сформулированных по его итогам выводов и предложений;

3) степень новизны полученных в ходе проведенного исследования результатов;

4) степень самостоятельности студента при написании дипломной работы;

5) практическая значимость полученных в ходе выполненного исследования результатов.

        Обоснованность полученных результатов, а также выводов и проектных предложений, содержащихся в выпускной работе, определяется с позиций их соответствия известным научным положениям и фактам, корректности методики проведенного исследования и иных соображений.

        Новизна полученных результатов определяется как:

1) установление нового научного факта или подтверждение известного факта для новых условий;

2) получение сведений, приводящих к формулировке проверяемых гипотез, которые требуют дальнейшей проверки;

3) применение известных методик для решения новых задач;

4) обоснованное решение поставленной задачи.

        Личный вклад студента в подготовку представленной выпускной работы определяется степенью его самостоятельности при выборе темы, постановке задач исследования, обработке и осмыслении полученных результатов, написании и оформлении дипломной работы.

        Практическая значимость полученных в ходе написания дипломной работы результатов оценивается возможностью их использования в научно-исследовательских работах, для совершенствования учебного процесса, целесообразностью их публикации в научных изданиях, журналах и т.д.

        Результаты защиты дипломной работы оцениваются аттестационной комиссией по четырехбалльной шкале.

Оценка «Отлично» выставляется за следующую дипломную работу:

• работа носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, глубокий анализ проблемы, критический разбор деятельности предприятия (организации), характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;

• имеет положительные отзывы руководителя и рецензента;

• при защите работы студент показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения по улучшению положения предприятия (организации), эффективному использованию ресурсов, а во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т. п.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.

Оценка  «Хорошо» выставляется за следующую дипломную работу:

• работа носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, достаточно подробный анализ проблемы и критический разбор деятельности предприятия (организации), характеризуется последовательным изложением материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями;

• имеет положительный отзыв руководителя и рецензента;

• при защите студент показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по улучшению деятельности предприятия (организации), эффективному использованию ресурсов, во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т. п.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.

Оценка «Удовлетворительно» выставляется за следующую дипломную работу:

 • носит исследовательский характер, содержит теоретическую главу, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом и недостаточно критическим разбором деятельности предприятия (организации), в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения;

• в отзывах руководителя и рецензента имеются замечания по содержанию работы и методике анализа;

• при защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется за следующую дипломную работу:

• не носит исследовательского характера, не содержит анализа и практического разбора деятельности предприятия (организации), не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях;

• не имеет выводов либо они носят декларативный характер;

• в отзывах руководителя и рецензента имеются существенные критические замечания;

• при защите студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки, к защите не подготовлены наглядные пособия или раздаточный материал.

Оценка выпускной квалификационной работы основывается на показателях оценки результатов обучения, определяемых степенью освоения профессиональных компетенций в соответствии с видами профессиональной деятельности выпускников и фиксируется по каждому студенту в представленной форме:

Оценка выпускной квалификационной работы

_______________________________________________________( ФИО выпускника)

Коды проверяемых компетенций

Показатели оценки результата

Оценка

ПК 1.1.

ПК 1.2.

ПК 1.3.

ПК 1.4.

……………..

ПК N.N.

Структура и оформление выпускной работы

Студенты, выполнившие выпускную квалификационную работу, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту. В этом случае государственная аттестационная комиссия может признать целесообразным повторную защиту студентом той же выпускной квалификационной работы, либо вынести решение о закреплении за ним нового задания на выпускную квалификационную работу и определить срок повторной защиты, но не ранее чем через год.

Студенту, получившему оценку «неудовлетворительно» при защите выпускной квалификационной работы, выдается академическая справка установленного образца. Академическая справка обменивается на диплом в соответствии с решением государственной аттестационной комиссии после успешной защиты студентом выпускной квалификационной работы.

Студенту, имеющему оценку «отлично»  не менее чем по 75 процентам дисциплин учебного плана, оценку «хорошо» по остальным дисциплинам и прошедшему все установленные ФГОС СПО, входящих в итоговую государственную аттестацию, с оценкой «отлично» выдается диплом с отличием.

Студент, не прошедший в течение установленного срока обучения аттестационные испытания, входящие в состав государственной (итоговой) аттестации, отчисляется из колледжа и получает академическую справку установленного образца.

Выпускники, не прошедшие итоговые аттестационные испытания, допускаются к ним повторно не ранее следующего периода работы государственной аттестационной комиссии, который назначается не ранее трехмесячного и не позднее пятилетнего срока.

Студентам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине, может быть продлен срок обучения до следующего периода работы государственной аттестационной комиссии, но не более чем на один год.


Приложение А

Форма заявления на выпускную квалификационную работу

_________________________________

___________________________ ГБОУ  СПО УКСИВТ

_________________________________

(Ф.И.О.)

от студента ___курса _______ группы специальности ________________ _________________________________________

_________________________________(Ф.И.О.студента)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разрешить выполнять дипломную работу на тему ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись_________________________ ___________________________________

(дата)

РЕШЕНИЕ

Прошу утвердить тему и назначить руководителем

__________________________________________________________________

__________________________________________ ________________________

(дата)

В приказ:

Утвердить тему и руководителя. Консультантом по разделам дипломной работы назначить ___________________________________________________

Зам. директора по УР________________________________________________

(дата)

Приложение Б

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Уфимский колледж статистики, информатики и

вычислительной техники»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

                        З.З. Курмашева

«___» ______________ 2014 г.

Дипломная  работа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ…

Рецензент дипломной работы

                               С.С. Сидоров

«___» ________________ 2014 г.

Руководитель дипломной работы

                                П.П. Петров

«___» ________________ 2014 г.

Дипломник гр. 3З-1

                                И.И. Иванов

«___» ________________ 2014 г.

2014

Приложение В

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Уфимский колледж статистики, информатики и

вычислительной техники»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

                       З.З. Курмашева

«      »                             2014г.

ЗАДАНИЕ

на дипломную  работу студента  дневного отделения, группы 3З-1, специальности  120714 Земельно-имущественные отношения

Фамилия, имя, отчество: Иванов Иван Иванович

Тема дипломной работы: «Совершенствование организации управления развитием территории муниципального образования на примере…..»

В результате выполнения дипломной  работы должны быть представлены:

  1. пояснительная записка, состоящая из следующих разделов:

Введение

1 Теоретическая часть

2 Опытно-экспериментальная часть

Продолжение приложения В

Заключение

Список использованной  литературы

Приложения

Список рекомендуемой литературы:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]: текст по сост. на 1 июля 2010 г. - М.: Юрайт, 2010.- 94 с.- (Правовая библиотека).
  2. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель [Текст]: науч.-практич. журн. / Учредитель Некоммерческое партнерство Издательский дом «Просвещение». – 2006, нояб. – М.: Политэкономиздат, 2012. – Ежемес.
  3. Марченко, А.В. Экономика и управление недвижимостью [Текст]: учеб. пособие. - Изд. 2- е, перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.- 448 с. - (Высшее образование).
  4. Федеральная служба государственной регистрации, кадастр и картографии Росреестр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosreestr.ru/, свободный.

Задание к выполнению получил  «   »               2014 г.

Студент Иванов Иван Иванович

Срок окончания «   »               2014 г.

Руководитель дипломной работы                          П.П. Петров

Задание рассмотрено на заседании цикловой комиссии экономических дисциплин  и ЗИО  «   »                 2014 г.

Председатель цикловой комиссии                           М.В. Киселева

Приложение Г

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Уфимский колледж статистики, информатики и

вычислительной техники»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на дипломную работу

Дипломник __________________________________________________________

Группа______________________________________________________________

Специальность  120714 Земельно-имущественные отношения

Тема________________________________________________________________      

____________________________________________________________________

Объем дипломной работы:

количество листов теоретической части ______________________________

количество листов опытно-экспериментальной  части_____________________________________________________________

Заключение о степени соответствия выпускной квалификационной работы заданию

____________________________________________________________________

Характеристика качеств, проявленных дипломником при работе над дипломной работой: самостоятельность, дисциплинированность, умение планировать работу и пользоваться литературным материалом и т.д.

Оценка умений анализировать, обобщать, делать выводы и оформлять полученные результаты.

Продолжение приложения Г

____________________________________________________________________

Положительные стороны дипломной работы

________________________________________________________________________________________________________________________________________Недостатки дипломной работы

________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка возможности практического использования материалов выпускной квалификационной работы.

____________________________________________________________________

Заключение об уровне подготовки дипломника и возможности присвоения ему соответствующей квалификации, предлагаемая оценка за дипломную работу

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель дипломной работы _______________________________________

Место работы________________________________________________________

«____»_________________2014 г.

Подпись

                                                           

                                           

                                                          Приложение Д

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Уфимский колледж статистики, информатики и

вычислительной техники»

РЕЦЕНЗИЯ

на дипломную работу

Дипломник __________________________________________________________

Группа______________________________________________________________

Специальность  120714 Земельно-имущественные отношения

Тема________________________________________________________________      

____________________________________________________________________

Объем дипломной работы:

количество листов теоретической части ______________________________

количество листов опытно-экспериментальной  части_____________________________________________________________

Заключение о степени соответствия выпускной квалификационной работы заданию

____________________________________________________________________

Оценка умений анализировать, обобщать, делать выводы и оформлять полученные результаты.

Продолжение приложения Д

____________________________________________________________________

Положительные стороны дипломной работы

________________________________________________________________________________________________________________________________________Недостатки дипломной работы

________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка возможности практического использования материалов выпускной квалификационной работы.

____________________________________________________________________

Заключение об уровне подготовки дипломника и возможности присвоения ему соответствующей квалификации, предлагаемая оценка за дипломную работу

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рецензент_______________________________________

Должность______________________________________

Место работы________________________________________________________

«____»_________________2014 г.

Подпись

Приложение Е

Форма направления на рецензию выпускной квалификационной работы

Рецензенту _____________________________________________________

________________________________________________________________

Направляю Вам на рецензию дипломный проект (работу) студента ____________________________________________________________

Специальности ______________________________________ ГБОУ СПО УКСИВТ

на тему: _______________________________________________________

________________________________________________________________

Защита работы состоится «___» _________________ 20__ г.

Рецензия должна быть представлена в Государственную аттестационную комиссию не позднее «____» _____________ 20__г.

_________________________________________________            (ФИО)

Приложение Ж

СОДЕРЖАНИЕ

лист

Введение

4

1Теоретическая часть

7

1.1

7

1.2

1.3

2 Опытно-экспериментальная  часть

22

2.1

22

2.2

2.3

Заключение

52

Список литературы

55

Приложение А.

57

Приложение Б …………

Приложение В ………….

Приложение Г ………….

Приложение З

АННОТАЦИЯ

Дипломная работа содержит анализ социально-экономического развития Абзелиловского района, выявлены территориальные проблемы экономического и экологического характера, подготовлена документация, необходимая для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территории.

 



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

          Согласовано                                                                                  Утверждаю

 зам. заведующего колледжем БашГУ                                    заведующий колледжем БашГУ

Р.М.Хабибуллина____________                                                А.М. Бускунов _____________                                                                    

«____»____________ 2011 года                                                «____»____________ 2011 года

Доклад

 для заседания учебно-методического совета колледжа БашГУ

на тему «Роль игры в активизации учебного процесса»

Уфа 2011

Настоящий Доклад составлено в соответствии с требование Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

                                                                   

 

                                                                             

                                                                 

Автор:   преподаватель     ________________________ М.В. Киселева

Роль игры в активизации учебного процесса.

Общей тенденцией современного образования является его гуманизация. Новые дидактические требования, которые помогут решать современные образовательные задачи включают в себя соблюдение принципов деятельности, минимакса, целостного представления о мире, непрерывности, вариантности и творчества.

Всем перечисленным принципам соответствует такая форма построения процесса обучения как игра.

Общеизвестно, что игра является одним из основных видов человеческой деятельности. Именно играя, ребенок знакомится с окружающим миром, усваивает и принимает его «правила игры». При помощи игры первоначально осуществляется социализация развивающейся личности.

Также значимы игры в их различных проявлениях (инновационные, имитационные, ролевые и др.) в учебном процессе.

В подготовке будущих специалистов в современных условиях большое внимание следует уделять моделированию конкретных экономических ситуаций, предоставлять возможность студентам самостоятельно принимать решения в заданных условиях.

Игра, если она построена не только как выполнение определенных функций (замещающее обучение), но и на последующем разборе ситуаций, является формой моделирующего проблемного обучения.

Занятия в форме деловых игр неизменно вызывают интерес у студентов, позволяют иллюстрировать, обогащать теоретический материал, закреплять его понимание в ходе практических действий самих обучающихся. Опыт проведения деловых игр по дисциплинам «Маркетинг», «Ценообразование», «Статистика», «Страховое дело», «Операции с недвижимым имуществом», «Менеджмент» и др. cвидетельствует, что данная форма в сочетании с продуманным лекционным курсом" очень эффективна, она живо воспринимается студентами.

Деловые игры дают представление и вырабатывают умения и навыки в сфере принятия экономических решений организациями, государством, населением. В играх устанавливаются факторы, отражающие целесообразность действий данных экономических субъектов.

В настоящее время подобрать соответствующие игры по дисциплинам не представляется очень сложным. Имеются целые издания, написанные в такой форме. Например, по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет» хорошей базой может стать учебное пособие Н.А.Каморджановой «Бухгалтерский учет: вопросы, тесты, игры»/Москва: Финансы и статистика, 2008.

При изучении дисциплины «Страховое дело» по теме «Формы и виды страхования » эффективной оказалась настольная игра «Играем в жизнь», разработанная ФК «УралСиб» и напечатанная в журнале «Финансы - это просто» в 2006 г. Благодаря ей студенты закрепили знания о разновидностях личного и имущественного страхования реально предполагаемых страховой

компанией, осознали необходимость страхования. При проведении зачета выяснилось, что данная тема является одной из наиболее хорошо усвоенных студентами.

Исходя из материала читаемого курса, преподаватель и сам имеет возможность разработать деловую игру. Такой опыт имеется по дисциплине «Статистика» (тема «Статистическое наблюдение»). При этом студенты самостоятельно определяют исследуемые признаки объекта наблюдения, разрабатывают формуляр, собирают информацию и т. д. Полученные сведения используются при изучении последующих тем дисциплины: «Сводка и группировка», «Средние величины», «Таблицы и графики в статистике» и др. Использование игры позволяет студентам лучше уяснить логику курса, понять взаимосвязанность статистических приемов и методов, поддерживает постоянный интерес, так как объектом изучения являются сами обучающиеся.

Широкий простор для применения игровых моментов имеется при преподавании дисциплины «Операции с недвижимым имуществом». Студенты становятся сторонами сделки (обмен, аренда, приватизация и др.), составляют договор на взаимовыгодных условиях, определяют последовательность действий, формируют пакет документов, необходимых для регистрации сделки. Также студенты могут принять на себя функции регистрирующих органов (например, при обмене недвижимости, находящейся в разных регистрационных округах). Длительность таких игр может быть от 10-15 минут до целой пары.

Деловые игры широко возможно применять в дисциплине «Маркетинг», где практически каждая тема позволяет смоделировать проблемную ситуацию, в которой действует несколько контрагентов (соответственно разных групп студентов). Действия «противника» практически невозможно предугадать, что при анализе ситуации и подведении итогов вызывает неснижающийся интерес, заставляет студентов глубже опознавать изучаемые экономические явления, возможные действия и их последствия. Наиболее просто и интересно для обучающихся провести игры по темам «Конкурентная среда», «Маркетинговое исследование», «Реклама». Можно предложить разработать сценарий такой игры и нескольким студентам группы, которые затем становятся ведущими (игротехниками).

Хорошие результаты дает применение игр в усвоении экономической терминологии. На протяжении ряда лет студенты неизменно с энтузиазмом воспринимают предложение составить кроссворды, сканворды и т. п. по заданной теме или всему изученному материалу курса. Затем составленные и отредактированные преподавателем кроссворды используются при индивидуальном опросе, что позволяет сделать его более разнообразным, неформальным, дает большую накопляемость оценок, экономит время за счет параллельности с устным опросом.

Популярностью у студентов пользуется и «Экономический аукцион». При организации игры студенты на несколько команд. Преподаватель объявляет

экономические понятия, состоящие из скольких букв (4,5,6 и т.д.) по теме, дисциплине или группе дисциплин должны «накопить» участники.

К определению размера слов можно привлечь студентов, это дает им причастность к созданию условий игры. В ходе аукциона, подготовка к которому ограничивается по времени преподавателем самостоятельно или совместно с группой, выигрывает команда сумевшая собрать и объяснить наибольшее количество терминов. Товаром аукциона в конечном итоге выступает отличная оценка победителям.

Такую игру целесообразно провести в начале изучения дисциплины для ознакомления с уровнем знаний студентов по предшествующим экономическим дисциплинам или в конце с целью оценки усвоения материала курса, умения самостоятельно формулировать определения экономических понятий.

Вполне органично использование игр во внеурочной работе (например, во время проведения недели цикловой (предметной) комиссии). Здесь за базу могут быть взяты сценарии популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «КВН», «Пойми меня» и др. Естественно, что их тематика будет экономической.

Обобщая изложенное представляется возможным еще раз выделить факторы активизации обучения при применении игровой техники в процессе проведения занятий. Их значение особенно велико для дисциплин имеющих прикладной характер. Игры ориентируют обучаемых на творческий деятельный подход , умение использовать теоретические знания на практике обучающиеся в ходе игры ставятся в центре ситуации, в положении, когда необходимо самостоятельно принимать решения, рисковать . При проведении игр возможно одновременное вовлечение в активный учебный процесс практически каждого студента. Игровая обстановка способствует сосредоточению внимания на учебном материале. Информация, закрепленная игрой, хорошо и надолго запоминается.

Велико воспитательное, развивающее значение игр, поскольку в ходе их проведения у студентов формируется умение работать в команде, выслушивать противоположные мнения, объективно оценивать себя и окружающих, потребность в получении знаний.

Естественно, что проведение обучающих игр требует определенной методической базы (раздаточный материал с условиями игры, инструкции для сложных игр, таблицы для оформления результатов и т. п.) и определенного мастерства преподавателя, его умения преподнести материал, умения заинтересовывать студентов, глубины знаний, требовательности.

Таким образом, применение игр может стать не только элементом активизации образовательного процесса для студентов, но и стимулом для совершенствования работы педагогического коллектива, повышения квалификации, компетентности каждого преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ. 08 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ, МУЧНЫХ И КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной  программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО  19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР в части освоения основного вид...

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 МЭВСУКВиВ

Программа производственной практики (преддипломной)  разработана в соответствии с:- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности ...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01  механическАЯ  кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы  - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...